Что такое скальп на голове. Что будет с человеком, если ему снять скальп, влияет ли размер груди на вероятность возникновения опухолей, и почему от болевого шока люди не умирают

В литературе и, особенно, в североамериканской, по поводу скальпирования существует довольно много мнений.
Основную массу можно разделить на три части:
- снимали ли скальпы в доколумбовой Америке или этому научили индейцев переселенцы из Европы;
- на сколько древний этот ритуал;
- на сколько широко скальпирование было распространено в Северной Америке.

Карточка для стереоскопа с изображением скальпа индейца. Примечательно, что в разных источниках указываются разные имена индейца, которому принадлежал скальп.

Первые колонисты из Англии, Франции и Испании даже не имели точных слов в своих языках, чтобы описать этот ритуал, встреченный ими в Америке. Словосочетание “the hair-scalp” появилось лишь в 1667 г. До этого использовались различные варианты типа “skin of head” (кожа с головы), “cut off hair round about” (срезанная вкруговую кожа с волосами) и др. Самостоятельно термин “scalp” вошел в употребление не ранее начала XVIII в. и закрепился во французском, немецком и датском языках.

В Северной Америке ко времени первых контактов с европейцами скальпирование практиковалось от Карибских островов до Мексики, и от Флориды до Канады. Это подтверждается не только свидетельствами очевидцев, но и остеологическими данными по многочисленным индейским кладбищам XVI-XIX вв., согласно которым, на черепных коробках были найдены следы предшествующие снятию скальпа, и характерные следы от заживления. Риску быть оскальпированными примерно в равной степени подвергались и мужчины, и женщины.

Каков же возраст для самых ранних свидетельств скальпирования? Согласно исследованиям американских ученых наиболее вероятные даты - 190 - 580 г.н.э. Однако есть предположение, что скальпировать в Северной Америке начали гораздо раньше - 4500 -2500 лет назад.

Существование обычая скальпирования на протяжении последних 3 000 лет прослеживается по целому ряду источников: исторических, фольклорных, этнографических и археологических.

Первые письменные сведения о скальпировании на американском континенте содержатся в описаниях путешественников и миссионеров первой половины XVI века - Francisco de Garay (1520), Jacques Cartier (1535) и Alonso de Carmona (1540). В 1565 г. была опубликована гравюра, выполненная французом Jacques de Moyne, участником экспедиции во Флориду, на которой подробно изображены все этапы обряда. Скальп, согласно гравюре, наряду с отрезанными руками и ногами, являлся одним из трофеев, которые уносили с поля боя победители.

К моменту начала колонизации Нового Света практика скальпирования была распространена далеко не повсеместно и имела множество региональных особенностей. К ней редко прибегали эскимосы и атапаски, и наоборот активно использовали племена ирокезской Лиги, индейцы Флориды, группы племен по берегам Миссиссипи.

Сохранились многочисленные описания об использовании индейцами скальпов. Их водружали одиночно и сериями на специальных шестах, подвешивали к поясу, к томагавку, на нос каноэ, скальпы вплетались в шнуры и веревки, которыми связывали пленников, скальпы в числе других предметов погребального култа укладывались с воином при похоронах.

Исследователи сводят смысл скальпирования к нескольким вариантам - разновидность специфического военного трофея; видоизмененный (упрощенный) ритуал расчленения тела врага; особый символизм головы и волос и представления о переходе силы от побежденного к победителю (кстати, источником таких сил служили не только человеческие скальпы, но и скальпы птиц, животных); вера в то, что душа оскальпированного становится слугой победителя. Последние две точки зрения достаточно близки и находят подтверждения в ритуально-мифологических пластах культуры североамериканских индейцев.

До периода европейской колонизации обряд скальпирования в Северной Америке имел исключительно ритуальный характер. С приходом же европейцев он быстро трансформировался в одну из наиболее эффектных форм проявления насилия и жестокости. При этом ритуальный смысл обряда был практически вытеснен и этот пробел был заполнен литературой приключенческого жанра и кинематографом, которые окончательно исказили смысл и назначение ритуала скальпирования у американских индейцев.

Появление набожных христиан в Америке вовсе не стало причиной угасания древнего ритуала - наоборот, они превратили его в инструмент межнациональной политики и наживы и активно использовали в ходе серии войн за господство над восточными районами Северной Америки. Так появились отряды “охотников за скальпами”, так практикой скальпирования стали пользоваться племена, ранее ее не применявшие.

