Как вырастить из ребенка лидера. Секреты воспитания, или как вырастить лидера

Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились, были воспитанными и вежливыми, достигли в жизни поставленных целей и стали успешными личностями. В этом не последнюю роль играют лидерские качества человека: самостоятельность, ответственность, уверенность. Но бывает так, что чадо растет не таким, каким хотели видеть его родители. Следует учитывать, что будущее малыша зависит от различных факторов, но основы поведения прививает именно семья. Поэтому мамам и папам важно понимать, как воспитать ребенка лидером и как это поможет ему в жизни.

Понятие лидерства

Лидер - в переводе с английского "ведущий, указывающий путь". Изучение основных понятий поможет понять, как воспитать лидера. Психологи составили своеобразный портрет личности с лидерскими качествами.

Важно! Не каждый становится лидером, поэтому нет необходимости навязывать человеку какую-то конкретную манеру поведения. Желательно воспитывать определенные качества без навязывания стереотипов. Для этого нужно знать, как ведет себя лидер в той или иной ситуации.

В поведении лидера прослеживаются следующие черты:

  • Может повести за собой целые коллективы, заставить поверить в себя, собирать вокруг себя окружающих.
  • Не унижает других, учитывает чужие желания и стремления. Для привлечения внимания к собственной персоне использует уверенную грамотную речь, показывает уверенность в себе, что в итоге заставляет прислушаться к такому человеку.
  • Такие личности с готовностью берут ответственность на себя, отстаивают собственное мнение.
  • Лидеры составляют планы, которые могут привести к осуществлению мечты, и следуют им стремясь добиться желаемого.
  • Не боятся ошибаться. Они могут легко взять на себя незнакомое дело и ответственность за него, а при поражении примут это как данность, с достоинством, не перекладывая ответственность.

Как распознать, что ваш ребенок - лидер

Ребенка лидера можно определить по следующим признакам:

  • Ребенок не стремится добиться собственных целей криками и требованиями, попытками указать на место сверстникам. Ребята - лидеры другими способами с легкостью привлекают внимание окружающих, быстро находят с ними общий язык. Например, они придумывают интересные игры и с готовностью принимают в них других.
  • Дети с лидерскими качествами не стремятся вступать в конфликты, всегда готовы ответить за собственные действия. Они предпочитают не демонстрировать таланты, но все равно притягивают взгляды и заставляют обращать на них внимание.
  • Близким нужно понять, что дети-лидеры занимают доминирующую позицию. Однако не стоит путать качества таких ребят с доминирующими чертами характера. Если в семье чадо постоянно командует, а на людях остается тихоней, то это просто проявление смекалки. Карапуз знает, что командиром может быть только перед своими близкими людьми.
  • В большинстве случаев с самого раннего возраста становится видно лидера. Такие дети умеют грамотно планировать собственный день и будущее, просчитывают сразу несколько ходов и развитие событий.
  • Малыши не будут ждать, когда родители предоставят им что-то, они самостоятельно придумывают игры и знают, как следует справляться с определенными делами.
  • Лидеры всегда проявляют собственную любознательность, стремятся узнать нечто новое и обожают наблюдать за окружающими детьми, анализировать их поведение в разных ситуациях.

Важно! Лидерские качества не всегда появляются в детстве, поэтому не стоит паниковать. Мама и папа должны самостоятельно прививать их, развивать в малыше полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Диагностика лидерских качеств у ребенка

Часто родители спрашивают, а можно ли распознать лидера в своем ребенке, не прибегая к помощи специалистов? Сделать это легко и просто с помощью игровых приемов, так как все дети без исключения обожают играть. Родители могут общаться с ними именно в такой форме, во время общих действий дитя будет с легкостью воспринимать важную информацию или рекомендации. Существуют определенные игры, которые помогают распознать в малыше истинного организатора и выявить его положительные стороны. Игры очень просты, их часто проводят в детских учреждениях.

«Встаньте в круг!»

Взрослый просит ребят организоваться для какой-либо игры. Всегда найдутся командиры, которые начнут всех объединять в круг. А потом поиграть в любую подвижную игру: "Мышеловка", "Третий лишний", "Ловишка в кругу" и подобные, которые также дадут возможность выявить организаторское умение.

«Построим фигуру»

Ведущий просит нескольких детей создать любую геометрическую фигуру, при этом игроки должны держаться за руки. Лидер моментально проявит качества организатора и начнет расстановку ребят по определенным местам.

«Строим дом»

Ведущий предлагает игрокам построить дом из любых материалов, находящихся по-близости и дать на это некоторое количество времени. Лидер не начинает сразу заниматься постройкой, он сначала начинает размышлять над материалами и планом дома, чтобы работа происходила быстро и группа могла закончить за назначенный промежуток времени.

