Физкультурное занятие в разновозрастной группе по фгос. Особенности организации нод по физической культуре в разновозрастной группе

- 109.00 Кб

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной

по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4

2. Структурные части физкультурного занятия и

критерии эффективности его проведения 5

3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12

5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16

Список литературы 17

Приложения

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной по возрасту группы и особенности их организации

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одним рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типа. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающиеся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательный форме, эстафеты и так далее. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и так далее.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3-х и 4-х возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого типа целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети третьего возраста присоединяются к смежному. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоит на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей среднего возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе. В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона, или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастает в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, научаются в общих чертах ориентироваться в пространстве, понимать указания воспитателя.

2. Структурные части физкультурного занятия и критерии эффективности его проведения

Физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся по общепринятой схеме:

1. Вводная часть. (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

2. Основная часть:

а) общеразвивающие упражнения (комплекс);

б) упражнения в основных движениях (2-4);

в) подвижные игры (1-2).

3. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

Подбор упражнений с учетом требований и уровнем общей и двигательной подготовленности детей;

Организация детей в каждом виде упражнений;

Дифференцировка нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

3.Подбор упражнений для каждой части занятия

В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий первого типа не следует планировать сложные перестроения, ходьбу в рассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Те же способы движения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия могут различные положения рук - на поясе, за головой, за спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "...Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки... "- ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "...Ребятки станут медвежатками " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и тому подобное. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (для старших), держась за руку малыша, развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях первого типа скорее всего неуместны, так как ими не владеют малыши, а погремушки не следует использовать потому, что они создают психологический дисбаланс у старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, то есть с одной возрастной подгруппой.

Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах - стульях, скамейках, у предметов - у гимнастической стенки, у бревна, у песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличался по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Например, из программы для старшей группы - "Гуси", "Мы - веселые ребята"; из программы для младшей группы "Кот и мыши", "Воробышки и кот", "Самолеты". Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. Например, "Караси и щука", где караси прячутся за камешки; "Мышеловка", где одни дети - мыши, другие же образуют мышеловку. Нужно чередовать исполнителей ролей, не смешивая малышей и старших,

Но нельзя объединять детей, например в игре "Хитрая лиса", потому что малыши не умеют бегать врассыпную с увертыванием; в игре "Волк во рву", так как прыжки с разбега недоступны малышам в игре "Два мороза", "Ловушка", так как младшие дети не смогут резко остановиться и стоять, не шевелясь.

К участию в общих играх малышей следует готовить. На раздельных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре. Так, игровые упражнения типа "Догоните меня", "Бегите в домик" благоприятная основа для разных вариациях. Дети могут догонять воспитательницу или игрушку в ее руках (куклу, мишку, лисичку), девочки - мальчиков и наоборот. "Домиками" могут быть скамейки, лежащие на полу обручи, кубики; на участке детского сада - стационарное физкультурное оборудование, растения и др. Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение "Убегайте от меня" может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию в игре "Караси и щука".

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений

Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонну или шеренгу. Впереди - старшие, малыши уверенно пойдут за ними по большому кругу. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренги младшие дети. стоят в первой шеренге, значит во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в звенья, причем старшие от младших. Например, два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальной, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длиной 4 м, высотой 30-40 см - для старших; длиной 2 м, высотой 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации, детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относительно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий, и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Некоторые примеры таких упражнений:

Сбей кеглю - катание мячей (шаров) друг другу из положения с колена с попаданием в цель - кегли, стоящие между детьми;

Забрось мешочек на скамейку;

Проведи мяч (от черты до черты, до противоположной стены, по дорожке);

Брось мяч товарищу через сетку (натянутую веревку);

Пронеси мешочек на голове и не урони (обычным шагом, в приседе, танцевальным шагом);

Скачи по красной дорожке на одной ножке, по синей дорожке - на другой ножке;

Прыгай со скакалкой как умеешь;

Кто умеет долго скакать со скакалкой (на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу - все это на месте и продвигаясь вперед; вращать скакалку можно не только вперед, но и назад).

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей на площадке, сообщить новое задание и так далее.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность упражнений в основных движениях, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит, скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и тому подобное - всегда выполняется одновременно мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка. Аналогично, прыгать в длину сместа могут поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы), например нужно попасть мешочком с песком в обувь стоящего напротив. Упражнения характеризующиеся длительностью действия, например, разные виды ползания, как правило выполняются поточно особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четверкой (пятерка, шестерка) дети ползут вдоль зала, воспитатель, перемещаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно - дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому же после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением – прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами.