Изображение индейцев как жестоких охотников за скальпами стало гвоздем пропаганды против них. Однако благочестивые пилигримы сами с превеликим удовольствием и усердием скальпировали индейцев. Пуритане Новой Англии, эти виртуозы трезвого протестантизма, с 1703 года начали назначать, а в дальнейшем неоднократно повышали денежные премии за индейские скальпы. Этот момент был утвержден Законодательным Собранием. Британский Парламент объявил, что жестокие преследования и скальпирование людей - это средства, дарованные Богом и природой. В 1703 г. в Пенсильвании скальп индейца-мужчины стоил 124 доллара, а женщины - 50 долларов. Пуритане Новой Англии в 1703 году постановили на своем Законодательном собрании выдавать премию в 40 фунтов стерлингов за каждый индейский скальп и за каждого краснокожего пленника; в 1720 г. премия за каждый скальп была повышена до 100 ф. ст.. В 1744 г., после того как Массачусеттс-Бэй объявил одно племя бунтовщическим, были назначены следующие цены: за скальп мужчины 12 лет и выше - 100 ф. ст. в новой валюте, за пленника мужского пола - 105 ф. ст., за пленную женщину или ребенка - 55 ф. ст., за скальп женщины или ребенка - 50 ф. ст.. В 1754 г. массачусетский губернатор ввел премии за скальпы пенобскотов: 50 фунтов за живого мужчину, 25 - за женщину/ребенка, 40 - за скальп мужчины, 20 - женщины/ребенка. В Калифорнии в конце XIX века скотоводческие союзы платили премии за добытые скальпы яхи наравне с волчьими и медвежьими шкурами. К 1907 году все эти «вредители сельского хозяйства» были успешно истреблены. Следом за узакониванием скальпирования индейцев, французские колонисты стали выплачивать премии и за скальпы европейцев, воевавших против них.

Итак, правда заключается в том, что как и в подавляющем большинстве подобных случаев европейские колонисты перевернули все с ног на голову с целью получения выгоды. А в таком деле все средства хороши.


Гравюры XVIII века с изображением индейцев со скальпами


Картина французкого художника XVIII века, изображающая снятие скальпа.


Иллюстраия из американского журнала XIX века.


Постановочная фотография XIX века, изображающая жестоких дикарей.


Скальп снятый ирокезами.



Скальпы снятые сиу.


Скальп снятый шайеннами.


Головной убор из скальпа. Тлинкиты.

Из книги Юрия Стукалина.

Классический скальп по размеру обычно был не более серебряного доллара, но затем растягивался, как и всякая сырая кожа. Если ситуация позволяла, индейцы могли отрезать у трупа голову, чтобы позднее снять полноценный, "красивый" скальп.
Дэвид Томпсон описал поведение оджибвеев, атаковавших шайенов незадолго до 1799 года. Полторы сотни пеших воинов укрылись в роще и наблюдали за лагерем, пока большинство мужчин не уехало на бизонью охоту. Оджибвеи бегом пересекли почти милю по открытой равнине и напали на лагерь.
Они убили двенадцать мужчин и захватили трех женщин и ребенка. После этого они сожгли палатки, расчленили трупы и забрали с собой отрезанные головы врагов. Опасаясь конных шайенов, оджибвеи бегом бросились прочь.
Сиу в прошлом, если имели достаточно времени, тоже отрезали головы у своих жертв и брали их с собой на первый привал после боя, где снимали с головы полный скальп. Чтобы скальп был "красивым", они снимали кожу вместе с ушами, оставляя в них кольца и другие украшения.
В Коллекции Пола Дика хранится весьма необычный скальп, снятый с великого воина оджибвеев Вороньи Перья, убитого индейцами сиу в 1836 году. Он представляет собой практически всю кожу головы и лица с щеками и ушами. Впрочем, многие команчи предпочитали сдирать с головы всю кожу.




Иногда скальпом служили не только волосы с головы. Осматривая место стоянки враждебных индейцев на реке Роузбад, скауты Кастера обнаружили выброшенные ими скальпы и бороды белых солдат.
Воин северных шайенов рассказал, что во время битвы на Литтл-Бигхорн он заметил труп солдата, у которого была длинная борода. "Я сказал своему спутнику, что никогда не видел такого скальпа, и снял кожу с одной стороны лица и подбородка... после этого я привязал скальп к концу стрелы".
У сержанта Фредерика Вильямса, убитого во время нападения на форт Уоллес (убийство приписывают известному шайену Римский Нос), на груди была татуировка - лев и единорог в обрамлении британских флагов. Позднее овальный кусок кожи с этой татуировкой был обнаружен в шайенском селении - он был снят как скальп.
В принципе, в качестве скальпа мог сойти любой интересный для индейца кусок кожи, даже чрезмерно волосатая кожа подмышки. Капитан Нортон в 1871 году оказался в селении осейджей, когда туда вернулся военный отряд, убивший индейца пауни.
Один из осейджей, скакавший впереди, размахивал в руках шестом, на котором был закреплен странный флаг. Оказалось, что они не только скальпировали пауни, но и сняли кожу с его руки.
Шест представлял собой палку длиной около 2-х метров, раздвоенную в верхней части. На конце ее был привязан скальп, а между раздвоенными ветвями натянута кожа с руки пауни.
А Ричард Додж однажды видел кожу, снятую со всей верхней части туловища - от головы до промежности. Ее бывший владелец имел слишком волосатое тело! Кожа была хорошо обработана, и этот "скальп" индейцы считали "большим колдовством".

