Особенности оказания психологической помощи себе. Оказание психологической помощи: Кому оказывается

Существуют различные модели оказания психологической помощи. Однако независимо от выбранной модели оказание психологической помощи подросткам требует соблюдения ряда общих этических, содержательных и организационных принципов оказания психологической помощи, построения диагностических и коррекционно-развивающих программ . К этим принципам можно отнести:

  • - принцип добровольности обращения клиента. Никто не может быть вовлечен в консультативную и (или) психотерапевтическую работу и подвергнут процедурам психологической диагностики и коррекции без добровольного согласия. При работе с несовершеннолетними важным условием становится получение согласие законных представителей ребенка на проведение психологической работы. Подросток еще не является совершеннолетним, однако уровень его развития, рефлексия и самосознание позволяют не только оценивать трудность стоящей перед ним проблемы, но и принимать решение об обращении к психологу за содействием в ее решении. Это создает двойственную ситуацию, когда, с одной стороны, согласие на психологическую работу должны дать представители подростка - его родители, а с другой - добровольное согласие самого подростка на получение этой помощи становится ключевым условием ее эффективности;
  • - принцип конфиденциальности связан с гарантированностью личностной и социальной безопасности обращения в консультацию подростка и сохранением в тайне всех сведений, полученных в ходе работы. Сообщение данных о факте обращения, характере проблемы и результатах психологической работы третьим лицами возможно либо с согласия клиента, либо в условиях возникновения угрозы жизни и безопасности самого клиента или иных лиц. Вместе с тем с учетом возраста подростка и правовой ответственности родителей за его жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие принцип конфиденциальности в работе с подростками не распространяется на их родителей и опекунов;
  • - принцип личной ответственности клиента предполагает, с одной стороны, признание права клиента на выбор своего варианта решения проблемы, с другой - принятие ответственности за его реализацию и последствия. В условиях психологической работы с подростками необходимо ограничить его применение зонами возрастной компетентности подростка и уровнем сто социальной зрелости. Содействие и оказание психологической поддержки подростку в принятии и реализации решения являются безусловной обязанностью психолога-консультанта;
  • - принцип "не навреди" акцентирует внимание на том, что используемые методы психологической работы не должны нанести психологический, социальный или физический вред клиенту;
  • - принцип профессиональной компетентности и ответственности психолога связан с необходимостью адекватной оценки психологом границ своей профессиональной компетентности при работе с подростками. Выход за пределы своих профессиональных знаний и умений, применение в практической работе с подростками сомнительных, недостаточно валидных либо просто неосвоенных самим специалистом методов недопустимо;
  • - принцип ориентации на "нормативность" развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка. Соционормативная модель психического развития в подростковом возрасте основывается на задачах развития и социокультурных ожиданиях в отношении сформированности возрастных психологических новообразований и внутренней логики развития как последовательности взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий развития. Представление о нормативности развития включает модель содержания, механизмов, условий и факторов психического развития на каждой возрастной стадии. В отечественной практике психологического консультирования но проблемам развития и обучения в подростковом возрасте заслуженное признание получила теоретическая модель, разработанная в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.;
  • - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач подчеркивает значимость всех трех направлений психологической работы с подростками. Коррекционные задачи связаны с исправлением отклонений, нарушений развития и разрешением трудностей развития, профилактические задачи ориентированы на предупреждение отклонений и трудностей в развитии, а развивающие задачи направлены на оптимизацию, стимулирование, амплификацию и обогащение содержание развития;
  • - принцип единства диагностики и коррекции отражает идею целостности и единства процесса оказания психологической помощи. Любая коррекционная работа предполагает проведение диагностических процедур. Диагностика осуществляется как на этапе определения психологических трудностей и их причин, так и на этапе осуществления коррекционного воздействия с целью контроля за динамикой изменения поведения и деятельности подростка, развития его эмоциональных состояний, чувств и переживаний;
  • - принцип "коррекции сверху вниз" определяет главной задачей коррекции создание зоны ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский). Коррекция должна быть направлена на развитие качественно новых психологических способностей, которые составляют зону ближайшего развития подростка. Важным является не тренировка сохранных психических функций и способностей ("коррекция снизу вверх"), а активное формирующее воздействие, оказывающее целенаправленное влияние на генезис и становление психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста ("коррекция сверху вниз");
  • - принцип приоритетности коррекции каузального типа ориентирован на выделение и устранение причин внешних симптомов психологического неблагополучия подростка. Работа па устранение симптомов неблагополучия (симптоматическая коррекция) может быть эффективна в краткосрочном аспекте при решении задач по снижению выраженности острых признаков неблагополучия, которая в большинстве случаев носит временный характер (например, девиантного поведения). Только каузальная коррекция будет эффективна при работе в среднесрочной и долгосрочной перспективах, позволяя устранить сначала причины, а потом и симптомы психологического неблагополучия;
  • - деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности подростка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в трудных конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в личностном развитии подростка;
  • - принцип комплексности методов психологического воздействия подчеркивает необходимость использования различных методов, техник и приемов работы, принадлежащих разным школам психологии. Значимым становится вопрос эффективного подбора взаимодополняющих методов работы при решении конкретной задачи;
  • - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения подростка к участию в коррекционной программе связан с идеей, что результатом коррекционной работы будут психологические изменения не только самого подростка, но и его отношений со значимым социальным окружением. Другими словами, результатом станет оптимизация социальной ситуации развития подростка. С другой стороны, социальное окружение предоставляет ресурсный потенциал для оказания психологической помощи подростку. Привлечение близкого социального окружения подростка, чаще всего семьи или сверстников, для совместного решения проблем, отработки приобретенных умений и переноса их в реальную жизнь, стабилизации приобретенных психологических качеств является необходимым условием эффективности психологической коррекции. Иллюстрацией могут выступать тренинги личностного роста, которые предполагают взаимодействие подростка со сверстниками, часто незнакомыми ему до начала групповой работы, которые создают типичную "подростковую среду". В этой "подростковой среде" у проблемного подростка появляется возможность проявить себя в новых ролях и качествах, опробовать новые стратегии и способы действий, получить обратную связь о себе и своем поведении.

