Расцвет цивилизации — моногамный брак в современном понимании. Моногамная семья

Моногамия – это исторически сложившаяся форма семейных взаимоотношений, заключающаяся в создании семьи двумя особами противоположной гендерной принадлежности. Сегодня единобрачие возможно и среди представителей одного пола в государствах, где разрешены такие брачные союзы законодательно. Данная вариация ячейки общества противопоставляется многобрачию, которое подразумевает, что один партнёр может иметь несколько брачных партнёров иной гендерной принадлежности. Современные биологи, исповедующие теорию эволюции, данный термин рассматривают в качестве феномена, присущего не только гомо сапиенс, но и представителям фауны.

Моногамия в отношениях

Взаимодействие полов, подразумевающее сожительство, совместный быт, основанное на верности, именуется моногамным. Супруги в такой связи словно заключают негласное соглашение между собой об отсутствии измен.

Моногамия это форма брака, при которой индивид имеет одного партнёра либо на протяжении всего своего бытия, либо на определенном жизненном этапе (последовательная моногамия).

Семейные связи базируются именно на единобрачии. Помимо того ученые, пропагандирующие эволюционную теорию, утверждают, что своим прямо хождением человек обязан именно моногамии.

Невзирая на общепринятость и распространённость единобрачия, в семейной жизни отнюдь не редкость.
Психологи объясняют подобное поведение незрелостью партнёров. Для моногамных взаимоотношений человек должен созреть в душевном и умственном плане. Люди несовершенны и слабы. Они излишне склонны потакать собственным желаниям, имея глубокие чувства к партнёру, одновременно с этим не гнушаться опуститься в омут прелюбодеяния с головой. Нередко измены бывают следствием алкогольного опьянения либо семейной ссоры. Реже наблюдаются случаи затяжного адюльтера, когда индивид имеет брачного партнёра и внебрачного в течении длительного периода.

Человеческие чувства довольно сложны по структуре и природе своей. Зачастую они характеризуются противоречивостью. Вследствие неумения противостоять влечениям собственного организма, очарованию противоположного пола, возникают измены в единобрачных отношениях. У отдельных лиц отсутствуют нравственные ориентиры и моральные устои, поэтому даже не стараются противостоять искушению, зачастую осознанно стремясь к внебрачным связям.

Существуют люди, пропагандирующие , утверждая, что моногамия в отношениях противна человеческому естеству. Такие субъекты вступают в связи, заранее обговаривая с партнёром подобный расклад, дабы не было претензий и обид.

В европейских государствах официально разрешены лишь моногамные брачные узы. При этом множество партнёров, создавших ячейку общества официально, всё равно заводят романы на стороне, нередко обвиняя в этом собственную половинку.

Восточные же жители, исповедующие ислам, являются приверженцами полигамии, а именно полигинии (многоженство). При этом полиандрия (многомужество) там запрещена.

Выделяют четыре вариации моногамии :

– семейная (брачная) – относится к союзам, включающим только двух партнёров (при этом, данная форма, в свой черёд, подразделяется на одну брачную связь в жизни и на союз одновременно с одним супругом – последовательная моногамия);

– социальное единобрачие подразумевает сожительство партнёров, вступающих в интимные отношения между собой (возможен промискуитет) и взаимодействующих для приобретения базовых ресурсов, например, жилья, материальных благ, еды;

– интимная моногамия заключается в эксклюзивных половых отношениях двух партнёров между собой (партнёры вступают в интимные взаимоотношения лишь друг с другом);

– моногамие генетического типа относится к предыдущей вариации единобрачных уз с генетическими подтверждениями отцовства.

Поведенческие экологи, физические антропологи и биологи зачастую применяют рассматриваемый термин не в генетическом смысле, а в интимном. Культурные и иные представители социальных наук подразумевают понятием «моногамия» социальное единобрачие или семейную моногамию.

Принято ошибочно считать, что животные характеризуются полигамностью, вследствие чего им неважно с кем свершится спаривание. Большинство представителей фауны действительно полигамны, однако существует достаточно представителей животного царства, которые склонны к моногамии.
Так, например, все слышали о лебединой верности. Пары, создающиеся лебедями, часто существуют многие года или до смерти одной из особей. Именно поэтому сегодня лебеди считаются своеобразным образом любви и символом верности.

Ярчайшим примером преданности партнёру считаются волки. Если погибает самец, то, как правило, волчица остается одинокой до собственной кончины. В свой черед самец готов защищать собственное потомство и волчицу до смерти.

Бобры также отличаются верностью. Пока самка готовится разродиться потомством, самец добывает пропитание для неё. Затем они несколько лет вместе растят кроху, после чего отпускают в вольную жизнь.

Пингвины в паре живут продолжительный период. После формирования пары они, возвращаясь в колонию, стремятся среди остальных пингвинов друг друга отыскать.

Таким образом, принято считать, что моногамные связи являют собой особое взаимодействие между партнёрами, которое не допускает возможность взаимоотношений с другим индивидом либо интрижки на стороне. Именно на данном фундаменте базируется семья, являющаяся не только структурной единицей социума, но и местом, где рождаются и получают воспитание новые граждане общества. Поэтому для дальнейшего прогрессивного развития социума и его благосостояния, взаимоотношения полов должны выстраиваться исключительно на взаимоуважении и любви.

