Показательное занятие в старшей группе по фэмп. Открытое занятие по фэмп в старшей группе «волшебный сундучок

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Дата проведения: 19.10.2016

Длительность проведения: 25 минут

Провела: воспитатель Иконникова Екатерина Геннадьевна

Литература: И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»

Оборудование: мальберт, ковер-самолет, Незнайка (кукла на руку), металлофон, математические наборы (деревянные) на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, маркер, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, игрушечные овощи, колокольчик, коробка для конвертов, волшебный мешочек со звездочками.

«Путешествие на ковре-самолете»

Цели:

  • закреплять навыки счета в пределах 6, умение сравнивать две группы предметов; познакомить с цифрой 6;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры;
  • совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,

«Какой по счету?», «На каком месте?»

  • совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: Спереди, Сзади, Сверху, Снизу, Слева, Справа

1часть.

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие на импровизированном ковре-самолете. Дети и воспитатель садятся на ковер и изображают звук ветра; воспитатель смотрит в бинокль и говорит, что видит остров в виде синей шляпы, предлагает приземлиться.

Дети садятся за стол.

«Остров синей шляпы»

Появляется Незнайка и дает детям задание: «Выложите на верхнюю часть полоски столько кружков, сколько раз я сыграю на металлофоне» (5 раз), дети выполняют. Далее: « Выложите столько квадратов, сколько раз я сыграю», дети выполняют. «Сравните две группы фигур, чего больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Дети дают ответ)

Потом воспитатель предлагает детям найти в математическом наборе цифру 6, рисует ее на мольберте и читает стихотворение:

Шестерка на замок похожа

Который жук закрыть не может

Я шестиногому жуку

Замок захлопнуть помогу

Воспитатель говорит: « Дети, разделите палочки пополам, что получилось? (по три), Какой мы вывод можем сделать? Что 6 состоит из 3 и 3!(пишет на мольберте) А еще мы уже знаем, что 4 состоит из 2 и 2!

2 часть

Сидя на ковре-самолете, воспитатель видит в бинокль остров в виде квадрата. Приземляемся! Достает коробку с конвертами в которых лежат геометрические фигуры.

Дети садятся за стол.

«Остров геометрических фигур»

Дети достают из конвертов фигуры, называют их: круг, треугольник, квадрат и два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель спрашивает: «Сколько фигур?», «Каких фигур две? Чем они отличаются? (цветом, шириной) Какой прямоугольник шире?

Возвращаемся на ковер.

3 часть

«Остров овощей»

Приземляемся, дети садятся за столы, воспитатель раскладывает овощи: огурец, помидор, капусту, кукурузу, баклажан, лук (6шт) в ряд. Воспитатель и дети пересчитывают овощи, называют их форму (круглая, овальная) и воспитатель задает индивидуальные вопросы: На каком месте по счету тот или иной овощ? (дети по очереди отвечают, для каждого свой вопрос)

Физкультминутка «Вот наш нос…»

Вот наш нос, вот уха два. Вот большая голова

Вот волосиков чуть-чуть и на них я буду дуть (дуют)

Вот у нашей деточки: пяточки, коленочки (показывают)

Вот бочок, я за бок хвать, долго буду щекотать!

Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб, глаза

Руки, плечи, шея, грудь, про животик не забудь! (гладят)

Это нет, а это да (показывают)

Это раз, а это два!

Десять пальцев, пара рук, вот твое богатство друг!

4 часть

Возвращаемся в детский сад.

Дети встают в круг, играть в игру «Колокольчик» Воспитатель подходит к каждому ребенку и звенит колокольчиком. Ребенок с закрытыми глазами говорит, где звенит: слева, справа, сверху, снизу, сзади или спереди относительно себя.

В конце занятия воспитатель дает оценку работе детей, хвалит тех, кто лучше всех занимался, уточняет у детей, что нового они сегодня узнали. Достает волшебный мешочек со звездочками и дарит детям на память о необычном путешествии.


1. Выявить полученные знания, умения и представления , которые дети получили в течение учебного года.

2. Совершенствовать умение находить предыдущее и последующее число в числовом ряду, считать до 10 и обратно, решать задачи на сложение и вычитание;

3. Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) .

4. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (центр, углы) .

5. Продолжать формировать умение называть дни недели и месяцы;

6. Развивать математическую речь , мышление в решении логических задач, коммуникативные качества детей;

7. Воспитывать интерес к математике , уважение друг к другу, желание помочь товарищу.

Материалы и оборудование : ракета, игрушка Лунтик, листы А 4, пеналы с геометрическими фигурами, плакат с домиками, карточки с цифрами, 7 звёздочек с задачами, иллюстрации пяти планет «Считалка» , «Выручайка» , «Решайка» , «Выполняйка» , «Сюрпризная» , конверты с заданиями к каждой планете, смайлики, 2 больших конверта с письмами, магнитофон, аудиозапись из кинофильма «Звёздные войны» , картинка лабиринта для каждого ребёнка, простые карандаши, сундучок, пятёрки на каждого ребёнка.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

А сейчас пойдём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Ребята, сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла на работу, я увидела на подоконнике вот эту звезду. Но эта не простая звезда, это чьё-то послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Я очень люблю путешествовать , поэтому я полетел в космос . А так, как я не ходил в детский сад и не изучал математику , то наделал много ошибок, из-за которых не могу вернуться домой, потому что меня не отпускают инопланетяне. Прошу вас помочь мне! Лунтик».

Ребята, вы хотите помочь Лунтику?

Тогда я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие . На чём можно полететь в космос ?

Почему нельзя полететь на самолёте? На вертолёте?

Сейчас давайте проверим, как вы готовы к полету?

I.Игра «Внимание, космонавты

Какое сейчас время года?

Перечисли весенние месяцы.

Сейчас вечер или ночь?

Кто справа от тебя

Кто слева от тебя, Справа?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Как называется первый день недели? Последний?

А сейчас я хочу проверить как вы, умеете, ориентироваться в пространстве.

Ничего не говори, лишь руками покажи: - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Любой космический маршрут , открыт для тех, кто любит труд!

Молодцы, вы правильно ответили. Сейчас мы сядем в ракету. А чтобы ракета взлетела, надо дать команду «Старт » . Садитесь, приготовились, считаем: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 – «Старт » .

(музыкальное сопровождение)

Вот мы и очутились в космическом пространстве . Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она «Считалка» . Как вы думаете, почему планета так называется?

(На столике лежит конверт.)

Воспитатель достаёт письмо и читает: «Ребята! Мы очень рады, что вы прилетели к нам в гости, чтобы выручить Лунтика. Вы очень смелые, весёлые, добрые. Желаем вам успехов в выполнении всех наших заданий».

Оказывается, Лунтик перепутал на этой планете все числа. Вам необходимо найти соседей числа.

Д/и «Найди соседей числа» .

(Воспитатель показывает число. Дети называют впереди стоящее число и последующее число.)

Молодцы! Отправляемся на следующую планету.

(музыкальное сопровождение)

Планета называется «Выручайка» . Что вам говорит название этой планеты?

Что же здесь случилось? Оказывается Лунтика пригласили в гости его друзья, но он так и не смог с ними встретиться, так как не нашёл их дома. Найдём друзей Лунтика?

Д/и «Не ошибись!»

Слушайте внимательно задание .

Один друг живёт в самом высоком доме на пятом этаже. Вам необходимо найти самый большой дом и у этого дома пятый этаж (Дети находят этаж, выкладывают смайлик)

Второй его друг живёт в самом низком доме на третьем этаже.

Третий друг живёт не в низком и не в высоком доме на четвёртом этаже. (Дети находят нужный этаж, выкладывают смайлик)

Ну что выручили Лунтика?

Теперь он легко найдёт, где живут его друзья. А мы отправляемся к следующей планете «Решайка» .

(музыкальное сопровождение)

Что нас ждёт на этой планете? Как вы думаете, чем нам предстоит сейчас заняться ?

«Весёлые задачи» .

Какие-то космические звёзды (переворачивает одну, читает) . Здесь для нас приготовлены задачки, если мы их правильно решим, то сможем смело лететь дальше на поиски Лунтика, но для этого надо быть очень внимательными .

