Забытая древняя технология – умение размягчать камни. Температура плавления камня Плавятся ли камни

Камень — гранит, известняк, мрамор, диабаз, базальт — издавна служит человеку в качестве строительного материала. Что же навеяло людям мысль плавить камень? Какие качества отличают плавленый камень?

Плавленый камень по кислотостойкости не уступает фарфору. Даже в кипящих кислотах, которые в течение нескольких часов, а иногда даже минут растворяют любые металлы, каменное литье не разрушается. Устойчивость против истирания у плавленого камня значительно выше, чем у металлов, материал не подвержен «старению», ему незнакома «усталость». Нипочем и трескучие морозы. А будучи отлитым центробежным способом, он имеет еще более высокие показатели.

К преимуществам плавленого камня можно отнести и простоту технологии его получения. Черпай породу ковшом экскаватора, грузи и подвози к печам. Немаловажное значение приобретает и тот факт, что для получения любого металла приходится перерабатывать значительно больше «руды», чем выходит из нее металла. При переработке камня отходы составляют не более десяти процентов.

К сожалению, он хрупок. Но прочность повышается, если его армировать металлом. Кроме того, плавленый камень чувствителен к резким температурным перепадам. Допустимые в настоящее время нормы в жидкой среде — 100, в воздушной — 250 градусов. Ведутся работы по получению термостойких видов литья. Уже имеются составы, способные выдержать температурные перепады в 500 и даже в 600 градусов.

Даже при отсутствии дефицита на металл применение каменного литья будет просто необходимо. Вот один из бесчисленных примеров. Производство таких удобрений, как суперфосфат, раньше сильно беспокоило специалистов. Металлические лопасти мешалок недолго выдерживали влияние агрессивной среды. А те же лопасти из плавленого камня оказались чуть ли не в двадцать раз прочнее. Вообще каменное литье наибольшим спросом пользуется именно у химиков. И не без основания. Оно сберегает тысячи тонн остродефицитного свинца, значительно увеличивает срок службы оборудования. Так, на Кузнецком металлургическом комбинате травильные ванны, облицованные плиткой из каменного литья, служат шесть лет, тогда как свинцовая футеровка менялась через шесть месяцев.

Замена металлических труб трубами из каменного литья также дает значительный экономический эффект. На Криворожском горнообогатительном комбинате металлический трубопровод для транспортировки руды служил самое большое шесть месяцев, а трубы из плавленого камня — в восемь раз дольше. Чугунные лотки гидрозолоудаления на тепловых электростанциях выходят из строя за 9-12 месяцев. А камнелитные трубы могут служить и 20, и 30 лет.

Базальт - это камень. Базальт - это твёрдый камень, - именно так может показаться стороннему человеку, впервые побывавшему в Сикачи-Аляне, глядя на известные рисунки-петроглифы, изображённые на громадных валунах.

Но совсем немного изучив вопрос, оказалось, что базальт бывает очень разный. Есть, в том числе, и базальтовый туф - который не такой уж и твёрдый. Мной лично ещё в 2012 году была проделан эксперимент про прорисовке одного из камней, расположенного вдалеке от самого комплекса. Мне удалось немного заострённым кусочком камня проделать на валуне канавку шириной около 1 см и глубиной в полсантиметра всего за пару минут! И это знаменитая твёрдость базальта? Да, есть на берегу и очень твёрдые его представители, но их меньшинство. И получается, что легенда о том, что камни «когда-то были мягкими» - несостоятельна. Ведь камни мягкие и теперь!

Помнится, я долго бродил среди них, не понимая, откуда берутся странные полосы на вершинах булыжников, как будто их резали болгарками в самых различных направлениях, или на них пилили доски. Всё оказалось просто и стало понятно, когда выяснилось, что камни мягкие. Просто местные рыбаки часто привязывают свои лодки толстой металлической проволокой, которая при значительном волнении воды постоянно трётся о камень, в конце концов перетирая его и создавая бороздки. Простая проволока!

Получается, что любой рыбак прошлого, сидя на берегу долгое время, мог выдолбить личины Сикачи-Аляна, одну за другой - просто от скуки, от нечего делать. Пожалуй понимание того, что камень-базальт на берегу Амура - совсем не твёрдый было первым необычным результатом исследований. Но всё же статья не об этом…

Ранее мы уже публиковали фотографию камня, найденного там же, в Сикачи-Аляне, на котором остался необычный след, будто по нему провели пальцами, если бы валун был мягким, или допустим несколько раз палкой. Ничего похожего, как этот экземпляр, в округе нет.

