Как создать собственную марку селективной парфюмерии. Секреты производства парфюмерии

Технология изготовления парфюмерных жидкостей (духи, одеколоны, парфюмерные жидкости).

Парфюмерные жидкости готовят по утвержденной для каждого вида рецептуре. В их состав обязательно должны входить следующие компоненты:

1) душистые вещества – ароматическая основа продукции (парфюмерные композиции, настои, растворы);

2) спирт этиловый – растворитель душистых веществ и дезинфицирующее средство;

3) вода для снижения крепости спирта;

4) красители;

5) вспомогательные вещества (фиксаторы и др.).

Технологический процесс приготовления парфюмерных жидкостей состоит из следующих стадий.

1. Подготовка компонентов.

2. Дозирование.

4. Отстаивание.

5. Темперирование жидкости, включающее в себя: охлаждение, фильтрацию, нагрев.

6. Выстаивание

7. Взвешивание и расфасовка.

Дозирование компонентов производится технологом на основании рецептурного листа. Небольшие количества компонентов взвешиваются на весах, спирт подается из спиртомерника. За единицу измерения принимают литр безводного спирта, поэтому необходимое по рецептуре количество спирта для создания определенной крепости 70, 80, 90% рассчитывается по специальным таблицам. Спирт является контролируемым сырьем, поэтому все операции производятся согласно инструкции по учету приемки, хранения, отпуска и транспортировки.

Воду измеряют в объемном исчислении, принимая 1л = 1кг. Компоненты смешивают в отстойных баках емкостью от 100 л до 50 тонн. Типовыми являются 3 – 5 – 10 м³. Изготовление парфюмерных жидкостей осуществляется в 5ти основных вариантах.

1. Классические. Все компоненты по массе в определенной технологической инструкции – последовательности, загружают в отстойный бак, перемешивают, отстаивают в течение времени, указанном в инструкции, фильтруют и отправляют на темперирование, выстаивание и расфасовку.

2. Включает две стадии. Приготовление концентрата композиции, настоев, растворов и 50% необходимого по рецептуре спирта и отстаивают. За 2 дня до истечения срока отстаивания добавляют оставшиеся по рецептуре количество спирта, воду, красители, перемешивают, темперируют и выстаивают еще 2 дня, после чего отправляют на фасовку.

3. Используется для приготовления одеколонов. Парфюмерную композицию, настои, растворы, в т. ч. слив водноспиртового раствора разбавляют спиртом возможно меньшей концентрации, перемешивают и отстаивают в течение установленного срока. За 1 час до окончания жидкость фильтруется от осадка, добавляется оставшееся количество спирта и воды по рецептуре, красители и она отстаивается еще в течение 1 ч. Далее она поступает на расфасовку.

4. Получил распространение во Франции и Польше. В отстойные баки загружается 80 – 85% спирта, положенного по рецептуре, а также все компоненты: композиции, красители, фиксаторы, отстаивают в течение определенного времени, фильтруют. В профильтрованную жидкость добавляют оставшееся количество спирта, перемешивают и фасуют. Это делают для того, чтобы исключить стадию темперирования и возможного помутнения в торговой сети при снижении температуры.

5. Является усовершенствованным классическим (1). Загрузка компонентов осуществляется по рецептуре с 2/3 количества этилового спирта. Перемешивается, отстаивается, остальное количества (1/3) используется для промывки технологического оборудования (насосов..) и также загружается в отстойный бак. После отстаивания парфюмерная жидкость подвергается темперированию, которая включает в себя процессы охлаждения, фильтрации, нагревания. Парфюмерная жидкость подвергается тем же операциям, что и по первому классическому варианту.

Охлаждение жидкости производится до t = 0 – 2ºС. Вариант является самым экономичным по потерям жидкости, расходу электроэнергии. После смешивания компонентов по любому способу парфюмерная жидкость должна отстояться в течение определенного количества времени, установленного для каждого вида соответствующей технологической инструкции.

