Стиляги в ссср. Как это было: советские стиляги

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.


В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма "Стиляги" :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

60-е годы прошлого века стали настоящей революцией в мире моды. Именно в это десятилетие возникло такое понятие, как «молодежная мода», которая кардинальным образом отличалась от манеры одеваться более старшего поколения. О том, чем примечательна такая мода, можно узнать из этой статьи.

Особенности моды 60-х годов

Одним из главных событий 60-х годов можно считать перенос столицы моды из Парижа с его утонченностью и изысканностью в Лондон, где царили бунтарские и дерзкие настроения. Мода резко поменяла свое направление и теперь одежда шилась преимущественно для молодого поколения.

Стандарты красоты также изменились: пышное телосложение отошло на второй план, уступив место образу щуплой девочки-подростка с угловатой фигурой.

Существенное влияние на молодежную моду начала 60-х годов оказали музыкальные исполнители Элвис Пресли, Мик Джагер и, разумеется, самая популярная группа всех времен «Битлз». Молодые люди, подражая своим кумирам, предпочитали носить строгие костюмы и простые рубашки.

Появился стиль «унисекс». Женщины носили брюки и мужские сорочки, отдавали предпочтение коротким стрижкам.

В 1962 году британский дизайнер Мэри Квант произвела настоящий переворот в общественном создании, выпустив коллекцию платьев мини с завышенной талией и туфли на низком каблуке.

Благодаря дешевизне и практичности широкую популярность в этот период получили искусственные материалы. Одежда шилась преимущественно из синтетических тканей: нейлона, полиэстера, кримплена и т.д.

Простой крой нарядов компенсировался яркими расцветками, сложным декором и объемными рисунками. Актуальные цвета: черный, белый, зеленый, салатовый, ярко-желтый, оранжевый, синий, голубой, розовый, блестящие золотые и серебряные оттенки.

Из принтов предпочтение отдавалось традиционному гороху, клетке и полосам, а также различным геометрическим узорам.

В моде были парики, шиньоны, накладные ресницы, яркая бижутерия из пластика.

В середине 60-х годов в СССР возникло молодежное течение под названием «стиляги», которое затронуло не только модную индустрию, но и все сферы жизни молодого поколения. Сочетание несочетаемого и буйство красок в одежде – вот основные черты образа стиляг.

Ближе к концу 60-х массовое распространение получила субкультура «хиппи», которая выступала за мир во всем мире, пропагандировала любовь и ненасилие, демонстрировала уход от действительности. Хиппи привнесли в моду этнические мотивы, яркие психоделические принты, украшения из бисера и, конечно же, джинсы.


Платья 60-х годов

  • Платья силуэта трапеция

Простое, но элегантное платье трапеция было излюбленной моделью модниц 60-х годов. Длина варьировалась от мини до миди. Благодаря свободному крою, акцент делался на стройных ногах, а не на талии. Часто образ дополнялся носочками-гольфами, колготками и чулками в сочетании с обувью на невысоком каблуке.

  • Пышные платья

Широкое распространение этот фасон получил именно в 60-е годы. Короткие и длинные модели шились из многослойной ткани, дополнительный объем достигался при помощи складок. Особенность платья – ярко выраженная талия. Верх мог быть самым разнообразным: закрытым с короткими и длинными рукавами, совсем без них, открытым с декольте.

  • Стиляги

Отличительными чертами платьев стиляг можно считать пышный фасон длины миди, наличие нескольких подъюбников, зачастую контрастных тонов, простой принт типа гороха и обязательное наличие яркого пояса, подчеркивающего талию.

  • Вечерние платья

Основной целью вечерних нарядов 60-х годов было подчеркнуть женственность и чувственность представительницы прекрасного пола. Дизайнеры того времени разработали пышные модели длиной в пол с воротником и широким поясом. Этот фасон и сейчас не теряет своей актуальности.

  • Свадебные платья

Свадебные платья 60-х годов отличает простота фасона и минимализм. Наиболее актуальными были наряды А-силуэта с кружевными рукавами, а также пышные платья длиной до колена. Основное внимание при создании стильного образа невесты уделялось аксессуарам: аккуратные шляпки, короткая фата, элегантная сумочка, перчатки и скромные украшения.

Юбки в моде 60-х годов

  • Мини-юбки

Эта модель одежды произвела эффект разорвавшейся бомбы. Стильная мини-юбка прямого кроя или силуэта трапеция помогла создать женственный и сексуальный, при этом абсолютно не вульгарный образ смелой уверенной в себе девушки.

  • Юбка трапеция длиной миди

Эта модель пользовалась наибольшим спросом. Свободный крой и длина до колена скрывала широкие бедра, а завышенная талия прекрасно подчеркивала эту часть женского тела. Некоторые модели дополнялись лаконичными складками, что придавало образу особый шарм.

Женские брюки в стиле ретро

Женские брюки являлись одной из культовых деталей гардероба модницы того периода. Популярностью пользовались расклешенные модели и капри.

Для деловых женщин дизайнеры представили брючные костюмы с укороченными жакетами и смокинги. Обязательным элементом являлись стрелки на брюках, придававшие образу утонченность и строгость.


Прически 60-х годов

Новый стиль в одежде повлек за собой появление нестандартных причесок. В моде были короткие мужские стрижки, например, укладка боб.

Те женщины, которые были не готовы расстаться с длинными волосами, делали себе сложные прически. Особую популярность имела укладка «Бабетта» — высокий начес, который формировался сзади в форме валика.

Среди других модных причесок можно выделить кудри и локоны, конский хвост, высокий пучок и распущенные волосы в стиле хиппи.

Макияж 60-х годов

В 60-е годы главный акцент в макияже делался на глазах. Выразительный взгляд достигался путем нанесения аккуратных черных стрелок и черной же туши в несколько слоев. Не пренебрегали модницы и накладными ресницами. В моде были перламутровые тени различных оттенков.

Загар не считался актуальным, поэтому цвет лица должен быть бледно бежевым. Помаду подбирали светлых розовых и персиковых оттенков, многие модницы обходились и вовсе без нее, довольствуясь гигиеническим бальзамом для губ.


Мужская мода

Мужская мода 60-х годов была более консервативной, но и она претерпела значительные изменения. Актуальны были узкие брюки-дудочки, а сам стиль стал более спортивным. Пиджаки стали длиннее и уже, часто они шились из отличных от брюк тканей.


К середине десятилетия жакеты заменили свитерами с ромбовидным рисунком или в полоску и однотонными кардиганами.

К концу 60-х в моду вошли свитера и водолазки под названием «лапша», рубашки ярких расцветок и брюки-клеш.


Большое влияние на мужской стиль 60-х годов оказывали различные субкультуры.

  1. Моды

Это молодежное течение возникло в 1959 году. Девиз модов — умеренность и аккуратность в одежде. Этот стиль предпочитали многие поп-звезды того времени, что и повлекло его массовое распространение среди молодых людей. Поклонники модов носили строгие костюмы, белые рубашки с узким воротником, тонкие галстуки в тон костюму, узконосые ботинки.

  1. Стиляги

Это явление характерно для СССР. Стиляги пропагандировали отказ от обыденности бытия и скучных будней. Главным предметом мужского гардероба поклонников этого направления были узкие брюки длиной до щиколотки в комплекте с цветными носками и узкими туфлями.

Немаловажную роль играл пиджак, часто в крупную клетку или полоску. Довершали образ яркая рубашка и узкий галстук.

Как на этом фото:


Видео по теме статьи: Мода 60-х годов

60-е годы - «время секса, наркотиков и рок-н-ролла», «золотой век новых свобод». Модные тенденции 60-х гг. можно выразить словосочетанием «стремление к минимализму».
Темп и динамизм 60-х отразились на мужской моде. Элегантность, простота и строгость - отличительные черты мужского костюма 60-х. Пиджаки однобортные, прилегающей формы. Повседневная одежда стала более «спортивной». Пиджак и брюки могут быть из разных гармоничных по рисунку, цвету и фактуре тканей. Популярными тканями становятся вельвет и замша, кардиганы.



В 1959 г. П.Карден показал свою очередную коллекцию, где были впервые представлены мужские костюмы в «неоэдвардианском» стиле: узкие пиджаки с круглым вырезом ворота, узкие брюки, «жакеты Неру» со стойкой. Всё это дополнялось сорочкой с высоким воротничком и элегантным галстуком. Впоследствии этот стиль взяли на вооружение последователи субкультуры модов.
«Умеренность и аккуратность», «Меньше - значит больше» - это девиз субкультуры модов (модников), возникшей в Лондоне в конце 50-х гг. и получившей наибольшее развитие в 60-х гг. Моды были выходцами из семей профессиональных, высоко оплачиваемых рабочих и служащих. Вот, например, "попрыгунчик Мик" сотоварищи был большим "модом".

Узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически (как правило “французского” стиля). Последние деньги тратились на то, чтобы заиметь последний писк итальянский моды - будь то одежда или мотороллер (как правило, марки Lambretta или Vespa) - основное средство модовского передвижения. Мотороллеры иногда украшались огнями и зеркалами чтобы привлечь внимание.

Мода 60-х, это мода двадцатилетних, рожденных в тяжелые военные и послевоенные 40-е годы. Поколение, родившееся в 40-е было первым советским поколением, которое стало жить в условиях относительной свободы и достатка. Конечно, мода в СССР была всего лишь робким отголоском модных мировых тенденций и существовала вопреки дефициту тканей, одежды и обуви. Мода 60-х, особенно в провинции, была каким - то новым массовым социальным явлением, существовавшим вне коммунистической идеологии.

Наиболее узнаваемой модной деталью первой половины 60-х годов были узкие брюки. В СССР их называли «дудочки». В магазинах такие брюки не продавались. Их шили на заказ у портных и всегда просили сделать поуже, отчего в народе ходила шутка, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги. Однако, узкие брюки вскоре стали обычным явлением, и мужчины 30 - 40 лет заузили 32 сантиметровые брюки до 20 - 22 см. Последним «писком моды» тогда считались носки красного цвета.


О тличительной особенностью 60-х годов было то, что в молодежную одежду пришли яркие цвета. Из ткани с крупным цветочным рисунком стали шить не только женские платья, но и мужские рубашки. Считалось модным для таких рубашек воротник апаш и разрезы по бокам. Носили такие рубашки, не заправляя в брюки, «на выпуск». За подобные рубашки, узкие брюки можно было получить прозвище «стиляга».

Вначале 60 - х в СССР стали популярными «белые плащи». На самом деле эти плащи были светло-серого или светло-бежевого цвета с большим воротником, поясом и клапанами на карманах. Именно такие плащи носили герои французских фильмов того времени - Жан Габен, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо.

Обычно облик киногероя завершала плоская фуражка белого цвета. В то время швейная промышленность выпускала только фуражки - шестиклинки и только темных тонов. Чтобы быть в модном тренде молодежь шила подобные фуражки у «частников», так тогда называли портных, нелегально, изготовлявших одежду и головные уборы. Но их изготовление стоило дорого, и не всем было по карману. Позже в советских магазинах появились плоские фуражки белого цвета в узкую черную полоску, которые напоминали фуражки киногероев и которые сразу же стали пользоваться огромным успехом у молодежи. В СССР подобные фуражки можно было встретить очень часто. Их носили школьники, студенты, молодые рабочие и даже люди пожилого возраста. Считалось, что человек одетый в белый плащ и белую фуражку был «одет по моде».

Примерно в 1962 - 1963 годах в СССР появилась странная мода. Юноши и девушки стали шить рубашки и кофточки из прозрачной ткани типа органзы. Это увлечение советской молодежи становится понятным, если мы вспомним, что начало 60 годов время распространение синтетических материалов и прежде всего ставшего популярным нейлона. Из-за отсутствия полупрозрачного нейлона молодежь стала использовать доступную органзу, которую называли «газом». Синтетические материалы постепенно стали занимать большое место в одежде.

Синтетические ткани постепенно занимают прочное место в одежде. Появляются ткани с лавсаном. Из них стали шить женские платья и мужские рубашки. Они хорошо стирались и почти не требовали глажки. В газетах об одежде из лавсана писали, как об одежде будущего, экономивших время женщинам-хозяйкам.

Синтетические нити стали использовать для изготовления ткани для верхней одежды. Первые пальто, из такой ткани, появившиеся в СССР , вызывали недоумение. Ворсовая фактура ткани с лавсаном больше походила на мех, чем на ткань.

Но подлинным открытием стали синтетические носки. Их называли «безразмерными» за эластичность. Такие носки подходили для четырех размеров. Синтетические носки были с резинкой у щиколотки, что позволило отказаться от неудобных мужских подтяжек для носков. Впервые на мужских носках появился рисунок. Был он скромным, неброским. Однако, у спекулянтов можно было купить носки с ярким рисунком. Такие носки пользовались особой популярностью у молодежи.

С середины 60-х начинается господство на улицах плащей из ткани «болонья». Свое название нейлоновая ткань получила от итальянского города Болонья, где впервые была создана. Название этой ткани дало название плащу. Его так и стали называть - болонья. По сути, болонья была всего на всего дождевиком. Но молодежь стала носить плащ в любую погоду. Привлекала его компактность. Его можно было свернуть и положить в портфель или сумку, где он занимал немного места. При необходимости плащ можно было достать и вновь надеть. Он почти не мялся. Появилась особая молодежная манера носить болонью. Его носили, не застегивая на пуговицы, и с закатанными рукавами. Болоньи сразу же попали в категорию дефицита. Но их всегда можно было купить у спекулянтов. При стоимости плаща в 20 - 30 рублей приходилось платить 60 и даже 80 рублей.

В начале 60-х в мире было господство туфель с узкими носами.





С середны 60-х нос у мужских туфель, ботинок и сапог становится более круглым.

Мужские туфли, продаваемые в магазинах в СССР , были представлены моделями далекими от современной моды. Они были тяжелы, уродливы и, скорее, годились для забивания гвоздей, чем для повседневной носки. В 60-х годах на улицах СССР было много маленьких кабинок, в которых можно было почистить обувь и произвести ее ремонт. В них работали преимущественно армяне, которые были мастерами своего дела. У них, конечно неофициально, можно было заказать изготовление модных мужских туфель. Заказавший их клиент получал элегантные мужские кожаные туфли с очень острым узким носом и высоким, немного скошенным, каблуком. Стоили такие туфли 20 - 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Минимальная зарплата в то время была 40 рублей.

Ближе к концу 60-х в моду вошли брюки-клеш, что отразилось и на джинсах.

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

Происхождение субкультуры

Такое явление, как стиляга, - это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.

Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

Этимология названия

Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление - поклонники западной культуры - как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.

Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова "стиль" как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

Идеология движения

Стиляга - это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как На самом же деле образ стиляги - это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская - «Бродвей».

Мода и костюм стиляги

Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.

Особый предмет заботы каждого стиляги - прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.

У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.

Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки - предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.

Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.

Музыка стиляг

Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.

В те времена стиляга - это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».

Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.

Танцы стиляг

Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.

Лексикон

Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: "Бродвей" - он был в каждом городе свой, "Кок" ("Коктейль-холл"). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер . Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги . Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток .

Общественное порицание

В СССР стиляга - это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали В конце 40-х годов в стране началась и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.

В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.

Стиляги разных лет

Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые

Значение субкультуры стиляг

Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры - все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.