Поделки своими руками из древесной стружки. Карандашная стружка

Найти и проявить свои таланты никогда не поздно. Реальным тому подтверждением служит история 55-летнего учителя труда обычной провинциальной школы – Сергея Бобкова. Его жизненный и творческий путь проходит в селе Кожаны Красноярского края, Россия. Прославился он не только в родном поселке и на территории страны, но и за ее пределами как талантливый скульптор, создающий потрясающие трехмерные художественные изделия из древесной стружки. Вот уже несколько лет нашедший свое призвание художник радует людей невероятно реалистичными творениями в виде различных животных и птиц, перья и шерсть которых заменяют обработанные особым способом тончайшие древесные пластины.

Первые изыскания в области нового направления в искусстве, уникальную технологию которого, между прочим, Сергею удалось запатентовать, начались девять лет назад, когда скульптору было 48 лет. Однажды он обратил внимание на уникальные свойства древесной стружки, которые могли бы помочь ему в создании чего-то особенного, выходящего за рамки существующих представлений о творчестве. Так мастером были отмечены фактурность, пластичность и многообразность оттенков древесного материала. К тому же, он натуральный, доступный по стоимости, при этом не теряющий со временем своих первоначальных эстетических свойств. Не откладывая идею в долгий ящик, Сергей принялся за работу, и в результате был создан первый шедевр — птица из древесной стружки в натуральную величину, запечатленная в типичной динамичной позе.

До этого художник успел перепробовать большое количество ремесел – плетение из лозы, изготовление изделий из керамики, художественная резьба по дереву и даже производство мебели, но поистине близким ему стало создание неординарных скульптур из дерева. От экспонатов веет поразительной естественностью и легкостью: шерсть реалистично пушистая, кажется, сейчас наклонится под легким дуновением ветра, а перья, воздушные и легкие, вмиг могут ожить и взмыть в небо. За почти десять лет своей работы мастер изготовил целую коллекцию животных и птиц, подобных которым нет во всем мире.

По словам Сергея, делать то, что удается большинству – ему неинтересно, а вот найти свой путь и создать нечто необычное – совсем другое дело, это отлично вдохновляет.

Задолго до того, как приступить непосредственно к созданию новой скульптуры, на протяжении нескольких месяцев мастер досконально изучает интересующий его субъект. Он штудирует учебники с описаниями и фотографиями выбранного зверя или птицы, а также следит за их повадками и особенностями в естественной среде обитания до тех пор, пока не станет настоящим знатоком в данной теме.

Начинается история изготовления стружечной скульптуры с создания пластилинового прототипа, представляющего собой практически полную трехмерную модель, служащую своеобразным “манекеном” для снятия мерок, которые позже переносятся на дерево.

Основа будущего изделия вырезается по созданному эскизу из брусков дерева, которые затем покрываются шерстью или перьями. Технология производства и обработки древесной стружки представляют собой достаточно сложные процессы. Так как обычная стружка — материал очень хрупкий, Сергею приходится добиваться эластичности и прочности посредством вымачивания дерева в воде. Затем из мокрых брусков режутся тончайшие пластины, которые некоторое время просыхают между страницами школьных учебников.


И вот наконец материал готов, и вскоре искусный резчик превратит тонкие пластинки в мех, пух или перья. Каждый элемент равняется приблизительно 5-8 см. Для пущей реалистичности Сергей обрабатывает их резцами и ножницами, дабы внешняя схожесть была максимальной. Деревянные перья и мех с ювелирной точностью приклеиваются руками мастера к “телу” будущей скульптуры. Клюв и когти также делаются из стружки, склеенной из нескольких десятков слоев.

По словам Сергея Бобкова, для данного вида искусства подойдет стружка различных видов древесины, однако он предпочитает работать исключительно с сибирским кедром.

Изготовление необычных скульптур заставляет ремесленника проводить в своей мастерской по 14-18 часов в день, трудясь не покладая рук. Сложная, филигранная, требующая многих навыков, сил и вдохновения работа приносит Сергею только удовлетворение и радость. На создание одного стружечного шедевра в виде крупного животного или птицы у художника уходит примерно 4-6 месяцев. Скульптор утверждает, что особенно сложно работать над фигурками пушных зверей. К примеру, пару куниц, для меха которой мастеру понадобилось 150 тончайших стружек, он создавал долгих 8 месяцев. Шерсть соболя состоит из 30 тысяч ворсинок, а для оперения орла понадобилось до 7 тысяч пластинок древесной стружки. Одну из последних крупных работ — двух глухарей — художник делал в тандеме со своим 21-летним сыном Артемом.


Стружечные изделия из-за их поразительного внешнего сходства со своими «моделями» часто сравнивают с чучелами животных. Однако данное утверждение художнику совсем не по душе, ведь его произведения представляют собой полную противоположность чучел мертвых животных — они символизируют жизнь и несут в мир исключительно красоту и добро.

Коллекция скульптур Сергея Бобкова выставлена в поселковой школе, куда кроме местных жителей часто приходят туристы и отдыхающие из ближайшего курорта «Красноярское Загорье».


Наиболее масштабные детища мастер пока не осмеливается продавать, что абсолютно неудивительно, ведь очень сложно попрощаться с творением, на которое было потрачено более шести месяцев работы. Для приобретения предлагаются небольшие скульптуры вроде деревянных цветов и симпатичных сов. К примеру, сейчас на сайте скульптора на продажу выставлена композиция из трех сов, стоимость которой составляет 150 тысяч рублей. Для сравнения стоит отметить, что за одну из наиболее прекрасных работ скульптора — статую орла — предлагали 3 млн. рублей, однако Сергей отказался от данного предложения.

У талантливого Сергея Бобкова грандиозные планы на будущее — он мечтает о большом художественном центре, который будет включать в себя выставочный зал, мастерскую и гостиницу для тех, кто желает обучиться премудростям данного вида искусства или просто полюбоваться уже созданными шедеврами.

Ольга Щербелева
«Волшебная стружка». Конспект занятия по ручному труду. Поделки из древесной стружки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 12 «Солнышко»

р. п. Юрты

Мастер-класс

Тема : «Волшебная стружка »

Учитель-логопед : Щербелева О. Л.

Цели и задачи :

Познание.

Расширить представления детей о свойствах дерева, его использовании и значении в жизни человека.

Труд .

Научить использовать деревянную стружку для изготовления сувениров, поделок и украшений , закрепить умение строгать, плести, вырезать заготовки с помощью шаблонов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коммуникация.

Формировать умение согласовывать в речи слова, обозначающие цвет, форму, величину, учить составлять словосочетания из существительных и прилагательных. Добиваться правильного употребления предлогов. Развивать артикуляционный аппарат, формировать в речи детей правильное произношение звуков. Развивать словарный запас детей.

Безопасность.

Закрепить знание правил безопасности работы с режущими инструментами (ножницы, рубанок) .

Художественное творчество.

Учить красиво располагать узор на изделии, прививать эстетический вкус и аккуратность.

Оборудование и материалы : доска из осины, стружка , шаблоны, тиски, рубанок, ножницы, клей ПВА, кисточки, чашечки с водой, салфетки, карандаши, линейки.

В нашем детском саду два года назад проходил конкурс мини-музеев. Мы в своей группе оформили мини-музей «Дерево» . С детьми была проведена большая работа по ознакомлению с видами деревьев, их свойствами, с использованием и применением дерева в жизни человека. Дети узнали, что люди издавна используют дерево для поделок и украшений .

После проведенных исследований пришли к выводу, что у всех деревьев разная древесина , у одних твердая, у других мягкая, податливая, которую легко пилить и строгать. Мы с детьми решили научиться работать с деревом, так как мы живем в поселке лесников, где родители детей занимаются деревообрабатывающей промышленностью, и этот материал нам более знаком и доступен.

Так как в нашей группе есть дети, которые нуждаются в помощи логопеда, мы привлекли к работе учителя-логопеда, поэтому вся работа с деревом сопровождается словом, произношением звуков, поговорок, речёвок, загадок и стихов.

Для работы с деревом мы используем инструменты : пилу, тиски, рубанок, ножницы, выжигатель.

Рассматривание инструментов сопровождаем стихами и загадками :

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катерком струится

Деревянный дымок.

(рубанок)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(пила)

Два кольца, два конца,

Посредине гвоздик.

(ножницы)

Сначала мы попробовали дерево строгать. Для этого выбрали осину, так как это самое гибкое, мягкое, податливое дерево, за это резчики по дереву ценят осину и делают из нее разные поделки .

Мы взяли влажную без сучков осиновую доску, закрепили ее на столе-верстаке тисками, сделали строгание рубанком по всей длине доски равномерно и получили стружечную ленту . (Обязательно следить за техникой безопасности при работе с режущими инструментами .)

При изготовлении стружки использовали чистоговорки для закрепления произношения звуков :

Ка – ка – ка – очень ровная доска.

Ку – ку – ку – посмотри на стружку .

Цы – цы – цы – мы ребята – молодцы!

Вжик – вжик – вжик – стружка бежит .

Ша – ша – ша – наша стружка хороша .

