Обувь нанайцев. Шитье и украшение одежды, обуви, головных уборов

У всех народов Приамурья одежда казалась очень похожей, особенно на первый взгляд. Мужчины, женщины, дети в праздники и в будни носили халаты из хлопчатобумажной ткани покроя кимоно, с длинными рукавами, широкой левой полой и застежкой на правом боку. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой на вате, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу два-три халата. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин и мужчин - из тканей темных тонов. Женские халаты были несколько длиннее мужских (цв. ил. 43). Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные; халаты для молодых мужчин и женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Зимние халаты шили из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, но на меху (бараньем, лисьем), или из различных мехов - "меховой мозаики" (цв. ил. 44).

Одежду для охотников и рыбаков делали почти исключительно из различных шкур, кож, ровдуги, хотя некоторые предметы 6 этих комплектах одежды были из тканей. Иногда праздничные женские халаты также шили из ровдуги, украшая их чрезвычайно обильно различными отделками. И для повседневного употребления (рабочие халаты), и как праздничные одежды, особенно женские, шили халаты из рыбьей кожи. В XIX - начале XX века наибольшее распространение имели все же тканевые халаты. Путешественники отмечали, что халаты из рыбьей кожи носили в обычное время наиболее бедные члены общества. Их надевали на рыбалку, во время различных работ. Но в праздники женщины надевали богато орнаментированные халаты именно из рыбьей кожи или из шелка.

Под халатом народы Амура носили штаны с ноговицами (цв. ил. 45), нагрудники (в основном женщины: в начале XX века почти исчезли мужские нагрудники). Штаны были короткими, поэтому их непременно дополняли ноговицами, которые могли быть короткими (у женщин) или длинными, из ткани на подкладке или на вате (рис. 134). Мужские ноговицы, особенно для рыбалки или охоты, делали из шкур, ровдуги, рыбьей кожи; женщины надевали ноговицы из рыбьей кожи, когда ходили зимой в тайгу за дровами. Штаны такие шили из рыбьей кожи, мужские - из ровдуги, но уже в начале XX века эти материалы стали все больше вытесняться тканями. Концы рукавов халатов в прошлом обматывали нарукавниками (полоской ткани); праздничные нарукавники украшались вышивкой (цв. ил. 46).

Не только халаты, но и нижняя одежда обычно орнаментировалась, особенно женская. Ноговицы, нагрудники, чулки, обувь в большинстве случаев также украшались различными способами.

Существовали издавна сложившиеся традиции украшения тканевых халатов. Декоративно отделывали их определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота (рис. 135). Поверх тканевой основы пришивали дополнительно тканевые полосы иных, более контрастных цветов, чем ткань халата, обычно на цветной халат пришивали черные отделочные полосы (цв. ил. 47). Они играли не только декоративную роль, но и делали халаты более прочными (цв. ил. 48). Эти полосы орнаментировали вышивкой, аппликацией, на них прикрепляли металлические (бронзовые, медные) украшения различных форм и т. п. Иногда на низ нанайского халата пришивали не одну, а две-три дополнительные полосы различных цветов, и каждую либо вышивали, либо пришивали на них в один ряд белые мелкие пуговицы или металлические подвески (последние в зависимости от формы назывались "соболья лапка", "след белки", "крестик" и т. п.). Нивхи и ульчи чаще всего украшали нижние полосы халата именно металлическими подвесками, пришитыми в один ряд; только на праздничных женских халатах они делали вышивку, да и то не на всех (рис. 136).

У нанайцев, живущих в разных районах, халаты отличались такими деталями, как ширина и цвет дополнительных полос на подоле, расположение орнамента на них, высота расположения металлических подвесок над краем подола и т. п. Рядом с дополнительными полосами пришивали узкие канты из тканей разных цветов. Этот элемент отделки халатов имел в глазах жителей Приамурья важное значение; чем больше было таких кантов, чем они были уже, чем красивее было их цветовое сочетание, тем выше считалось мастерство исполнителя. Более всего кантов пришивали к концам рукавов, к верхней части борта левой полы, вокруг ворота. В последние годы для отделки халатов стали широко использовать разноцветную узкую тесьму промышленного производства. Кроме того, многие ульчи, нанайцы нашивают на ткань к краям отделочных полос узкие кружева, которые они вяжут из белых или черных ниток (рис. 137).

