Эмоциональная зависимость от другого человека. Методы лечения и преодоления зависимостей


Зависимость - это ощущаемая человеком навязчивая потребность в повторении определенной деятельности. Каждый из нас раздираем зависимостями разного рода. Они лишают нас способности осознанно делать выбор и контролировать свои поступки.

Современные психологи считают, что зависимость является привычкой и формой поведения. На привычку она похожа тем, что человек совершает действия автоматически, а поведение формируется определенным ритуалом. Для того и другого необходимы триггеры - события, вызывающие желание повторять ритуал.

Так как от зависимости избавиться достаточно сложно, нужно знать, каковы симптомы и с какими элементами зависимости мы имеем дело.

Симптомы зависимости

Вероятно, вы и сами способны распознать некоторые симптомы. Выкуриваете пачку каждый день или курите только когда выпьете? Повторяющаяся деятельность, даже нерегулярно - симптом зависимости. Но есть менее очевидные:

  • Нарастание : на прошлой неделе вы съели 5 кексов и 10 раз пили чай с 3-4 ложками сахара. На этой - 7 кексов и 12 кружек чая.
  • Неспособность выполнять основные обязанности : стали опаздывать на работу намного чаще. Причиной может быть зависимость от любой вечерней деятельности.
  • Проблемы с завершением деятельности : игра в покер с друзьями длится всю ночь и даже утро.
  • Замкнутость : прекратили общаться с друзьями, не выходите из дома, даже если имеете свободное время.
  • Эмоциональные изменения : , беспокойство, нетерпимость к другим, депрессия.
  • Физиологические изменения : периоды потоотделения, расширение зрачка.

Это далеко не все симптомы, можно вспомнить и о финансовых проблемах, сокрытии деятельности от других, проблемах со сном, изменении веса и других. Практически любая зависимость влияет на человека негативным образом и на все области сразу. Трудно быть алкоголиком и иметь проблемы только с почками.

Тяга

Тяга - это глубокий голод, который зависимый испытывает к объекту своего желания. Чем сильнее игнорируется тяга, тем сильнее чувство необходимости. Она набирает силу, когда вы пытаетесь отказаться от своей зависимости.

Сингер и Шахтер (1962) разработали двухфакторную теорию, в которой объяснили, что тяга возникает из сочетания физиологического возбуждения и когнитивного импульса. Второе значительно сильнее. Этим объясняется, что когда человек спит или слишком увлечен работой, он не испытывает тяги и думает о ней лишь когда не ничем не занят.

Тяга столь сильна, потому что создается как позитивными, так и . Люди хотят всего двух вещей; если существенно упростить, то это:

  • Получить удовольствие
  • Избежать боли

Психолог и мотиватор Тони Роббинс считает эти два элемента определяющими в поведении человека. Тяга именно это и дает: она обещает удовольствие, а если не послушаться, то приносит боль.

По этим двум причинам так тяжело избавиться от тяги и, соответственно, от зависимости. Но не невозможно.

Как преодолеть зависимость

В 2004 году вышла книга доктора медицины Стэнтона Пила под названием «7 Tools to Beat Addiction» («7 инструментов для преодоления зависимости»). В ней автор перечисляет эти самые семь способов, при помощи которых можно решить эту проблему.

Достижения

Вам нужны достижения конструктивных и социально значимых целей, такие как участие в марафоне, работа, получение образования, построение карьеры и семьи. Человек становится зависимым, когда длительное время скучает или переживает стресс, но если вы постоянно в движении, постоянно преследуете цели, которые значимы для вас, то все, что мешает достижению, отвергается.

Осознанность

Это значит быть бдительным, бодрым и осознавать себя и окружающий мир, использовать свой разум для познания. Зависимость отключает осознанность, заставляя человека действовать на автопилоте, поэтому медитация и йога способны вывести вас из бессознательности.

Деятельность

Нужно быть энергичным. Чем больше вы будете физически двигаться и активничать, тем менее вероятны губительные мысли.

Здоровье

Получайте медицинскую помощь, занимайтесь спортом и выбирайте . Дело в том, что при зависимостях человеку плевать на свое здоровье. Но подобно свету, который заполняет собой темную комнату, заботясь о здоровье, вы автоматически прекращаете его губить при помощи зависимостей.

Ответственность

Ответственность помогает в сложных моментах при возникновении тяги: если вы понимаете что можете подвести семью, близких или друзей, то сопротивляетесь намного сильнее.

Самоуважение

Уважающий себя человек никогда не опустится до губительных зависимостей. Он будет ценить свое физическое и улучшать психическое здоровье.

Общество

Когда мы становимся частью общественной жизни, то воспринимаем себя как винтик в механизме (в хорошем смысле). Мы меньше думаем о себе и больше - о других.

Желаем вам удачи!

Как только просыпаетесь, с рвением хватаетесь за мобильный телефон? Испытываете постоянную тягу «покопашиться в девайсе»? Не упускаете смартфон из рук – вдруг придет уведомление?

Как называется зависимость от мобильного телефона? Как называется, когда человек постоянно сидит в телефоне и не может от него оторваться? Почему зависимость все чаще возникает у современной молодежи? Чем чревато подобное желание? И почему психологи приравнивают телефонную зависимость к алкоголизму?

Устойчивое желание воспользоваться «устройством называется – номофобия. Слово образовано от английского выражения «no mobile phone fobia» - фобия отсутствия телефона. Подобное психологическое расстройство наблюдается у большинства владельцев современных гаджетов.

Причины развития номофобии – страха остаться без телефона

Разумеется, под «мобильным телефоном» мы подразумеваем все мобильные устройства, легкие в использовании и имеющие выход в интернет. Сюда можно отнести: планшеты и компактные ноутбуки.