Шо – шо – шо – я строгаю хорошо.

Жу – жу – жу – по доске рукой вожу.

Жу – жу – жу – я вам стружку покажу .

И так, мы получили красивую, в завитках стружку и задумались , как и куда ее применить, что же из нее можно сделать? Крутили, вертели, дули на нее, нюхали, поглаживали, трогали…Затем вместе с детьми решили сделать из стружки предметы : панно для украшения группы, браслеты, броши, ободок для волос, игольницу, вазочку и т. д.

Вот здесь и началась работа… Мы сделали с детьми мамам подарки к 8 Марта, подарки для малышей, подарки ко Дню Учителя сотрудникам детского сада , девочки сделали себе украшения и украсили групповую комнату.

Этапы работы со стружкой для изготовления

декоративного коврика.

1. Длинную стружку разрезаем на полоски необходимой длины с помощью линейки либо условной мерки и карандаша. Возьмем линейку и карандаш, отмерим нужную длину и поставим метку на стружке .

Карандаш держим в правой руке правильно. Закрепляем навыки измерения слева направо. Идет подготовка руки к письму.

Возьмем в руки карандаш,

Он теперь помощник наш.

Длину стружки выбирать ,

Ножницами обрезать.

Раз, два, три, четыре пять,

Начинаем отмерять.

2. Приготовленную стружку опускаем в емкость с водой на несколько минут.

Здесь при работе с водой закрепляем правильное произношение звука с : как льется водичка из-под крана – с - с – с – с. Теперь возьмем стружку и опустим в водичку . Пальчики опустим в воду. Трогаем стружку в воде .

3. Вынимаем из воды, тщательно протираем салфеткой и раскладываем на

Дуем на стружку , губки трубочкой, щечки надуваем

– формирование воздушной струи через рот (трубочкой) .

Развиваем мелкую моторику рук.

Закрепляем понятия длинная, короткая, слева, направо.

4. Начинаем плетение.

С детьми проговариваем стихотворение :

Коврик из стружки красивый такой

Из разных полосок сплету я с душой.

Яркими красками коврик горит,

Можно в подарок его подарить.

5. Концы готового коврика закрепляем с помощью клея.

6. Украшаем коврик.

Мы решили украсить коврик цветами. Для этого детям предложили трафареты лепестков, которые они обводят, вырезают и собирают в цветок.

При изготовлении цветка читаем стихотворение :

Сейчас сделаю цветочек,

В центре у него кружочек,

Лепестков, овалов пять.

Надо все их мне собрать.

Ромашка, словно солнышко,

Из стружки получилась

И теперь вся комната

Лучами засветилась.

Для детских пальчиков это трудоемкий вид деятельности , но все эти «трудности » прекрасно скажутся на развитии мелкой моторики пальцев рук.

Из стружки мы делаем и другие поделки

Например, при изготовлении стрекозы из стружки детям предлагаем загадку :

Это что за вертолет

Отправляется в полет

Над озерами, лугами,

Над цветущими полями?

И проговаривание чистоговорок для закрепления произношения звука з, развитие артикуляционного аппарата и формирование словарного запаса в речи детей.

За – за – за – к нам летит стрекоза.

Зу – зу – зу – мы поймали стрекозу.

Практическая работа

Освоив все правила работы со стружкой , мы смело можем приступить к выполнению задания.

Сегодня мы с вами попробуем сделать декоративное панно-коврик и украсим его цветами.

Основание – коврик у нас уже готово, так как коврик плетется аналогично, как из бумаги, для этого готовую стружку нарезаем на 20 коротких ленточек по 20 см. чтобы ленты не скручивались и не ломались, были гибкими, их надо положить в воду на 3-5 минут. Затем мокрую стружку протереть сухой и чистой тряпочкой.

С помощью ножниц выпрямляем стружку в прямые ленточки и раскладываем на стол гладкой стороной вверх, плетем коврик, кончики закрепляем с помощью клея ПВА.

Затем, чтобы украсить коврик-панно, делаем лепестки для цветов.

Например, РОМАШКА.

Разметку деталей лепестков можно сделать по шаблону, а можно и на глаз. Обязательно напомнить технику безопасности при работе с ножницами. Лепестки можно украсить, то есть сделать украшение электровыжигателем или просто покрасить красками, это придаст им объем и яркость. Но, предварительно, лепестки мочим в воде, чтобы они стали мягкими и при вырезании не ломались и легко закручивались.

Затем, используя клей ПВА, собираем лепестки в бутон, приклеиваем круглую серединку, можно завитки, кудряшки из стружки , листочки по краям. Итак, наши детали соединены и у нас получился цветок. Теперь мы его приклеиваем на коврик и добавляем листочки, завиточки из стружки .

Изделия из стружки получаются очень красивые, оригинальные, своеобразные, а главное, сделанные своими руками.

Зачастую мы не ценим того, что имеем, а ведь порой стоит всего лишь осмотреться по сторонам (в нашем случае – выйти во двор) и вот вы уже счастливый обладатель универсального натурального материала! Поговорим о применении опилок на даче.

На вашем участке скопилось большое количество древесных опилок, и вы не знаете, куда их девать? Мы расскажем, как поступить в такой ситуации, ведь опилки – многофункциональный материал. Убедитесь сами!

1. Ароматизатор из опилок

Благодаря отличным впитывающим свойствам опилки можно использовать как натуральный ароматизатор. Есть два варианта того, как это сделать:

  • если у вас есть опилки можжевельника или сосны, насыпьте их в тканевый мешочек, плотно завяжите лентой;
  • опилки любого дерева пропитайте эфирным маслом и поместите в баночку или мешочек, завяжите или накройте крышкой.

Саше с ароматными древесными опилками положите в шкаф, где хранятся одежда и белье, или разместите в комнате.

2. Выращивание грибов на опилках

Вы знали, что вешенки можно выращивать в самых обычных древесных опилках? Субстрат готовится из крупных опилок лиственных пород и соломы (можно использовать комбикорм или шелуху от семян подсолнечника), смешанных в пропорции 3:1. Компоненты необходимо обработать: замочить массу в горячей воде на 3-7 часов, поддерживая температуру 60°С.

Затем, когда субстрат остынет, его нужно отжать и уложить слоями в плотный прозрачный полиэтиленовый пакет, пересыпая каждый слой размельченной грибницей. В пакете проделывают несколько небольших отверстий. При должном уходе грибы вырастут за 40-45 дней.

3. Компост из опилок

Опилки применяют как удобрение для многих растений. Есть одно "но" – свежие опилки использовать нельзя, так как они "вытянут" из почвы азот, необходимый культурам для роста. Выход из ситуации – приготовление компоста из опилок.

Если компост "заправить" древесными опилками, это ускорит его созревание. Опилки улучшают структуру компоста: делают его более рыхлым, повышают воздухопроницаемость. Еще один "плюс" – такой компост быстрее разогреется по весне. В начале лета заложите компостную кучу, выкладывая опилки (10 кг) слоями. Каждый слой нужно пролить водой, в которой растворены удобрения:

  • 130 г мочевины;
  • 10 г суперфосфата;
  • 70 г хлорида калия.

Также каждый слой нужно просыпать известью (на кучу высотой 1,5 м уйдет 150 г извести). Когда компост будет готов, его вносят в почву из расчета 2-3 ведра на 1 кв.м. Оптимальное время для внесения компоста – конец лета.

4. Мульча из опилок

Этим натуральным материалом мульчируют грядки, почву под ягодными кустами, приствольные круги деревьев и т.д. Для мульчирования можно применять полуперепревшие или перепревшие опилки.

Поскольку свежие опилки вредны для растений (они поглощают из почвы азот), перед использованием их нужно подготовить: на расстеленную пленку слоями высыпать 3 ведра опилок, 200 г мочевины и 10 л воды. Сверху опилки накрывают пленкой и придавливают чем-нибудь тяжелым. Спустя 2 недели опилки можно использовать.

Перепревшие опилки выкладывайте слоем 5-10 см. Мульчирование опилками помогает справиться с сорняками, способствует удержанию влаги в почве.

5. Опилки для копчения

Если вы – счастливый обладатель собственной коптильни, то наверняка знаете, что опилки – прекрасный материал для растопки.

Лучше всего для коптильни подходят опилки ольхи, дуба и плодовых культур: яблони, вишни, абрикоса, облепихи. А вот самые неподходящие деревья, опилки которых не стоит использовать в этих целях, это осина и хвойные.

Опилки для копчения должны быть качественными, поэтому перед использованием убедитесь, что на них нет плесени или следов химической обработки. Замочите опилки в теплой воде на 4-5 часов, затем подсушите (оптимальная влажность 50-70%).

6. Опилки для садовых дорожек

Садовая дорожка из древесных опилок – простой, симпатичный и удобный способ украсить участок. Выройте неглубокую траншею любой формы (примерно на штык лопаты), заполните ее опилками и утрамбуйте. Преимущества такой дорожки:

  • ее можно сделать сколь угодно извилистой;
  • в ней не будет застаиваться вода;
  • сорняки не скоро пробьются сквозь опилки.