Может для многих представителей современного социума и привлекательна полигамия, но она разрушающе и губительно воздействует на душу и в целом личность индивидов. Раздираясь между несколькими отношениями, человек утрачивает собственное «я», его глубину, целостность. Моногамия же позволяет ощущать индивиду умиротворение и уверенность в будущем. Но и помимо этого, живя в социуме и следуя нормам этого общества, семья не поддается порицанию. Её признают и понимают. Семейным парам, следующим морально-этическим устоям общины, рады в любом жилище, ведь хозяева не опасаются, что свободные воззрения гостей могут негативно воздействовать на нравственную устойчивость половинки.

Еще одним положительным моментом единобрачия, является такой аспект как здоровье. Доказано, что люди, придерживающиеся моногамных отношений гораздо здоровее своих полигамных сотоварищей. Поскольку они уверены, что единственны, любимы, а потому не ощущают , отсутствия доверия и дискомфорта. Они не конкурируют с другими партнёрами половинками, поэтому не существуют в постоянном стрессе. В моногамных связях, где партнёры любят своих избранников, меньше конфликтов: супруги не чувствуют угрозы распада семьи. Зато они ощущают абсолютное единение с половинкой, стремятся открыть душу избраннику, согреть теплом и окутать всей накопленной заботой.

Таким образом, моногамная семья это – форма единобрачного союза, являющаяся наиболее распространённой среди аборигенов планеты. Это единение двух любящих сердец, готовых вместе воспитывать потомство. Лишь в моногамной ячейке общества в наличии все предпосылки для формирования здоровых личностей.

Почему мужчины полигамны, а женщины моногамны

Данный вопрос не совсем корректен. В природе встречается около 90% разновидностей пернатых собратьев и 5% представителей млекопитающих относят к моногамным, то есть они создают стабильные пары и совместно воспитывают потомство. Среди приматов 23% видов являются моногамными. Также к отряду приматов относится и гомо сапиенс. При этом по сей день, учёные ведут громкие споры на тему моногамия и полигамия, что более присуще роду людскому.

Одни исследователи убеждены, что человек в соответствии с собственной природой полигамен, вследствие чего биологической задачей сынов Адама является оплодотворение как можно большего числа самок. При этом задача дочерей Евы состоит в беременности от наиболее физически развитого и статусного партнёра.

Однако данное воззрение опровергается антропологами и историками. Они утверждают, что далёкие предки, равно как и нынешние примитивные общности, образовывали пары для совместного существования и воспитания детей. Подобные союзы выгодны с позиции выживания популяции, так как позволяли родителям разделять обязанности, заботиться о чадах. Согласно исследованиям Т. Смита рассматриваемая модель отношений детям и супруге гарантирует поддержку со стороны отца семейства и одновременно с этим даёт мужу уверенность, что потомство, в которое он вкладывает собственные силы, труд и заботу от него.

При этом вопреки расхожему мнению нет и никогда не существовало общин, где интимные отношения и любовные связи не были бы урегулированы законодательно и регламентированы традициями. Такие обычаи и устои могут быть жёсткими либо не очень, но они всегда имеют место быть.

Однако не зависимо от точки зрения, которой придерживаются учёные различных областей, все они сходятся в том, что к полигамным либо моногамным следует относить весь род людской, не разделяя на сынов Адама и Евиных дочерей.

Рассуждая о различиях полов, учёные отмечают, что у сильной половины значительно выше концентрация тестостерона, отвечающего также и за либидо. Однако основываясь лишь на данной гипотезе нельзя делать вывод о полигамности сынов Адама. Ведь данный гормон стимулирует лишь интимное влечение, а не стремление к половым контактам с разными партнёршами.

Современные учёные проводят множество социологических исследований и экспериментов, дабы выявить наличие причинно-следственной связи между половой принадлежностью и предрасположенностью к полигамии или моногамии. Эти исследования показали, что действительно мужчины желают иметь много интимных партнёров, они быстрее готовы перейти к интимным отношениям, а также предаются думам об интиме значительно чаще фемин.

В США провели социальный эксперимент, который показал, что 72% сынов Адама согласились на половой контакт с прелестной незнакомкой. При этом женщины, которые принимали участие в этом же исследовании, отказались вступить в интимную близость с симпатичным незнакомым мужчиной.

Одно из проведённых анкетирований наглядно продемонстрировало, что американские мужчины предпочли бы в среднем всего иметь около 18 половых партнёрш на протяжении своего бытия, тогда как американские барышни предпочли бы иметь не более 4.

При этом действительность такова, что испытуемые имели приблизительно равное число половых партнёров: мужчины – приблизительно 4, женщины – 3,5. Помимо того довольно значительный процент американцев (25% тридцатилетних лиц и около 40% лиц старше 60) не зависимо от гендерной принадлежности на протяжении жизни сохраняют верность одному партнёру.