Таких развлечений существует довольно много, можно самим придумывать их на разнообразную тематику. В них лидер распознается практически сразу, ведь он проявляет талант руководства коллективом, объединяет ребят и вовлекает их в игровой процесс. Кроме всего прочего, общие детские развлечения направлены на развитие лидерских качеств у детей.

Лидеры в школе

Развивать лидерские качеств необходимо каждому ребенку, так как они важны для правильного общения и достижения успеха в жизни. Первыми быть хотят все без исключения, причем это касается не только детей, но и взрослых, состоявшихся личностей. Есть и ведомые люди, которые безучастны ко всему, но в тайне они тоже мечтают стать во главе коллектива. В школе ученики уже явно тяготеют к лидерству и самостоятельности, ведь они в этом возрасте уже вполне осознанно воспринимают мир. Несмотря на то, что преподаватели должны бы хорошо знать своих учеников, они могут ошибочно выявить лидера в классном коллективе по разным причинам:

  • Взрослые думают, если ученик является старостой в классе, то он остается лидером по жизни. Довольно часто происходит ситуация, когда старостами и командирами класса назначают одних детей, а управляют классом совершенно другие ребята.
  • Не всегда учитывается, чтобы стать лидером в классе, школьник должен обладать способностями организатора. Такие ребята всегда готовы взять на себя ответственность, у них уже в начальной школе развита воля и тяга к успеху. Их уважают все без исключения и стремятся прислушаться к мнению, даже иногда боятся.
  • Лидеру важно получать поддержку не только от школьных товарищей, но и от взрослых: родителей, учителей. Признание со стороны старших является дополнительным стимулом для развития сильных качеств личности.
  • Педагоги стараются объединить детей, между тем, в школе ребята предпочитают разбиться на некоторые группы, в которых присутствует собственный организатор. Нужно определить общего лидера, который способен командовать всеми группами. Именно этот человек и становится в классе основным. Он способен влиять на мнение всего коллектива.

Что надо знать о негативных последствиях лидерства

Психологи предупреждают родителей, что лидерство - это не только положительные качества личности, но еще и негативные последствия. Это обязательно нужно учитывать, перед тем, как научить ребенка быть лидером:

  • Например, следует понимать, что лидер в классе постоянно ощущает напряжение, ему трудно расслабиться. Он может испытывать страх, бояться оступиться и совершить неправильный поступок, ведь даже небольшая ошибка может моментально лишить его статуса и сделать изгоем школьного общества.
  • Взрослым следует осознавать, что лидером быть сложно, поэтому нужно оказывать поддержку, чтобы обеспечить спокойствие и успех школьнику. Например, следует объяснить, что нет необходимости зависеть от чужого мнения, нужно не бояться высказывать собственную позицию. Близкие и друзья обязательно поддержат ребенка в любой ситуации.
  • Если со школьником желают дружить все девочки и мальчики в классе, то это прекрасно, ведь такие личности имеют способности к коммуникации. Именно это поведение и позволяет завоевать авторитет в школе, расположить к себе коллектив.

Важно! Если школьник привык к всеобщему обожанию, то он страшится потерять это, забывает про собственные желания и стремления, пытается постоянно завоевать расположение. Родителям стоит объяснить сыну или дочери, что невозможно оставаться хорошим для всех и каждого.

Известно, что человеку трудно добиться успеха в жизни, если отсутствуют задатки лидера, и он не в состоянии повлиять на окружающих. Некоторые взрослые уверены, что когда есть подобные задатки, то им не нужно ничего делать. Психологи предупреждают таких мам и пап, что чадо по мере взросления может полностью поменять манеру поведения, забыть о лидерских качествах и перестать их использовать. Поэтому родителям необходимо постоянно заниматься их развитием, оказывать поддержку и учить делать первые шаги как можно раньше.

Чтобы школьник впоследствии сумел стать лидером, близкие обязаны привить качества с детского возраста. Можно играть, читать и общаться с малышом, а также прислушаться к рекомендациям психологам, как воспитать в ребенке лидерские качества:

  1. Следует уважать мнение собственного чада, как можно больше общаться с ним, интересоваться его жизнью и увлечениями. Во время разговоров взрослым важно высказать собственное мнение по определенному вопросу и узнать мнение ребенка. Можно разговаривать о мультипликационных фильмах и театре, героях сказок, малыш постепенно научиться объяснять, почему он думает так или иначе. С подросшими детками можно поспорить о правильности решения, важно научить отстаивать собственное мнение.
  2. Рекомендуется заниматься развитием у ребят способности выступления. Желательно предоставлять возможность участвовать в конкурсах, делать постановки для близких людей, пусть малыш перестанет стесняться и подготовится продемонстрировать свои таланты масштабной аудитории.
  3. Родителям полезно поиграть с ребенком в интересную игру. Следует взять знакомые фотографии, положить в ящик и вытаскивать по одной. Потом предложить описать изображение, внешность человека, его профессию и увлечения, характер, но делать это важно только от первого лица, словно малыш рассказывает о себе. Малыш при этом расширит словарный запас, научится определять достоинства и недостатки окружающих, хвалить их. При рассказе чадо будет принимать все положительные качества на себя, а в дальнейшей жизни сможет умело создавать собственные презентации.
  4. Можно играть с малышом в картинную галерею и предлагать ему описать картинки. Пусть дитя почувствует себя в роли экскурсовода, проводника в мир великолепного искусства.
  5. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное увлечение, которое будет ему нравиться. Именно хобби способно обогатить внутренний мир, показать скрытые таланты человека. Профессиональные занятия позволят малышу стать дисциплинированным и целеустремленным.
  6. Ребенка следует вовлекать в общение со взрослыми, сначала пусть это будут его родные или сами родители. Затем привлекать к разговору с чужими людьми: продавцом в магазине игрушек, в библиотеке с библиотекарем, в больнице с врачом. Нужно учить его вежливости, показывать что-то на собственном примере, поддерживать беседу и рассказать о темах, которые приняты в обществе.
  7. Родители должны объяснить чаду, что у каждого в жизни могут быть поражения, поэтому нужно уметь с достоинством принимать их. Если малыш играл в игру и у него что-то не получилось, то не стоит кричать, а нужно начать игру сначала. Желательно объяснить, что с первого раза у многих ничего не получается, главное практиковаться и стремиться достичь желаемого, тогда все обязательно получится. Нужно обязательно хвалить кроху, это разовьет усидчивость и терпение.
  8. Родителям следует обязательно научить чадо играть в лото, шахматы, шашки или другие игры, подразумевающие соревнования. Нужно, чтобы малыш осознал, что поражение не является таким страшным, как ему кажется. Главное, попробовать еще раз.
  9. Рекомендуется создать разнообразный досуг ребенка, ведь чем больше он увидит, тем больше будет знать. Если воображение и интеллект малыша развит, он сможет с легкостью завязать разговор даже с незнакомыми людьми, вызвать расположение общества. Нужно читать книги, ходить на занятия, выезжать на природу, главное, постоянно находиться в активной деятельности.
  10. Постановка целей помогает их добиться. Можно начать с малого, например, стремиться отправиться на учебу в другую страну. Для этого придется выучить иностранный язык, подтянуть оценки в школе, пойти на специальные курсы и сделать что-то еще, чтобы добиться осуществления мечты. Ребенок будет стремиться воплотить идею в жизнь, а также понимать, что для достижения цели нужно пройти несколько этапов.
  11. Необходимо развивать в ребенке ответственность за свои поступки.
  12. Инициативность - это тоже важное качество для лидера.
  13. Ребенку необходимо давать больше самостоятельности в планировании своих действий и в принятии решении. Контроль при этом необходим, но это не должен быть приказной тон и бесприкословное подчинение (ведет к обратному, ребенок привыкает быть ведомым), необходимо направлять детей и помогать принимать решения с помощью советов или давать несколько вариантов на обдумывание, чтобы ребенок сам пришел к своему решению или выбору.

Важно! Качества лидера обязательно пригодятся в дальнейшей жизни, они позволяют достичь успеха в учебе и общении, семье и дружбе. Дети, которые ощущают поддержку от родителей, с раннего детства испытывают уверенность в собственных силах и готовы к новым стремлениям.

Уважаемые родители! Важно, чтобы ребенок осознавал, что семья его обязательно защитит при необходимости. Естественно, не стоит предупреждать удары судьбы и оберегать от них чадо, ведь все должны учиться на собственных ошибках. Однако во время беды и катастрофы малыш должен понимать, что может опереться на родных, они всегда окажут поддержку в трудную минуту. Только тогда он будет готов действовать, а не бояться поражений. Ваша задача - правильно воспитать ребенка, если вы хотите видеть в нем лидера!

Последний совет от психологов : в поиске путей, как помочь ребенку стать лидером, не нужно пользоваться мелочной заботой и отслеживать все шаги чада. Главное, уделить как можно больше внимания общению вашего ребенка, изучить его, стать наставником и другом, тогда в будущем дитя сможет многого добиться и поблагодарить своих родителей за правильное воспитание.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Давай честно: никто не любит людей, которые жалуются, ноют и перекладывают вину на других. Даже деньги, счастье и успех. Они приходят к тем, кто верит в себя, знает, чего хочет и умеет достичь желаемого, умеет проявить силу и характер .

Разве не желают этого своим детям родители ?

Лидер - это тот, кто управляет жизненными процессами. И самыми успешными становятся те, кто как раз берет на себя ответственность.