Имейте в виду, что со временем опилки в дорожке просядут, поэтому каждый год придется их подсыпать.

7. Опилки для теплых грядок

Опилки пригодятся для устройства органических траншей – так называемых теплых грядок. На таких грядках растениям очень комфортно, они получают больше питательных веществ. На дно траншеи (глубина 40-50 см) выкладывают слой ошпаренных опилок, застилают их тканью и поливают розовым раствором марганцовки.

Следующий слой - растительные остатки (например, листва, ботва растений), которые посыпают золой (1-2 стакана на 1 кв.м). Затем в траншею высыпают смесь, в которую входят перегной или торф (5-6 ведер), песок (1 ведро), 1 ст.л. мочевины, 2 стакана золы, 1,5 ч.л. борной кислоты, 1 ст.л. суперфосфата, 1 ч.л. сульфата калия, 1 ч.л. цинка сернокислого.

8. Опилки как субстрат

Опилки сделают грунт более рыхлым, а значит, к корням растения будет поступать больше кислорода. Для субстрата нужно брать лежалые опилки либо добавить к свежим мочевину (на 1 ведро – 40 г удобрения). Это не даст опилкам забрать у растений азот. Чтобы приготовить субстрат для рассады, смешайте следующие ингредиенты:

Смесь 1: опилки, низинный торф, речной песок (в соотношении 1:2:1).

Смесь 2: опилки, огородная земля, торф низинный (1:1:2).

К готовой смеси (из расчета на 10 л субстрата) добавьте 40 г двойного суперфосфата, 1/2 стакана золы, 15 г аммиачной селитры и 40 г сернокислого калия.

9. Опилки как утеплитель

Опилки можно применять как утеплитель при изготовлении термокороба для хранения овощей и фруктов на балконе. Сделать термокороб своими руками очень просто. Возьмите высокую коробку, деревянный ящик или другой контейнер с крышкой, и наполните емкость сухими древесными опилками. Овощи или плоды поместите в опилки и поставьте термокороб на балкон.

10. Опилки против скольжения

Чтобы обезопасить себя и близких, позаботьтесь о том, чтобы в зимнее время садовые дорожки не превратились в ледяной каток. Опилки помогут вам в этом – регулярно посыпайте ими скользкие места на участке.

11. Опилкобетон своими руками

Этот экологически безопасный, прочный и морозостойкий материал применяют для строительства домов, дачных построек. Для его изготовления вам понадобится бетономешалка. Опилки высушивают и просеивают через сито с ячейками 1×1 см, затем смешивают с цементом и песком. Далее в смесь нужно добавить известняковое или глиняное тесто и перемешать, в несколько приемов налить воду (после каждой порции смесь нужно перемешать).

Количество ингредиентов для опилкобетона средней плотности: 20 кг опилок, 20 кг песка, 10 кг цемента, 15 кг извести (глины).

12. Поделки из опилок

Древесные опилки – прекрасный материал для детского (и не только) творчества. Из опилок можно лепить фигурки, приготовив для этого тесто (2 стакана опилок, 1/2 стакана крахмала, 1/2 стакана воды, 5 ст.л. клея ПВА, 1 ч.л. растительного масла). Также крупными опилками можно украсить пластилиновую фигурку, сделав, например, перышки для птички: аккуратно втыкайте в фигурку опилки, создавая "оперение". Мелкие опилки можно выкрасить в разные цвета и сделать из них картину, приклеивая на картон.

13. Посадка картофеля в опилки

Опилки используют как субстрат для проращивания картофеля. В ящики нужно насыпать опилки, положить на них здоровые клубни картофеля и засыпать их еще одним слоем опилок. Толщина верхнего слоя не должна превышать 3 см. Ящики ставят в темное прохладное (12-15°С) место и регулярно увлажняют субстрат.

14. Опилки против вредителей

Опилки – эффективное средство в борьбе с вредителями. Так, чтобы избавиться от личинок колорадского жука, необходимо засыпать междурядья картофельных грядок свежими древесными опилками. Смолистые вещества, выделяемые ими, отпугивают насекомых.

15. Укрытие растений опилками

Известно, что незимостойкие растения нужно укрывать от холода, и в этом вам на помощь снова придут опилки! Наполните этим материалом полиэтиленовые пакеты и обложите ими побеги зимующих растений. Другой вариант – мульчирование или окучивание растения опилками.

Если не хотите, чтобы растение задержалось в росте, не забудьте убрать укрытие из опилок с приходом весны. Почва под опилками согревается намного медленнее.

16. Штукатурка опилками

Штукатурку из опилок также называют теплой. С ее помощью можно утеплять откосы оконных и дверных блоков, отделывать внутренние стены, а также фасады. Кроме того, теплая штукатурка хорошо изолирует шумы. Вам понадобится бумажная масса (например, измельченные старые газеты), цемент и опилки. Ингредиенты смешиваются в соотношении 2:1:3 и разбавляются водой, после чего снова тщательно перемешиваются.

Из опилок можно сделать многое, например:

  1. Топливные пеллеты и брикеты , о которых вы можете прочитать .
  2. Опилкобетон, о котором мы говорили .
  3. Неплохой утеплитель пола и стен дома.
  4. Арболит – современный строительный материал с низкими теплопотерями и невысокой ценой, о котором мы рассказывали вот .

Тажке опилки – очень хороший материал для различных поделок, из них можно делать:

  • необычную бумагу, которая будет выглядеть очень похожей на бересту;
  • объемные или пустотелые фигурки (аналог папье-маше);
  • прочную и красивую упаковку для подарков;
  • красивые и необычные картины.

При достаточной:

  • аккуратности;
  • усидчивости

вы сможете сделать из опилок даже миниатюрную мебель для кукол , которая внешне будет очень похожей на настоящую.

В этой статье мы расскажем о том, как делать из опилок различные поделки, которые не стыдно будет подарить к празднику или Дню Рождения.

Художественное применение опилок можно разделить на пять частей:

  • изготовление бумаги;
  • формирование объемных фигур из опилок;
  • сборка композиций из нескольких элементов;
  • покраска и лакировка.

Изготовление бумаги

Бумага из опилок – это очень интересный материал, из которого можно делать различные украшения .

Несмотря на то, что:

  • толщина;
  • жесткость

такой бумаги сопоставима с картоном, необычная текстура делает ее очень привлекательной для создания:

  • аппликаций;
  • различных украшений.

При этом существует возможность как увеличить, так и снизить жесткость бумаги, применяя ту или иную технологию.

Кроме того, бумажная масса очень пластична , поэтому ее можно заливать в различные формы, делая объемные фигуры.

Свойства такой бумаги

Качества бумаги из опилок зависят от:

  • размера опилок;
  • способа их измельчения в сухом виде;
  • способа измельчения в вареном виде;
  • используемого клея.

В большинстве случаев бумага из опилок на ощупь довольно:

  • жесткая;
  • грубая;
  • с четко выраженной структурой, в которой просматриваются мелкие опилки.

Свернуть ее в рулон можно лишь при довольно большом диаметре – в лучшем случае 5 см. Согнуть вдвое почти невозможно , потому что бумага рвется или ломается.

Ее можно резать:

  • ножницами (хотя и с большим усилием);
  • ножом.

Она обладает высокой адгезией к любым клеям благодаря:

  • неровной поверхности;
  • способности впитывать воду.

Красить такую бумагу можно как во время изготовления, так и до или после приклеивания на место.

Очень популярны обои из такой бумаги , они отличаются:

  • красивым и стильным внешним видом;
  • простотой нанесения;
  • тем, что не препятствуют стенам дышать, то есть выводить на улицу избыток влаги в помещении.

Более подробно о применении таких обоев читайте в этой статье (Обои из опилок).

Минимальная толщина бумаги напрямую зависит от размера опилок после повторного измельчения. Чем меньше размер измельченных опилок, тем тоньше получится бумага.

От используемого клея зависят:

  • жесткость;
  • прочность.

Крахмал делает бумагу:

  • жесткой;
  • непрочной,

а, к примеру, клей ПВА делает ее хоть и жесткой, но гораздо более прочной.

Однако клей ПВА, как и любые другие клеи на синтетической основе, снижает способность бумаги:

  • пропускать через себя влагу;
  • впитывать воду,

поэтому такую бумагу можно будет:

  • приклеивать;
  • красить

лишь совместимыми с ПВА жидкостями.

В качестве клея очень эффективен лигнин , но для его выделения ковер из сваренных и измельченных опилок необходимо сжать под давлением в десятки атмосфер (кг/см2).

Если есть мощный пресс с подходящими по размеру рабочими поверхностями, то можно без всякого клея создавать бумагу высокого качества .

Такая бумага отличается от фабричной лишь:

  • необычной расцветкой;
  • большей толщиной;
  • грубой текстурой,

однако ее вполне можно будет свернуть в трубочку или сложить вдвое.

Как сделать ее дома

Основные этапы мало чем отличаются от тех, что применяют в промышленном изготовлении бумаги.

