Металлическая щетка для зачистки ржавчины. Зачистка старого лкп, ржавчины, антигравия, сварных швов

Для выполнения полировки, обдирки, шлифовки, а также множества других операций с помощью дрели рекомендуется использовать специально предназначенные для этого насадки: корщетки, щетки, лепестковые круги и т.д. В дрель они вставляются в классический кулачковый патрон - полый цилиндр с регулировочным кольцом. Одним концом патрон фиксируется на валу дрели, а ко второму концу крепится нужная вам насадка.

Лепестковые круги используются для шлифовки и полировки сварочных швов и других поверхностей. В качестве основных характеристик выделяют зернистость, от которой зависит, для каких полировочных работ – предварительных, промежуточных или финишных – предназначен круг; ширину и диаметр, которые влияют на масштаб работ и площадь обрабатываемой поверхности. Например, круг лепестковый радиальный (60х20 мм; Р40) для дрелей Prorab 1206240 имеет ширину 20 мм и показатель зернистости 40.

Чашечную щетку для дрели используют специально для шлифовки. В качестве рабочего элемента выступает полимерно-абразивное волокно, которым осуществляется шлифование. С зернистостью в данном случае связан характер работ: чем больше ее значение, тем для более деликатной полировки предназначена щетка. Диаметр щетки влияет на скорость выполнения работ и площадь обработки детали. В качестве примера – чашечная полимерно-абразивная щетка STAYER 35165-075.

Щетки дисковые также применяются для полировки, шлифовки и зачистки деталей от лака или краски. В качестве рабочего элемента выступает металлическая проволока со специальным покрытием, защищающим от коррозии. Различаются щетки диаметром рабочей части, влияющим на производительность работы, и диаметром хвостовика, показывающим, к какой модели дрели подходит данная щетка. Например, .

Насадки-корщетки служат для зачистки деталей от лака, ржавчины, краски и других покрытий. В качестве рабочего элемента выступает витая жесткая латунированная проволока, поэтому их еще называют латунные корщетки. Различаются корщетки для дрели рабочим диаметром, который влияет на скорость обработки детали: чем больше диаметр, тем быстрее будет очищена поверхность от ненужных загрязнений. Например, .

Цена корщеток, лепестковых кругов, дисковых щеток и других расходных материалов зависит как от диаметра рабочей части, так и от фирмы производителя. У нас вы можете купить корщетки от следующих брендов, известных качеством выпускаемой продукции: Bosch, Fit, Prorab и др.

Многие из нас сталкивались с проблемой очистки старой стальной детали от ржавчины, будь то труба, радиатор, да в принципе любой металлический предмет. Многие задаются вопросом, как это сделать. Есть 2 способа очистки ржавчины с металла: механический и химический. Все зависит от степени коррозии. Химический подойдет для снятия слабой ржавчины, механическим можно счистить самую глубокую ржавчину. Но такой способ менее щадящий для обрабатываемой детали, в отличие от химического.

Механическая чистка ржавчины. Можно выполнять вручную, так и с помощью дрели или болгарки (УШМ). Чистка вручную предполагает использование наждачной бумаги или специальной щетки по металлу со стальным волосом. Наждачную бумагу крепят к шлифовальному бруску и приступают к работе. Такой способ требует больших затрат энергии и большого количества времени. Более предпочтительно использовать электроинструмент.

В магазинах продаются специальные насадки (металлические щетки) для болгарки, либо дрели. Есть щетки для грубой обработки, имеющие более толстый и грубый волос, есть и для более мягкой. Волос такой щетки намного тоньше, но и износ будет значительно быстрее. Форма щетки может быть в виде чашки и торцевая. Чашкой удобнее обрабатывать большие поверхности, торцевой более труднодоступные места. Такой способ подойдет для снятия старой эмали с ванны. Так же можно использовать лепестковые круги как для дрели, так и для УШМ. Они изготовлены из шлифовальной бумаги (шкурки). Бывают разной зернистости, чем крупнее зерно, тем быстрее снимается слой ржавчины.