Таким образом, социологические интервьюирования показали, что Адамовы сыны и дочери Евы высказывали, как правило, лишь желаемую позицию. При этом они стремились максимально гармонировать с негласно принятыми социальными нормами, которые предписывают сильной половине иметь как можно большее количество интимных партнёров, а слабой – стремиться отыскать «единственного». Действительность же разительно отличается от данных «сухой» статистики. Практика показывает, что число половых партнёров мало чем разнится у прекрасной половины и у сынов Адама.

Подводя итоги, следует акцентировать, что именно двойные стандарты морали, основанные на патриархальности социума, ограничивающие влечение дочерей Евы, и привели к появлению рассматриваемого вопроса. На самом деле эти самые морально-нравственные ориентиры, прочно устоявшиеся в социуме, снижают возможность на половое удовлетворение у фемин, а также и их среднюю половую активность в сравнении с мужественными сынами Адама, что соответственно понижает шансы сильной половины найти интим.

В действительности мужчинам довольно выгодно, чтобы их считали полигамными, а фемин, в свой черед, моногамными. Ведь это развязывает им руки. Они получают некоторую долю половой свободы, при этом ограничивая ее у прекрасного пола. И в этом своем стремлении они совершенно упускают отсутствие научной обоснованности мужской полигамности, забывая даже об исконном смысле данного термина, перекручивая его себе на пользу.

Термин полигамность означает именно многобрачие, а не беспорядочные половые связи. При этом выделяют два варианта полигамии: полиандрию (женщина имеет одновременно несколько супругов) и полигинию (соответственно – многоженство). Следовательно, даже само наличие такого разделения подразумевает, что согласно своему естеству и прекрасные фемины, и сыны Адама могут быть полигамными либо моногамными.

Иметь гарантию бабьей верности желает много мужчин, однако сами не торопятся хранить верность собственным избранницам. Тем самым сильные мужи загоняют себя в капкан собственного эгоизма. Поскольку стремление к упрочнению в социуме установки, что мужчина априори полигамен, а дочери Евы нет, приведет лишь к тому, что вступать ему придётся лишь в связи среди представителей своего пола.

Cтраница 1


Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа.  

Одним из первых был выделен и описан институт моногамной семьи, представляющий собой устоявшуюся систему правил и норм поведения, реализующихся в бесчисленном множестве семей определенного вида.  

Следует заметить, что патриархальная родовая семья состояла из моногамных семей нескольких поколений и насчитывала в своем составе по 25 - 50 и более человек.  

Возникло при переходе к классовому обществу в процессе разложения первобытнообщинного строя, формирования моногамной семьи и зарождения частной собственности.  

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.  

Культ предков исчезал постепенно вместе с родовым строем и место покровителей рода занимали духи моногамной семьи - домовые (у зап. Прокопий, III, 14); общеславянский бог позднее именовался у русов - Перун, у болгар - Пырин, у поморян - Перуновец. Перун (Радгост, Свято-вит), наделенный теперь функциями бога войны, и Велес (у русов - Волос) - бог скота и богатства.  

Утверждают, например, и на мой взгляд совершенно ошибочно, что общественная организация охотничьих или рыболовных племен должна обязательно сводиться к моногамной семье, с отцом и матерью во главе. У пастушеских же народов, все по той же теории, преобладает скорее полигамия; разбросанные на огромном пространстве, необходимом для пастьбы их скота, они принуждены волей-неволей селиться небольшими группами. В этих группах наблюдается сильное преобладание мужчин и подчиненное положение женщины, как существа, за которое при браке дается выкуп. Отсюда происхождение родства по отцу и ограничение у охотников и рыболовов прав матери и тех, кто близок к ней по крови, в частности ее старшего брата.  

Сама община из матриархальной превращается в патриархальную с моногамными брачными связями. Владения и собственность общинного хозяйства определяются не границами материнских родов, а территориальным, или соседским, расселением патриархальных моногамных семей. Групповые, или гаремные, семьи могла содержать лишь выделившаяся в территориальных общинах немногочисленная родовая знать.  

Ответ возможен только один - она должна развиваться по мере развития общества и измениться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов.  

Ответ возможен только один-она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершеяствоаалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов.  

Патриархат - историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя на - стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и во всем укладе родовой общины. По мере развития скотоводства и земледелия в собственность мужчины постепенно переходят скот и полученные в обмен на скот рабы. На основе дальнейшего развития производительных сил, частной собственности и обмена она распадается на отдельные мелкие моногамные семьи.  

Патриархат - историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя на стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и во всем укладе родовой общины. По мере развития скотоводства и земледелия в собственность мужчины постепенно переходят скот и полученные в обмен на скот рабы. На основе дальнейшего развития производительных сил, частной собственности и обмена она распадается на отдельные мелкие моногамные семьи.  

Переходным историческим типом выступает синдиасми-ческая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.  

Вернемся, однако, к Моргану, от которого мы порядочно удалились. Историческое исследование развившихся в период цивилизации общественных учреждений выходит за рамки его книги. На судьбе моногамии в течение этого периода он останавливается поэтому лишь весьма кратко. Он также усматривает в дальнейшем развитии моногамной семьи известный прогресс, приближение к полному равноправию полов, не считая, однако, эту цель уже достигнутой.  

