Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" для детей средней группы. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе "Золотая осень"

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познавательное развитие» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный : корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное» .

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

Заяц:

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Дождик, дождик,

Пуще лей (смотрят вверх.)

Капель, капель

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 155»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей

(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)

«Путешествие в осенний лес»

Провела воспитатель

Белгородцева О.Ю.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Осень. Овощи и фрукты». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
Программное содержание: закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания детей об овощах, фруктах, учить узнавать фрукты на ощупь; развивать речь, внимание, память.
Оборудование: муляжи фруктов, карточки, иллюстрации овощей, коробочка, мольберт, иллюстрация «Осень».
Содержание НОД.
Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Ветерок поднимает дорожки
И кружит золотую листву
Что случилась в природе ребята?
Подскажите мне я не пойму.
- Верно, это наступила осень. И сегодня мы будем с вами говорить об осени.
Беседа о времени года.
-Ребята, скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?
Ответы детей:
-На улице идут дожди.
-Стало холодно.
-Дует холодный ветер.
-Листочки желтеют и опадают.
-Осенью листочки бывают разноцветные.
-Солнышко светит, но не греет.
-Птицы улетают в тёплые края.
-Звери готовятся к зиме.
-Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.
Воспитатель:
-Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени.
– Скажите, дети, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Физкультминутка.
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
После физкультминутки дети садятся на стульчики полукругом на ковре.
– А теперь внимательно посмотрите на мольберт. Я хочу картинками вам рассказать об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай». (Свой рассказ воспитатель сопровождает иллюстрациями)
– А теперь вы расскажите об осени. (Дети у мольберта рассказывают об осени).
Пальчиковая гимнастика.
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла
Яблоки душистые, (поочередно загибают пальцы)
Репку золотистую,
Кабачки пузатые
И морковку сладкую.
– Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка у меня есть. А как вы думаете, что в ней лежит? (Высказывания детей).
Воспитатель приглашает несколько детей к столу. Дети по очереди ощупывают то, что лежит в коробке (яблоко, груша, лимон, мандарин, банан), если смогут, называют, но не достают.
Воспитатель опускает руку в коробку и говорит, что достает круглое, румяное, сладкое, гладкое.
- Что это? (Яблоко)
– Длинное, желтое, мягкое, сладкое, перед тем, как есть, надо очистить. - Что это? (Банан)
– Круглое, оранжевое, немного кисловатое, перед употреблением чистится, делится на дольки.
– Что это? (Мандарин)
– Круглое, желтое, очень кислое, перед употреблением чистится. Что это? (Лимон)
– Желтое, сладкое, гладкое, похоже на лампочку. - Что это? (Груша)
– Как одним словом назвать то? (Фрукты).
– Где растут фрукты? (На деревьях в саду).
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
– Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице. (Морковь)
– Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
– В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
– Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами, которые называли дети.
– Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи). А какие овощи вы еще знаете?
– Где растут овощи? (На грядке в огороде)
– Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
– Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки. В одну корзинку собрать фрукты, в другую - овощи).
Итог занятия:
– Ребята, вам понравилось занятие?
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.

Описание работы: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия "Здравствуй, Осень Золотая" для детей среднего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с возрастной категорией 4-5 лет

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о признаках Осени;
2. Формировать умение составлять рассказ об Осени.
Развивающие задачи:
1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи.
2. Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание познавать природу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: Картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, мячик
Действующие герои: Старичок-Лесовичок
Место проведения: групповая комната

Конспект НОД «Здравствуй, Осень золотая» для среднего дошкольного возраста

Ход занятия:
Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
(Стук в дверь. Появляется печальный Старичок – Лесовичок.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно) ?
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок: Правильно, Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!