Цель отстаивания – осветление парфюмерной жидкости, удаление помутнения, которое может образоваться при смешивании компонентов парфюмерной жидкости. Помутнение вызвано тем, что в процессе смешивания некоторые компоненты могут вступать в реакцию, может быть использован спирт и вода недостаточной очистки, поэтому в жидкости образуется тонкая взвесь мелкодисперсных частиц, возможно образование коллоидных растворов. Продолжительность отстаивания зависит от химической природы компонентов смеси, скорости их растворения в спирте, скорости коагуляции нерастворившихся и выпавших в осадок компонентов.

Прозрачность парфюмерных жидкостей – обязательное их свойство. Парфюмерные жидкости – нестойкий продукт. В процессе их употребления после открытия флакона происходит окисление некоторых компонентов, испарение легколетучих компонентов, изменение концентрации спирта вследствие испарения. Духи могут подвергаться воздействию температур, поэтому в процессе их использования возможно помутнение и выпадение осадка. Гарантийный срок хранения без изменения качества в запечатанном флаконе 12 месяцев; изготовленные с соблюдением всех технических режимов парфюмерные жидкости высших сортов сохраняют свои качества до 5 лет. Для возможного устранения образования помутнений в парфюмерных жидкостях при их употреблении в течение гарантийного срока и производится темперирование, которое включает охлаждение жидкости в процессе приготовления до 0 – 2ºС, фильтрацию выпавшего осадка и последующее нагревание до 18 – 20ºС с возможной повторной фильтрацией. Процесс отстаивания парфюмерных жидкостей в зависимости от их вида длится от 2х до 20 дней. Это время учитывается и для процесса последующего выстаивания парфюмерных жидкостей, который может длиться для парфюмерных изделий высшего качества до нескольких месяцев (полностью исчезает резкий запах спирта; запах становится гармоничным и соответствующим эталону).

Выстаивание – физико-химический процесс постепенного взаимодействия входящих в рецептуру компонентов между собой и этиловым спиртом. После окончания срока выстаивания запах парфюмерного изделия не должен меняться в течение гарантийного срока хранения. В производстве парфюмерных изделий для каждого их вида срок выстаивания определен. Он составляет не менее 30 дней в отстойных баках и продолжается во флаконах после расфасовки в процессе хранения.

Отстаивание и выстаивание – разные процессы по сущности, длительности и назначению. Сокращение срока выстаивания и ее интенсификация имеет целью сократить продолжительность производственного процесса, снизить производственные затраты и это осуществляется следующими способами.

1. Добавление различных сорбентов в количестве 2 – 3 кг на тонну парфюмерной жидкости. Их назначение, сорбция, мелкодисперсные взвеси, коагуляция осадка, облегчение процесса фильтрования. Этот способ, не смотря на то, что является самым простым, имеет ряд недостатков, основным из которых является возможная сорбция душистых веществ. Поэтому используются только определенного вида сорбенты, достаточно простые, и продолжительность их использования очень ограничена.

2. Наиболее широко распространено в парфюмерном производстве применение душистых веществ, синтетических и натуральных, освобожденных от труднорастворимых веществ, в том числе применение масла абсолю вместо эфирных масел; применение обестерпененых эфирных масел, из которых удалены терпеновые углеводороды, обладающие плохой растворимостью в спирте. Это в первую очередь относится к маслам цитрусовых, которые содержат до 90% терпеновых углеводородов и в обязательном порядке входят в состав одеколонов и лосьонов.

3. Использование специально обработанной воды (ультразвук и серебро), не содержащую солей, которые могут вступать в реакцию с парфюмерной жидкостью.

4. Использование этилового спирта двойной очистки.