Вот последовательность действий :

  1. Подбор опилок.
  2. Варка в содовом растворе и измельчение.
  3. Добавление вяжущего (только для бумаги, которую не будут прессовать) или красителя (если необходимо, чтобы даже разрез или разрыв бумаги был цветным).
  4. Создание ковра и сушка или прессование.

Подбор материала

Перед изготовлением бумаги важно правильно подобрать опилки .

Хвойная древесина пропитана большим количеством смол, поэтому бумага из нее будет:

  • более прочной;
  • менее восприимчивой к воде,

поэтому ее сложней красить и клеить водорастворимыми красками и клеями.

К тому же, она несколько хуже пропускает водяной пар.

Лиственная древесина содержит мало смолы, поэтому бумага из нее получается менее прочной, зато хорошо впитывает воду. Из-за этого у лиственной бумаги более высокая адгезия к воде .

Максимально восприимчивая к воде бумага получается из тополя, но ее прочность крайне мала из-за невысокой прочности самой древесины.

Кроме того, для создания бумаги можно использовать опилки только из ствола или толстых ветвей , ведь:

  • кора;
  • камбий

не обладают нужными свойствами.

Поэтому для изготовления бумаги не подходят опилки с лесозаготовок или пилорам , где распиливают неокоренные бревна. Также не подойдут опилки, полученные из засохших ветвей, которые обрезают во время санирования деревьев.

Лучше всего для изготовления бумаги брать опилки в деревообрабатывающих цехах (ДОЦ), ведь там они обычно рассортированы по породе древесины.

Не менее важно подобрать опилки по размеру. Чем они крупней, тем грубей и жестче будет бумага.

Оптимальная длина опилок 1–2 мм , если они крупней или вместо опилок вы смогли приобрести лишь стружку, то после варки придется измельчать ее с помощью блендера. Измельчение потребуется и для мелких опилок, если вы хотите сделать бумагу более мягкой.

Варка в содовом растворе и измельчение

Чтобы подготовить опилки к превращению в бумагу, их необходимо варить 20–30 часов в растворе соды (1–2 чайные ложки на 1 литр воды). Уровень воды должен быть выше уровня опилок на 3–5 см.

Каждые 2–4 часа слабо кипящую массу нужно перемешивать и следить, чтобы опилки сильно не разбухли и не полезли через край.

Во время варки происходит процесс гидролиза и волокна древесины теряют свою жесткость.

Варите опилки только на свежем воздухе или в помещении с хорошей вентиляцией .

Вместо соды можно использовать слабый раствор серной кислоты, но для этого вам потребуется специальная емкость, потому что кипящий раствор кислоты разъест эмаль кастрюли и может повредить даже алюминиевую емкость.

Кроме того, для работы с раствором кислоты необходимо специальное снаряжение , хотя бы:

  • закрытый комбинезон;
  • защитные очки;
  • респиратор;
  • резиновые перчатки.

Поэтому проще варить в растворе соды , тем более, что действуют они на древесину одинаково:

  • заполняют капилляры древесины жидкостью;
  • размягчают их стенки.

После окончания варки опилки становятся мягкими , как размокшая бумага, поэтому их можно:

  • измельчить с помощью бытового блендера;
  • растолочь пестиком в ступке,

предварительно промыв в горячей воде.

Помните, чем крупней вареные опилки, тем жестче будет бумага. Поэтому бумагу, которую не придется сгибать, можно делать и без измельчения опилок.

Добавление вяжущего и красителя

В качестве вяжущего можно использовать:

  • акриловый клей;
  • казеиновый или костный клей;
  • любой столярный клей;
  • муку;
  • крахмал;
  • любые водорастворимые лаки.

Вяжущее необходимо, если вы будете изготавливать бумагу без прессования. Если же у вас есть подходящий пресс, то во время сдавливания волокна древесины выделят лигнин , который прочно склеит их между собой. В качестве краски можно использовать любые водорастворимые колеры или красители .

Промыв опилки после варки залейте их водой, чтобы она покрыла сваренную массу и добавьте туда разведенные в воде клей и красители.

Количество клея и красителей вам придется определять индивидуально , поэтому готовьтесь к тому, что бумага нужного качества получится у вас далеко не сразу.

Записывайте пропорции клея и красителей, а также полученный результат и экспериментируйте, меняя количество и состав этих реагентов.

После добавления клея и красителя тщательно перемешивайте все содержимое емкости до получения однородной массы.

Создание ковра и сушка или прессование

Для создания ковра вам потребуется две рамки одного размера с натянутой на них марлей. Внутренний размер рамок будет соответствовать размеру листа бумаги .

Рамки можно сделать из:

  • деревянных реек;
  • толстой стальной проволоки.

Для создания ковра расположите рамку над емкостью для слива воды и наливайте на нее тщательно перемешанный раствор, состоящий из:

  • вареных опилок;
  • воды;
  • дополнительных реагентов.

Вода с реагентами будет стекать через марлю, а опилочная масса останется на рамке.

Несколько раз осторожно перекладывайте ковер с одной рамки на другую , для этого ставьте пустую рамку на рамку с ковром и переворачивайте их на 180 градусов. Верхняя рамка станет нижней и вода будет стекать с обеих поверхностей ковра.

Когда большая часть воды уйдет, выложите ковер на лист ровной фольги и положите его на хорошо освещенном и проветриваемом месте , чтобы подсушить.

Если вы использовали клей , то во время подсушки бумага затвердеет и станет более жесткой. Если же вы делаете бумагу без клея , то подсушив ее в течение суток, уже можно сжимать ее прессом.

Оборудование для самостоятельного изготовления

Никакого специального оборудования, кроме пресса, для производства бумаги не требуется.

Можно обойтись тем, что есть на любой кухне :

  • электрической, газовой или дровяной печкой;
  • алюминиевой или эмалированной кастрюлей с крышкой;
  • кухонным блендером;
  • половником.

При выборе пресса учитывайте, что для выделения лигнина давление на древесину должно превышать 20 кг/см2 по всей поверхности листа. То есть для листа формата А4 давление пресса должно составлять почти 13 тонн.

Сделать такой пресс самостоятельно весьма сложно, тем не менее, мы приготовили ссылки на несколько форумов, где обсуждают самостоятельное изготовление прессов соответствующей мощности :

При использовании пресса помните, что он создает давление лишь на небольшом участке , поэтому придется либо прессовать бумагу небольшими кусочками, либо использовать толстые стальные пластины (4 и более см толщиной) в качестве матрицы и пуансона.

Как правильно ее резать и сгибать

Из-за высокой жесткости резать бумагу из опилок с помощью ножниц не очень удобно.

Кроме того, ножницами сложно сделать ровный отрез, поэтому лучше использовать острый сапожный нож .

Собираясь резать бумагу, проверьте остроту ножа – проведите лезвием вдоль руки, словно бы брея волосы.

Острый нож легко срезает волоски, если же он их только мнет, то лезвие нужно наточить . Периодически правьте лезвие с помощью куска кожи натертого пастой ГОИ.

С помощью линейки и карандаша разметьте линии отреза, затем положите бумагу на деревянную или пластиковую доску, размер которой немного больше размера листа. Одной рукой придерживайте лист, а другой проводите ножом по линии отреза, обеспечивая угол между лезвием и бумагой в 10–15 градусов.

Не старайтесь разрезать бумагу за один раз, так вы можете помять или порвать лист. Обычно хватает 2–4 прохода ножом по линии реза, чтобы полностью прорезать бумагу. Этот же метод применяйте и для фигурной резки бумаги.

Если вы хотите согнуть бумагу с четкой линией сгиба, то это можно сделать либо с прессованной, либо с мокрой бумагой. После пресса бумага приобретает гибкость и сопоставима по своим характеристикам с альбомной обложкой, поэтому никаких сложностей с любым сгибанием не возникает.

Чтобы согнуть бумагу с клеем, необходимо сделать форму из:

  • дерева;
  • пластика;
  • любого другого материала, к которому не пристает выбранный клей.

Если вы хотите сделать из нее коробку, то потребуется не только внутренняя, но и внешняя форма, причем последнюю желательно делать составной .

Чтобы клей не приставал к форме, опрыскайте ее силиконовым спреем. Когда спрей высохнет, наполните наружную форму обезвоженной массой и вставьте в нее внутреннюю форму. Внутренняя форма выдавит большую часть материала , который заполнит все свободное пространство между обеими формами.

Таким образом можно изготавливать не только коробки, но и различные пустотелые фигурки или образы.

Что можно из нее сделать

Бумагу из опилок можно применить для различных поделок. К примеру, из нее можно делать красивые аппликации. Причем бумагу можно использовать как в качестве основы (необрезанная бумага выглядит как древний берестяной свиток ), так и в качестве декоративного элемента.

Из нее можно сделать «берестяную грамоту» в подарок на день рождения, написав на ней поздравление и наклеив какие-нибудь украшения. Также из нее можно делать картины, причем лучше всего использовать бумагу в качестве основы, ведь она превосходно заменяет холст .

На такую основу хорошо ложатся любые краски, поэтому художник сможет писать не только маслом или акварелью, но и различными современными красками на синтетической основе.