Краткое описание

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных под

Содержание

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной
по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4
2. Структурные части физкультурного занятия и
критерии эффективности его проведения 5
3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8
4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12
5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16
Список литературы 17
Приложения

Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. (Значение, виды занятий, структура, подбор упражнений с учетом возраста, организация детей на ОВД, рациональное распределение физической нагрузки между детьми разного возраста).

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , кото рые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в однойгруппе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­ жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­ хических и физических усилий, для более старших детей одина­ ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­ вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­ мые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви­ дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози­ ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи­ рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не­ которое сходство с образцом. Дети действуют по подража­ нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положения­ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня­ тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро­ вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю­чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп­ ляются двигательные навыки, происходит развитие физи­ ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви­дов основных движений и игровых упражнений общераз- вивающего имитационного характера: «Магазин игру­ шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига­тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне­ ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли­вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме­ шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком­ ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе­ ния, а также совершенствования движений, освоенных ра­нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим­настической стенке, метание, желательно проводить не­ большими подгруппами, при этом используя игровые дви­ гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз­новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов­ ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос­ питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона­блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар­ ших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.

Конспект НОД по физической культуре в разновозрастной группе (2-6 лет)

«Волшебное путешествие»

Составила: воспитатель

Русакова К.Н.

Цель: Формировать у детей здоровый образ жизни, в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжать учить ходить в колонне по одному.

    Закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, ходить по ограниченной поверхности приставным шагом. Выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе.

    Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Добиваться уверенного и активного выполнения основных общеразвивающих движений, основных движений.

Развивающие:

    Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

    Добиваться уверенного и активного выполнения основных движений.

    Развивать ритм и темп движений, элементы простейшего построения по музыкальному сигналу.

    Формировать правильную осанку во время ходьбы.

    Развивать и закреплять основные виды движений, развивать координацию движений рук.

Оздоровительные:

    Воспитывать ловкость, прививать любовь к физическим упражнениям. Сохранять правильную осанку во время ходьбы.

Оборудование: Бабочки по количеству детей . Два тоннеля . Мольберт, с цветочной поляной . Два обруча . Кольца пластмассовые разного диаметра . Деревянные брусочки . Макет огня . Веревочки по количеству детей . Голубая лента 10 метров . Два каната . Степ – платформы . Цветок из картона (лепестки разного цвета).

I. Подготовительная часть.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растет необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание, а называется он Цветик–Семицветик. Но однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. Давайте мы с вами отправимся в путь и соберем все-все лепестки этого волшебного цветка. Вы готовы? Тогда в путь.

(Ходьба в колонне друг за другом.)

4 минуты

Следить за осанкой.

Мягко, легко, дышать носом.
Спина прямая, руки на поясе.
Соблюдать дистанцию (1м).

II. Основная часть

Ведущий: Ребята! Посмотрите, какая красивая полянка, а по ней живут разноцветные бабочки. Подойдите каждый к одной бабочке. Осторожно не напугайте. Предлагает детям выполнить упражнение с бабочками.

1) И.П. – приседание возле бабочек. 1 – 2 – ноги вместе, руки вдоль туловища, присесть. 3 – 4 – встать, бабочки в ладонях перед собой. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

2) Поднять руки вверх. 1 – 2 – опустить перед собой бабочку. 3 – 4 – отвести правую руку с бабочкой вправо. Повторить 3 – 4 раза. 5 – 6 – поворот переступанием вправо. Повороты вправо и влево. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

3) Приседание. 1 – 2 – присесть возле бабочки И.П. – то же. 3 – 4 – встать. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

Молодцы, ребята! Давайте мы наших бабочек отнесем на цветочную поляну и каждой из них найдем свой цветок – домик.

Дети подходят к мольберту, на котором нарисованы разноцветные цветы. Ребята находят каждой бабочке цветочек и закрепляют на серединке цветка бабочку.

А вот и первый листок – Красный (закрепить лепесток на мольберте). А мы идем дальше.

Воспитатель:

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

С кочки на кочку прыгай

Покажи свою сноровку!

(дети выполняют прыжки из колечка в колечко)

Вот и второй лепесток – Оранжевый. Ой, ребята, посмотрите, перед нами еще одна преграда – это горные тоннели.