Яна Волкова 30 апреля 2018, 00:28

Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее : пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?

Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?

Полигамия. Если б я был султан…

Википедия определяет полигамию так:

От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)

Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.

Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.

Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.

Полигиния – культура и традиция востока

Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.

Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.

Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой

Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:

  • Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
  • Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
  • Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.

Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.

Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.

Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?

Моногамия. Мораль или условность?

Та же Википедия определяет, что:

Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.

Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.

Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека

Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.

Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни

Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.

Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?

Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.

Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях

Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.

Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».

Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений

Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены» , но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.

Ревность, как сдерживающий фактор в традиционном браке

Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?

4. Моногамная семья.

Возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варваров. Её окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определённо выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определённого отца не подлежит сомнению. Дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из стороны. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. В силу обычая, за ним остаётся право на супружескую неверность.

Евреепид описывал семью афинянина так: слово (oikurema).

" Жена" была среднего рода, как вещь для присмотра за хозяйством. Помимо деторождения она выполняла роль старшей служанки. Муж занимался своими гимнастическими упражнениями и общественными делами, к которым женщина не допускалась. Муж имел к своим услугам рабынь и находившуюся под покровительством государства проституцию.

Моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, браки были браками по расчёту. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство,- такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашённая греками.

Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других.


Заключение брака в буржуазной среде.

В католических странах родители подыскивали жену для сына. Результатом была измена и со стороны мужа и жены. Церковь отменила развод.

Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины. Муж должен добывать деньги, быть кормильцем семьи. Он в семье господин, жена - прислуга.


Глава 3

Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях.

1. Теория Г. Беккера (1992)

В семье, как в ячейке общества, в свёрнутом виде содержатся все основные общественные отношения и противоречия.


Как же исследуется семья в экономической теории?


До второй половины 80 г. в нашей стране не уделялось практически никакого внимания семье в экономической теории. Под семьёй понималось группа людей, связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство для семейного потребления. Семья, или домашнее хозяйство, образуют заключительную фазу воспроизводства - потребления материальных благ и услуг. Семья включалась в фазы распределения и потребления продукта, но не выступала производящей ячейкой. Семья рассматривалась как домохозяйство. Но эти понятия хотя и тесно примыкают друг к другу, но различаются.

Основная функция семьи - рождение и воспитание детей, а также воспроизводство жизни взрослых её членов, которые связаны между собой родственными узами.

Основная функция домохозяйства - производство благ и услуг для обеспечения членов семьи.

Семья не потребляет, сколько производит человека, организует его жизнедеятельность, обеспечивает его развитие. В этом участвуют все члены семьи. Доходы, материальные блага, услуги, жилище, бюджет времени выступают основой и преходящими моментами этого производства.

Современное экономическое исследование общества в условиях перехода к постиндустриальному, информационному, технотронному обществу, в котором человек уже не является средством, а становится целью производства, выдвигает семью в центр своего научного интереса.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной. Системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и объяснить мотивы человеческих действий в других неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес Г. Беккер, современный американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, где прослеживается рациональный выбор.

Процесс усиления и усложнения взаимодействия, сращивания отдельных сфер общественной жизни, включение в экономический анализ демографических, социальных, психологических, национальных отношений, практические задачи достижения стабильного социально-экономического развития требуют нового подхода к изучению семьи.

Один из таких подходов использовал Г.Беккер. В своих работах он стремится объяснить природу и функционирование семьи, закономерности её формирование, репродуктивное поведение, внутренние взаимоотношения её членов и их семейные роли, объединяя все аспекты её функционирования в единой концепции, основанной на универсальном подходе.

Его характерные черты:

а). рынок является универсальной формой жизни человека.

б). человек сводится к экономическому потребляющему субъекту в условиях ограниченности ресурсов.

в). все виды человеческого поведения преобразуются в действия рационального эгоистического индивида, имеющего полную информацию об условиях своего функционирования на рынке и выбирающего оптимальный в рыночных условиях образ действий.


Семья рассматривается им как производственная ячейка, которая использует такие средства, как материальные ресурсы семьи, время, усилия её членов, в такие " товары", как здоровье, дети, удовольствия, отдых, положение в семье и др. ""Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени и издержки по их воспитанию связанны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости"". 1 Эти "товары" распределяются между членами семьи по общему правилу: от каждого - по месту и роли в семейном производственном процессе, каждому - в соответствии с его ценностью на брачном рынке, на рынке рабочей силы”. Образование и другие виды обучения - это тоже капитал. Знания и способности полученные в прошлом, облегчают получение дополнительных знаний в настоящем. Норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал может не только не сокращаться, но и повышаться по мере увеличения запаса человеческого капитала. Родительские вложения в ребенка являются гораздо более важным источником формирования запаса капитала в экономике чем наследство или накопление капитала в течении жизненного цикла”. 1 При объяснении закономерностей снижения рождаемости, Беккер исходит из того, что семья стремится максимизировать функцию полезности, имея в виду соотношение количества и " качества" детей в условиях ограниченного семейного дохода. Дети более высокого "качества", как и машины, более дорогие, но могут удовлетворять те же потребности меньшим количеством.