Основа номофобии - современные реалии. Сейчас, любой, даже банальный бытовой вопрос, гораздо легче решить, войдя в сеть. Естественно, при помощи мобильного телефона.
Судите сами: интернет-магазины, завлекающие разнообразием скидок и акций, знания и новости, которые можно узнать выборочно, в отличие от телевизора или общения с людьми.

Даже оплату счетов по коммунальным услугам – гораздо выгоднее производить через интернет. Как тут не появиться зависимости?

Помимо реальных удобств, в нашу жизнь пришли и социальные сети, которые тоже требуют постоянного «псевдовнимания» через смартфон. К слову, именно они: обновление бесполезной новостной ленты, постоянный просмотр выкладки новых фотографий и т.д. – фундамент номофобии.

Как узнать есть ли зависимость от телефона

Сомневаетесь в том, есть ли зависимость от смартфона? Как в случае с тягой к алкоголю - постарайтесь отказаться от предмета мечтаний хотя бы на несколько дней.

«А как же я буду звонить?» - первый вопрос, возникающий после подобного совета. На время эксперимента воспользуйтесь самым простым, кнопочным телефоном, без возможности выхода в интернет.

Если жизнь без смартфона кажется скучной, постоянно хочется полезть в карман за этой игрушкой, уверяем вас, вы зависимы. Вы теряете массу полезного времени, упускаете возможность общения, замыкаетесь в себе.

Как побороть зависимость от телефона

1. Удалить все приложения

Понимаем, сначала это может показаться безумством – попробуйте удалить все самые используемые приложения: инстаграм, ВК и т.д. «Снесите» все программы, которые «едят» ваше время. Пользуйтесь ими только определенное количество времени в день, и то, со стационарного компьютера.

2. Поменять модель телефона

Это действие позволит не только побороть зависимость от мобильного телефона, но и сэкономить деньги на покупке новых, свежевыпущенных моделях.

3. Заменяйте «игру» в телефон другими благами

Самый действенный способ. Захотели полистать ленту в истаграм? Вместо этого сделайте какое-либо полезное дело по дому. Появилось желание рассмотреть новые фотографии в группе в вк? Переведите внимание на выучивание новго иностранного слова.

Такие действенные способы позволять побороть «алкоголизм века технологий», ведь иначе, каждое следующее поколение все больше и больше будет зарываться в мобильных устройствах. А это чревато большими социальными проблемами и расстройствами.

Зависимость – это навязчивое желание употребления некоторых веществ (алкоголь, никотин, марихуана) или участия в определенной деятельности (секс, игры, шопинг). Самыми распространенными видами зависимости является алкоголизм, наркомания, курение сигарет, а также компьютерная и интернет-зависимость, пристрастие к еде, азартным играм и сексу.

В ловушку зависимости, как правило, попадают те, кто пытается убежать от реальности. После нескольких повторений пагубная привычка незаметно укореняется в жизни. Со временем частота действий и дозы увеличиваются. Появляется регулярность действий, особенно когда чувствуется стресс, скука, боль или одиночество. Зависимый человек начинает верить, что ничто не поможет справиться с переживаниями, кроме предмета зависимости.

Поскольку зависимость является уходом от реальности, то пристрастие начинается либо с приема психоактивных веществ, либо при определенных действиях, которые меняют психическое состояние.

Пять стадий зависимости:

1. Человек узнал способ, при котором он может изменить свое психическое состояние;

2. Он начинает использовать это в трудные моменты;

3. Это новое состояние становится неоспоримой частью его личности;

4. Эта новая часть личности начинает существенно влиять на жизнь человека;

5. Происходит разрушение психики и физиологических процессов в организме.

Зависимости бывают физическими и эмоциональными. Физическая зависимость происходит после употребления психоактивного вещества. К таким веществам, в том числе относятся никотин, алкоголь, каннабис, кофеин и некоторые лекарственные препараты.

Эмоциональная зависимость обусловлена азартным поведением, непреодолимостью влечения и импульсивной безусловностью выполнения. При удовлетворении этих потребностей чувствуется удовольствие и облегчение.

Однако большинство зависимостей не связано с физическим привыканием. Любая зависимость имеет мощную психологическую подпитку, и это объясняет, почему люди часто переключаются с одного препарата на другой, имеющий совершенно другой эффект, или даже на действие, которое не связано с употреблением психоактивных веществ. Главное в пристрастии не само вещество, а необходимость принятия мер при ощущении стресса. Поэтому при работе с любым видом зависимости необходимо начинать с изучения психологического аспекта.

Среди различных видов зависимостей традиционно выделяют игровую, алкогольную, наркотическую, табачную, шоппинговую. Эти зависимости более-менее научились видеть и диагностировать, а, значит, люди, подверженные им, получили возможность от них исцеляться. Однако такой вид зависимости как эмоциональная по-прежнему числится в этом списке только среди психологов, так как люди, страдающие от эмоциональной зависимости, - это большая часть наших клиентов.

Эмоциональная зависимость - это зависимость от отношений с другим человеком. Эмоциональную зависимость бывает очень трудно распознать, так как ее наличие часто путают с сильными любовными чувствами. Культура усиленно обыгрывает образы любивших и умерших в один день или страдавших во имя самой настоящей любви, и тем самым возводит психологическое отклонение в ранг нормы. В науке человек, который не может жить без другого человека, называется ребенком (или инвалидом). Однако в глазах большей части земного шара переживания одного человека, который жить не может без другого, называются любовью.Я неоднократно слышала фразы: «Если б не любила, то и не переживала бы так» или «Страдаю, потому что люблю». Страдания, невозможность быть самим собой или быть счастливым без другого иногда совершенно абстрактного «человека, который бы меня любил» или «человека, который бы был рядом со мной», неразрывно сцеплены с любовью. Многие люди живут в неудовлетворительных, разрушительных отношениях, считая, что так и должно быть - «чтобы сильные чувства и невозможно долго находиться друг без друга» - и не понимая, что может быть по-другому.

