Кожа - орган дыхания. Кожа как орган дыхания

Человек дышит не только легкими. У нас есть второй орган дыхания. Это кожа.

Кожа человека - не просто внешняя оболочка тела. Кожа выполняет самые разнообразные функции. Она защищает организм от внешних воздействий, выполняя роль барьера между организмом и внешней средой. Кожа - действительно надежный барьер, защищающий от различных повреждений внутренние органы. Кожа не допускает внутрь нашего организма и различных возбудителей болезней и инфекций - и не только потому, что чисто механически защищает от проникновения инфекции внутрь тела, но и потому, что образует на своей поверхности особую кислую среду, в которой болезнетворные микроорганизмы гибнут.

Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.

Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холода. Вспомните о капиллярах - именно они насквозь пронизывают кожу. При низкой температуре воздуха капилляры сужаются, приток крови к коже уменьшается, и кожа практически перестает отдавать тепло наружу, она сохраняет все тепло внутри организма. Мы можем замерзнуть снаружи, но зато внутри организм остается теплым и деятельным, как всегда! А если температура воздуха высокая, то капилляры расширяются, увеличивается приток крови к коже, и кожа начинает много тепла отдавать наружу, охлаждая таким образом весь организм.

Кожа является органом чувств: она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.

И наконец, важная функция кожи - функция дыхания: через крошечные отверстия - поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ - и таким образом помогает легким в процессе дыхания.

Заметим: именно кожа - тот орган человеческого тела, который первым соприкасается с воздухом. До легких воздух еще должен добраться, чтобы в организм начал поступать кислород, а через кожу он уже поступает - достаточно оказаться на воздухе и снять одежду. Кстати, йоги могут подолгу задерживать дыхание и дышать очень редко именно потому, что у них чрезвычайно развито кожное дыхание, которое при определенных тренировках во многом заменяет дыхание легкими! А вот если тело поместить в ядовитую среду, где кожа не сможет дышать, а голову оставить на самом свежем воздухе, то легочное дыхание в этом случае не спасет: поры будут закупорены ядами, и любое живое существо, будь то животное или человек, умрет в таких условиях, не сможет выжить.

Вот как важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Вот почему кожа - поистине второй орган дыхания, без которого мы не можем жить так же, как и без легких.

Кожа требует свободного дыхания, как требует его весь наш организм. Именно поэтому в теплый день нам так хочется снять одежду. Кожа хочет дышать, кожа не может без воздуха! Ведь если кожа лишена возможности дышать, она не получает нужного количества кислорода, а значит, и жизненной энергии. Если держать человека одетым в воздухонепроницаемую одежду, да еще в душном помещении, и давать ему при этом дышать кислородом - он все равно не будет чувствовать себя здоровым и сильным. Одного легочного дыхания недостаточно для поступления нужного количества энергии в организм! Для этого требуется поступление кислорода и жизненной силы через кожу.

Природа не случайно создала нас обнаженными - она ведь не предполагала, что мы оденемся в тесные одежды, запрем себя в душных помещениях и забудем, как важно кожное дыхание. Современный человек отучил свою кожу дышать. И кожа в большой степени утратила эту свою важную функцию: она действительно почти разучилась дышать! Человек, у которого кожное дыхание выражено очень слабо, рискует своим здоровьем. Во-первых, он лишает себя большого количества жизненных сил, а потому чувствует себя вечно слабым и усталым. Во-вторых, исследования показали, что недостаток кислорода в клетках кожи создает предпосылки для развития раковых клеток.

Кожа, у которой нарушена функция дыхания, и внешне выглядит нездоровой. Бледная, дряблая кожа, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, имеющая нездоровый землисто-серый цвет, пронизанная красными прожилками, - это признаки многих отклонений от природы, в том числе и нарушения кожного дыхания. Когда кожа дышит - в ней движется жизненная сила. Жизненная сила несет в себе не только здоровье, но и молодость кожи! Кожа, которая дышит, выглядит молодой, эластичной, красивой, на ней разглаживаются морщины, цвет лица становится живым и свежим.

Поэтому я считаю, что обнажение тела на свежем воздухе - не только закаливающая процедура, но эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы усилить кожное дыхание. Когда мы обнажаем кожу, с ее поверхности удаляются разные продукты отходов и яды, выделившиеся с потом. И в кожу впитывается кислород, который разрушает окись углерода, вырабатываемую организмом, и превращает ее в безопасные для человека вещества. Таким образом человек становится защищеннее от болезней и здоровее.

Лечение обнажением

Время процедуры лучше всего выбирайте перед самым восходом солнца или примерно до 10 часов утра. Можете проводить их и вечером, примерно около 21 часа. Физически слабым людям рекомендуется проводить процедуры в полдень, когда воздух теплее. Продолжайте процедуры в течение 30 дней подряд, затем сделайте перерыв на 3-4 дня и снова проведите 30 дней лечения. Так делайте примерно 3 месяца.

Если возможно, обнажайте тело на открытом воздухе или хотя бы в хорошо проветренном помещении с открытыми окнами независимо от погоды. В первый день проведите шесть процедур, каждая из которых состоит из обнажения и последующего согревания в одежде.

Разденьтесь донага и в обнаженном виде посидите на стуле или полежите в течение 20 секунд. Затем оденьтесь немного теплее, чем это требуется по сезону, чтобы согреться (но не следует допускать перегревания до пота), и оставайтесь в одежде, спокойно сидя или лежа, в течение 60 секунд - первая процедура. Теперь снова обнажитесь на 30 секунд и побудьте в одежде 60 секунд - вторая процедура. И далее: в обнаженном виде 40 секунд, в одетом 60 секунд - третья процедура; в обнаженном 50 секунд, в одетом 90 секунд - четвертая процедура; в обнаженном 60 секунд, в одетом 90 секунд - пятая процедура; в обнаженном 70 секунд, в одетом 120 секунд - шестая процедура. Можно сделать и так: чтобы каждый раз не одеваться, просто переходите из помещения с открытыми окнами в теплое помещение.