Понятия "качество детей", "самоуважение", "удовольствие" подразумеваются, но не определяются. “Родители выбирают оптимальные варианты своего потребления, количество детей и объема капитала, передаваемого каждому ребенку, учитывая издержки на воспитания и зависимость своей полезности от уровня полезности детей. Дополнительный ребенок уменьшает полезность, извлекаемую родителями от каждого отдельного ребенка. По мере развития страны рождаемость в конечном итоге падает, растущая экономика будет сдвигаться к устойчивому состоянию равновесия с низкой рождаемостью и высоким доходом на душу населения. Брак, рождения детей и другие формы семейного поведения реагируют на колебания совокупного выпуска и цен. Семейные решения вызывают долгосрочные колебания в экономике благодаря отсрочке в рождении детей и отсроченного рождения на численность рабочей силы.” 2 Беккер предполагает, что любая сторона семейной жизни имеет рыночную природу. Автору уже не важно, что именно он пытается объяснить: брачность, рождаемость, разводимость, сущность исследуемого - это товар. Надо, по Беккеру, использовать этот подход как универсальное средство, как машину, одинаково хорошо передвигающуюся по любой дороге, делающую кирпичи, стирающую белье и т.д. Беккер как бы случайно отбирает для анализа те факты, которые соответствуют технологии его объяснения, и отбрасывает те, которые противоречат заранее полученным выводам. Он не может объяснить закономерности развития семьи и демографического перехода, т.к. рыночный подход здесь уже не работает. Интересна экономическая концепция семьи и рождаемости, разрабатываемая Дж. Колдуэллом.

2. Анализ семьи по Дж. Колдуэллу

а) Каждый способ производства имеет свои экономические и зависящие от них демографические законы. Семейный способ Вв б) Те, кто господствуют в семье и принимают решения по всем аспектам её жизни, получают материальные и нематериальные выгоды от функционирования семейного способа производства. Высокая рождаемость выгодна именно им.

в) Семейный способ производства, в основном, самодостаточен, может существовать длительное время и в переходных к капитализму обществах и там, где капиталистические отношения не являются зрелыми. Семья может участвовать в нескольких сосуществующих способах производства.

г) Снижение рождаемости - следствие дезинтеграции семейного способа производства под влиянием капиталистических производственных отношений.

е) В семейном способе производства разные члены семьи получают различные преимущества. Материальные преимущества характеризуются типом и размерами трудовой активности, получаемых со стороны других членов семьи услуг, наличием свободного времени, правом диктовать свою волю.

ж) Материальные потоки в семье направлены от жены к мужу, от детей - к родителям. Господствует старшее поколение, в основном - мужчины. Такая система отношений стабильна, так как самим ходом жизни младшее поколение станет старшим и господствующим.

С переходом к капиталистическому способу производства происходит ломка системы отношений. Дети выключаются из семейного способа производства, их стоимость растет в связи с необходимостью их образования. Потоки богатства идут от старшего поколения к младшему. Более ценным становится труд вне семьи за заработную плату.

Необходимо включить в предмет экономической теории новые проблемы. Материальное производство нельзя сводить к производству материальных благ. Необходимо разработать теорию общественного производства непосредственной жизни, включающего два рода производства: средств к жизни и самих людей.


Глава 4

Аспекты анализа домохозяйства.


Современное обозначение домохозяйства. Оно представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанного с социально-экономической макроструктурой.

Домохозяйство не является полным соответствием понятию "семья". (совокупность лиц, проживающих совместно и связанных родством или свойством и общим бюджетом.)

Домохозяйство- имеет более строгую привязанность к его территориальным границам, не являющихся родственниками, и предопределяет существование экономических отношений собственности внутри домохозяйства.

Домохозяйство- уровень принятия решений о рождении детей и о других демографических событиях: семейное планирование, брак, миграции, решение оставить родительский дом.

Домохозяйство: представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанную с социально-экономической макроструктурой.

Исследуя механизм взаимосвязи домохозяйства и экономической макроструктуры возникает ряд проблем:

Каков механизм взаимодействия семьи и экономики, какова степень автономии от внешней экономической системы.

Возможно ли сопоставить домашний и профессиональный труд

Как распределяются профессиональные и семейные роли среди членов домохозяйства.

Каким образом факторы домохозяйства влияют на предложение женского труда, на спрос на женский труд, влияет ли разделение труда по полу в семье на изменения на рынке труда.

Является ли домохозяйство базисной единицей в процессе принятия экономических решений на микроуровне.


Взаимодействие семьи и экономики и степень независимости домашнего хозяйства от национальной экономики рассматриваются в теории " новой экономики домохозяйства".

Д. размещено внутри рыночной экономики и выполняет производственные и воспроизводственные функции согласно некоторому разделению труда.

Д. не имеет автономии и зависит от индустриальных обществ.

Д. рассматривается на срезе взаимодействия ряда рынков-рынка труда, рынка потребления товаров, финансового рынка (сбережений).

Д. является рыночной единицей, т. к. существует по законам рынка.