Здоровая, гармоничная личность способна создавать отношения со многими другими личностями. Это обусловлено тем, что «центральной мотивацией человека является внутренняя потребность достичь богатых, сложных и страстных отношений с собой, родителями, сверстниками, сообществом, животными, природой, окружающим миром и духовным миром" (Л.Марчер, датский психотерапевт). Самодостаточный человек- это не тот, кто не испытывает душевных переживаний и потребности в образовании близких отношений с другими людьми. Этот тот, кто от них не разрушается, кто не делает другого человека залогом своего счастья или несчастья.

Признаки эмоциональной зависимости:

1. Счастье возможно только при наличии отношений и другого человека, который любит или который рядом;

2. Любовь, дружба невозможны без полного растворения друг в друге, без полной отдачи жизни в распоряжение другого человека;

3. Отношения становятся разрушительными, сопровождаются сильной ревностью, многочисленными тяжелыми конфликтами, постоянной угрозой разрыва, но до настоящего, окончательного разрыва не доходит;

4. В отношениях тяжело, без отношений невозможно;

5. Отсутствие отношений, объекта любви/привязанности или мысль об отсутствии вызывает сильную боль, страх, депрессию, апатию, отчаяние;

6. Отношения невозможно разорвать самостоятельно: «Пока он не уйдет от меня сам, мы не сможем расстаться».

Отношения, в которых присутствует эмоциональная зависимость - это всегда очень напряженные, конфликтные, тяжелые отношения. Это связано с тем, что если один человек настолько значим для другого человека, что все его «хорошо», все его благополучие, все его счастье зависит от него, то и все его «плохо», все его несчастья тоже зависят всецело от другого человека. На этот счет не стоит обольщаться. Любовь вкупе с эмоциональной зависимостью всегда сопряжена с ненавистью в конечном итоге, так как голод эмоционально зависимого человека невозможно утолить.

Еще одно чувство, которое всегда сопровождает зависимые отношения, - это обида. Обида - это чувство жертвы, чувство, которое рождается тогда, когда человек не может проявить свои первичные чувства - гнев и боль и адекватно отреагировать на причинение ему боли другим человеком.

Развитие склонности к эмоциональной (и любой другой) зависимости происходит в период младенчества, с одного месяца до полутора лет. В этот период у ребенка формируется представление о том, как устроено (и будет устроено в дальнейшем) его взаимодействие с окружающим миром. У него формируется представление о том, слышит ли его мир (на тот момент в лице мамы и папы) или нет, удовлетворяет ли он его потребности в безопасности, питании, телесном комфорте, общении, принятии, любви или не удовлетворяет, и если удовлетворяет, то в какой степени, насколько полно. Нарушения развития в данном периоде порождают у человека чувство «голода» по отношениям, по любви, по ласке, по эмоциональной и телесной близости. Такой человек находится в постоянном поиске «идеального родителя», человека, который компенсировал бы ему то, что он когда-то не дополучил: безусловную любовь, безусловное принятие, считывание его потребностей без проговаривания их вслух, незамедлительное удовлетворение его потребностей - и насытил бы его своей любовью. Разумеется, в таком виде это получить невозможно. Есть единственный период в жизни, когда наши потребности могут удовлетворяться таким идеальным образом - это детство. Невозможность получить это от другого человека порождает сильный гнев, боль и отчаяние. И вновь надежду, что когда-нибудь кто-нибудь будет любить нас настолько сильно, что будет понимать с полуслова все, что нам хочется, и делать это для нас, все время будет находиться с нами и постоянно будет досягаемым для контакта.

Работа с эмоциональной зависимостью

1. Работа с эмоциональной зависимостью состоит из постоянного отделения себя от объекта зависимости, от постоянного обращения к себе с вопросами: «а что я хочу, что мне нужно?», «это другой хочет или я хочу?», «в чем я конкретно нуждаюсь?», «как я понимаю, получаю я что-либо или не получаю?», «по каким признакам я пойму, что меня любят и принимают?» Эмоционально зависимому человеку нужно учиться отличать свои чувства и чувства другого человека, свои и чужие потребности. Важно понимать, что вы и ваш объект - это не одно и то же, вы не можете и не должны в обязательном порядке переживать одни и те же чувства, иметь одни и те же желания. Такой тип отношений нужен матери и ребенку, чтобы мать понимала и удовлетворяла потребности младенца, пока он не может сам о них сказать. Но для взрослых людей такой тип отношений является тупиковым, он не дает развития, которое происходит при соприкосновении различий. Работа с эмоциональной зависимостью должна быть постоянно направлена на отличие себя от другого человека: «Вот я, а вот он. Здесь мы похожи, а здесь мы отличаемся. Я могу иметь свои чувства, свои желания, а он - свои, и это - не угроза нашей близости. Нам не нужно отказываться от отношений, от контакта, чтобы удовлетворять свои различные желания».

2. Важный момент - это распознавание собственных потребностей и желаний и поиск способов их удовлетворения вне партнера. Получение любви и поддержки возможно не только от одного человека. Чем больше источников их получения, тем меньше нагрузки ложится на партнера. Чем больше человек самостоятелен в удовлетворении своих потребностей, тем меньше он зависит от другого человека.

3. Важно помнить о том, что источник любви и принятия может быть не только внешним, но и внутренним. Чем больше таких источников вы найдете, тем меньше вы будете зависеть от окружающих людей и их принятия или непринятия вас. Ищите то, что вас питает, поддерживает, вдохновляет и развивает. Это могут быть духовные ценности, интересы, хобби, увлечения, собственные качества и личностные характеристики, а также собственные тело, чувства, ощущения.

