«Физическое развитие детей дошкольного возраста. Физическое развитие детей


Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или общеукрепляющими упражнениями в современном мире стали очень модными, многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. И, несмотря на это, статистика неумолимо говорит, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов.
Широко распространено заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физических кондиций ребёнка, но этим оно не ограничивается. Также к физическому воспитанию малыша можно причислить укрепление и сохранение его здоровья. Маленький ребёнок ещё не способен самостоятельно, без помощи взрослых заботиться о собственном здоровье. Поэтому именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. В эту среду входят:

  • безопасность жизнедеятельности;
  • режим дня;
  • правильное питание;
  • организация двигательной активности и пр.

Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость.
Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

Средства физического воспитания дошкольников

Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте

  • Для утренней гимнастики не нужно много времени - в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме. Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
  • Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
  • Обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно. Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться - подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

Дошкольный возраст считается очень плодотворным в плане укрепления здоровья детей и приобретения ими полезных навыков. Большинство привычек у детей постарше уже сформировались и под действием окружения способны лишь видоизменяться.
Физическое развитие детей по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) является такой программой, которая ставит главной целью привитие подрастающему поколению чувства необходимости занятий физическими упражнениями и укрепления выносливости своего организма. Основные пункты, предлагаемые этой программой, нацелены на реализацию следующих целей:

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе испол...

  • получение и развитие качеств и навыков, важных для формирования опорно-двигательного аппарата (силы, скорости, выносливости, гибкости и координации);
  • качественное улучшение физических навыков детей и совершенствование основных движений при правильно подобранной нагрузке;
  • воспитание тяги к регулярным физическим упражнениям и постепенному совершенствованию отдельных навыков.

При реализации всех этих пунктов ФГОС во внимание принимаются особенности каждого малыша и его возрастная категория. Их полезно применять в разнообразных детских занятиях: играх, взаимодействиях, познании окружающего мира.

Важнейшие компоненты нормального физического развития согласно ФГОС


Когда родители отправляют в детский сад своего ребёнка, им полезно поинтересоваться, какие там есть основные виды занятий, и как регулярно они проводятся.
Чтобы лучше понять, что в ФГОС подразумевается относительно физической культуры, нужно ознакомиться с рекомендуемыми в качестве обязательных занятиями. При разработке упражнений нужно обязательно учитывать особенности детского физического развития в разные периоды.
Утренние упражнения являются первым важным пунктом ежедневных занятий. Дошкольника нужно приучать к самодисциплине, чтобы он был готов делать упражнения без напоминаний. Занятия лучше всего проводить на открытом воздухе, но если погода не способствует занятиям, то их вполне можно перенести в дом. Нужно выбрать тот или иной вид утренней гимнастики, согласовав его с особенностями и желаниями малыша, среди них:

  • утренний бег;
  • игровые упражнения (инсценировка маленькой сказки);
  • упражнения под любимую музыку, тренирующие чувство ритма;
  • импровизированная дорожка с препятствиями;
  • упражнения с обручем или скакалкой.

Малыша нельзя перегружать, а разные виды гимнастики следует чередовать, занимаясь ими около 10 минут и не больше.
Ещё одним важным пунктом, предусматриваемым ФГОС, является физкультурная разминка, снимающая у детей психическое напряжение. Нервная система дошкольников сформирована ещё не полностью, поэтому она не допускает слишком долгой умственной деятельности. Поэтому если задания не разделять краткими физическими разминками, то детишки будут терять к ним интерес, быстро уставать и терять сосредоточенность. Подобные разминки входят в программу детских садов, но их полезно использовать и дома. Если взрослый подмечает, что малыш устал, не может слушать внимательно, то ему можно предложить простые движения под песенку (приседания, хлопки в ладоши, повороты) или небольшой танец.
Между продолжительными занятиями требуется сделать мини-разминку, в которой чередуются короткие (не более 7 минут) нетяжелые физические задания и трёхминутный отдых в виде дыхательных упражнений. Дети уверенно повторяют знакомые упражнения, которые укрепляют их физические кондиции.

Активные прогулки с малышом в соответствии с программой ФГОС

Проведённое на свежем воздухе время должно быть потрачено правильно, а чтобы оно прошло максимально эффективно, нужно принимать к сведению физическое развитие ребёнка. Он во время прогулки может в полной мере выплеснуть избыток энергии. Стоит разработать комплекс упражнений, учитывая особенности ребёнка, и во время прогулок постепенно вводить их. Сюда относится:

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

  • создание сюжетных игр, где ребёнок использует основные движения;
  • совершенствование уже освоенных навыков и на их основе изучение новых движений;
  • обучение детей соревнованиям и играм на выносливость, скорость, ловкость;
  • вовлечение их в коллективные игры, где дети учатся проявлять себя и взаимодействовать.