В последующие дни количество процедур надо довести до десяти, прибавляя с каждой процедурой по 10 секунд к времени обнажения - так, чтобы к десятой процедуре время обнажения составило 110 секунд, время согревания, начиная с шестой процедуры, сохранилось: 120 секунд.

При обнажении можете растирать различные части тела или выполнять физические упражнения. В одетом виде лежите спокойно, крепко сомкнув ладони над солнечным сплетением. После выполнения всей процедуры полежите в одетом виде 10 минут с сомкнутыми ладонями и стопами.

Выполняйте упражнение за 1 час до еды и не раньше чем через час после ванны.

Данная методика не только усиливает кожное дыхание, но улучшает еще и выделительную функцию кожи. Кожа выводит вредные вещества с потом, через потовые железы. Потовые железы в сутки выделяют 600-900 граммов пота, а иногда, особенно в жаркую погоду или при обильном питье, или при состояниях, усиливающих потоотделение (волнение, страх, гнев), до 1400 граммов.

Исследования, которые проводились для выяснения причин плохого самочувствия или даже обмороков, наступающих в результате долгого пребывания в заполненном людьми помещении, показали, что причиной тому является не только недостаток кислорода, но и увеличение содержания в помещении ядовитых продуктов испарений человеческого тела.

В здоровом организме все клетки должны быть здоровыми. А для того, чтобы клетки были здоровы, из них надо бы удалить все шлаки. Природа предусмотрела несколько путей удаления шлаков - в том числе и через потовые железы. Десятки тысяч лет назад, когда первобытный человек вынужден был постоянно пребывать в движении, чтобы добывать себе пищу, все выделительные системы работали на полную мощь. Современный человек менее подвижен, к тому же он защищен одеждой, часто не пропускающей воздух. Поэтому все яды, которые должны быть выделены через кожу, человек носит в себе, отравляя свою кровь и свои клетки. В результате кровеносная и лимфатическая системы работают с перегрузками. От перегрузок начинаются заболевания. Помимо проведения чисто лечебных процедур надо постараться как можно чаще снимать одежду на открытом воздухе.

Человек задуман природой как “машина”, приспособленная для работы на открытом воздухе. Растение, выросшее без свежего воздуха, выглядит безжизненным. То же можно сказать и о человеке. Человек, лишенный свежего воздуха в достаточном количестве, лишает себя жизненных сил, энергии, лишает себя мощной поддержки природы.

Лечение обнажением - хороший способ обогатить кровь кислородом, наладить выделительные и дыхательные функции кожи. Но надо иметь в виду, что лечение обнажением может вызвать различные реакции организма. В некоторых случаях может появиться сыпь или зуд на коже - но это лишь временные явления, указывающие на то, что через кожу активно удаляются ядовитые вещества, накопленные в крови. Чаще всего зуд возникает у людей, принимающих много лекарств.

При появлении такого зуда или сыпи ни в коем случае нельзя расчесывать кожу и делать какие-либо примочки или смазывания. Нужно носить нижнее белье из гигиенических натуральных тканей, чаще менять его и пить побольше воды. Для облегчения зуда нужно протирать пораженные им участки тела соком лука, растворенным в воде, в соотношении 1:1. Употреблять продукты, богатые калием - курагу, изюм или их отвары и настои. В рацион включать побольше свежих сырых овощей.

При появлении некоторых других неприятных симптомов (желудочный дискомфорт и т. д.) надо знать, что эти явления носят временный характер и свидетельствуют о том, что лечение началось. Не теряйте присутствия духа, выполняйте описанные выше физические упражнения, практикуйте методы водолечения.

Кроме обнажения, существуют другие способы оздоровления кожи, а значит, и всего организма, посредством активизации кожного дыхания. Это прежде всего лечение холодом и жаром.

Многие люди сегодня слишком изнежены. Они боятся малейшего сквозняка, они тепло одеваются даже в хорошую погоду, они никогда не ходят босиком и своим детям не разрешают это делать. Такой ребенок, вырастая, оказывается на всю жизнь награжден слабым здоровьем.

Человеческий организм способен выдержать очень многое. Он создан природой так, что может приспособиться к очень сложным условиям - к примеру, выдержать без ущерба для себя и очень высокие, и очень низкие температуры. Но для того, чтобы реализовались все эти природные потенциальные возможности - организм надо тренировать, приучать к самым разным условиям, ни в коем случае нельзя создавать себе и своим детям тепличных условий! Мы живем на планете, где тепличные условия - большая редкость. И создавать искусственно такие условия человеку с детства, как будто вся его дальнейшая жизнь должна пройти в большой теплице - значит, калечить его, а то и медленно убивать. Человек вырастет - и увидит, что мир вокруг совсем не является теплицей, что в этом мире бывает трудно выжить, что здесь нужно уметь терпеть и переживать многое. А если он не способен вынести даже понижения температуры воздуха на несколько градусов, чтобы не заболеть? Это значит, природа такого человека сильно искажена - искажена неправильным воспитанием, неправильными условиями роста и развития.

Конечно, не надо впадать и в другую крайность - вовсе не следует всем среди зимы немедленно снять одежду и начать бегать босиком по снегу. И к холоду, и к жаре надо приучать себя постепенно. Постепенное, не резкое, но постоянное закаливание делает чудеса. В Гималаях живут люди, которые служат проводниками приезжающих туда любопытствующих из других стран - туристов или исследователей. Эти проводники проходят многокилометровые расстояния босиком при двадцатиградусном морозе, и ни один из них никогда не получает обморожений! Это не пример для подражания, а просто свидетельство того, как на многое способен человеческий организм, какие огромные у него существуют возможности, о которых большинство людей просто не подозревают.

