Почему пасха приходится на разные даты. Почему пасха празднуется каждый год в разные дни

"И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его…. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его" (Исх. 12:1-14).

Из данного текста следует, что Пасха должна праздноваться в один и тот же месяц и день. Этой постоянной датой был четырнадцатый день первого месяца. Первый месяц у евреев до Вавилонского пленения назывался Авив, а после Вавилонского пленения - Нисан. По современному календарю это соответствует второй половине марта и первой половине апреля.

На сегодняшний день в христианстве существуют две даты празднования Пасхи. На Западе, а также в странах, где исторически сложилось большее влияние Католической церкви, Пасха отмечается раньше, тогда как в странах с доминирующим влиянием Православной церкви этот праздник отмечается позже. Итак, почему же Пасха, празднуется в разное время различными церквами?

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и обратим внимание на методы летоисчисления. Израильтяне, как и некоторые другие народы древности, отсчёт времени вели по лунным годам. У египтян и у других народов существовал отсчёт времени по солнечному календарю. Лунный годичный цикл состоял из 12 месяцев. Месяцы попеременно содержали 29 и 30 дней. Всего дней в году было 354. Солнечный год содержал в себе также 12 месяцев. В каждом месяце по 30 дней. Ещё каждый год добавлялось по 5дней. Итого в сумме было 365 дней. Разница составляла 11 дней. Это требовало согласования между лунным и солнечным календарём. Поэтому евреи каждые 2-3 года вводили дополнительный тринадцатый месяц, который назывался Ве-Адар. Это соответствовало нашему високосному году, когда в феврале месяце 29 дней, вместо обычных 28. У римлян в солнечном году было 355 дней. У греков в солнечном году было 354 дня. Римляне были суеверны и считали, что нечётные числа счастливее. У некоторых народов год начинался с марта, длился 10 месяцев и содержал 304 дня. А потом просто добавляли два месяца: январь 29 дней и февраль 28. Всё это вызывало несоответствие между явлениями природы и календарными числами. А евреи знали, что праздник Пасхи не должен был отмечаться раньше уборки урожая (Лев. 23: 10-16). Нужно было всё это упорядочить.

Гай Юлий Цезарь, римский император, в 46 году до Рождества Христова, сделал реформу. Было принято в году 365 дней, а через 3 года на четвёртый год 366 дней. Этот день добавлялся к февралю месяцу. День приходилось добавлять, чтобы исчисление времени соответствовало обращению Земли вокруг Солнца. (Здесь следует отметить, какая точность у Бога - Творца! Проходят столетия, тысячелетия, а Божии законы работают секунда в секунду).

Итак, был введён Юлианский календарь, или солнечный год. И параллельно существовало исчисление по лунному календарю. Это продолжалось до 325 года. В 325 году на Никейском соборе епископов для всего христианского мира был введён Юлианский календарь. В честь Юлия Цезаря был назван месяц июль. В честь императора Августа месяц август. Юлианское летоисчисление существует до сих пор в Православной церкви. Его принято называть старым стилем.

Весеннее равноденствие выпадало на 21 марта, и от этого дня определяли Пасху. Но неточность человеческих исчислений вскоре сказалась снова. По календарю наступало 11 марта, а фактически было уже весеннее равноденствие, т.е. 21 марта.

Опять была сделана реформа. Римский Папа Григорий XIII создал комиссию для реформы. Год сделали состоящим из 365 дней, 49 минут, 16 секунд. Итак, в 1582 году был принят Григорианский календарь. Это летоисчисление называют новым стилем.

В разных странах он был введён в разное время. В тех странах, где доминировали католики, календарь был введён в 1582 году. В России новый стиль, или Григорианский календарь, был введён в 1918 году.

В государствах, где было развито лютеранство, говорили так: лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Папой Римским. Православная Церковь яростно выступала против нового стиля. Дело доходило до восстания и кровопролития. Тем не менее, параллельно продолжали существовать два летоисчисления, два календаря: Юлианский и Григорианский. Расхождение между ними было следующим: 1582 год - разница в 10 суток, XVIII век - разница в 11 суток, XIX век - разница в 12 суток. И, наконец, XX век - разница в 13 суток. Божии же часы остаются точны как в первом веке, так и в XX, а теперь уже и в XXI. Таким образом, на сегодняшний день Православная церковь сохраняет старый стиль, или Юлианский календарь, а весь остальной мир живёт по новому стилю, или по Григорианскому календарю.

Формула вычисления даты Пасхи остаётся прежней. День Воскресения Господа празднуется при наступлении весеннего равноденствия, в первое воскресение после полнолуния. Таким образом, Пасха не может быть ранее 22 марта и позднее 25 апреля по старому стилю.

