Смысл детской субкультуры. Феномен дошкольного детства

Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.

Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.

Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (11, С.10). В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра – это своеобразный способ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальные отношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.

В.Абраменкова отмечает, что «традиционная игра – это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». (1)

В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор – это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» (9,C.41).

В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.

Как правило, эти произведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети не обращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детской субкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как дети всячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтому произведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться из поколения в поколение в устной форме.

Детский фольклор может показать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживая и воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточно консервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни одно произведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения.

Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.

Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.

Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.

«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.

Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.

В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.

Как отмечают В.Кудрявцев и Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той или иной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциал родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик», «мазелин», «мокресс».

Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской субкультуры. «Перевёртыши – это особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем» (6,С.66). Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малых фольклорных жанров, рассчитанных на детей:

«Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из-под собаки лают ворота».

«Он на пегой телеге, на дубовой лошади».

В различных культурах такое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностей детей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве, искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайно К.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким, какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано с особенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. То же самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чем объясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой всё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам и возможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в них ребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новому утвердиться в знании «нормы».

Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную подготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленная реализация распределения ролей:

«Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить!»

Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащает традиционные тексты.

Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:

«Жадина-говядина, солёный огурец,

На полу валяется, никто его не ест!»

В.Абраменкова отмечает, что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют так называемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнести разнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детские неприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретает психологический смысл нарушения запретов взрослых:

«Дети в подвале играли в гестапо.

Зверски замучен сантехник Потапов». (1)

Любовь ребёнка ко всяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждает порядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховая активность детей – это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.

Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст:

«Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».

Дети более старшего возраста пользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном – специально разработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культуры к автономизации.

В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской субкультуре – табуирование личных имён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки, которая может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.

В младшем школьном возрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. У подростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище – значит, быть замеченным сверстниками.

Религиозные представления и духовная жизнь детей – ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.

Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.

В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). В

более старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего дети скрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек, предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.

М.Осорина среди компонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.

Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много» (9, С.129). Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.

Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.

Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.

Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.

Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.

Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников.

«Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.

Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.

Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.

«Секреты», «тайники» и «сокровищницы» являются попытками детей установить личный углублённый контакт с местом обитания.

В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых - походы детей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей дали возможность выделить перечень мест, которые посещают дети.

Места игр - те места, где дети собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятся отдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры они собираются между этими территориями.

«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.

Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.

«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)

«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.

Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий» (9, С.94). Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.

«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.

«Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.

Таким образом, в теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До 3-летнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Феномен (от греч.- являющийся) - необычное, особенное явление, редкий факт. Постижение смыcла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство - важнейшая задача педагога-исследователя. Ее решение позволяет oбpecти смысл и индивидуальный стиль научно-педагогической деятельности, определить приоритeтные направления развития теории и практики дошкольного образования.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни. Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира.

Основные характеристики ребенка – дошкольника таковы.

Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.

В дошкольном возрасте происходит социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Психологи подчеркивают непосредственность, импульсивность дошкольников, повышенную эмоциональность, чувства проявляются ярко: они быстро возникают и пропадают. Познание окружающего мира происходит в красках, образах, звуках. У ребенка преобладает потребность в ласке, привязанности.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка. В этот период ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. Поэтому в начале 4-го года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение так же, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте, возможно, сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна. Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование).

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в этом возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте, после 5 лет, в поведении ребёнка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше к себе. Взрослый должен представлять, что эмоциональная жизнь ребёнка такая же сложная, как у взрослых. Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относиться к детским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, тёплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребёнком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Учёные называют это «социальным экспериментированием». Дети начинают интересоваться особенностями личности окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности, возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребёнка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно решать правильно задачи этического воспитания.

После 5 лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте.

Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приёмы: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнёра в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Существуют концепции детства в психолого-педагогической науке, которые объясняют феномен дошкольного детства. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена) освещают следующие концепции:

Концепция Д.Б. Эльконина. Обoбщив идеи Л.C. Вьпотского o развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как coциaльно-психологичecкоe явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, coциaльныx, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой кyльтyры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценнocть феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д,И. Фельдштейна. B исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционaльно, детство - объективно необходимое состояние в днамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающем поколения к воспроизводству будущего общества.

Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального постоянного развития, когда биологические закономерности, связанные c возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют свoе действие, «подчиняясь» во все большей степени ретулирующему и определяющему действию социального.

Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на приpoдy детства находят в концепции педагога Ш.A. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и нaделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности способности, но есть и своя изюминка y каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия до6рожелательносги, то ребенок, став взpоcлым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой - таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем, так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я − Мир". Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Информационная среда оказывает существенное влияние на развитие старшего дошкольника на содержание его деятельности, предпочтения, идеалы.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных обществ.

Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живёт ребёнок.

Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки. Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребёнком новых сторон действительности.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Спецификой субкультуры в пространстве изменяющейся России является сочетание традиционных видов детской деятельности и появление новых предпочтений, таких как компьютер и компьютерные игры, просмотр взрослых телепередач, телевизионных шоу. Характерной чертой дошкольника является то, что ему больше нравятся современные популярные песни взрослого репертуара. Вместе с тем, для магнитогорских дошкольников по-прежнему интересна игра, рисование. Необходимо отметить, что дошкольников привлекают не только детские книги, но и разные энциклопедии, книги о животных.

Вопросы для самопроверки:

1. Ради чего каждому Человеку дается детство?

2. Необходим ли комплексный подход при изучении ребёнка – дошкольника в процессе педагогического исследования? Почему?

3. Что такое субкультура дошкольников? Назовите ее проявления.








Субкультура детства К ним относятся такие устойчивые формы как: традиционные народные игры; детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование конкретного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);


Субкультура детства детская магия и мифотворчество ("колдовство"); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды). Молитва детей


Субкультура детства Детская субкультура – основной компонент социализации ребенка. Ребенок накапливает социальный опыт, умение войти в детское сообщество. Происходит подчинение групповым нормам. Ребенок учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы


Субкультура детства Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До трехлетнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы:

1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

2. Ребенок-дошкольник это личность в стадии становления, первоначального складывания личности.

3. В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Вегнера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Ребенок-дошкольник – это биосоциальное существо, отдельный человек, т.е. единичный представитель, индивидуальность, обладающая своеобразием.

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни (Л.С.Выготский). В детском возрасте действует закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо с качественно отличной психикой. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. Высшие психические функции первоначально возникают, как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Противоречие детства как социальной ситуации развития Д.Б.Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а непрямой связи с миром.

Психологическими новообразованиями периода детства являются: возникновение абриса (абрис – контур) цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения;



возникновение личностного сознания; осознание своего места в системе отношений со взрослыми; осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности; интеллектуализация всех происходящих процессов.

Специальные исследования развития детей раннего возраста (Н. Аксариной, Н.Н. Щелованова, Г. Ляминой, Л. Н. Павловой, Н.Д. Ватутиной и др.) позволили установить, что это период самого интенсивного развития ребенка. До одного года у ребенка формируются сложнейшие эмоции и двигательные реакции. Развиваются понимание речи окружающих, контакты с близкими, собственная речь. Очень важно общение взрослого с малышом. Это общение должно быть интенсивным, разнообразным, эмоциональным

Положительные эмоции в общении формируют у малыша интерес к окружающему, вызывают желание действовать – подражать. Подражание – жизненно важная способность ребенка, а в процессе развития подражание помогает формировать речь, сложную моторику, представление о нормах поведения.

После года параллельно с эмоциональным общением ребенок осваивает предметную деятельность и это существенно изменяет его индивидуальность. Дети становятся более самостоятельными,независимыми, формируются новые потребности (в новых впечатлениях, в активности, в общении с окружающими, а не только с близкими).

Третий год жизни – возраст самостоятельности («Я САМ!»). Дети осваивают новые формы взаимоотношений с окружающими. Это сложная пора в развитии ребенка – «кризис трех лет» . Предметная деятельность помогает детям осваивать другие виды деятельности – игру, учебную деятельность.



В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в это возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после пяти лет.

В старшем дошкольном возрасте, после пяти лет, в поведении ребенка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше – к себе. Необходимо представлять, что эмоциональная жизнь ребенка такая же сложная, как у взрослых. /Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития).