Следует особо подчеркнуть, что в целом халаты у народов Приамурья несмотря на их яркость и кажущуюся пестроту были сделаны с большим вкусом все цвета гармонично сочетались. Если халат шили из желтой или ярко-голубой ткани, его обычно окаймляли черными отделочными полосами, кантами приглушенных тонов, а цвет вышивок или аппликаций на отделочных полосах непременно гармонировал с основной тканью.

Нанайцы некоторых селении отличались своим пристрастием к особенно яркой одежде. Они пришивали широкие разноцветные полосы по нижнему краю халатов и на концы рукавов. Повседневные халаты мужчин, особенно стариков, часто не вышивали вовсе. Если же вышивали, то только на полосе пришитой по краю в верхней части левой полы, иногда на концах рукавов. У женских халатов орнаментировали полосы, пришитые и к верхней части края левой полы, и к нижней, а также и вокруг ворота, и на концах рукавов. Нанайцы в отличие от ульчей и нивхов и по краю левой полы пришивали иногда не одну, а две или даже три дополнительные полосы ткани с украшениями. Как правило, орнаменты на разных участках одного халата были разные. Женщины обычно сами шили и вышивали себе повседневные халаты. Праздничные же, а особенно свадебные халаты многие женщины заказывали своим односельчанам или родственникам-мастерицам. Халаты эти орнаментировали сложными узорами-композициями, выполненными различными швами, которыми владели далеко не все (цв. ил. 49).

Обычно халат можно было сшить за один день, но украшали его очень долго. Вышивать более всего приходилось зимой, когда основные хозяйственные работы были закончены, запасы пищи сделаны, а мужчины уходили в тайгу. Полосы, на которых вышивали орнамент, мастерица хранила в сумке для рукоделия. Она заранее прикидывала, какие подойдут цвета отделочных полос к основной ткани халата, какие нужны нитки для вышивки и аппликации, - все это должно было гармонировать между собой.

Узор наносили на ткань с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи. Контуры узора обводили костяной острой палочкой и затем вышивали. Для вышивки пользовались покупными шелковыми нитками. Вышивали самыми разными способами. Стебельчатым швом часто обозначали контуры рисунка, который заполняли затем внутри вышитыми неплотной гладью цветами и листьями. Вышивали также старинным тамбурным швом, а также швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ. По темной отделочной полосе (черной, бордо и др.) часто вышивали узор, состоящий из отдельных стежков - непрерывных или по три стежка с перерывом. В современных вышивках сочетаются традиционные швы с русским и болгарским крестиком.

Мужские халаты обычно орнаментировали меньше, чем женские. Особенно украшали только верхние края мужских ноговиц, пояса (особенно у нанайцев), охотничьи шапочки, шлемы, надевавшиеся под шапки, охотничьи передники; при выходе на промысел охотники-нанайцы были одеты особенно нарядно.

Своеобразно отделывали свадебные халаты из ткани. Обычно такие халаты имели полы, равные по ширине. Вдоль краев полы шла широкая орнаментальная полоса, внизу переходившая в окаймление подола. Эта полоса украшалась вышивкой тамбуром и аппликацией. Вся спинка сплошь была заполнена орнаментированными полосами. Снизу до пояса обычно помещали две одинаковые короткие широкие полосы из светлой ткани; на них чаще всего вышивали один и тот же узор - дерево с птицами на ветвях (цв. ил. 50). С двух сторон под деревом вышивали животное (например, оленя). Верхняя часть спинки свадебного халата обычно состояла из горизонтальных полос, пришитых вплотную, одна к другой, каждая полоса была вышита своим, особенным амурским криволинейным орнаментом (волнистые линии, ряды завитков с вплетенными в них стилизованными птицами, бабочками, рыбками и т. п.). Спинку (и деревья в нижней части халата, и горизонтальные полосы в верхней) вышивали обычно гладью по настилу: под гладь подкладывали настил: приклеивали вырезанный из рыбьей кожи (или бумаги) элемент орнамента шириной 1-2 мм и менее. Несколько элементов составляли узор. Каждый настил вплотную зашивали шелковыми тонкими нитками. Очень характерным было цветовое решение: через каждые 1 1 / 2 -2 см меняли цвет ниток, таким образом одна линия узора в цветовом отношении все время прерывалась, менялась: за желтым цветом следовал либо зеленый, либо иные цвета - розовый, синий и т. п. Вышивали также гладью по двойному и тройному настилу: две или три полоски настила приклеивали рядом, но с небольшим зазором между ними, - гладь получалась двойной или тройной.