Для физического развития детей постарше необходимо внедрять подвижные игры, имеющие разные нагрузки. Детям потребуется некоторое время, чтобы изучить новое развлечение, поэтому на протяжении двух-трёх недель нужно повторять пару игр, после чего уже можно переходить к разучиванию новой пары игр. Время изучения развлечений можно укорачивать или удлинять в зависимости от их сложности. Если дети теряют к игре интерес, то её нужно оживить введением нового правила. Приоритетными должны быть игры, в которых для соревнования используются простые предметы (мяч, кубики, скакалки).
Учитывая особенности психики дошкольников, следует избегать заданий, где присутствует продолжительное выполнение однообразных действий. Хотя детские мышцы невероятно эластичны, но при монотонных упражнениях они быстро утомляются. Поэтому следует основывать игры на весёлой сказке или забавной истории, которая бы привлекала детское внимание.
Дошкольники нередко противятся выполнению стандартных упражнений. Но именно такие занятия, без элементов игры, нужно также им предлагать для воспитания силы воли. Чтобы вызвать у детей интерес к развитию основных движений, нужно объяснить им плюсы и важность таких умений.
Любой здоровый человек должен уметь бегать, поэтому регулярные пробежки нужны и малышу, а чтобы он совершенствовался в беге, можно менять маршруты, устраивать соревнования на выносливость или скорость. При чередовании бега с ходьбой ребёнок научится отдыхать и контролировать дыхание. Не стоит удлинять дистанцию свыше 350 м. Бег трусцой также полезен, но для того чтобы ему научиться, детям требуется время. Для детей постарше можно подготовить трассу с препятствиями, где они смогут улучшить координацию. Не следует ставить слишком много преград, поскольку каждая неудача убивает часть интереса к заданию. При создании дорожки можно проявить фантазию, например, кое-где натянуть ленточки или поставить фигурки, которые требуется обежать по определённой траектории.
Очень полезны занятия в лесу или на другой пересечённой местности, но при этом нельзя забывать про отдых.
Также полезны для физического развития всевозможные прыжки, но при этом их частоту и высоту взрослые должны строго контролировать. Детям старшего возраста по силам выполнить:

  • прыжок в длину;
  • прыжки с предметами (в мешке, со скакалкой, с зажатым между коленями мячом);
  • упражнения, где нужно прыгать то на двух ногах, то попеременно на каждой ноге, одновременно меняя при этом и положение рук.

Если ребёнок играет на спортивной площадке, то ему можно предложить упражнения из популярного вида спорта, показав, как они выполняются. Нужно стараться чередовать виды спорта, чтобы у ребёнка закреплялись разные навыки. На выбор видов спорта влияет и время года (летом ролики, зимой коньки).
После дневного отдыха очень важны для детей некоторые упражнения, позволяющие избежать плоскостопия или искривления позвоночника. Такие упражнения нужно выполнять около 20 минут. Начать нужно с простых движений (подъём в постели рук и ног в разном положении), а затем можно перейти к ходьбе по дорожкам с массажной поверхностью.
Естественно, что детям нужно время и для свободных игр и взаимодействий друг с другом, такие эпизоды продолжительностью 10-15 минут должны повторяться несколько раз в день. Если вокруг ребёнка будут разнообразные спортивные снаряды, то он с радостью будет проводить с ними свободное время.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Чем можно улучшить выносливость детского организма?

В конце учебного дня с помощью массажных движений у ребёнка можно снять напряжение и улучшить циркуляцию крови. Он может даже делать самомассаж и поэкспериментировать над собственной кожей. Но более эффективный массаж могут сделать всё же родители. Делая массаж маленьким детям, его можно сопровождать забавной историей или песенкой.
Движения необходимо делать в направлении кровотока, от периферии к центру. Детям любого возраста нравится гимнастика для глаз, которой они охотно занимаются. Ребёнка нужно попросить следить за предметом или останавливаться на нём взглядом. Пусть он вращает глазными яблоками, словно рисуя взглядом воображаемые цифры. С помощью такого массажа глаза отдыхают и предотвращаются нарушения зрения.
Для будущей выносливости детям важно совершенствовать свои дыхательные способности. В процессе выполнения упражнений ребёнку нужно учиться контролировать своё дыхание. Родители могут придумать рассказ, в процессе которого ребёнок должен то выдыхать со звуком, то задерживать дыхание. Поскольку эти упражнения неплохо расслабляют, то их полезно сочетать с массажем.