Это породило загадку. Не сказать, чтобы я сильно рвался её решать, но стало интересно, может ли быть камень действительно мягким? И вот, через некое время, уже второе, прямо-таки потрясение ждало меня, когда сперва мне начало резать слух слово «Базалит» (теплоизолятор из базальта), - а после разбирательства я вдруг узнал, что температура плавления базальта всего лишь 1300 - 1400 градусов. Т.е. даже ниже температуры плавления железа! До этого мне всегда представлялось, что жар для расплава любого камня должен быть не менее 3 тысяч градусов, но это оказалось не так.

Иными словами, любой серьёзный пожар в округе Сикачи-Аляна мог легко размягчить эти камни до состояния полутвёрдой лавы. И вот тогда можно легко вообразить, как вскоре после пожара человек мог подойти к такому камню и провести по нему чем-нибудь твёрдым, керамическим или железным (дерево быстро загорится от прикосновения к такой расплавленной лаве).

Пара десятков шамотных кирпичей, воздухонагнетатель и каменный уголь - вот всё, что нужно для получения температуры плавления вплоть до полутора тысяч градусов, согласно нижеприведённой ссылке:

Согласно тексту вышеприведённого топика - такая немного хитрая конструкция вполне достаточна для того, чтобы очень быстро плавить алюминий. Но по словам автора, в процессе у него расплавился и стальной тигель, в котором этот алюминий находился. А это уже температура выше 1400 градусов, необходимая для плавки базальта.

Так что в ближайшее время, как только найду шамотный (огнеупорный) кирпич и глину, пару горстей каменного угля и раздобуду керамический или какой другой тигель - буду пытаться соорудить похожую конструкцию. Куллер для нагнетания воздуха мне уже обещали подкинуть.

P.S. «Зачем это нужно?» - спросите вы. А я отвечу: «Пока и сам не знаю». Но есть некое ощущение, что если будет возможно расплавить базальт в подобных условиях - то это позволит создать новую цепочку размышлений о том, как могли быть созданы некоторые из рисунков в Сикачи-Аляне. Да и вообще поможет посмотреть с другой стороны на жизнь предтечей с Амура.

Да и кроме всего прочего - просто интересно.

P.S.2. И что-то ещё... Ах да. Подобные примеры - хороший способ понять, как порой шаблонизировано бывает наше мышление. Возможно кто-то со мной не согласится, но ещё пару лет назад у меня было чёткое представление о том, что любой базальт - это очень твёрдый камень. А сам камень априори раслпавить практически не возможно. Мышление меняется...

Все знают, что извержение вулкана — это страшное природное явление. Лава уносит тысячи людей, поглощает все живое, превращая в пепел. Убежать от нее практически нереально. Плавление камня позволяет получить лаву и в домашних условиях!

youtube

Поэтому не рекомендуется строить жилье вблизи вулканов. Даже если они потухшие, в любой момент могут ожить и тогда беде не миновать. Но люди не смотрят на предупреждения гидрометцентров и продолжают застраивать пустые места.

Лава — раскалённая масса, вязкая на вид, которая появляется из камней силикатного состава под воздействием огромных температур и извергается из вулканов.

Канал King of Random решил показать своим подписчикам, как можно в домашних условиях превратить обычные камни в лаву. Для этих целей они использовали плавильню и последние технологии.

Ребятам из канала поступило письмо. Они по заслуге оценили идею и решили ее воплотить в жизнь. Короли рандома не боятся трудностей и готовы принять любой вызов.

Король рандома предложил два способа превратить камни в лаву. Первый способ заключался в том, чтобы нагреть натуральный материал в печи, а второй — разогреть камень при помощи внешнего воздействия специального приспособления, напоминающего сварочный аппарат.

В результате первого способа, камни расплавились, но быстро стали твёрдыми и хрупкими. А вот при втором способе ребятам удалось добиться желаемого результата. Температура плавления камней различна. Она зависит от их химической природы.

Смотрите интересное и познавательное видео! Такого вы точно нигде и никогда ещё не видели! Захватывающий ролик. Приятного просмотра и хорошего дня!


Саксайуаман – мегалитический
храмовый комплекс, расположенный на высоте 3701 м над уровнем моря на
северной окраине города Куско (Перу). Пожалуй, это один из самых
невероятных по своей красоте и энергетике памятников архитектуры,
который достался современным людям в наследство от цивилизации,
предшествовавшей инкам.

