Что такое пропорции фигуры человека. Учебное пособие "Фигура человека" своими руками

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать человека в полный рост для начинающих поэтапно карандашом на примере девушки.

Возьмем модель. Во всех учебниках по рисованию анатомии для художников показаны обнаженные формы, это для того, чтоб изучить полностью анатомию человека, в этом ничего такого стыдного нет. Если вы решили научиться рисовать человека, то вам однозначно придется работать с обнаженными телами, делать наброски тел с натуры или есть видео натурщиц, готовьтесь. Так как много на сайте детей, то мы возьмем модель в купальнике.

Чтоб начать рисовать нужно знать пропорции человека, есть среднестатистические пропорции, которые еще вывели в античности. Единицей измерения выступает длина голова и высота тела составляет 7-8 голов. А на самом деле люди очень разные и каждый раз высчитывать пропорции очень не комфортно, поэтому вы должны «набить» глаз при рисовании тела с фото, либо с живого человека. Пока не будем лезть в это, так как есть отдельные уроки, целые лекции по анатомии человека, ссылки я дам внизу.

Давайте просто попробуем нарисовать тело человека, в данном случае девушку. Я замерила высоту головы и отложила вниз 7 таких же отрезков. У нее рост получается почти 8 голов. Обратите внимание, где находятся плечи, грудь, локти, талия, лобок, конец рук, колена, ступни.

Чтоб нарисовать дело девушки представьте ее скелет, кстати скелет тоже нужно будет изучить, но не сильно подробно, хотя бы основные детали. И изобразить это просто линиями, которые бы показывали позу, в которой стоит девушка. По началу пока вы учитесь, всегда старайтесь изобразить эту простую форму тела. Вам может показаться, что это ерунда, но данном этапе уже мы должны проследить основные пропорции, у вас может быть так, что руки будут кончаться выше таза или ноги очень короткие, или длинное туловище — это не правильно.

1. Нарисуйте голову овалом, горизонтальной линией мы показываем расположение глаз, а вертикальной — середину головы. Отмерьте линейкой длину головы и отложите еще 7 таких отрезков вниз. Теперь ориентируясь на рисунок, нарисуйте так называемый скелет тела. Ширина плеч равна ширине двух голов, у мужчин -трех.

2. Теперь упрощенно нарисуйте грудную клетку, область таза, и , кружочками показываем гибкие суставы.

3. Сотрите первоначальные линии и сделайте очень светлые линии, которые вы рисовали в шаге 2, просто пройдитесь ластиком по них. Теперь рисуем ключицу, шею, плечи, грудь, соединяем линиями грудную клетку и туз по бокам, выводим линии ног и рук. Старайтесь повторить все изгибы, они образуются мышцами. Т.е. чтоб научиться рисовать тело человека вам необходимо знать анатомию, скелет и расположение мышц, и как мышцы и кости ведут себя при разных движениях, позах.

4. Стираем ненужные нам линии, рисуем купальник. Вот так можно с помощью таких нехитрых построений правильно нарисовать тело человека для начинающих.

Давайте попробуем еще попрактиковаться, только возьмем позу другую, по середине.

Кликните на изображение, чтоб подробнее разглядеть фото

Итак, начинаем также с построения простых линий и форм, уделите этому пункту должное внимание, не торопитесь. Первым временем вы можете подносить карандаш к экрану и смотреть направление, уклон линий, а потом приблизительно также рисовать на бумаге. Расстояние от носка до лобка (лобковой кости) и от него до верха головы, должно быть приблизительно одинаковым, допускаются разные отклонения, т.к. люди разные, но сильных контрастов быть не должно. Рисуем.

Теперь стараемся передать форму тела, опять же повторюсь, чтоб понять почему происходят такие изгибы, вы должны изучить анатомию человека, могут выступать как кости, так и мышцы.

Тема: Пропорции и строение фигуры человека.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека.

Задачи:

· Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.

· Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).

· Развивать образное и конструктивное мышление.

· Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

· ПК, проектор.

· Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.

· Материалы: бумага, карандаш, резинка.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, а так же с возрастными особенностями пропорций фигур детей и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

3. Объяснение нового материала. Пропорции тела человека

Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела.

Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры на 21 - части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2- части приходились на изображение традиционного головного убора .

Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций.

Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно - выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских.

У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая.

Для того, чтобы правильно изображать человека, необходимо знать его основные пропорции. Так что же такое пропорции? (Запись в тетради)

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

За одну часть берется голова человека. Голова укладывается в фигуре взрослого человека 7,5 – 8 раз. Первая часть – голова. Вторая оканчивается на уровне груди. Третья – пупок.
Четвертая часть – на уровне бедра. Пятая и шестая части берутся одновременно и заканчиваются под коленной чашечкой. Седьмая и восьмая части – голень вместе со стопой. Опущенная рука оканчивается в пятой части. Поднятая рука занимает три части от плеча. Целая часть отводится на кисть.

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

В пределах первой части расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер - середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть части. Ширина плечевого пояса равна двум частям, ширина шеи – половине части. Ширина талии равна одной части. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т. д.

Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти части. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локоть согнутой руки.

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу .

3. Самостоятельная работа . Учащиеся в своих альбомах расчерчивают указанную схему и зарисовывают фигуру человека. По окончании работы схема не удаляется, а остается для напоминания основных пропорций.

4. Подведение итогов: Оценка работ, демонстрация лучших рисунков.

Потребуется время, чтобы изучить основные пропорции человека для рисования карандашом или ручкой. Фигура человека является одной из сложнейших структур в природе, а изображение ее имеет огромное количество вариаций. И, естественно, не стоит испытывать чувство разочарования, если что-то не получается с первого раза. Опыт приходит со временем.

Пропорции головы и тела человека, теория рисования

Естественно, пропорциям человека свойственно меняться, но в процессе обучения нужно останавливаться на классической фигуре, которая в измерении равна именно восьми головам. Несмотря на то что в природе рост человека приблизительно на половину головы меньше, на практике такое измерение неудобно при расчетах.

Но прежде всего необходимо помнить, что набросок - это не построение какой-либо схемы, и невозможно вычислить в миллиметрах или сантиметрах каждую часть тела человека и перенести эти размеры на бумагу. Главный инструмент художника - это его глаза и карандаш.

Использование головы в виде единицы измерения, конечно, очень удобно, но необходимо также научиться пользоваться собственным глазомером. Это также поможет соблюдать все пропорции человека. Для рисования фигуры человека изначально стоит ознакомиться с основной теорией построения наброска, которая поможет правильно воссоздать структуру человеческого тела.

Создание особенного графика для рисунка

Для того чтобы правильно соблюсти все пропорции фигуры человека, рисование необходимо начинать с создания графика. Именно по нему потом будут выравниваться суставы, а также вырисовываться мышечная структура тела. И все это независимо от пола человека.

График разделяется на восемь равных частей, где первая будет состоять из головы. Это измерение было установлено еще в эпоху Возрождения и является идеальным для создания необходимой пропорции человека. Для рисования людей всегда использовался средний рост, который и был равен восьми головам.

Первая часть рисунка, состоящая из наброска: графика

Итак, нужно изобразить овальную или яйцевидную форму с заостренным концом снизу в первой части представленного графика. Далее, между отметками 3 и 4 добавить а также тазобедренные суставы. Их ширина приблизительно составляет полторы или две ширины головы. А теперь можно изобразить позвоночник, который соединяет таз с головой. Это важнейшая часть тела человека. Центр тяжести и стабильности.

Дальнейшее рисование человека, пропорции тела которого тщательно соблюдаются при помощи графика, переходит к ногам и коленям. На отметке 6 располагаются коленные суставы. Причем необходимо отметить: чтобы на более позднем этапе наброска или рисунка правильно расположить мышцы ноги, линия, которая соединяет коленный сустав с бедром, должна быть внутренней, а та, что идет к стопе, внешней. Это и есть естественный вид человеческой ноги.

Осиная талия и плечевые суставы человека

Следующая часть наброска - это грудная клетка, которая также состоит из овала, и он по своим размерам равен тазу. Но стоит отметить, что он словно обрублен в нижней своей части. Именно это поможет создать в дальнейшем плоский живот для мужской фигуры или для женской, а может быть, даже подчеркнуть жировые складки.