4. Замечайте моменты, когда вас любят и поддерживают, даже если это маленькие знаки внимания. Проговаривайте про себя, что в этот момент вас видят, слышат, принимают. И обязательно обращайтесь к телу и физическим ощущениям, так как период формирования склонности к зависимости - это младенчество, период господства тела и его потребностей. Именно через телесные контакты с мамой и другими близкими людьми, через питание и телесный комфорт ребенок понимает, что его любят, и первыми научается распознавать свои телесные потребности. В тот момент, когда вы получаете от окружающих любовь и поддержку, переводите внимание на тело, замечайте, как тело реагирует на это, где и как в теле вы чувствуете, что вас любят, что это за ощущения. Запоминайте их и обращайтесь к ним в тот момент, когда вам будет это нужно, не задействуя для этого других людей.

5. Учитесь встречаться с тем, что другие люди не могут все время быть рядом с вами, не могут без слов распознавать, что вы хотите или не хотите, не могут выражать свою любовь постоянно. Каждый человек имеет свой ритм близости и отчуждения, активности и покоя, общения и уединения, дарения и принятия. Имея свой ритм, и периодически уходя из тесного контакта, они не перестают вас меньше любить и не становятся плохими. Самый благополучный ребенок сталкивается в любящей семье (не говоря уже об окружающем мире) с тем, что не все его потребности могут удовлетворяться, или удовлетворяться немедленно, или в той форме, в которой он хочет. Это правда невозможно. Об этом можно сожалеть, грустить, но разрушаться от этого совсем не обязательно.

6. Представьте себе, что случится, если вы лишитесь вашего внешнего источника эмоционального благополучия - партнера (друга, группы друзей или единомышленников). Вероятно, это будет больно, невыносимо, горько, страшно, тяжело. Попробуйте пройти через это. Это не легко, но это ваш опыт, ваша жизнь. Опирайтесь при этом на те ресурсы, о которых я говорила в пунктах 3 и 4. Вспомните период, когда этого человека еще не было в вашей жизни. Вы жили без него, хотя, быть может, вам было трудно. Тем не менее жизнь текла своим чередом.

7. Что самое прекрасное есть в ваших отношениях с другим человеком (или может быть в отношениях с другим человеком)? Опишите это как можно подробнее. В чем вы больше всего нуждаетесь от него? Опишите это чувство или идеальное состояние. Вспомните его или воссоздайте его. Попробуйте ощутить его всем телом. Где в вашем теле оно зарождается? Запомните это место и эти ощущения. Побудьте в этом состоянии некоторое время. Затем подумайте, какими еще способами вы можете получать это в жизни.

Зависимость - это попытка жить за счет чужих ресурсов (или веществ). Лучшее лекарство от зависимости - это жить своей жизнью.

(с) Султанова Елена, психолог-консультант, травма-терапевт, тренер

англ. dependance) - 1. в статистике - связь между переменными, при которой изменение одной переменной вызывает изменения другой или других. Такая связь может быть каузальной либо, что обычно бывает, вероятностной (указывающей на то, что изменения детерминированы и какими-то другими, в том числе некими, другими, чаще всего неизвестными факторами). Лица, принявшие в период школьного обучения модель каузального мышления, воспринимают бесчисленные статистические выкладки в лучшем случае как обозначение неких хрупких тенденций, чем серьезные научные данные; 2. в социальной психологии - не имеющая достаточных объективных оснований уверенность автора некоей идеи в том, что эта идея непременно найдет поддержку со стороны других людей; 3. в психопатологии – расстройство, при котором индивид чувствует себя подчиненным кому- или чему-либо таким образом, что при определенных обстоятельствах он вынужден вести себя вопреки собственной воле, активности своего сознания. Побуждение, вытекающее из зависимости, в отечественной психопатологии нередко обозначается как компульсивное (см.), равно как, согласно другой интерпретации, и поведение, отличающееся однообразным воспроизведением болезненной модели поведения в разных ситуациях; 4. в психологии – поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом зависимости может быть другой человек, социальная единица (расширенная семья, религиозная или общественная группа), некая неосязаемая, воображаемая сущность (например, ангел-хранитель) или даже система убеждений, которой человек предан и от которой он, в свою очередь и по его мнению, получает психологическую поддержку (например, осмеянная много раз и мало кем понятая философия ненасилия Л.Н.Толстого, основанная на положениях Нагорной проповеди Евангелия). В зависимых обществах, таких, как Япония, индивид обучается безусловному подчинению в вертикальной системе власти, поскольку, как предполагается, принятый идеал такой конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого члена общества. В США от человека ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти, так как предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства человека. В России традиционно принимается принцип общинности, тогда как подчинение власти и индивидуальным побуждениям отвергается как чуждые культуре и интересам общества. В.И.Ленин, как сообщают некоторые авторы, был единственным из большевиков, выразителем общенародных интересов, который понимал это и почему он не без труда отказался от доктрины К.Маркса, согласно которой страна непременно должна была пройти капиталистический этап исторического развития. Основными характеристиками зависимости в социальной психологии считаются связь, обязательство, реципрокность (индивид считает, что «давать» означает и «получать» и наоборот), доверие, преемственность (между поколениями) и вовлеченность в общее дело.

ЗАВИСИМОСТЬ

DEPENDENCE)

Стремление полагаться на другого в целях получения удовлетворения и/или адаптации. Хотя зависимость может оказывать нормативное влияние на развитие и переживается кок потребность, в целом оно имеет уничижительное значение, предполагающее чрезмерную или несоответствующую возрасту потребность полагаться но другого.

Чрезмерная зависимость чаще всего встречается у лиц с "орально зависимым" характером и токсикомонов. Некоторые наиболее острые расстройства во многом основаны на дефектах нормальной зависимости, Аутистические, шизоидные и некоторые пограничные состояния возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к объекту. Антисоциальный характер может также основываться на отказе от ранних объектных отношений и от детской потребности в любви и защите. При детских симбиотических психозах зависимость чрезмерна, что препятствует нормальному процессу сепарации-индивидуации.