После пяти лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте

Эпохи / Возраст Раннее детство Детство
Периодизация Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12 Ранний возраст 1-3 лет Дошкольный 3-7 лет
Линия развития Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностноеобщения Операционально-техническая -предметно-орудийная - ситуативно-деловая форма общения Мотивационно-потребностная
Социальня ситуация развития Противоречие: беспомощность-зависимость Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта Взрослый как носитель социальных и личностных отношений
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым (ситуативно-личностное общение) Предметно-орудийная деятельность Игровая деятельность
Проблема возраста, решаемая через ССР Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка
Психическое новообразование - индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления - речь - восприятие - самосознание - формирование внутренних позиций - произвольность мышления(логический тип обобщения)

Кризисы бывают:

· Кризис новорожденности

Кризис 1 года (связан с физическим отделением от матери, расширением пространства, достаточного для ребенка, и ростом самостоятельности; ограничение двигательной и познавательной активности ребенка ведет к противостоянию со взрослыми).

Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания; кризис социальных отношений, появление фразы «Я сам» свидетельствует о формировании потребности в автономии, стремлении освободиться от опеки взрослого; у ребенка формируются элементы волевого поведения (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»).

Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих.равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

СУБКУЛЬТУРА

Субкультура детства – способ освоения ребенком новых сторон действительности. Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Носителем детской субкультуры является детское сообщество

Основная функция детской субкультуры – социализирующая

Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию


Общеизвестно, что и семья, и группа сверстников играют важнейшую роль в процессе социализации ребенка. Однако если семья и вообще взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития ребенка», готовит его к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов данной культуры (например, социально-экономических ориентаций, религиозной принадлежности и пр.), то детское сообщество , детская субкультура задает одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах.

Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Именно детская субкультура определяет вкусы, язык и способы взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, помогает соотносить их с социальными и культурными нормами взрослого общества, понять себя, испытать свои силы. К сожалению, зачастую потребность растущей личности в сверстнике и в детском сообществе как особой, уникальной детской субкультуре, предоставляющей ребенку пространство для самореализации и опробования себя и своих возможностей, а также своеобразном психологическом укрытии от неблагоприятных воздействий взрослых, оказывается нереализованной. Подойти к глубинному пониманию своеобразия детской жизни позволяет, на наш взгляд, изучение феномена детской субкультуры.

Понятие возрастной субкультуры раскрывается в отечественной литературе как «специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве возрастных общностей» (И.С. Кон). В таких феноменах, как общечеловеческая культура и возрастная субкультура,относительно автономнаядетская субкультура занимает подчиненное место иозначает «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (В.В. Абраменкова). Детская субкультура, отражая смысл детского бытия, является не менее содержательной, чем культура взрослых. Она имеет право на самостоятельное существование.

язык – фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»), детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);



детский правовой кодекс (нормы жизни, знаки отношений, табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых);

традиционные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

среда жизни (освоение пространства);

детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);

эстетические и религиозные представления (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты», детские молитвы, обряды), детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы).

Детская субкультура выполняет следующие функции:

социализирующую - детская субкультура предоставляет ребенку особое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе сверстников. Уже на самых ранних этапах детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающие и воспитывающие роли (подчинение групповым нормам и овладение собственным поведением, усвоение половой принадлежности);

функцию экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей, самореализации. Детская субкультура задает множество путей развития ребенка, погружает в иные логики, другие языки, готовит к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях;

психотерапевтическую (в этом случае важное значение имеет детский фольклор). Детская субкультура создает «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Это - естественное психотерапевтическое средство (например, дразнилка – психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений, страшилка – тренинг тревожности и боязни темноты);

культуроохранительную – в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией;

прогностическую , ориентированную на будущее. Существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия.

Итак, детская субкультура, являясь особым смыслом детского бытия, имеет глубокое психологическое и социально-педагогическое значение. Однако, как показывают специальные исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения.

В исследовании Н.Я. Большуновой выявлены различия между детской и взрослой субкультурами. Они обнаруживаются в таких компонентах, как особенности деятельности, общения, системы ценностей, картины мира.