Линия плеча находится приблизительно на полпути между отметками один и два, а ширина составляет от двух до трех головных. Видимое положение плеч может меняться, и от этого зависит очень многое. Это могут быть слегка изогнутые вниз или находящиеся в напряжении плечевые суставы. Тогда и линия будет выглядеть уже по-другому, она будет чуть выше.

Линия плеча очень индивидуальна, она помогает изобразить на следующих этапах рисунка либо мускулистую шею, либо длинную женскую, или вообще подчеркнуть, что у человека отсутствует шея, утопая в складках жира.

Набросок руки и кисти

И, наконец, можно приступить к запястьям, которые расположены на отметке 4, чуть ниже тазобедренной части. Каждый человек может убедиться в этом, проверив на себе, встав ровно и расположив руки напротив бедер. Пальцы же заканчиваются приблизительно на середине бедра. Локтевые суставы располагаются на уровне талии на отметке 3.

Так при помощи простого графика были соблюдены все основные пропорции человека. Для рисования туловища сбоку также необходимо использовать такую простую схему. Тогда с каждым последующим наброском туловище человека будет выглядеть все точнее и естественнее. Ну и со временем можно будет совсем отказаться от подобного графика, используя только простые наброски. В основном это зависит от того, сколько времени человек уделяет рисованию. Чем больше упражняться, тем быстрее станет развит глазомер, и необходимость в подобных построениях отпадет сама собой.

Структура внешности

А для того чтобы соблюсти все человека, для рисования необходимо использовать несколько основных правил. В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала - это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.

Основная ошибка начинающих художников состоит в том, что глаза зачастую располагаются в верхней части головы. Это неправильно и не соответствует пропорции лица человека. Для рисования следует опять-таки использовать среднестатистическую внешность. В природе, естественно, можно встретить людей, которые могут обладать непропорциональной фигурой или нестандартной внешностью.

Голова человека и части лица

Структура внешности каждого человека очень индивидуальна. Но на начальных этапах рисования лучше всегда использовать стандартные размеры и пропорции. Рисование головы человека, пропорции лица также строятся при помощи небольшого графика. Определив на нем расположение глаз, следует провести линию, на которой будет располагаться нос.

Он находится ровно посередине между линией глаз и подбородком. Рот располагается между линией носа и подбородком, а кончики губ всегда пропорциональны глазным зрачкам. И если провести визуальные прямые линии, глядя в зеркало, каждый человек может убедиться в этих пропорциях.

И, наконец, уши. Они расположены между линией глаз и носа. Естественно, бывают ушки маленькие, аккуратные, а бывают, как многие называют такую часть головы, "лопухи". И, тем не менее, расположение их все равно находится в этой же точке. Так, следуя несложным правилам, можно легко научиться передавать на бумаге основные или его фигуру.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжим тему рисования фигуры человека, и в этом уроке будем изучать пропорции. В этом уроке мы узнаем как научиться рисовать человека поэтапно карандашом в полный рост . Для того чтобы последующая информация действительно оказалась для вас полезной, предлагаю приготовить лист бумаги и карандаш и сразу рисовать вместе со мной.

Прежде всего необходимо уточнить: мы будем рассматривать, а также узнаем как построить и нарисовать фигуру высокого человека с идеальными академическими пропорциями. Фигуры большинства людей обладают своими особенностями, иногда очень далекими от эталонных, тем не менее все они по-своему интересны и красивы. Для того, чтобы научиться правильно отображать на рисунке характерные особенности фигуры каждого человека индивидуально, сначала необходимо запомнить соотношения и пропорции в идеальном их варианте.

Если вы никогда не рисовали людей в полный рост, начните с простого:

  • Сначала попробуйте построить несколько пропорциональных скелетов, так чтобы руки, ноги ладошки, таз, колени и другие части были на своем месте.
  • Дальше на эти каркасы одевайте тело человека, можно в очень упрощенном варианте, без рельефа мышц. Можете одеть вашего персонажа в простую одежду.
  • С такого скелета можно сделать мужчину или женщину, полного или худенького человека, у него все будет на месте. Тренируйтесь!
  • Если все хорошо получается попробуйте показать мышцы рук, ног, торса.

Высота от макушки до линии носа равна размеру ладони. Это очень важный замер, отметьте его для себя, он еще не раз сегодня пригодится.