Наиболее универсальная технологическая схема производства парфюмерных жидкостей для широкого применения:

1) дозирование, подготовка компонентов;

2) смешивание компонентов с 2/3 количества спирта;

3) добавление воды, красителей. Промывка оборудования оставшимся 1/3 спирта, его загрузка в отстойный бак;

4) перемешивание 10 – 15 мин. (отбор проб для органолептического анализа и крепости спирта);

5) отстаивание (с обязательным указанием даты и времени) – в течение от 2 до 20 дней в зависимости от вида жидкости;

6) темперирование (охлаждение, фильтрация, нагревание);

7) отбор проб для органолептического анализа после темперирования;

8) выстаивание;

9) расфасовка, упаковка.

Охлаждение и нагревание парфюмерной жидкости производится в аппарате, оснащенном внешней рубашкой, в которую подается рассол или горячая вода.

Репутация: 108 , Репутация: 100 (64/0)

количество комментариев: 46

👁 Данную статью прочитали 65535 посетителей

Тэги: основные страны производящие парфюмерию , вся правда о парфюмерии , духи призводства италия , страны производители парфюмерии ,

📡За темой наблюдают: 21 пользователя

Комментарии к статье Вся правда о производстве парфюмерии

Сегодня с:

Познавательное чтение! Я все же не поняла, на чьих заводах разливается парфюмерия. В статье сказано, что на заводах производителя разливается некоторое количество аромата, и что на заводах заказчика могут и не знать формулы. Тогда кто разливает массово ароматы, если формулу производители не дают? Второе. Возле каждого дома стоит инфа, в каких странах находится производство, нигде азиатские страны не указаны. Значит ароматы разливают в Европе и США, онли?

17 Февраля 2016 06:24

Сегодня с:

шанель принадлежит только себе и ароматі нашель уникальны. еще раз убеждаюсь. большинство всего остальное это фигня. Жак Польж велик и его никто не переплюнет никогда!!

количество респектов: 3 05 Мая 2015 08:07

прочитала статью! отношусь совершенно спокойно где и кто производит ароматы! конечно же в наш век все быстротечно все меняется! поэтому в каждый период жизни нахожу что то новенькое. ну не может быть все одинаково долго! как по мне нужно научиться воспринимать новое веянье ну и конечно же сохранить свою индивидуальность!

количество респектов: 1 07 Ноября 2014 00:34

Сегодня с:

Уже приличное количество лет назад мне так же взорвали "незамутненный бизнес-технологиями" мозг на тему модной индустрии. Повторить в подробностях не смогу, но идея была в том, что скажем, производитель текстиля(или других материалов, кожи, меха) изобретает какую-нить новинку(выделка, текстура, окрашивание), и погнали - через пару лет это "в тенденциях ведущих домов", в новых коллекциях, идеях(типа прилетевших из космоса) и все в таком духе. Кстати если посмотреть на владения месье Арно(LVMH) можно проследить карьерный рост мадам Водяновой, как лица парфюмерии в том числе. Вот так и тут.

Но я бы не стала отбрасывать "романтическую" составляющую - художники-творцы все равно ценятся, все равно привносят свою часть в процессы создания, и их ценят. Иначе нам бы все лили в бадьи на вес 2 по цене 3. Все-таки все относительно, любой бренд - это "понты", некий образ, состояние. За что мы платим? За желание прикоснуться к прекрасному, за частичку фантазии или мечты. По сути платье- оно и в Африке платье, но может быть от кутюр, а может быть кусок ткани и два шва. А все остальное - это маркетинг.

Мне, например, в парфюмерии нравится то, что в вечернем платье в пол на детской площадке или в магазине - ты будешь выглядеть, как городская сумасшедшая, а в духах(хоть и в вечерних и громких) - кому какое дело? а ощущение прекрасное.

Любая кухня - зачастую менее привлекательна, чем готовый продукт. Не надо все препарировать, живите и наслаждайтесь жизнью. А то что мы переплачиваем..ну так мы вон и за газ платим и чего?

количество респектов: 17 06 Ноября 2014 21:40

Попала на страничку случайно, а прочитала и статью и каждый коммент... чувствую себя Нео из "Матрицы", когда ему открыли что и как на самом деле... пренеприятнейшие ощущения обманутости. Просто - взрыв мозга!

