Развитие специальных способностей ребенка. Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки - и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные - превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…> Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами - интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны . Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ "Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…" Иисус Христос (от Матфея,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

Из книги Как воспитать замечательного ребенка автора Таунсенд Джон

Глава 3 Развитие способностей к общению

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Глава 8 Развитие творческих способностей

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава 7. Развитие талантов и способностей КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Из книги автора

Получение знаний и развитие способностей Наконец, последняя популярная группа устремлений людей - развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Из книги автора

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Из книги автора

80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и


Взрослому сложно определить способности новорожденного ребенка, потому что они проявляются только в какой-либо деятельности, а младенец еще ничего не умеет делать. Но с момента появления на свет каждый ребенок обладает определенными задатками. Если развивать способности с детского возраста, то малышу гарантировано успешное будущее. В дальнейшем ему будет намного проще справляться с различными жизненными сложностями.

Важная задача процесса воспитания в семье - развитие способностей малыша. Его способности начинают проявляться одновременно с началом процесса развития интереса к окружающей действительности. Некоторые родители начинают задумываться о способностях ребенка только после его поступления в школу. Психологи убеждены, что начало развития способностей должно приходиться на возраст от 1,5 до 5 лет.

Что такое задатки?:

Задатками называют особенности ребенка, с которыми он появляется на свет:

Анатомические;
Психологические;
Физиологические - нервной системы и органов чувств.

Задатки проявляются в повышенном желании малыша заниматься какими-либо видами деятельности: изобразительным искусством, игрой на музыкальных инструментах, вокалом, хореографией, спортом. При этом малыш получает большое наслаждение и удовольствие.

Что такое способности?:

Способностями называют особенности личности, которые отвечают требованиям определенной деятельности, а также являются условиями для их успешного выполнения. Для оценки способностей ребенка стоит понаблюдать за ним, погрузив в какую-либо деятельность.

Определить наличие и уровень способностей у вашего ребенка сможет специалист. Развивать способности возможно только в процессе систематических занятий.

Какими бывают детские способности?:

Общие – это свойства ума малыша, которые позволяют достигать высоких результатов в различных отраслях. У таких детей с раннего возраста начинает проявляться повышенный интерес и стремление к познанию всего, что его окружает. Умственный труд приносит таким малышам большую радость и удовольствие;

Специальные способности включают в себя те, которые нужны для занятий определенной деятельностью - спорт, музыка, рисование и другими. Для развития таких способностей важно создать соответствующие условия, которые должны окружать кроху с его рождения.

Может ваш малыш талантливый?:

При высокой степени развития способностей говорят о таланте. Такие малыши отличаются от сверстников высокими результатами в разных сферах деятельности с раннего возраста. Какие бы способности не имел ваш ребенок, он не сможет стать выдающимся, если не будет достаточно трудолюбивым, настойчивым, организованным.

Признаки наличия способностей:

Ребенок с увлечением занимается определенным видом деятельности;

Малыш просит купить предметы определенного вида деятельности: музыкальный инструмент, краски, мяч, конструктор и т.д.;

Кроха продолжает заниматься любимым делом даже после запрета взрослого.

Этапы развития детских способностей:

1 – 2 года – начинают проявляться творческие способности малыша. Родителям необходимо обратить внимание на то, что больше привлекает их ребенка;

3 – 4 года – благоприятный возраст для начала регулярных и систематических занятий. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к познаниям всего нового. В этот возрастной период больше всего подходят такие увлечения:

1. Музыка;

2. Рисование;

3. Лепка;

4. Работа с конструктором.

5 – 6 лет – подготовка к поступлению ребенка в школу. Целесообразно начать посещать кружки и секции по интересам. Родителям необходимо уделять внимание развитию творческой активности малыша.

Что развивает способности ребенка?:

Развивающие игры и игрушки;
Слушание музыки;
Изготовление поделок;
Рисование;
Чтение;
Игры творческого характера (назвать положительные и отрицательные стороны предмета; дорисовка картинки; представить, если вдруг…).

Какие способности могут развивать родители у своего ребенка?:

Интеллектуальные способности;
Творческие способности;
Умственные способности.

Как развивать интеллектуальные способности ребенка?:

1. Уделяйте внимание этому вопросу в период интенсивного развития интеллекта ребенка - от 2 до 12 лет;
2. Эмоционально поддерживайте малыша;
3. Предоставляйте ребенку возможность проявить самостоятельность;
4. Предъявляйте к ребенку требования и содействуйте обязательному их выполнению;
5. Повышайте самооценку малыша;
6. Организовывайте совместную игровую деятельность с ребенком;
7. Привлекайте ребенка к решению семейных проблем.

Как развивать творческие способности ребенка?:

1. Развивайте у ребенка способности решать задачи разными способами;
2. Родителям необходимо реагировать положительными эмоциями на проявление у ребенка любой неожиданности;
3. Наиболее активно творческие способности у детей развиваются от 3 до 5 лет.