Ребенок-лидер - не тот, кто слушается и беспрекословно подчиняется родителям во всем. Эти категории не имеют отношения к лидерству, личность нельзя выдрессировать.

Беспрекословность и абсолютное послушание - качества «удобного» ребенка и, скорее всего, несчастного взрослого в будущем.

Это не обязательно отличник в школе и не чемпион в своей категории по дзюдо.

Это ребенок, с раннего возраста принимающий решения. Который не боится и нести за нее ответственность.

Он способен зажечь огонь в глазах своих сверстников и создавать условия для инициативы окружающих.

Чтобы вырастить лидера в ребенке, его нужно научить как минимум двум вещам: проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Но не только. Я собрал 5 главных и работающих решений в уверенным и самостоятельным.

1. Поощряем интерес

Дети всегда в определенном возрасте начинают проявлять интерес к определенным процессам. Но только не всегда родители реагируют верно – это не бери, то опасно, это не трогай, все равно не получится. И вот тут вопрос к родителям.

Хотите знать, как воспитать лидера в ребенке почти наверняка? Не рубите на корню его инициативу, не ругайте, даже если он сделал что-то не так, он ведь сделал!

Чтобы развить в ребенке лидерские качества, обязательно нужно поддерживать его инициативу.

Она проявляется сначала в мелочах. Например, решил выгулять сам собаку, подмести полы, . Похвали его! За то, что он молодец, решил помочь.

И предложи сделать это, например, вместе. Раздели инициативу, чтобы собака ни с кем не сцепилась во время прогулки, а «полы» и «посуда» не затопили соседей.

Любые попытки проявления самостоятельности нужно поощрять. Это залог того, что в будущем ребенок не будет боятся быть ответственным.

Если результат не удался, полы с разводами, а собака потерялась без твоего участия - поддержали импульс - и только потом делаем выводы из результата, даем инструкции и подсказки.

Дети, за которых родители решают все, становятся безинициативными исполнителями среднего звена и живут по чужим жизненным сценариям.

Интересуйся , предлагай выбор, рассказывай о его последствиях и позволяй ребенку оценить их стратегически, до того как он примет решение.

2. Учим ответственности

Проявив инициативу, совершив какое-то действие/выбор/приняв решение, мы несем за него ответственность. Это необходимая составляющая. Ребенок-лидер что-то делает – затем наступает ответственность. То есть справляться с последствиями.

Принимать последствия своих решений тоже нужно уметь с детства, а они могут быть как позитивными, так и .

Нужно объяснять, что можно пойти выгуливать собаку без поводка, но тогда она может убежать или потеряться. Можно купить сейчас мороженное, но тогда вечером на десерт уже его не получишь.

В любом возрасте у малыша может и должна быть своя маленькая, но зона ответственности.

Планирование и самодисциплина - навыки успешных людей, которые можно развивать с детстве. И начинается это с простых вещей: режим дня, сон и подъем, завтраки, обеды и ужины, физическая активность, запланированные занятия.

Это не значит, что ребенка нужно впихнуть во всевозможные кружки. Пусть делает то, что ему интересно, просто все в свое время и с удовольствием.

Можете вместе с малышом с учетом его пожеланий составить распорядок дня. Но есть важный момент: родителям нужно жить по тем же .

Их ребенок будет впитывать как губка, и если у родителя сегодня одно, а завтра другое, тут он обещает, а там не делает - дети вырастают в абсолютном диссонансе.

Начиная с 11-12 лет можно уже ставить цели и планировать их. Красивый органайзер и веселая канцелярия только мотивируют делать записи и планировать. В этом есть еще элемент творчества и игры.

Этот навык формирует также целеустремленность и настойчивость. – будут и шаги, как ее достичь. Только не стоит делать за ребенка то, что у него не получается. Это медвежья услуга.

Только экологично преодолевая препятствия, ребенок узнает, что такое стойкость и сила духа. А это тоже качества лидера. Родители могут помогать , направлять, но справляться должен сам.

4. Физическая активность

Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно - но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.

Там ребенка больше «дрессируют», чем просто , в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго - это уже совсем другая история о других детях и родителях.

Говорите с ребенком, наблюдайте за тем, к какой активности он проявляет интерес и предложите заниматься.

«Человечный» спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:

  • настойчивость;
  • выносливость;
  • воля;
  • концентрация;
  • умение проходит все этапы от, например, «учим одно движение неделю» до «танцуем в удовольствие»;
  • возможность принимать победы и поражения как одинаково важный жизненный опыт и не опускать руки;
  • самодисциплина и терпение;
  • командность;
  • умение чувствовать свое тело, понимать его потребности.

Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют .

Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.

Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте - адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.

5. Показывай пример!

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», - это английская пословица. Все просто и понятно и я согласен.

Согласись, глупо рассказывать о вреде курения сыну, если на его глазах 16 лет курят папа, . Все, чему хочешь культивировать в себе - это закон.