Сфера жизнедеятельности взрослого сообщества включает в себя трудовую, бытовую, общественно-политическую, досуговую деятельность. Жизнь ребенка происходит, прежде всего, в пространстве свободно организованной игровой деятельности, которая осуществляется не ради цели, а по интересу. Кроме того, дошкольник и младший школьник осваивают деятельность со стороны процесса, а не результата. Освоение деятельности со стороны ее продукта возникает только в отношении специфических детских видах деятельности, где четко обозначен видимый результат, - конструирования, коллекционирования, рисования и т.д. Такая деятельность переживается ребенком как необходимая, интересная.

Если для взрослых характерно в основном функциональное, нормативное общение , то детской субкультуре более свойственны такие качества общения, как спонтанность, интимность, неотчужденность. Свободно организованная детская деятельность требует от детей отношения близости.

Различия между детской и взрослой субкультурами в системе ценностей особенно заметны при сравнении представлений взрослых и детей о «хорошем» ребенке. Для взрослого ребенок – прежде всего объект воспитания, поэтому критерием идеального ребенка является его «удобность» (послушание, аккуратность, уравновешенность). Детям же в качестве «хорошего» ребенка важен сверстник как партнер по игре, т.е. тот, с кем удобно и интересно играть. Исследования жизни современного детского сообщества (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) наглядно показывают, что дошкольник представляет себя как человека играющего, приобщенного к сверстникам посредством игры и других детских видов деятельности. Кроме того, в отличие от взрослых, система ценностей в детской субкультуре представлена не в виде логических конструктов (понятий, умозаключений, суждений), а в виде образов, символов, метафор.

Картина мира в представлениях ребенка характеризуется целостностью, гармонией, субъектностью, независимостью, непредсказуемостью. Ребенок воспринимает мир как события, где каждое явление живет по своим собственным законам, имеет свой тайный смысл, обладает свободой принятия решений. Таким образом, мир требует от ребенка установления особых отношений с ним. Впечатления от обыденной жизни ребенок отражает в сюжетах игр, рисунков, в содержании разговоров со сверстниками.

В широкомасштабных исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой помимо детской субкультуры изучалась профессиональная субкультура дошкольных педагогов, особенности ее взаимодействия с субкультурой детского сообщества. Одним из выводов, заслуживающим серьезного внимания, явилось положение о том, что взрослый привлекателен ребенку как обладатель статуса широкой свободы, а отнюдь не как «лицо, приобщенное к детскому сообществу (т.е. прежде всего как человек играющий), как эмоционально заинтересованный интерпретатор событий окружающей жизни».

Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Кроме того, детская субкультура имеет серьезные различия с субкультурой взрослых и их взаимоотношения сегодня носят дисгармоничный характер. Учитывая вышеизложенное, следует напомнить, что родитель является носителем специфических черт взрослого сообщества. Поскольку известно, что субкультура рождается и функционирует внутри сложившегося сообщества, то можно предположить, что в сообществе родителей имеет место своя, родительская субкультура.

Сегодня повсеместно отмечается, что важнейшими факторами психологического и духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации - семьи и детского сообщества. Резкое ухудшение социально-экономических условий жизни, плюрализация ценностей привели к снижению воспитательного потенциала семьи, ухудшению ее социального положения. Значительные изменения во внутрисемейных отношениях, характеризующиеся взаимным отчуждением детей и родителей, являются центральной причиной психоэмоционального неблагополучия ребенка в семье. В работах Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что причиной непонимания взрослыми детей является то, что ребенок на всех стадиях детства – растущий, но еще не ставший взрослым человек. Именно это «еще не…» и определяет то, что ребенок воспринимается взрослым миром как неравный субъект, который живет будущим, постепенно врастая во взрослость.

Другим важнейшим фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония его отношений в системе «ребенок-ребенок», т.е. в детской субкультуре. Сегодня отмечается, что многие культурные формы либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых культурных форм (например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков») свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти, обнаруженная В.А. Абраменковой в контексте детских представлений об атомной электростанции, в последнее время занимает все больше места в картине мира современного ребенка. Известный детский страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной литературы, в настоящее время все более превращается в страх жизни - боязнь и даже нежелание ребенка жить (о чем свидетельствует возрастающее количество детских самоубийств).