Как развивать умственные способности ребенка?:

1. Родители должны часто задавать ребенку вопросы;
2. Необходимо общаться с ребенком на разные темы;
3. Побуждайте ребенка к размышлениям;
4. Обсуждайте с ребенком результаты выполненного задания;
5. Совместно с ребенком исправляйте недостатки выполненной работы.

От воспитания ребенка зависит его характер и поведение. Но не следует забывать о врожденных способностях. Родителям важно любить и поддерживать своего малыша, помогать развиваться, учитывая при этом его возрастные и индивидуальные особенности.

Как стимулировать ребенка к познанию окружающего мира?:

1. Общайтесь с ребенком о том, что его окружает;
2. Наблюдайте за ребенком. Таким образом родителям будет легко определить его интересы и способности;
3. Играйте вместе с ребенком;
4. Старайтесь правильно определить занятие, которое ребенку очень нравится.

Родители должны стимулировать участие малыша в различных видах деятельности – пении, лепке, чтении, танцах и других. Это поможет воспитать гармонично развитую и способную личность. Если посещение определенного кружка совпадет с интересами ребенка, тогда он будет очень счастливым.

Поддерживайте увлечения и детские интересы. Если ребенок красиво поет – отдайте его кружок вокала, если малыш больше любит бегать или играть в подвижные игры – запишите его в спортивную школу или секцию.
Не стоит навязывать ребенку собственные интересы. Учитывайте желания малыша;
Создавайте ребенку условия для занятий по интересам: для изобразительной деятельности купите карандаши, кисточки, пластилин, а для спорта – спортивную обувь и одежду;
Поощряйте ребенка за его усилия.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Объясняйте ребенку значение занятий для его развития и роли руководителя секции или кружка.
Если ребенок отказывается посещать выбранную ранее секцию, никогда не ругайте его. Разберитесь в причинах отказа. Лучше меняйте различные виды деятельности, чем продолжительное время заставляйте кроху заниматься нелюбимым делом;
Интересуйтесь увлечениями и интересами крохи;
Определите способности своего ребенка;
Развивайте у малыша память и интеллектуальные способности;
Будьте положительным примером для ребенка;
Запишите ребенка в кружок, секцию, школу танца, детский театр. Заметив склонность ребенка к какому-либо виду деятельности, раскрывайте и развивайте ее.

Определяем способности ребенка:

Ответьте на поставленные вопросы словами «да» или «нет»:

1. Ваш ребенок легко запоминает услышанную речь?

2. Ребенку удается без затруднений определить ваше настроение?

3. Нравится ребенку выполнять математические задания?

4. Ваш ребенок мечтает о будущей профессии?

5. Ребенок прислушивается к звучанию музыкальных инструментов на улице?

6. Ребенок цифры усвоил с легкостью?

7. Использует ребенок в речи сложные словесные выражения?

8. Нравиться ребенку слушать классическую музыку?

Интерпретация результатов:

Лингвистические способности – ответы «да» на 1 и 7 вопросы.
Музыкальные способности – ответы «да» на 5 и 8 вопросы.
Математические способности – ответы «да» на 3 и 6 вопросы.
Психологические способности – ответы «да» на 2 и 4 вопросы.

Не запрещайте ребенку заниматься любимым делом. Поощряйте новые увлечения малыша. Невозможно предусмотреть, как повлияет увлечение на его жизнь.



Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Развитие специальных способностей ребенка

Специальные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности.

Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются и в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивная способность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается:

1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой;

2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

3) в произвольности движении (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.

Хорошие возможности для развития музыкальных способностей детей созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их про- водит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные иг ры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительны индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальное творчество детей развиваются и в процессе широкого использова ния музыки в игровой деятельности. Другим излюбленным занятием детей является рисование. Способности к изобразительной деятельности так же, как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыслимо полноценное развитие личности. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружающий мир, его красоту.

Изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др. отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изобразительных способностей, предполагается активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность наблюдения, умение анализировать воспринимаемый предмет. Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», которым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких образов наблюдения природы, рассматривания картин, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально- эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Необходимо создавать условия для нее. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. Особо важное значение в развитии изобразительных способностей ребенка отечественные психологи и педагоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной Деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем детском возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречается и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словесного творчества в ранний период. «Вообще стихотворения детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний, - отмечает К. И. Чуковский. - Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пятнашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!"...».

В среднем и старшем детском возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи. Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатирическая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я больше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.

Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение имеет развитие у ребенка способности подлинного восприятия стиха, умения наслаждаться художественной литературой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, нередко - драматичностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведений. Зарождается в детском периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способность к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памятью. Театральные способности детей развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения меЖДУ способностями и склонностями. Причинно-следственные связи, противоречия между ними являются, по мнению отечественных психологов (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда полное соответствие (зародившийся интерес ребенка к какому- либо делу может в одном случае отвечать, а в другом - не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенно* деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития свои* способностей. Пробуждение же интереса к определенной деятельности является часто своего рода индикатором способностей ребенка. Воспитать широкие, устойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают главные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности, - важная пред- посылка для развития его способностей. Реализовать ее в детском возрасте не так-то просто. Дело в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ограничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружаю- щем мире: «Оказывается, божья коровка летает!», «А снег, если его взять в руку, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!», «Какая красивая дорожка остается на бумаге, если провести по ней кисточкой!», «Как интересно играть с кубиками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?».

По мнению известного отечественного психолога В. Н. Мясищева, интересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Постепенно же, под влиянием общения со взрослыми, чтения сказок, рассказов, непосредственного знакомства с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удовлетворить. «Воробьи - это маленькие вороны?», «Как это люди в телевизоре появляются?», «Мама, правда, если мы обезьяну заведем, у нас человек из нее появится?», «А что внутри Земли?», «А на чем солнце висит?» - такого рода вопросы, вопросы познавательные в буквальном смысле этого слова, особенно часты в среднем и старшем детском возрасте, за что его и называют «возраст почемучек». Наличие именно этого типа вопросов является показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.

Не у всех детей любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее развития психологи видят в ориентировочно-исследовательских реакциях, вызываемых новизной окружающих предметов Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезновение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любознательность он проявляет к новизне внутренней, интеллектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс активного познания действительности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограмми- рованная активность может и легко погаснуть, если воспитатель будет направлять ее в жесткие рамки регламентированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой ярко проявляется активность ребенка, является детское экспериментирование. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную Для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой дея- тельности, перестраивает ее. В детском экспериментировании имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психической активности детей - творчества, которое не без основания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности. Созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способностей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье. Увлеченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой увлеченности » в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к музыке, в семье инженера, рабочего- рационализатора - к конструктивной деятельности, к технике; в семье агрономов, ботаников, селекционеров - к живой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.

В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Характер увлечений педагогов отражается на формирующихся интересах, способностях их воспитанников. Создание атмосферы увлеченности в детском саду - важное условие для развития способностей дошкольников.

Другим значимым условием формирования способности является трудолюбие, высокая работоспособность человека. «Вдохновение - гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, кто призывает ее», - говорил П. И. Чайковский. В справедливости высказанного положения убеждают истории так называемых вундеркиндов - детей, в раннем возрасте достигших больших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Кор- саков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкальной памятью; Моцарт очень рано начал играть на музыкальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный концерт; в четырехлетнем возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Репина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры. Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды достигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их развитие? Одной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолюбия, усидчивости, настойчивости.

Об исключительной роли работоспособности, трудолюбия свидетельствуют и специальные психологические исследования. Так, например, отечественный психолог Н. С. Лейтес (1984), изучавший индивидуальные случаи детской одаренности, приходит к выводу: склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду - это не сопутствующее явление и не показатель количественной стороны, а как раз то, что во многом определяет и качество достижений. Поэтому, когда речь идет о разтии способностей ребенка, следует иметь в виду необходимость формирования него умения настойчиво, систематически трудиться, преодоления лени, если та спела пустить свои корни».

Способности ребенка связаны и с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть не только ориентировочными действиями, но и исполнительской «рабочей » частью деятельности - определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реализации своего замысла, своих способностей.

Важное условие успешного развития способностей детей - знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? Развивать дальше их способности. Правильно поступают воспитатели, когда способному, например, к рисованию ребенку дают более сложные задания, предъявляют к его результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая способности ребенка, важно не забывать о главном - о нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.

Итак, дошкольное детство и младший школьный возраст - период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей ребенка тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в перцептивных Действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника и младшего школьника. Формирование способностей - сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, социальная среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наиболее содержательную форму ее - творчество. Способности ребенка развиваются в процессе его деятельности. Важный компонент способностей - трудолюбие. Педагогам, родителям следует уделить должное внимание формированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.

На развитие способностей ребенка благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Вопрос 1. У моего сына явно выраженные технические способности. Не говорит ли это о том, что в остальных областях он не будет успешным?

Ответ : Это совсем необязательно. Если вовремя озаботиться тем, чтобы ребенок читал книги, рисовал, слушал музыку, то это пойдет ему на пользу не только в широком образовательном смысле, но и более полно обеспечит развитие его технических способностей. Вам надо знать, что способности относятся к индивидуальным возможностям человека. Именно они влияют на выполнение ребенком различных видов деятельности. Как правило, способности развиваются в соответствии с развитием задатков.

Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться, а может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная.

Нам кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Тем более что отечественные психологи придерживаются именно такой точки зрения.

Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Достаточно сослаться на довольно известный пример, когда в одной и той же семьи братья и сестры могут демонстрировать абсолютно разный уровень способностей.

Казалось бы, они находятся практически в одной среде, влияющей на развитие их способностей. Выделяют общие и специальные способности. Наличие общих способностей помогает ребенку овладевать знаниями в различных сферах. Специальные же способности помогают достигать высоких результатов в каком-либо определенном виде деятельность.

Поэтому для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей. Судя по вашей характеристике, ваш сын обладает специальными способностями. Вам полезно знать, что способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.

Вам надо следить, чтобы ваш сын не погрузился «излишне» только в технические интересы, тогда и бояться нечего. Технические способности будут реализовываться в интересной для него деятельности, но и в других ее видах, обучаясь в школе, он тоже не потеряет возможности для совершенствования. Вы может, собственно говоря, «измерить» способности своего ребенка. В специальной литературе много тестов на изменение способностей ребенка. Воспользуйтесь ими.

Вопрос 2. Наш ребенок — первоклассник. Учитель проводила тест и сказала нам, что у нашего сына не обнаружены способности к чему-либо, все «ровненько». Как следует отнестись к такой характеристике и надо ли что-то делать?

Ответ: Прежде всего, следует проверить качество те-ста и ни в коем случае не разочаровываться в собствен-ном ребенке. Вне всякого сомнения, способности у него есть. Они могут пока «дремать» и проявиться значительно позже. Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не выказывал способностей к музыке. А математик Лобачевский был плохим учеником. Мой опыт говорит, что в младшем школьном возрасте практически у большинства детей развиваются изобразительные и музыкальные способности.

Посмотрите внимательнее на рисунки своего сына. Наверняка они очень интересные. Не опускайте руки и продолжайте верить в то, что ваш ребенок, несомненно, обладает определенными способностями. В предыдущем ответе я уже раскрывала суть способностей. Здесь могу добавить, что основным условием развития способностей является деятельность.

Посмотрите результаты, какой именно деятельности говорят о том, что ваш ребенок де-лает ее лучше, чем иную. Вполне возможно, он рисует лучше других, быстрее всех лепит, проявляя при этом творческую смекалку. Или в спорте его достижения пре-вышают средние показатели. Но даже если и нет «выпирающих» результатов, не сомневайтесь, способности у вашего ребенка проявятся чуть позже.

Главное, организовать деятельность, в которой они бы начали развиваться более интенсивно. И еще необходимо помнить, что только тогда, когда ребенок начнет заниматься определенной деятельностью, можно смело сказать, есть ли у него к ней способности. Не обучая ребенка живописи или музыке или спорту, мы не можем определить его потенциал.

Вопрос 3. Мой ребенок очень замкнут. Не дозовешься, все время витает в облаках. Я прочитала, что одаренные дети живет в своем мире. Может, мой ребенок одаренный?

Ответ : Трудно сказать однозначно. Жизнь в своем мире не единственная характеристика одаренности. В ее основе лежат определенные склонности к какой-либо деятельности и успешная ее реализация.

Результаты труда вашего ребенка должны опережать результаты труда других детей. Но вполне возможно, что ваш ребенок именно одаренный. Этим и объясняется его «отрыв» от жизни и «уход» в свой внутренний мир.

Давайте разберемся в самом термине «одаренность» и, что наполняет эту важную психологическую характеристику человека.

Одаренность — это компонент таланта, который определяет конечный итог развития личности ребенка. Он включает в себя определенный набор способностей. Можно составить собирательный портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок всегда внимателен, собран, постоянно готов к напряженной работе. Повышенная активность его проявляется не только в умственных занятиях. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Если он увлечен техникой, тогда постоянно в доме появляются и исчезают детали, конструкции, описания и т. д. Если электроникой, то он постоянно чинит телевизоры, компьютеры, собирает свои модели, читает специальные журналы.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Следующая третья группа способностей, которая определяет в своей совокупности одаренность, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления ребенка, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Обычно такой ребенок на вопросы отвечает полно, последовательно, исчерпывающе. Такая систематичность в ответах одаренного ребенка опирается на способность к анализу и обобщению.

И, наконец, последний штрих к портрету одаренного ребенка, это широкий круг познавательных интересов, выступающий постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Характеризуя одаренных детей можно выделить показатели , с помощью которых выявить уровень одаренности. К первому уровню можно отнести детей, полностью погруженных в тот вид деятельности, в котором он обнаруживает проявление высокого интеллекта и познавательных интересов. Ко второму уровню отнесем детей, успешных в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать, или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. И, наконец, на третьем уровне находятся дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Воспользуйтесь тестами на определение способностей, попробуйте проверить своего ребенка на наличие особых способностей. И сами ответьте на свой вопрос: «Одаренный ваш ребенок или нет».