Мы тоннель преодолеем

В него мы проползем

И к заветной цели

Скоро мы придем.

(дети становятся на четвереньки и проползают сквозь цветные тоннели)

И еще один лепесток мы с вами нашли – Желтый. Ой, и трудный у нас путь. Давайте, ребята, мы отдохнем и устроим привал. А чтобы было нам интересно, мы с вами разведем костер. Но для этого нам необходимо собрать хворост. Становитесь, ребята в две колонны, мы дружно и быстро соберем хворост для нашего костра.

Эстафета «Костер». Дети, по сигналу воспитателя, по одному берут деревянные брусочки и переносят их в обруч – «разжигают костер». После этого, как все брусочки перенесли, ведущий говорит:

«Дружно скажем – раз, два, три,

ну – ка наш костер гори!»

Еще раз, ребята, все вместе! Не горит. А я знаю, что делать, у нас же волшебное путешествие, значит нам надо закрыть глаза и повторить волшебные слова еще раз. (Пока дети говорят слова, воспитатель устанавливает макет огня).

Подходите к костру, давайте возле него посидим и поиграем. А когда костер горит, появляется дым. И мы с вами поиграем с дымком (дети берут ленточки, разложенные вокруг «костра»).

Пластический этюд «Дымок».

И.П. – сидя на пятках вокруг обруча, веревочка, сложенная по спирали.

1 – дети берут веревочку за узелок и круговыми движениями «раскручивают ее».

2 - затем отводят веревочку вперед, назад по 2 раза.

3 – отводят веревочку вправо, влево по 2 раза.

4 – наматывают веревочку на ладошку.

Отдохнули? Продолжаем наш путь. Ребята, а что же надо сделать с костром. Потушить! Нельзя оставлять его. Сейчас мы его затушим.

Дыхательная гимнастика «Тушим костер». Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов в сторону костра.

Ведущий: Не получается. Сделайте глубокий вдох и выдох с закрытыми глазами. (Воспитатель убирает огонь и находит лепесток Зеленого цвета). Еще один лепесток мы нашли. Ребята, перед нами обрыв! А под ним висячий мост! Это испытание для самых смелых. Вы сможете перебраться на ту сторону? Тогда вперед!

«Висячий мост». Дети выполняют ходьбу приставным шагом по канату, расположенному на полу. Держась руками за второй канат, расположенный на уровне груди.

Какие вы смелые, ребята! А вот и еще один лепесток – голубой.

Ребята, посмотрите, мы с вами вышли к большой реке, а через нее перекинулись мостики. Нам с вами нужно переправиться через реку. Мы пойдем по мостикам осторожно, не толкайте друг друга, ног не замочите, вода в реке очень холодная. (Дети выполняют ходьбу по гимнастической скамейке.).

А вот и шестой лепесток – синий, как водичка, в нашей речке.

Мы с вами пришли в долину ветров. Именно здесь живет тот самый озорной ветер. Его никто не видел, но он очень любит играть. Давайте и мы с ним поиграем.

Подвижная игра «Ветерок». Дети становятся в одну шеренгу. У ведущего в руках обруч, который слегка раскачивается. Дети двигаются вперед и говорят слова:

«Ветер, ветер, дуй сильнее,

Чтобы стало веселее»

Останавливаются на середине и дуют на обруч. Он начинает быстро вращаться. Дети идут дальше со словами:

«Ну–ка, ветер, не зевай

Лучше с нами поиграй!»

После слов дети убегают. Ведущий догоняет, надевая на детей обруч (повторить 2 – 3 раза).

Ведущий: А вот последний – фиолетовый лепесток (воспитатель закрепляет последний седьмой лепесток к цветку)

17 минут

Спинка ровная, руки прямые, выполняем четко, ритмично.

Повороты всем корпусом, ноги от пола не отрываем.

При прыжках приземление на две ноги.

Следить, чтобы дети выполняли упражнения на безопасном расстоянии друг от друга.

Дети должны выполнять все упражнения по команде взрослого, на безопасном расстоянии.

Приседаем глубоко, колени вместе.

Обязательная страховка на канатах.

Обязательная страховка на гимнастической скамейке.

III. Заключительная часть

Ведущий: Ребята, посмотрите, цветок наш ожил! И может выполнить наше желание. А что же мы загадаем, что бы и мы, и наши гости, и все – все наши родные были здоровы.

Звучит «волшебная» музыка.