Торс и таз

Для того, чтобы найти важные ключевые точки грудной клетки и таза нам необходимо где-нибудь в уголке рисунка отметить себе размер высоты ладони, сейчас он нам особенно необходим.


Руки

Для того, чтобы правильно рисовать фигуру человека, важно понимать пропорции рук, локтей, предплечья, ключицы и кисти.


Это ориентиры, которые почти всегда и у всех совпадают.

Схема

Если справится с этими замерами и пропорциями пока слишком сложно, попробуйте распечатать это изображение с готовой разметкой, и потренироваться рисовать человека по этой схеме.

Надеюсь, это упростит задачу и поможет вам.

Видео

В этом уроке мы разобрались с основными пропорциями человеческого тела и после некоторой тренировки вы сможете нарисовать фигуру человека в полный рост без предварительной разметки, отмечая лишь основные ориентиры.

Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками поэтапно с фото.

Мастер класс педагога дополнительного образования. Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками.

Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая»
Описание: мастер-класс рассчитан для преподавателей ИЗО, также для детей 8-12 лет - при условии, что им будет помогать учитель!
Назначение: Учебное пособие.
Цель: изготовление методического учебного пособия (шаблона) для изучения пропорций, движения, поз человеческой фигуры.
Задачи:
- помочь учащимся изучить пропорции, движение, позы человеческой фигуры.
- с помощью картонного человечка понять пластику и подвижность фигуры человека, закрепить понятия о пропорциональных особенностях фигуры взрослого человека, использовать ее для сюжетных композиций;
- развивать мелкую моторику рук учащихся;
- активизировать творческие навыки учащихся;
- воспитывать у учеников аккуратность и трудолюбие;
- развивать фантазию и воображение учащихся.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я сталкивалась с их проблемами в изображении человека. Многие восьми-, девятилетние школьники изображают взрослого человека неправильно, непропорционально. Порою такие проблемы возникают у детей и более старшего возраста. Это может быть связано с многими факторами. Но бывает, что по заданной теме необходимо нарисовать пропорциональную фигуру взрослого человека. Кроме того, осознание и закрепление понятий пропорциональности фигуры человека будет иметь важное значение в дальнейшей изобразительной деятельности ребенка и способствовать гармоничному мировосприятию.

Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. У меня в классе все дети сделали себе таких картонных человечков, конечно с моей помощью. Как только не получается нарисовать человека, или забыли пропорции, это пособие очень выручает! Мало того, играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз. Правда изображение в профиль или в три четверти поворота не сделаешь, но зато большое количество прекрасных поз в анфас – пожалуйста!



Для этой работы нам необходимо:
- распечатанный трафарет на листе офисной бумаги формата А4;
- чистый лист картона формата А4;
- карандаш;
- ножницы;
- шило;
- 15 кусков медной проволоки диаметром 1 мм., длиной приблизительно 7 см.


Итак, сначала я предлагаю скачать мой рисунок шаблона и распечатать его на обычной офисной бумаге формата А4


Перевести рисунок на картон. Если сможете, распечатайте сразу на картоне, хотя это едва ли получится.
Затем аккуратно вырезать из него детали.
Проткнуть отверствия шилом по меткам. Не давайте этого делать детям! ЭТУ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ!!!


Соединяем детали с помощью медной гибкой проволоки. Проволока не должна быть слишком толстой – не сможете свернуть ее спиралькой, да и картон порвется. Продеваем через два отверстия и сворачиваем проволоку по кругу с одной и с другой изнаночной стороны. Сначала обороты маленькие, потом большие. Получается похоже на малюсенькие розочки-спиральки.
Первыми скрепляем голову, шею, грудную клетку и таз. Шея и таз остаются снизу (на втором плане).


Вторыми соединяем руки и туловище. Обратите внимание – плечи прикрепляются сверху туловища, предплечья сверху плеч, кисти рук сверху предплечий. На схеме руки пронумерованы, поэтому перепутать правую с левой трудно. Хотя если вы их перепутаете, все равно получится неплохо.



Третьими скрепляем ноги. Бедра прикрепляем сверху голеней, а голени – сверху ступней.


Соединяем ноги с туловищем.


Все – картонный человечек готов!


Надеюсь, что человечек поможет кому-то в своей деятельности, как помог мне!
Ну а пример его использования при рисовании человека приведен ниже и может ограничиваться только полетом фантазии.