Не последнюю роль играют семейные традиции, отношения личные и финансовые и распределение обязанностей между родителями.

Если отец - достойный сильный мужчина , подсознательно.

Если мать умеет быть гибкой, чуткой, при этом самодостаточной и уважающей себя – дочь будет это считывать. Согласна? Поделись своим мнением в комментариях.

Кем бы ты не хотела воспитать ребенка, придется начать с себя.

Сфокусируйся не на том, каким должен быть ребенок, а на том, какими должны быть ты и его отец. Как вы себя ведете, какие ценности исповедуете, какая атмосфера в семье в целом, чему вы соответствуете?

Несколько правил общения с ребенком

Правильное общение с ребенком в детстве сэкономит ему на походы к психологам и психотерапевтам в будущем и даже продлит жизнь.

Важно выдерживать баланс свободы личности человека, даже маленького и контроля со стороны родителей.

Любить не равно баловать

К сожалению, часто именно такая ассоциация у многих родителей. Свой малыш всегда самый лучший и любимый. Это понятно, но качества лидера так не воспитывают.

Баловать ребенка, позволять все и подавать на блюдечке по первой истерике и без нее - не вариант.

Регулируй «хотелки», только без ущерба психике и самомнению ребенка. Учись аргументировать отказы, мотивировать и говорить с ребенком.

Только так можно воспитать сильный характер , умение справляться с трудностями.

Например, Билл Гейтс запрещал детям смотреть телевизор более двух часов, а Стив Джобс не разрешал в своей семье пользоваться гаджетами слишком долго, особенно на выходных.

Табу на критику

Поправка деструктивную критику. Если и - то ни в коем случае не самого ребенка, а его действия и поступки. Чтобы у него формировалась позитивная картина мира, что он молодец. А некоторые поступки не совсем верные.

Разбил случайно мамину любимую вазу - что ж, в следующий раз будь аккуратнее, пожалуйста.

Не получилось собрать сложный пазл или решить головоломку, выучить длинное стихотворение - нужно переключить внимание, а потом вернуться и закончить дело.

Вера в ребенка творит чудеса. Именно это - принятие и безусловная любовь к ребенку, вера в него - основа его уверенности в себе и в будущем. Да, лидер может быть скромным, но - никогда.

Радуйся маленьким и большим успехам детей как своим собственным. Но если хвалишь - лучше предметно и по поводу. Иначе - читай предыдущий пункт.

Возраст и пол имеют значение

Я уже писал, что воспитывать сына нужно как мужчину, а девочку - как женщину. И хотя лидером может стать любой, девочке все же нужно больше заботы, внимания, а мальчику - доверия и восхищения.

Женское лидерство - это не «все сама» и жизнь ВДВ. Это , мудрость, гибкость и умение влиять на других, не подавляя их.

Стиль общения с ребенком должен соответствовать его возрасту: чем он старше, тем более серьезные решения может принимать.

О главном

Цель - не воспитать президента, управленца или лауреата нобелевской. Цель - создать условия для развития счастливого человека. И здесь самое важное - любовь к ребенку.

Не забывай ему об этом говорить и проявлять. Ребенок, который чувствует себя нужным и любимым, знает, что что дома его всегда поддержат, не может вырасти не успешным.

Верю в тебя,
Ярослав Самойлов

В последнее время я начала замечать, что моя принцесса стала воспринимать в штыки мои замечания, стараться решать все сама и быть во всем первой. Поначалу я списывала это на очередной детский кризис, но знакомая психолог объяснила, что такое поведение может быть выражением лидерских зачатков. Тут, главное, набраться терпения и выбрать правильный подход к воспитанию, тогда позже эти качества сослужат хорошую службу вашему малышу.

Кто он — настоящий ребёнок-лидер?

По каким же признакам, чертам, манере поведения можно узнать лидера среди детей?

  • Его можно разглядеть уже в трехлетнем возрасте. Именно он будет окружен другими ребятами , ему отдадут лучшую игрушку и поделятся конфетой. Он сам может занять себя, организовать игру .
  • Эти малыши обычно верховоды и заводилы , но при этом не приказывают, а в игру.
  • В случаях конфликта такие ребята берут на себя функцию посредника или судьи .
  • Такая детвора коммуникабельна, дипломатична и легко идёт на контакт.
  • Обладая особенным стилем мышления, они умеют планировать и просчитывать варианты уже в 3-4 года.
  • Ребята-лидеры очень часто имеют увлекательное хобби .
  • В случае неудачи такой малыш не будет лить слезы, и устраивать истерику, а спокойно и упорно будет пытаться преодолеть проблему , делая для себя выводы и приобретая опыт.
  • Они не обидчивы, дружелюбны, не завистливы .
  • Маленькие лидеры, как правило, наблюдательны и рано начинают интересоваться особенностями поведения и человеческих взаимоотношений.
  • В школьном возрасте такие ребята обычно на виду и становятся «неформальным» лидером для одноклассников. Их не назначают быть главными, но получается так, что именно им доверяют сверстники и учителя и именно к их мнению прислушиваются.
  • Среди главных черт лидера выделяются ответственность, умение высказать и аргументировать свое мнение, способность встать на защиту слабого .