Индейцы были мастерами скальпирования. У шайенов самой храброй формой скальпирования считалось снять скальп с живого врага. Командир скаутов пауни Лютер Норт рассказал о случае, свидетелем которого он стал 18 июня 1862 года во время нападения отряда сиу на поселение пауни.
Один из воинов погнался за женщиной пауни, пытавшейся убежать к находившемуся неподалеку торговому посту, где укрылось несколько белых людей. Не обращая внимания на ружейный огонь со стороны бледнолицых, сиу подскакал к бегущей женщине, левой рукой схватил ее за волосы и, не слезая с коня, скальпировал несчастную ножом, который держал в правой руке.
Издав военный клич, дикий воин повернул скакуна и помчался прочь. Возможно, эта несчастная женщина осталась жива, поскольку индейцы зачастую в пылу сражения не теряли времени на то, чтобы добить скальпированного противника, а устремлялись дальше.

Шайен Серый Ястреб, рассказывая о битве с пауни, произошедшей в том же году, упомянул, как они "проскакали мимо пауни, который был скальпирован и пытался подняться, упираясь руками в землю".
Иногда случались казусы. В одной из ранних стычек с белыми воин осейджей ранил офицера. Когда тот упал, юноша бросился к нему, схватил его за белые волосы и выхватил нож, намереваясь скальпировать. Ему было невдомек, что роскошные волосы офицера были всего лишь париком!
Прежде чем осейдж успел воспользоваться ножом, раненый вскочил на ноги и бросился наутек, оставив молодого индейца стоять разинув рот, крепко сжимая в руке белый парик. Юноша был настолько поражен необычайным спасением офицера, что даже забыл выстрелить вслед удаляющейся фигуре, а парик сразу стал его "вакон" (магическим талисманом).
С тех пор воин всегда прикреплял этот белый парик к своему роучу и считал, что, пока носит его в битвах, с ним не может случиться ничего плохого. Впоследствии он стал вождем осейджей и был известен под именем Белые Волосы (Пахуска). Умер он в 1808 году.

Многие современники отмечали, что индейцы никогда не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они даже старались не касаться их тел. Также не снимали скальпов с чернокожих солдат, говоря, что скальп негра представляет собой "слишком дурное колдовство".
Что чувствовал человек, подвергшийся скальпированию, описал Делос Санбертсон, лишившийся скальпа во время нападения солдат на лагерь мирных шайенов вождя Черный Котел на р. Вашита в 1868 году: "Индеец наступил мне одной ногой на грудь, а рукой собрал в горсть мои волосы у макушки. Он не особо деликатничал, а дергал мою голову и так и сяк, сжимая, как Сатана. Мои глаза были приоткрыты, и я видел бисерные орнаменты и бахрому его леггин.
Неожиданно я почувствовал ужасающую боль от острия, режущего плоть вокруг головы, а затем мне показалось, что голову оторвали. Никогда в жизни не чувствовал такой боли - будто вырвали мозги. Я провалялся без чувств два или три дня, а затем пришел в себя и обнаружил, что теперь у меня самая болезненная голова во всем человечестве".

Но едва ли стоит жалеть этого негодяя, который так описывал само нападение: "Эти твари забирались в ямы и прятались за скалами - везде, где могли найти место (для укрытия)... Мы стреляли каждый раз, когда могли узреть макушку, и стреляли в женщин - там их было множество - так же легко, как и в мужчин. Мы же пришли, чтобы стереть с лица земли всю эту банду".
Индейцы "банды" были мирными, и лишь наличие поблизости лагерей других племен предотвратило всеобщую резню. Санбертсон забыл упомянуть, что среди убитых солдатами было еще и много детей...
В тот раз генерал Джордж Кастер, командовавший нападением, совершил свою типичную ошибку, не проведя предварительной разведки. В следующий раз, в 1876 году на р. Литтл-Бигхорн, во время нападения на лагеря враждебных сиу и шайенов, та же ошибка стоила жизни ему и паре сотен его солдат.