Итак, приучать к холоду организм необходимо. Но не только потому, что это укрепляет здоровье и повышает способности к выживанию в самых сложных условиях. Издавна известно, что холод обладает целебными свойствами! Многие знают, что если приложить холод к ушибленному или обожженному месту - боль стихает. Холод - болеутоляющее средство! Но не только. Он способен исцелить от очень многих недугов. Еще в прошлом веке немецкий ученый Себастьян Кнейп вылечился от воспаления легких, искупавшись в реке Дунай, где вода была просто ледяной. Следовать его примеру опять же нельзя призывать всех. Но вот сверхосторожность по отношению к холоду тоже совершенно неуместна. Чаще всего болеют именно такие сверхосторожные люди, которые боятся холода и стараются укутаться потеплее при первом намеке на похолодание.

Холода бояться не надо, потому что наш организм устроен очень мудро: под влиянием холода он начинает вырабатывать все больше и больше тепла. Происходит это потому, что под воздействием холода усиливается кровообращение, больше кислорода с кровью поступает во все органы и ткани, а кислород несет в себе огромное количество энергии, а значит, и тепла. То есть, остужая организм снаружи, мы тем самым прогреваем его изнутри. Контраст наружного холода и внешнего тепла заставляет очень сильно и мощно включить движение энергии во всем теле. Оживают капилляры, открываются поры, организм оживает, начинает дышать каждой клеткой и каждой порой. Включается в действие целительная сила организма - человек излечивается от болезней.

Умеренное воздействие холодом не имеет никаких противопоказаний. А вот оздоровительный эффект - огромный: приходит в норму работа сердечно-сосудистой системы, излечиваются нарушения кровообращения, заболевания легких, проходят боли в суставах, улучшает свою работу нервная система, желудочно-кишечный тракт. Ну и, конечно, функции кожи приходят в норму. Кожа меняет свой внешний вид, становится здоровой и молодой, начинает полноценно дышать.

Для приучения организма к холоду не обязательно ждать подходящих погодных условий. Вы можете начать прямо сейчас. Для этого существуют такие веками проверенные формы закаливания, как обтирания и обливания.

Обтирание

Приготовьте два полотенца: одно для мокрого обтирания, другое для сухого. Лучше всего взять полотенца из грубой ткани, например льняные. Они хорошо ликвидируют энергетические застои в коже, удаляют омертвевшие частицы кожи, усиливают кровообращение, обеспечивая приток кислорода к коже.

Налейте в таз воду - на первый раз не холодную, а прохладную, но настолько, чтобы ее температура была для вас приятна. Хорошо смочите полотенце и разотрите им все тело, начиная от головы и по направлению к ногам. Затем вытрите все тело насухо сухим полотенцем. На следующий день понизьте температуру воды на один-два градуса, на следующий день сделайте ее еще холоднее. Когда вода для вашего тела не будет ощущаться как холодная - прекратите вытираться насухо сухим полотенцем, после обтирания мокрым полотенцем вытираться не надо совсем, лишь смахните воду ладонями и разотрите все тело руками. Через несколько минут вы почувствуете, что все тело горит. Это и будет означать, что кожа ожила, насытилась начавшей свое движение энергией, обогатилась кислородом.

После того как вы хорошо освоили обтирание, можно переходить к обливанию. Имейте в виду: обливаться начинайте только в том случае, если обтирание холодной водой не вызывает у вас никаких неприятных ощущений.

Обливание

Наберите в тазик или другой сосуд прохладной воды - но приятной для вас температуры, и вылейте на себя сразу большое количество воды. Затем разотритесь полотенцем из грубой ткани или просто руками. С каждым днем понижайте температуру воды. После этой процедуры откроются все поры, тело начнет дышать.


Выполняя эти приемы закаливания, вы скоро заметите, как изменилось состояние кожи. Если у вас были слишком широкие поры - они придут в нормальное состояние. Если поры были закупорены - они очистятся, что придаст коже более здоровый вид. Цвет лица изменится к лучшему, кожа станет эластичнее, начнут разглаживаться морщины. Вы будете лучше выглядеть и лучше себя чувствовать.

Противоположность холоду - жар. Он тоже лечит. И не только лечит, но и очищает, и укрепляет весь организм, и, конечно, восстанавливает функции кожи. Кто ни разу в жизни не был в бане, тот не знает, какая легкость появляется во всем теле после банных процедур. Эта легкость и говорит о том, что энергия начала пульсировать в организме, что организм дышит и очищается в полной мере.

Не случайно слово “баня” происходит от латинского “бальнеум”, что означает “прогнать болезнь, боль, грусть”. Прогревание действительно приводит к улучшению состояния всех органов и систем организма, заставляет лучше работать его защитные силы, улучшает и душевное состояние человека. Баня очень хорошо воздействует на функцию дыхания - как легочного, так и кожного.

Под влиянием бани организм начинает потреблять больше кислорода и выделять больше углекислого газа. Возрастает вентиляция легких, и одновременно усиленно идут процессы кожного дыхания. Вот почему в бане обновляется весь организм, насыщается кислородом и энергией. После бани улучшается самочувствие, проходят головные боли, снижается напряженность, на следующий день появляется особая бодрость, сочетающаяся с глубоким внутренним покоем и расслабленностью. Люди, регулярно посещающие баню, значительно реже болеют простудными заболеваниями, у них уходит чувство тяжести на душе и беспокойства. Их можно узнать по упругой, эластичной, здоровой коже.

Очень важно, что в бане у человека выделяется много пота - он уносит с собой все отходы, все продукты жизнедеятельности человека, вредные для здоровья, которые неминуемо накапливаются в организме.