Широкое распространение у удэгейцев имела вышивка по очень узкому (0,5 мм) однорядному настилу. В прошлом ульчи, негидальцы, низовые нанайцы по ткани и ровдуге вышивали белым подшейным волосом оленя в комбинации с разноцветным шелком. Так украшали ровдужные халаты, праздничную обувь, нагрудники амурского типа, мужские передники и т. п. Мастериц, владеющих техникой вышивки оленьим волосом, было мало, и выполненные ими предметы высоко ценились.

Чрезвычайно разнообразны были способы украшений ровдужных праздничных женских халатов у негидальцев, ульчей. Полы и спинку отделывали вышивкой, аппликацией из тончайшей сазаньей кожи, вышивали оленьим волосом и шелком по самой основе халата. Низ подола, концы рукавов, поперечную полосу на талии отделывали выдровой опушкой. На подол повыше опушки пришивали разноцветные орнаментальные полосы, сделанные из окрашенной в разные цвета рыбьей кожи, полоски коричневых и белых оленьих и собачьих камусов с вшитыми в мех шелковыми красными и синими кисточками.

Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы, ульчи покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов (рис. 138, 139; цв. ил. 51).

Техника аппликации на Амуре - одна из древнейших. Ее широко применяли не только при отделке тканевых и ровдужных халатов, но и при украшении других предметов. При отделке халатов аппликацией ткань, из которой вырезали узор, с изнанки подкрахмаливали, с изнанки же приклеивали трафарет (берестяной или из рыбьей кожи) и, с силой "проглаживая" ткань с помощью костяного "утюжка", "переводили" этот узор на лицевую сторону. Затем узор вырезали и наклеивали рыбьим клеем на основу, в определенное место. Края аппликации заделывали разными способами. У всех амурских народов в прошлом был широко распространен способ обметки края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску рыбьей кожи, затем ее обметывали тонким шелком стежками вплотную так, что образовывался по краю аппликации плотный тонкий круглый валик (между стежками полоска из рыбьей кожи - тот же настил - не была видна). Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ, - либо более простым швом, так называемым "через край", швом с "зубчиками".

Большим разнообразием отличались головные уборы, особенно женские.

Летом некоторые нанайцы, ульчи носили берестяные шляпы. Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета.

Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией.

У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Ульчи и нивхи шили также свадебные и праздничные женские шапки из меха рыси с торчащими вверх рысьими ушками.

Все народы Нижнего Амура, кроме нивхов, носили маленькие охотничьи шапочки, размером с тюбетейку. Верх шапочки шили из камусов соболя, лисиц, а иногда и из камусов оленя, собак. К нему пришивали орнаментированные полосы ровдуги и выдровую опушку. Верховые нанайцы и удэгейцы к макушке такой шапки пришивали султан - хвост соболя или выдры, а также маленькие орнаментированные ушки. Ульчи и низовые нанайцы с такими шапочками носили отдельно надеваемые наушники.

Под такую шапку надевали шлем из белой ткани, также богато орнаментированный вышивкой или аппликацией. Шлем защищал шею охотника от снега. Летом его надевали для защиты от мошки и комаров. Иногда с этой же целью шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее.

Одним из необходимых предметов одежды были рукавицы. Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи; последние носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов. Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей (рис. 140, 141). Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой (особенно ульчи, нивхи): вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски, Иногда ульчи вырезали из меха элементы криволинейного амурского орнамента, а затем вырезали в основном материале рукавицы такое же отверстие и вшивали на это место узор иного цвета.

