Занятие январь в старшей группе познавательное развитие. Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.
Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.

Ход совместной деятельности

Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель. А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель. Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.

Воспитатель. А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель. Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель. Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель. Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.

-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель. У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель. Посмотрите на схему:


Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)

А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:


Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух

А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель. У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель. И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)


Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология). В занятии использовала Методы и приемы ТРИЗ технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо».

Образовательные задачи:


3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:




5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

Программное содержание:


Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.


Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.


Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо»
Организация детей : Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы : Фронтально, в парах, подгруппами.
Словарная работа : Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.
Оборудование для опытов : спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, коллекция камней.

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я встретила почтальона Печкина, и он передал для вас письмо. (На конверте изображен Незнайка). Посмотрите, как вы думаете, от кого письмо?

Дети - От Незнайки.

Правильно. Что же он нам написал? Давайте прочитаем. «Здравствуйте, ребята, у меня возникло несколько проблем, а как их решить я не знаю. Помогите мне, пожалуйста».

Ну что, поможем? «Проблема первая – у нас вчера отключили свет, и Знайка зажег свечу. Огонек был такой яркий, такой веселый. Мне захотелось с ним поиграть. Я дотронулся до него и обжог руку. Что я сделал не так?»

Ответы детей.

Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей.


Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.


Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.


- А теперь подойдите к первому опытному столу.


Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке с его первой проблемой? (Да). Тогда продолжим читать письмо. «А еще, ребята, помогите мне понять, почему заболел мой цветочек. Я его посадил в горшок, на подоконник поставил, а он завял, я очень беспокоюсь». Ребята, Незнайка прислал нам фотографию своего цветочка. Давайте рассмотрим фотографию и подумаем, в чем может быть причина болезни цветка.

Ответы детей. (Не поливал, цветочек хочет пить).

А кому еще нужна вода? (Ответы детей).

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами).
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами).

Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).


Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.


Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Ребята, а в чем еще может быть причина заболевания цветка? Что еще имеет большое значение для жизни растений? (Земля. Она может быть истощенная, ее надо удобрять, рыхлить).


Рассмотрите иллюстрации, на которых изображена земля. (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .


Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. В Земле находятся полезные ископаемые.
(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы).


Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.


- Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: камни: кварц,

шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.


- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей).


Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.


Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).


- Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы;
снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети).

Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами).

При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».
Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

Ребята, мы сегодня читали письмо Незнайки и пытались ему помочь разобраться с его проблемами, как вы думаете, получилось у нас?
-А вам понравилось? (Да, было очень интересно).
-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .
-Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) .
-Что понравилось больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) .

Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред. Всем спасибо.


Конспект интересного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада поможет ребятам познать как работают органы чувств человека, как они важны и как сохранить своё здоровье, выполняя простые, но необхоимые правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Павловка Марксовского района Саратовской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Наши помощники - органы чувств». Познавательное развитие

(старшая возрастная группа)

Воспитатель:

Головлёва Наталья Григорьевна

2018 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Наши помощники – органы чувств».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие. Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: создать условия для формирования представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: - формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игры «Угадай звук», «Определи на ощупь», «Определи на вкус».

Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс), исследовательская деятельность совместно с родителями «Как сохранить здоровые зубы», Изготовление с родителями летбука «Наши глаза», изготовление родителями дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», рассказ воспитателя «Научная лаборатория».

Оборудование:

Для педагога: мультимедийный проектор;

обозначения центров научной лаборатории: «Центр слуха», «Центр зрения», «Центр обоняния», «Центр вкуса», «Центр осязания»;

баночки с различными наполнителями для воспроизведения различных звуков;

карточки с геометрическими фигурами; конусы для экспериментальной дорожки, летбук «наши глаза»;

емкости с водой разного вкуса, одноразовые тарелочки, макет зубов, стенгазета «Как сохранить здоровые зубы»;

видеокамера.

Для детей: индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», цветные карандаши; повязки для глаз; контейнеры с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе), тарелочки с соответствующими картинками; шапочки для каждого ребёнка; одноразовые ложечки для пробы; подносы с набором тканей разной фактуры.

Материал к НОД:

Видеописьмо на мультимедийном экране;

фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;

Ход НОД

I. Вступительная часть Воспитатель: (1 слайд)Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим. (Просматривают на мультимедийном экране.) «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»

Воспитатель: (слайд 2)Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)

II. Основная часть:

«Центр слуха»

Воспитатель: Ребята, мы находимся в первом научном центре, как он называется, вы сейчас узнаете, а для этого посмотрим мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука.) О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши.)(Слайд № 3)

В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха , этот орган чувств очень важен для человека. В первом научном центре мы будем исследовать орган слуха. (Открываю табличку – обозначения научного центра).

Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд № 5)

А хотите проверить, что умеют наши уши? (Ответы детей) У вас на столе стоит 3баночки разного цвета (синего, красного, зелёного). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете это услышать. Я потрясу баночку, а вы постарайтесь определить, что лежит у неё внутри. А чтобы не забыть, где что лежит, мы отметим это на карточках. Например : вы считаете, что монеты лежат в красном цилиндре, значит, цилиндр напротив рисунка монет закрашиваем карандашом красного цвета. Внимательно слушайте. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим экспериментом. А теперь посмотрите на экран и ответьте на вопрос: что вредно для нашего слуха, а что полезно? (Ответы детей. Вредно: слушать громкую музыку, ковырять карандашом, ходить зимой без шапки. Полезно: мыть уши каждый день, слушать приятную музыку, когда холодно одевать шапку). «Центр зрения»

Приглашаю вас в следующий научный центр. А что здесь мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. Для этого отгадайте загадку: (слайд 9)

Видеть папу , видеть маму ,

Видеть небо и леса помогают нам (глаза) (Ответы детей, слайд №10)

В.: Молодцы! Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения .

Мы в «центре зрения». В нём мы тоже будем проводить исследования и эксперименты. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас на экспериментальную дорожку. Ребята, разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Вам нужно пройти кривую дорожку. Впереди идёт ребёнок с завязанными глазами, а позади без повязки, он управляет впереди идущим. Затем меняемся местами и возвращаемся обратно.

Воспитатель: Легко ли было пройти по дорожке без повязки? А с завязанными глазами? Почему? (Ответы детей ).

А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур ). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадра т) Правильно, а эта? (круг ). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей ). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Вот это да!

А теперь посмотрите на экран, определите, что вредно для наших глаз? А что полезно ? (Ответы детей. Вредно: тереть грязными руками глаза; неосторожно обращаться с острыми предметами; близко и долго смотреть телевизор. Полезно: есть овощи и фрукты; гулять на свежем воздухе.) Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

«Центр обоняния»

А теперь я вас приглашаю в следующий научный центр. Давайте-ка отгадаем, как он называется? (Слайд № 14)

Кто что вкусное принёс, Всё учует детский … (нос ). (Ответы детей). (Слайд №15)

Молодцы, правильно. Нос - это орган обоняния , поэтому его мы и будем исследовать в этом научном центре. (Открываю табличку).

Предлагаю провести эксперимент «Найди по запаху». На столе стоит тарелочка с контейнерами с различными продуктами внутри. А какие продукты в них находятся, мы определим по запаху и положим контейнер в тарелочку с изображением данного продукта. Молодцы, ребята, вы отлично справились с данным экспериментом. А может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)

Посмотрите, ребята, как необходим для нас орган обоняния. Ребята, а назовите самые главные правила гигиены носа. (Ответы детей: не простужаться, пользоваться чистым носовым платком или салфеткой).

Ребята, хотите провести ещё эксперимент? Ну, тогда мы отправляемся в следующий научный центр. Ребята, о чём моя следующая загадка? Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. (Язык). (Слайд № 17) Правильно, ребята, мы попали в «Центр вкуса». (Открываю табличку «Центр вкуса»).

Возьмите ложечки, попробуйте, какая вода в контейнерах? (Ребята определяют вкус воды: солёная, сладкая, кислая.) С помощью чего мы определили вкус воды? (Ответы: с помощью языка) (Слайд № 18).

Молодцы, ребята, теперь вы убедились, что орган вкуса тоже очень полезен для нас. А ещё, чтобы язык был здоровый, нужно, чтобы его окружали здоровые зубы.(слайд 19) Я знаю, что вы все дома чистите зубы. А сейчас мы с вами посмотрим, правильно ли вы это делаете. Тогда проходите за столы. (Ребята подходят к столу, на нём лежат расчёски, с нанизанной на зубья ватой и зубные щётки). Ребята, представьте, что это ваши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Возьмём зубную щетку и будем чистить вот так: справа - налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи! Молодцы! Теперь, я уверена, что ваши зубы всегда будут здоровыми.

«Центр осязания» А впереди нас ждёт следующий научный центр. Давайте присядем на ковёр и отгадаем, как он называется. (слайд 20) Загадываю загадку: Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши …(руки) Молодцы! (Слайд № 21). Это верный ответ. И мы с вами оказались в последнем научном центре, «Центре осязания», где проведём исследование с помощью рук.

Перед нами поднос с набором тканей разной фактуры, потрогайте ткань и выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Расскажите, какая у вас ткань? Всё это почувствовать вам помогли руки.

А чтобы руки нам помогали всегда за ними нужно ухаживать. Ребята, а как нужно ухаживать за кожей рук? (Мыть тёплой водой с мылом, если кожа рук в этом нуждается, использовать крем, когда холодно, надевать перчатки; стараться не травмировать кожу.)