1. На блюдце у Андрюши,

Четыре жёлтых груши.

Есть ребёнок захотел

И одну из груш он съел.

Теперь считайте груши,

На блюдце у Андрюши.

2. Пять ворон на крышу сели.

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько птиц на крышу село?

3. Три яблока из сада ёжик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

4. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

5. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Петушок и собака Дружок.

Сколько всего внуков у бабушки Даши?

6. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.

Сколько всего овощей лежат на столе?

(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

7. На березе 3 толстых ветки.

На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.

На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.

Сколько всего яблок?

(нисколько на березе яблоки не растут)

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Настало время лететь на следующую планету.

(музыкально сопровождение)

Эта планета называется «Выполняйка» . Что означает название этой планеты?

(Дети проходят и садятся за столы) .

Это задание самое трудное, и здесь нужно быть внимательными , иначе нам никогда не найти Лунтика. Перед вами космические листы бумаги и геометрические фигуры. Прежде чем начать выполнять задание, нужно вспомнить, что есть у листа бумаги? (углы, середина)

Д/и «Определи место фигуры » .

В левый нижний угол положите три треугольника.

В левый верхний угол – два квадрата.

В правый верхний угол – четыре круга.

В правый нижний угол – один прямоугольник.

По середине положите одну оставшуюся фигуру, которую мы с вами не использовали. (овал)

Ребята, вы справились и с этим задание. Молодцы! Летим дальше.

(музыкальное сопровождение)

У нас осталась ещё одна планета «Сюрпризная» . Все, наверное, догадались, почему она так называется?

(Воспитатель достаёт сундучок, на крышке которого лежит письмо от инопланетян и читает его) .

«Сундучок откроется только в том случае, если вы найдёте Лунтика по предложенному плану ».

«Лабиринт» .

Начертить движение ракеты до планеты.

(Дети карандашом чертят путь) .

(Воспитатель достаёт игрушку Лунтика из сундучка) .

Мы нашли Лунтика, сейчас он вместе снами может лететь домой. Возвращаемся все в ракету.

Опять берем старт . Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели! Закрыли глаза, (звучит музыка) Ну вот, мы и вернулись.

(Музыкальное сопровождение) .

Рефлексия.

Где мы сегодня с вами побывали?

Чем занимались?

Вам понравилось путешествовать ?

Что вам больше всего понравилось? А с какими трудностями вы столкнулись во время путешествия ?

Какое у вас настроение после нашего путешествия ?

Молодцы! У нас всё получилось, и мы благополучно вернулись домой. А Лунтик с этого дня тоже будет ходить в детский сад и изучать математику .

Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем в школе получали только оценку 5.

Конспект открытого мероприятия

по формированию элементарных математических представлений с элементами экспериментирования.

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Количество детей: 8.

Цель. Развитие математических способностей у детей с элементами экспериментирования.

Задачи:

  1. закреплять порядковый счёт в пределах 10; закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года, закреплять умение детей измерять объём жидкости с помощью условной мерки, закреплять умение делить предмет на 4 равные части;
  2. развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности путём проведения простейших опытов, продолжать формировать представления детей о свойстве и действии магнита; закреплять умение выделять предметы взаимодействующие с магнитом;
  3. воспитывать желание помогать, оказывать помощь в трудных ситуациях, работать сообща.

Оборудование. Материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль, игра «Назови пропущенную цифру», ширма, колодец, куклы – лягушка, Василиса Премудрая, Незнайка, Емеля, фонограмма с записью кваканья лягушек, музыки (во время рисования)

Воспитатель: Много сказок есть на свете.

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Ребята, а вы бы хотели побывать в сказках?

(ответы детей)

Тогда я предлагаю вам отправиться вместе в сказочное путешествие, к тому же сегодня я получила письмо от Красной Шапочки, она просит нас помочь ей, вот послушайте, пожалуйста.

Письмо от Красной Шапочки: «Дорогие ребята, я пошла навещать свою любимую бабушку, а по дороге мне встретился злой волк. Я переживаю за свою бабушку и хочу добраться до нее как можно быстрее, но мне нужно преодолеть препятствия, которые могут

встретиться на моём пути».