По мнению психологов, есть ряд некоторых качеств и правил поведения, присущих лидерам.

Лидер:

  • Не настаивает, а оказывает поддержку .
  • Умело контактирует с окружающими.
  • Умеет убеждать других.
  • Умеет организовать людей для общего дела.
  • Не заставляет, а вдохновляет на действия .
  • Сам формирует свое окружение .
  • Умеет планировать и решительно действовать .

Как узнать, что ваш ребенок лидер — игры на выявление лидерских качеств

Поведение детей не всегда можно трактовать однозначно. Иногда то, что вы посчитали личностными характеристиками малыша, на практике оказывается детской неуправляемостью и .

Психологи предлагают определиться с помощью социоадаптивных игр, которые и помогут выявить кто ваш малыш лидер или капризуля?

Подобные игры позволят детям проявить индивидуальность, персональные лидерские качества, творческие, способность заполучить внимание группы . Они показывают значимость и равные возможности каждого в коллективе.

«Веревочка»

Для этой игры понадобится веревка. Свяжите ее концы. Длина веревки будет зависеть от количества участников. Дети встают в круг и берутся обеими руками за веревку, так чтобы она была внутри круга.

Задание: все закрывают глаза и, не выпуская из рук веревочки нужно строить разные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб.
Обычно вначале возникает пауза, и дети бездействуют, а затем кто-то один начинает предлагать варианты действий и организовывать детей в игре.

Как показывает практика тот, кто взял на себя эти функции и есть лидер.

«Карабас»

Для этой игры нужно посадить детей в круг. С ними садится один ведущий. Второй ведущий должен внимательно наблюдать за ходом игры.

Ведущий называет число и в группе должно встать такое же количество детей.

Чаще всего первыми встают наиболее общительные и стремящиеся к лидерству ребята.

«Атомы-молекулы»

Пока ведущий говорит «атомы» дети должны беспорядочно двигаться по залу. Как только ведущий говорит, например «Молекулы по пять», дети должны объединяться в группы в соответствии с называемым числом. Малыши с задатками лидера обычно берут инициативу на себя и собирают возле себя группу - «молекулу».

«Проводник»

Дети выстраиваются в колонну по одному друг за другом и кладут руки на плечи – получается паровозик.

Нужно не разговаривая провести паровоз по маршруту, показывая направление движения хлопками:

  • По левому плечу - налево.
  • По правому - направо.
  • Один хлопок по обоим плечам - вперед.
  • Два хлопка по плечам - назад.
  • Хлопки по плечам дробью - стоп.

У всех, кроме того, кто стоит последним, закрыты глаза . Он машинист поезда. Машинист, проведя несколько поворотов, переходит вперед и становится вагоном. По тому у кого лучше получается управлять и судят о лидерстве .

Кроме игр, существуют еще специальные психологические тесты , помогающие определить наличие лидерских задатков у детей. Но для их проведения лучше обратиться к специалистам.

7 правил воспитания ребенка-лидера – как помочь стать лучшим?

Конечно, нельзя сказать, что лидерами рождаются. Точнее будет сказать, что рождаются с определенными задатками для этого.
И тут родителям нужно не зевать, если они хотят воспитать свое дитя так, чтобы в будущем он реализовал себя и стал успешным и счастливым человеком .

Я хочу рассказать о семи основных правилах, которые помогут развить лидерские качества у детей:

1. Старайтесь поощрять любознательность . Присмотритесь, что вызывает у малыша интерес, чему он хочет научиться и стимулируйте эту заинтересованность. Запишите его на подходящий кружок или секцию, подберите подходящую литературу, игры, фильмы. Но помните, что выбор должен сделать именно он - не нужно решать за него.

2. Поощряйте самостоятельность . Интересуйтесь его суждениями и не навязывайте свое мнение. Хвалите его старания сделать, что-то самостоятельно, даже если у него получается немного неуклюже. Не спешите поправлять ошибки, лучше помогите довести его затею до конца. И уверяю вас, в следующий раз у него выйдет лучше.

3. Одной из отличительных черт лидера является ответственность за собственные поступки и слова . Поэтому поддерживайте в ребенке желания сдерживать слово и выполнять свои обещания. Дети, с детства приученные быть ответственными, имеют больше шансов стать удачными в будущем.

