Виды шитья вручную. Виды постоянных ручных швов


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

Сегодня вышивка является одним из наиболее востребованных хобби женщин любого возраста. С её помощью они коротают свободное время, тем самым украшая интерьер помещения, предметы гардероба, подушки и аксессуары. Однако вышивка была бы скучной, если бы существовал один способ изготавливать картины, поэтому рукодельницы узнают, какие существуют виды швов, и применяют их.

Разновидности стежков для вышивки гладью

На глади проще всего выполнять картины. Также технология их выполнения очень проста, но разнообразна, поэтому подобрав правильную схему можно создать красочный шедевр, как нитками мулине, так и шерстяными, которые придадут изображению небывалой красоты.

Шов «Вперёд иглой»

Простейший вариант шва, выполняющийся для обведения контуров рисунка. Требуется собирать и прокалывать ткань «Гармошкой» на одном расстоянии. В результате выходят пунктирные линии.

«Строчка»

Стежок визуально похож на строку швейной машинки. Для его изготовления нужно делать прилегающие друг к другу швы, соприкасающиеся верхним и нижним краем.

«Стебельчатый шов»

С таким швом справиться любая вышивальщица, даже начинающая. Следует прокалывать ткань верху и по диагонали. Выполнять ровные и близлежащие стежки.

Обкидной или Петельный шов

Выполняются вертикальные стежки, образовывающие небольшую петлю. Игла входит внутрь неё и затягивает нить. Особенно красиво выглядит этот стежок, если участить количество стежков и перевить их горизонтально.

«Козлик»

Эксклюзивный шов, отчасти напоминающий вышивание крестиком. Однако он не используется для работы на канве, а хорошо смориться на обычной ткани. Его принцип – соприкасание пересекающихся стежков вверху и внизу. Поэтому каждый начинающийся крестик выполняется, пересекая низ или верх предыдущего. Частоту крестов и размеры между ними можно выставлять произвольно.

Владимирский шов или «Верхоплут»

Выполняется толстыми нитями, чтобы задать объёмность. Чаще всего его можно увидеть на картинах из цветов. Требуется начертить грани, например цветочного лепестка и заполнить их близлежащими стежками от края к центру. Спереди и сзади должен получиться одинаковый рисунок.

«Полукрест на глади».

При выполнении такого шва на одинаковом расстоянии делаются диагональные стежки, а на обратном пути, следует заполнить эти пространства. Для этого нужно провести такие же манипуляции, только в обратном направлении. Визуально получается «Заборчик».

Какие бывают стежки для вышивания крестом

Вышивка арестом подразумевает выполнение более сложных швов, которые на первый взгляд намного сложней. Чтобы выполнить их, потребуется много желания и упорного труда, тогда картины порадуют неповторимым изображением.

Вышивка крестом

Такой вид вышивки наиболее распространённый. Его нехитрая технология позволяет без труда обрести навык вышивания за несколько минут. Для выполнения такого простого шва потребуется втыкать иглу по диагонали и выводить в соседней клеточке. Нужно следить, чтобы стежки пересекались строго по центру.

Удлиненный крест

Не хитрая процедура, о которой догадается любая рукодельница. Следует выполнять обычное вышивание крестом, только увеличить длину стежков вдвое. Им вышивают, если следует заполнить пустые поверхности.

Славянский переплетающийся шов или венгерский

Особенностью этого шва является вышивание 2 параллельных стежков одновременно, но они не одинаковы, а 1 стежок, вдвое длиннее другого. Таким образом, с лицевой стороны длинные швы образовывают косичкообразное переплетение, чем и заслужил стежок такое название. Также в данном узоре разрешается выполнять ещё и ряды горизонтального или вертикального плана, а также применять несколько оттенков нитей.

Славянский косой переплетающийся шов

Этот вариант швов для вышивания незначительно отличается от предыдущего. Его особенностью можно считать использование диагонального ряда, где шовная высота составляет 2 нитевых пересечения. Длинные швы, как и в предыдущем описании вдвое длиннее коротких. Такой метод вышивания применяется для выделения выпуклых листьевых контуров.

Алжирский переплетающийся шов

Такой стежок визуально напоминает вышивание крестом, но при этом, его центр смещается. Это происходит из-за применения стежков для вышивания различной длинны, вышивающийся слева на право.

Шов «Ёлочка».

Технология этого шва пришла из Испании. Она состоит из двух близлежащих рядов полукрестовой вышивки, соприкасающихся по центру. Суть шва – выполнение стежков вперёд-назад, где на изнаночной стороне стежки визуально длиннее, чем на лицевой.

Двухсторонняя строчка

Этот способ вышивания незаменим, если на виду появляются обе стороны: изнаночная и лицевая. Шов образовывается вследствие работы иглой вперёд, вышивая ряды в 4 хода по технологии назад вышивка приобретает законченный вид. Сами стежки соприкасаются в конкретной точке и не имеют косых, наклонных линий. При использовании техники можно дополнительно применять мережки и кресты.

Выпуклый шнурок

Требуется проложить шерстяную нить по грани изображения и применять стебельчатый шов, окутывающий её. Для стежка требуется такая же, либо тонкая нитка.

Если сделать то же самое в обратном направлении, эффект стежка будет незабываем. Обычно для этого применяют нить другой расцветки.

Шов «Цепочка» он же тамбурный

Цепной шов очень прост в выполнении. Используется для изготовления линий, ограничения контуров, крупногабаритных фигур и поверхностей. Для его вышивания потребуется зафиксировать нить, вывести на лицевую сторону и воткнуть в то же отверстие, откуда она вышла. Далее протягивать до произвольных размеров петли. Чтобы начать следующее звено цепи, следует вывести иголку из центра предыдущего звена и повторить манипуляции.

Цепной (тамбурный) шов с навивкой

Кроме выполнения цепи требуется, не захватывая ткань обвести каждое звено нитью немного наискосок. В результате стежок будет похож на шнурок. При его изготовлении рекомендуется использовать 2 разных оттенка.

«Рыбка»

Очень красивый шов и лёгкий в выполнении. Он применяется для несложных картин, где попеременно выполняются манипуляции 1-лево , 1- право.

Шов «Узелковый»

Происхождение данного шва пошло из Саксагона . Для его выполнения требуется приступить снизу и двигаться по направлению вверх, прокалывая ткань горизонтально и туго затягивая её. Далее слева в правостороннем направлении выходит второй шов, затягивающий узел.

«Косичка»

Для её выполнения следует наметить стежковую ширину и делать их косыми, для формирования косы. Чтобы вывести иглу с изнаночной стороны, потребуется поднять иглу на окончаниях предыдущих стежков.

Шов «Румынский»

Для выполнения стежка нужно образовать длинные швы, обмотанные нить по центру. Они должны находиться в непосредственной близости друг с другом. Его используют, чтобы подчеркнуть контуры или заполнить пространство.

Выбрав нужный вариант шва можно разнообразить домашнюю коллекцию картин. Также стоит заметить, что определённая часть стежков совершенно проста, поэтому их смогут вышивать, даже дети. Таким образом, можно стать профессиональной мастерицей, изучив все особенности, виды стежков и научившись применять их в работе.

Ручные швы и машинные работы. Виды и применение

Ручные швы и машинные работы, которые особенно незаменимы на начальном этапе изготовления изделия

Швы выполняются одной или несколькими строчками, и, помимо основной функции, используются также для отделки изделия.
Швы должны быть ровными, с одинаковым расстоянием между стежками, как на лицевой стороне, так и на изнаночной, с равномерно затянутыми нитками.

Виды ручных швов.

1. Наиболее распространенным швом на начальном этапе изготовления изделия является сметочный .
Его применяют для временного соединения деталей (наметка), создания сборок.
В зависимости от того, с какой тканью вы имеете дело, и для чего используете данный шов, длинна стежков составляет 0,2-5 см.

2. Прокладочный шов - разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Ручные швы. 1 - Сметочный, 2 - прокладочный, 3 - копировальный, 4 - круглый, 5а - переводной шов (лицевая сторона), 5б - переводной шов (изнанка), 6 - стачной, 7 - шов "за иголку".

3. Силки или копировальный шов .
Используется для точного переноса контурных линий, контрольных знаков с одной симметричной стороны изделия на другую. Очень удобен, дает отличную возможность абсолютно точно сметывать, совмещать между собой изделия для дальнейшей работы.
Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям, мягкими нитками (лучше хлопчато-бумажными) прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3-1 см.
От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1-1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.
После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и натянувшиеся нитки разрезают по середине.

4. Переводной шов - разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка.
Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали.
Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.

5. Для обработки края деталей (оборок, воланов и т.д.) используют круглый шов .
Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3-0,5 см, набирают 2-3 нити ткани около подогнутого среза и 2-3 нити на сгибе.
Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30-45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

6. Стачной шов - напоминает машинную строчку.
Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости.
Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.

7. Шов “за иголку” (разметочный) .
Выполняют также, как и стачной, но между стежками оставляют расстояние. Укол иголкой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Ручные швы. 1а - косой обметочный (в заутюжку), 1б - косой обметочный (в разутюжку), 2 - крестообразный обметочный, 3 - петельный обметочный, 4 - простой (открытый) подшивочный, 5 - потайной подшивочный, 6 - подготовка низа изделия к подшиванию, 7 - фигурный подшивочный.

8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.

Существует несколько видов обметочного шва:
- Косой, делается через край. Снизу вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см - 2-3 стежка.
- Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают.
- Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия.
Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.

Есть несколько видов подшивочных швов:
- Простой (открытый) . На сгибе иглой захватывают 2-3 нити основной детали, прокалывают под сгиб и выводят иглу с другой стороны (проталкивают).

- Потайной . Припуск на подгиб отгибается на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгибе изделия, под сгиб подшиваемого края вводят иглу, а при выходе набирают не менее 2-3 нитей основного изделия.
Строчка идет справа налево, нитка туго не затягивается. На 1 см ткани 2-3 стежка вполне достаточно.

- Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов.
При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.

10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной - отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).

Отделочные швы. а - петельный, б - тамбурный, в - елочка, г - крестик, д - козлик-крестик, е - мережка, ж - "монашка".

Хочу пояснить один шов - “монашка ”, все остальные более просты в исполнении и приведены на рисунке.

“Монашкой” закрепляют складки, карманы, строчки, разрезы. Наметкой наносят контур равностороннего треугольника. Первый стежок делают из одного угла у основания треугольника в его вершину, второй - из вершины в третий угол, следующий - из третьего угла в первый рядом с исходной точной шва и так далее.
Стараются, чтобы нить везде была натянута одинаково. Постепенно заполняется весь треугольник.
Для прочности с изнанки пришивают кусочек прокладочной ткани.

При изготовлении швейных изделий приходится встречаться с разнообразными видами ручных и машинных работ.

При ручных работах выполняют следующие операции.

Сметать - временно соединить срезы двух деталей вместе простыми сметочными стежками для примерки или подготовки к машинной строчке. При сметке косых срезов с прямыми косой срез следует держать наверху и следить, чтобы он не вытягивался, а при сметывании долевого среза с поперечным наверху должен быть последний.

Обметать - обработать края открытых швов изделия для предохранения их от осыпания.

Наметать - прикрепить декоративную деталь к изделию (карманы, складки и др.).

Вметать - соединить одну деталь с другой по скругленным линиям (например, рукава, воротник и др.)

Приметать - соединить детали, приготовленные к машинной строчке (приметать юбку к лифу, воланы и т.д.).

Подшить - закрепить потайными стежками подогнутые края к изделию (низ платья, края рукавов и пр.).

Пришить - прикрепить несколькими стежками пуговицы, тесьму, крючки, кнопки и др.

Проложить силки - стежки, образующие небольшие петли (в 0,5 - 0,7 см) с лицевой стороны изделия, которые применяются для перевода меловых линий с одноименной детали на другую (например, вытачку с правой полочки на левую, контрольные знаки и т.д.). Детали при этом складываются лицевыми сторонами внутрь.

Посадка - свободное расположение одной детали по отношению к другой при их соединении вместе, посадка оката рукава при вметывании его в пройму, посадка плечевого среза спинки при соединении его со срезами полочки и так далее.

К терминам работ, выполняемых машиной, относятся следующие:

Стачать - соединить срезы ткани простым швом. При стачивании косой детали с прямой косую деталь следует держать снизу; если стачивается долевая деталь с поперечной, то поперечную нужно держать снизу.

Притачать - соединить мелкую деталь с крупной, например, притачать клинья, манжеты, карманы.

Обтачать - обработать край детали простым швом (обтачка клапанов подкладкой, обтачка бортов подбортами).

Втачать - соединить рукава с проймой, воротник с горловиной и т.д.

Настрочить - нанести отделочную строчку по краю наметанной детали на лицевую сторону, например, настрочить кокетку на лиф, карман на юбку или блузку.

Подрубить - подогнуть край среза и застрочить, например, низ сорочки, блузу и пр.

Расстрочить - разутюжить шов и нанести две отделочные строчки около шва с лицевой стороны на желаемую ширину, как складки, вытачки и др.

Утюжильные работы

Сутюжить - устранить посадку на изделии, уменьшить размеры детали или отдельные участки ее.

Заутюжить - расположить шов или рельефы на одну сторону и приутюжить.

Приутюжить - уплотнить утюгом складки, швы и т.д.

Отутюжить - устранить помятости, придать красивый вид изделию.

Оттянуть утюгом - удлинить участки срезов детали, например отлет воротника или какую-нибудь деталь, увеличить отлетной край баски, бейки, воланов.

Инструменты, необходимые для шитья

При шитье в домашних условиях необходимо иметь следующие приспособления: иглы, резец, ножницы, наперсток, измерительную ленту, булавки. Иглы должны соответствовать толщине ткани, а следовательно, и номеру ниток. Резец применяют при перенесении контура выкройки на ткань, а также линии с одной стороны на другую. Ножницы для раскроя ткани обычно применяют среднего размера. Наперсток подбирают по размеру среднего пальца. Измерительной лентой пользуются для снятия мерок (измерений фигуры), а также при раскрое ткани. Булавки необходимы для выполнения примерки изделия на фигуре человека, иногда булавками прикалывают детали выкройки и ткани.

Ручные швы

Детали изделия скрепляют при помощи швов. При изготовлении одежды наиболее распространен

с м е т о ч н ы й ш о в

(рис. 1,а). Он применяется в основном для временного соединения деталей (наметка) и для образования сборок. Длина сметочного стежка колеблется от 0,7 до 2,5 см. Сметочные стежки выполняют хлопчатобумажными нитками N 60-80 при обработке шерстяных, шелковых, тонких синтетических тканей и нитками N 30-40 при обработке фланели, вельвета, джинсовой ткани и др.

Прокладочный шов

(б) - разновидность сметочного. Он служит для пометок во время примерки, для обозначения середины детали и других линий. Выполняют на одном слое ткани. Длина стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Копировальный шов

(силки) используется для точного переноса контурных линий и контурных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (в). Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками прокладывают сметочные стежки на расстоянии один от другого 0,3-1 см; нить при этом не затягивают с тем, чтобы она образовала петли величиной 1-1,5 см в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигают и натянувшиеся нити разрезают.

Рис. 1. Простые ручные швы:

а - сметочный, б - прокладочный, в - копировальный

Переводной шов

(рис. 2) применяют при сметывании деталей с фигурными срезами и при подгонке рисунка. Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывая или скрепляя булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани нижней детали у сгиба верхней, набирают на нее 2-3 нити на сгибе верхней детали. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см. Детали сметывают вторично с изнаночной стороны по стежкам и затем прострачивают.

Рис. 2. Переводной шов

а - вид с лицевой стороны, б - вид с изнанки

Ручной стачной шов

(рис. 3, а) напоминает машинную строчку. Его применяют для соединения деталей взамен машинной строчки в тех случаях, когда строчка должна обладать большей растяжимостью (например, при соединении средних срезов брюк.

При выполнении стежка иглу вводят в ткань сверху вниз так же, как и при выполнении сметочного стежка, но при образовании второго стежка ее снова вводят в первый прокол и выводят дальше, чем при образовании первого стежка. Расстояние между входом и выходом 0,1-0,7 см. Такую цепочку стежков выполняют нитками N 30 и 40.

Шов «за иголку»

(разметочный) выполняют так же, как и стачной, но с расстоянием между стежками (б). Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.


Рис. 3. Соединительные швы:

а - стачной, б - шов «за иголку»

Обметочный шо в

предохраняет срезы деталей от осыпания. Бывает несколько видов.

Косой шов (рис. 4) делают через край. Иглу вводят снизу вверх, выполняя строчку справа налево. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Подобно косому шву выполняют и крестообразный, только в двух направлениях (рис. 5). Нить при этом не отрывают и изделие не поворачивают.

Для подшивки края детали изделия применяют

подшивочные швы .

Срез необходимо предварительно подготовить (рис. 6, а). Сначала подгибают весь припуск на подгиб и приметывают на расстоянии 0,5 - 1 см от сгиба сметочным швом. Затем срез подгибают на 0,5 - 1 см и приметывают на расстоянии 0,2 - 0,3 см от второго сгиба. Подогнутый срез приутюживают.

Пошивочные швы бывают нескольких видов.

Простой или открытый (б). Вышедшей из сгиба иглой захватывают 2 - 3 нити основной детали, делают укол под сгиб, и иглу проталкивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

В потайном шве (в) весь приметанный припуск на подгиб отгибают на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 - 0,3 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгиб, иглу вводят под сгиб подшиваемого края, и при выходе на нее набирают 2 - 3 нити основной детали. Строчку прокладывают справа налево. Нить туго не затягивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Фигурный (крестообразный) шов (г) применяют при подшивании низа изделия из плотных несыпучих тканей и как отделочный. Выполняют слева направо снизу вверх. Срез открыт, ткань подгибают только на припуск. Делают первый укол в основную ткань около среза, набирают на иглу 2 - 3 нити так, чтобы не приколоть на лицевую сторону, второй укол - за припуск на подгибе. Длина стежка - 0,4 - 0,7 см, плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Шить одежду вручную давно уже не выгодно. С помощью швейной машинки это происходит быстрее и качественнее. А разные виды машинных швов позволяют сделать изделие максимально прочным. Оно хорошо переносит не только длительную эксплуатацию, но и частые стирки. Главное - знать, в каком случае как надо шить.

Классификация швов

Еще в школе дети изучают разнообразные машинные швы. 7 класс даже разбирается на практике, как их выполнять с помощью швейной машинки.

Все швы делятся на три вида: соединительные, краевые и отделочные. Соединительные швы предназначены для того, чтобы скреплять между собой разные части будущего изделия. Такие считаются базовыми. Есть, конечно, среди них и совсем необычные, но они используются крайне редко.

Краевые швы призваны оформлять края изделия, чтобы они не растрепывались и не портили Они настолько же важны, как и соединительные. Хотя и есть некоторые техники, когда края оставляют не обшитыми. Но это частные случаи.

Отделочные швы редко соединяют части изделия или оформляют его края. Они призваны декорировать и создавать необычные эффекты. Отделочные швы машинные находятся где-то посередине между вышивкой и обычным швом.

Разновидности соединительных швов

В специальной литературе терминология машинных швов довольно обширна, а порой и немного синонимична. Один и тот же шов может иметь несколько названий, но технология его исполнения от этого не меняется.

Портные выделяют такие основные виды швов:

  • Стачной и обтачной используются для простого соединения двух деталей ткани.
  • Двойной выворотный шов уместен в постельном белье и детской одежде. Он имеет не такой грубый рубец, а края ткани, обработанные этим способом, не вытрепываются.
  • Расточной шов используется в тех местах, где границы соединения ткани необходимо максимально скрыть.
  • Запошивочный шов имеет два варианта. Чаще всего он встречается на Поэтому его второе название - джинсовый.
  • Настрочный шов необходим для того, чтобы максимально надежно скрепить две детали в том месте, где на них будет максимальная нагрузка.

Как видим, машинные швы очень разнообразны, и применяются они под конкретные задания. Для того чтобы они имели максимальную эффективность, необходимо правильно соблюдать технологию их выполнения.

Стачной и обтачной швы

Основные машинные швы, которыми соединяют детали швейных изделий - стачные и обтачные. По сути, это варианты одного шва, применяемые в разных целях.

Стачной шов основывается на ниточной соединительной строчке. При этом ширина самого шва напрямую зависит от качества и свойства ткани, а также от целей использования изделия. Шириной называют расстояние от края детали до строчки.

Его технология выглядит так: детали изделия складываются лицевыми сторонами друг к другу и прошиваются на определенном ранее расстоянии от края. Далее срезы можно разутюжить, то есть разложить на разные стороны и пригладить утюгом, либо заутюжить в одну сторону или на ребро.

Для воротников, хлястиков, клапанов карманов и манжет уместнее использовать обтачной шов. Сначала изделие прострачивается стачным швом. Потом с лицевой стороны необходимо изделие выметать так, чтобы получился небольшой кант - шириной 1-2 мм. Но это не аксиома. К примеру, обтачной шов может быть до 8 мм, если это осыпающаяся ткань. Таковы виды машинного шва, являющиеся основными для портных.

Джинсовый шов

Это очень прочный и надежный шов. Его видел каждый, у кого дома есть джинсы. А они есть у всех. В любом пособии вы найдете разные виды машинных швов, таблица которых всегда содержит и несколько разновидностей запошивочного (джинсового). Его преимущество еще и в том, что он одинаково красиво смотрится как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Технология его изготовления понятна и сравнительно проста. Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь. При этом нижняя должна выступать на расстояние около 1 см из-под верхней. Прострачиваем детали между собой на расстоянии около 7 мм от края верхней. Первый этап работы над швом завершен.

Нижний срез изделия необходимо подогнуть до самой строчки и накрыть верхним слоем ткани. Перевернув изделие на другую сторону, прострачиваем складку на расстоянии 1-2 мм от ее края с обеих сторон. У нас выйдет складка с двумя параллельными строчками, которые одинаково выглядят как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Другие соединительные машинные швы

Накладные швы широко применяются при соединении карманов или кокеток с изделием. Они имеют среднюю степень прочности. В то же время нуждаются в высоком уровне мастерства швеи, поскольку неровная строчка испортит внешний вид изделия.

Этот шов бывает двух видов: с открытым и закрытым краем. Для закрытого края деталь предварительно проглаживается и наметывается, чтобы облегчить работу с ней. Технология выполнения шва проста. На заранее намеченное место накладывается необходимая деталь и пришивается обычной или декоративной строчкой. Место пришивания хорошенько разглаживается.

Расстрочный шов относится к соединительно-декоративным. Он выполняется на основании стачного шва. Его ширина должна быть немного больше, поскольку с изнаночной стороны края шва разглаживаются и прошиваются параллельно основному. Расстояние при этом может быть любым. Главное, соблюсти два важнейших условия:

1) швы должны быть строго параллельны относительно середины;

2) расстояние от центрального шва к боковым должно быть идеально одинаковым.

Иначе весь декоративный эффект исчезнет, а будет только неаккуратное изделие.

Способы отделки краев

Немаловажно для любого изделия правильно отделать его края. В промышленных целях и у профессиональных портных для этих целей есть оверлок. Эта машина позволяет так обшить край, что он никогда уже не рассыплется. Но внешне это выглядит не очень аккуратно. Поэтому видимые края поддают дополнительной обработке.

В этих целях используют как подгибание ткани, так и ее окантовку. Это зависит от вида и структуры материала, с которым работает мастер. Также эксплуатационные характеристики накладывают свои особенности на обработку краев.

Чаще всего используют разнообразные швы в подгибку и окантовочные машинные швы. 7 класс в школах разбирает технологии основных из них. Поэтому каждой женщине примерно известно, как они выполняются и когда их лучше применять.

Иногда для придания большего декоративного эффекта можно объединять их с отделочными швами или декоративными строчками.

Швы в подгибку

Самые распространенные виды машинного шва для отделки края изделия - это разнообразные швы в подгибку. Начнем с самого простого - с открытым краем. Берем изделие и проглаживаем его края на изнаночную сторону. После этого прошиваем обычной или декоративной строчкой на расстоянии 5-7 мм от изгиба. Если имеем дело с осыпающейся тканью, то ее лучше сначала оверлочить. Этот вид шва используется, чтобы не утяжелять низ изделия. Но край всегда подвержен растрепыванию.

Двойной шов позволяет спрятать необработанный край внутрь. Для этого сначала проглаживаем край в направлении изнанки, а потом подгибаем и еще раз проглаживаем, пряча край внутрь. После этого прошиваем шов таким образом, чтобы прострочить оба слоя. Такой шов получается более надежным, но и объемным одновременно, что не очень хорошо для легких изделий.

Еще один вариант в подгибку - двойной шов прострачивается дважды, за 2-3 миллиметра от места нижнего изгиба, и такое же расстояние отступаем от верхнего внутреннего подгиба. Такой встречается в основном в брюках и джинсах, которые больше всего подвержены изнашиванию.

Окантовочные швы

Для горловины и низа рукавов в блузах порой нужна кардинально другая технология. Машинные швы здесь должны быть легкими и с минимальными рубцами, чтобы не натирать кожу. В таких случаях используются окантовочные швы.

Выполнить их без предварительной наметки довольно сложно, поскольку швее приходится следить за тремя краями. При этом кант подгибается внутрь, что существенно усложняет процесс.

Кант - это лоскут ткани, которым закрывается внешний край изделия. Его подбирают такой длины, чтобы хватило на отделку по всему периметру. С обеих сторон окантовочный лоскут проглаживается в направлении изнаночной стороны. Далее приметывается к изделию и прострачивается максимально близко к краю.

Немного усложненным вариантом выступает предварительная сборка края изделия в складки. В таких случаях кант просто необходим для того, чтобы добавить долговечность изделию. Но застрочить его намного сложнее, чтобы складки имели равномерный характер.

Декоративные швы

Пошить изделие - не проблема. Намного сложнее сделать его красивым, изящным и модным. Для этих целей существуют разные виды машинных швов. Таблица декоративных строчек всегда идет в комплекте к швейной машинке. Их использование уже существенно оживит изделие. Но можно прибегнуть и к более профессиональным способам. Для этого нужно проявить немного фантазии и швейного мастерства.

По сути, все декоративно-отделочные швы основываются на соединительных и краевых. Просто в их исполнении используются не совсем специфические для них приемы. Какие именно, рассмотрим ниже.

Усложненный крой

Все мы знаем, что, к примеру, блуза состоит из двух передних полочек и спинки. В этом нет ничего особенно декоративного. Чистая классика и скукота. Но те же полочки можно выкроить из двух и более деталей, а для их соединения использовать разные виды машинных швов, схемы которых мы рассмотрели выше.

Добавим немного "хулиганства" в манжетах. Пошьем их накладным швом, да еще и из нескольких лоскутов. При этом края последних немного растрепаем, как будто это небольшие заплатки. Конечно, такой прием получится лишь с натуральной тканью, которая практически не осыпается. Но это показывает главный принцип отделочных швов - не бойтесь экспериментировать.

Швейные машинки

Чтобы выполнять основные виды машинных швов, достаточно бытовой швейной машинки. К тому же в наборе с современными моделями часто идут дополнительные лапки и насадки, которые облегчают этот процесс. Некоторые из них даже позволяют выполнять небольшие вышивки, что немаловажно в процессе декорирования изделий.

В то же время некоторые мастерицы говорят, что ни одна современная модель не может сравниться с классическими советскими машинками. Это свидетельствует о том, что для качественной работы достаточно мастерства и немного профессиональной интуиции.

Ручные швы чаще всего незаменимы на первоначальной стадии изготовления изделия, например для простого соединения и закрепления деталей - это стежки временного назначения, которые чаще всего выполняются контрастными нитками, и, которые после выполнения всех необходимых операций просто удаляются.

Так же стежки могут быть постоянного назначения - использоваться для , выполнять декоративную функцию и т.д. Если углубляться в терминалогию, то самой маленькой единицей ручного шитья является стежок, который представляет из себя законченное переплетение нитей или нити между проколами ткани либо другого материала, произведенного на некотором расстоянии друг от друга иглой. Повторяющиеся на материале стежки называются строчкой, а строчка или строчки наложенные для скрепления двух или нескольких участков ткани представляют шов. Строчка при ручном шитье чаще всего и является швом, так как в таком случае большинство швов состоит из одной единственной строчки. Ниже представлены виды ручных стежков и строчки, которые они образуют.

Прямые ручные стежки

Служат в основном для временного соединения и закрепления деталей при начальной стадии подготовки изделия к примерке и корректировке, к обработке швейной машиной. Прямыми стежками выполняют следующие строчки:

Прямая сметочная строчка

Прямая сметочная строчка (шов) - для выполнения строчки (шва) параллельно тканевому срезу или просто по намеченной линии прямыми стежками.

Прямая наметочная строчка

Прямая наметочная строчка (шов) - для скрепления двух деталей, разных по величине, чаще всего нитью контрастного цвета.

Прямая заметочная строчка

Прямая заметочная строчка (шов) - для фиксирования подгибаемых краев деталей (низ изделий и тд.)

Прямая выметочная строчка

Прямая выметочная строчка (шов) - для закрепления краев отдельных деталей, которые были предварительно соединены (машинной или ручной строчкой) и вывернуты на лицевую сторону (клапаны, воротник, манжеты).

Прямая копировальная (силки)

Прямая копировальная строчка (силки) - для переноса контрольных знаков и меловых линий с одной детали на другую. Стежки при этом не затягивают, а образуют небольшие петельки - после завершения работы детали равноудаленно разводят в стороны и разрезают между ними нити. По оставшимся обрывкам нитей проводят меловые линии для создания контура.

Прямая сборкообразующая строчка

Прямая сборкообразующая строчка - для образования сборок, путем прокладывания одной, а чаще всего, двух параллельных прямых наметочных строчек с дальнейшим стягиваем ниток на желаемую величину.

Косые ручные стежки

Представляют собой более эластичные соединения, к тому же они прочнее и в связи с этим часто используются как стежки временного или постоянного назначения. Косыми стежками выполняются следующие строчки:

Косая наметочная строчка

Косая наметочная строчка (шов) - для получения устойчивого соединения деталей, с исключением возможности их сдвига при дальнейшем процессе обработки. Либо для закрепления верхней детали на нижней с посадкой (верхний воротник на нижний и тд.).

Косая выметочная строчка

Косая выметочная строчка (шов) - для временной обработки краев деталей, после выполнения обтачивания машинной строчкой. Применимо в тканях без рисунка, так как при влажно-тепловой обработке не исключается возможность искажения рисунка.

Косая обметочная строчка

Косая обметочная строчка (шов) - для закрепления по срезам деталей с целью предотвращения их от осыпания. Особенно актуально при изготовлении изделий без подкладки.

Косая стегальная строчка

Косая стегальная строчка - для скрепления деталей по поверхности в виде основной и прокладочной ткани в целях увеличения их упругости. При этом верхнюю деталь прокалывают насквозь, нижнюю - лишь на половину его толщины и материал верхней детали слегка припосаживают (лацкан, воротники и т.д.). При правильном исполнении на лицевой стороне верхней детали не должно быть следов стежков.

Косая подшивочная строчка

Косая подшивочная строчка - для закрепления подогнутого края обрабатываемой детали с открытым срезом из несыпучих или мало сыпучих материалов (в основном используется при изготовлении верхней одежды). Бывают открытые, потайные и фигурные.

Косая штуковочная строчка

Косая штуковочная строчка - для скрепления деталей встык в местах разрыва или прореза. Применяются в основном при ремонте одежды из неосыпающихся, плотных материалов. Материал прокалывается лишь на половину толщины - и с лицевой стороны такая строчка невидима.