Благодаря высокой жесткости, из такой бумаги получаются красивые и стильные упаковки для подарков. Прямоугольную упаковку делать несколько сложней, чем круглую (тубусы) из-за слишком высокой жесткости. Поэтому приходится придумывать различные технические решения для сгибания бумаги под прямым углом.

Из бумажной массы можно делать различные объемные фигуры (папье-маше), однако для этого подходит лишь масса с клеем.

Для этого раствор сначала обезвоживают с помощью рамок , затем укладывают в форму, обработанную:

  • силиконовым спреем;
  • растительным маслом;
  • каким-нибудь животным жиром.

Можно использовать силиконовые формы, они не требуют смачивания.

Формирование фигурок из бумажной массы и опилок

Для изготовления любых фигурок подходит только бумажная масса с вяжущим веществом, то есть клеем, ведь лигнин выделяется только при высоком давлении , а изготовление или заливка папье-маше происходит без использования пресса.

Чтобы правильно подобрать вяжущее вещество, необходимо заранее продумать дальнейшее использование поделки.

Если вы поставите ее на полку, то подойдет любой тип клея, который используют для создания бумаги. Если же вы собираетесь приклеивать готовое папье-маше к другим деталям для создания композиции, то в качестве вяжущего используйте только акриловый клей или ПВА .

Это вызвано тем, что застывшие:

  • поливинилацетат;
  • латекс

обладают высокой адгезией к большинству современных синтетических клеев, поэтому вы сможете приклеить готовую поделку на любую поверхность.

Более подробно о том, как подбирать клей с учетом вяжущего вещества бумажной массы и типа поверхности, к которой необходимо приклеить бумагу или поделку, читайте в статье (Жидкие обои из опилок).

Объемные поделки можно изготавливать и из опилок, используя для этого как описанные выше вяжущие для бумажной массы, так и:

  • жидкое стекло;
  • эпоксидную смолу;
  • раствор канифоли в спирте.

Опилки связывают с вяжущим в различных пропорциях, в зависимости от необходимых качеств массы. Для заливки в формы массу нужно делать более жидкой , причем, чем меньше отдельные элементы рисунка, тем более жидкой должна быть масса.

Кроме того, раствор канифоли в спирте желательно использовать только для поделок небольшой толщины. Это связано с тем, что спирт сначала испаряется с верхних слоев, поэтому, чем толще поделка, тем дольше приходится ей сохнуть. Любое потрясение формы или содержимого в этот период может привести к нарушению рисунка .

Выбор формы для заливки

Для заливки фигур из бумажной массы или смешанных с клеем (вяжущим веществом) опилок подойдут формы, предназначенные для работы с :

  • гипсом;
  • эпоксидной смолой;
  • акриловой смолой.

Такие формы изготавливают из:

  • силикона;
  • полиуретана;
  • различных пластиков.

Такие формы можно купить в большинстве:

  • хозяйственных магазинов;
  • гипермаркетов.

Стоимость форм начинается от 100 рублей и зависит от:

  • материала, из которого изготовлена;
  • размера.

Их также можно заказать на таких площадках , как:

Самостоятельное изготовление форм

Вы также можете самостоятельно изготовить формы из:

  • гипса;
  • пластилина;
  • воска;
  • парафина.

Форму можно делать, как вырезая из материала лишнее, так и вдавливая, а после застывания вытаскивать из него предметы нужной формы.

Первый способ хорошо подходит для :

  • пластилина;
  • воска;
  • парафина,

а второй для гипса.

Оба метода позволяют изготавливать довольно сложные формы , однако форму из гипса, если что-то пойдет не так, исправить вы уже не сможете.

А формы из:

  • пластилина;
  • воска;
  • парафина

нельзя использовать для массового производства.

Если же у вас есть какая-то статуэтка и вы хотите сделать из опилок или бумажной массы ее точную копию , то вам потребуются:

  • деревянная коробка, размер которой на 1–2 см больше размера статуэтки;
  • жидкий силикон.

Герметизируйте все стыки коробки силиконом, а когда он высохнет, поставьте на дно статуэтку и залейте ее силиконом. Когда силикон высохнет, осторожно разрежьте его с одной стороны на треть или половину высоты и вытащите из нее статуэтку.

Перед заливкой вставляйте форму в деревянный ящик – он предотвратит продавливание разреза и вы сможете получить точную копию исходной статуэтки.

Если вы хотите сделать фигурку с выступающими элементами, например, рыцаря с мечом и щитом, рекомендуем отдельно заливать общую часть и отдельно все выступающие элементы.

После заливки их достаточно склеить, чтобы получить готовую фигуру.

Это связано с тем, что масса для заливки слишком густая , поэтому велика вероятность дефектов в выступающих деталях. Если же делать ее более жидкой, то нарушится текстура готовой фигуры.

Если сделать композицию из нескольких элементов невозможно, то необходимо использовать силиконовую форму и слегка проминать ее пальцами (5–8 мм) в районе выступающих деталей. Это более равномерно распределит смесь по форме и улучшит ее внешний вид после застывания.

  • много полезной информации;
  • отчеты о результатах применения тех или иных материалов;
  • различные советы тех, кто уже набил руку в создании форм для заливки.

Подготовка форм к заливке

Выбрав форму, замесите небольшое количество массы с выбранным вяжущим, положите немного готовой массы на обратную сторону формы. Это необходимо сделать, чтобы определить, совместим ли выбранный клей с материалом формы .

Если после застывания масса легко отделяется от формы, то совместим. Если же приходится отдирать с усилием, а то и оттирать растворителем, то несовместим.

Если выбранный клей несовместим с формой, но невозможно заменить ни форму, ни клей, купите в магазине силиконовую смазку в виде спрея .

Тонким равномерным слоем опрыскайте внутреннюю поверхность формы и после полного высыхания спрея заливайте в форму готовую массу. Силикон нейтрален к любым клеям , которые используют в качестве вяжущего вещества как при изготовлении бумаги, так и при работе с опилками.

Подготовка массы

Для приготовления массы из опилок вам потребуются :

  • емкость для перемешивания;
  • миксер, шпатель или палочка для промешивания;
  • чистые опилки;
  • клей;
  • вода;
  • чайное ситечко;
  • чистое полотенце;
  • бытовой фен;
  • духовка и противень.

Если опилки были собраны и хранились в чистом месте, то промывать их не требуется. Если же в них много пыли и грязи, то залейте опилки водой, чтобы они покрыли уровень опилок на 3–5 см и энергично перемешайте опилки.

Через 10 минут вся грязь осядет на дно емкости , а опилки будут плавать на поверхности. Собирайте их с помощью ситечка и, максимально сливая воду, выкладывайте на полотенце.

Через полчаса опилки немного подсохнут, после чего:

  • включите духовку в режиме минимального нагрева;
  • высыпьте опилки на противень, стараясь сделать минимальный слой;
  • поставьте противень в духовку.

Дверцу духовки держите немного приоткрытой , чтобы из нее выходил водяной пар. Если у вас газовая духовка, то ставьте противень на самое верхнее место, где обеспечивается минимальный нагрев.

Сушите опилки 10–20 минут, вытаскивайте противень каждые 5 минут и ворошите опилки, чтобы они отдавали влагу более равномерно . Если духовки нет, то сушите опилки с помощью фена, однако такая сушка займет минут 40–50.

Подсушенные опилки засыпайте в емкость для перемешивания и заливайте выбранным вяжущим веществом, после чего интенсивно перемешивайте до получения однородной массы. Затем сразу же заполняйте массой форму.

Если форма сложная, то уложив первый слой массы, уплотняйте ее тонкой деревянной палочкой, стараясь максимально заполнить все полости. Периодически легко сжимайте низ силиконовой формы, чтобы улучшить заполнение полостей. Если форма из пластика или полиуретана , то ее легонько ударяйте о стол.

Уложив первый слой, сразу же накладывайте второй и уплотняйте так же. Послойно заполняйте форму до самого верха, постоянно уплотняя массу. Когда форма заполнена, масса должна немного выступать над ней .

После этого возьмите металлическую или пластиковую линейку и срежьте ей массу по уровню формы. На этом заливка завершена, после полного застывания вяжущего вытаскивайте готовую поделку из формы.

Обработка готовых отливок

Несмотря на то, что готовую отливку, извлеченную из формы, уже можно установить куда-нибудь в качестве статуэтки, ее желательно доработать .

Для этого внимательно осмотрите статуэтку, стараясь обнаружить любые дефекты заливки . Если статуэтку делают в форме с разрезом, то нередко на статуэтке по линии разреза остается тонкий нарост, образованный материалом, выдавленным в разрез. Такой нарост нужно осторожно срезать ножом.

Через 5–7 дней, когда клей обретет максимальную прочность , нужно будет место среза зачистить наждачной бумагой №150, затем отполировать наждачкой №220.

Если в качестве вяжущего вы использовали жидкое стекло , то нарост необходимо удалять с помощью надфиля, после чего так же зачищать наждачной бумагой.