Средства для чистки ржавчины



Зачистить металл от ржавчины

Химические способы.
В магазинах в большом ассортименте представлены средства от ржавчины. БУР – специальное средство от ржавчины, предотвращает коррозию, глубокое проникновение.
Возможно применение WD жидкости (размягчит ржавчину), ортофосфорной кислоты (кислота для пайки), 10% раствор соляной кислоты. Главное подбирать внимательно, некоторые очистители повреждают эмаль, изучить аннотацию. Керосин очистит неглубокую ржавчину.

Мы говорили о начальной стадии подготовки поверхности к окраске — ее мойке и обезжиривании. Теперь наша виртуальная поверхность готова к следующему этапу — удалению пришедшего в негодность старого ЛКП, очагов коррозии и прочих дефектов.

Сегодня вы узнаете

О преобразователях ржавчины и смывках краски

Для удаления ржавчины и очистки старого ЛКП до металла западные фирмы рекомендуют применять исключительно механические средства — шлифмашинки, «пескоструйку», щетки.

И никто из ведущих западных производителей ЛКМ не выпускает и не рекомендует использовать преобразователи или нейтрализаторы ржавчины. Конечно, отчасти это объясняется тем, что подгнившие детали там вообще не принято ремонтировать, но основной аргумент заключается в том, что остатки кислоты, которая входит в состав подобных средств, могут спровоцировать коррозию потом, после окраски. Так что использовать для обработки преобразователь ржавчины, что ни говори, заманчиво (особенно, если ржавчина повсюду), но рискованно.

А вот смывка старой краски в арсенале некоторых фирм есть — она размягчает и вспучивает краску, после чего ее снимают шпателем или шлифмашинкой. Однако использование таких смывок — затея тоже довольно сомнительная. Агрессивный химический состав этих реактивов не позволяет с уверенностью сказать о том, что нам удастся полностью удалить их после применения. А значит нет никаких гарантий, что наше новое покрытие не получит таким образом совсем нежелательных дефектов — химия есть химия. Да и если и применяется смывка, то наносить ее нужно только на всю поверхность детали (иначе на границах краска потом все равно набухает), что при удалении небольших дефектов, скажем, небольшой вмятины, нецелесообразно.

Таким образом наиболее эффективным на сегодняшний день методом очистки дефектов ЛКП до металла является механическая обработка, то есть шлифование. Современные шлифовальные материалы и технологии позволяют сделать эту работу вовсе не проигрывая во времени химическим методам, при этом совершенно без риска.

Дефекты, поджидающие нас на этом этапе, можно условно разделить на следующие виды:

  • незначительные дефекты (царапины, сколы, небольшие вмятины),
  • крупные повреждения (детали после рихтовки, толстые слои старых ремонтных покрытий, шпатлевочных масс, грунтов),
  • очаги коррозии,
  • сварные швы,
  • антигравийное покрытие,
  • липкие ленты.

Давайте разберемся, какие инструменты и материалы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае.

Зачистка незначительных дефектов

Для удаления незначительных дефектов на лакокрасочном покрытии подойдет эксцентриковая ротационно-вибрационная машинка с ходом эксцентрика 5-8 мм, жесткая тарелка (например, диаметром 115 мм) и шлифовальные круги градации P80 и P150 (первые применяются в основной зоне дефекта, вторые — на периферийных участках). Скорость работы — до 10 000 об./мин.

В качестве примера можно привести двуручную пневматическую машинку Rodcraft 7665 или электрическую Festool WTS 150/7, шлифовальную тарелку с 7 отверстиями Sia и шлифовальную бумагу в кругах siadrive siafast (см. таблицу в конце статьи).


Профессиональная эксцентриковая шлифовальная машинка Festool WTS 150/7 (ход эксцентрика 7 мм)

Так же эффективно справляются с поставленной задачей специальные круги SCM. Причем не только при удалении стандартных слоев эмалей с небольшими дефектами, но и при удалении толстых слоев ЛКП — см. следующий подраздел.