Лесовичок: Да, так и есть. И это теперь я вспомнил! Ребята, а вы мне поможете вспомнить про Осень, какая она бывает?
Воспитатель: Конечно, Лесовичок, ребята тебе расскажут всё про красавицу Осень! Ребятки, а давайте мы сейчас встанем все в большой, большой хоровод и поиграем в замечательную игру! Для начала мы выберем водящего при помощи считалочки! (проводится считалочка и выбирается водящий) . А теперь Полиночка (водящая) кидает мячик каждому из вас, и вы отвечаете на вопрос «Какая Осень?» Например: Осень золотая! Начинаем!
Дети: Теплая, холодная, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная, удивительная и т.д.
Лесовичок: Какие вы молодцы, столько прилагательных знаете об Осени! (у Лесовичка выпадает из кармана письмо)
Лесовичок: Ой, а что это у меня? Письмо? (удивлено) Точно, вспомнил, письмо! Его мне для вас передали лесные жители! А что бы узнать, какие это животные, отгадайте про них загадки!
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это …
Дети: Белка
Лесовичок: Ну конечно, это Белка!
Лесовичок: А сейчас мы узнаем, кто хочет вам задать ещё вопрос!
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его...
Дети: Медведь
Лесовичок: Ой, от кого же следующий вопрос?
Вот иголки и булавки
Выползают из - под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят!
Дети: Ёжик
Лесовичок: Правильно, Ёжик.
Лесовичок: Ребята, а вы хотите узнать, какие вопросы вам задали в этом письме белка, медведь и ёж?
Дети: Да
Лесовичок: Для того, чтобы помочь нашим белке, медведю и ёжику, нам необходимо разделится на три подгруппы. (Разделение на подгруппы) .
Так как белка совершенно не готова к зиме, для первой подгруппы детишек, она задала интересующий её вопрос «Какие ей надо сделать запасы на зиму?» На столе перед вами лежат картинки с изображением шишек, колбаски, орешек, сыра, ягод, грибочек и молочка. Вы выбираете только те картинки, на которых изображено то, что белка собирает на зиму!
Наш забывчивый Мишка, для второй подгруппы, задает такой вопрос «Что он делает зимой?» Перед вами лежат картинки с изображением сна, прогулки, приёма пищи, купания. Ребята, а вам нужно выбрать картинку, на которой изображено, что делает Мишка зимой?
А для вас ребята, ёжик задал вот такой интересный и очень важный для него вопрос «Что ему нужно спрятать у себя в норке на зиму?» Перед вами картинки с изображением грибов, хлеба, пирожков, фруктов, котлет и ягод. Вы выбираете, что нужно ёжику!
Первая подгруппа детишек: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибочки.
Вторая подгруппа детишек: Мишка зимой спит.
Третья подгруппа детишек: Ёж прячет у себя в норке грибы, фрукты и ягоды.
Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть для вас вопросы!
- Для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.
Лесовичок: Хорошо, а какого цвета осенью трава и листики?
Дети: Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые;
Трава жёлтая, коричневая.
Воспитатель: Лесовичок, а говорят ты немного волшебник?
Лесовичок: Да, ребята, волшебство я люблю и колдую понемножку!
Воспитатель: А можешь сейчас сделать для нас что - нибудь волшебное?
Лесовичок: Ребята, старенький я совсем стал, но заклинания волшебные ещё помню. Сейчас я скажу волшебные слова и все ребята превратятся в осенние листочки. Хотите?
Дети: Да
Лесовичок: А вы мне поможете произнести волшебные слова?
Дети: Да
Лесовичок: Повторяйте за мной: Раз, Два, Три, мы закружились и в листочки превратились!
Мы - осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Лесовичок: Молодцы, ребята! А теперь: Раз, Два, Три, мы закружились и в ребят мы превратились! Ой – ё – ёй, ребята, у меня случилось беда, на моём волшебном дереве (дерево изображено на ватмане) , листики потеряли цвет. Что ж мне делать?
Воспитатель: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем!
Ребята, давайте поможем Лесовичку, и раскрасим листики на его волшебном деревце?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Перед вами лежат листики, выбирайте себе понравившейся, возьмите в руку кисть и выберете себе краску: красного, желтого или золотистого цвета! Теперь раскрашиваем наши листики (Раскрашивают гуашью листики) . А сейчас мы с вами при помощи клея приклеим наши разноцветные, красивые листики на волшебное дерево Лесовичка! (Приклеивают листики)
Лесовичок: Ребята, какие вы умнички и умники! Теперь моё волшебное деревце ожило разноцветными листочками!
Лесовичок: Я предлагаю вам встать в большой, красивый хоровод и спеть песню «Осень наступила». (Поют песню и выполняют соответствующие движения)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Очень мне понравилось, как вы хорошо отвечаете на вопросы, с интересом и задорно играете, весело поёте! Спасибо вам, что помогли мне и лесным жителям вспомнить, какое сейчас время года! Мне пора возвращаться к себе в лес, к моим лесным жителям! До свидания, до новых встреч!
Дети: До Свидания!
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, помогли Лесовичку всё вспомнить, ответили на все его вопросы! Вам понравилось помогать Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Воспитатель: А чем мы занимались?
Дети: мы рассказывали про Осень, разгадывали загадки, играли, рисовали и приклеивали листики.