Обнаружив раковину или выемку на залитом участке, замесите такую же массу, что шла на отливку и ей заполните дефект. Через 5–7 дней зачистите участок сначала бархатным надфилем, затем наждачными бумагами № 100, затем 150 и 220.

После этого готовьте изделие к лакировке, для этого его нужно:

  • вымыть с мылом;
  • промыть теплой водой.

Если в качестве вяжущего вы использовали:

  • крахмал;
  • муку;
  • другие подобные компоненты,

то эта операция не нужна.

Когда статуэтка полностью высохнет, покрасьте ее, если необходимо. Используйте краски, совместимые с выбранным клеем . Для большинства вяжущих это акриловые и нитроцеллюлозные краски.

Для поделок из крахмала или муки можно использовать густые акварельные краски . Для поделок на основе ПВА или водорастворимого латекса используйте только акриловые краски .

После высыхания красок, покройте статуэтку лаком того же типа, что и краска. Не наносите нитроцеллюлозный лак на акриловую краску и наоборот, это может привести к вспучиванию краски .

Как приклеивать поделки к разным типам поверхности

Основная проблема , которая возникает при попытке приклеить какой-то объемный предмет к основе, заключается в том, что не всегда можно этот предмет:

  • прижать с должной силой;
  • придавить на необходимое время.

Поэтому чаще всего для приклеивания поделок на основу применяют горячий метод или двойное нанесение клея .

Однако наилучший результат дает термоклей , ведь он заполняет неровности приклеиваемой детали, благодаря чему увеличивается площадь контакта, а также быстро остывает.

Поэтому применяйте термопистолет, где это возможно. Это особенно важно, если вам приходится приклеивать округлую поверхность, которую невозможно прижать к основе на большой площади.

Если возможно, то напильником немного сточите поверхность , которую будете приклеивать – напильник увеличит площадь, а значит и прочность контакта, а также очистит поверхность от:

  • грязи;
  • жиров.

Большинство рецептов папье-маше из опилок предусматривают использование в качестве вяжущих веществ ПВА или акрилового клея.

Поэтому клеи на ацетоновой или нитратной основе могут повредить их.

Растворитель таких клеев эффективно растворяет и латекс, поэтому при неправильном применении поверхность детали размягчится и вы не сможете качественно приклеить ее.

Таким же образом соединяйте и отдельные детали, если необходимо:

  • создать сложную композицию из нескольких элементов;
  • сделать составной объект.

Как приклеивать, если в составе есть крахмал

Некоторые технологии папье-маше предусматривают использование в качестве вяжущего вещества:

  • крахмал;
  • муку.

Если в состав массы входят ПВА или акриловый клей , то приклеивайте так, как описано выше.

Если же в качестве вяжущего использовали только муку или крахмал , то необходимо обмазать поверхность папье-маше в месте приклеивания клеем ПВА и дать высохнуть сутки. Затем намазать ПВА основу и приклеиваемую поверхность детали и сушить 10–15 часов, после чего приклеить «горячим способом».

ПВА пропитает наружный слой поделки и дополнительно свяжет его. Эту же функцию может выполнить и акриловый клей, но для него нужна более высокая температура, а это может привести к повреждению основы или склеиваемой детали .

После полного высыхания первого слоя клея, второй слой надежно свяжет обе клеевые поверхности.

Более подробно о совместимости клеев и выборе клея по материалу основания читайте в статье (жидкие обои из опилок).

Как сделать шкатулку

Нередко возникает необходимость сделать уникальную упаковку для подарка и в этом поможет та же самая масса из опилок. Но сначала необходимо купить или сделать самостоятельно форму и матрицу верхней и нижней частей будущей упаковки. При этом шкатулку делают из шести, а иногда и семи–восьми частей.

Сначала необходимо нарисовать чертеж шкатулки в натуральный размер , затем чертеж каждой отдельной части (также в натуральный размер).

Если вы хотите украсить ее поверхность резьбой, то нарисуйте резьбу на каждом из рисунков.

Если вы хотите сделать шкатулке фигурную крышку , то ее нужно будет собирать из двух деталей:

  • нижней, от которой будет зависеть плотность закрывания шкатулки;
  • верхней, украшенной рисунками.

Помните, ошибка даже в 1 мм может испортить всю конструкцию .

  • каждую из деталей шкатулки изготовьте из древесины, точно соблюдая все размеры, в том числе толщину стенок;
  • соберите все детали будущей шкатулки без клея чтобы убедиться, что вы нигде не ошиблись;
  • если вы хотите покрыть шкатулку узорами, то вырежьте их на поверхности деревянных деталей, тогда они в готовом виде будут вдавленными, или на дне матрицы, тогда они будут выступающими;
  • подготовьте небольшие емкости для заливки форм;
  • выберите материал для заливки, помните, что вы сможете вырезать узоры только в пластилине;
  • заполните емкости выбранным материалом (если вы используете пластилин, то нагрейте его на водяной бане);
  • опрыскайте детали со всех сторон силиконовым спреем и после его высыхания погрузите детали в емкости (если вы готовите форму из силикона, то эта операция не нужна);
  • расположите детали так, чтобы их верхняя часть была заподлицо с материалом;
  • когда материал полностью застынет, вытащите деревянные детали.

В готовые формы залейте подготовленную массу (одинаково хорошо подходит как масса из опилок, так и бумажная) и оставьте до полной полимеризации клея .

После полного застывания клея вытащите готовые фрагменты из форм и осмотрите их в поисках дефектов . Если есть какие-то дефекты, подумайте, можно ли их устранить? Если устранить без ухудшения внешнего вида детали невозможно, то проверьте форму, возможно вы допустили ошибку при ее изготовлении.

Если с формой все в порядке, то залейте в нее новую массу, немного увеличив количество клея, чтобы сделать ее более текучей.

Убедившись, что все детали в порядке, соберите их без клея , чтобы проверить, совпадают ли они друг с другом. Если все в порядке, то собирайте с клеем.

  • суперклей;
  • термоклей,

причем последний предпочтительней, потому что проще удалить излишки, выступившие между деталями.

Сначала собирайте нижнюю часть, состоящую из дна и стенок. Затем положите на готовую шкатулку крышку и карандашом обрисуйте контуры шкатулки. Это необходимо, чтобы определить положение нижней детали крышки . Если вы приклеите ее хоть немного сдвинув в сторону, то и крышка окажется сдвинутой.

Приклеив нижнюю часть крышки, раскрасьте все детали (если требуется) и покройте лаком. Когда лак высохнет, вы сможете положить в нее подарок и вручить имениннику.

Самодельная шкатулка из опилок произведет гораздо более благоприятное впечатление , чем любая упаковка, которую можно купить в магазине.

Картины

Такие картины из опилок можно рисовать на:

  • холсте;
  • фанере;
  • других материалах,

однако наиболее эффектно выглядят картины на стекле .

Для создания картины вам потребуются:

  • прозрачное стекло;
  • опилки из разных пород древесины (каждая порода отдельно);
  • опилки из коры и луба разных пород (все отдельно);
  • кисти разного размера;
  • жидкий бесцветный клей на нитроцеллюлозной основе (например, дисмакол);
  • ацетон или спирт для обезжиривания;
  • лак на нитроцеллюлозной основе, желательно в форме спрея;
  • белая бумага;
  • цветные карандаши;
  • новая штукатурная терка.

Нарисуйте на бумаге будущую картину в натуральную величину, но зеркально , стараясь максимально точно подобрать цвета, соответствующие расцветке разных опилок.

Положите этот рисунок на ровный стол, а сверху положите стекло. Обезжирьте поверхность стекла , протирая его чистой тряпкой, смоченной в спирте или ацетоне.

Когда стекло высохнет, начинайте клеем прорисовывать участки одного цвета. За один раз зарисовывайте весь участок одного цвета.

Как только нанесли клей, сразу же посыпайте участок опилками выбранного цвета. Опилки должны покрыть клей слоем толщиной в 1,5–2 мм, а также перекрыть границы клея на 5–7 мм.

Прижмите опилки сверху теркой, ни в коем случае не поворачивая ее в сторону, и сразу же поднимите терку. Если участок по размеру больше терки, то прижимайте терку несколько раз, сдвигая ее только когда она оторвана от опилок . Это необходимо, чтобы опилки максимально прилипли к клею.

Закончив с одним участком, подождите 5–10 минут, чтобы клей успел подсохнуть, затем обдуйте поверхность стекла пылесосом . Излишки опилок сдует, останутся лишь те, что приклеились к стеклу. Затем таким же образом обклеивайте опилками другие участки.

Закончив картину и сдув все лишнее, покройте опилки лаком, чтобы скрепить их. Если опилки занимают не всю поверхность стекла , то покрывать лаком нужно будет не только их, но и чистое стекло. После высыхания лака картину можно вставлять в рамку или дверку.

Если же вы хотите нарисовать картину на:

  • фанере;
  • другом непрозрачном материале из дерева,

то лучше использовать окрашенные опилки.

Чтобы их приготовить, смешайте любые опилки с водорастворимым колером и добавьте туда клей ПВА. На один стакан опилок добавляйте 3–5 столовых ложек клея . Можно сначала размешать опилки и клей, затем поделить на несколько частей (по количеству цветов картины) и каждую часть смешать со своим колером.