Воспитатель: Ну что, ребята, не боитесь, ведь там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные задания.

(ответы детей)

Ребята, но попасть в страну сказок мы сможем в том случае, если правильно ответим на следующие вопросы.

*Сколько пальцев на одной руке?

*Сколько углов у треугольника?

*Сколько раз в году бывает день рождения?

*Сколько носов у трех котов?

*Сколько ушей у двух мышей?

*Как назвать одним словом (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник?

А поможет нам в пути дружба.

Итак, 1, 2, 3 –дружба в сказку нас веди!

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Посмотрите, на кочках написаны цифры, но они растут не по порядку. Нам нужно идти по кочкам, считая по порядку от 1 до 10.

Дети выполняют задание и останавливаются около озера (тазик с водой) с лягушкой.

Сказка «Царевна-лягушка»

Воспитатель: Посмотрите, какая грустная Царевна-лягушка нас здесь встречает.

Она никак не может превратиться в царевну, потому что вода в озере мёртвая. Баба Яга подсказала ей, что если вода в озере станет живая, то она превратится в царевну. И даже подарила ей кувшин с живой водой. Но секрет в том, что нужно отлить из этого кувшина в озеро всего лишь 1 литр воды. А как отмерить 1 литр, никто не знает. Поможем лягушке? Тогда расскажите ей, как можно отмерить воду.

Дети рассказывают, что количество воды измеряется литрами – для этого используют мерный стакан.

Сколько мерных стаканчиков в 1 литре воды.

Воспитатель: ребята, а как нам не сбиться со счёта, не забыть, сколько мерных стаканчиков мы уже налили.

Дети: откладывать по одной фишке на каждый мерный стакан.

(Дети с воспитателем отмеряют 1 литра воды с помощью мерного стакана, при работе пользуются условными метками (4 фишки) .)

(Лягушка превращается в царевну.)

Сказка «По щучьему велению… »

Воспитатель.

Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит

Кто это? (Емеля).

Ребята, давайте его позовём.

(Дети зовут, воспитатель одевает перчаточную куклу Емелю.)

Воспитатель. Ребята у Емели для нас имеется задание:

Емеля не знает всех времён года. Ребята, давайте расскажем Емеле, сколько всего времен года

(Дети рассказывают, сколько всего времен года)

Воспитатель. Емеля знают только зимние месяцы.

Как вы думаете другие месяца бывают.

Давайте назовём их Емеле.

(декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь и др.)

Воспитатель. Емеля, а еще ребята знают все дни недели.

(Вопросы воспитателя: Сколько всего дней в неделе? Сколько выходных (рабочих) дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой день первый, третий … .? Какой день сегодня? А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?.)

Ребята, для того, чтобы Емеля не сомневался, что вы умные, нам нужно справиться с очередным заданием, которое для нас прислал Емеля.

И задание это Игра «Назови пропущенную цифру»

Сказка «Теремок»

Стучат, но там никого нет.

Воспитатель. В этом теремке живут мышка, зайчик, медведь, лиса. Но они поссорились, так как не смогли решить, кому достанется одно яблоко – каждый хотел его съесть.

(Воспитатель предлагает подумать, как быть в этой ситуации.)

Дети говорят, что яблоко нужно разделить на всех, разрезав его ножом. Воспитатель режет яблоко пополам. Выясняет с детьми, что получилось две половины, а что бы было 4 нужно разрезать ещё раз каждую половину. Воспитатель разрезает, дети пересчитывают.

«Василиса прекрасная»

Ой, ребята, смотрите, колодец. Это мы попали в сказку «Василиса прекасная». Здесь письмо. Давайте посмотрим от кого.

Это письмо от Ивана-царевича:

«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице морской царь. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»

Воспитатель.

Ребята, как помочь Ивану-царевичу?

(Дети выдвигают возможные гипотезы) .

Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый) .

Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие?

(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита) .

Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?

(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец) .

Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)

(Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.)

Сказка «Незнайка»

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? Правильно, мы в Цветочном городе, а вот и Незнайка.

Незнайка (кукла за ширмой)

«В Цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.

Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему? »

(дети выдвигают гипотезы) .

Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.

