Тест "Какой я родитель?". Тест “Какой вы родитель?”

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам данный мини-тест.

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении со своими детьми.

  • Сколько раз тебе повторять! (2)
  • Посоветуй мне, пожалуйста. (1)
  • Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! (2)
  • И в кого ты только уродился! (2)
  • Какие у тебя замечательные друзья! (1)
  • Ну, на кого ты похож(а)! (2)
  • Я в твое время! (2)
  • Ты моя опора и помощник(ца)! (1)
  • Ну что за друзья у тебя! (2)
  • О чем ты только думаешь! (2)
  • Какая ты у меня умница! (1)
  • А ты как считаешь, сынок (доченька)? (1)
  • У всех дети как дети, а ты? (2)
  • Какой ты у меня сообразительный(ая)! (1)

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наш мини-тест лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам!

Совет: Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Когда не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.

3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.

4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.

5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.

6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ "ДА" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а так же за ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 баллов.

За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" - по 5 баллов.

Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 баллов.

Вы прекрасно понимаете собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствуют открытое поведение, терпимость, вас можно считать примером для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.

50 - 99 баллов.

Вы находитесь на пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером ребенка. Есть несколько проблем, которые вы в состоянии решить, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже.

0 - 49 баллов.

Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителям, ставшим добрыми друзьями и проводниками на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется сторицей.


Если вы относитесь ко второй или тем более третьей группе людей, описанных в тесте, конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний ни о семейной психологии, ни о психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов. А по сему, если вы хотите иметь гармоничные отношения со своими детьми, то стоит заняться самообразованием, а возможно и прибегнуть к помощи психолога. Вам решать.

(1 голос : 5 из 5 )

Воспитание детей – сложный и ответственный процесс. И тут каждый стремится достичь успеха. Правда, не каждому удается это. Возможно, мы неправильно что-то делаем. Как узнать – правильно или нет, как узнать, какой вы – мудрый родитель, добрый ли или строгий, понимающий или равнодушный? Пройдите тест, отмечая те вопросы и фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы и ч исло баллов

Сколько раз тебе повторять? — 2

Посоветуй мне, пожалуйста — 1

Не знаю, что бы я без тебя делал(а) — 1

И в кого ты такой уродился?! — 2

Какие у тебя замечательные друзья! — 1

Ну на кого ты похож (а)? — 2

Я в твои годы!.. — 2

Ты моя опора и помощник(ца) — 1

Ну что за друзья у тебя? — 2

О чем ты только думаешь?! — 2

Какая (какой) ты у меня умница! — 1

А как ты считаешь, сынок (доченька)? — 1

У всех дети, как дети, а ты… — 2

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! — 1

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше — вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Тест родительского отношения

Чтобы прояснить для себя свое Родительское отношение, авторы предлагают родителям честно и беспристрастно ответить на 61 вопрос предлагаемого опросника, которые по пяти шкалам разложат это самое отношение и помогут понять себя, как воспитателя, а психологу прояснят, как в свою очередь, помогать таким родителям, дабы они строили и как можно успешнее свое общение с подрастающим поколением.

Вот эти 5 шкал, по которым анализируются получаемые ответы:

И непосредственно сами вопросы, отвечать на которые до невозможности просто -«да» и «нет» :

Опросник

Оценка результатов

Для каждой из выявляемых шкал характерны следующие вопросы:

За ответ «да» в любой из категорий испытуемый получает 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.

То есть высокие показатели скажут о развитости родительских отношений именно по этой шкале.

Интерпретация результатов

24-33 по шкале«принятие - отвержение»

скажут, что у анализируемого есть четко и положительно выраженное отношение к ребенку. Родитель уважает ребенка, принимает его и признает в его индивидуальности, поддерживает его интересы и планы на будущее, проводит с ребенком много времени, не сожалея о потраченном.

0-8 по шкале«принятие - отвержение»

поведают о том, что родитель испытывает к ребенку в основном только отрицательные чувства: злость, раздражение, досаду, иногда даже ненависть. Такой родитель называет ребенка неудачником, дает клички и нелестные прозвища, не верит что ребенок способен на хорошее, низко оценивает его способности и часто своим отношением третирует ребенка.

7-8 по шкале «кооперация»

родитель признает и поощряет ребенка, проявляет интерес к его склонностям, высоко ценит дитя, дает ему разумную самостоятельность и инициативу, общается на равных.

1-2 по шкале «кооперация»

родитель не делает ничего для упрочнения отношений с ребенком, и явно не претендует на роль Макаренко или Сухомлинского.

6-7 по шкале «симбиоз»

у родителя нет особой психологической дистанции, он подпускает ребенка к себе, делится мыслями и чувствами, старается удовлетворять потребности ребенка, ограждает его от неприятностей, заботится о ребенке.

1-2 по шкале «симбиоз»

Такой взрослый не подпускает ребенка к себе, во всяком случае психологически, мало интересуется и заботится о своем подопечном.

6-7 по шкале «контроль»

1-2 по шкале «контроль»

без прикрас сообщают о том, что контроль за ребенком со стороны родителя практически отсутствует.

Самым оптимальным вариантом оценки педагогических способностей родителя по этой шкале будет золотая середина (3-5 баллов).

7-8 по шкале «отношение к неудачам ребенка»

Родитель не верит в удачу ребенка, для него он вечно маленький несмышленыш, взрослый пребывает в убеждении, что все интересы ребенка не серьезны, и их можно спокойно игнорировать.

1-2 по шкале «отношение к неудачам ребенка»

Родитель верит в ребенка, считает неудачи преходящими. Такой вариант, конечно же, более предпочтителен, особенно при выборе профессий преподавателя, воспитателя.

Материалы к родительскому собранию на тему: «Взаимоотношение в семье»

Игра-тест «Какой Вы родитель?»
Родители должны выбрать фразу, часто используемую при общении с ребенком:
(желательно написать на доске)
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа!
7. Я в твоё время!
8. Ты моя опора и помощница(к).
9. Ну, что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!
После сделанного выбора, учитель называет родителям балл оценки данных фраз:
1-2
2-1
3-1
4-1
5-1
6-2
7-2.
8-1
9-2
10-2
11-1
12-1
13-2
14-1
7-8 баллов- Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;
11-12 баллов – Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зави-сит от случая в большей степени, чем от Вас.
13-14 баллов – Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ре-бёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше вни-мания, прислушайтесь к его словам.
Памятки
Советы родителям
1. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие – гораздо хуже. Не увели-чивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
2. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения – ис-тина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!
3. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребёнку, будьте последовательны – не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете из-баловать ребёнка, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.
4. Иногда дети спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ре-бенок придёт и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты, не слышу».
5. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
6. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что за-ласканному ребёнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ре-бёнка, снимает напряжение.
7. Ни в чем не подозревайте ребёнка, даже если вам кажется, что он украл, что он ку-рит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невыска-занное, оно унижает его.
8. Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим…»
9. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером – мальчик уже спит. А в воскресенье папа – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»
10. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
11. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и по-ражения.
12. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить де-тей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
13. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы на-казываете его, и совесть замолкает, а это опасно.
14. Провожайте ребенка до дверей: советуйте ему быть осторожным на улице. Встре-чайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

Цель : определение успешности выполнения роли родителя «конструктора», «проектировщика», «строителя» детской души.

Ход выполнения : родителям предлагается тест. Следует выбрать один из трех предлагаемых ответов на каждый вопрос.

п/п

Вопросы

Ответы

Можете ли ВЫ?

Не могу (В)

Обработка данных и их интерпретация:

Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б – в 2 балла, ответ В – в 1 балл.

    от 0 до 7 баллов : низкий уровень родительской компетентности, отсутствие элементарных представлений о воспитании и развитии своего ребенка.

    от 8 до 14 баллов низкий уровень родительской компетентности: у родителей серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Им не достает либо знаний, либо желания или стремления воспитать в ребенке личность, а возможно, и того и другого.

    от 15 до 30 баллов средний уровень родительской компетентности: забота о ребенке для родителей вопрос первостепенной важности. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой чересчур строги, в других случаях – излишне мягки. Кроме того склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.

    от 30 до 39 баллов - высокий уровень педагогической компетентности: ребенок – самая большая ценность в жизни родителей. Родители стремится не только понять, но и узнать его, проявляя высокий уровень родительской компетентности. Относятся к нему с уважением, придерживаясь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.

Инструкция:

Варианты ответов:

1 – почти никогда;

2 – время от времени;

3 – иногда;

4 – часто;

5 – почти всегда.

Критерии оценки

Баллы

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Интерпретация :

При анализе результатов самооценки семейной самоорганизации следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень семейной самоорганизации как критерия операционально-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

    20-29 баллов - очень низкий уровень семейной самоорганизации;

    30-54 баллов – низкий уровень;

    55-69 баллов – средний уровень;

    70-100 баллов – высокий уровень.

Опросник «Какой Вы родитель»?

п/п

Вопросы

Ответы

Можете ли ВЫ?

Могу и всегда так поступаю (А)

Могу, но не всегда так поступаю (Б)

Не могу (В)

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком

Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты

Поставить себя на место ребенка

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)

Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в выгодном свете

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как захочет, и ни во что не вмешиваться

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть

Опросник «Изучение самоорганизации семьи»

Инструкция:

Опишите сейчас свою семью. Обведите наиболее подходящий для Вас вариант ответа и обведите его кружком.

Варианты ответов:

1 – почти никогда;

2 – время от времени;

3 – иногда;

4 – часто;

5 – почти всегда.

Критерии оценки

Баллы

1. Члены семьи просят друг друга о помощи

1 2 3 4 5

2. В решении проблем следуют предложениям, выдвинутым детьми

1 2 3 4 5

3. Мы одобряем друзей друг друга

1 2 3 4 5

4. Дети имеют свое мнение о дисциплине

1 2 3 4 5

5. Мы любим делать что-либо нашим близким семейным кругом

1 2 3 4 5

6. Разные люди в нашей семье берут на себя роль лидера

1 2 3 4 5

7. Члены семьи чувствуют, что им ближе те или иные члены собственной семьи, чем кто-то из внесемейного круга общения

1 2 3 4 5

8. Наша семья меняет способ разрешения проблем

1 2 3 4 5

9. Члены семьи любят проводить свободное время друг с другом

1 2 3 4 5

10. Родители и дети обсуждают друг с другом меру наказаний

1 2 3 4 5

11. Члены семьи чувствую близость друг к другу

1 2 3 4 5

12. Дети в нашей семье принимают решения

1 2 3 4 5

13. Когда семья собирается что-то делать, то присутствуют все

1 2 3 4 5

14. В нашей семье правила меняются

1 2 3 4 5

15. Мы легко планируем дела, которые мы можем планировать вместе, всей семьей

1 2 3 4 5

16. Мы передает ответственность за ведение дел по дому друг другу

1 2 3 4 5

17. Члены семьи советуются друг с другом в принятии решений

1 2 3 4 5

18. Трудно определить, кто в нашей семье главный

1 2 3 4 5

19. Очень важно в семье быть всем заодно

1 2 3 4 5

20. Трудно ответить, кто именно в семье выполняет повседневную домашнюю работу