Зависимость оказывает существенное нормативное влияние на развитие психической организации. Фрейд указывал на ее значение для удовлетворения либидо, формирования здоровых привязанностей к объектам, развития Я и Сверх-Я; он также отмечал ее связь с тревогой, религиозными верованиями и развитием неврозов. По словам Малер (1963), "либидинозная доступность матери - в связи с эмоциональной зависимостью ребенка - способствует оптимальному развертыванию врожденного потенциала" ребенка (с. 322). Пэренс и Саул (1971) признают, что зависимость является нормальным аспектом существования человека, его психического развития и объектных отношений. По их мнению, влияние зависимости особенно заметно у тех видов живых существ, которые характеризуются неполной психофизиологической дифференциацией при рождении. Незрелость и беспомощность индивида побуждают и утверждают потребность в объекте. Значение этой детерминанты для личностного развития настолько велико, что Анна Фрейд (1963) предположила наличие следующей линии развития: "от зависимости к уверенности в себе и взрослым объектным отношениям". Главное в этом процессе - интернализация объектных отношений, с помощью которых ребенок получает поддержку извне. Чем более удовлетворительны объектные отношения в раннем детстве, тем устойчивей в дальнейшем объектный катексис, приводящий к либидинозной "внутренней поддержке". Однако зависимость сохраняется на протяжении всей жизни, и многие патологические состояния, в которых она играет ключевую роль, возникают в контексте неудовлетворительных, искаженных или неудачных человеческих отношений. В этих и других случаях зависимость от объектов может замещаться зависимостью от психических репрезентантов, таких, как переходные объекты, религиозные идеи или общественные институты-

ЗАВИСИМОСТЬ

от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность - аффективной природы.

Зависимость

dependency) З. - это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку. По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает З.: давать значит получать, а получать значит давать. З. тж предполагает обязательность: от зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон - от вербального неодобрения до остракизма. З. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга. В "зависимых обществах", таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. В "независимых обществах", таких как совр. Америка, от только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. Осн. характеристиками З. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие, преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет "нормальную" З. на основе своей собственной системы ценностей. В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками, зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор. Несмотря на существующие культурные различия, в З. прослеживаются определенные универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы. Первая группа может рассматриваться как "негативная" З., к-рая задерживает психосексуальное развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа может расцениваться как "позитивная", улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия. Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений З., что тж может задерживать развитие. Трактовку З. полезно подразделять на 3 "культурно исторические" фазы: а) дописьменная родоплеменная - формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б) совр. колониальная (1500-1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени). Фаза дописьменных культур и обществ с родоплеменной организацией В ранних этнологических исслед. З. рассматривалась как структурная сетевая орг-ция, осн. на родовых, общинных, народных и расширенных семейных паттернах взаимоотношений, к-рые расценивались в целом как позитивные. Считалось, что они обеспечивали защиту, безопасность и др. потребности в условиях жизни, характеризующейся донаучным видением мира и низким технологическим уровнем. В таком об-ве люди определяют себя или определяются с позиций их связей с др., а не с т. зр. того, как они независимо реализуют или проявляют себя. Успешность во взаимодействиях такого рода считается наиболее важным показателем зрелого самовыражения. Современная колониальная фаза Нарушение традиционных паттернов З. стало важным и зачастую недооцениваемым рез-том колониальных контактов, начавшихся с XV в. Как показал Маннони, важнейшим фактором завоевания коренного населения послужила его собственная тенденция к переносу ожиданий З. с привычных властных фигур на европейских заместителей власти. Агрессивные европейские культуры эксплуатировали эти ожидания З. коренных народов, одновременно экспортируя ценности независимости, индивидуализма и прогресса, к-рые ослабляли сопротивление коренного населения так же, как конница Кортеса или огнестрельное оружие англичан. Протестантская трудовая этика со своим жестким акцентом на соперничестве, нанесла сокрушительный психол. удар традиционным представлениям о взаимности, обязательстве и доверии. Думается, в условиях долговременной колонизации сама личность коренного жителя подвергалась жесткому давлению необходимости согласовывать несовместимые с З. системы убеждений. В это же самое время в зап. мире состояние З. систематически низводилось до уровня "невротического поведения". Зигмунд Фрейд теоретически предсказывал, что беспомощность младенца является источником пожизненных оков З., против к-рых зрелое эго должно вести непримиримую борьбу. Кроме того, Фрейд утверждал, что психол. структуры и функции об-ва соответствуют психол. структурам и функциям отдельных людей. С позиций совр. мышления каждый индивидуум, испытавший на себе сильное влияние теорий Фрейда, должен бороться за освобождение от разнообразных форм З., начиная с З. от матери и кончая З. от различных групп. То, что ранее считалось взаимностью, ныне расценивается как беспомощность. Постколониальная фаза Начиная примерно с 1945 г., в зап. мире начало проявляться убеждение, что чрезмерный акцент на независимости, переменах и соперничестве привел к росту массового отчуждения, аномии и даже увеличению показателей заболеваемости. Реакцией на такое положение стала наметившаяся тенденция к пересмотру роли З., к-рая проявила себя в разнообразных недавних событиях общественной жизни. Карл Роджерс своими работами по групп. динамике стимулировал развитие общественных движений и профессиональных подходов, акцентирующих роль зависимого взаимодействия. Еще позднее "формирование сети связей" стало важнейшим побуждением людей, к-рые осознают свою потребность в связи с др., особенно в условиях большого города. Др. ил. видоизменения З. служат кооперированные семьи, в к-рых не находящиеся в отношениях кровного родства члены двух или трех поколений объединяют свои потребности и ресурсы в рамках одного жилища или, по крайней мере, в рамках одной общины. См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение (политическое), Связь и привязанность, Кросс-культурная психология, Просоциальное поведение Дж. Гурьян