Вижу не много вариантов, много вопросов и сомнения... 1. Редкая ниша. Вот только где её брать и как её искать?... в каких закоулках (Италии?)... и с такими знаниями и во всем сомневаясь...

2. Моно-ароматы-масла. А будут ли они носибельными и как ими на работу маслаться?... . А знает кто нибудь, как дела обстоят в этом смысле у арабов, например? Индусов?

количество респектов: 1 28 Сентября 2014 11:13

Сегодня с:

Все вот расстроились, узнав о методах производства... А ведь это результат глобализации, которая коснулась практически всех сфер производства. Это нам не подвластно и это нейтральный факт. Давайте будем относиться к нему, как к новому правилу игры.
Мы ведь потребляем конечный результат, а не весь процесс производства, так "нещадно опошленный".
Тем более не надо говорить, что теперь процесс создания лишен волшебства - волшебство как раз осталось . Оно происходит в тот момент, когда создатель парфюма (не производитель-заказчик, а именно парфюмер от фирмы разработчика) создает композиции. Просто волшебство поставлено на рельсы большого производства - а это дает нам возможность выбирать из множества парфюмов и не гоняться за духами "Амур и Психея" аж до Парыжу .
Так что выбирать есть из чего. Чему и будем радоваться.
А грустить можно по тому поводу, что Еврокомиссия вставляет нос в производство и вводит дополнительные ограничения в этот процесс волшебства. Но нам остается и этот факт принять, как новое правило игры.

количество респектов: 5 06 Апреля 2014 09:24

Сегодня с:

Да не согласна я, что прям всё упрощено и по умолчанию хуже, а воот рааньше..

Ну не пользуйтесь химозными, волшебства предостаточно и сейчас)

Всегда будут более взыскательные и требовательные носы, для которых тоже нужно производить "что-то особенного", а иначе не будут покупать)

Так что я отнюдь не так пессимистична по этому поводу

Но, дорогая Франческа, моё мнение, конечно, вправе отличаться от Вашего, а Ваше - от моего)

количество респектов: 8 06 Апреля 2014 08:48

llattellatte, насчёт огромного выбора Вы правы. Но - среди чего выбор? Среди "более плоских из-за новой формулы", как Вы сами пишете, среди упрощённых, удешевлённых и в большинстве своём откровенно химозных.

Мой выбор - это выбрать те ароматы, в которых по случайности ещё осталось волшебство...

05 Апреля 2014 12:20

Сегодня с:

Честно?) Мне совсем не печально))

Ну меняются технологии, что-то уходит в прошлое, а что-то изобретается, и что?

Парфюмов тысячи, всегда есть возможность выбрать что-то цепляющее лично тебя. Смотрите, сколько нам сейчас всего доступно. Сколько ароматов было на слуху 20 лет назад?

А сейчас?

Глобализация, опять же)

Сколько арабских парфюмов вы могли назвать 15 лет назад? А сегодня?

Неужели нельзя выбрать вообще ничего?) Я вот только хочу, и хочу, и хочу, и то попробовать, и это, и пятое и десятое))

Так что не знаю, я не расстраиваюсь)

Может быть, что-то стало более плоским из-за новой формулы, но выбор-то все равно огромен

количество респектов: 17 05 Апреля 2014 11:57

В статье чётко раскрыт механизм возникновения ароматов. Спасибо!

для меня живой пример - это аромат Dolce & Gabbana Light Blue Pour Femme.

В начале 2000-х годов это был аромат-сказка, аромат-мечта.
Теперь - это нечто плоское, тяжёлое и насквозь химическое, с жуткой металлической нотой, напоминающей запах проржавевшего металла.
Из аромата ушло волшебство! Вот результат того, что, как написано в статье "стиральные порошки и духи производятся в соседних цехах".

Даже если вы не являетесь большой поклонницей необычных запахов, обязательно приобретите хотя бы один флакончик духов или воды из серии нишевые бренды парфюмерии. Возможно, именно этот аромат придаст вашему образу яркости и поставит в нем завершающую точку.