Воспитатель: Делать хорошие дела, всегда приятно!

Название: Конспект НОД «Путешествие в осеннюю сказку». Средняя группа.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, Средняя группа

Должность: воспитатель первой первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №88 г. Пенза «Светлячок»
Месторасположение: г. Пенза, Пензенская область

«Путешествие в осеннюю сказку»
(Конспект НОД с детьми 4-5 лет)

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Познавательное развитие

  • формировать умение детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения в природе, названия деревьев;

Речевое развитие

  • активизировать словарный запас детей при помощи новых слов, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений, способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников;

Социально-коммуникативное

  • формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, с помощью игровых ситуаций доставить радость, удовольствие от совместной деятельности;
  • воспитывать осознанно-правильное отношение к природе, через осознание её красоты, заботливое отношение к животным;
  • продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Художественно-эстетическое развитие

. продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги».

. закрепить имения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск.- закрепить имения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск.

Оборудование и материалы:

Конверт; листья различных деревьев и карточки с изображением деревьев; шкатулка; мячик; иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень»; магнитофон, аудиозапись «Звуки пробуждающегося леса»; лист бумаги с изображением серого зайца на каждого ребёнка; гуашь белого цвета; салфетки на каждого ребёнка; бумага на каждого ребёнка; мольберт; клеёнки.

Словарная работа

  • Термометр, золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, беседы, чтение рассказов о растениях и диких животных, заучивание стихов наизусть.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель сообщает детям : что сегодня в детский сад утром почтальон принес письмо. Но она его куда – то положила и не может никак найти. И даже не посмотрела от кого оно. Не поможете найти его?

Дети ищут и находят письмо. Воспитатель хвалит детей и обращает внимание на конверт. А конверт – то необычный, украшенный осенними листьями. Значит и письмо не простое. (Читает адрес) .

Кому: Детский сад №88. Ребятам средней группы.

От кого: От зайчат из леса.

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите, когда она будет в лесу?

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель обращается к детям и предлагает отправиться в путешествие. А куда нужно отгадать загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Но прежде необходимо узнать, знаете ли вы правила поведения в природе?

Игра «Слушайте внимательно» .

Если правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать.

— В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер.

— Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.

— Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей.

— В лесу громко не разговаривай.

— Муравейники не разоряй.

— Птенцов домой не забирай.

— Ходи по лесу осторожно, веток не ломай.

— В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко.

: Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь друг за другом и вперёд! Дети, зайцам повезло, сейчас мы действительно совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Вопросы детям : Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь — дождливая.
  • Когда дует ветер — ветреная
  • Холодно — холодная
  • Пасмурно — пасмурная
  • Сыро — сырая
  • Хмуро — хмурая
  • Ясно — ясная

Воспитатель хвалит детей : Отлично. Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель обращается к детям: Вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением осени. Какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель поощряет детей и задаёт вопрос: А что происходит с природой осенью?

Воспитатель рассказывает детям про осень : Осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте приметы осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река.

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Воспитатель предлагает детям: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои приметы и пословицы?

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре — теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель хвалит детей.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас Настя расскажет стихотворение «Осень».

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель беседует с детьми :

— Как вы думаете, почему плакала береза?

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

А будут ли, такие листочки держатся?

Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель предлагает поиграть.

Игра «Угадай, с какого дерева лист»

Воспитатель восхищается ответами детей: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень?

Игра осенние слова

Воспитатель обращается к детям : Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? — спросим.

Осень, осень, осень.

Воспитатель предлагает подумать детям: что же ответим зайчатам.

Дети предлагают раскрасить серых зайчиков в белые шубки.

Воспитатель соглашается с детьми и спрашивает, как они хотят сделать. Дети предлагают раскрасить зайчиков жатой бумагой.

Воспитатель предлагает взять необходимые материалы для работы. Садятся за столы. Вспоминают правила работы с жатой бумагой и приступают к раскрашиванию.

Воспитатель подводит итог и говорит, ч то она очень рада тому, что дети сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через город и направилась в лес. Сегодня после прогулки отошлём зайчикам ответ.

