Использования театрально игровой деятельности в. Театрально-игровая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста

Галина Гнидина
Консультация для педагогов «Организация театрально-игровой деятельности в группах дошкольного образовательного учреждения»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций» , поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается .

Воспитательные возможности театрализовано-игровой деятельности широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог , академик В. М. Теплов (1896-1965,- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом , театрализовано-игровая деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрально-игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей : «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом , театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми . Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств : это и художественное слово, и наглядный образ , и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок . Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра .

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных . Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Театрально-игровая деятельность в первой младшей группе “ Театральные ступеньки” .

Занимаясь с детьми театром , мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления : театр игрушек , театр картинок и пальчиковый театр . Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение .

Вопрос : а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ : ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Пример. Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков) .

Мышка плохо лапки мыла :

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

руки мыть перед едой.

Театрально-игровая деятельность во второй младшей группе “Малыши и театр”

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр , показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед : Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка :

Прожила я лет немало, но такого не видала.

Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку.

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей . После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться , предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Театрально-игровая деятельность в средней группе .

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра . При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности , закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример : Демонстрация пальчиковой гимнастики.

В результате наши куклы оживают.

Театрально-игровая деятельность в группе старшего дошкольного возраста .

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа .

Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям . Знают правила поведения в театре . Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты .

Театрально – игровая деятельность в семье . “Домашний театр”

В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству : подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают : игрушку сломал. Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра” . Надо помочь этот театр организовать , это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра . И самое главное : весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”

Елена Дурнова
Мастер-класс «Театрально-игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему «Театрально- игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

Краткая аннотация.

Актуальность моего мастер -класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании . С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра .

Практическая значимость моего мастер -класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования , но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер -класса заключается в творческом подходе к театрализации . Я представлю вашему вниманию новые виды театров .

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении , развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи : Познакомить воспитателей с разными видами театров .

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду .

Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол .

Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре .

Участники : воспитатели

Результат : освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду , формирование умения изготавливать куклы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том , что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр » , «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности . Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах . В них, как и в настоящем театральном искусстве , с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе , магнитные доски : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок . Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг , журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников .

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки .

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры .

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей .

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми , в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей , давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Практическая часть

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы преступим к практической.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов кукол для театрализованной деятельности . Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы не надолго, хотя бы на несколько минут забыли все свои проблемы.

Предлагаю вам научиться создавать куклы-ложки. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление ложечного театра

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочки, пластилин. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик. Кукла готова!

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя популярного и любимого многими детьми мультфильма , а кого вы узнаете рассмотрев внимательно их изображения.

Вот мы всех зверят узнали,

Круглых, словно шарики,

И скажите нам в финале,

Их зовут. Смешарики!

А теперь давайте станем кукольными мастерами .

Итак, нам понадобятся :

Палочка от мороженого

Цветная самоклеющаяся бумага

Берём Диск и к диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка» , за которую крепится кукла);

Затем берем самоклеющеюся бумагу определенного цвета, вырезаем круг и приклеиваем к диску. Далее не обходимо вырезать глазки и ротик, нос.

Заключительная часть.

Рефлексия

А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?

Упражнение «Креативная Коробка»

Перед вами коробка, в которой лежать обычные предметы. Ваша задача – оживить эти предметы, придумать историю и обыграть.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке . Предлагаю придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены (Пример : колобок – злой, а лиса добрая) .

«Веселые стихи» - предлагаю рассказать стихотворение или отрывок из сказки от лица предложенного кукольного героя (Кот в сапогах, Корова, Крокодил Гена, Утёнок.)

Блиц игра «Кто быстрее назовёт) см книгу И. Агапова стр. 115

Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику ручек. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!

Спасибо, всем за участие!

Театральная игровая деятельность

Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре). Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для свободной детской игры.

При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала. Выразительное, неторопливое чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно-игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом выразительном прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомятся с героями сказки. При втором прочтении можно изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонаций. Позже дети могут рассматривать иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. В сознании ребенка возникает не только конкретный образ, но и вся художественно-образная ситуация: вот герой, его жилище, его взаимодействие с другим героем. Чтение сказки необходимо сочетать с ее рассказыванием, тогда у воспитателя будет больше возможностей для интерпретации, а у ребенка - простора для воображения. Так, читая детям сказку «Теремок», педагог обыгрывает ее в лицах; передает голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. При этом в сознании каждого ребенка возникает свой образ героя. Следующим этапом знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается на каком-либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Дети по ходу рассказывания сказки изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой; это не мешает восприятию сказки, так как эти короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.