Закаливание

Есть родители, которые избегают закаливания, являющегося обязательным компонентом физического здоровья ребёнка и развития у него полезных качеств. Подобные занятия, безусловно, присутствуют в программах, соответствующих ФГОС. С их помощью крепнет выносливость детского организма, он лучше адаптируется к резкому изменению погодных условий. Закаливание нужно проводить последовательно, повышая нагрузку на организм постепенно. Виды процедур и режимы нужно подбирать индивидуально, не забывая о важности регулярности таких процедур.
Варианты закаливания:

  • Если ребёнок здоров, то прогулки должен осуществлять в любую погоду.
  • Руки и лицо мыть прохладной водой, обязательно полоскать горло перед сном водой с комнатной температурой.
  • Не вытираться после душа, а позволить коже обсохнуть естественным образом.
  • Летом совершать босоногие прогулки.

Сон и здоровое питание оказывают огромное влияние на физическое развитие ребёнка и укрепляют его иммунитет. Поэтому родителям стоит подумать над правильным рационом, после чего уже можно переходить к закаливанию.

4 3

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей . Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет .

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза . К внешним количественным показателям : изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся , прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития , которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста . Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества , такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность . Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических , интеллектуальных, духовных способностей , а так же всестороннего развития личности в целом .

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации .

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья :

Телосложение;

Основные функциональные параметры;

- развитие двигательной сферы .

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей , исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как : развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют , по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих :

Уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

Уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости) .

Физическое развития дошкольников характеризуется тем , что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система , укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма . Интенсивно увеличиваются морфологические показатели : рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика , зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием .

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма : слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы , а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие , но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка .

Правильное развитие ребенка раннего возраста , невозможно без достаточной физической активности . Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания , не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит : им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики , а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей , то структура легочной ткани еще не достигает полного развития ; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый : у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание , что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой , подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить : чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше , чем у детей раннего возраста . В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников , очень осторожно относиться к ним : не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен , несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества , в особенности гибкость .

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными : они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое : у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602 ,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер . У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура . У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду . Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость , однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность : чем моложе возраст , тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы , интенсивнее протекают все процессы физического развития . Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно , нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация» .

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника , как в физическом , так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка , необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания .

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей . Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте , поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических . Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте . Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

Физическое развитие ребенка в каждом возрасте отличается своими особенностями. Несмотря на то, что каждый малыш развивается в индивидуальном порядке, существуют критерии, являющиеся общими для большинства детей. Возраст 4-5 лет принято именовать средним дошкольным, поскольку в этот период проявляются черты, характерные для старшего дошкольного возраста, при этом сохраняются особенности, свойственные для младших дошкольников.

Показатели физического развития

Физическое развитие детей определяется в соответствии со следующими показателями:

  • показатели роста;
  • значение веса;
  • степень развития моторики;
  • размер грудной клетки (окружность);
  • состояние внутренних органов;
  • состояние мышечной системы;
  • состояние костной системы.

Для детей 4-5 лет характерна приблизительно одинаковая прибавка в весе и росте. В среднем, рост увеличивается на 6-8 см, а вес примерно на 1,5-2,5 кг. Таким образом, средний рост мальчиков в 4 года составляет 1 м, девочки этого возраста ниже примерно на 0,5 см. В 5 лет рост мальчиков и девочек достигает соответственно 107 и 106 см. Показатели веса для детей находятся на уровне 15,5 кг (для девочек в 4 года) и около 16 кг (для мальчиков 4 лет). К пяти годам масса девочек достигает 17,5 кг, тогда как мальчики в этом же возрасте весят приблизительно 18 кг.

К шести годам темпы прибавки в росте и весе, как правило, несколько ускоряются. Например, мальчики шести лет весят около 20-20,5 кг, а их рост достигает 115 см. Для девочек значение роста составляет, в среднем, 114 см, а веса 19,5 кг.

Однако в данном случае речь идет о средних значениях показателей. У каждого ребенка имеются свои особенности развития. Немаловажную роль в этом отношении играет наследственность. Если родители невысокого роста и небольшой массы тела, то и ребенок будет ниже своих ровесников. Тип телосложения детей может быть большим (выше 106 см и весом более 16 кг), средним и маленьким (когда рост менее 100 см, а вес не достигает 15 кг).

В том случае, когда вес и рост ребенка существенно отличаются от средних значений, рекомендуется проконсультироваться и обследоваться у специалиста-эндокринолога. Детям, вес которых намного больше или меньше среднего, следует посещать педиатра на регулярной основе.

При этом, к числу основных причин, которые являются причинами избыточного или недостаточного веса могут быть причислены не только нарушения обмена веществ или гормонального фона, а также неправильное питание, недостаточная физическая нагрузка и др. В связи с этим следует особое внимание уделить достаточному содержанию в меню белков, жиров и углеводов. Желательно, чтобы ребенок питался от 4 до 6 раз в течение дня.

Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Малыши, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.