Все решения, принимаемые семьей, зависят от ценовых изменений в экономической среде.

Количественно оценить домашний труд можно используя концепцию затрат на подготовку человека. Полные затраты включают в себя затраты на удовлетворение физических потребностей, фактические затраты на ребенка и сумму дополнительных расходов, чтобы не пострадал жизненный уровень семьи от появления ребенка. Затраты оцениваются в денежных и физических единицах (годы труда).

Такой рассчет полных затрат даёт возможность оценить домашний труд, уровень взаимодействия домашних и профессиональных ролей, степени эксплуатации женского труда.

Идея оплатить труд домохозяйки достаточно утопична. Но идея компенсировать семье затраты при рождении ребёнка в целях создания возможности выбора альтернативных форм воспитания детей может быть реализована.

В нашем обществе сегодня популярны идеи о суверенитете семьи в принятии различных семейных решений. При всей правильности этой идеи предпочтение всё же должно отдаваться суверенитету личности.

Д. не должно рассматриваться в качестве однородной единицы.

Это сложная система отношений полов.

Как происходит распределение труда в домохозяйстве. В соответствии с теорией " новой экономики" деятельность семьи требует вложений в определенные навыки, т.к. семья получает выгоду, если её члены реализуют свои профессиональные возможности. Это вложения или в качестве прямых денежных затрат или времени.

Приоритет в воспитании детей отдаётся женщине. Однако воспитание детей и выполнение домашнего труда- это не природная роль для женщины, а социально сформированная и поддающаяся изменению.

Наличие у женщин семейных обязанностей ограничивает возможности её на рынке труда. Мужчин работодатели считают более "выгодными" работниками.

На отношения между полами в семье влияют общественные стереотипы. Юношей родители на западе устремляют на получение высокого образования и карьерное продвижение, из девушек стремиться воспитать хороших домохозяек.

Занятость матери ослабляет традиционные стереотипы в сознании детей на распределение ролей- положительно влияют на самоуверенность дочерей и умеряют амбиции сыновей.

Двухкарьерные семьи имеют меньше стрессовых ситуаций, если распределение семейных ролей осуществляется достаточно гибко

Концепция развития семейного цикла позволяет проследить механизм взаимодействия домохозяйственных факторов на определенном этапе развития семьи. В подростковой фазе (младшему 12-17 лет) с одной стороны подросток может заработать, с другой-образование становится платным. Это влечёт отток денежных

средств из семьи.

Стадии семейного цикла могут комбинироваться с производст-

венным трудом каждого члена или определять экономическую

ситуацию домохозяйства.

Зависимость между доходом домохозяйства и уровнем трудового участия женщин.

В низкодоходных семьях тенденция женской занятости. Это может объясниться исключительно невозможностью существования

семьи только на зарплату мужа. Данный феномен наблюдается в

нашем обществе.

В высокодоходных семьях увеличивается возможность оплатить уход за детьми.

Доходный уровень может влиять на изменение домашних и бытовых условий, на уровень жизни, возможность улучшить образование или профессиональную квалификацию.

На западе, в течение жизненного цикла семьи могут возникать фазы бюджетного давления: после заключения брака, когда идёт период установления хозяйства и рождение детей и в подростковой семье, когда затраты на высшее образование не покрываются заработками родителей.

В развивающихся странах: 1) семья с малолетними детьми, большинство детей не работает; 2) дети вступают в брак, рождение внуков. Подростковая фаза не является фазой давления - подростки приносят доход в семью, работают.

Для России: первая фаза давления: период установления хозяйства и рождение детей. Степень давления будет больше, чем на западе. Вторая фаза: дочь или сын вступают в брак, рождение детей у второго поколения.

Итак, домохозяйство является источником " неконкурентно-способности " женщин в условиях рыночной конкуренции. Рыночные силы направлены на снижение дискриминации, но решения принимаемые в домохозяйстве порождают новое распределение роли в рабочем процессе, усиливая дискриминацию.

С одной стороны, домохозяйственные факторы ограничивают предложение женской рабочей силы на рынке труда, ориентируя женщину на роль воспитателя детей и хранительницы очага. С другой, ограничивается спрос на женскую рабочую силу. Стереотипы в отношении " женских " и " мужских " ролей действуют на работодателей. При найме на работу предпочтение отдаётся мужчинам, т.к. любая женщина заранее воспринимается как невыгодный и нестабильный работник, имеющий домохозяйственную нагрузку.

Общие аспекты проявления доходного фактора

Влияющее на профессиональную занятость женщин:

Общий уровень дохода

Оценка домашней зарплаты каждого члена дома

Оценка личной собственности членов

Распределение доходов

Другие источники доходов

Конечное потребление.

В современных экономических условиях в домохозяйстве могут быть производственные отношения, то есть например, в фермерских хоз. или малом семейном бизнесе возможно включение продукции домохозяйства в рыночные структуры. Решение о том, чей труд будет оплачиваемым, будет зависеть от распределение производства и воспроизводства труда в домохозяйстве.

Типы классификации домохозяйств, связанные с

занятостью женщин.

1.Связана с типом семьи: полная, неполная, с детьми, без, с родственниками, несколько супружеских пар.