Таким образом, заметная дегуманизация отношений современного российского общества к Детству и отношений самого ребенка к миру находит свое отражение и в детском, и в семейном сообществах. Нам представляется, что признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике, и, прежде всего в содействии семье в обеспечении особого пространства детской жизнедеятельности.

Задания для студентов

1. Приведите примеры, иллюстрирующие содержание детской субкультуры.

2. Предложите ситуацию, в которой субкультура может выполнять психотерапевтическую функцию (социализирующую, функцию экспериментальной площадки и др.).

3. Подготовьте сочинение на тему «Игры моего детства».

1.2. Детско-родительское сообщество

как предмет педагогического сопровождения

Специфика сферы взаимоотношений взрослых и детей состоит в том, что ребенок в ней изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных сообществ – мира взрослых и мира детей, каждый из которых оказывает серьезное влияние на становление его личности. В своем сочетании они образуют уникальную социальную ситуацию развития ребенка (В.А. Абраменкова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). Актуальность проблемы взаимоотношений ребенка в детском и взрослом сообществах обусловлена значительными изменениями, которые произошли в них. В частности, речь идет о снижении воспитательного потенциала семьи, ухудшении ее социального положения, отчуждении детей от родителей в связи с резким ухудшением социально-экономических условий жизни, плюрализации ценностей. Налицо серьезные перемены и в детской субкультуре, носителем которой является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности вербального и невербального общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается разрушение естественных институтов социализации - семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска в духовном и психическом развитии ребенка.

В современной психолого-педагогической науке имеются многочисленные исследования, актуализирующие эту проблему и предлагающие свои пути ее решения. Обнаруживается некоторая динамика в изучении проблем детско-родительских отношений. Она находит свое отражение в смене предметной ориентации с одного субъекта (родителя или ребенка) на обоих субъектов взаимоотношений (Г.Т. Хоментаускас, И.М. Марковская, Л.М. Кларина и др.).

В современных исследованиях проблем семьи и семейного воспитания семья выступает не как фон, контекст индивидуального развития ребенка, а как единый психологический субъект. Как следует из научной концепции Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, система «родитель-ребенок» представляет собой «полисубъект развития» (В.Т. Кудрявцев). Понимание семейного воспитания как одностороннего воздействия родителей на детей теряет свою актуальность. Акцентируется семейная общность, где взаимодействие детей и родителей обеспечивает, с одной стороны, освоение ребенком пространства развития, а с другой - взаимодействие и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Наряду с этим признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике. Подойти к глубинному пониманию своеобразия детской жизни позволяет, на наш взгляд, изучение феномена детской субкультуры.

Проблема детско-взрослых отношений в настоящее время рассматривается не только в русле субкультурного, этнографического подхода в педагогике, но и в детской и возрастной психологии, в частности - в психологической концепции развития субъективности (В.И. Слободчиков). В ней используется понятие «детско-взрослое сообщество». Оно трактуется как «частный случай понятия ”со-бытийная общность”» .

В отличие от специально заданной и жестко структурированной социальной организации, общность представляет собой встречу людей, которые совместными усилиями конструируют свое бытие в поисках общих ценностей и смыслов. Высшим выражением общности является возникновение духовной связи между ее субъектами.

Каждый человек является носителем персонального, уникального комплекса способов деятельности, ценностей, норм совместного бытия. Содержание этого комплекса обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями, личным опытом человека, характером его связей и отношений с другими людьми. Понятно, что ребенок-дошкольник обладает минимальным набором вышеописанных качеств, и взрослый в данном случае создает возможность для их обогащения. Однако реальность показывает, что ценности, способы, нормы задаются взрослым ребенку извне, при этом не учитывается необходимость их внутреннего принятия. Результат такой ситуации очевиден: возникающее противоречие между ценностями взрослого и собственными ценностями ребенка тормозит индивидуальное развитие последнего. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с формальным объединением детей и взрослых.

Для возникновения общности необходимо изменение характера совместного бытия ребенка со взрослыми на основе общих ценностей и смыслов. Общие ценности и смыслы возникают тогда, когда каждый участник общности, являясь носителем персональных качеств, выступает субъектом совместного с другими бытия, совместной деятельности, общения. При этом каждый субъект может занимать многообразные позиции, не закрепленные его статусом, а обусловленные общей целью и согласованные внутри конкретной общности. Поэтому процесс взаимодействия в данном случае носит особый характер и основывается на сопереживании, взаимопринятии, взаимопонимании участниками общности друг друга. Это означает, что и ребенок и взрослый ведут общий поиск таких форм совместного бытия, которые давали бы возможность каждому в условиях постоянно изменяющегося жизненного контекста выразить свою индивидуальность через принятие индивидуальности другого, эмоциональное и творческое содействие его развитию.