Указанные принципы определяют общее содержание психологической помощи подросткам. Конкретные жалобы и запросы будут определять цели и задачи, выбор формы (индивидуальная или групповая) и методов работы.

  • Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидере А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков; Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

Существующий достаточно обширный опыт деятельности специалистов по психологической поддержке людей в различных чрезвычайных обстоятельствах позволяет рекомендовать пользоваться следующими принципами оказания психологической помощи в экстремальных условиях:

> Безотлагательность: помощь пострадавшему с психической травмой должна быть оказана как можно скорее; чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность хронификации расстройств, наступления патологических изменений в организме и поведенческих расстройств (алкоголизации, злоупотребления наркотическими средствами и пр.). Наиболее эффективна помощь, оказываемая по "горячим следам".

> Приближенность: помощь следует оказывать как можно ближе к месту события. В боевых условиях это означает, что следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с боевой психической травмой и его эвакуации в глубокий тыл. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а так же в минимизации отрицательных явлений ""госпитализма"", т.е. отношения к своему нарушенному психическому состоянию как трудноизлечимому и "ухода в болезнь".

> Ожидаемость восстановления: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным индивидуумом, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (""нормальная реакция на экстремальную ситуацию""). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнить свою работу в полном объеме. В случае ""боевой"" психической травмы усилия терапевтического персонала направляются на скорейшее возвращение в строй.

> Единство психотерапевтического (психологического) воздействия подразумевает, что его источником должно быть одно лицо, либо группа лиц, но в обоих случаях должна соблюдаться унифицированная процедура обращения с пострадавшим и его психологической коррекции. Этот принцип учитывает особенности психического состояния лиц, подвергшихся травматизации, например - суженность сознания (""тоннельное ведение""), заторможенность и т.п., приводящие к неспособности воспринимать разнонаправленные воздействия.