Воспитатель. Бежит к теремку мышка-норушка. Лена, покажи мышку. (Девочка изображает бегущую мышку.) Мышка спрашивает тоненьким голосом…

Таким образом, происходит естественное, не заученное обыгрывание сказки: по мере знакомства с ней малыши непроизвольно запоминают сюжет, слова, действия героев. Дети второй младшей группы способны показать в «домашнем» театре, то есть в условиях своей группы, маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует специально приглашенных зрителей - ими могут стать посаженные на стульчики куклы - и специальной подготовки: долгих репетиций, лишнего беспокойства детей и воспитателей («чтобы все было правильно»). Он полезен для создания положительной мотивации, то есть нацеленности детей на драматизацию вообще и на конкретный спектакль в частности. Но, как и любое другое мероприятие, спектакль требует некоторой подготовки. Детям, уже имеющим опыт выступления в концертах для игрушек, педагог предлагает показать понравившуюся им сказку в театре для кукол. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль, и предлагает ребятам подумать, что им для этого понадобится. Необходимо приобщать детей к обустройству самого действия. С помощью воспитателя они могут посадить на места зрителей-кукол, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки; некоторые детали они могут сделать самостоятельно, например, при подготовке сказки «Кот, петух и лиса» выполнить аппликацию для шапочки лисы, украсить избу петушка - словом, посильно включаться в элементарную подготовку к спектаклю.

Следует постепенно усложнять замыслы спектаклей. Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы («Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку») или кота, который поет и играет на музыкальном инструменте возле ее норы. Беседа по сказке поможет выявить степень понимания сюжета, характеров героев и их поступков («Кто оставался в избе? Кто пел под окошком у Петушка? Как Лиса называла, подзывала Петушка? Кто помог Петушку?»).

На этапе фрагментарного обыгрывания использование костюмов нежелательно, так как основное внимание и время будут уходить только на их примерку и дети отвлекутся от главного - вхождения в образ; на этапе непосредственной подготовки к выступлению использование костюмов зависит от игровой задачи. Например, идет разговор о том, как нарядить героев: «Примерь, Миша, эту накидку. Посмотрите, дети, похож ли Миша на Петушка? А теперь походи, как Петушок, похлопай крылышками и закричи „Ку-ка-ре-ку!"». В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же, обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступить перед ними с постановками. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Они тщательно осматривают свои костюмы, повторяют роли, осматривают место, где им придется выступать, а после выступления интересуются у воспитателей, понравился ли малышам спектакль. Малыши, в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют ребята, тем внимательнее смотрят маленькие зрители. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать.

Таким образом дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты). Следует проводить специальные беседы до и после просмотра театральной постановки, рассказывая детям о предстоящем спектакле, стараясь заинтересовать их темой и напоминая правила поведения. После просмотра спектакля можно попросить их изобразить в лицах некоторых персонажей. Например, взрослые решили показать детям кукольный спектакль «Мойдодыр». На подготовительном этапе воспитатель провел беседу «Кто как умывается», в которой объяснил детям, что все животные обязательно умываются для того, чтобы быть чистыми. Занятие на тему «Котик-чистюля», проведенное в игровой форме, позволило напомнить детям о том, зачем и как нужно мыть руки. Затем ребятам сообщили, что скоро они пойдут в театр смотреть спектакль со смешным названием «Мойдодыр»; Мойдодыр - самый главный в борьбе за чистоту, но если его не слушаться и быть неопрятным, то могут случиться разные неприятности, о которых они узнают в театре. В спектакле Мойдодыр говорит громким, грозным голосом. Для того чтобы дети не испугались его появления, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля. Тогда малыши не испугаются Мойдодыра, будут внимательно, без страха смотреть спектакль. Это касается и других, наиболее «страшных», как кукольных, так и драматических персонажей, которые появляются на спектаклях и утренниках. Знакомя детей с правилами поведения в театре, педагог говорит, что в театре (в музыкальном зале) надо внимательно слушать, о чем идет речь в спектакле, иначе можно ничего не понять и помешать соседу. По окончании представления следует спросить у детей, понравился ли им спектакль, а беседа по спектаклю может состояться через некоторое время, чтобы в их сознании отложилось увиденное. В последующем разборе театрализованного действа нужно попросить ребят вспомнить наиболее интересные моменты спектакля, подражая голосом и мимикой персонажам. Воспитатель должен выслушать все мнения и поблагодарить всех за внимательный просмотр, побуждая к ответам самых пассивных ребят.

Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями. Специально подобранные по тематике, идейному содержанию, с использованием доступных для восприятия средств выразительности, эти спектакли должны соответствовать детскому мировосприятию, интересам, поэтому педагоги должны творчески, грамотно подходить к составлению сценария. Это означает, что всякий материал, который предлагается для инсценирования, должен быть разложен на ролевые диалоги не в ущерб основной идее и состоять из коротких, понятных фраз; продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Слишком короткий кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и заключением, в которых могут появляться в качестве ведущих персонажи-артисты (Осень, Карлсон, доктор Пилюлькин и др.). Также в сценарий включаются игры и хороводы, пение песен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка. Например, кукольный спектакль «Пых» может быть показан на осеннем празднике. В начале представления выходит Осень и заводит с ребятами хороводы, игры; затем дети читают стихи; в заключительной части, после спектакля, Осень рассказывает о своих щедрых дарах, поет с малышами осенние песни и дарит им подарки. Не следует заслонять играми-хороводами основную идею спектакля - она должна доминировать в сознании детей, чтобы они могли прочувствовать нравственные уроки, которые несет театральное представление, поэтому спектакль лучше планировать в конце сценария праздника.

Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел; для этого следует полнее использовать средства выразительности и элементы художественного оформления театральной постановки: свет, декорации, музыку, костюмы, атрибуты, приемы кукловождения, артистические качества кукловодов и др. Яркие художественные образы, созданные взрослыми, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти и переходят в самостоятельные игры детей.

Для того чтобы сюжет спектакля получил продолжение в творческих играх детей, выступление должно глубоко запасть в детскую душу, пробудить воображение, вызвать желание «играть в театр». Можно напомнить им спектакль и предложить сыграть в него, предоставив необходимые атрибуты. Так, для игры в сказку «Колобок» можно предложить детям фигурки настольного театра, дать возможность свободно поиграть с ними, спросить, как двигаются персонажи, попросить сказать за них слова соответствующим тоном («Смотри, Марина, это Лиса. Как она будет ходить? Вспомни, каким голосом Лиса обращается к Колобку?»).

Во второй младшей группе целесообразно продолжать использовать в работе с детьми произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес малышей, стремление быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке «Тень-тень, потетень» дети могут исполнять роли, действуя как индивидуально (лиса, зайка), так и коллективно (ежи). Исполняя песенку, малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по-своему проявляет характер изображаемого героя. От занятия к занятию следует разнообразить работу с детьми; включая инструментальные импровизации, можно нацеливать их на выразительное исполнение на детских шумовых инструментах музыкального сопровождения для танца конкретных персонажей, подчеркивая его соответствие характеру героя.

В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязаные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и др.). Так, при исполнении диалога «Кисонька-мурысонька» ребенок, передвигая игрушку по столу, изображает киску, используя в основном интонацию; его мимика отражает характер персонажа. Нравственный урок, содержащийся в конце стихотворения, преподается и самому ребенку: «Не ешь одна!». В таких произведениях раскрывается характер героя, его поведение, которые помогает выявить специально проведенная беседа; развивается умение ребенка сочувствовать герою, вставать на его позицию. Произведения народного творчества способствуют развитию жизненно-игрового опыта и эмоциональной сферы детей. Воспитатель, используя малые формы фольклора, готовит их к восприятию более крупных произведений - сказок, рассказов.

Основным видом детского творчества остается имитация.

Воспитатель. Птички, летите! (Дети «летят».) Птички, домой! (Дети садятся на стульчики.)

Птички встали поутру - много у них корма,

Ту-ру-ру ту-ру-ру, птички клюют зерна!

Дети выполняют соответствующие движения.

Дети 3-4 лет могут выражать различные эмоции и настроения. Так, изображая героев сказки «Айболит», они могут передать походку больных (медведицы, бегемота), показать внимательного и строгого доктора Айболита и его друзей. Легко входя в образ, они на ходу придумывают песенки героев, если этого требует ситуация.