Сама по себе процедура скальпирования не была смертельной. В бозменской газете "Times" от 16 июля 1876 года напечатана история Германа Ганзио, атакованного индейцами в Черных Холмах. Он был скальпирован живьем.
По словам репортера, его голова представляла собой сплошную массу болячек. Делос Санбертсон спустя некоторое время после того, как "благополучно" лишился скальпа, отправился в Ларами и попытался вырастить волосы на своем черепе, однако, как он жаловался: "Никакое лечение не помогает пока сделать так, чтобы волосы на этом месте снова росли".
Количество переживших скальпирование белых людей на фронтире было так велико, что Джеймс Робертсон из Нэшвилла, штат Теннеси, опубликовал в "Philadelphia Medical and Physical Journal" статью "Заметки о лечении скальпированной головы", в которой ссылался на многочисленные случаи успешного лечения.

Отношение к скальпированию не было однозначным. К примеру, у команчей скальп не приносил большого почета, поскольку кто угодно мог снять его с уже убитого врага. Но если врага скальпировали при особо опасных обстоятельствах, он ценился очень высоко. Скальп был трофеем, доказательством успеха в Пляске Победы.
У воинов племени ото, по сообщениям Уитмена, правом на скальп обладал тот воин, который убил этого врага. В большинстве других племен скальпировать павшего мог любой. У ассинибойнов скальпирование лично убитого врага оценивалось высоко, но сам скальп как таковой ценился мало.
Кроу вообще не считали снятие скальпа делом, заслуживающим упоминания. Для них скальп был лишь свидетельством убийства врага, но никак не подвигом. Как сказал один из них: "Вы никогда не услышите, чтобы кроу хвалился снятыми им скальпами, когда перечисляет свои деяния".
Много Подвигов говорил: "Воины моего племени редко забирали скальпы врага, если в схватке погиб кто-то из кроу". В этом случае вражеские скальпы выбрасывались. Однако Два Леггина сообщал, что за каждый снятый скальп воин кроу получал право прикреплять по одному орлиному перу к своему ружью или шесту для счета "ку".

Вероятно, отношение к скальпированию у них было делом сугубо индивидуальным и во многом, как и у команчей, зависело от ситуации. Тот же Много Подвигов, рассказывая о схватке с отрядом пиеганов, произошедшей много лет назад, с горечью отметил, что из-за вражеского огня ему не удалось скальпировать труп очень храброго пиегана: "До сих пор я вспоминаю об этом с грустью".
У кроу Скальповое Ожерелье в битве было настолько обезображено лицо, что он носил полоску из оленьей кожи, скрывавшую от взоров его подбородок. Каждый снятый им скальп он подвешивал к этой полоске, пока на ней не осталось свободного места.
Но даже после этого Скальповое Ожерелье постоянно искал возможности добыть их еще. Как говорили о нем соплеменники: "Он был человеком, которому было все равно, когда уйти к своему Отцу". Позднее он был убит в бою с сиу.
Племена южных атапасков - апачеязычные кайова-апачи, липаны, мескалеро и хикарийя - вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам.

По словам кайовов, осейджи, в отличие от остальных племен Дикого Запада, никогда не скальпировали врагов, а отрезали им головы и бросали на поле боя не скальпированными. Однако эта информация кайовов не подтверждается.
Осейджи действительно часто отрезали врагам головы, но не менее часто и скальпировали их. У них исполнялась Пляска Скальпов, что само по себе уже подразумевает их наличие. Кроме того, скальпам уделялось большое значение в Военной церемонии скорби.
Индейцы порой не скальпировали некоторых врагов по весьма банальной причине - одни были слишком коротко подстрижены, и ухватиться за волосы было невозможно, другие - и вовсе лысыми. Иногда это спасало врагам жизнь.
Короткохвостый Вождь из племени бладов рассказал, как однажды остановил занесенный томагавк соплеменника, собиравшегося убить коротко остриженного кри. "Не делай этого, - сказал он другу. - Если бы у него были косы, мы бы убили его и скальпировали".
Воины ограбили и отпустили несчастного на все четыре стороны, потому что, по мнению Короткохвостого Вождя, не было смысла убивать этого кри, если не было возможности завладеть его скальпом.
Иногда во время больших сражений, в которых участвовало много людей из разных племен, малознакомых друг другу, воины по ошибке скальпировали тела союзников. Так, в битве при Литтл-Бигхорн шайен Бородатый кинулся в гущу солдат и был убит.
Когда бой закончился, сиу Маленькая Ворона нашел его заваленным среди солдат, принял за скаута и скальпировал. В той же битве при подобных обстоятельствах был скальпирован один из шайенских вождей. В таких случаях, узнав об ошибке, скальпы возвращали родственникам погибших, и инцидент считался исчерпанным.