зависимость

F1x.2) - Как общий термин означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого самочувствия. В DSM-IIIR зависимость определяется как "совокупность познавательных, поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у индивида нарушен контроль над потреблением психоактивного вещества и он продолжает употреблять вещество, несмотря на неблагоприятные последствия". Термин приближенно эквивалентен термину синдром зависимости в МКБ-10. В контексте МКБ-10 термин "зависимость" может вообще относиться к любому из элементов данного синдрома. Термин часто используется наравне с терминами болезненное пристрастие (аддикция) и алкоголизм.В 1964 г. комитет экспертов ВОЗ ввел понятие "зависимость" вместо понятий наркомания и привыкание5. Термин можно использовать в широком смысле применительно к целому ряду психоактивных лекарственных средств (лекарственная зависимость, химическая зависимость, зависимость от употребления вещества) либо в более узком смысле - применительно к конкретным психоактивным средствам или классам психоактивных средств (например, алкогольная зависимость, опиоидная зависимость). Несмотря на то, что МКБ-10 описывает зависимость с помощью терминов, применимых ко всем классам психоактивных средств, имеются различия в характерных симптомах зависимости для разных психоактивных средств.В общем смысле зависимость относится как к физическим, так и к психологическим элементам. Психологическая или психическая зависимость подразумевает нарушенный контроль над употреблением алкоголя или других психоактивных средств (см. влечение (патологическое), компульсивное влечение), в то время как физиологическая или физическая зависимость означает толерантность и симптомы состояния отмены (см. также нейроадаптация). При биологически ориентированном рассмотрении термин "зависимость" часто относится только к физической зависимости. - Термины "зависимость" или "физическая зависимость" используются также в психофармакологическом контексте в еще более узком смысле и указывают лишь на развитие симптомов состояния отмены после прекращения употребления психоактивного средства. В этом узком смысле перекрестная зависимость рассматривается как комплементарная к перекрестной толерантности, причем в обоих случаях имеются в виду только физические симптомы (нейроадаптация).

Зависимость

Разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности. Они готовы на все, чтобы избежать одиночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человек чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отношений становится для него таким важным делом, что он предпочитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости: 1. С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку. 2. Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи ошибочного опыта при научении, когда зависимое поведение неадекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось наказанию. 3. Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, который помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Таким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических переходах предпринимаются попытки высвободить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой терапии играет почти неизбежный перенос (смещение аффекта) на терапевта. В когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе, чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношениях с партнером.

ЗАВИСИМОСТЬ

стремление в чем-то или во всем полагаться на другого человека или других людей в целях получения удовлетворения, обретения безопасности, достижения успехов в жизни.

Зависимость может быть нормальной и патологической, инфантильной и взрослой, умеренной и чрезмерной. Она может выступать в качестве необходимого средства достижения определенных целей, переживаться как внутренняя настоятельная, но мучительная потребность, осознаваться или оставаться бессознательной, предопределяющей мышление и поведение человека.

З. Фрейд рассматривал первоначальную зависимость грудного младенца от матери в плане удовлетворения потребности в пище и получения сексуального удовольствия от акта кормления грудью. Он считал, что в последующей замене материнской груди частью собственного тела, когда малыш начинает сосать собственный пальчик, ребенок «получает независимость в получении удовольствия от одобрения внешнего мира». Зависимость ребенка от матери и первые проявления независимости от нее рассматривались им как имеющие важное значение для последующего психосексуального развития человека, формирования здоровых отношений с иными объектами или образования болезненных привязанностей, превращающихся в патологическую зависимость от других людей.

Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики исследовали эмоциональную зависимость младенца от матери, нормальные и патологические пути развития ребенка, связанные с обретением им независимости, фиксацией на инфантильных привязанностях, регрессией к предшествующим зависимым отношениям. Так, в работе «Норма и патология детского развития» (1965) А. Фрейд рассмотрела типичную психоаналитическую линию развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», которая, по ее мнению, включает не только различные ступени (телесная самостоятельность, опрятность, ответственность и др.), но и разные уровни (минимальный, оптимальный). Одновременно она показала негативные следствия инфантильной зависимости, возникающие в том случае, когда мать руководствуется в своих действиях не потребностями ребенка, а безличными предписаниями, что может сказаться на возникновении внутренних сложностей детского развития, проявляющихся, в частности, в нарушении кормления и сна, порождении архаических страхов.

Если одни психоаналитики, включая А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Шпитца, М. Малер, уделили значительное внимание изучению инфантильной зависимости, то другие сделали акцент на рассмотрении невротической зависимости взрослого человека. В частности, К. Хорни обратилась к осмыслению специфики эмоциональной зависимости, возникающей в результате невротической потребности человека уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту. По ее мнению, «такая зависимость не только может причинять бесконечные страдания, но даже быть исключительно пагубной». Как показала К. Хорни (1885–1952), структура эмоциональной зависимости представляется сложной, включает в себя сильное чувство обиды, порождает различные страхи и является составной частью невротической потребности в любви. Эта проблематика была рассмотрена ею в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), в которой также был поставлен вопрос об эмоциональной зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии. С точки зрения К. Хорни, проблема заключается не столько в том, почему такая эмоциональная зависимость имеет место в анализе (нуждающийся в защите человек будет цепляться за любого врача), сколько в том, «почему она особенно сильна и почему она встречается так часто». И то и другое характерно для аналитической терапии, поскольку помимо всего прочего анализ означает проработку защит, возбуждает тревогу, скрывающуюся за этими защитами, а возрастание тревоги заставляет пациента тем или иным образом цепляться за аналитика, порождая у первого эмоциональную зависимость от второго.

В современной психоаналитической литературе уделяется внимание осмыслению различных аспектов инфантильной и взрослой, нормальной и патологической зависимости. Предметом обсуждения является и степень зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии, а также использование технических средств и приемов с целью обретения пациентом независимости как от инфантильных привязанностей к другим лицам, так и от внутренних переживаний, связанных с реакциями переноса различных чувств и отношений, включая потребность в зависимости, на аналитика.