Вообще техника меховой мозаики использовалась народами Приамурья довольно широко. Меховую мозаику применяли и при шитье шелковых халатов на меху: подклад делали из разных кусочков меха, сшитых либо шашечками, либо с элементами орнамента. Мех брали с низким ворсом (белка, камусы соболя, собаки и т. п.).

Подобная же техника меховой мозаики применялась и при шитье обуви тунгусского типа. Вообще обувь у народов Приамурья была двух типов: амурского и тунгусского. Обувь амурского типа шили из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож, а нанайцы и удэгейцы также из ровдуги. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи; головки делались разных форм. К верху головки пришивали голенище из другого материала (ткань, рыбья кожа). Обувь тунгусского типа была иной: она имела отдельную подошву, к которой и пришивали голенище. Эту обувь шили из камусов оленей, лосей, изюбров, а также из нерпичьих шкур и ровдуги.

Разные типы обуви украшали по-разному. Передок на головке обуви амурского типа орнаментировали часто так: на нерпичьей коже делали выпуклые амурские завитки. Для этого треугольную вставочку размачивали, наносили на нее узор, затем по линии узора прошивали кожу жильной ниткой так, что сам узор образовывал выпуклый орнамент (кожу насквозь не прокалывали, игла проходила в поверхностных слоях кожи). Иногда на треугольной вставке орнамент вышивали подшейным оленьим волосом. Эти способы украшения обуви были характерны для ульчей и нивхов. Нанайцы и удэгейцы на вставке ровдушной обуви орнамент амурского типа либо вышивали, либо рисовали красками. Обувь тунгусского типа из камусов или ровдуги украшали совершенно иначе. Нанайцы большую часть голенища сострачивали из разноцветных полосок ткани, а самые верхние полоски украшали вышивкой или аппликацией (рис. 142). Такую обувь носили с чулком, сшитым из ткани (на вате) в виде сапожка. Верхний край чулка орнаментировали несколькими полосками ткани с вышивкой; этот край выступал поверх голенища. Иногда верхнюю часть голенища нанайцы и ульчи отделывали меховыми мозаичными полосками с узором шашечками. У ульчей голенище обуви тунгусского типа отличалось от нанайского: лишь узкую тканевую полоску сверху голенища ульчи украшали вышивкой, других тканевых полос тут не пришивали. Ровдужную обувь тунгусского типа ульчи и нанайцы украшали вышивкой на передней части внизу, а также на полосках, пристроченных по краю голенища.

Обувь из рыбьей кожи нивхи и ульчи обычно не украшали, а нанайцы рисовали красками амурские узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь амурского типа носили с коротким меховым чулком.

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

2 слайд

Описание слайда:

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

3 слайд

Описание слайда:

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества Одежда коренных жителей Приморского края Обувь Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Нанайцы Большим разнообразием отличались головные уборы Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Одежда нанайских женщин Традиционная женская одежда нанайцев Одежда из рыбьей кожи Мужской костюм Нанайский костюм на выставке в музеях Современная женская одежда в национальном стиле Народный костюм в живописи и графике Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Нанайская обувь В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы 21. Декоративное искусство нанайцев 22. Нанайцы. Работы орнаментального искусства 23.Прикладничество в предметах быта 24. В современном нанайском декоративном искусстве 25.Удэгейцы 26. Удэгейцы. Повседневная одежда 27. Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно 28. Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» 29. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) 30. У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка 31. Этнической особенностью является причёска удэгейцев 32. Узоры наши много что значат 33. Национальные особенности костюма в живописи и графике 34. Орочи. Декоративное искусство 35. Тазы 36. Традиционная одежда тазов 37. Прическа и головной убор тазов 38. Рефлексия. 39. Информационные ресурсы

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качестве регионального компонента. Цель работы: ознакомление с одеждой и декоративно – прикладным творчеством коренных малочисленных народов Приморья. Информационно - иллюстративный материал может демонстрироваться для формирования эстетической компетентности и расширения кругозора и познавательной активности учащихся 5-8 классов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе при выполнении творческих работ на внеклассных мероприятиях и уроках технологии разделов «Рукоделие» (виды швов, аппликация, вышивка), «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий». Включены: рефлексия, информационные ресурсы. Рекомендуется просмотр «Показ слайдов».

5 слайд

Описание слайда:

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами (204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

6 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов; полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой.

7 слайд

Описание слайда:

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

8 слайд

Описание слайда:

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи

9 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты.

11 слайд

Описание слайда:

Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее название В Приморском крае РФ живут на восточном берегу реки Уссури (в Пожарском районе). Причёски Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Украшения Женщины носили 1 или несколько серебреных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебреные или железные браслеты и серебреные или костяные кольца.

12 слайд

Описание слайда:

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка

13 слайд

Описание слайда:

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения. Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата.

14 слайд

Описание слайда:

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов. Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные Женские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом

15 слайд

Описание слайда:

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

16 слайд

Описание слайда:

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов

17 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи (носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов). Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой: вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски. Рукавицы. Х/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг. Рукавицы. X/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг.

22 слайд

Описание слайда:

Нанайская обувь Обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Обувь из рыбьей кожи нанайцы рисовали красками узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь носили с коротким меховым чулком. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Обувь состояла из своего рода сапог - «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). Обувь женская. Камус, х/б нитки. Мозаика. 1960-е гг.

23 слайд

Описание слайда:

В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы Важное место занимали тамбурный и гладьевой шов, петельчатый шов и различные обметочные швы, «елочка», «козлик», шов лапками, позднее заимствованный от русских крестик. В скреплении отдельных деталей между собой или при нашивании отдельных фигур на фон -употребляли простую и парную строчку, выполнявшуюся в древности вручную, позднее на машинке. Нагрудник нанайский. Вышивка Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация Нанайцы. Нач. XX в. Вышивка, аппликация. Нанайцы. Нач. XX в

24 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство нанайцев отличается особенным пристрастием к яркой одежде. На их одежде и других предметах продолжает встречаться 4 типа орнамента: облаковидный, зооморфный, растительный и геометрический. 3 основных способа нанесения орнамента: тиснение, резьба и аппликация У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Фрагмент халата – мотив «Древо жизни» Фрагмент халата. По подолу – вышивка «хэрэ бэгдини» (лапки лягушки) Л.У. Пассар. Родовое дерево. Нанайский орнамент А.А. Самар. Олень. Нанайский орнамент

25 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Работы орнаментального искусства 1, 2, 3. Ходжер Л.Н. Фрагмент панно. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Ходжер Л.Н. Фрагмент детского коврика. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген 1. Ходжер Л. Н. Выкройка детского халата Ткань, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 2. Киле Л.Г. Праздничная обувь для девочки. Ткань, мех, кожа Аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 3. Ходжер С.С. Детский праздничный халат. Спинка Ткань, аппликация, вышивка. с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Бельды Л. Д Заготовка для женского халата. Горловина. Ткань, вышивка с. Троицкое Нанайского района 5. Кимонко М.Г. Рамка для фото Ткань, аппликация, вышивка с. Дада Нанайского района

26 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Прикладничество в предметах быта Среди традиционных ремёсел была развита выделка женщинами шкур животных, шитьё одежды и обуви (из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб, шкур, волокон конопли или крапивы), вышивка, плетение корзин и циновок и другое. Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево (резные ложки) и береста. Работы нанайских мастериц

27 слайд

Описание слайда:

В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки Нанайский ковёр

28 слайд

Описание слайда:

УДЭГЕЙЦЫ (Самоназвание: удэхэ, в прошлом назывались «лесными людьми») Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края, село Красный Яр. В 2010 году долина реки Бикин. Семья удэгейцев в повседневной одежде в промысловый костюме

29 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы. Традиционной одеждой мужчин был халат из рыбьей кожи «аму тэгэ», часто оформленный цветными узорами или орнаментом. К концу XIX века рыбья кожа почти полностью была вытеснена суконной, шерстяной, шёлковой и хлопчатобумажной тканями фабричного производства. Удэгейские халаты по покрою сходны с монгольской и чжурчженьской одеждой и относятся к запашному типу кимоно. Зимой бедные удэгейцы носили ватные халаты или шубы из шкур диких животных, а зажиточные имели шубы из бараньего меха, которые приобретали у купцов. Повседневная одежда