Что вы заметили? (соль исчезла)

Значит, в воде ее нет? (ответы)

Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)

Какой вывод можно сделать?

(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)

Незнайка благодарит и уходит.

Сказка «Красная шапочка»

За ширмой появляется кукла Красная шапочка

Красная шапочка. Спасибо большое, я хотела подарить букет, но бабушке красивый времени совсем мало, нужно спешить.

Воспитатель. Красная шапочка, остановись на минутку, детки помогут собрать букет для твоей бабушки.

Продуктивная деятельность – рисование «Букет для бабушки» (нетрадиционное рисование – примакивание мятой бумагой)

(дети дарят букет Красной Шапочке)

Воспитатель. Вот какие вы дружные да умелые, поэтому и смогли справиться со всеми заданиями в сказочной стране. Надеюсь, что и в жизни вы всегда будете всем помогать.

А что было особенно интересным в этом путешествии? Что было выполнить трудно? А что удалось легко?


Методы и приемы:

  • Игровая ситуация;
  • Беседа;
  • Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал: Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал: Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Дети - На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель - Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете. Воспитатель - Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какой день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Кто стоит справа от тебя?
  • Кто стоит слева от тебя?
  • Прямой счет в пределах 10;

Воспитатель - Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Воспитатель - Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось? Дети - Ракета! Воспитатель - Правильно ракета! -А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле? Дети - Космонавт. Воспитатель - Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте. - Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи. - На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет. За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами. - Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

(по заданию воспитателя)

  • положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга. - А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск! (звучит музыка взлет ракеты) Воспитатель -

Физкультминутка

На луне жил звездочет. Он планетам вел учет. Меркурий - раз. (хлопок над головой) Венера - два. (топнули ногой) Земля - три, Марс - четыре.

Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание) дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки) Кто не видит - выйди вон!

Воспитатель - Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать? - Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту. Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

(космодромы - 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры - круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур. Воспитатель (прямой счет) . Приземляемся. - Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет? -

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа»

Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа Задачи:

    Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

    Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).

    Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера.

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

    Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкцией.

    Воспитывать взаимопомощь и дружескую поддержку, интерес к математике.

Методы и приемы:

    Игровая ситуация;

  • Вопросы (в том числе проблемные);

    Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал:
Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал:
Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Дети – На машине, на поезде и т.д.

Воспитатель – Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете.
Воспитатель – Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).

    Какое сейчас время года?

    Какой месяц?

    Какой день недели?

    Какой день недели был вчера?

    Кто стоит справа от тебя?

    Кто стоит слева от тебя?

    Прямой счет в пределах 10;

    Продолжи счет от 1 до 4, от 3 до 7, от 5 до 10.

Воспитатель – Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.

Упражнение "Соедини по цифрам"

(детям раздаются листы к заданию)

Воспитатель – Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось?
Дети – Ракета!
Воспитатель – Правильно ракета!
-А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети – Космонавт.
Воспитатель – Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
(В групповой комнате расположены мольберты с силуэтами ракет, на иллюминаторе каждой ракеты цифра от 1 до 5. На столе у воспитателя карточки с изображением космонавтов от 1 до 5).
- Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи.
(воспитатель назначает командиров экипажей. Командиры подходят к столу, берут карточку с изображением космонавтов и набирают себе экипаж из детей и подходят к ракете с соответствующей цифрой).
- На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

    Арина, почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Ваня, а почему ваш экипаж подошел к этой ракете?

    Уля, сколько человек в вашем экипаже?

Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

Изготовление бортового компьютера

(по заданию воспитателя)

    положите квадрат в правый верхний угол;

    положите прямоугольник в левый нижний угол;

    положите треугольник в верхний левый угол;

    положите овал в правый нижний угол;

    положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
- А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск!
(звучит музыка взлет ракеты)
Воспитатель – Наш космический корабль поднимается все выше и выше! Полет проходит нормально! Мы славно с вами потрудились, сконструировали ракеты, сформировали экипажи, изготовили бортовые компьютеры. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз. (хлопок над головой)
Венера – два. (топнули ногой)
Земля - три, Марс - четыре. (наклоны туловища вправо, влево)

Юпитер - пять, Сатурн - шесть. (наклоны туловища вперед, назад)
Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание)
дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки)
Кто не видит – выйди вон!