2.Виды брачных отношений: стабильные союзы, нестабильные

союзы, "визитирующие" и одинокие женщины.

3.Социальный статус: возможность оплатить уход за детьми.

Демографическая характеристика домохозяйства: размер, количество поколений, полововозрастная структура, семейный и брачный статус, отношение зависимости и иждивенчества.

Социально- экономические характеристики: территория проживания, занятость (полная, неполная), жилищные условия, доход,

образование членов.

Типы моделей женской занятости:

1. Беспиковая модель. Женщина не бросает трудовую деятельность в период воспитания ребенка.

2. Поздний пик: В старших и средних возрастах, когда закончен

период воспитания ребенка.

3. Ранний пик: Женщина участвует в трудовом процессе до рождения ребёнка. Идёт процесс вытеснения женщин из сферы

профзанятости.

4. Двойной пик: Женщина имеет перерыв в трудовом стаже.

Т. о. брак и наличие детей не имеют приоритетного влияния

на трудовую активность женщины.

В России сейчас наблюдаются две тенденции: снижается общий

уровень женской занятости и формируется модель двойного пика

(кризис, безработица, трехлетний отпуск по уходу за ребенком,

приводящий к дисквалификации или увольнению в случае реорганизации предприятия.

Многие из негативных социальных явлений, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, - результат десятилетиями проводимой ошибочной, порой преступной демографической политики, направленной на уничтожение семьи. При этом идеологи коммунизма нередко опирались на ошибочное положение работы Ф. Энгельса « Происхождение семьи и частной собственности и государства ». Известен афоризм Н. Бухарина: «Дети принадлежат не семье, а обществу. В 60 годы повсеместно создавались школы-интернаты, причем не только для детей-сирот. Провозглашали, что при коммунизме все школы будут интернатами.

До недавнего времени предметом советской гордости был факт, что у нас самая маленькая в мире разница в оплате труда мужчин и женщин. Речь же шла не об истинном равенстве, а об уравниловке, при которой работник получал не за труд, а за факт существования. Тот же факт, что мужчины, как правило, работают больше, чем женщины, игнорировался.

Средства массовой информации внедряли в сознание нелепые представления о семье. Образ мужчины – кормильца, защитника- не создавали. Единственное положительное качество, которое предполагалось обязательным – быть защитником отечества. Но ведь основа Отечество – семья, и ее тоже надо беречь всю жизнь.

Провозглашенное равноправие мужчин и женщин на деле не выполнялось и не выполняется. Законы регламентирующие участие отца в воспитании детей, хотя и существуют, но добиться их выполнения бывает невозможно.

Доктор биологических наук В. Н. Геодакян предпринял попытку создать биологию пола. Мужской пол – авангард эволюции, отрабатывающий новые биологические решения, женский пол их сохраняет. По данным американского социолога Д. Карнеги, в подавляющем большинстве случаев причиной разводов служат сексуальная дисгармония.

Ценность мужчин в семье понижена.


Как укрепить семью?

1. В решении проблем семьи на государственном уровне приоритетным должно быть мнение не политиков, а ученых.

2. Закон должен гарантировать истинное равноправие (а не равенство, которое вообще быть не может) мужчин и женщин в семейных вопросах, и прежде всего в воспитании детей. 1

3. Прекратить дискредитацию мужчин в средствах массовой информации, литературе, искусстве. Вместо этого показывать реальный положительный образ мужчины хозяина дома, главы семьи (см. приложение № 3).

4. Что бы мы ни делали, всегда останется часть людей, которым не удастся создать семью. Общество должно учитывать интересы одиноких, а подрастающее поколение должно знать, что полноценная семья суждена не всем.

Приложение 1

Примеры домохозяйства.

Начало девяностых годов. Молодой крестьянин вернулся из армии к отцу в деревню. Семья отца была большая. Было принято решение – взять отрубную землю и строить усадьбу. Так на неосвоенном, неудобном участке в отдалении от села стали строить хутор Синицыны. Строили сообща, всей семьей по принципу: ты мне помоги сейчас, я тебе потом.

Поставили дом, распахали землю. Хутор расположился на площади около 6 га. Это – дом, хоз. Постройки, земельные угодия: посевы, покосы, пастбище, огород, сад, хвойные и лиственные насаждения – защитная лесополоса. Хоз. постройки скотный двор, дровяная баня, амбар, сельхозинвентарь, погреб, хранилище для зерна и сена. Жилой дом состоял из двух частей: летняя и зимняя половины.

Молодой крестьянин женился, семья росла. Прошли годы. Семья состояла из 13 человек: хозяин, жена хозяина, отец хозяина, 9 детей – восемь дочерей и один сын. Хозяин был основным работником в хозяйстве. Сына убили на финской войне. В хозяйстве работали все: и жена, и дочери. Основным источником существования было крестьянское хозяйство. Продукты питания: мясо, птица, мед, молочные продукты, овощи, грибы, ягоды давала земля, скот, труд, тяжелый, ежедневный. Овечья шерсть использовалась для изготовления валенок, одежды. Кожу животных обрабатывал сам хозяин, шил сапоги и легкую обувь для всей семьи. Он был большой мастер: делал веретена, домашнюю деревянную утварь, мебель, телеги, ткацкий станок. Женщины пряли лен, ткали холсты и шили одежду.

