Надо ли учить детей играть? Правильное обучение чтению ребенка-дошкольника. Хочу, чтобы ты все знал


Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Более того, некоторые мамы и папы гордятся ранними умениями своих чад, а ряд учебных учреждений выдвигают это условие при приеме в первый класс.

Сегодня мы поговорим, имеет ли смысл учить ребенка письму до школы.

Чем же руководствуются родители, стремясь как можно раньше привить грамотность детям? Одни мамы и папы хотят скорее научить малыша выражать свои мысли через письмо.

Другие взрослые уверены в том, что умение держать ручку – хорошее упражнение для интеллектуального развития.

Третьи стремятся передать своим чадам максимальное количество навыков, чтобы облегчить обучение в начальной школе. Стоит ли так делать?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Педагоги делают важное уточнение – в дошкольном возрасте следует развивать точную моторику пальцев, а не учить кроху выводить на бумаге красивые и ровные буквы.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш . В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии : волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Другая информация по теме


  • Как поступить, если малыш плачет при расставании с родителями? Или как правильно говорить «Пока»

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема сегодняшней статьи неоднозначная, вызывает много споров... И я сама за два года кардинально изменила свое мнение. Почему? Читайте до конца — и все узнаете. Нужно ли учить ребенка ходить? И если да — то в каком возрасте?

наша дочка

Большинство мам прекрасно знают, что нельзя малышей специально присаживать. Что если посадить «несидящего» ребенка, он может повредить позвоночник, что чревато серьезными последствиями. Однако, когда речь заходит о ходьбе, мы считаем это вполне безопасным. Ребенку вредно сидеть раньше времени, но ходить — наоборот, полезно?

Многие специалисты предостерегают молодых мам: не пытайтесь «топать» с детьми за ручки раньше времени. Если ребенок хорошо стоит у опоры — это не значит, что он готов к ходьбе. Ходьба подразумевает гораздо более серьезную нагрузку на ноги и позвоночник. Не повышайте риск возникновения проблем со спиной в будущем, а также искривления ножек.

бабушка решила топать с сыном

Опыт наших детей

Разумеется, есть много примеров, когда малыша с раннего возраста учили топать без негативных последствий. Более того, я сама могу привести вам такой пример.

Начала ходить самостоятельно с 9 месяцев. До этого я полтора месяца ее «учила», водила за руки. В итоге все было хорошо, никаких проблем не возникло. И я искренне считала, что чем раньше малыш пойдет — тем лучше. И что родители должны приложить для этого все усилия.

Со вторым ребенком я стала глубже изучать естественное родительство. Больше изучать материалов по развитию детей. Больше общаться с мамами... И в корне изменила свою позицию.

Нашему сыну сейчас 11 месяцев. Он не ходит. И я практически не учу его ходить. Более того, я знаю, что он будет ходить немного позже своих ровесников. Как правило, дети, с которыми не топают за ручки, делают свои первые шаги после года. Иногда даже в 1,2 года или 1,3... Но сейчас я не вижу в этом никакой катастрофы. Зато ребенок развивается равномерно, тогда, когда он к этому действительно готов.

Кроме того, если деток не учат ходьбе, появляются дополнительные плюсы:

  • малыш . А в этом возрасте ползание невероятно полезно для физического развития карапуза;
  • малыш больше изучает окружающий мир. Когда вы держите его за руки, он может только топать. А если его никто не держит — он встает у опоры, достает что-то с пола, куда-то лезет и двигается очень разнообразно;
  • если не начинать приучать карапуза к «топанию за ручки», он не требует от вас этого. И бережет вашу спину;
  • на улице можно позволить ребенку ходить вдоль скамейки, сидеть на земле (в теплое время года), ползать и играть с игрушками;
  • когда малыш все же сделает свои первые шаги, они будут гораздо увереннее. Ребенок будет меньше падать, вам не придется его постоянно страховать.

Неужели совсем нельзя водить детей за ручки?

Если вы можете совсем не водить ребенка — прекрасно. Пусть так и будет. Особенно верным будет это решение для тех, кто стал мамой впервые. Так вы наделаете меньше ошибок. Но я понимаю, что не всегда это возможно. Нередко хочется, чтоб карапуз побыстрее пошел, так как нам с ним потом будет легче.