Воспитатель. Больная медведица долго ждала доктора Айболита и затянула грустную-прегрустную песенку… (Показывает на ребенка, изображающего медведицу, и тот поет свою импровизированную песенку.) Доктор Айболит тем временем осматривал свой кабинет - все ли готово к приему больных зверюшек. Он ходил по кабинету и говорил… (Ребенок, изображающий Айболита, на ходу придумывает фразу.)

Отражая свои эмоции в театрализованной игре, дети выражают радость, интерес, грусть, входя в роль персонажа, но воплощенные ими образы достаточно однотипны и обобщены. Малышам пока не подвластны оттенки эмоций, более тонкие чувства. Им не сложно изобразить грустного Ослика, веселого Винни-Пуха, но довольно трудно - злого или очень-очень злого Волка, так как, начиная его показывать, они тут же зажимают рот руками, потому что сами его боятся; малыши именно поэтому не любят играть отрицательных персонажей. Специалисты считают, что дети распознают и присваивают только ту эмоцию, которая называется, обозначается взрослым.

Воспитатель. К нам пришел веселый Петрушка. (Кукла появляется на ширме.) Он попляшет под веселую музыку. (Петрушка пляшет.)

Воспитатель. Сейчас к нам придет Петрушка. Музыка подскажет нам, какое у него настроение. (Играет веселая музыка.) Какое настроение у нашего Петрушки? Какая была музыка по настроению? Попляши, Петрушка! (Петрушка пляшет.) А вы, ребята, похлопайте.

В первом случае воспитатель заранее дает образ Петрушки и характеризует музыку сопровождающую его появление. Во втором примере воспитатель действует, используя косвенные методы, побуждая детей к активной мыслительной деятельности. Оба метода, как прямой, так и косвенный, могут применяться во второй младшей группе, но в этом возрасте следует чаще употреблять косвенные методы педагогического руководства детской творческой игрой.

Распознавать эмоции помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением (музыкальным, словесным, живописным). Такую игру можно назвать «Подбери музыку (стихотворение, картинку)» и проводить вплоть до выпуска детей в школу, постепенно усложняя.

Воспитатель. Нина, смотри, какая веселая картинка! Она подходит для нашей песенки? Песенка веселая, и картинка веселая - на ней рожица улыбается.

Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не может изобразить грустного зайку, если не задумается о чем-то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Поэтому путь к эмоциональной выразительности лежит через создание эмоциональной ситуации на занятии или празднике. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями; регулировать интонацию; «зажечь», если требуется, зал.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

Форма проведения: деловая игра “ Театр и дети”.

Предварительная работа.

  • Проведение теоретического семинара по видам театральной деятельности;
  • Смотр-конкурс театральных уголков во всех возрастных группах;
  • Организация выставки “ Салон кукол”;
  • Проведение открытого просмотра занятия театрального кружка;
  • Организация выставки в методическом кабинете “ Готовимся к педсовету”;
  • Видеосъёмка фрагментов из опыта работы воспитателей разных возрастных групп “Театральный калейдоскоп”.
  • Тематическая проверка “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.

Повестка дня.

  1. Сообщение заведующего “ Театрально – игровая деятельность в ДОУ”.
  2. Подведение итогов тематической проверки “Организация театрально – игровой деятельности с дошкольниками ”.
  3. Подведение итогов смотра-конкурса театральных уголков. Награждение победителей.
  4. Деловая игра “ Театр и дети”.
  5. Разработка и принятие решения педагогического совета.
  6. Рефлексия.

Ход педсовета

Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).

Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Выступление заместителя заведующего по УВР.

Итоги тематической проверки “ Взгляд через розовые и тёмные очки”. Используются две театральные маски – розовая и чёрная. Взгляд через розовые очки – достижения педагогов в данном направлении, взгляд через тёмные очки – недостатки. Подведение итогов смотра – конкурса театральных уголков.Награждение победителей.

Деловая игра “ Театр и дети”

Педагоги заранее разделены на творческие группы “ актёры”, “ работники театра”, “ зрители”, “ критики”, “режиссер и помощник режиссера”.

Режиссер (заведующий)представляет участников.

Театральная разминка.

Режиссер называет слова (суфлёр, партер, мимика, бенефис, галёрка), а педагоги называют их значение. Желающий дать ответ поднимает театральную маску.

Помощник режиссера объявляет первое действие:

“Руководство театрализованными играми и различные виды театра”

Выступает творческая группа педагогов “ актёры”.

Сообщение воспитателя первой младшей группы

“Театральные ступеньки”

Занимаясь с детьми театром, мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления: театр игрушек, театр картинок и пальчиковый театр. Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение.