Простота психотерапевтического (психологического) воздействия тесно связана с предыдущим принципом и означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено, прежде всего, на снятие тревоги, недопущение самоизоляции, ""ухода в себя"" путем побуждения пострадавшего к проговариванию своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и актуального состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить необходимую информацию, теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

> Преемственность психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической реабилитации: она предусматривает, в частности, разработку и заполнение индивидуальных карт контроля психического состояния на разных этапах участия сотрудника в соответствующих мероприятиях (операциях) и в реабилитационный период. В карты заносятся сведения об индивидуально-личностных особенностях, данные психологического тестирования, отмечается длительность и характер воздействия психотравмирующих обстоятельств, объем представленной психологической помощи и ее результативность.

Психосоциальная поддержка является ключевым фактором в предупреждении и преодолении отрицательных последствий стрессовых ситуаций, как на уровне индивида, так и на уровне социальных, профессиональных групп.

Человек, переживший травмирующее событие, испытывает обостренную потребность выразить свой опыт и осмыслить его в процессе общения, так же как оказавшаяся в беде группа людей или населения региона бедствия всегда надеется на помощь извне (на сочувствие своим страданиям и понимание своих требований).

Отсутствие социальной поддержки часто порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личностной деформации, которые обычно рассматриваются лишь в контексте перенесенной психической травмы. Между тем, правильнее рассматривать эти негативные психологические последствия травматизации также и с точки зрения предоставленных мер социально-психологической поддержки пострадавшим, их своевременности, адекватности и полноты.

Психологическая помощь в этой связи может рассматриваться как один из специализированных видов социальной поддержки, которому ""адресована"" потребность пострадавших в выражении и понимании своих чувств, снятии напряжения, неопределенности, обретении чувства безопасности и т.д. В свою очередь, другие источники и виды психосоциальной поддержки (семья, товарищи по работе, друзья, командир или начальник) также могут служить целям психологической помощи, предоставляемой как ""стихийно"", так и ""направляемой"" психологом или другим профессионалом, получившим соответствующую подготовку в области предупреждения и коррекции стресса.

Программы оказания психологической помощи предусматривают ее дифференцированный характер и поэтапность.

Целями психологической помощи на всех этапах являются:

дать человеку возможность выразить свои переживания и реакции и оценить их

характер;

[ предоставить необходимую информацию, восполнить "информационный вакуум"; [ поддержать и внушить уверенность в себе; побудить к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

Мероприятия по психологической поддержке могут включать в себя психодиагностику (или иную оценку состояния), индивидуальное консультирование, психологические дибрифинги, рекомендации, программы взаимной поддержки, включая семейную, семейные дибрифинги, консультирование руководителей (командиров).

При выявлении нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как:

Эмоциональная неуравновешенность;

Вспышки гнева;

Самоизоляция;

Нарушение психомоторики,

Психический шок;

Потеря ориентировки;

Провалы памяти.

Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе.

Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы или подразделения. Поблизости от места события могут быть проведены занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снятие психологического напряжения, вызванного травмой. Эти сеансы представляют собой укороченные дибрифинги, включающие в себя такие его фразы, как:

Краткое введение;

Обсуждение фактов; предоставление информации.

Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дибрифинге или наоборот стимулировать участие в таковом в случае, если такая потребность возникнет.

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемые деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условием деятельности. В рамках короткой 10-15 - минутной беседы обсуждаются:

® симптомы постстрессовой реакции;

® способы ее уменьшения;

® в конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации работы и прохождения реабилитационного периода, если таковой предусмотрен в данном случае;

® в заключении дается необходимая информация о времени и месте проведения психодиагностического обследования и (или) психологического дибрифинга.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях:

  1. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ И СПАСАТЕЛЯМ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ И ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
  2. 1. Психологическая устойчивость (подготовленность) спасателей к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения:
  3. 2.3. Психологическая помощь населению и спасателям в зоне действия чрезвычайной ситуации
  4. 1. Методы управления состоянием человека (спасателя) при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения:

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.