Ребята! Волшебный цветок выполнил наше желание. Спасибо, тебе волшебный цветок. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

2 минуты

Несмотря на то, что разновозрастные группы являются самыми многочисленными в обществе, опыт разновозрастного общения детей долгое время в основном ограничивается семьей. Традиционно в большинстве детских садов дошкольников разделяют строго по возрастам. И для этого находится достаточно оснований: это, прежде всего, удобнее педагогам, т.к. облегчается процесс обучения, упрощается режим, требования выполнения программ также наиболее полно и легко может осуществиться в одновозрастной группе детей. Ушли в прошлое большие разновозрастные компании детей во дворе, зачастую в отношениях старших и младших наблюдается или игнорирование, или жесткий авторитаризм, можно сказать, «ранняя дедовщина» . Ни для кого не секрет, что во многих семьях растет один или два ребенка. Большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Дети и родители видятся урывками, совместный досуг ограничен или заботами, или собственными интересами родителей.

Таким образом, большую часть времени ребенок проводит со своими сверстниками. Но не лучше может обстоять дело и в семье, имеющей более одного ребенка. Разновозрастное общение детей в семейном контексте приобретает особое значение. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры – социальная группа сиблингов. Не зря рождение второго ребенка считается одним из стрессовых факторов для первенца, как и наличие старшего для младшего тоже становится жизненным испытанием. Независимо от разницы по ряду качеств отношения между ними дают опыт, совершенно отличный от опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками, нередко этот опыт оборачивается психологическими проблемами, которые приходится решать уже во взрослой жизни. Не случайно практика создания разновозрастных групп рассматривается и зарубежной, и отечественной педагогикой как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а при этом признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка, а во многих странах у педагогов формируют профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Для старших детей такая группа своей целью имеет развитие эмпатии, понимание возрастных особенностей и возможностей человека, умение договариваться и находит конструктивное решения. От младших требуется не только активное участие в играх, позволяющее развивать свои возможности, очень важно формировать у них позитивное отношение к взаимодействию со старшими, желание научиться новому, радоваться победам и не бояться проигрыша.

В целом отношение к разновозрастным группам неоднозначное, но меня как педагога, ведущего клубню работу, заинтересовало мнение о целесообразности формирования такой группы при проведении нетрадиционных форм занятий, где отсутствуют жесткие рамки учебного процесса. Опыт совместных детско-родительских физкультурных занятий дал положительные результаты и сам по себе как одна из форм детско-родительского сотрудничества, общения, и в плане удачной наполняемости игровым содержанием, которое как нельзя лучше отвечало одной из главных целей – улучшение детско-родительских отношений. Я решила попробовать организовать игровые занятия детей младшего и старшего возраста по принципу клубной работы «Навстречу друг другу» . Принимая решение о занятиях, я надеялась использовать следующие особенности взаимодействия в разновозрастной группе:

  • Ролевое участие ребенка, особенно старшего постоянно меняется, поэтому постоянно подключаются различные механизмы, активизирующие поведение личности: если он выступает, как младший, срабатывает механизм подражания, ка старший – включается механизм «социального взросления» . Для развития ребенка очень важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях.
  • Выполняя некоторые педагогические функции – контроль, научение – старший ребенок получает дополнительную возможность утвердить себя, получить признание, осознать свою полезность, востребованность как союзник или помощник педагога – особенно это важно для тех, кто по каким-либо причинам не может реализовать себя в группе сверстников.
  • Компенсаторская функция занятия – удовлетворение потребностей детей предшкольного возраста, связанных с их стремлением к взрослости: почувствовать ответственность, помочь, поддержать. Кроме того, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, ответственности, причастности к работе другого.
  • При этом пользу получают не только старшие дети, но и младшие; сокращение возрастной дистанции позволяет им расти своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым, часто лишне довлеющим и опекающим.
  • Стимулирующая функция: благодаря совместной деятельности активизируются и проявляются индивидуальные качества, например заботливость, ответственность, которые в условиях своей группы дети могут и не проявлять.

Таким образом, характерная особенность разновозрастной группы – это расширение ролевого репертуара детей. Старшим детям предстояло заменить в играх и упражнениях взрослых. В некоторых играх и упражнениях они выполняли контролирующую функцию, например, проследить, чтобы младший ребенок забрался вверх по шведской лестнице и не упал. Это простое, на первый взгляд, упражнение многому учит: зрительный контроль требует, сосредоточенного внимания, хорошего глазомера, младший при этом получает больше свободы, чем с большим взрослым и в тоже время чувствует себя в безопасности. Старший ребенок вовлечен в свой первый педагогический и человеческий опыт ответственности. Часть игр предполагала сотрудничество, при этом старшему отводилась позиция сильного, а младшему необходимо проявлять ловкость и координацию: младший ребенок сидит у старшего на коленях и таким образом им надо передвигаться. Упражнение требует приложения достаточных усилий и стимулирует телесные контакты – чтобы не упасть младшему ребенку нужно очень крепко держаться за старшего.