Подробное решение часть 1 (страница) 3 по окружающему миру рабочая тетрадь для учащихся 4 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2016

  • Гдз по Окружающему миру за 4 класс можно найти

1. Задание. Рассмотри рисунки. Какой важный объект живой природы не нарисовал человек? Нарисуй этот объект.

Ответ. Этот объект человек

2. Задание. Дополни схему.

3. Задание. Напиши, какими веществами организм человека обменивается с окружающей средой.

Ответ. В организм человека с пищей поступают питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. В процессе дыхания в организм поступает кислород, также кислород частично поглощается кожей.

Из организма выделяются: непереваренные остатки пищи, моча, которая образуется в почках; в процессе дыхания – углекислый газ и вода; кожа выделяет пот, жир; слезная железа выделяет слезную жидкость, которая смачивает глаз; слюнные железы – слюну.

4. Задание. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе.

Ответ: сердце (вычеркнуть), трахея (вычеркнуть), мышцы (вычеркнуть).

5. Задание. Заполни схему.

6. Задание. Впиши цифры, которыми на рисунке обозначены: головной мозг, спинной мозг, нервы.

Ответ. Головной мозг – 1, спинной мозг – 2, нервы – 3.

7. Задание. Объясни, почему нервы сравнивают с электрическими проводами. Подготовь устный рассказ.

Ответ. В организме человека информация по нервам передается по нервам. Нервный импульс представляет ни что иное, как электрический разряд. Особенность передачи заключается в том, что этот разряд передаётся от нерва к нерву не непосредственно, а через химические вещества, расположенные на границе меду нервами.

Задание. Выскажи свое мнение. От головного и спинного мозга сигналы передаются к органам с очень большой скоростью. Какое значение это имеет для человека?

Ответ. Сигналы передаются с большой скоростью с целью возможности организма своевременно реагировать на какие-либо раздражители. Например, человек прикоснулся к горячему предмету и моментально отдернул руку. Глаз увидел летящую соринку и тут же закрылся. Вам что-то сказали и вы тут же ответили. Таким образом, мы защищаем себя от какой-либо опасности, ориентируемся в окружающей среде, ведем определенный образ жизни.

8. Задание. Подпиши части скелета, обозначенные на рисунке цифрами.

2. Позвоночник

3. Ребра, составляющие грудную клетку

4. Верхняя свободная конечность (плечо, предплечье, кисть)

5. Нижняя свободная конечность (бедро, голень, стопа)

9. Задание. Ответьте на вопросы. Ответы обсудите.

Как вы понимаете выражение: «У него хорошая осанка»?

Ася все свободное время проводит перед телевизором или за компьютером, а Алеша любит играть в футбол. Объясните, кто из детей будет развит физически.

Хорошая осанка – это означает правильное расположение частей скелета относительно друг друга и в пространстве. Отсутствуют искривление позвоночника, дефекты отдельных костей скелета. Это достигается благодаря занятиям физической культурой и спортом, постоянной заботой о своей физической формой, соблюдением культуры труда, умением выбирать рабочую позу.

Алеша, безусловно, лучше развит физически. Это объясняется тем, что для развития скелета и мышц (опорно-двигательной системы) необходимы регулярные занятия физической культурой и спортом. Когда человек занимается спортом, в его мышцах и костях регулярно расширены кровеносные сосуды, по которым поступают строительные вещества (беки, жиры, углеводы, минеральные соли), а также кислород, обеспечивающий обмен веществ. Следовательно, кости и мышцы будут расти. При занятиях физической культурой, нервная система подает сигналы, которые удовлетворяют потребности мышц в развитии. То есть, весь организм настроен на развитие.

Ася не занимается физически, поэтому ее развитие будет отставать от Алешиного.

10. Задание. Отметь правильные ответы на вопрос: «Что способствует развитию скелета и мышц человека?»

Физические упражнения и спортивные игры (правильно).

Правильное питание (правильно).

Вопрос. Как выполнено задание 10? Отметь только одно высказывание.

11. Задание. Объясни, как ты понимаешь слова древнегреческого ученого Аристотеля: «Ничто не истощает и не разрушает человека так, как продолжительное физическое бездействие».

Ответ. Для того, чтобы организм человека находился в хорошей физической форме, длительное время мог бы поддерживать работоспособность, справлялся с различными заболеваниями необходимо постоянно заниматься физической культурой и спортом. Занятия позволяют мышцам находиться в нужном тонусе, нервной системе быть готовой к быстрому реагированию на внешние проявления, выполнению большого объема физической работы. В натренированных мышцах мышечные волокна, кровеносные сосуды эластичные, сердечная мышца крепкая, жизненный объем легких значительный.

Если не заниматься физической культурой, мышцы становятся дряблыми, клеток больше отмирает, чем образуется, кровеносные сосуды ломкие и хрупкие. Жизненный объем легких постоянно снижается. Даже незначительная нагрузка вызывает отдышку, повышение пульса, быструю утомляемость.

12. Задание. Подчеркни название продуктов, которые нужно включать в меню, чтобы ежедневно получать необходимое количество белка.

Ответ. Рыба, мясо, яйца, сыр, молоко.

13. Задание. Заполни таблицу, расставляя названия перечисленных продуктов в соответствии с тем, какой витамин содержится в них в большом количестве.

14. Задание. Впиши цифры, которыми на рисунке обозначены: желудок, пищевод, толстая кишка.

1. Пищевод

2. Желудок

3. Толстая кишка

Вопрос. Какие еще органы пищеварения изображены на рисунке-схеме? Напиши их названия.

Ответ. Ротовая полость (в ней зубы, язык, слюнные железы), глотка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, печень.

Вопрос. Как выполнено задание 14? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно.