В.И. Слободчиков описывает три варианта существования детско-взрослой общности: симбиотическая, формальная и со-бытийная. Данные виды общности различаются между собой по своему устройству.

Симбиотическая и формальная общности представляют собой неполноценную форму совместного бытия, поскольку в каждой из них присутствует только один из двух необходимых компонентов (связи и отношения). Общность, в которой между ее участники существуют либо только связи, либо только отношения, развивается по дисгармоничному пути. В контексте проблем детско-родительских отношений такие формы общности описаны А.Я. Варгой, А.В. Петровским, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской и др. в виде разнообразных вариантов родительского поведения.

Наивысший уровень развития представляет собой со-бытийная общность , которая объединяет множественные связи и отношения в целостное единство. В данном случае взаимопорождающее преобразование связей и отношений переводит общность на более высокий уровень развития. В качестве важнейших ее характеристик выступают две существенные стороны – персональность и совместность. Они существуют одномоментно и находятся во взаимозависимости. Развитие детско-взрослого сообщества как динамичного социально-психологического феномена предполагает разделение всеми участниками общей системы ценностей и занятие каждым участником сообщества позиции полноправного субъекта. Основным качеством ребенка как субъекта деятельности является самостоятельность в выборе средств и способов взаимодействия с миром. При этом детско-взрослое сообщество выступает в качестве необходимого условия развития как субъектной позиции ребенка, так и процесса самосовершенствования взрослого.

Характер взаимодействия взрослых и детей предполагает «включение» взрослого в деятельность ребенка во избежание постановки ее целей, средств и способов в готовом виде. Функция взрослого заключается в создании предметной среды, провоцирующей детей на участие в совместной деятельности; в проектировании или использовании спонтанно возникающих ситуаций в целях развертывания совместной деятельности и естественного принятия ребенком воспитывающих воздействий со стороны взрослого; в оказании помощи ребенку на различных этапах осуществления деятельности (в восприятии цели на практическом уровне, в выборе средств, в выстраивании последовательных действий, в их контроле и корректировке).

В современной педагогической практике в рамках экспериментальной программы начального (дошкольного и начального школьного) образования «Рекорд-Старт» есть попытки формирования детско-родительского сообщества как модели со-бытийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина). Она характеризуется наличием общей системы ценностей, учетом возможностей, интересов, склонностей, прав, обязанностей каждого участника; отношениями, основанными на взаимном признании и принятии; взаимодействием, предусматривающим особую позицию взрослого как партнера по совместной деятельности.

Таким образом, мы понимаем детско-родительское сообщество как особый тип объединения детей и родителей представляет собой совместное, полисубъектное бытие. Оно имеет специфические характеристики, собственный онтогенез, который не исключает самоценность и особенность развития отдельных субъектов сообщества (детей и родителей). В качестве сущностных, инструментальных для педагогического сопровождения характеристик детско-родительского сообщества нами определены следующие:

1) понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных самоценных субкультур;

2) наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию;

3) наличие разнообразных связей детско-родительского сообщества с другими сообществами.

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных субкультур, бытийных миров, по нашему мнению, представлено в таких характеристиках бытия, как пространство, время, язык.

В исследованиях, посвященных проблемам пространственной среды (М. Черноушек, Г. Ковалев, Д. Думитрашку), установлено, что пространство жилища и его качественные характеристики опосредованно отражаются на отношениях между членами семьи. Как пишет один из авторов концепции предметно-пространственной среды в ДОУ Л.П. Стрелкова, наличие персонального жизненного пространства у каждого члена семьи является необходимым условием его нормального функционирования.

Детско-родительское сообщество характеризуется наличием персональных мест для взрослых и детей в объеме, достаточном для удовлетворения интересов и потребностей. При этом каждый член сообщества является субъектом пространства, к которому другие проявляют уважительное отношение. Возможность максимального присвоения пространства создает ребенку полноценные условия для того, чтобы проявить себя, установить и осознать собственные взаимоотношения с миром предметным, природным, с собственным телом, со своей жизнью и бытием.

Не менее важным для полноценного функционирования и развития детско-родительского сообщества является организация общего пространства , где каждый может проявить себя, имеет равные с другими права и обязанности. Мобильность пространства выражается в возможности перестраивать, вносить изменения под нужды всех членов сообщества.

Особое значение придается предметному содержанию пространства . Как указывает М.М. Прокопьева, наличие предметов, материалов, объектов, а также возможности в любую минуту оперировать ими обеспечивает условия для преодоления трудностей в осуществлении жизнеобеспечения и воспитания детей. Удовлетворению насущных потребностей ребенка способствует оптимальная, многообразная насыщенность предметной среды, возможность ее полифункционального использования. Поддержка, понимание мотивов поведения ребенка, уважение к пространству его жизни, к предметам, которыми он пользуется, отражает уважение к личности ребенка с его особым отношением к окружающему миру. Не менее ценным в воспитательном значении является стимулирование у ребенка уважительного, бережного, ценностного отношения к предметам взрослого как к собственности (его, чужой, общей).

В отношении временных характеристик бытия детско-родительского сообщества определяющей является способность родителя видеть своего ребенка в настоящем, прошлом, будущем. Зачастую для родителя образ ребенка в настоящем времени представляет собой маленького человека, не достигшего требуемого совершенства. Следствием является отвержение ребенком своего настоящего времени и самого себя, неумение ценить свое время и правильно его организовывать, да и сами родители оказываются не готовыми принять особую траекторию развития своего ребенка. Признание, принятие, ценностное отношение к прошлой биографии ребенка и взрослого, полноценное проживание настоящего, сбалансированное обращение к прошлому, настоящему и будущему характеризует такой показатель совместного бытия детей и родителей, как время . Следует также указать на необходимость гибкой регуляции взрослым временного режима ребенка, сообразного с его физиологическими и психологическими особенностями и интересами. В целях развития самостоятельности ребенка, воспитания уважительного отношения к своему и чужому времени, создания условий психологического комфорта следует предоставлять ребенку возможность для распоряжения личным временем в количестве, достаточном для его нужд. Примером в этом отношении является взрослый, демонстрирующий ребенку умение распределять и планировать собственное время.

Немаловажным во временной характеристике совместного бытия, по нашему мнению, является вопрос о рефлексии и ценностном отношении к общему времени, касающемуся настоящего, прошлого и будущего. Так, в исследованиях Т.А. Березиной показана значительная роль семейных традиций, которые не только способствуют сохранению истории семьи, но и укрепляют внутрисемейные отношения, создают доброжелательную, творческую семейную атмосферу.

В создании детско-родительского сообщества особое значение имеет понимание особенностей детского языка и детского фольклора . С их помощью знакомые и незнакомые дети быстро находят общий язык, темы для разговоров, улаживают взаимоотношения. Язык является не только способом социальной регуляции и утверждения норм детского сообщества, но и серьезным инструментом саморегуляции (М.В. Осорина). Дети - не только знатоки детского фольклора, но и его активные создатели. Яркий тому пример - наличие собственного, детского языка общения, отличающегося лингвистическими особенностями, особыми средствами коммуникации, недоступными взрослому. Овладение ребенком этим уникальным пластом детской субкультуры стимулирует его развитие как активного субъекта, творца, полноценного члена детского сообщества. Поэтому важным является понимание и признание взрослыми особенностей детского языка и его значения в жизни ребенка, уважение права ребенка на языковую интерпретацию.Кроме того, усилия взрослых должны быть направлены на усвоение ребенком языковых норм. Это происходит путем постоянного включения ребенка в ситуации диалогического общения и демонстрации нормативного образца речи.

Наличие опыта организации совместной деятельности , предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию, представляет вторую характеристику детско-родительского сообщества. Как указывают многие ученые - исследователи проблем семейного воспитания, специфичность воспитательного влияния семьи на ребенка заключается в непреднамеренном, естественном включении детей в различные ситуации жизнедеятельности. Именно семья создает уникальную возможность преобразования воспитательной ситуации в условиях сотрудничества и сопричастности всех членов сообщества (В.П. Дуброва, Г.В. Иванова, С.А. Расчетина и др.). При этом определяющей в организации совместной деятельности детско-родительского сообщества является идея норморегуляции и нормотворчества. Об особой значимости позиции ребенка как «правилоносителя» свидетельствуют исследования Е.В. Субботского, С.Г. Якобсон, Н.Я. Михайленко и др.

Исследования Н.Я. Михайленко, посвященные нормативной регуляции поведения дошкольников в игровой деятельности, показали, что ценность правилосообразного поведения в игре конкурирует с ценностью самой игры. Кроме того, наиболее значимыми для детей являются правила собственного изобретения в сравнении с правилами, заданными взрослыми извне. Эти факты позволяют нам установить важный аспект в статусе ребенка как партнера по деятельности: стремление к выполнению правил на уровне личностного принятия возникает исключительно в условиях самостоятельного и сопричастного их создания.

Таким образом, сущностной характеристикой совместного бытия детей и взрослых является наличие норм , принятых не только на внешнем, но и на внутреннем уровне, являющихся личностно значимыми для взрослого и ребенка и реализующихся в повседневной жизни. При этом в целях предотвращения возникающих противоречий между собственными личностно значимыми нормами и реально существующими общими нормами совместного бытия первые и вторые должны совпадать. Для этого организуется совместное равноправное обсуждение содержания норм, характера их выполнения и способов контроля. Содержание норм направлено на регуляцию жизни как детей, так и взрослых и носит гибкий характер (возможна их совместная корректировка). Контроль за выполнением норм осуществляют и взрослый и ребенок, используя демократические формы. Действенным регулятором является проблематичность самой воспитательной ситуации, когда выполнение или невыполнение норм представляет собой жизненную проблему, реально влияющую на жизнедеятельность и самочувствие всех членов сообщества. Как известно, деятельность переживается ребенком как необходимая и интересная только тогда, когда она является свободной от регламентации извне и характеризуется интимностью, близостью отношений. Поэтому важно, чтобы ребенок как член детско-родительского сообщества являлся активным участником совместных событий, наполненных глубоким личностным смыслом, от создания замысла до обсуждения и анализа хода и результата взаимодействия. Роль взрослого при этом заключается в организации и направлении творчества, в создании условий для автономных действий ребенка, максимальной активности впроявления своих собственных интересов. При этом ситуации взаимодействия должны носить регулярный, систематический, долговременный характер.

Наконец, третьей характеристикой детско-родительского сообщества являются его связи с другими сообществами , открытость социальному миру.Открытость детско-родительского сообщества – это наличие многообразных и регулярных связей сдругимисообществами, которые могут не только разнообразить совместную жизнь детей и взрослых, но и значительно обогатить опыт детско-родительского взаимодействия. Содержание ситуаций взаимодействия с другими сообществами включает организацию детских сообществ и стимуляцию их развития со стороны взрослых, обмен опытом как на информационном, так и на практическом уровне. Это дает возможность расширить круг общения ребенка, создать условия для полноценного вхождения его в мир детской субкультуры. При этом и сам взрослый имеет возможность испытать себя в роли партнера по игре или в роли «коллективного» педагога, сравнить и обогатить свой педагогический опыт.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития детско-родительских отношений, свидетельствует о новых акцентах в ее понимании в русле субкультурного и субъектного подходов (И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Кларина, Н.Я. Большунова и др.). В качестве важнейших характеристик детско-родительского сообщества как особой со-бытийной общности выступают: понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных бытийных субкультур; наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию; наличие разнообразных связей детско-родительского сообщества с другими сообществами. Успешность решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от умений педагога видеть и сопровождать процесс развития детско-родительского сообщества.

Задания для студентов

1. Поясните, в чем педагогический смысл организации жизненного пространства ребенка в семье? Опираясь на собственный опыт, приведите пример создания персонального детского пространства.

2. Обоснуйте значение мобильности пространства в развитии ребенка. Предложите пути достижения этой характеристики.

3. Докажите, что язык является способом социальной регуляции и утверждения норм детского сообщества.

4. Предложите пример создания проблемной ситуации, направленной на решение вопроса о выполнении детьми и взрослыми норм совместного бытия.