Удаление толстых слоев ЛКМ

Неизменным инструментом при работе на поверхностях с крупными повреждениями (например, после рихтовки), а также на поверхностях, которые ранее подвергались ремонту и имеют на себе толстые слои старых ремонтных материалов, является угловая зачистная машинка, именуемая в народе «болгаркой».

Например, пневмоболгарка Rodcraft 7150 или электрическая ротационная шлифовальная машинка Festool RAS 115.04 E.


Из материалов для данного вида работ наиболее часто используются фибровые круги: обычные или с креплением «на липучке». У фирмы Sia это круги siamet и siatop соответственно. Это очень агрессивные материалы (градациями P036-P080), так что они без труда справятся с поставленной задачей. Но при этом следует помнить, что пользоваться ими нужно осторожно, чтобы не оставить на поверхности металла грубых рисок. После работы грубыми кругами обязательно перешлифовывайте поверхность более мелкими абразивными материалами с учетом шагов шлифования (разница в зерне должна быть не более 100 единиц).



Зачистной круг на основе синтетических волокон SCM

Также отлично справляются с удалением толстых слоев ЛКМ специальные зачистные круги на основе синтетических волокон SCM. Благодаря своей уникальной структуре, этот материал почти не забивается частицами ЛКМ и практически не оставляет следов на металле, что позволяет избежать перешлифовки поверхности более мелкими абразивами во избежание просадки нанесенных впоследствии слоев в грубую риску. Как говорилось выше, эти круги отлично подходят и для устранения мелких дефектов.

Зернистость этих материалов обозначается уже буквой «K». У них есть три градации: K060 (грубая), K100 (средняя) и K150 (мелкая). Для крепления этих кругов подходит та же тарелка, что и для вышеупомянутых фибровых кругов на липучке. Скорость работы — не более 8 5000 об./мин.

Безусловно хороши для удаления старого ЛКП и зачистные лепестковые диски. У Sia это диски siaflap. Благодаря тому, что абразивные лепестки расположены веерным способом, такие диски равномерно изнашиваются и не забиваются. Они служат в 6 и более раз дольше, чем обычные круги! Cкорость работы 115-миллиметровыми дисками — до 13000 об./мин.


Удаление ржавчины

Для быстрой и эффективной борьбы с очагами коррозии также следует воспользоваться зачистной машинкой.

Из материалов лучше всего подойдут описанные выше фибровые и лепестковые круги — они обеспечат быстрое и эффективное удаление ржавчины на больших поверхностях. Если после работы этими кругами на поверхности остаются поры ржавчины, дополнительно воспользуйтесь дисками SCM, которые без проблем достанут ржавчину из небольших углублений и пор.

Однако зачастую мы имеем дело с ржавчиной, которая находится в достаточно сложных для обработки, труднодоступных местах (на порогах, кромках, в углублениях). В таких случаях наиболее удобной будет осевая шлифовальная машинка, например Rodcraft 7040 или маленькая углошлифовальная машинка Rodcraft 7100. Там где для болгарки места слишком мало, для таких машинок может оказаться вполне достаточно.


В тандеме с этими машинками используются специальные шлифовальные валики (spiraband) и маленькие зачистные круги (siafix). Скорость работы валиками — до 23000 об./мин., кругами siafix — от 15000 до 30000 об./мин. для 50-миллиметровых дисков, и 13000-27000 об./мин. для дисков диаметром 75 мм.

Как итог, маленькие размеры машинки и шлифовальных материалов обеспечивают отличный доступ к местам ремонта, а высокая скорость работ — быстрое и эффективное удаление ржавчины.

В случае обработки кромок дверей, краев капота или крышки багажника, различных углублений и «узких» мест на кузове автомобиля также можно воспользоваться… обычным отрезным диском! Понятно, что его основное предназначение — это резка металла, однако при аккуратном и осторожном обращении отрезной круг с успехом можно применять для очень быстрого и агрессивного удаления очагов ржавчины, прежде всего — в труднодоступных местах.