15. Задание. Подготовь ответ на вопрос: «Подготовь ответ на вопрос: «Почему во время еды не рекомендуется читать, смотреть телевизор, разговаривать?»

Ответ. Во время еды не рекомендуется читать, смотреть телевизор, потому что при выполнении этих действий в головной мозг поступает информация, которая становится главной, а это приводит к тому, что затормаживается выделение слюны, желудочного сока, пищеварительных соков поджелудочной железы и печени. Медленнее работают стенки желудка и кишечника.

Если разговаривать во время еды, то пища может попасть в гортань или даже трахею, что очень опасно.

Задание. Поработаем над проектом.

Темы проектов

Однозначно нет. Все дело в том, что человеческий организм сам не синтезирует витамины, а получает их из пищи. Количество того или иного витамина может существенно влиять на здоровье и настроение человека. Можно покупать витамины в аптеке, однако многие ученые считают, что это создает нагрузку на печень. В идеале нужно есть правильную сбалансированную пищу. Например, витамином С богаты цитрусовые, много витамина D есть в рыбе, A - в моркови и так далее. Нехватка в организме этих веществ ведет к таким болезням как цинга и рахит.

Цинга - болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C (аскорбиновая кислота). Недостаток витамина C приводит к нарушению синтеза коллагена, соединительная ткань теряет свою прочность. Симптомы - вялость, быстрая утомляемость, ослабление мышечного тонуса, ревматоидные боли в крестце и конечностях (особенно нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно-красных пятен на коже. Лечение и профилактика - нормальная обеспеченность организма витамином C.

Также есть сведения, что часто моряки болели цингой из-за недостатка поваренной соли.

Насыщенность пищи витаминами – одно из условий здорового рациона, позволяющего поддерживать физическую и умственную активность. Витамины – это вещества, обладающие определенными сходными свойствами:

– занимают важное место в обмене веществ;

– продуцируются в человеческом организме в малых количествах, что вызывает необходимость их целенаправленного приема;

– проявляют свою роль в микроскопических количествах.

О важности витаминов для оптимальной жизнедеятельности человека свидетельствует тот факт, что при их недостатке в организме развиваются болезни, называемые авитаминозами и гиповитаминозами.

Причины витаминной недостаточности у человека:

1. Наличие заболеваний органов пищеварения, в результате чего витамины в пище плохо усваиваются, частично разрушаются, а также синтезируются кишечником в низком количестве. К примеру, глистные заболевания – это серьезное препятствие для усвоения витаминов. Некоторые лекарства подавляют активность витаминов.

2. Витаминная неполноценность пищевого рациона, обусловленная:

Неправильным набором продуктов. Недостаток фруктов и овощей ведет к дефициту витамина C. Если придерживаться только лишь вегетарианского питания появляется недостаток витамина В12. Если отдается приоритет рафинированным продуктам (продуктам из муки высшего сорта, очищенному рису, сахару), высока вероятность недостаточности витаминов группы B.

Сезонными изменениями содержания витаминов в продуктах. Весной и зимой уровень витамина C в плодах снижается, а также уменьшается и сам ассортимент этой группы продуктов. В этот же период яйца и молоко бедны витаминами A и D.

Неправильной кулинарной обработкой и хранением блюд, приводящим к снижению в пище витаминов B, C, A. К примеру, при длительной термической обработке ягод в процессе приготовления варенья, количество витамина C значительно уменьшается.

Несбалансированностью рациона. Витамины в пище могут присутствовать в достаточном количестве, но их усвоение будет затрудняться из-за неправильного количества (как избытка, так и недостатка) других витаминов, а также из-за длительной нехватки полноценных белков.

Специальные меры по предотвращению витаминной неполноценности пищи. В целях повышения ценности некоторых пищевых продуктов производится специальная их витаминизация. Так проводится обогащение витаминами многих продуктов для детского питания: каш, пюре, питательных смесей, напитков. К примеру, в молоко для детского употребления вводят витамин D2 таким образом, чтобы пол-литра напитка содержали суточную дозу. Необходимость витаминизации продуктов возникает и в том случае, если они предназначены для применения в особых условиях (в экспедициях, на зимовках).Специальное обогащение пищи витамином C проводится в санаториях, родильных домах, больницах, диетических столовых, а также столовых учебных заведений.

16. Задание. Подчеркни название органов пищеварительной системы.

Ответ. Желудок, пищевод, зубы, тонкая кишка.

17. Задание. Отметь правильные высказывания.

Кариес – это заболевание зубов. (правильно)

Кариес бывает у людей, которые плохо ухаживают за зубами. (правильно)

18. Задание. Отметь правильное высказывание.

В процессе пищеварения белки, жиры и углеводы распадаются (расщепляются) на более простые вещества. (правильно)

19. Задание. Закончи предложение.

Ответ. Кроме белков, жиров и углеводов нашему организму необходимы вода, витамины, минеральные вещества.

20. Вопрос. В 1860 году появилась бормашина для лечения зубов. В каком веке это было? Могли ли лечить зубы с помощью бормашины в XVI веке?

Ответ. 1860 год - это 19 век, так что в 16 веке не могли лечить зубы бормашиной.

21. Задание. Отметь правильные высказывания. Подготовьте объяснения своих ответов.

Печень очищает кровь от вредных веществ. (В печени происходит фильтрация крови, здесь очищается практически вся кровь от вредных веществ). (правильно)

Больные зубы – источник инфекции. (с пищей в пищевод и далее желудок, кишечник попадают возбудители инфекционных заболеваний). (правильно)

22. Задание. Закончи предложение.

Ответ. В носовой полости воздух согревается и очищается. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

23. Задание. Отметь правила защиты органов дыхания.

Нужно дышать через нос. (правильно)

Нельзя курить. (правильно)

Необходимо делать влажную уборку помещения. (правильно)

Нельзя долго находиться в непроветриваемом помещении. (правильно)

24. Задание. Почеркни названия органов дыхательной системы. Подпиши их на рисунке.