В первую очередь это касается прогулок. Сейчас лето, и мой сын активно ползает по детским площадкам. Но после дождей или в холодное время года такие прогулки исключены. В толстых зимних комбинезонах очень сложно ползать. А сидеть в коляске в таком возрасте слишком скучно... Поэтому многие родители все же пытаются приблизить долгожданные первые шаги.

И еще: если не водить малышей за ручки, они регулярно все тащат в рот. Поэтому маме важно постоянно следить за своим карапузом. Разумеется, после первых самостоятельных шагов проблема «тащу все в рот» снова вернется... Поэтому обучение ходьбе — лишь временное решение.

сын на детской площадке

Когда можно водить малыша за ручки?

Нельзя точно сказать, со скольки месяцев это становится более-менее безопасным. У всех детей разный темп развития. Кто-то готов к ходьбе уже в 8-9 месяцев, а кто-то — только в год. Я бы настоятельно не рекомендовала начинать такое обучение до 11-12 месяцев. А в некоторых случаях лучше подождать еще дольше.

Минимальные условия для попыток ходить за ручки:

  1. Карапуз уже хотя бы месяц уверенно ходит вдоль опоры. А лучше — два. Во сколько дети начинают передвигаться вдоль дивана? Обычно в 8-9 месяцев. Вот и считайте.
  2. Малыш уже делает попытки стоять без опоры.
  3. Ребенок не виснет на ваших руках, когда вы пытаетесь с ним топать, не выгибается и ставит ногу на полную стопу.

Внимание! Особенно опасно хождение за ручки для крупных и тяжелых деток!

Как ходить с ребенком?

Если это — не первый ваш малыш, вы уже понимаете, как правильно топать с детьми. Но всем остальным спешу объяснить: позвоночник малыша должен оставаться прямым. Часто дети, чувствуя вашу поддержку, выгибаются и просто тянут вас вперед. Так ходить нельзя. Это не поможет вам быстрее сделать первые шаги, а только увеличит риск всяких осложнений. Ведь малыш не учится держать равновесие. И вообще не улавливает принципы ходьбы.

Карапуз должен ставить ногу на полную стопу. Проследите за этим. И вообще его движения должны быть медленными и четкими. Тогда это действительно будет способствовать развитию его навыков. Если же кроха запутывается в своих ногах, извивается — прекратите попытки. Можно помочь ему, если держать его не за ручки, а за подмышки. Но лучше просто подождать, пока мышцы ребенка окрепнут. Пусть пока тренируется, бегая вдоль опоры.

И важное добавление: не топайте с малышом по полчаса. Достаточно нескольких минут в день. Лучше пусть он ходит совсем чуть-чуть, но правильно, чем виснет на вас кое-как целыми днями.

Имейте ввиду, обычно деткам нравится такой аттракцион. И они просят ходить с ними как можно чаще. Но не поддавайтесь на провокации. Используйте главный принцип: не навреди.

В следующем видео раскрывается тема ходунков и обуви для малыша. Смутила только последняя фраза, что если в год карапуз не делает попыток ходить — нужно обратиться к врачу... Что имелось ввиду под «попытками ходить»? Любой педиатр скажет, что неумение топать не считается патологией до 18 (!) месяцев.

Что будет действительно полезно малышу?

Если вас заботит физическое развитие ребенка, лучше дайте ему возможность активного самостоятельного передвижения. Лучше пусть ребенок как можно больше ползает, перелезает через препятствия, залезает на диван, почаще встает и передвигается вдоль стены. Кладите подальше его любимые игрушки, чтоб кроха пытался их достать. Всего этого будет вполне достаточно. И однажды карапуз сам решит оторвать руки от опоры и сделать первый шаг вперед.

Галина Георгиевна Рябова
Надо ли учить детей играть?

НАДО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ ?

Уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам поговорить об участии нас, взрослых, в детских играх .

Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в машине. Ребенок подержал ее в руке, а затем забыл о ней. «Не понравилась» , - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако, вскоре они убеждаются, что несмотря на то, что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими . Почему? Делают вывод : «Наш ребенок не любит играть » , – и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что наоборот, малыша надо все время занимать игрой, и они ни на минуту не отходят от него.