4. Успешные люди в большинстве своем очень общительные . Не удерживаете детей от общения со сверстниками и постарайтесь без необходимости не влезать в их отношения. Способность собственными силами находить компромиссы во всевозможных ситуациях, которые появляются при общении, очень пригодятся в жизни.

5. Наиглавнейшим условием достижения успеха является умение ставить цель и достигать ее . Научите ребенка ставить задачу, разбивая на этапы процесс достижения, упорно двигаться к намеченной цели. По мере надобности помогайте ему, но не беритесь выполнять задачу вместо него! Это может приучить его, всегда ждать помощи, вместо того чтобы мобилизовывать собственные силы и знания.

6. Важная часть процесса воспитания - похвала . Хвалить детей нужно — за стремление развиваться и учиться, за настойчивость, терпение, за желание хорошо выполнить задание, но не переусердствуйте. Для детей, привыкших слышать похвалу по любому поводу, она потеряет свою важность.

7. Обучите малыша должным образом относиться к неудачам : не делать из происшедшего трагедии, проанализировать и выявить причины провала и найти новое правильное решение.

Ошибки родителей, которые нужно обходить стороной при воспитании ребенка-лидера

Зачастую родители, стараясь сделать как лучше, только усугубляют ситуацию.

Я хочу предостеречь и назвать самые распространенные ошибки, которые делают родители, воспитывая свое чадо:

  1. Мы окружаем деток чрезмерной заботой из страха их потерять . Не бойтесь, пусть ребенок упадет, «обдерет коленки» и поймет, что это вполне нормально.
  2. Не бегите на подмогу сломя голову . Молниеносная помощь лишает детей необходимости искать выход из сложных положений и самостоятельно решать проблемы.
  3. Несмотря на то, что нужно дать возможность деткам набить собственные шишки, поделитесь своим опытом , не бойтесь рассказать о собственных ошибках, которые вы совершали в их возрасте.
  4. Ваши слова не должны расходиться с вашими поступками . Задача родителей показать пример, как стать людьми ответственными за свои слова и действия.
  5. Избегайте чрезмерного восхваления . Когда любимые чада заметят, что папа и мама, единственные кто считает их лучшими, они начнут сомневаться в вашей объективности. И чтобы избежать сложной реальности они начнут лгать и жульничать.
  6. Помешать ребенку стать лидером может избалованность . Не бойтесь отказать малышу и сказать «нет, «не сейчас», чтобы он старался сам добиваться того, в чем нуждается. Кроме того отношения основанные на материальном поощрении убивают в детках бескорыстную любовь и внутреннюю мотивацию.

Даже если вы считаете, что у вашего малыша нет предрасположенности к лидерству, не опускайте руки. Пусть ваше сокровище и не будет начальником, руководителем, президентом, но навыки лидера, которые вы привьёте, в любом случае ему пригодятся .

Как воспитать лидера в ребенке? Современные родители мечтают видеть своих малышей в будущем успешными и самодостаточными. Мысль о том, что их ребенок будет у кого-то “на побегушках” приводит в ужас близких. Быть лидером не только дома, но и в кругу друзей, в школе, в глазах взрослых сможет не каждый. Не стоит путать лидерство с диктаторством. Как же воспитать лидера в ребенке не “перегибая палку”? Какие ошибки лучше не допускать при выявлении лидерских качеств? Для лучшего понимания, есть ли задатки у ребенка вы можете пройти .

Лидером рождаются или становятся?

Всего лишь 40% лидерских качеств заложено в младенца с рождения, остальные 60% зависит от родительского воспитания. Будет ли Ваш сын или дочь лидером зависит от воспитания и примера близких. Родители являются эталоном для подражания. Если родители не имеют в жизни достижений, то и ребенок не будет стремиться быть лидером. Конечно же, бывает так что маленький вождь назло всем показывает свои сильные стороны и добивается успехов. Так вырастают безжалостные лидеры с холодным сердцем. Им чужды чувства сострадания и милосердия.
В семье, где хотя бы один родитель достиг немалых успехов, воспитать лидерские качества у ребенка гораздо легче. На собственном примере взрослые показывают форму общения, нормы поведения, уважение и сострадание к окружающим.

Стоит также сделать акцент на том, что говорят детям родители. В порыве гнева взрослые могут уронить обидное слово, не придав значения. Однако, для маленького человечка каждое слово играет большую роль в формировании личности. Если мама или папа часто говорит: “Какой ты глупый…”, “Не делай так, делай как я сказал(а)” и прочее, такие высказывания приводят к понижению самооценки. Ребенок старается совсем не показываться, становится стеснительным, пассивным.

Чаще хвалите малыша, подбадривайте. Искренняя вера в положительный результат даст больше уверенности.

Нужно ли воспитывать лидера?