Кто сегодня на занятии был самым активным?

Чьи ответы вам понравились?

А кому понравились свои ответы и почему?

Воспитатель: У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Она прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить после сна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Калинка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ОСЕНЬ»

Воспитатель: Комиссарова Е.А

Рыльск 2017

Программные задачи:

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени, сезонных изменениях в природе.

Формировать представления о перелетных и зимующих птицах, диких животных, насекомых.

Продолжать учить создавать на бумаге композиции из природного материала, умение работать с клеем, кисточкой.

Развивать умение замечать красоту окружающего мира, желание заботиться о птицах. Воспитывать любовь к природе, отзывчивость, чуткость, доброту.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, кустарниками, птицами, насекомыми, сезонными изменениями (небом, ветром, солнцем, дождем), экскурсии в парк, по улицам города, рассматривание осенних иллюстраций, изготовление поделок из природного материала, чтение стихов и рассказов об осени, беседы, дидактические игры.

Оборудование : листья, веточки, фрукты, овощи, осенние иллюстрации, зонт, заготовки для аппликации (листья, шелуха лука, клей, кисточки, подставки, картон), шапочки животных (белка, заяц, ёж, медведь), игрушка - Шуршик, музыкальное сопровождение «Шум дождя», «Воробьи летают», «Осень».

Дети заходят в зал.

В:Ребята отгадайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года как скажите, зовется?

В:Правильно, осень.

Сегодня на занятии мы будем говорить об осени. Поэтому у нас в группе так красиво и красочно.

Совсем недавно было теплое лето, грело солнышко, было очень тепло. Как же мы узнаем, что вдруг наступила осень?

(Ответы детей.)

В:Правильно, солнышко стало меньше греть, оно устало от летней работы всех согревать, всем расти помогать. Поэтому на деревьях появились желтые листочки, деревья и кустарники начали менять свой наряд, очень им хотелось понравиться осени.

(Подходят к первому столу, на котором представлены приметы осени).

В:Ребята, а как же называется начало осени?

Ответы детей.

В:Правильно, ранняя осень. А чем же еще нас радует ранняя осень?

Ответы детей.

В:Да действительно в эту пору много различных фруктов, овощей, грибов. Какие вы знаете фрукты и овощи, которые созревают осенью?

Ответы детей.

В:А чем заняты люди?

Ответы детей.

В:Как стали одеваться люди?

(Ребенок читает стихотворение.)

Много фруктов, овощей осень подарила,

Своей раннею порой всех заворожила.

Осень краски принесла, принялась за дело,

И раскрасила она чудный лес умело.

В:Ребята, а за ранней порой какая наступает осень?

Ответы детей.

В:Правильно, золотая.

А почему ее называют золотой?

(Подходят к следующему столу и рассматривают иллюстрации, листья).

Обратите внимание, как нарядна и красива золотая осень. Осень раскрасила деревья, кустарники в желтый золотой наряд. Все лето листья подставляли солнышку свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышко багряными и золотыми. Налились, потяжелели и полетели. Начался золотой дождь.

Ребята, а как называется дождь из листьев?

Ответы детей.

Правильно, листопад.

Давайте послушаем стихотворение В. Семериной «Золотая осень»

(Ребенок читает стихотворение)

Спят березы в октябре,

Ярче зелень сосен,

Потому что на дворе Золотая осень.

Вновь осенняя пора,

Ветром закружила,

Чудо красками она Всех заворожила.

В:Ребята, а за золотой осенью какая приходит пора?

Ответы детей.

В:Правильно, поздняя. А какая погода поздней осенью?

Ответы детей.

В6Верно, стало холодно, часто идут дожди.

Давайте послушаем шум осеннего дождя.

(Слушаем запись).

Ребята, скажите какое осенью небо?

Как изменились день и ночь?

Как стали одеваться люди?

Как изменились деревья и кустарники?

Ответы детей.

(Подходят к следующему столу).

В:Верно, деревья и кустарники сбросили листву. Они готовятся к зиме, им нужно отдохнуть. Они все лето трудились, выращивали фрукты, ягоды, семена. Они потратили много сил и очень устали, пришла пора им отдохнуть, набраться сил для следующего лета.

Ребята, а куда подевались насекомые, жучки, паучки?

Ответы детей.

В:Правильно, они спрятались до весны в кору деревьев, землю.