В возрасте 4-5 лет малыши учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом (ребенок обычно умеет пинать и бросать мяч), малыши могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:

  • простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • ходить спиной вперед;
  • прыгать.

Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.

Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.

В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. Дети, посещающие дошкольные заведения, как правило, делают зарядку под контролем воспитателей. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии и т.д.

Ручку ребенка среднего дошкольного возраста желательно подготовить к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.

Опорно-двигательный аппарат

К 4-5 годам происходит активный рост позвоночника, который продолжается до взрослого возраста. При этом пропорции отделов позвоночника у малышей среднего дошкольного возраста идентичны пропорциям взрослого человека. В связи с тем, что у ребенка в 4-5 лет еще не окончено окостенение, малыши-дошкольники отличаются наибольшей гибкостью. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей в этом возрасте заключаются в том, что во время физических упражнений им противопоказаны силовые нагрузки, также особое внимание следует уделять правильности позы.

При чрезмерно длительном нахождении в одной позе у малышей возникает перенапряжение в мышцах, что приводит к нарушениям осанки. В связи с этим, во время занятий, проведение которых предполагает сохранение статической позы, следует уделять несколько минут различным физкультурным разминкам.

Особенности поведения

Для детей среднего дошкольного возраста характерно освоение новых навыков. К числу таковых относится помощь родителям по дому. Как правило, ребенок 4-5 лет уже умеет складывать в стиральную машины и извлекать из нее белье, лепить фигуры из теста, помогать нести небольшие сумки из магазина.

Для родителей очень важно всячески поощрять попытки ребенка оказывать помощь старшим. С этой целью следует использовать различные слова положительной окраски – молодец, умница и т.д. Благодаря данному приему эмоциональное состояние и самооценка юного помощника будут повышаться.

Физические навыки и умения у детей среднего дошкольного возраста могут несколько различаться. У каждого ребенка имеются свои особенности и индивидуальный темп развития. Для одного ребенка характерно постепенное освоение новых навыков и физических умений, другой ребенок может развиваться быстрее и проявляет черты, характерные для детей старшего возраста.

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» .

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту .

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения .

Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей .

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% .

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний .

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту .

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление .

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.

В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально .

Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности .

Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Каждый из возрастных периодов ребенка хорош по-своему. Родители, не успев привыкнуть к тому, что малыш ползает, уже наблюдают его первые шаги. Кажется, недавно ребенок слабо выговаривал звуки, а сегодня вовсю щебечет с вами, сыплет вопросами, на которые не так-то просто ответить.

В младенчестве, когда малыш проживает свой первый год жизни, его рост увеличивается примерно на 30 см, а вес увеличивается втрое. Малыш из совсем беспомощного младенца превращается в умеющего ходить карапуза. Его физические изменения в этот период видны невооруженным взглядом, приводя родных в умиление.

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется некоторым снижением темпов роста малыша, но развитие при этом отнюдь не замедляется. Период дошкольного возраста занимает особое место в развитии ребенка. Многие из специалистов сходятся во мнении, что как физическое, так и психическое развитие в этот период являются определяющими, основой для его дальнейшей жизни. Именно семья, в первую очередь родители, должны дать малышу основы здоровья, пищевые привычки, а также культуру тела и ухода за своим здоровьем. Правильное физическое воспитание ребенка это залог его будущего здоровья.

Мы уже упомянули о том, что темпы роста ребенка в дошкольном возрасте замедляются. Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что организм малыша все больше приближается к организму взрослого человека. Так значительно увеличивается объем и масса сердца ребенка, которое уже к 8 годам достигнет размеров сердца взрослого человек. При этом уменьшается количество сердечных сокращений и увеличивается эффективность работы сердца. Легкие ребенка в данный период увеличиваются практически в три раза. Кроме того, наблюдается созревание клеток мозга ребенка и у него начинают сменяться первые зубы.

Порой родители излишне волнуются по поводу того, что их малыш стал очень худым, его рост меньше чем у других детишек, в общем, он «плохо растет», как принято говорить в таких случаях. Тут нужно сказать, что физическое развитие детей дошкольного возраста предполагает неравномерный рост ребенка, а также его прибавку в весе. Часто можно наблюдать такую картину: в период от 4-6 лет, малыш вырастает на 15 см, но в весе при этом он прибавляет лишь 5 кг. Создается ощущение, что ребенок вытянулся и исхудал. Но как показывают наблюдения, именно в этот период жизни его организм становится более выносливым и подвижным, координация его движений при этом заметно улучшается. Малыш становится сильнее и увереннее в себе, ведь при этом растет его мышечная масса.

Родители должны заниматься физическим воспитанием ребенка, но делать это нужно умеренно. Давно доказано, что движение стимулирует эмоциональное и умственное развитие ребенка.