Для нанесения рисунка поверхность основы зачистите грубой наждачной бумагой, затем:

  • сдуйте пыль;
  • нанесите контуры рисунка карандашом;
  • нанесите на основу тонкий (он должен быть прозрачным, чтобы можно было видеть рисунок) слой клея ПВА.

Шпателем накладывайте крашеные опилки и распределяйте по всей площади участка. Подравнивайте края участков с помощью стеков для лепки из глины или пластилина. Когда вся картина покрыта краской, положите ее на ровную поверхность и оставьте на сутки .

Через сутки проверьте, не отпадают ли отдельные куски. Если какой-то кусочек отвалился, вклейте его с помощью лака для фиксации волос. Еще через сутки покройте готовую картину акриловым бесцветным лаком . После его высыхания можете повесить ее на стену или подарить кому-нибудь.

Что еще можно сделать

Мы предлагаем вам еще несколько идей, которые позволят сделать из опилок не только красивые, но и полезные в быту вещи :

  1. Декоративная занавеска или штора.
  2. Подарочная открытка на куске бересты или пергамента.
  3. Подарочная салфетка под тарелку.
  4. Вазочка для конфет.

Декоративная занавеска или штора

В конце 80-х годов были очень популярны занавески и шторы из старых открыток, соединяемых между собой канцелярскими скрепками.

Нечто похожее можно сделать и из опилок, только вместо скрепок будут:

  • крючки;
  • отверстия на готовых пластинках.

Их нужно делать из сухих опилок с использованием ПВА или эпоксидного клея, ведь измолотая и наполненная водой масса не обладает нужной прочностью.

Форма пластинок может быть любой , главное, соблюсти 3 условия:

  • крючок одной пластинки должен легко входить в отверстие другой;
  • максимальная толщина пластинок 5 мм (лучше 2–3 мм);
  • в самом узком месте высота крючка не должна быть меньше тройной толщины пластины.

Длина каждой пластинки может составлять 4–10 см, ширина 1–3 см.

Чтобы быстро сделать одинаковые пластинки, рекомендуем воспользоваться:

  • пластилином;
  • металлическим штампом.

Вырежьте из металла подходящей толщины штамп, зачистите его от заусенцев. Затем подсчитайте общее количество пластинок и подготовьте такое же количество пластилиновых форм. Толщина формы должна быть на 4–5 мм больше толщины пластинки .

Затем приготовьте и заливайте его в формы составы из:

  • клея;
  • опилок;
  • различных красителей.

После полного застывания клея (2–3 дня) вытаскивайте пластинки из пластилина и проверяйте их качество.

Возможно, какие-то нужно будет слегка доработать напильником и зашлифовать наждачной бумагой .

Справившись с этим, крепите над окном или дверным проходом петельки или крючки и подвешивайте к ним собранные из разноцветных пластинок ленты.

Правильный подбор цветов позволит вам создать на такой шторе или занавеске несложный рисунок, например:

  • гору;
  • цветок;
  • какое-то животное.

Подарочная открытка на куске бересты или пергамента

Для изготовления такой бересты вам потребуется бумага из опилок на основе:

  • акрилового клея.

Через 5 дней после заливки прогревайте готовую бумагу феном , затем один или оба края намотайте на бутылку (неполный виток), чтобы бумага приобрела завиток, характерный для свитков пергамента. Подержите бумагу на бутылке 2–4 минуты и вытаскивайте бутылку, а бумагу положите в прохладное место .

На следующий день можете делать на ней нужные надписи акриловыми красками, а после их высыхания покройте «бересту» акриловым лаком. Кроме того, на такую «берестяную грамоту» можно наклеить аппликации из опилок, к примеру, «сургучную печать», что сделает грамоту еще более похожей на настоящую .

Подарочная салфетка под тарелку

Такие салфетки пригодятся семьям, где есть маленькие дети. Ведь дети во время еды нередко просыпают или проливают пищу на скатерть, после чего ее приходится долго отстирывать с помощью отбеливателя.

Кроме того, салфетка будет полезна, если в семье есть люди с нарушенной координацией движений, которые тоже роняют пищу на стол.

Ее можно сделать как гибкой, так и жесткой. Если вас устраивает жесткая салфетка , то используйте в качестве вяжущего ПВА или любой акриловый клей, а также непереработанные опилки.

Когда нужно сделать гибкую и мягкую салфетку , применяйте высушенную бумажную массу без вяжущего. Когда масса полностью высохнет, перетрите ее между ладонями, чтобы получить порошок.

В качестве вяжущего используйте:

  • жидкий латекс;
  • бесцветный силикон.

Если вы решили использовать силикон , то рекомендуем во время приготовления бумажной массы добавить в нее краситель, потому что покрасить силикон так, чтобы краска не слезла через месяц, очень сложно.

Для изготовления салфетки нужна специальная форма из пластилина. Для этого раскатайте кусок пластилина так, чтобы его форма соответствовала форме салфетки, а размер был на 1–3 см больше. Из другого куска пластилина сделайте бортик, один из краев которого должен соответствовать форме торца салфетки.

Прилепите бортик к форме, убедитесь, что высота бортика над формой:

  • везде одинакова;
  • соответствует толщине салфетки.

Чтобы украсить салфетку фигурами , необходимо:

  • налепить их на дно формы (они получатся вдавленными в салфетку, а то и сквозными);
  • вырезать на дне формы (они будут выступать над поверхностью салфетки).

Форму также можно сделать из фанеры и перед заливкой материала смазать ее вазелином или жиром. После этого заполняйте форму готовым материалом и осторожно снимайте излишки. Необходимо создать ровную поверхность залитого материала . После полимеризации вяжущего вытаскивайте готовую салфетку из формы.

Салфетки на основе латекса можно:

  • покрасить акриловыми красками;
  • покрыть акриловым лаком.

Салфетки из силикона красить нежелательно, ведь краска быстро слезет.

Вазочка для конфет

Для изготовления такой вазочки вам потребуются :

  • любая стеклянная ваза без расширения снизу;
  • силикон или полиуретан для создания формы;
  • вазелин;
  • деревянный ящик для заливки формы;
  • ПВА или акриловый клей (вяжущее вещество);
  • сухие опилки или высушенная и перетертая опилко-бумажная масса;
  • резиновые перчатки;
  • кисточка.

Сначала сделайте форму, для этого обмажьте вазу снаружи вазелином и протрите чистой тряпкой, чтобы везде остался минимальный слой вазелина . Затем налейте в коробку полиуретан или силикон и установите туда вазу.

Уровень материала для формы должен точно соответствовать краю вазы . Когда материал застынет, осторожно вытащите из него вазу.

Подготовьте смесь для заливки и обмазывайте ей форму. Необходимо сформировать внутреннюю поверхность вазы, чтобы она повторяла форму стеклянной вазы .

Сформировав внутреннюю поверхность, обмакивайте кисточку в клей, который вы использовали в качестве вяжущего и обмазывайте внутреннюю поверхность, чтобы сгладить все неровности.

Через 3 дня вытащите готовую вазу из формы и, при необходимости, раскрасьте ее и покройте подходящим лаком. Если есть желание, на такую вазу можно наклеить аппликации как из опилок, так и из других материалов, однако это нужно делать до покраски и лакировки .

Тематические форумы и мастер-классы

Мы предлагаем вам несколько форумов и мастер-классов, на которых обсуждают различные поделки из опилок,

Вывод

Из древесных опилок можно сделать различные поделки, которыми вы легко удивите ваших гостей.

Прочитав статью, вы узнали, как работать с ними и научились делать:

  • бумагу из опилок;
  • объемные фигурки;
  • красивые шкатулки;
  • картины.

Вконтакте

Древесная стружка – хороший материал для различных поделок.

Она отлично подходит для выражения творческой мысли, при этом являясь экологически чистым материалом.

Причем ее можно использовать как для создания своими руками объемных фигур, так и для различной отделки уже готовых иных изделий.

  • отливки и различные детали;
  • картины;
  • аппликации.

Несмотря на то, что , как и стружка, являются отходами обработки древесины, последние отличаются по форме и размеру . Поэтому отличается и методика их применения.

Изготовление объемных фигур происходит так же, как и с использованием опилок, поэтому мы рекомендуем внимательно прочитать отдельную на эту тему. Там же вы найдете описание технологии, с помощью которой из древесных отходов можно сделать бумагу и простые аппликации.

Если вместо опилок вы используете стружку, то в результате получите более крупный рисунок , который будет зависеть от формы древесных отходов.

При использовании стружки папье-маше и любые отливки получатся более прочными и жесткими.

В связи с этим стружка предпочтительней, если вы хотите делать из смеси клея и древесных отходов табуретки или другие конструкции, испытывающие серьезные нагрузки .

Смешивая стружку с глиной вы получите материал для изготовления различных фигур, которые также получатся более прочными, чем сделанные из глины с опилками.