А что же стало с птицами?

Ответы детей.

В:Верно, некоторые улетели в теплые края.

А почему?

Ответы детей.

В:Правильно, стало холодно и им нечего кушать.

Назовите птиц, которые улетают в теплые края.

Ответы детей.

(Утки, гуси, журавли, ласточки, жаворонки).

В:А какие птицы зимуют с нами?

Ответы детей.

(Воробей, ворона, снегирь, синичка).

В:Ребята, тем птичкам, которые зимуют с нами, тоже будет тяжело зимой. Им будет холодно и голодно. Мы им можем помочь?

Ответы детей.

Без нашей помощи они просто не выживут.

Мы уже повесили кормушку и уже подкармливаем птичек.

А теперь давайте поиграем, вы будете воробьями, зонт - кормушкой. Нужно меня внимательно слушать.

(Звучит музыка «Воробьи летают»).

Поздней осенью, зимой,

Птичкам голодно порой,

Разлетались воробьи,

Растопырили хвосты,

Все летали, все летали,

Крошки, зернышки искали,

И случайно всей гурьбой,

Прилетели в садик мой.

А на елочке кормушка,

Птичкам лучшая подружка,

Эй, воробушки, скорей,

Подлетайте к ней живей,

Угощайтесь, не стесняйтесь.

Птички стайкой подлетели,

Крошки, зернышки поели,

Только долго не сидели,

Испугались, улетели.

Полетали, полетали,

Песни пели, щебетали,

Не страшна теперь зима

Если есть у нас друзья.

А потом проголодались

И к кормушке возвращались,

Все клевали, все клевали,

И уже не унывали.

В:Вот такие молодцы. Ребята, скажите, а какая у нас сейчас осень?

Ответы детей.

В:Да, сейчас поздняя осень, совсем скоро начнется зима. В конце осени мы будем поздравлять наших мам с праздником «Днем матери». Мы с вами уже начали готовить подарки для мам из природного материала, из того, что нам подарила осень. Давайте закончим свои работы. Садитесь за стол, вспомните, что вы задумали. С начала разложите материал, затем приступайте к работе. (Дети наклеивают цветочки из шелухи лука, оболочки чеснока, корки апельсина на уже подготовленный картон с аппликацией из осенних листьев).

Воспитатель выходит из группы, переодевается и возвращается в костюме осени.

Я осень золотая, проститься к вам пришла,

Особые подарки для вас я принесла,

Раскрасила багрянцем я шумные леса,

И птичек проводила в далекие края,

И первые морозцы для вас я припасла.

Какие же вы молодцы ребята. Какие прекрасные работы вы сделали для своих мам. Мне очень нравится, что все у вас идет в ход, и шелуха, и корочки, и листья. Молодцы!А сейчас давайте вместе с вами споем осеннюю песенку и потанцуем.

(Песня «Осень»).

Ребята заканчивается осень. Я пришла к вам попрощаться. Вместе со мной пришел мой дружок (Шуршик спит в корзинке). А вот и он, это Шуршик. Он бегает по лесу шуршит листочками и веселит местных жителей. Он пришел узнать, знаете ли вы как встречают звери осень в лесу. Сейчас мы проверим (воспитатель одевает детям шапочки зверей).

«Встреча осени». С. Иванов.

Вот и белка, и зайчишка, колючий ёжик, бурый мишка,

Сейчас мы их сказать попросим, как все они встречают осень

Пора мне зайчику линять, пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу - меня заметят на снегу.

А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу,

Орешков делаю запас, вот так стараюсь!

В добрый час!

В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять

Пусть мне во сне присниться мед, проснусь, когда весна придет.

Я тоже буду спать как мишка, я поохотился за лето,

Устал я, выбился из сил, сучков себе я принесу

Квартиру сделаю в лесу, проснусь - пойду встречать весну Опять охотиться начну.

Спасибо ребята, вы молодцы, все знаете, все умеете.

А загадки отгадывать умеете?

Наливное красное,

Вкусное, прекрасное,

На ветке сидит,

На деток глядит.

Правильно, это яблоко.

Ну если вы и загадки отгадывать умеете, значит мы с Шуршиком угостим вас вкусными наливными яблочками. В яблоках очень много витаминов, они очень полезны.

А теперь пора прощаться,

Уходить друзья пора,

Через несколько денечков

К вам сюда придет зима.