Весной в половодье ловили рыбу, охотились на зайцев, осенью заготавливали грибы, ягоды, делали соленья и запасы на зиму. Часть продуктов вывозили на продажу в город Череповец. На вырученные деньги покупали соль, сахар, чай, необходимую одежду, книги, посуду.

Семейные проблемы решали совместно: отец, мать, старшие дочери. Явного превосходства и главенства не высказывал ни один из супругов. Братья отца помогали делать тяжелую работу и ремонт. В остальном управлялись сами. Образование получили все, кто учился в школе, кто в техникуме.

После коллективизации домохозяйство распалось, хутор ликвидировали, землю распахали и отдали колхозу, дом перевезли в село, хозяйка умерла, дети пошли работать в город на бумажную фабрику, на фарфороразработки, на лесозаготовки. Жили на зарплату, хозяин пошел работать в колхоз, жил в селе, в маленьком доме с новой семьей.

Дети на хуторе воспитывались в трудолюбивой, доброжелательной семье. Сестры разъехались по всей стране, живут в квартирах. На месте хутора сейчас пустырь, заросший таволгой и лещиной.

Сейчас в России пытаются возродить домохозяйства. Это фермерские хозяйства, которые образовались в заброшенных колхозах. Мигрировавшие из городов, где остановились производства, семьи, пытаются организовать свои хозяйства. Например, переселенцы из Казахстана организовали семейную ферму, работают в хозяйстве все трудолюбивые члены, у каждого свои обязанности. Шестнадцатилетний сын ухаживает за стадом из 17 коров, убирает навоз, дочь 14 лет помогает сбывать молоко, яйца. Хозяин – глава семьи, заботится о качестве молока, выбирает и привозит корма, готовит землю под кормовые культуры, покупает коров.

Дом, доставшийся от колхоза, будет ремонтироваться.

Жизнь продолжается. Одно беспокоит хозяина – большие налоги.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема семьи важна для всех стран, независимо от типа экономической системы и уровня развития. Люди проводили большую часть своей жизни в состоянии зависимости от родителей в начальный период и от взрослых детей в старости. Брак – критический шаг для большинства людей, дети отнимают время, энергию и деньги родителей, причиной развода бывают экономические затруднения, психическая депрессия.

Итак, семья настолько важный институт. Что пытаться добиться объяснения ее поведения достойная задача для любой научной дисциплины. Добиться этого хотели многие выдающиеся личности с древности и до нашего времени. Древнегреческие философы Сократ и Ксенофонт. Их советами пользовались многие поколения. Русский “Домострой’’ 16вв. был незаслуженно забыт на многие столетия. Советская власть считала его мещанским пережитком, а жаль, его полезные советы и наставления очень бы пригодились молодым семьям и многих спасли бы от распада.

Много времени посвятил истории появления и развития видов семейных образований классик марксизма Ф. Энгельс. Причины массовой бедности населения. Проблемы рождаемости, ответственности за своих детей интересовали английского священника Мальтуса.

Наши современники Беккер и Колдуэлл пытались объяснить природу и функционирование семьи, закономерности его формирования. Семейные роли ее членов, переход семьи от многопоколенной к нуклеарной, уменьшению рождаемости. Справедливо будет сказать, что экономический подход внес огромный вклад в понимание причин резкого падения рождаемости на протяжении последних 100 лет, бурного притока с конца 50 гг. замужних женщин на рынок труда и других изменениях в семьях.

Сегодня экономика семьи – признанная и успешно развивающаяся область экономической науки. Число экономических исследований семьи растет. Они оказывают влияние на подход представителей других социальных дисциплин к этому фундаментальному институту.

Список литературы.


1.Антология экономической мысли в двух томах

2.Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение»,

США-ЭПЧ, 1994, №3 стр.93-97, №2 стр.99-107

3.Зверева Н.В. «Экономический подход в исследованиях

семьи в современных условиях», Вестник МГУ, серия

«Экономика», №6, 1994, стр.38-49

4.Калабихина И.Е. «Некоторые аспекты теоретического

анализа домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика»,

1995, №5, стр.28-41

5.Ксенофонт «Воспоминание о Сократе», «Домострой»

6.Розанов И.Д. «История русской экономической мысли»,

газета «Экономика и жизнь»

7.Сапунов В.К. журнал «Чудеса и приключения», №3, 1999,

8.Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4, стр.129-137

9.Эггельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности

и государства», Избранные сочинения, т.6, М., Политиздат,

Регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Теория Джона Мейнарда Кейнса Дж. М. Кейнс – своего рода революционер экономической науки нашего века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида...




...). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...

Описания общей экономической картины, выявления главных факторов, получения приближенных представлений, ориентиров. К теоретической экономике относят экономическую теорию (политэкономию), которая и родилась как теоретическое направление в экономической науке, связанное с выявлением общих закономерностей протекания экономических процессов. Тесно примыкает к экономической теории моделирование, а...