Зависимость

в психологии развития) - повышенная привязанность ребенка к взрослому. Понятие 3. разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковым, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную 3. Многие авторы включают в понятие 3. поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов - хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством для контактов со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления 3. как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие на мать, как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения. Я. Н.Авдеева

Зависимость

неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. В рамках психологического знания традиционно понятие «зависимость» рассматривается в психологии развития и при этом в логике, прежде всего, неопсихоаналитической парадигмы. Следует отметить, что понятие «зависимость» разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковых, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Многие авторы включают в понятие «зависимость» поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов - хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством контакта со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления зависимости как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка; собственная активность ребенка и его воздействие на мать; как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения» (Н. Н. Авдеева). В то же время в последние годы понятие «зависимость» приобретает все большее звучание в социальной психологии и при этом не в связи с возрастом субъекта. Кстати, в данном случае о зависимой личности как о самостоятельном субъекте можно говорить лишь условно. Дело в том, что именно ее зависимость оказывается тем основанием, в связи с которым она в психологическом плане как раз и должна рассматриваться в качестве индивида, во многом потерявшего свою субъектность. Иначе говоря, о нем более оправдано упоминать скорее как об объекте. Другими словами, в социально-психологическом смысле зависимость личности задает исследователю тот ракурс изучения проблемы, когда в центре его внимания оказываются, прежде всего, те факторы, которые и превращают личность в объект того или иного внешнего воздействия. Следует отметить, что, как правило, подобную ситуацию в силу тех или иных обстоятельств личность «задает» себе сама, будучи еще в качестве вполне полноценного субъекта. По-видимому, в качестве одного из допустимых исключений из этого правила может быть оценена суггестивная зависимость, которая по большому счету является врожденной и практически никак не зависит от воли той или иной конкретной личности, так как решающим в данном случае является изначальная, собственно индивидная предрасположенность к «внушающему воздействию». И все же то, что в современной психологии имеет отношение к тому или иному аддиктивному поведению (данная проблематика активно разрабатывается сегодня в рамках, например, психологии здоровья), может и должно рассматриваться, с одной стороны, как свободный личностный выбор, а с другой - как выбор, может быть, и не осознанный потери собственной личностности. Следует понимать, что интернет-зависимость, зависимость наркотическая или алкогольная, зависимость от азартных игр и т. п. хоть принципиально и различаются по социальным последствиям, но в личностно психологическом плане - суть одно, а именно - готовность отказаться от субъектности во имя того, чтобы удовлетворить, как правило, актуальную потребность, неадекватным способом поддержать уровень своей самооценки, уровень притязаний, компенсировать реальные или мнимые представления о своей личностной несостоятельности.

Проблеме утраты человеком своей субъектности большое внимание уделял создатель гуманистического психоанализа Э. Фромм. Он считал ее одной из ключевых проблем современного общества, превращающего человека в своего рода одушевленный придаток современных технологий и массового производства: «Человек превращается в предмет, похожий на шестереночку огромной машины, и перестает быть человеком. Он проводит львиную долю своего времени на работе, которая его совершенно не интересует, с людьми, которые ему абсолютно неинтересны, изготавливая вещи, к которым он совершенно равнодушен, а те изделия, которые он не производит, он потребляет. Он вечный ребенок с открытым ртом, который без всяких усилий со своей стороны, без какой-либо внутренней активности принимает все то, что предлагает ему индустрия, разгоняющая скуку (и скуку же порождающая), - сигареты, алкоголь, кинофильмы, телевизионные передачи, спорт, лекции - причем все это жестко ограничено его платежеспособностью». Подобный инфантилизм и инертность человека в современном индустриальном обществе Э. Фромм считал «...одной из самых патологических черт его характера», являющейся при этом лишь отражением «...синдрома всего общества, который можно было бы назвать синдромом отчуждения»1.

При этом как считает Э. Фромм, «под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи, - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром»2.

Механизм развития отчуждения и связанного с ним состояния зависимости как следствие акта отказа от собственной субъектности ради удовлетворения актуальных потребностей неадекватными способами Э. Фромм отчетливо показал на примере такого универсального социогенетического явления, как идолопоклонство: «Основное различие между моно- и политеизмом заключается не в количестве богов, а в факте самоотчуждения. Человек тратит свою энергию и художественные способности на сооружение идола, а затем поклоняется этому идолу, представляющему собой не что иное, как результат его собственных человеческих усилий. Его жизненные силы перелились в “вещь”, которая, превратившись в идола, воспринимается не как результат его собственных созидательных усилий, а как нечто отдельное от него, возвышающееся над ним и противостоящее ему, вещь, которой он поклоняется и подчиняется. ... Идолопоклонник преклоняется перед творением своих собственных рук. Идол представляет в отчужденной форме его собственные жизненные силы. ... В идолопоклонстве человек склоняется перед отражением своего собственного отдельно взятого свойства и подчиняется ему. Он не ощущает себя центром, из которого исходят активные деяния любви и разума. Точно так же, как и его боги, он сам и его ближний тоже становятся вещами»3.

Совершенно аналогичный механизм действует и в случае отказа индивида от собственной субъектности «в пользу» другого лица, организации, политической партии, идеологической доктрины и т. д.