30 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями

31 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» Удыгейцев всегда привлекала красивая одежда и украшения, этому уделялось особенно много внимания. В прошлом одежда «лесных людей» с её традиционными вышивками (гладьевый шов) служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить род и национальность человека. Одежду обычно дополняли прямоугольные или полукруглые карманы. Обильно украшенная одежда дополнительно украшалась разнообразными металлическими подвесками и раковинами каури. Все мужчины и женщины очень любили украшать себя серьгами, браслетами и кольцами. Некоторые женщины украшали серьгами уши (по 4 в каждое ухо) и нос, продевая их в правую ноздрю, реже в носовую перегородку. Одежда мужская. Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы. 1950-е гг.

Хабаровск являлся прифронтовым городом. Праздничные мероприятия. Проект памятной стелы. Памятник партизанам. Праздничный салют. Ленинград. Родина моя. Хабаровчане. Воинское захоронение. Волоколамск. Города воинской славы. Мемориальный барельеф. Все это достойно великого уважения и вечной памяти. Хабаровск – город воинской славы. Статус. Суровый экзамен. Монумент воинам-хабаровчанам. Чёрный тюльпан.

«Животные и растения Хабаровского края» - Орел-беркут. Соболь. Дальневосточная черепаха. Дальневосточный лесной кот. Бурый медведь. Черный аист. Горал. Женьшень. Пегий лунь. Неповторимый край земли Российской. Калуга. Гималайский медведь. Природный мир Хабаровского края. Роза даурская. Лотос Комарова. Рыбный филин. Элеутерококк колючий. Японский журавль. Тис остроконечный. Тигр амурский. Изюбр. Бархат амурский. Красный волк. Рододендрон даурский.

«Викторина о Хабаровском крае» - Кто в настоящее время является губернатором. Эту птицу в народе часто называют нетленной. Карта края. Леса края. Какое растение по дорогам растет. Какую протяженность имеет главная река. Рыбы Амура. Зоосад Дальневосточный. Комсомольская площадь. Кто основал столицу Хабаровского края. Край родной. Старинная нанайская легенда. Река Амур. Города и поселки. Дешифровщик. Какую рыбу называют «царицей Амура».

«Красная книга Хабаровска» - Дальневосточная черепаха. Гипоптеригиум японский. Эпикопея. Ловит рыб и лягушек. Скопа. Рыбный филин. Солонгой. Рябчик Максимовича. Женьшень настоящий. Родиола розовая. Лотос Комарова. Плоды ореха. Действия, которые могут привести к гибели. Бессистемный сбор. Название. Водяной орех плавающий. Способность исцелять от всех болезней. Яйца. Аполлон Фельдера. Венерин башмачок настоящий. Убивает мастерски.

«Район имени Лазо» - Тигрёнок. Площади, покрытые знаменитой уссурийской тайгой. Учёные предполагают. Богатства земли Лазовской. Восхождение на высоту. Забайкальские казаки. Цели краеведческого экскурса. Закат солнца в кедровнике. Заготовка древесины. Гора. Хоровод деревьев. Пиломатериалы-кедровые. Золотодобыча. Мира не узнаешь. Природа. Пещера «прощальная». Район Лазо. Дурминское золото. Сихотэ. Недра района. Хозяин тайги.

«Район имени Лазо Хабаровского края» - Герб района Лазо. Флаг муниципального района. Мухенские источники. Амурский тигр. Душа тигра. Удэгейское село. Пещера «Прощальная». Роскошь и разнообразие. Семь чудес района Лазо. Петроглифы. Достопримечательности района. Таёжный тигр. Туристский потенциал. Организованный туризм. Житель поселка. Люблю и знаю. Чудесный край. Сельское хозяйство. Экзотически окрашенная кошка. Герб. Алексей Павлович Окладников.

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.

Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины - пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа - землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище - дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома - это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Еда

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

  • верхняя - небесный мир
  • средняя - земной мир
  • нижняя - подземный мир.

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Язык

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь - систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу - мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор - сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман - волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн - приговорки, скороговорки;
  • намбокан - загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге - огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

По умершему проводили ряд поминок. Первые - сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины - 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй - в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.