То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с лаем, то бабушка звенит погремушкой…

На ваш взгляд, кто из родителей прав? И надо ли учить ребенка играть ?

Как поступаете вы?

К сожалению, ни те, ни другие родители не правы. Здесь нужна золотая середина : надо , чтобы ребенок был заинтересован игрушкой. А это возможно только, когда он знает, как с ней играть . Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.

Выберите время, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате тихо. Назовите игрушку, покажите действие с ней, например, как надеть колечко на палочку. Скажите : надень колечко!. Ваше слово мобилизует внимание ребенка. Покажите 2-3 раза, как это делать.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого, чтобы малыш попросил игру, мог долго и сосредоточенно играть , его надо учить этому . Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда , когда окружен множеством игрушек : он не знает, как ими действовать. Играя с малышом , взрослый исподволь руководит его развитием, но не следует все время занимать малыша : диктовка взрослого не должна подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкает к тому, чтобы его всегда занимали играми с ним , и не захочет играть один .

Источник : интернет

Учите детей играть , и Ваш малыш вырастет

любознательным, инициативным, а главное, самостоятельным!

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ?»

Подготовила:

Воспитатель группы №4

Исаева О.А.

с.Лямбирь

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции...Когда же играть?

У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

В значительной степени решить эту проблему можем мы, воспитатели детского сада, но только если мы сами умеем играть и выделяем для этого время и место.

Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то что лучше - влиять на игру или в нее не вмешиваться?

Бытуют разные мнения. Одни убеждают: «Нас никто в детстве не учил играть, а мы до сих пор помним, какие интересные игры были во дворе»

Другие - с таким же энтузиазмом - доказывают обратное: «Если воспитатель не учит малышей играть, то они и не играют или делают это очень примитивно, а значит, не происходит их полноценное развитие, задерживается физиологическое развитие».

Опытные педагоги утверждают, что игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!». Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким), роль умелого партнера должен взять на себя воспитатель.

Что значит «руководить» игрой?

  1. Надо научить детей ставить игровые цели.
  2. Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
  3. Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
  4. Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Зачем руководить игрой?

Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

Как руководить игрой?

Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

Важное значение имеет до игровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Цель управления процессом игры - научить детей ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Важнейшая характеристика сюжетно - ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.

Следующая задача воспитателя - создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.

Но наличие даже самой богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания дети получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра диафильмов, мультфильмов и т. д. Но ребенок невсегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему неинтересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра - это школа произвольного поведения, школа морали в действии, это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.


Читайте также

Если вдруг вам встретится ребенок, который еще не усвоил правил поведения, и ведет себя агрессивно, помогите вашему малышу и в этой ситуации тоже. Скажите, что тот ребенок еще не научился просить, меняться, играть дружно, но непременно научится, и тогда с ним можно будет играть. Возьмите своего малыша на руки или за руку. Настойчиво, но спокойно, попросите маму обидчика вернуть вашу собственность, если ее забрали. Отведите вашего ребенка в сторону и займитесь другой игрой или общением с другими детьми. Ведь и во взрослой жизни так – люди стараются держаться подальше от тех, кто не умеет себя вести и демонстрирует агрессию.

Если это ваш малыш так и норовит отобрать у других детей игрушки и может ударить, то старайтесь учить его общаться цивилизованно по возможности. Лучше всего в таких случаях пытаться налаживать взаимодействие с детишками постарше – они не такие беззащитные, как ровесники и младшие, а также могут оказать вам помощь в обучении вашего ребенка правилам поведения, если сами их уже усвоили.

И для того, чтобы окончательно расставить все точки над «i» и закрепить у ребенка понимание рамок и норм поведения в обществе, желательно, чтобы и в семье правило «никто никого не бьет» тоже работало. То есть вместо шлепков и других мер физического воздействия на ребенка лучше на собственном примере учить его выражать свой гнев словами: «Ты сейчас так делаешь, и я очень, очень на тебя сержусь. Я ухожу в другую комнату (кухню). Я очень сердита. Мне совсем не нравится то, что ты сейчас делаешь». Через некоторое время вы почувствуете, что этого достаточно, чтобы снять первую волну гнева. Это бесценный опыт для вашего ребенка - ничто не научит его лучше вашего собственного примера.