Ответ: гортань, легкие, носовая полость, трахея, бронхи.

На рисунке:

1. Носовая полость

2. Гортань

Вопрос. Как выполнено задание 24? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно. (+)

25. Задание. Отметь правильные ответы на вопросы.

Как табачный дам влияет на органы дыхания?

Снижает защитные свойства.

Почему при чихании и кашле необходимо закрывать нос платком?

Чтобы не заразить окружающих.

Какой газ поглощается при дыхании?

Кислород.

Где воздух согревается и очищается от пыли и бактерий?

В носовой полости.

26. Задание. Подготовьте памятку «Как беречь дыхательную систему».

1. Необходимо дышать через нос.

2. При кашле и чихании закрывать нос платком.

3. Систематически заниматься физической культурой и спортом.

4. Проветривать помещения.

5. Не курить самому и не находиться в помещении с курящими людьми.

Задание. Поработаем над проектом.

Темы проекта.

Потребление кислорода и отдача углекислого газа как побочного продукта называется процессом дыхания. Основные органы дыхания рыб – жабры.

Рыбы имеют два набора жабр - по одному с каждой стороны тела позади головы. Эти нежные органы защищены твердыми пластинами, которые называются жаберными крышками.

Каждый набор жабр включает четыре костные дуги. Каждая из этих дуг поддерживает два ряда жаберных волокон в форме перьев, которые называются первичными ламеллами (лепестками).

Каждая первичная пластинка, в свою очередь, покрыта крошечными пластинками (вторичными лепестками), через которые проходят узкие кровяные капилляры.

Именно через тонкую оболочку вторичных лепестков происходит газообмен между кровью и внешней средой. Кровь во вторичных лепестках течет в направлении, противоположном направлению движения воды, проходящей по поверхностям ламелл.

В результате между этими двумя жидкостями возникает большой диффузионный градиент кислорода и углекислого газа. Такая система «противотока» чрезвычайно увеличивает эффективность газообмена.

Дыхательная система земноводных представлена легкими и кожей, через которую они также способны дышать. Легкие – это парные полые мешки, имеющие ячеистую внутреннюю поверхность, которая усеяна капиллярами. Именно здесь и происходит газообмен. Механизм дыхания лягушек относится к нагнетательным и его нельзя назвать совершенным. Лягушка набирает воздух в ротоглоточную полость, что достигается путем опускания дна ротовой полости и открывания ноздрей. Потом дно ротовой полости поднимается, и ноздри снова закрываются клапанами, а воздух нагнетается в легкие.

Рассмотрим на примере кита.

Череп китов приспособлен к тому, чтобы дыхание совершалось при выставлении ноздрей из воды без изгибания шеи (ноздри смещены на темя).

Верхнечелюстные, межчелюстные и нижнечелюстные кости удлинены в связи с развитием цедильного аппарата (китового уса) или многочисленных одновершинных зубов. Носовые кости уменьшены, теменные сдвинуты в бока так, что верхнезатылочная кость соприкасается с лобными.

Дыхало - одно или два наружных носовых отверстия - расположено на вершине головы и открывается лишь в момент короткого дыхательного акта выдоха - вдоха, производимого сразу же после выныривания. В прохладную погоду при выдохе взлетает вверх конденсированный пар, образуя так называемый фонтан, по которому китобои различают вид кита.

Иногда с этим паром взлетают и распыленные брызги воды. Все остальное время, пока длится дыхательная пауза и животное ныряет, ноздри плотно закрыты клапанами, которые не пропускают воду в дыхательные пути. Вследствие особого строения гортани воздухоносный путь отделен от пищевого. Это позволяет безопасно дышать, если вода или пища находятся в ротовой полости. Носовой канал большинства видов соединен с особыми воздушными мешками и вместе с ними вьь полняет роль звукосигнального органа.

Легкие китообразных весьма упруги и эластичны, приспособлены к быстрому сжатию и расширению, что обеспечивает очень короткий дыхательный акт и позволяет обновлять воздух за одно дыхание на 80-90% (у человека только на 15%). В легких сильно развиты мускулатура альвеол и хрящевые кольца даже в мелких бронхах, а у дельфинов - ив бронхиолах.

Китообразные могут долго (кашалоты и бутылконосы до 1,5 часов) находиться под водой с одним и тем же запасом воздуха: большая емкость легких и богатое содержание мышечного гемоглобина позволяют им уносить с поверхности повышенное количество кислорода, который расходуется очень экономно: во время ныряния деятельность сердца (пульс) замедляется более чем вдвое и ток крови перераспределяется так, что кислородом снабжаются в первую очередь мозг и сердечная мышца. Эти органы при длительном погружении получают кислород также с артериальной кровью из запасов "чудесной сети" - тончайшего разветвления кровеносных сосудов.

Менее чувствительные к кислородному голоданию ткани (особенно мышцы тела) переводятся на голодный паек. Мышечный гемоглобин, придающий мускулатуре темный цвет, снабжает мышцы кислородом во время дыхательной паузы.

В открытую трахейную систему воздух поступает через дыхальца, количество которых меняется от одной - двух пар до восьми - десяти пар. Количество и места расположения дыхалец отражают приспособление насекомых к условиям мест обитания. Каждое дыхальце ведёт в атриальную полость, стенки которой образуют замыкательный аппарат и систему фильтрации воздуха. Трахеи ветвятся и опутывают все внутренние органы. Концевые ветви трахей заканчиваются звёздчатой трахейной клеткой, от которой отходят самые мелкие разветвления, имеющие диаметр 1-2 мкм (трахеолы). Их кончики лежат на клеточных оболочках либо проникают внутрь клеток. У многих хорошо летающих насекомых имеются воздушные мешки, представляющие собой расширения продольных трахейных стволов. Их полость не является постоянной и может спадаться при выходе воздуха. Воздушные мешки принимают участие в вентиляции крыловой мускулатуры и выполняют аэростатическую функцию, уменьшая удельный вес летающих насекомых.