Воспитатель – Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать?
- Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту.
Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Графическое упражнение "Лабиринт"

Дети карандашом обозначают путь ракеты на орбиту.

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

Дети выходят из-за столов, имитируют полет космического корабля и приземляются на свои космодромы, (космодромы – 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур.
Воспитатель - Наш полет подходит к концу. В иллюминаторе я вижу Землю. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет) . Приземляемся.
- Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Вы сегодня молодцы, мне было интересно с вами путешествовать.

Спасибо всем за внимание!

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет?
- Давайте вспомним, что вам было сложно в полете? А что вам было просто, легко выполнить?

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

Цель:

обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Задачи:

    Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.

    Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.

    Закреплять знание геометрических фигур.

    Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.

    Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.

    Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Методические приемы :

показ, вопросы, объяснение, игра.

Оборудование:

плоскостные геометрические фигуры 5 цветов, карта – плакат с планом, послание от капитана на А4, плоскостные заготовки камней с цифрами, фланелеграф, пособие «Пальмы» (различной высоты), двухцветная полоска, раздаточный материал (треугольники и круги), сундук, призы в виде наклеек

Ход занятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ты шагай, ты шагай,

Своей дорогой не зевай.

Ты шагай, ты шагай,

Себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком,

И конечно язычком.

-Здравствуйте!

Ребята, сегодня у нас будет немного необычное занятие по математике. Мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вот посмотрите, какую карту он нам передал. (Воспитатель показывает плакат с заданиями и читает послание )

Давайте посчитаем вместе, сколько всего заданий, отмечая каждый раз, какой формы листок.

2 . Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над полочкой с машинками – вопросы про дни недели и части суток).

Вот первое из них.

Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)

Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг.

Какое сейчас время года? (осень )

Перечислите все осенние месяцы? ( сентябрь, октябрь, ноябрь )

А сколько всего осенних месяцев? (3)

А какой сегодня день недели? (среда)

А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)

А сколько всего дней в неделе? (7)

Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

Молодцы с этим заданием справились. Вот мы и приблизились на один шаг к острову.

(Воспитатель на карте прикрепляет первую геометрическую фигуру)

3. Карточка с заданием №2. Карточка прикреплена на кухонный шкафчик.

Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (круглая)

Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд». Дети усаживаются на коврике.

Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право, на фланелеграфе)

Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)

Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, высокая, самая высокая)

Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая, низкая, самая низкая)

А теперь тоже самое нам нужно проделать на столах с полоскам(Воспитатель помагает детям) Дети послушайте, вдруг подул сильный ветер и одну из пальм унесло в море, сколько у меня осталось пальм? (3) А сколько у вас полосок? (4) Что нужно сделать чтоб у нас с вами стало равное количество пальм и полосок? (убрать одну полоску)

Молодцы, и с этим заданием справились. Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет круг к карте.

4. Карточка с заданием №3. (Висит листок с заданием на белом шкафчике – прямой и обратный счет). Дети встают в одну шеренгу.

Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)

На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).

Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).

Молодцы, дети, и тут справились!

Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет квадрат к карте.

5. Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4 прикреплена на детский магазин. Работа за столами.

Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (прямоугольная)

    У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Но для начала мы немного разомнемся

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счёт раз кулак сожмём,

На счёт два в локтях сожмём.

На счёт три прижмём к плечам,

На четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.

На счёт шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

(Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)

Слушайте меня внимательно.

На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю, на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

9 больше или меньше 8?

А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)

А как еще можно сделать, чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)

Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием! Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет прямоугольник к карте.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!

Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.

8. Задание на ориентировку.

Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски прямо 5 шагов, потом 2 шага на лево и возможно мы что-то найдём. (Находим сундук с сокровищами, открываем и находим сокровища).

9. ИТОГ:

Дети садятся на коврик.

Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

(ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд; искали сундук, соединяли картинки с фруктами с тем же числом точек… и т. д.)

А сейчас я прочту волшебные слова, а вы закроете глаза. А когда откроете глаза, увидите, что вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу и получите сокровища – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями.

Крибле - крабле – бумс… .

Открыли глаза. Молодцы!