Как отмечалось выше, иногда скальпированные люди оставались в живых. Хуже всего приходилось представителям двух племен - пауни и арикара. У пауни таковых называли привидениями - кикахурутсу, а у арикаров тшунуксу. По их поверьям, скальпированный утрачивал человеческую сущность, хотя его облик продолжал оставаться человеческим.
Несчастных считали живыми мертвецами, всячески избегая с ними любых контактов. Им запрещалось не только жить в селениях племени, но даже входить в них. Бедняги становились отщепенцами и были вынуждены сами заботиться о себе, не рассчитывая на помощь соплеменников. Говорят, что некоторые из них объединялись в группы, пытаясь таким образом выжить в суровых условиях.
Как правило, "привидениями" становились женщины, работавшие на полях у племенных поселений. Они были легкой добычей для небольших вражеских отрядов, которые молниеносно атаковали их и, довольствуясь несколькими скальпами, старались быстрее унести ноги, дабы не подвергать себя опасности.
Воины пауни и арикаров предпочитали погибнуть от рук врага, чем остаться в живых, но без скальпа. Скальпированного воина стыд вынуждал жить в уединении и избегать контактов с людьми. Он передвигался только ночью или в сумерках, чтобы не попадаться на глаза людям.

Обычно скальпированный жил в пещере на крутом склоне, куда было тяжело добраться. К пещере могли вести замаскированные ступени, а вход прикрывался дверью, обложенной ветками. Одевался скальпированный либо в обычную одежду, либо в звериные шкуры.
Пауни, чтобы скрыть отсутствие скальпа, прикрывали голову белой материей, а арикары носили шапку из шкуры животного или цельную шкуру - чаще шкуру койота. Если скальпированный замечал людей, он убегал, но и люди испытывали страх перед ним, особенно женщины.
Хорошо зная расположение своего селения и привычки живших в нем людей, скальпированные часто проникали в него и воровали самое необходимое. Иногда они крали женщин. Всю оставшуюся жизнь несчастным "привидениям" приходилось влачить жалкое существование.
В отличие от пауни, скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, не терял ни чести, ни престижа. Его не считали живым трупом и относились как к обычному человеку.

В США врачи пересадили скальп.

Любопытный случай произошел летом 1868 года, когда кайовы убили юта в головном уборе. К их удивлению, воин оказался скальпированным. На встрече с ютами в 1893 году кайовы расспросили бывших врагов об этом человеке и узнали, что немного ранее его скальпировали члены военного отряда шайенов и арапахо. Юты отвезли раненого к мексиканцам в Нью-Мексико, которым удалось вылечить его, но вскоре он погиб от рук кайовов.
Черноногие и представители большинства племен полагали, что воин, убитый и скальпированный в бою, попадая в мир иной, будет торжественно встречен там с почестями, которые в земной жизни получали воины, вернувшиеся из похода с добычей и скальпами. А мужчина, умерший от старости или болезни, таких почестей удостоен не будет.
Интересно отметить, что для проведения победных церемоний индейцам было более важно само наличие вражеского скальпа, а не то, каким образом он добыт. Известны случаи, когда краснокожие разрушали вражеские могилы, сдирали с трупов скальпы и проводили победные пляски.
Вильям Гамильтон, попавший на Дикий Запад в 1842 году и проведший там оставшиеся 60 лет жизни, писал: "Для индейцев нет разницы, сняты скальпы ими или это сделал кто-то другой. Главное, что они принадлежат врагам. Я слышал, как люди говорили обратное, но они просто не знают, о чем говорят".

А это уже "цивилизованные индейцы".


Он описал, как радовались шошоны из лагеря Вашаки, когда в 1842 году партия трапперов Билла Вильямса прибыла в их лагерь со скальпами черноногих. Пляска Скальпов и военные песни исполнялись всю ночь.
В конце января 1843 года отряд из двадцати пяти трапперов и пяти шошонов нагнал на Сидр-Крик десяток черноногих, укравших из их лагеря лошадей. Трапперы перестреляли всех конокрадов, а шошоны сняли с них скальпы.
"Пять индейцев проехали по своему селению со скальпами, привязанными к шестам для счета "ку", вызвав бурную радость у соплеменников. Не они убили черноногих, но это не имело значения. Они рассказали, как храбро вернули захваченных лошадей, и каждый снял по скальпу черноногого.
Мы же не получили похвалы от их женщин, так как, по их мнению, мы лишь помогли их храбрым молодым воинам. Пляски и пиршества по поводу этой победы продолжались в течение нескольких дней".


