Методы и приемы семейного воспитания. Воспитание ребенка в семье — выбираем правильные методы

Методы семейного воспитания – это длительное регулярное воздействие на детей , имеющее систематический характер. Они используются лишь с одной целью – адаптировать ребенка в социуме и научить вести себя в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения в обществе, а также привить ему дисциплину .

Важно помнить, что дисциплина как метод семейного воспитания является наиболее простым способом выработать у малыша автоматические повседневные навыки, которые должны помочь ему в будущем.

Виды методов воспитания

Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.


Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида :

  1. Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
  2. Физическое воздействие.
  3. Ограничения, наказания и лишения чего-либо.

Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи.

Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка .

Методы психологического и морального воздействия

Беседы


Беседа — один из первоочередных методов психологического воздействия на ребенка

Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком , требующий родительского терпения, понимания и мудрости. Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания. При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос , так как беседа — это прежде всего доверительный контакт .

Внушения

Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа» . От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки , чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.

Подкрепления

Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие . Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.

Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.

Физическое воздействие


Физическое воздействие на ребенка — это тоже метод воспитания, однако его уместность и оправданность вызывает серьезные споры в среде детских психологов

Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.

Ограничения, наказания и лишение чего-либо

Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание . Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.

Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.

Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными.

В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.

Окружение — это важно!

В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения. В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.

Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях.

К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники . Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль. Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту. Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании .


Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.

Простые правила воспитания

Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса :

  • родительский авторитет должен быть незыблемым . Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
  • л ичность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства .
  • родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях .
  • не нужно скупиться в применении поощрения .

Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.

Заключение

Исследования отношений в современной семье показывают, что родители с большим вниманием относятся к потребностям и интересам детей, они стали более демократичными, чем, скажем, сотню лет назад. Там, где отсутствует контроль за поведением ребенка, не признающего «да» и «нет», могут возникнуть сложности с его социальной адаптацией и выстраиванием коммуникации с окружающими.

Выбирая способ воспитания, родители должны обязательно учитывать ситуацию в целом: возраст ребенка, его характер, темперамент, сложившиеся традиции в семье. Зачастую взрослые склонны применять комбинацию методов, но важно помнить, что процесс воспитания не должен нанести вред или каким-то образом ранить хрупкую детскую душу. Воспитание станет эффективным только в том случае, если в семье проявляется безграничная и бескорыстная любовь к ребенку.

Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество – это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «…противоположностей и противоречий, в которых движется общество…» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая семья – это ячейка общества, и она живет по своим устоявшимся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполняет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Чаще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полностью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще плачет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабушка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспитанием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки общества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенности структуры семьи для организации совместной с ней деятельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живущая семья состоит из 2 поколений – родителей и детей. Нередко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры – мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка матерью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик школы, которая определяет силу и направленность воспитательного воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от того, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а главное – хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передоверяя его матери.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много говорить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно потакать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не потому, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок – это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подростки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной моральной ответственности. Родители внушают ребенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надежды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители. Например, личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное воспитание очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причинам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в дальнейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вызовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно родители – первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родители выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром родителей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за собой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие люди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания – любовь к детям. Педагогически целесообразная родительская любовь – это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, желания родителей «купить» детскую любовь различными способами: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, неразумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют времени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети становятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных компаний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отношение к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема – гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя посторонним может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

Методы и приемы семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

· Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

· Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

· Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

Постепенно усложняйте обязанности ребенка;

Осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

Когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям;

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;



Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

К неправильным методам семейного воспитания относятся:

Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. Многие из таких детей и подростков, забитых, робких, вечно живущих под страхом наказаний и оскорблений, вырастают нерешительными, пугливыми, не способными за себя постоять. Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, они нередко много фантазируют, мечтая о сказочном принце и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, они уходят в мир фантазий;

Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутиться только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченности материальных и иных возможностей родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого уродливого воспитания.

Воспитание по типу гиперопеки. Ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, возможности не развиваются. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них все делают.

Воспитание по типу гипоопеки. Ребенок предоставлен сам себе, никто не формирует в нем навыков социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».

Жесткое воспитание - характеризуется тем, что ребенка наказывают за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жесткость и озлобленность;

Повышенная моральная ответственность - с раннего возраста ребенку начинает даваться установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.

Физическое наказание - самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые, в конце концов, изменяют поведение. Это может проявиться в сложной адаптации к людям, исчезновение интереса к учебе, появлению жестокости.

Вопросом правильного воспитания детей в семье задается рано или поздно каждый родитель. Причем, очень важно выбрать правильный подход и методику, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в процессе воспитания. В этой статье мы поговорим об основных методах воспитания, а также о возможных проблемах, которые могут возникнуть при общении с ребенком.

Методы воспитания детей в семье

Методы, с помощью которых осуществляется воспитание детей внутри семьи, в основном своем не отличаются от традиционных педагогических способов воспитания, однако, все же имеют свои особенности. Так, например, необходимо учитывать, что влияние родителей на ребенка должно быть сугубо индивидуальным и основанным на конкретных поступках. Выбор методики воспитания в большинстве случаев зависит от педагогической и социальной культуры родителей ребенка. Они должны ясно понимать цель воспитания, их роль в формировании будущей личности, а также иметь адекватную систему ценностей и представлений о воспитании.

Главное условие правильного воспитания детей - это теплая, приятная и комфортная для ребенка атмосфера в семье. Избегайте ссор и выражения негативных эмоций при детях, в случае непослушания ребенка не применяйте силу и не кричите на него. Также выбор метода зависит от установленных родителями приоритетов в воспитании: одни хотят воспитать послушание, поэтому методика нацелена на выработку покорности и выполнения всех требований взрослых, а другие хотели бы научить своего ребенка самостоятельному мышлению и проявлению инициативы, для чего существует отдельная группа методов.

Существуют такие общие методы воспитания детей в семье:

1. Убеждение, которое включает в себя объяснение, внушение, советы, личный пример родителей.

2. Поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива)

3. Наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). Этот метод воспитания наименее приемлем для здорового развития ребенка.

Проблемы воспитание детей в семье

В прочесе воспитания детей в семье могут возникать такие проблемы:

1. Превалирование материальных ценностей над духовными в богатых семьях. Эти ложные ценности прививаются ребенку родителями с рождения.

2. Психологические проблемы родителей и бездуховность родителей, которые должны подавать пример своим детям.

4. Тяжелый психологический климат в семье.

5. Психологическое давление, физическое наказание детей родителями и т.д.

Помните, что метод, который вы выбрали для воспитания Вашего ребенка обязательно отразится на развитии его личности самым сильнейшим образом!

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

В случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

Учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.