Практическое применение материала и мастер-классы

Применение стружки напрямую зависит от способа ее получения . Станочная продольная по своей форме напоминает большие опилки, поэтому методика применения такая же, как для опилок.

Отличия от опилок проявляются лишь тогда, когда стружку применяют в качестве отделочного элемента .

Например, с ее помощью можно имитировать:

  • кровельный гонт;
  • черепицу;
  • перья птицы;
  • чешуйки брони на древнем доспехе;
  • шкуру броненосца.

Станочные и ручные поперечные отходы можно использовать для имитации:

  • частокола;
  • солнечных лучей;
  • игл ежа или дикобраза;
  • стрел и копий;
  • веток деревьев;
  • бревен сруба.

Однако наибольший простор для творчества дают продольная ручная стружка и . Их можно применять как целиком, так и разрезая на части нужного размера.

Из них можно сделать:

  • шерсть животных;
  • перья птиц;
  • гонт и черепицу;
  • элементы сруба;
  • цветы и различные сувениры;
  • многое другое.
  • изображения деревянного строения;
  • фигуры лисы;
  • объемного изображения медведя.

Аппликация деревянного строения

Чтобы создать такую картину, потребуется:

  • изображение или фотография деревянного дома, терема или храма;
  • копировальная бумага;
  • основа, в роли которой может выступать ошлифованный отрезок ДВП или другой аналогичный материал;
  • мелкая наждачная бумага;
  • ПВА, акриловый или термоклей;
  • тонкая кисточка;
  • пинцет;
  • острые ножницы;
  • острый нож;
  • утюг или фен;
  • разные виды стружки.

Положите на основу копировальную бумагу, затем изображение или фотографию деревянного строения. Осторожно проведите все контуры ручкой или карандашом, чтобы перенести на основу. Затем снимите рисунок и копировальную бумагу, проверьте качество и целостность копии. Если получилось плохо, сотрите все сначала ластиком, затем мелкой наждачной бумагой и повторите всю процедуру.

Убедившись, что копия получилась, приступайте к подбору стружки. Для сруба лучше всего подойдет ручная продольная стружка, которую можно с помощью ножа или ножниц нарезать на полоски нужной ширины , то есть равной расстоянию между наружными частями линий копии.

Если на рисунке сруб сложен из бревен разной толщины, то можете делать каждую полоску отдельно или пренебречь достоверностью, сделав все полоски одинаковыми.

Если вы выбрали второй вариант, то наклеивать полоски придется сверху, ведь рядом с землей проще подогнать ширину полосы. Если же вы делаете каждую полоску отдельно, то начинать можно как сверху, так и снизу.

Торцы бревен придется также изготавливать из полосок стружки, вырезая ножницами и стараясь придавать максимально круглую форму. Подготовив все элементы сруба, начинайте приклеивать их, намазывая клеем как основу, так и полоски или детали торцов .

Способ приклеивания зависит от жесткости и толщины стружки – если она тонкая и мягкая, то можно использовать ПВА или акриловый клей так, как написано на этикетке. Если же стружка сворачивается прежде, чем клей схватится, то используйте термоклей (необходим большой опыт работы с пистолетом для него).

Если такой способ слишком сложен, или из-за большой длины детали термоклей успевает остыть до установки детали на место, то намазывайте основу и деталь ПВА, но не склеивайте, а оставьте лежать до полного высыхания клея .

Когда клей полностью высохнет, поставьте деталь на место и прогрейте утюгом .

Вместо утюга можно использовать мощный строительный фен, которым нагревают основу, затем к размягченному клею приставляют деталь и прижимают чистой тряпицей.

Очень важно наносить клей так, чтобы он не выступал за пределы рисунка. Если же такое произошло, то сразу же убирайте его чистой мягкой тряпкой.

Закончив со срубом, приступайте к крыше. На деревянных храмах и теремах крышу покрывали гонтом, то есть небольшими деревянными планками. Из-за этого создавалось ощущение, что крыша покрыта чешуей. Чтобы сделать такую кровлю нужно сначала нарезать чешуйки гонта, а затем наклеивать их снизу вверх . То есть сначала полностью нижний ряд, затем расположенный выше и так до самого верха.

Для создания наличников, украшающих окна можно использовать древесную шерсть или ручную продольную стружку.

Использовать для их установки ПВА нежелательно , ведь время его схватывания велико, а прогрев феном или утюгом приведет к ослаблению фиксации остальных элементов и их возможному сдвигу.

Если вы умеете выполнять мелкую резьбу, то можете попробовать покрыть наличники узорами, похожими на те, что видите на картинке дома. Если же сомневаетесь, что это получится, то делайте наличники идентичными по ширине и наклеивайте на свое место с помощью термоклея.

Скульптура лисы своими руками

Изготовление фигурки лисы состоит из нескольких этапов, число которых зависит от способа реализации. Вот основные из них:

  • создание каркаса;
  • создание тела;
  • оклеивание стружкой.

Каркас проще всего сделать из стальной проволоки , газет и скотча. Эти же материалы можно использовать и для создания тела. Однако можно отлить тело из смеси стружки/опилок с любым клеем, а то и слепить из смеси глины и опилок. Поэтому первые два этапа мы описывать не будем, а сосредоточимся на том, как готовое тело превратить в лису.

Для работы потребуются:

  • острые ножницы;
  • острый нож;
  • термопистолет с клеем;
  • ручная продольная стружка и древесная шерсть.

Сначала сделайте несколько тысяч полосок длиной 5 см и шириной 0,5 мм, они и будут шерстью лисы.

Если вы хотите сделать ее более рыжей, чем имеющаяся у вас стружка, то нужно обработать материал морилками подходящего цвета, причем сделать это до того, как вы порежете все на полоски.

После высыхания морилки и подготовки «шерсти», приступайте к ее приклеиванию. Это удобней делать от кончика хвоста, чтобы в любом месте наклон шерсти шел от морды к хвосту и сверху вниз . На тело лисы наносите капельку клея размером не больше 1 мм и вставляйте в нее шерстинку под нужным углом. Когда клей немного остынет (3–5 секунд), приклеивайте следующую шерстинку.

Расстояние между соседними шерстинками 1 мм, уменьшая или увеличивая его, можно создать иллюзию более или менее густого меха.

Соблюдайте направление шерсти на лапах и спине.

Подбираясь к морде, сначала приклейте глаза и нос, затем поводите к ним шерсть.

Если нет желания возиться с настолько тонким материалом, нарежьте полоски шириной 1–3 мм, но внешний вид такой лисы будет гораздо более грубым. Чем шире полоски, тем более жестким будет материал , поэтому стоит сделать специальную стружку.

Для этого возьмите несколько брусков древесины подходящего цвета с прямыми волокнами и без сучков. Уложите их на верстак и прострагивайте с помощью рубанка (толщина снимаемого слоя 0,5–0,8 мм). Затем замочите стружку в воде с небольшим добавлением морилки нужного цвета и оставьте там на сутки, а когда древесина намокнет и станет мягкой, нарежьте из этого материала подходящую по размерам шерсть.

Если вас не устраивает, что будущая шерсть немного вьется, то замачивайте ее 48 часов, после чего укладывайте между страницами старых ненужных учебников и оставляйте так на сутки, затем вытаскивайте ровную стружку и нарезайте ее на куски подходящего размера.

Объемное изображение медведя

Подготовительные действия при создании скульптуры медведя из опилок и деревянных стружек такие же, какие мы описывали в предыдущем разделе.

Основное отличие в том, что у медведей густой и не слишком опрятный мех, поэтому для изготовления шерсти хорошо подойдет ручная или станочная поперечная стружка.

Нарежьте ее на кусочки длиной 1 см различной ширины. Если есть желание сделать шерсть пышней, то все заготовленные кусочки вымачивайте в воде 48 часов, затем наклеивайте на любую болванку подходящего диаметра, например, пластиковую трубу и плотно замотайте тряпкой. Через 2 дня тряпку можно снять, к этому времени будущая шерсть приобретет слегка изогнутую форму.

Если вы хотите сделать не натурную модель, а объемную картину медведя, то потребуется основа – подходящий по размерам кусок фанеры или доски с ровной поверхностью .

Лицевую сторону зачистите наждачной бумагой, после чего нанесите на нее контуры будущего медведя.

Затем сделайте густую смесь из опилок и ПВА и этой смесью сформируйте объемный образ медведя.

Наклеивайте будущую шерсть с помощью термопистолета так же, как мы описывали в предыдущем разделе, начиная от района хвоста, только нанося 2–3 капли клея под каждую стружку.

Если вклеить стружку в районе загривка под большим углом, то медведь будет выглядеть угрожающе – когда животное злится, у него на загривке поднимается дыбом шерсть.

Данное видео — сюжет о том, как школьный учитель трудов создает уникальные скульптуры животных из тончайшей стружки сибирского кедра:

Вывод

С помощью стружки можно создавать довольно сложные изображения, поэтому ее очень ценят все любители художественного творчества. Из этой статьи вы узнали, как:

  • работать со стружкой;
  • создавать из нее изображения;
  • усиливать визуальный эффект этих изображений.

Вконтакте