Все дети разные и не каждый может быть . Не стоит стараться сделать из ребенка лидера, если он комфортно чувствует себя в одиночестве или с лучшим другом. Проанализируйте поведение чада и если выявите такие качества, то скорее всего в вашей семье подрастает, как минимум, руководитель:

  • в окружении сверстников является “моторчиком”, друзья слушают его и хотят быть рядом;
  • любит, чтобы окружающие сосредоточились только на нем;
  • доказывает своё мнение, спорит;
  • легко общается с людьми разных возрастов;
  • знает свои изъяны и легко переживает шутки в его сторону и прочее.

Если Вы не увидели такие качества в своем малыше — не расстраивайтесь. Задача родителей — вырастить счастливого, полноценного, самодостаточного человека. Не обязательно за собой вести толпу.

Человек может добиться успеха с поддержкой близких друзей и родных. Оказывая моральную опору детям, Вы воспитываете уверенность в себе.
Уверенность нужно подпитывать каждый день, и для мальчиков это наиболее важно. Чтобы мужчина вырос самоуверенным, целеустремленным, успешным, в то же время, милосердным и сочувствующим, в детстве он должен быть окружен поддержкой и правильным воспитанием. Мальчикам с раннего возраста необходимо усвоить некоторые нужные привычки, для воспитания лидерских качеств:

  • сдерживать обещания;
  • выполнять больше, чем поставлена задача;
  • доводить работу до завершения;
  • уважать окружающих;
  • следить за своим внешним видом и здоровьем;
  • ставить новые цели и достигать их.

Как же вырастить лидера?

В первую очередь присмотритесь к малышу, он сам покажет и расскажет есть ли у него задатки лидера. Только это никак не влияет на отношение к ребенку. Если лидерские качества “на лицо”, в руках родителей возможность развивать их, соблюдая баланс и критикуя конструктивно. Именно правильное отношение к критике — залог успеха. Крошка научится воспринимать критику без обид и стыда, если в детстве родители правильно обсуждали неудачи. Ведь одну ситуацию можно преподнести двояко. Например, после уборки дочери мама обнаруживает пыльные углы, сказав: ”Плохо убралась. Пока полы не будут блестеть, никуда не пойдешь!”. После таких слов энтузиазм у девочки исчезает, проявлять инициативу она, точно, не будет. Другой вариант: “Доченька, у тебя с каждым разом полы чище и чище, только осталось убрать с углов остатки пыли и пойдем пить чай.” Такой подход разбудит интерес в любом деле, потому что в девочку верит самый близкий человек.
Некоторые родители пытаются воспитать в ребенке лидерские качества путем соревнований. Здесь нужно быть осторожным, не восхвалять победителя, а объяснить, что это плод его труда, что у других людей иные заслуги.
Покажите подрастающему лидеру важность совершенных поступков, а не сказанных слов. Только действия рождают результат. Научите спокойно воспринимать неудачи, выносить уроки. Тот не ошибается, кто ничего не делает! В любой ситуации ищите вместе положительные стороны, к оптимистам тянутся люди, с ними легче общаться и находить общие интересы.

Важно в раннем детстве увидеть интересы малыша и развивать их. В деле, которое приносит удовольствие, человек достигнет больших успехов. А при поддержке близких и вера в успех дадут толчок к развитию самодостаточной личности.

Выполняйте ежедневные действия для развития лидерских качеств:
перед выходом на прогулку позвольте малышу самому выбрать игрушку и нести ее на площадку;

  • предоставьте возможность сыну или дочери вспомнить дорогу в магазин (поликлинику, к бабушке и прочее);
  • предложите крошке первому подойти к незнакомому ребенку на площадке;
  • чаще спрашивайте мнение дошкольника, советуйтесь;
  • будьте тактичными с детскими вопросами, желаниями.

Дети, у которых родители “делают из мухи слона”, вырастают тревожными и неуверенными. За любой неудачей малыша должна следовать еще одна попытка.

Не следует давить, принуждать к следующей попытке, подбодрите: “Повторишь попытку, когда будешь готов”.

Человек рождаясь обладает индивидуальным набором качеств и умений, под влиянием окружающей среды в процессе взросления эти качества развиваются или затухают. Настоящий лидер тот, который умеет ставить цели и достигать их, высказывает мнение опираясь на личные ощущения. Каждый ребенок должен сам выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Кто-то добивается необыкновенного успеха в бизнесе, а кто-то чувствует себя комфортно в домашней обстановке с книжкой в руках. Стоит не опираться на шаблонные требования, прислушайтесь к чувствам малыша и следуйте за ними.
Главная миссия взрослых — воспитать гармоничную, многогранную, счастливую личность. Выявить сильные стороны и направить в нужное русло. Придерживаясь золотой середины, доверяйте ребенку, давайте разумную свободу. Наблюдая, вы сами поймете как ребенка воспитать лидером. Любите своего ребенка чемпионом или оказавшимся в проигрыше, властным или посредственным.