От особенностей конструкции Саксайуамана
попросту захватывает дух: камни, вырезанные непонятным способом и
подогнанные друг к другу с потрясающей точностью, сочетание острых краёв
и гладких поверхностей стен.

Современные археологи считают, что самые старые части этого города были
построены кильке (цивилизацией доинковского периода) тысячу лет назад,
однако в племенах инка рассказывают древние легенды о том, что город был
построен в глубокой древности – его создали боги, спустившиеся с небес.

Здесь вы можете увидеть удивительные фото древних мегалитических
сооружений, составляющих комплекс. Каменная кладка Саксайуамана – это
огромные стены, состоящие из камней весом более 50 тонн, подогнанных
друг к другу, как части большого «тетриса», так плотно, что кажется,
будто они сплавлены вместе. Между ними невозможно просунуть даже лист
тончайшей бумаги. Как будто неведомый великан согнул их и слепил, как
пластилин.

Во многих местах Саксайуамана встречаются так называемые «троны» или
«кресла». Как объясняют гиды, это древние алтари, однако подобная
интерпретация выглядит не слишком убедительной. Возможно, вырезанные из
очень твёрдого материала (с такой впечатляющей лёгкостью, будто скала
представляла собой кусок масла) плоские поверхности были чем-то другим.

Трудно поверить, что всё это было
сделано тысячи лет назад, поскольку даже современные обрабатывающие
инструменты не всегда могут справиться с подобной задачей. Что уж и
говорить о древних народах, с которыми ну никак не ассоциируются такие
циклопические инсталляции.

Зачастую стены составляют камни разных геометрических форм и размеров (у
некоторых из них 12 и больше граней), собранные очень эстетично, как
идеальный конструктор – с гладкими поверхностями, точностью и плавностью
переходов. Такие же закруглённые углы можно увидеть в других местах
планеты. В том же Египте, например.

Археологи и специалисты в области
архитектуры и строительства ломают головы: как древние каменотёсы
достигали подобной точности в обработке? Это во-первых. А во-вторых,
каким образом им удавалось перетащить неподъёмные глыбы и поставить их
на место? Какими инструментами и приспособлениями? Неужели всё-таки
присутствует фактор инопланетного вмешательства, и легенды инков говорят
правду о богах, спустившихся с небес? Но сколько же было таких богов,
если похожими сооружениями они застроили всю Землю?

С этим вопросом необходимо тщательно разобраться. Мы должны рассмотреть
разные теории. Инопланетная – самая фантастическая из них. Существует и
другая, более «приземлённая». Согласно этой теории, мегалитические
комплексы землян были построены с помощью ныне утраченной технологии. В
далёком прошлом цивилизации Южной Америки, Евразии, Африки и других
частей мира имели в своём распоряжении древний метод, который позволял
вырезать, транспортировать и устанавливать многотонные каменные блоки в
порядке, предусмотренном строителями. Современной технике не под силу
переместить некоторые из этих мегалитов, не говоря уже о том, чтобы
установить их в нужное положение.

Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Стоунхендж, пирамиды – это далеко не полный
перечень. Таких сооружений сотни. Саксайуаман – лишь одно из них. По
мнению ряда исследователей, таких как Ян Петер де Йонг, Кристофер
Джордан и Хесус Гамарра, у древних цивилизаций Перу и Боливии была
секретная технология, которая позволяла размягчать камни.

В качестве доказательства они приводят
гладкие гранитные стены Куско, похожие на гигантские стеклообразные
структуры, что возможно лишь при воздействии сверхвысоких температур –
не менее 1100 градусов по Цельсию. На основании этого учёные сделали
вывод: «Древний человек владел продвинутой технологией, которая
позволяла ему плавить камни, которые затем размещались в нужном
положении – среди заранее уложенных жёстких полигональных блоков – и
остывали.

Всё это составляет необыкновенную
загадку, которая бросает вызов сегодняшнему рациональному пониманию.
Конечный продукт – идеально сформированные камни, которые оставались
надёжно зафиксированными среди других камней в практически идеальной
манере, создавая впечатление, будто мегалиты были расплавлены в нужном
положении. Прочно зафиксированные, камни размещаются в таком положении,
что между ними нельзя просунуть даже лист бумаги. И всё это было
достигнуто тысячи лет назад».

Йонг и Джордан уверены, что плавить камень умели не только в древних
Перу и Боливии; они считают, что доказательства подобной технологии
можно найти по всему земному шару. Этот способ мог бы объяснить, как
строили свои сооружения инки, майя, ацтеки, ольмеки, а также
цивилизации, населявшие Центральную и Южную Америку в глубокой
древности. Во многих комплексах можно найти странные отметины – как
будто камень обрабатывали, когда он был в «мягком» состоянии. Но как же
размягчали монолиты?

Британский топограф и путешественник, подполковник Перси Фосетт рассказал об этом поистине невероятную историю.

В лесах на склонах гор Боливии и Перу обитает маленькая птичка, похожая
на зимородка. Она делает свои гнёзда над рекой – в аккуратных круглых
отверстиях на поверхности скальных откосов. Эти отверстия может увидеть
каждый, но добраться до них нелегко. Как правило, будущие «гнёзда»
встречаются лишь там, где живут эти птички.

Однажды полковник выразил удивление: как повезло птицам найти такие
удобные отверстия – аккуратные, будто их выдолбили дрелью. Оказалось,
что эти отверстия птицы делают сами. Они прилетают к обрыву, держа в
клюве листья какого-то растения, а затем, цепляясь за скалу, как дятлы
за дерево, начинают тереть её поверхность круговыми движениями до тех
пор, пока лист не искрошится. Тогда они снова улетают и возвращаются с
листьями, продолжая процесс натирания.

Через три-четыре раза птичка больше не приносит свежие листья. Она
начинает долбить камень острым клювом и – о чудо! – скала начинает
крошиться, как мокрая глина; в ней образуется круглое отверстие,
достаточно глубокое для того, чтобы птица могла свить гнездо.

Был ещё один случай. Вместе с другими европейцами и американцами он
отправился в горный лагерь, расположенный в Серро-ди-Паско (центральная
часть Перу). На месте раскопок им удалось обнаружить глиняный сосуд с
непонятной жидкостью, надёжно запечатанный воском. Бутыль открыли,
думая, что в ней находился алкогольный напиток чича, популярный среди
местного населения.

Густая, тягучая жидкость в сосуде пахла
не очень приятно, и компания решила, что первым попробовать её должен
один из местных индейцев. Однако дегустация не состоялась, поскольку
эксперт долго и отчаянно сопротивлялся. В результате бутылка разбилась, а
через десять минут скала под этим местом стала мягкой, как влажный
цемент. Камень превратился в пасту и стал похожим на воск, из которого
можно было лепить всё что угодно.

Вскоре Фосетту посчастливилось увидеть и само растение, сок которого
давал такой фантастический эффект – около 30 см высотой, с тёмными
красноватыми листьями.

В качестве примера приведу ещё одно мнение. Свою попытку воспроизвести
строительство Саксайуамана и Ольянтайтамбо предпринимал француз Жан-Пьер
Протцен из Калифорнийского университета. Несколько месяцев он
экспериментировал с различными методами формирования и подгонки тех же
скальных пород, которые некогда использовали инки или их
предшественники. Временем создания каменных сооружений Куско Протцен
считал 1438 год., когда пришёл к власти Девятый Инка Пачакути, якобы
приказавший построить столицу его зарождавшейся империи. Он обнаружил,
что удивительные постройки были сделаны очень простыми средствами:

«Камни отбирались из обвалов или просто отламывались – от скальных
выступов, клиньями. Если была необходимость расколоть крупные блоки,
использовались большие каменные отбойники. Для дальнейшей обработки
камней использовались более мелкие полукилограммовые молотки – до тех
пор, пока камень не приобретал требуемую форму.

Подгонка одного камня к другому
производилась методом проб и ошибок, путём стёсывания уже уложенных
камней. Эксперименты показывают, что этими методами камень может быть
добыт, обколот, обтёсан и подогнан без больших усилий и за короткое
время».

Но объясняет ли эта теория точность в пределах долей миллиметра,
сочетание техники и эстетики, геометрию стыков, зачастую искривлённых?..
Протцен был изумлён «степенями свободы, позволяющими двигать блоки
вокруг и внутри позиции». Эта проблема привела его к ряду вопросов
относительно погрузки и перевозки камней, ответить на которые он так и
не смог. Протцен также отметил, что резаные отметины, найденные на
некоторых камнях, поразительно напоминают незаконченный обелиск в
египетском Асуане. Таким образом, строительство мегалитических
сооружений до сих пор остаётся неразгаданной тайной.

Елена Муравьёва для сайта neveroyatno.info