27. Задание. Подпиши на рисунке название органов кровеносной системы. Используя рисунок, расскажи, как движется кровь по организму. Объясни, почему сердце сравнивают с насосом?

1. Артерии

Кровь по организму движется внутри кровеносной системы. Кровеносная система у человека замкнутая. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды подразделяются на артерии, вены и капилляры. По артериям кровь движется от сердца. По венам кровь движется к сердцу. Внутри органов, мышц, кожи кровь движется по капиллярам. Различают два круга кровообращения – малый и большой.

Сердце сравнивают с насосом, потому что от его работы зависит скорость, с которой будет передвигаться кровь по организму, давление. Сердце имеет мышечные стенки и когда оно сокращается, кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. За сутки сердце сокращается око 100 000 раз. В течение всей жизни сердце работает и перекачивает тонны крови. Поэтому его называют «насосом».

28. Задание. Закончи предложение.

Ответ. Кровеносную систему составляют сердце и кровеносные сосуды – артерии, вены, капилляры.

Практическая работа

29. Задание. Подчеркни названия органов кровеносной системы.

Ответ: сердце, кровеносные сосуды.

30. Задание. В 1908 году русский ученый И.И. Мечников становил, что белые кровяные тельца защищают организм человека от болезнетворных микробов. В каком веке это было.

Ответ. Это было в XX (20) веке.

31. Задание. Соедини линией название органа и его функцию.

32. Задание. Отметь правильные высказывания.

Какова главная функции кровеносной системы?

Перенос веществ и газов. (+)

Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе?

Прижать к ране бинт или чистый носовой платок. (+)

33. Задание. Запиши, какую функцию выполняют эти органы.

Сердце – выполняет работу «насоса» кровеносной системы, перекачивает кровь по всему организму.

Желудок – вырабатывает желудочный сок, переваривает пищу.

Головной мозг – обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, «руководит» работой внутренних органов.

34. Задание. Составьте план рассказа на тему «Кровеносная система человека».

Ответ. План:

1. Какое значение имеет кровеносная система?

2. Какие органы составляют кровеносную систему человека?

3. В каком направлении движется кровь по кровеносным сосудам?

4. Как различается кровь по составу?

5. Какие круги кровообращения имеются в кровеносной системе?

6. Как кровь движется по кругам кровообращения.

7. Какова роль сердца в кровообращении?

8. Каковы правила гигиены органов кровообращения?

35. Задание. Почеркни название органов выделения.

Ответ: почки, мочеточники, мочевой пузырь.

36. Задание. Отметь правильные высказывания.

Какова роль почек в организме?

Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности. (+)

В каком органе образуется моча?

В почках. (+)

37. Задание.

1). Микроскоп был изобретен в Голландии в 1590 году. Как ты думаешь, мог ли Петр I работать с микроскопом?

2) Известный русский хирург Н.И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н.И. Пирогов?

Ответ. Н.И. Пирогов жил в веке.

38. Задание. Отметь правильное высказывание.

Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии. (+)

39. Задание. Запиши в таблицы известные тебе способы закаливания организма и функции кожи.

Задание. Сделай рисунок «Строение кожи». Рассмотри рисунок-схему на с. 31 учебника.

1.Закончи предложение:








Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов


Залить рану йодом или спиртом






В печени
В почках
В кишечнике




1.Закончи предложение:
Главный орган кровеносной системы_________________________________

2.Подчеркни названия органов кровеносной системы:
Желудок, сердце, лёгкие, пищевод, кровеносные сосуды.

3.Соедини название органа и его функцию
Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу
Желудок защищает органы от повреждений
Скелет позволяет совершать различные движения
Мышцы руководит работой всех органов
Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам

4.Обведи правильное высказывание:
Какова главная функция кровеносной системы
Передача нервных сигналов.
Перенос веществ и газов
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе
Прижать к ране бинт или чистый носовой платок
Залить рану йодом или спиртом

5.Подчеркни названия органов выделения:
Печень, почки, мочеточники, тонкая кишка, мочевой пузырь, лёгкие, сердце, кожа.

6.Отметь правильное высказывание:
Какова роль почек в организме человека?
Выводят из организма непереваренные остатки пищи
Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности
В каком органе образуется моча?
В печени
В почках
В кишечнике

7.Известный хирург Н. И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку при переломах, а также йод и спирт для лечения ран. Это было в 1855 году. В каком веке жил Н. И. Пирогов?________________________

8.Отметь правильное высказывание:
Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.

Роль кожи в дыхательных процессах человеческого организма сложно переоценить. Лишь за сутки она выводит из него от 700 до 800 г водяного пара (в два раза больше легких). С потом кожа выводит из организма немалую часть отходов его жизнедеятельности, существенно помогая работе почек. При этом она также является барьером между «внутренним миром» человека и агрессивной внешней средой, который защищает организм от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, регулирует температуру тела в любых климатических и дарит человеку такое важное чувство как осязание.

На поверхности кожи находится особая кислая среда, в которой погибают бактерии и инфекции.

Функцию дыхания кожа осуществляет через крошечные поры, с помощью которых ей удается поглощать кислород и выделять углекислый газ, чем она существенно помогает легким. Кроме того, кожный покров является единственным органом человеческого тела, соприкасающимся с воздухом. Если человека поместить в емкость с ядовитой средой, оставив голову на ее поверхности, поры кожи закупорятся ядами, и человек в любом случае умрет, несмотря на возможность дышать носом. Поэтому важно содержать кожу в чистоте, ежедневно очищая тело от пота, кожного жира и грязи, пленка из которых мешает ей нормально дышать.