Удаление антигравия

Антигравийные покрытия — «головная боль» многих кузовщиков, так как большинство шлифовальных материалов быстро забиваются частицами этого покрытия из синтетического каучука. Однако на рынке все-таки есть материалы, которые помогут справиться с антигравием — специальные зачистные диски на основе объемных полимерных волокон. У фирмы Sia они называются siastrip и имеют градацию K040. У компании 3M это диски Clean & Strip.

Грубая структура таких дисков обеспечивает беспроблемное удаление старых антигравийных покрытий, при этом они почти не забиваются и меньше нагреваются. В эффективности и износойтойкости такие круги превосходят даже металлические щетки, а их размеры, форма и эластичность позволяют работать в самых неудобных и труднодоступных местах.


Зачистной круг на основе объемных полимерных волокон siastrip

Скорость работы дисками siastrip не должна превышать 6000 об./мин. Оптимально — 3500. Работа ведется торцевой частью круга.

У этих кругов есть и разновидность — круги sia-powerstrip. Рабочий материал на эти диски нанесен по окружности, что позволяет работать быстрее и на больших площадях. Рекомендуемая скорость работ — 6000 об./мин.


Зачистной круг на основе синтетических волокон sia-powerstrip

Зачистка сварных швов

Места сварки обязательно должны быть обработаны, чтобы:

  • снять окалину, так как ни один лакокрасочный материал не имеет адгезии к ней;
  • минимизировать дальнейшие шпатлевочные работы.

Для зачистки сварных швов подойдут многие уже описанные сегодня материалы: фибровые круги siamet и siatop, валики spiraband, лепестковые диски siaflap, а также круги siafix.

Как правило, обрабатываемая площадь в этом случае небольшая, поэтому наиболее удобными будут и небольшие диски siafix (диаметрами 50 и 75 мм).


Зачистные диски siafix и обработка швов с их помощью

При обработке сварных швов особое внимание нужно уделить усилию, прилагаемому к «болгарке», ведь если металл пережечь, он снова покроется окалиной.

Удаление липких лент

Еще одна проблема с которой сталкиваются ремонтники - удаление клейких лент с поверхности (тех, на которые крепятся молдинги и эмблемы).

Если раньше их удаляли преимущественно ручным соскабливанием, тратя на это уйму времени, нервов и не совсем цензурных выражений, то сейчас их можно быстро и качественно устранить при помощи специальных резиновых кругов в считанные минуты.

Желательно работать на оборотах 2000-4000. Слишком высокие обороты и сильное вдавливание шлифмашинки могут привести к перегреву ЛКП, так что будьте внимательны.

Правила шлифования

Зачистка осуществляется уверенными возвратно-поступательными движениями с умеренным прижимом к поверхности. Между давлением на круг и скоростью обработки существует прямая зависимость: чем сильнее прижим, тем выше скорость обработки. Однако при этом и сам круг будет быстрее изнашиваться. Поэтому не надавливайте на машинку слишком сильно.

Для эффективной зачистки держите шлифмашинку под небольшим углом (15-20˚).


Границы перехода металла в старое ЛКП сглаживайте до максимально плавного состояния.

Помните, что инструмент следуют включать и выключать над обрабатываемой деталью. Машинку сначала приложите к поверхности, потом включите.

Не работайте торцом — это может привести к преждевременному износу или повреждению круга.

Для обработки ЛКП перед последующим шпатлеванием применяйте круги градации P80 в основной зоне дефекта и P150 в периферийной.


При шлифовании поверхностей, которые ранее уже подвергались ремонту и имеют на себе толстые слои шпатлевочных масс, главной задачей будет добраться до надежного слоя покрытия. Ведь в результате повреждения и деформации элемента, эластичный металл мог потерять сцепление с неэластичной шпатлевкой. Видимых признаков этого иногда может и не прослеживаться, однако после того, как начинаешь шлифовать, вся эта подноготная (трещины, отслоения шпатлевки) обнаруживается.

Вот наша поверхность уже сияет металлическим блеском и обработана шкуркой для лучшей адгезии последующих слоев. Самое время приступать к шпатлеванию повреждений. Об этом — .

Бонусы

Полноразмерные версии изображений откроются в новом окне при нажатии на картинку!