Ребята, встаньте и посмотрите, мы с вами посетили все научные центры и исследовали все органы чувств. (Слайд №23) А теперь можете определить, какой из органов чувств самый главный и нужнее всех человеку? (Предположения детей). Да, ребята, Для человека важны все органы чувств одинаково. Читаю стихотворение:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о наших органах чувств, думаю, что вам не составит труда ответить на все вопросы робота. Я приглашаю вас в видеостудию, где мы запишем ваши ответы на камеру и отправим видеописьмо по электронной почте. Но чтобы робот всё понял, говорить будем по одному, не перебивая друг друга. (Записываю ответы детей на видеокамеру.) Вопросы: С помощью чего мы видим? С помощью чего мы слышим? Для чего нам нужен язык? Что мы делали руками? Какую роль играет в нашей жизни нос? Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир? Какой орган из них самый важный? Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств? (Ответы ребят).

Спасибо, ребята, а теперь мы снова станем обычными детьми и отправимся в свою группу. (Ребята снимают шапочки).


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

в старшей группе

«Необычное путешествие к самому себе»

Подготовила:

Юсупова.О.А

с. Янгантау

2018год.

Задачи:

Образовательные задачи: Формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни и органах чувств; Закреплять представление детей о частях тела человека.

Развивающие задачи: развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.

Методы и приёмы. Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”. Оборудование к занятию : Плакат «Тело Человека»,аудиозапись, скелет человека; , шумящее -гремящие предметы -колокольчик, камень, ножницы, бумага, стаканчики с овощами и фруктами; овощи и фрукты на шпажках,; содержание коробки для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, мокрая ткань, лед, соль горячая, мех, параллон ит.д. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: На какое слово похоже слово «здравствуй»? Правильно, когда мы здороваемся мы желаем друг другу «здоровья». А теперь мы скажем утреннее приветствие:

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!(Сдувают свое радостное настроение,гостям)

Воспитатель : Ребята, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что старшей группе «Почемучки».Значит оно Вам. Хотите его прослушать? Дети: Да Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Почемучки»я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»

Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Воспитатель: Для того чтобы ответить на все вопросы робота, вам нужно сегодня на занятии внимательно слушать, провести эксперименты и изучить несколько научных центров. Вы готовы? Дети: Да

1. Научный центр «Как устроены люди»

Воспитатель: Для того чтобы узнать как устроены люди, вам нужно собрать картинку. Игра: « Сложи человека»(дети складывают человека из отдельных частей).Что у вас получилось? Дети: Человек Воспитатель: -Тело человека.

Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)

На чем держится голова? (на шее)

Самая большая часть нашего тела? (туловище)

А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)

Воспитатель. Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие? Дети. Мягкие.

Воспитатель. Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему мы не падаем?

Дети. Внутри нас есть кости.

Воспитатель. Правильно. Давайте рассмотрим свои собственные кости т.е скелет. Скелет состоит таких частей как: череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей.)

Скелет служит организму не только опорой, но и защитой:

Череп похож на шлем(он защищает мозг).

Грудная клетка похожа на доспехи(она защищает печень…)

На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный.

Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, а именно, кальций.

Вот мы с вами узнали как устроен человек.

2.Научный центр «Зоркий»

Что изучают в этом центре вы узнаете отгадав загадку

Загадка

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение:

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

(Дети прикрывают глаза ладошками)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.(Мнемотаблица)

Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6.Нужно гулять на свежем воздухе.

Мы дети заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3. Научный центр Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну.

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Воспитатель:
- Да, в этом центре изучают органы слуха.
(Мнемотаблица)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

А еще, Алтынай знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать,какими предметами и что я буду делать? (камень, тарелка, бумага, ножницы)

4.Научный центр «Долина Запахов»

А сейчас я вас приглашаю в центр в которой изучают…

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.(Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

(Мнемотаблица)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Упражнение " Ракета" ( Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз)

А теперь давайте сыграйте в игру

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

5.Научный центр «Море вкусов»

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети:(На вкус.)

В следующем центре изучают именно этот орган чувств - язык.(Мнемотаблица)

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус(сладкий,горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка. А как правильно ее выполнять нам покажет Алия Биктимировна –наш логопед.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

(Картотека артикуляционной гимнастики).

Воспитатель: Молодцы дети! А теперь поиграем в игру

"Определи на вкус"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лукум, лимон, соленый огурец, лук.

6. Научный центр «Волшебство осязания»

Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

"Замок"

На двери висел замок

Кто его открыть бы смог

Мы замочком постучали,

Мы замочком покрутили,

Мы замочек потянули и открыли!

Воспитатель: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у меня в этой необычной коробке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра: »Что нашел? Назови!»

Воспитатель: Вот и ответили мы на все вопросы робота, теперь и вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа и как устроен человек. (На схеме выставляются органы чувств и тело человека).

Итог: Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие органы чувств есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал. После сна мы с вами еще поиграем в сюжетно-ролевую игру « Поликинника»,и мы попробуем обыграть какую- нибудь ситуацию.А сейчас давайте все вместе сделаем коллективное фото.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.