Инновационные методы взаимодействия с родителями в доу. Инновационные формы взаимодействия с семьёй

Консультация для педагогов

«Инновационные формы работы с родителями в детском саду»

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка.

В дошкольных учреждениях педагоги используют разнообразные инновационные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические

    анкетирование,

  • “почтовый ящик”;

Наглядно-информационные

    выпуск газет,

    паспорт здоровья,

    открытые занятия для родителей,

    мини-библиотека,

    информационные стенды,

    дни открытых дверей,

    фотовыставки,

    копилка Добрых дел.

Познавательные

    семинары - практикумы,

    нетрадиционные родительские собрания,

    устные журналы,

    родительские клубы,

    педагогические гостиные.

Досуговые

    праздники,

    совместные досуги,

    участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Еще одна эффективная форма работы с родителями – родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Нужно стараться, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбирают с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир театра”, “”Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые глазами ребенка” - вот некоторые темы встреч. Кроме того стараться, чтобы дети приняли участие в заседании, включать практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. С материалами работы клуба имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не попал на встречу – в регулярно выпускаемой газете. В газету кроме информации по теме заседания включены следующие постоянные рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”.

О жизни группы родителям расскажет “Дневник группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, успехи отдельных детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества.

В ДОУ можно создать библиотеку “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки создают родители. А в некоторых группах книги пишут целые коллективы. Например, книга “Звездная сказка” - рассказы родителей о своих детях. Книга загадок о животных «Следы на снегу».

Экскурсии. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. В течение года, благодаря родителям, воспитанники имеют возможность посетить различные предприятия. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая . Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нужно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Регулярно в ДОУ проводить выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д. Участие родителей в соревнованиях и развлечениях, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях.

Родительские собрания нетрадиционной формы

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения поможет изменение форм и методов проведения, построение общения не на монологе, а на диалоге.

«Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе на тему «Кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно, какая степень леворукости у ребенка- слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. Например, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Методы активизации родителей, которые можно использовать на родительских собраниях нетрадиционной формы

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка». Родители заносят в запись наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен». Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения .

«Мини - эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

« Инновационные формы работы с родителями в ДОУ » Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?







Наглядно - информационные формы работы с родителями. Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией: выставки детских работ информационные листки памятки для родителей выставки книг папки - передвижки папки – ширмы выставка фотографий « Из жизни нашей группы », которые вызывают у родителей особый интерес.


Родительские собрания в форме круглого стола, вопросов - ответов, семинаров - практикумов, где родители являются не просто пассивными слушателями, а активными участниками. На таких собраниях родители делятся своим опытом воспитания, решают педагогические ситуации, задают вопросы и сами находят на них ответ.


Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из « зрителей » и « наблюдателей » превратятся в активных участников и помощников педагога.


Особой популярностью у родителей пользуются игровые тренинги на: знакомство, сближение, сплочение. создание дружеской, творческой, рабочей атмосферы. информирование о возрастных психологических особенностях детей. Значение детской игры, её роль в жизни ребёнка.


Игра на сплочение " Встреча руками " Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки: сначала найдут друг друга; познакомятся; проявят симпатию; потанцуют; подерутся; помирятся; попрощаются. Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы: Легко ли было выполнить это упражнение? Что мешало? Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды. Упражнение " Грецкий орех " Ведущий: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты. Запомните свой орех, чтобы затем его найти. (В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.) Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех. (Участники тренинга выполняют задание.) Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос: По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.) На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые " черточки ". Нужно их только почувствовать и понять. ИГРА 1. « Пирамида любви » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход игры: - Каждый из нас что - то или кого - то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по - разному его выражаем « Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим « пирамиду любви » из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.


ИГРА 2. « Отгадай и покажи » (игра - драматизация) Цель: Развивать умение перевоплощаться в предметы, невербально описывать сюжет. Учить договариваться и взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход игры: Нарисовать схематически две сказки для детей и родителей. « Колобок », « Курочка ряба ». Раздать эти схемы двум командам (в первой части игры участвуют только дети) чтобы дети отгадали и разложили их в правильной последовательности, по сказке. А затем с помощью мимики и жестов должны показать так чтобы дети и родители другой команды догадались, какая у вас сказка. (во второй части игры участвуют дети и родители, но если дети ошиблись при выкладывании сказки, родители должны найти выход чтобы понятно показать сказку для соперников, придерживаясь последовательности выложенных схем). ИГРА 3. « Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем » Цель: Продолжаем учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Воспитываем дружелюбное отношение друг к другу умение проявлять внимание и заботу. Ход игры: Делятся на две команды. С одной стороны зала дети, а с другой родители. Команды самостоятельно обсуждают, что они будут показывать. Показывают по очереди, где были, что делали. Дети: на музыкальном занятии, лепили, на зарядке. Родители: в магазине, на работе, мыли посуду.


ИГРА 4. « Нарисуй по описанию » Цель: Умение родителей задавать вопросы детям. Почувствовать некую общность с ребёнком. Почувствовать радость сотрудничества. Ход игры: С одной стороны зала сидят родители за столами (на столе альбомный лист бумаги, краски и карандаши), с другой стороны зала находится 5 картин из серии « Детский сад ». Ребёнок внимательно рассматривает картину. Подходит к своему родителю, он расспрашивает ребёнка где, что, где, кто? Ребёнок отвечает только « да » или « нет ». Затем родитель воспроизводит рисунок, по тому, как он понял своего ребёнка. У кого точнее сходство рисунка и картины та команда и побеждает (родитель - ребёнок). Рефлексия Ведущий: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга. Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том: что он узнал сегодня; было ли для него это полезно; какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга; что он хотел бы еще узнать. Игра « Связующая нить » Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.