Как и в детско-родительской программе, я ориентировалась не только на физическое оздоровление детей, но и на решение проблем психологического плана, как общих, так семейных и индивидуальных. Соответственно подбирались игры и упражнения. Общая особенность всех упражнений – присутствии в разной степени телесного контакта. Например, большие дети становятся в ряд и образуют своеобразный тоннель, или мост. Под мостом «едут» машинки – младшие дети. В какой-то момент мост «рушится» - падает. Нужно выбираться из-под завалов: младшему приходиться и вывертываться, и выкручиваться, проявляя силу, и ловкость, и волевые усилия. Происходит работа со страхами – темноты, прикосновения. А где еще можно безнаказанно организовать кучу малу? В игре «Бревнышки» телесный контакт сочетается с применением силового усилия. Это интересно еще и тем, что ведущую роль здесь играют младшие. Игра дает им прекрасную возможность поменяться ролями и почувствовать себя силачом. Очень важной, особенно для маленьких детей, является метафорическая составляющая игр, когда даже простое упражнение имеет волшебную историю: ребенок не просто перекатывается по полу – это бревнышко для постройки дома. На опыте первых же занятий я убедилась, что упражнение, ставшее частью игры, усваивается намного быстрее и лучше. В игре «Мостик» телесный контакт связан и со снятием эмоционального напряжения: младшему ребенку нужно проявить немало ловкости и координации, чтобы пройти по спинам больших ребят, лежащих на полу. А что делают в этот момент большие – всегда хохочут. Сою лепту вносит нестандартность упражнений, непривычность их для детей, которые уже привыкли к жесткой регламентации. Вообще, элемент забавности очень важен в играх – он прекрасно помогает снять эмоциональное напряжение. Есть игры, в которых и телесный, и эмоциональный контакт играют главную роль, отодвигая остальное на задний план: в игре «Хозяин и щенок» происходит смена роли для младшего ребенка. Он играет роль большого хозяина для своего щенка. Как большой и добрый хозяин обращается со своим маленьким питомцем – играет с ним, ласкает, успокаивает – проигрывая это, дети получают бесценный опыт эмпатии и доброжелательности.

Конечно, большое беспокойство вызвало первое занятие – как дети пойдут на сотрудничество друг с другом: не напугаются ли маленькие, не разочаруются большие. Ритуал встречи и прощания обязателен для каждой игры. Наши встречи начались с того, что младшие выбирали себе «дружков» , а старшие приглашали их играть. Никто из старших не остался без пары, каждый пережил счастливые мгновения быть выбранным. На втором занятии младшие уже смело бежали к своим избранникам. А вскоре на прогулках дети стали «узнавать» друг друга, пропало равнодушие, они вспоминают, как играли вместе, радуются друг другу. Большую роль играет и ритуал прощания – дети говорят друг другу ласковые слова, дарят ласковые прикосновения. Иногда мы организуем танец под веселую музыку. Все это создает позитивно эмоциональный настрой. Чтобы сохранить атмосферу взаимной доброжелательности, принятия друг друга, я отказалась от соревновательных игр. И, конечно, не обошлось без коллективных «догонялок» разного вида. После нескольких занятий стали поступать отзывы от родителей: мама старшей девочки, которая занималась с младшей сестрой отметила, что драки и споры дома пошли на спад, девочки и дома играют в игры с занятий, у старшей закрепилась модель поведения старшей, меньше стало инфантильных реакций. Мама мальчика, часто плачущего, склонного к капризам, рассказывает, что он стал гораздо спокойнее и увереннее и пытается «воспитывать» теперь уже старшего брата.

В заключении хочу отметить, что занятия не терпят схематичности, часто приходится менять игры и упражнения в зависимости от реакций детей и ситуации, но я удовлетворена результатами и считаю такую работу важной и полезной для формирования у ребенка способности жить и работать в группе или коллективе, умения конструктивно сотрудничать и брать на себя ответственность.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому имматериалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движения, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом используя игровые двигательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого данного возраста.