«В этом смысле каждое проявление смиренного поклонения - это акт отчуждения и идолопоклонства. То, что обычно называют «любовью» - нередко всего лишь почти тождественное идолопоклонству явление отчуждения с той только разницей, что объектом подобного поклонение служит не Бог, не идол, а другая личность. При этом типе подчинения любящий человек переносит на другого всю свою любовь, силу, свои мысли и воспринимает любимого как существо высшее, находя удовлетворение в полном подчинении и преклонении. Это означает его неспособность не только воспринимать любимого человека как человеческое существо в его или ее истинной сущности, но и ощущать полностью свою собственную сущность как носителя созидательных человеческих сил. Как и в случае религиозного идолопоклонства, он переносит все богатство своей личности на другого человека и теперь уже воспринимает это богатство не как свое собственное, а как нечто отчужденное от себя и вложенное в кого-то другого; обрести связь с этим богатством он может, только подчинившись другому человеку или растворившись в нем. Это же явление наблюдается в случае раболепного подчинения политическому лидеру или государству. На самом деле и вождь, и государство есть то, что они есть, лишь с согласия руководимых ими. Но они превращаются в идолов, когда человек переносит на них все свои силы и поклоняется им, надеясь с помощью покорности и почитания вновь обрести частицу своих же сил»1.

В этом плане становятся совершенно понятны причины той, парадоксальной, на первый взгляд, ностальгии, которую перманентно испытывают в отношении «культа личности» многие представители старших поколений российских граждан, отнюдь не понаслышке знающих, что такое ужасы войны и массовых репрессий, голод и прочие «прелести» тоталитаризма.

При том, что, как мы видели, по мнению Э. Фромма, тенденция к отчуждению задается особенностями общества в целом, степень личностной предрасположенности к зависимости отчетливо связана с процессом индивидуального развития и ранними родительскими влияниями. В классической психоаналитической парадигме предрасположенность к зависимости обычно связывают с особенностями так называемого «анального характера», являющегося следствием деструктивных родительских влияний на второй стадии психодинамического развития - «Фрейд доказывал: приучение к туалету обычно представляет собой первую ситуацию, когда ребенок оказывается вынужденным отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что социально приемлемо. Значимый взрослый и ребенок, которого обучают слишком рано или слишком строго в атмосфере мрачной родительской сверхзаинтересованности, вступают в борьбу за власть, и ребенок обречен на поражение. Состояние, когда ребенка контролируют, осуждают и заставляют вовремя исполнять требуемое, порождает у него чувство гнева и фантазии... Потребность чувствовать себя скорее контролируемым, пунктуальным, чистым и разумным, чем неподконтрольным, хаотическим, беспорядочным, и ограничивать себя в проявлении таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения»2. Тем самым в структуру личности закладывается механизм отчуждения, поскольку такой индивид, как правило, остро нуждается во внешнем подтверждении своего «соответствия» сформировавшимся под воздействием родительских требований поведенческим стандартам. Как следствие, его отношения с людьми и окружающим миром в целом строятся, главным образом, по принципу переноса.

Как отмечал М. Кэ де Ври, «перенос означает, что ни одно из наших отношений не является новым; все они окрашиваются предшествующим опытом взаимоотношений. И наиболее длительное воздействие, окрашивающее почти каждый последующий опыт, имеют те отношения, которые были у нас в раннем возрасте. Так, мы часто обращаемся с людьми в настоящем так, как если бы они были кем-то из прошлого: например, мы ведем себя по отношению к ним, как дети с родителями, забывая, что мы уже взрослые»3. Основными формами переноса являются две: идеализация и отражение. Идеализация, как явствует из самого термина, предполагает обостренную потребность в объекте обожания и восхищения. Близость с объектом идеализации позволяет отождествлять себя с ним, в надежде, что часть славы кумира перейдет на идеализирующего субъекта. Отражение, предполагает поиск в окружающих постоянного подтверждения собственных представлений о себе (обычно, но не обязательно - положительных), стремление получить от них желаемую реакцию.

Обе формы переноса, по сути дела, «дополняющие» друг друга, в равной степени присущи личностям, предрасположенным к зависимости. Именно эти объясняется, что в контексте межличностных отношений зависимость, как правило, носит симбиотический характер. Индивид, внешне диктующий «правила игры» и являющийся ведущим в рамках такого рода отношений, ничуть не менее подвержен отчуждению, лишен собственной субъектности и зависим от своего «партнера», чем ведомый.

Существенный вклад в понимание механизма формирования личностной предрасположенности к зависимости внес Э. Эриксон. Базисным конфликтом второй стадии психосоциального развития, возрастные рамки которой совпадают с анальной стадией в периодизации З. Фрейда, как известно, является конфликт между автономией личности и генерализированными чувствами стыда и сомнения. По словам Э. Эриксона, «...данная стадия становится решающей для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, между самовыражением и компульсивным самоограничением или смиренной угодливостью. Чувство самоконтроля без потери самоуважения является онтогенетическим источником свободной воли». В противном случае, «неизбежно возникающее чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда»1.

Борьба ребенка за автономию начинается с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет, обычно выражающегося в форме решительного «нет» на любое родительское требование. Если такое поведение, обусловленное объективными потребностями развития личности, встречает категорическое и тотальное неприятие со стороны взрослых, ребенок не просто оказывается в неблагоприятных с точки зрения формирования личностной автономии условиях, но может извлечь для себя важный жизненный урок сугубо практического характера. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно, мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики, радующие родителей и учителей послушанием, не могут сказать «нет», когда «старшие товарищи» предлагают им принять участие в краже или изнасиловании, либо просто «забить косячок» в школьном туалете. Приняв в раннем детстве такое решение, многие девочки, умиляющие родителей и их знакомых скромностью и покорностью, не могут сказать «нет», когда взрослые дяди на дорогой машине предлагают им прокатиться, на ночь глядя, до ближайшего парка...

Таким образом, предрасположенность к зависимости не только сама по себе представляет серьезную личностную и социально-психологическую проблему, но и может провоцировать криминальное или виктимное поведение.

Практический социальный психолог ни при каких обстоятельствах не должен «играть» на какой-либо личностной зависимости того или иного члена группы, а тем более формировать подобные зависимости или поддерживать подобную склонность и направленность личностного развития даже в том случае, когда, на первый взгляд, это могло бы и благоприятно позиционировать данного конкретного индивида в интрагрупповом «раскладе» сил и привести к успешному решению конкретной групповой задачи.