Вопрос от критиков: Уважаемые коллеги, а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ: ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков).

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась-
И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот-
Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
руки мыть перед едой.

Сообщение воспитателя второй младшей группы “Малыши и театр”

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр, показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед: Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка:

Прожила я лет немало, но такого не видала....
Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!
Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку...

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей. После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться, предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Сообщение воспитателя средней группы.

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример: Демонстрация пальчиковой гимнастики.

В результате наши куклы оживают.

Сообщение воспитателя старшей группы

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа.

Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям. Знают правила поведения в театре. Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты.

Демонстрация куклы – марионетки (под детскую песенку)

Помощник режиссера: антракт. Буфет мы вам не предлагаем, а немного поиграем в необычном оркестре. Педагоги импровизируют на музыкальных инструментах, изготовленных по принципу К. Орфа.

Действие второе “ Знакомство с основами драматургии и актёрского мастерства”.

Выступает творческая группа “ Работники театра”.

Сообщение музыкального руководителя о роли музыкального оформления в играх- инсценировках и работе театрального кружка. Просмотр видеофильма “Театральный калейдоскоп”.

Вопрос от критиков: важно с раннего детства приобщать малышей к театру, но учитывая его индивидуальные особенности и возможности. Не всякую роль ребёнок может выполнять. Какими качествами обладает ребёнок – актёр, ребёнок – режиссер, ребёнок – зритель, ребёнок – декоратор?

Ответ: дискуссия педагогов.

Сообщение логопеда “Развитие выразительной речи через театрализованную деятельность дошкольников”.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал “ Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи огромную помощь оказывают занятия артикуляционной гимнастикой.

Например, покусайте кончик языка – “так мама шинкует капусту”, язык- тоненькая иголочка “ ставим укольчики” поочерёдно в каждую щёку и др.

В развитии дикции помогут скороговорки (педагоги называют знакомые скороговорки).

А в развитии интонационной выразительности речи помогут такие упражнения как воспроизведение слов, фраз, отрывков литературных произведений, используя различные эмоциональные состояния.

Задание: Произнесите фразу “Молодец” (тихо, громко, таинственно, возмущённо, радостно).

Вопрос от режиссера. На какие два вида делятся театрализованные игры?

Ответ: Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В режиссерской игре “ артистами” являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность, как сценарист и режиссёр, управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

В играх-драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образы животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Игра “Инсценированная сказка”.

“Актёры”, “зрители”, “работники театра”, выбирают сказку по своему усмотрению и изображают её с помощью пантомимы. Кто готов поднимают маску и показывают сказку. Остальные участники игры – пробуют отгадать её название.

Действие третье – заключительное “Театрально – игровая деятельность в семье”.

Выступает творческая группа педагогов “зрители”

Сообщение воспитателя “Домашний театр”

В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству: подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают: игрушку сломал... Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра”. Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра. И самое главное: весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”.

Вопрос от критиков: ваши трудности в работе по данной проблеме?

Результаты работы:

  • для вас;
  • для детей;
  • для родителей.

Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

  • Этот педсовет принёс пользу;
  • Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
  • Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
  • Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
  • Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.

Используемая литература.

1. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005

2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007

3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009

- 290.00 Кб

Введение 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности 6

1.2 История возникновения игры 11

1.3 Виды и классификации игр 15

1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников 21

Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ 31

2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36

Заключение 50

Список литературы 53

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры, телевидение не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цель курсовой работы: выявление педагогических условий по организации и проведении театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Объект исследования: театрально-игровая деятельность

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Исходя из объекта и предмета исследования, можно сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность игровой деятельности;

2. Изучить историю возникновения игры;

3. Рассмотреть виды и классификацию игр;

3. Рассмотреть особенности театрально-игровой деятельности дошкольников;

5. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

6. Выявить роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Наблюдение

Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре.

К. Д Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. « Не надо забывать, - пишет К.Д Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

Я. А Коменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. « Чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровья и свежести тела и мысли приобретает: но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было»

Игры согласно Я.А Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, воспитывают его чувства, совершенствуют движение, ловкость, духовную свежесть и зоркость.

«Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мыслить чем -нибудь занята и часто шлифуется».

Коменский понимал игру и как естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка.

С. Л Рубинштейн первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. О том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н Леонтьев. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, - от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира, человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»

П.П Блонский полагает, что игра общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, которой подходил бы под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка все же серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» 2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы