Как разговаривать с новорожденным ребенком. Нужно ли разговаривать с младенцами

Инструкция

Разговаривайте с младенцем громче вашего привычного тона. Малыши очень хорошо воспринимают ритмичную и мелодичную речь, а также активно реагируют на определенную интонацию. Старайтесь больше петь детских песен, читайте стишки, прибаутки, потешки. В зависимости от смысла стиха, говорите тихо и громко, высоким и низким голосом, ласково и сердито. Но делайте это медленно, и растягивайте гласные звуки. Малыш должен наблюдать за вашей мимикой.

Особое внимание уделяйте произношению звуков «О» и «И». Именно эти звуки в дальнейшем ребенок ошибочно может заменять на «У» и «Э». В первый год жизни у малыша закладываются на подсознательном уровне фонетические особенности родного языка. Поэтому, чем больше вы будете разговаривать с младенцем, тем меньше проблем у него возникнет в будущем с развитием речи и грамотностью.

При разговоре со своим ребенком будьте искренними. Малыши очень хорошо чувствуют обман. Мама может разговаривать со своим чадом, но мысленно быть в другом месте. Не удивляйтесь, если ребеночек не поддержит с вами беседу, а просто отвернется. Если вы решили поговорить с крохой - сконцентрируйте все свое внимание на нем.

Перед тем как начать разговор, постарайтесь уловить взгляд ребенка, смотрите ему прямо в глаза. Беседуйте всегда от третьего лица и обращайтесь к нему по имени. Первое время кроха не ассоциирует свое имя с собой, но чем больше и чаще вы будете произносить его, тем быстрее образуется ассоциативная связь. В итоге, услышав свое имя, малыш в ответ начнет улыбаться и поворачивать к вам голову.

При разговоре с младенцем произносите небольшие предложения из 2-3 слов. Также при беседе пользуйтесь жестами. Малыши очень хорошо усваивают слова, которые сопровождаются соответствующими жестикуляциями.

Чаще задавайте крохе вопросы, делайте паузы и ждите ответа в виде покряхтывания, телодвижения или улыбки. Дети реагируют на речь, направленную к ним, и стараются ответить на нее доступными для них способами.

Видео по теме

Обратите внимание

Воспитание и развитие ребенка - это не только красивая одежда и дорогие игрушки, но это еще и телесный контакт с младенцем, ласковые взгляды и каждодневные разговоры со своим чадом.

С ребенком, начиная с самого рождения, необходимо постоянно заниматься. Каждой маме важно знать, как правильно играть с ребенком, как помогать развивать его зрение, слух и мелкую моторику.

Инструкция

Развивайте малыша. Новорожденный ребенок очень , он не способен различать цвета и следить за движущимися предметами. Эти способности появляются постепенно по мере взросления. Повесьте на высоте примерно 20-25 см от его глаз красные, и зеленые игрушки, именно эти цвета начинает различать раньше других. А лучше всего установите над кроваткой яркую крутящуюся карусель. Ваш ребенок будет учиться следить за игрушками взглядом, тем самым развивая свое зрение.

Читайте книжки с самого раннего . Этим вы будете пополнять его словарный запас, неважно, что малыш пока еще не умеет говорить. Пойте ему песенки, рассказывайте сказки. Когда младенец бодрствует, старайтесь всегда с ним разговаривать. Проводите ему экскурсии по дому, объясняйте, для чего тот или иной предмет. Поверьте, это не пустая трата времени, ребенок способен «впитывать» в себя всю информацию с самого

В семье появилось маленькое Чудо. Лежит молча, кряхтит, в лучшем случае улыбается, в худшем – плачет навзрыд. «Ну когда же он заговорит?», – проявляет нетерпение папа. «Сказал бы уже что-нибудь, стало бы понятно, чего он хочет», – волнуются бабушки. Действительно, если разговаривать с грудничком было бы можно уже с рождения, родителям стало бы намного легче. Но так распорядилась природа, и ничего не поделаешь. И всё же, как наладить общение с грудничком?

«Привет, милый!»

«Дети – это загадочные существа с другой планеты. Им приходится учить наш язык, чтобы мы их понимали, потому что их язык нам не выучить никогда», – сказал один мудрый человек. Но внимательная мама справится со сложностью в общении с новорождённым ребёнком без особого труда. Более того, с грудничком надо разговаривать с рождения, каким бы странным это утверждение ни казалось. Уже в самом раннем возрасте грудной ребёнок нуждается в полноценном общении. Разговоры с грудничком способствуют раннему развитию эмоциональной и речевой сферы малыша следующим образом:

  • ребёнок учится распознавать голоса с низкими и высокими тонами;
  • малыш учится распознавать интонацию речи и улавливать общий смысл разговора интуитивно;
  • ребёнок учится правильной артикуляции и, наблюдая за говорящим взрослым, понемногу упражняет органы речи;
  • благодаря направленному к нему общению, грудничок ощущает близость с родителями , интерес к себе , что для него означает принятие со стороны окружающего мира .

Словарик языка самых маленьких

Приблизительно с 2–3 месяцев жизни большинство грудничков начинает гулить. Ребёнок произносит звуки и слоги, будто понемногу пробуя речь. С точки зрения информативности гуление не слишком нагружено смыслом. Скорее оно показывает, что ребёнок спокоен и расслаблен. В таком состоянии разговаривать с грудным ребёнком необходимо как можно больше. Возможно, малыш не сразу начнет повторять все звуки, но его попытки повторить за взрослым станут прекрасным упражнением для артикуляции.

Грудничков отличает целый комплекс невербальных сигналов, по которым мама может понять, что нужно любимому крохе, даже несмотря на то, что мысли он пока формулировать вслух не в состоянии:

  • слегка напряженная поза, широко открытые глаза: «говори ещё, я слушаю»;
  • смущённая улыбка, ребёнок прячет лицо: «меня заметили, ура!»;
  • широкая открытая улыбка, активные шевеления ручками и ножками: «я рад тебя видеть»;
  • пристальный взгляд, шевеление губами и языком: «я тоже пробую говорить»;
  • негромкое хныканье: «мне неудобно (холодно, жарко, что-то давит, трёт или царапает»);
  • ровный плач на самых низких нотах: «я хочу есть!»;
  • отчаянный плач, похожий на визг: «мне страшно, плохо или больно, мама, ты нужна мне».

Каждый ребёнок неповторим и у отдельно взятого грудничка могу быть свои способы донести до мамы и окружающих свои чувства, желания и потребности. Вовремя разгадывая все сигналы малыша, чуткие родители смогут сформировать атмосферу любви и понимания, которая так важна для благоприятного развития ребёнка.

«Давай поговорим!»

Разговор с грудным ребёнком – занятие более серьезное, чем это может показаться вначале. Для полноценного общения с крохой следует соблюдать несколько простых правил.

  1. Самого удобного момента для разговора нет, и ждать его не надо. Разговаривать с грудничком надо постоянно, комментируя свои действия, описывая окружающую обстановку и объясняя некоторые явления. Уже с рождения дети могут усваивать определенный объём информации.
  2. Глазной контакт при общении с ребёнком очень важен. Малыш должен видеть выражение лица говорящего, его мимику и жесты.
  3. Произносить слова следует чётко, с несколько преувеличенной артикуляцией. Груднички очень любознательны, и ребёнок непременно попробует повторить движения губ и языка.
  4. Категорически не рекомендуется коверкать слова и сюсюкать. Искаженная таким образом речь превращается в бессмысленный мусор и не несет для ребёнка никакой ценности.
  5. Любое обращение к малышу должно иметь яркую интонационную окраску: ласковая, певучая речь – для утешения, чуть более громкая и высокая – для похвалы, низкая и строгая – для лёгкого укора. Дети уже с рождения могут распознавать чужую интонацию, и у них постепенно формируется представление о том, как надо или не надо поступать.
  6. В общении с грудничком после каждой фразы необходимо делать паузы, чтобы дать ребенку возможность реагировать. Пусть малыш ответит не сразу, пусть всего лишь произнесет тихий звук, улыбнется, сморщится или взмахнет ручками – любая реакция станет признаком конструктивного разговора.

Общение с грудничком является неотъемлемой частью его воспитания. Слушая речь любимых родителей, обращенную к нему, малыш осознает свою важность в этом мире, ощущает себя пусть маленькой, но личностью, внимание которой важно для окружающих.

Первые недели после рождения кроха проводит как бы в полудреме. Считается, что в это время мир вокруг себя он видит словно в тумане. Да и слух крохи еще слабоват: на негромкий шум он фактически не реагирует. Но примерно на третьей неделе в арсенале младенца появляется удивительное новшество: эффект замирания. Он сосредоточивается при каких-то приятных ему звуках. А когда вы наклоняетесь над кроваткой или берете его на руки, замечаете, что взгляд малыша уже не блуждает, а пытается зафиксироваться на вашем лице.
Что это значит? А то, что начался важный этап в жизни вашего малыша. Его можно назвать «Ты здесь? Как я рад!» Кроха уже хочет (и может) активно общаться с вами. Верный признак этого – появление комплекса оживления. Так психологи называют ряд активных действий малыша, возникающих в радостной для него ситуации. Он двигает ручками и ножками, поворачивает головку, а позже – начнет улыбаться и издавать звуки. Так начинается благоприятное время для разговоров с малышами.

Постепенно словно сами собой в «лексиконе» крохи появляется агуканье, гуление, лепет, а потом и звукоподражательные слова. Что ему необходимо, чтобы впоследствии иметь правильную речь? Умение слышать, видеть, повторять и активно двигаться.
Пусть станет правилом в вашей семье: когда вы разговариваете с недавно родившимся малышом, не растягивайте слова, произносите их отчетливо, достаточно громко, старайтесь выделять ударный слог.
Ваши фразы должны сопровождаться необходимой по смыслу интонацией. И конечно, говорить с крохой надо ласковым голосом, побуждая его прислушиваться к вашей речи. Вот только не надо сюсюкать!
Наоборот, важно все звуки хорошо проговаривать. Запоминая их, со временем кроха сам начнет правильно произносить слова.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, изучает артикуляцию и потом подражает вам. Поэтому следите, чтобы малыш не только слышал ваш голос, но и хорошо видел ваше лицо.
Пока не так важно, о чем именно вы говорите, важно, как вы это делаете. Малышам очень нравится ритмичная речь.
Читайте ему русскую классику – Пушкина, Тютчева, Есенина, известные детские стихи и потешки. Почаще напевайте крохе детские песенки – месяцев в пять он «запоет» их вместе с вами. Это поможет ему легко перейти к активной речи.

Чтобы малыш хорошо развивался, постарайтесь обеспечить его новой информацией и новыми впечатлениями в соответствии с возрастом. Лучше всего это делать во время игрового общения.
Слух и речь тесно связаны, поэтому, общаясь с малышом, обращайте его внимание на звуки. Например, позвоните в колокольчик и спросите: «Где звенит?»
Задавайте крохе вопросы, побуждая его взглядом отыскивать близкого человека, животных, предметы: «Где папа?» или «Где окно?». Сначала называйте объекты, которые имеют постоянное место. А потом усложните задачу – переходите к тем вещам, чье местоположение часто меняется.
Ребенку в возрасте 9-10 месяцев давайте простые задания: «Найди мишку» или «Положи куколку». Полезно ребенку выполнять одно действие с разными предметами: «Погладь маму, мишку, собачку».

Когда малыш подрастет, можно использовать более сложные игры. Главное, не забывайте все время комментировать действия – свои и карапуза, побуждать его к ответной реакции. Например, возьмите пластиковую пятилитровую бутылку с широким горлышком и несколько шариков. Посадите малыша себе на колени или рядом. Покажите ему бутылку, шарики, дайте потрогать новые предметы.
Возьмите шарик и покажите малышу, как он падает в бутылку. Говорите при этом: «Бух!». Бросьте туда же еще 1-2 шарика. Затем дайте малышу очередной шарик и помогите бросить его в бутылку. Спросите: «Где шарик?» – «Бух шарик, упал». Побуждайте кроху повторять за вами не только действия, но и звуки.

Постепенно кроха оттачивает свое ораторское мастерство – то повторяет звуки за вами, то «говорит» сам с собой. Чтобы эти тренировки были удачными, создайте ему необходимые условия.

Малышу важно слышать свой собственный голос. Поэтому в семьях, где присутствует постоянный фоновый шум (например, от телевизора), ему учиться труднее.
Психологи установили, что для полноценного развития речи ребенку необходима свобода движения.
Ежедневно делайте малышу легкий массаж: гладьте кисти рук, затем слегка надавливайте на каждый пальчик (от кончика к запястью), сгибайте-разгибайте их. При этом декламируйте детские стишки. Например, отличной предречевой тренировкой могут стать народные игры «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона».

По материалам журнала «Жду малыша»


Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание - основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз "Ваш ребёнок":

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя .

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года:

10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения - заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы. Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или


Дети до 3-х месяцев умеют общаться!

Первые месяцы развития ребенка — это захватывающее время для родителей, так как малыши этого возраста достигают значительного прогресса в общении. Только представьте себе, что вы принесли домой домой несмышленыша, и уже через несколько недель сможете наслаждаться сразу двумя способами «беседы» — обменом улыбками и “охи-ахи-у-гу-гу”. Вы увидите, как ярко проявляется личность вашего ребенка, как ваш малыш становится более активным и самым требовательным членом семьи.

В этой статье мы расскажем обо всем, что касается общения с детьми в возрасте от 1 до 3 месяцев. Научим Вас понимать новорожденных и разговаривать с ними на «детском» языке. Также вы узнаете как развить навыки общения у грудничка.

Общение с грудничками

Как было сказано выше, общение с ребенком начинается с первого дня жизни. На первых этапах, пока младенец не может выражать свои эмоции и говорить, плач является для него основным средством общения в течение многих месяцев. Так дети дают родителям знать о том, что им что-то нужно, что у них что-то болит. Также дети могут плакать, когда устают, напуганы или им что-то мешает, например резкий звук. Иногда дети могут плакать без видимой причины. Пока ваш ребенок еще не слишком расстроен, попробуйте утешить его, такой подход не даст расшататься нервной системе.

Очень быстро ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, тихо улыбаясь или, наоборот, азартно шевеля ручками и ножками. Дети этого возраста сначала улыбаются только родителям, но уже через некоторое время они начнут реагировать и на менее знакомых людей.

Новорожденные очень быстро раскрывают свои способности к общению, начиная агукать. Некоторые дети начинают произносить гласные звуки (например, «А-а» или «ох-ох») около 2-х месяцев отроду. Учитесь понимать своего ребенка — он будет «говорить» с вами разными звуками, будет улыбаться, хмуриться или плакать. Все эти действия будут направлены лишь в одну цель — получить ваш ответ. А некоторые детки настолько восприимчивы, что могут копировать выражение лица собеседника.

Что нужно делать, при общении с ребенком 1 — 2 — 3 месяца, чтобы он развивался

Любой ребенок любит слушать голос своей мамочки, поэтому нужно постоянно говорить, петь и ворковать с ним как можно чаще все первые несколько месяцев. Отвечайте с энтузиазмом на все звуки и улыбки. Рассказывайте о том, что вы делаете, что вы приносите и чего касаетесь.

Дайте возможность вашему ребенку общаться, и помогайте ему. Если вы слышите как он произносит звук, повторите и ждите новой реакции. Сами того не подозревая, разговаривая, вы учите малыша менять тон, усиливая или снижая его с определенной целью. Отвечая, вы дает понять крохе, что вы его слышите, и он для вас важен. Не прерывайте разговор и не отводите взгляд, когда младенец «говорит» — покажите, что вам это интересно.

Дети этого возраста лучше всего реагируют на женский голос, так как он генетически связан с комфортом и пищей. Однако здесь не все так просто, понимая, что на самом деле здесь присутствует и разумный фактор, вы закладываете почву для первых слов.

Иногда младенцы не в настроении говорить или напевать, ведь они также устают, нуждаются в покое и не длительном одиночестве. Определить это состояние можно по поведению — ребеночек отворачивается, закрывает глаза, или становится суетливым либо раздражительным. В таких случаях помолчите и просто обнимите его, взяв на руки.

Если новорожденный ребенок капризничает

Кстати крик ребенка — это тоже не всегда плохо, доказано, что тужась он помогает выйти лишним газам, развивает легкие. А еще крик — это способ отдать лишнюю энергию.

При начавшемся крике попробуйте успокоить вашего малыша. Некоторые младенцы успокаиваются при раскачивании или ходьбе взад и вперед по комнате, в то время как другие хорошо реагируют на такие звуки, как легкая музыка, колокольчик или гул пылесоса. Выясните, что больше всего нравится вашей крохе, и применяйте метод во время периодов плача.

Какие игрушки потребуются для развития малыша

В таком возрасте вовсе не требуется заваливать свое чадо дорогостоящими подарками и игрушками — они ему ни к чему. Достаточно приобрести несколько ярких предметов, обладающих следующими функциями.


Познакомиться с лучшими развивающими игрушками для грудничков вы можете в разделе ««.

Когда нужно показать новорожденного доктору

Поговорите с врачом, если ваш ребенок кричит в течение необычно длительного времени или если его крики кажутся вам странными. Скорее всего врач не обнаружит ничего плохого, но уверенность в том, что ваш любимчик здоров, поможет расслабиться и сохранять спокойствие, если он расстроен.

С момента рождения до 3-х месяцев, дети, как правило, достигают следующих успехов:

  • обращают внимание на лица и окружающие предметы;
  • улыбаются при звуке голосов родителей;
  • улыбаются посторонним людям, если они обращаются с малышом ласково и им нравится голос и запах человека;
  • воркуют и издают звуки, когда с ними разговаривают;
  • подражают некоторым звукам и мимике.

Изучая и сравнивая способности своего ребенка, имейте в виду, что все младенцы развиваются по разному, также это касается и физических параметров. Легкие несоответствия стандартам не должны вызывать причины для беспокойства, но поговорить с врачом, если у вас есть какие-либо вопросы по поводу языковых навыков вашего ребенка или слуха, нужно обязательно.