В азартных играх на кон ставили порой даже собственные скальпы. Один старый сиу рассказал Руфусу Сэйджу любопытную историю из своей молодости. Как-то раз отряд сиу выступил в страну кроу. Будучи людьми опытными, они выслали вперед разведчика, чтобы тот мог предупредить их о появлении врага или чужого лагеря.
Каково же было их удивление, когда он вернулся назад с окровавленным лицом, без накидки и оружия. Самое главное, чего он лишился, - скальпа. Разведчик поведал, что враги знали об их присутствии и в огромном количестве ждали их. Сам он столкнулся с их разведчиками, которые ограбили его, скальпировали и бросили умирать. Несчастный пролежал до темноты, когда ночной бриз привел его в чувство, и он смог добраться до своих.
Воины сразу повернули назад и поспешили в родные края. Старик до сих пор помнил, как люди смеялись над ними по возвращении. Спустя три месяца они снова отправились в страну кроу, и скальпированный воин вновь шел впереди отряда, исполняя роль разведчика.
На этот раз воины услышали триумфальный боевой клич этого сиу, и вскоре он появился, размахивая двумя вражескими скальпами, привязанными к копью. Он не стал ничего объяснять, а убедил сразу же двинуться за ним.


Отряд обнаружил врагов, сражался и победил. Среди убитых кроу оказался один уже скальпированный. "Кто мог это сделать?" - удивились воины, но никто не ответил. Молчание нарушил разведчик, предложив напиться из ближайшего ручья.
Когда сиу начали пить, он исчез, а затем вернулся, неся свое пропавшее оружие и накидку. И только тогда он рассказал, что же произошло. Они столкнулись именно на этом месте и уже готовы были броситься друг на друга, когда кроу воскликнул: "Разве мы оба не храбры? Зачем нам драться?" Разведчик согласился. Они сели у ручья, и сиу предложил сыграть в азартную игру.
Сначала они ставили на кон стрелы, затем луки, накидки. Последней ставкой был скальп. Сиу не везло, и он проиграл. Воины договорились снова встретиться на том же месте, чтобы вновь помериться силами в игре. Верные своему слову, воины встретились в назначенное время.
На этот раз везло сиу, и он отыграл лук, стрелы и накидку, а потом поставил все это против своего снятого когда-то скальпа. Вновь удача улыбнулась ему. "Кроу, скальп против скальпа!" - предложил он и снова выиграл. Получив свое, он встал, намереваясь уйти, но кроу остановил его, предложив встретиться в бою и помериться силами.
Получив согласие, кроу назвал место, где его воины будут ждать отряд сиу. "Именно туда я привел вас, и мы победили. Мой противник по игре оказался среди убитых. Должен ли я говорить, кто снял его скальп?" Ответа не понадобилось.

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Первый логичный шаг - провести инвентаризацию сохранившегося книжного наследия. Увы, сохранилось немного. От домонгольского периода до нас дошло менее 200 книг и рукописей. По мнению историков, это меньше 1% от всего, что было. Русские города горели в ходе междоусобных войн и набегов кочевников.

После монгольского нашествия некоторые города просто исчезли. Согласно летописям, даже в мирное время Москва каждые 6-7 лет выгорала дотла. Если же пожар уничтожал 2-3 улицы, о такой мелочи даже не упоминалось. И хотя книги ценили, берегли, рукописи все-таки горели. Что же дошло до наших дней?

Подавляющее большинство - это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки.

В большом количестве переписывались летописи - русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля». К тому же отдельные исторические хроники по закрученности сюжета сродни современной детективной литературе.

История гибели князей Бориса и Глеба достойна экранизации: брат против братьев, обман, предательство, злодейские убийства - на страницах «Сказания о Борисе и Глебе» кипят воистину шекспировские страсти!

Убийство Глеба. Миниатюра Сказания о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника

Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре (!) списка (копии). Значит, копий этого сочинения было очень много.

«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века.

И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него наверняка были и предшественники, и последователи.

Теперь поднимем следующий пласт и приступим к анализу самих текстов. Вот тут начинается самое интересное.

Пласт 2-й: что скрыто в текстах

В X-XIII веках авторского права не существовало. Авторы, переписчики и составители изборников, молений и поучений повсеместно вставляли в тексты куски из других произведений, вовсе не считая необходимым давать ссылку на первоисточник. Это было повсеместной практикой.

Найти такой не отмеченный ничем фрагмент в тексте очень тяжело, для этого надо в совершенстве знать литературу того времени. А если первоисточник к тому же давно утрачен? И тем не менее такие находки есть. И они дают просто море информации о том, что читали в Древней Руси.

В рукописяхнаходятфрагменты «Иудейской войны» еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия (I век), греческих хроник Георгия Амартола (Византия, IX век), «Хронографии» Иоанна Малалы (Византия, VI век). Найдены цитаты из Гомера и ассирийско-вавилонской повести об Акире Премудром (VII век до нашей эры).

26 июля 1951 года в Великом Новгороде была обнаружена берестяная грамота №1. Сегодня их найдено более тысячи, есть находки в Москве, Пскове, Твери, Беларуси и Украине. Благодаря этим находкам мы можем с уверенностью сказать, что подавляющее большинство городского населения Древней Руси, включая женщин, было грамотным.

Повсеместная грамотность подразумевает наличие литературы - ведь не только берестяные грамоты читали наши предки! Так что стояло на книжной полке древнего русича? Чтобы докопаться до истины, придется приподнимать исторические пласты.

Берестяная грамота, в которой говорится о покупке рабыни дружинником

Конечно, нам интересно, насколько эти первоисточники были распространены среди читающего населения. Не был ли тот безвестный автор-монах единственным на Руси, кому попал в руки тот или иной драгоценный фолиант? В одном из поучений, критикующем пережитки язычества, объясняя сущность языческого божества, автор называет его аналогом Артемиды.

Он не только знает о греческой богине, более того, автор уверен, что читатель тоже осведомлен о том, кто это такая! Автору поучения и читателям греческая Артемида более знакома, чем славянская богиня охоты Девана! Значит, знание греческой мифологии было повсеместным.

Запрещенная литература

Да, была и такая! Заботясь о духовном здравии своей паствы, Церковь выпускала индексы, в которых перечисляла книги, относимые к «отреченным». Это были гадательные, чародейные, волшебные книги, сказания об оборотнях, толкователи примет, сонники, заговоры и богослужебная литература, признанная апокрифической. В индексах указаны не просто темы, а конкретные книги: «Остролог», «Рафли», «Аристотелевы врата», «Громник», «Коледник», «Волховник» и прочие.

Все эти «богомерзкие писания» не просто запрещались, а подлежали уничтожению. Несмотря на запреты, отреченные книги хранили, читали и переписывали. Православный русский народ никогда не отличался религиозным фанатизмом, христианство и языческие верования мирно сосуществовали на Руси в течение столетий.

Пласт 3-й: текстуальные совпадения

Заимствование сюжетов никогда не считалось среди авторов предосудительным. А. Толстой, например, не скрывал, что его Буратино - калька с Пиноккио Коллоди. У великого Шекспира практически нет ни одного «своего» сюжета. И на Западе, и на Востоке заимствование сюжетов использовалось вовсю. И на Руси тоже: в жизнеописаниях князей, житиях святых есть сюжетные линии из греческих хроник, западной литературы («Песни о Гильоме Оранжском», Франция, XII век) и даже древнеиндийской литературы.

В «Видениях старца Матфея» монах видит, как невидимый для других бес бросает в иноков лепестки. К кому они прилипают - тот сразу же начинает зевать и под благовидным предлогом стремится уйти со службы (не порвал связь с миром). К истинным же сподвижникам лепестки не пристают. Замените беса Небесной девой, печерских иноков буддийскими монахами - и вы получите махаянскую сутру II века до нашей эры, непонятно каким ветром занесенную на Русь.

И тут возникает следующий вопрос: как книги попадали на Древнюю Русь?

Копаем дальше

Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом, захватившем столицу Болгарии Велики-Преслав в 968 году.

Ее мог вывезти византийский император Иоанн I Цимисхий и впоследствии передать ее Владимиру в качестве приданого за царевну Анну, вышедшую замуж за киевского князя. (Именно так в XV веке вместе с Зоей Палеолог - будущей женой Ивана III - в Москву попала библиотека византийских императоров, ставшая основой «Либерии» Ивана Грозного.)

В X-XII веках Рюриковичи заключали династические браки с царствующими домами Германии, Франции, Скандинавии, Польши, Венгрии и Византии. Будущие супружницы ехали на Русь со своей свитой, духовниками, везли с собой и книжицы. Так, в 1043 году в Киев из Польши вместе с польской принцессой попал Кодекс Гертруды, а в 1048-м из Киева во Францию вместе с Анной Ярославной - Реймсское Евангелие.

Что-то привозили скандинавские дружинники из княжеского окружения, что-то купцы (торговый путь «из варяг в греки» был весьма оживленным). Естественно, книги были «на заморских» языках. Какова же была их судьба? Были ли на Руси люди, способные читать на иностранных языках? И много ли таких людей было?