Жукова Лилия Абузяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ "ЛИК" "Детский сад №17"
Населённый пункт: г.о.Отрадный, Самарская область
Наименование материала: Электронная презентация
Тема: "Инновационные формы работы с родителями"
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» «Детский сад №17»

г.о.Отрадный 2017

«Инновационные формы

работы с родителями

в ДОУ»

Подготовила: Жукова Л.А.

ИДЕЯ

Главная идея взаимодействия педагога с

родителями – это сотрудничество!

Сотрудничество предполагает не только

взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение, взаимодоверие,

взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и

родителей позволяет лучше узнать друг

друга, способствует усилению

взаимоотношений.

ЦЕЛЬ

Создание условий для благоприятного

климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и

партнерских отношений с

родителями.

Вовлечение семьи в единое

образовательное пространство.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

* Родительские собрания.

* Консультации.

* Анкетирование, опросы.

* Информационные стенды, папки.

* Дни открытых дверей.

* Индивидуальные беседы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Семейная игротека (семейное чтение, играем

* Участие в проектах («Моя

семья», «Путешествие одного

слова и др.).

* Уют руками родителей.

* Инновационный подход – создание

электронной страницы группы в

интернете.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

* Тренинги.

* Семейные гостиные.

* Мастер-классы.

* Ведение сайта ДОУ.

* День добрых дел.

* Круглый стол.

* Семейные вернисажи.

* День открытых дверей.

* Устный педагогический журнал.

* Кафедра семейных традиций.

* Вечер вопросов и ответов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

ЗАКОН ПЕДАГОГА:

«УЛЫБКА»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

Создание комфорта в группе

Легкое общение

Взаимопонимание

Активное участие родителей в жизни группы

Мотивация педагогов к новым идеям

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ: - родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»;

Выставка совместного творчества на тему

«Осенние фантазии» (поделки, рисунки);

Педагогическая лаборатория (обсуждение

участия родителей в совместных мероприятиях

на текущий учебный год);

Социальный проект на тему «Моя город – моя

Продолжение работы в интернет - группе Viber;

ОКТЯБРЬ: - читательская конференция для детей

(мама Воронцова Т.А. проводит досуг чтения по

мотивам произведения С.Маршака «Сказка о

глупом мышонке», затем сказка обсуждается и

проигрываются отдельные эпизоды);

Совместное спортивное развлечение «Папа,

мама, я – спортивная семья!» (совместно с

инструктором по физкультуре);

Создание «Книжкиной копилки» (совместная

работа по пополнению содержания «Книжкиной

копилки» по теме недели);

Подготовка и проведение осеннего утренника;

Акция «Сбор макулатуры»

НОЯБРЬ: - день добрых дел (совместное «лечение» книг);

Маршрут выходного дня к памятным местам города;

Встреча с логопедом Бураковой А.В. На тему

«Артикуляционная гимнастика как средство развития

артикуляционного аппарата;

Творческая выставка «Волшебные руки наших мам!»;

День открытых дверей, посвященный Всероссийскому дню

ДЕКАБРЬ: игровое моделирование (ролевое проигрывание

проблемных ситуаций семейного воспитания)4

Мини-эксперимент (включение родителей в

исследовательскую деятельность);

Подготовка и проведение новогоднего утренника

ЯНВАРЬ: - создание медиатеки;

Уют руками родителей (создание из фанеры

ширмы, мобильных стеллажей);

Семинар-практикум (взаимодействие в триаде

родитель-психолог-педагог);

ФЕВРАЛЬ: - посещение семей;

Семейная игротека «Играем и

экспериментируем» (игры на кухне, игры на

природе);

Совместный досуг;

Семейный клуб «Активисты нашей семьи»

МАРТ: - мастер-класс по экспериментальной

деятельности для родителей;

Педагогическая ширма (вопрос-ответ, практические

советы по узкой теме);

Экологическая тропа;

Совместная подготовка и проведение утренника,

АПРЕЛЬ: - родительский клуб(взаимный обмен опыта

знаний по проблемам воспитания детей,

способствующий углублению понимания и изменению

некоторых жизненных представлений участников);

Деловая игра;

Встреча с интересными людьми

МАЙ: - бюро педагогических услуг;

Семейный вернисаж на тему…..;

Практический семинар «Знания ПДД родителями»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родительское собрание на тему

«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»

с использованием электронной

презентации

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Уют руками родителей (оформление кукольного уголка из подручных средств)

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Совместная творческая выставка поделок и рисунков на тему «Осенние

фантазии»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Акция «Сбор макулатуры»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ

Мастер - класс

В ПЛАНАХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОВМЕСТНОЙ

РАБОТЫ

* Внедрение родительского опыта через

форумы, родительские клубы, создание

медиатеки, организацию

тематических вечеров,

организацию совместных

театральных постановок,

маршрутов выходного дня,

коммуникативные тренинги

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

УСПЕШНОЙ РАБОТЫ

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Кадочникова Наталья Алексеевна

Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

    Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

    Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

    Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному процессу относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Родительские уголки, папки – передвижки; семейный и групповые альбомы; библиотека – передвижка, фотомонтаж; фотовыставки; семейный вернисаж.

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде».

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

ЗАЯВКА

На участие в семинаре для педагогов и воспитателей детских садов

Ф.И.О . : Кадочникова Наталья Алексеевна

Направление 1 : « Инновационные образовательные технологии в ДОУ».

Место работы : Государственное Казенное Коммунальное Предприятие

«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Должность : Воспитатель Дошкольных Учреждений

Почтовый адрес : 140000, г.Павлодар, ул.Ак.Сатпаева 251

Телефон домашний : 61-71-96

Телефон мобильный : 87471274207

Е- mail :