Как помочь коже дышать

Кожа с нарушенной функцией дыхания всегда имеет нездоровый, бледный, дряблый вид и серый землистый цвет. Она утрачивает свою природную эластичность, пронизывается красными прожилками и быстро стареет. Чтобы избежать этого, следует регулярно принимать воздушные ванны в максимально обнаженном виде, принимать контрастный душ по утрам и периодически проходить курс массажа, восстанавливающего нормальное кровообращение и лимфоток.

В первую очередь, для оживления кожи нужно очистить поры, открыть их, а также восстановить нормальную работу капилляров.

Организм считается здоровым, если между внутренним и внешним дыханием соблюден правильный баланс. Легкие поставляют кислород всем органам и тканям организма, насыщая им каждую клеточку тела и донося его по капиллярам до поверхности кожи. В свою очередь, кожа впитывает кислород всеми порами, в результате чего он встречается с кислородом, вырабатываемым легкими и сливается в единый процесс дыхания. Это позволяет человеку избежать застоя энергии и вести здоровую, активную и полноценную жизнь, тогда как в противном случае организм постепенно превращается в стоячее болото с гнилостными процессами.

Пояснительная записка

Цель: мониторинг усвоения объема знаний учащимися по окружающему миру за 1 четверть 4 класса.

Тестовая работа проверяет усвоение учащимися следующих тем:

- «Как устроен организм человека»;

- «Как человек воспринимает окружающий мир»;

- «Мир чувств»;

- «Обрати внимание на внимание»;

- «Помни о памяти»;

- «Правила здоровой жизни»;

- «Поговорим о вредных привычках».

Время: 45 минут.

Критерии оценивания:

Каждое верно выполненное задание уровня оценивается в 1 балл.

"5" ("отлично") – 80-100% от максимальной суммы баллов

"4" ("хорошо") – 60-80% от максимальной суммы баллов

"3" ("удовлетворительно") – 40-60% от максимальной суммы баллов

"2" ("плохо") – 0-40% от максимальной суммы баллов

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс

1 вариант

(Ф.И. уч-ся)

    Система, которая соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой

А. Нервная система

В. Пищеварительная система

С. Дыхательная система

    Опорно-двигательную систему организма составляют

А. Кости и мышцы

В. Нервы и кровеносные сосуды

С. Органы чувств

3. Что способствует развитию скелета и мышц человека?

А. Продолжительные занятия компьютерными играми.

В. Физические упражнения и спортивные игры.

С. Длительный просмотр телепередач.

    При выдохе легкие выделяют

А. Углекислый газ

В. Водяные пары

С. Углекислый газ и водяные пары

    Кровь приводит в движение

А. Мозг

В. Сердце

С. Легкие

6. Какова главная функция кровеносной системы?

А. Передача нервных сигналов.

В. Перенос веществ и газов.

7. Отметь правильное высказывание

А. Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.

В. Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.

8. Отметь правильное высказывание

Печень очищает кровь от вредных веществ.

Печень передвигает пищу по кишечнику.

9. Соедини стрелкой.

Орган зрения язык

Орган слуха глаз

Орган вкуса ухо

Орган обоняния кожа

Орган осязания нос

    К органам выделительной системы относятся

А. Почки

В. Кожа

С. Сердце

11. Отметь правильное высказывание

А. Кариес – это болезнь желудка.

В. Кариес – это болезнь зубов.

12. Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это

А. эмоции

В. чувства

С. настроение

13. Подчеркни слова, обозначающие отрицательные эмоции.

    Курение, алкоголь, наркотики – это

А. безвредное увлечение

В. полезные привычки

С. вредные привычки

15. Почему при чихании и кашле необходимо закрывать рот и нос платком?

А. Чтобы не заразить окружающих.

В. Чтобы не повредить нос.

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс

2 вариант

Работа ученика _______ класса

__________________________________________________________

(Ф.И. уч-ся)

    Система, которая позволяет совершать различные движения.

Нервная система

Двигательная система

Дыхательная система

    Главный орган дыхания – это

А. Сердце

В. Легкие

С. Желудок

    Где воздух согревается и очищается от пыли и бактерий?

А. В ротовой полости.

В. В носовой полости.

4. Подчеркни названия органов пищеварительной системы.

Желудок, лёгкие, сердце, пищевод, нос, тонкая кишка.

5.Жидкость, которая движется по кровеносным сосудам и снабжает все органы кислородом и питательными веществами, это

А. Пищеварительный сок

В. Кровь

С. Лимфа

6. Какова роль почек в организме человека?

А. Выводят из организма остатки пищи.

В. Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности.

    Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов

А. Мозг

В. Кожа

С. Почки

    Нос – это орган

А. Осязания

В. Обоняния

С. Вкуса

    Для того, чтобы быть здоровым, надо больше употреблять в пищу

А. овощи и фрукты

В. пирожные и торты

С. чипсы и газированную воду

    Соедини линией название органа и его функцию.

Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу

Желудок позволяет совершать различные движения

Скелет и мышцы руководит работой всех органов

Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам

    Особенность человека выделять что-либо, отвлекаясь от всего другого, это

А. Внимание

В. Память

С. Эмоции

    Подчеркни слова, которые характеризуют здорового человека.

Не курит, закалённый, бледный, часто болеет, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит.

    Подчеркни слова, обозначающие положительные эмоции.

Тревога, огорчение, радость, ликование, злость, страх, восторг.

    Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение?

А. Прижать к ране бинт или чистый носовой платок.

В. Залить рану йодом или спиртом.

15. Отметь правильное высказывание.

А. Больные зубы нужно лечить, потому что они нарушают работу органов дыхания.

В. Больные зубы – источник инфекции.