Басурманская речь

Отец Владимира Мономаха владел пятью языками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка - шведской принцессой. Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, и шведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской среде было нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестнице вниз.

В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно определили «бесерменския языци»: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братии редкостью.

В Киеве существовала значительная иудейская диаспора, одни из трех ворот в Киеве (торговые) даже именовались «жидiвськi». Плюс наемники, купцы, соседствующий Хазарский каганат - все это создавало самые благоприятные условия для развития многоязычия.

Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить (и наверняка так и было) вся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.

В ожидании новых находок

Есть ли надежда, что когда-нибудь будут найдены неизвестные ныне книги X-XII веков? Гиды Киева до сих пор рассказывают туристам, что перед взятием города монголо-татарами в 1240 году киевские монахи спрятали библиотеку князя Ярослава Мудрого в подземельях Софийского монастыря.

До сих пор ищут легендарную библиотеку Ивана Грозного - последние поиски проводились в 1997 году. И хотя надежд на «находку века» мало... Ну а вдруг?

Клим ПОДКОВА

Скальпирование врагов - практика, насчитывающая не одно тысячелетие. Многие древние народы прибегали к ней в отношениях с неприятелями, а в некоторых частях планеты, как мы увидим дальше, она продолжала существовать даже в недалеком прошлом.

Что такое скальп?

Несмотря на то что в нашем сознании скальпирование врага прочно связано с обычаями коренных народов Америки, эта практика была присуща многим культурам. Однако прежде чем перейти к ее истории, разберемся сначала с самим термином. В принципе, на вопрос о том, что значит скальп, даже без помощи толкового словаря большинство из нас ответит правильно. Это участок кожи, срезанный с головы вместе с волосами. Причем скальпирование не обязательно относится к истории войн. Такое может произойти и во время несчастного случая или нападения дикого животного.

И все-таки снятие скальпа - это обычай, который не без оснований ассоциируется у нас с военными конфликтами. Правда, речь идет о более древних временах, чем колонизация Американского континента.

Исторические свидетельства

Скифы-кочевники не имели письменности, поэтому об их привычках мы знаем из сочинений древних авторов: ассирийцев, греков, иудеев и римлян. Согласно этим свидетельствам, скифы были необузданным и жестоким народом. Они снимали скальпы с поверженных врагов и украшали ими конскую сбрую. От количества подобных трофеев напрямую зависела степень уважения, которым пользовался скифский воин у соплеменников. Если набиралось достаточное число скальпов, они шли на изготовление накидок.

Впрочем, столь варварские обычаи были присущи не только древним степным народам Евразии. В средневековой Англии тоже хорошо знали, что такое скальп. Например, в XIII веке к такой порочной практике призывал жителей Страттондейла шериф Шропшира. Он обещал шиллинг за каждый скальп, снятый с валлийцев, готовивших набег на город.

Разменная монета колониальных войн

Благодаря приключенческим романам и кинематографу прочно утвердилась связь между скальпированием и племенами индейцев. Тем не менее историки утверждают, что большинство коренных жителей Америки не имели подобного обычая. Напротив, массовый характер скальпирование врагов приобретает как раз во время европейской колонизации. Если до этого ирокезы с такой целью использовали тростниковые побеги, то теперь процесс намного упростился, ведь белые привезли с собой острые стальные ножи.

Однако это не главное. Что такое скальп для индейца времен европейской колонизации? Это, без сомнения, военный трофей, за который колонисты неплохо платили, особенно если скальп принадлежал воину. Справедливости ради стоит заметить, что скальпировали врагов не только индейцы, но и «цивилизованные» европейцы.

Колониальная эпоха хранит сведения о существовании этого обычая и в Африке. Например, в книге известного английского натуралиста Гарета Паттерсона «Там, где бродили львы» есть упоминание о Сесиле Джоне Родсе. Будучи премьер-министром Капской колонии в конце XIX века, он утвердил закон об отстреле гиеновых собак и бушменов. При этом обещалось денежное вознаграждение как за собачий хвост, так и за скальп аборигена.

Употребление термина сегодня

Что такое скальп для наших современников? Помимо описанной выше практики, этот термин подразумевает также определенную торговую систему - скальпинг. Суть ее заключается в том, чтобы получить небольшую прибыль, но многократно и с минимальным риском. Этим методом заработка часто пользуются на рынке «Форекс». Действительно, век технологий дал новые трактовки уже существовавшим понятиям. Например, для всех, кто разбирается в компьютерах, выражение «снять скальп» или «скальпировать» означает всего лишь устранить перегрев на видеокарте, убрав крышку с теплораспределителя.