Возлюбленные Господом братья и сёстры! Это, конечно, неплохо знать, но апостол Павел говорит и утверждает более важную истину, пожалуй, самую важную. В Послании к Коринфянам (1Кор. 15) он говорит, что если Христос не воскрес, то всё напрасно: и наша вера, и наша надежда, и мы всё ещё остаемся во грехах; мы самые несчастные люди. Главное - Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших! И Он говорит сегодня: "Я живу, и вы будете жить!"

Пользуясь возможностью, я со страниц журнала поздравляю всех читателей с торжественным праздником Христова Воскресения.

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 sapajja

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Добрый день! Скажите, пожалуйста, почему Рождество Христово имеет постоянную дату 7 января, а праздник Пасхи всегда выпадает на разные числа? С чем это связано? Огромное вам спасибо за все ваши советы и разъяснения! Надежда Николаевна.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Надежда Николаевна!
Праздник Рождества, как и большинство других праздников, даты которых приходятся ежегодно на одно и то же число, называются неподвижными праздниками, поскольку отмечаются по общеупотребительному с древних времен в Европе солнечному календарю. Но на азиатском Востоке употреблялся лунный календарь, который имеет свой ритм и в разные годы непостоянен относительно солнечного.
Подробнее почитайте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_календарь
Пасха как избавление от египетского рабства, согласно установлениям древних евреев, должна была праздноваться с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (Авива). Эта дата приходилась на полнолуние, следовавшее сразу после весеннего равноденствия. В этот же день был распят Господь наш Иисус Христос, согласно Евангелию от Иоанна (накануне субботы). А на третий день Христос воскрес – этот день стал называться воскресеньем. Соответственно, впоследствии на первом Вселенском соборе 325 г. было постановлено праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия. Относительно обычных солнечных лет эта дата меняется, поэтому этот праздник, а также связанные с ним Вознесение и Пятидесятница называются подвижными праздниками.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

25.04.2016

Существуют праздники, с датами которых все ясно и понятно: Новый год, например, или Рождество. И сто лет назад, и через век вперед мы будем отмечать их в строго определенное время. А вот Пасха почему-то празднуется каждый год в разные дни и выбивается из стройных рядов. В чем причина этого явления? Оказывается, Пасха «привязана» не к солнечному, а к лунному календарю.

Первое весеннее полнолуние следует за днем весеннего равноденствия, а Пасху нужно отмечать в первый же воскресный день после полнолуния. Лунный календарь несколько иной, чем солнечный. Так, длится «лунный год» всего 354 дня, а периоды полной луны наступают каждые 29 дней. Естественно, каждый год первое полнолуние будет приходиться на разные даты. Обычно равноденствие приходится на 21 марта, поэтому Пасха не может прийти к нам раньше 4 апреля, как не может и задержаться на срок позднее 8 мая.

Празднование Пасхи имеет древние традиции, поначалу связанные вовсе не с воскрешением Христа, а с некоторыми обычаями, обрядами, существовавшими у скотоводов и земледельцев. Затем свою Пасху стали отмечать иудеи, таким образом закрепив в памяти народной день освобождения евреев от владычества Египта. Эта Пасха широко отмечалась в ночь с 14 на 15 число первого лунного месяца. Бытовал обычай приносить в честь события жертву: закалывать и готовить молоденького агнца (ягненка), которого семья съедала целиком.

Позже представление о Пасхе в мире изменилось. Начало переменам положил Христос. На Тайной вечере он предсказал, что будет принесен в жертву людям, что ему суждено перенести страшную казнь. Он как бы подменил собой в сознании людей жертвенного агнца. В период первого полнолуния был распят Христос, а на третий день после трагедии он воскрес. День этот стали называть воскресеньем, и с тех пор Пасху празднуют в первое воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Интересно, что церковь в последнее время, ощущая неудобство такой «плавающей» даты, делает попытки закрепить за Пасхой какой-нибудь определенный день, чтобы христиане всего мира отмечали большой праздник совместно в одно время. Так, в 1997 году на саммите Всемирного совета церквей было внесено предложение закрепить за Пасхой второе воскресенье апреля. Православный мир должен был подготовиться к реформе, намеченной на 2001 год. Однако, достичь консенсуса в этом вопросе не удалось, и Пасха по-прежнему отмечается в разные дни каждый год.

Возможно, это и правильно: есть древние традиции, изменение которых требует длительной кропотливой работы с сознанием людей. Не исключено полное неприятие нового и даже протест. Может быть, лучше оставить все как есть. Пусть люди знают: в нашем постоянно колеблющемся неустойчивом мире есть все-таки что-то надежное, что было и будет всегда. И пусть мы по-прежнему будем праздновать Пасху в разные весенние дни каждый год. Сущность светлого радостного праздника от этого не меняется.