Что такое нишевая парфюмерия?

По мнению рядовых обывателей, духи или туалетная вода обязательно должны обладать цветочным или фруктовым ароматом. Однако при гармоничном сочетании оттенков смешение даже самых необычных запахов дает подчас невероятные по красоте и звучанию композиции. Именно на таких ароматах и специализируются производители нишевого (селективного) парфюма. Флакончики их духов могут благоухать талым снегом, виски или шампанским, свежевыделанной кожей, типографской краской, трюфелями или малосольной клубникой.

Нишевые ароматы вполне можно использовать в обычной жизни, при этом выделяясь из толпы. Но, так как многие селективы сложны для восприятия, предназначены они именно «на любителя». Причем если ароматы обычного парфюмера не изменяются, то селективные духи, одеколон или туалетная вода с течением времени часто начинают звучать самым неожиданным образом.


Совет! На коже разных людей парфюмерия может раскрываться абсолютно по-иному. Нанесенная на тело одного человека, она кажется обычной, а на другом раскрывается неожиданно ярким фейерверком. Именно поэтому так важно найти свой аромат.

Цена такой парфюмерии

Вопреки расхожему мнению, нишевый парфюм реализуется отнюдь не по баснословным ценам – зачастую их цена равна стоимости обычных люксовых новинок. К примеру, 50-миллиграммовый флакончик редчайших духов оценивается в 4000–6000 р.

Цена таких ароматов зависит от их состава. Естественно, если в производстве используется редчайшее сырье или тратятся немалые деньги на его изготовление, стоимость увеличивается. Но все же таких производителей сложно назвать бизнесменами – скорее, это художники, стремящихся создать неповторимые шедевры.

Селективная продукция предназначена для самых разных категорий людей. Среди ее поклонников есть как обычные офисные клерки, поэты или художники, так и шейхи или лорды. Единственно, что объединяет все эти категории людей – стремление ко всему необычному.


Основные отличия

Перечислим основные признаки, по которым парфюм можно отнести к нишевому:

  • уникальность ароматов: его создатели не гонятся за популярностью, их больше привлекают необычные запахи;
  • простота упаковки: так как его создатели не занимаются саморекламой, духи от одного производителя могут различаться лишь надписями на бирках; некоторые же парфюмеры, напротив, упаковывают свою продукцию во флаконы, изготовленные из особых пород дерева, золота, отделанные камнями и расписанными вручную; однако это делается не для увеличения продаж, а подчеркивания необычности содержимого;
  • качественные, зачастую редчайшие ингредиенты: если мастер решает смешать в одном сосуде запахи нескольких сортов апельсинового дерева, выращенных на разных континентах, он способен отправиться за ними на край света;

  • объем продаж: некоторые из нишевых ароматов ввиду малодоступности ингредиентов реализуются в ограниченном объеме;
  • отсутствие гендерного подразделения: большинство нишевых брендов не подразделяются на мужские и женские, ориентироваться следует лишь на вкусовые предпочтения.

Самые известные марки

Каждый из брендов редко специализируется лишь на одном запахе. Зачастую производители выпускают несколько ароматов. К самым известным маркам селектива относят бренды:

  • Penhaligon’s : ароматы этого старейшего английского производителя просты, лаконичны, и изящны; чаще всего это запахи свежесрезанной зелени фиалок, ландышей, колокольчиков или более сложные Artemisia и Malabah;

  • Jo Malone : предлагает парфюм на все случаи жизни, «личные ароматы», точно отражающие состояние вашей души;

  • Serge Lutens : изысканные и выдержанные композиции больше подходят состоявшимся женщинам;

  • Etro : итальянский парфюм для самых неординарных личностей;

  • Bond No 9 : американский бренд, относящийся к группе восточных ароматов;

Bond No 9 — американский бренд, относящийся к группе восточных ароматов
  • Le Labo : сухие и пряные сложнейшие композиции, в которые могут входить до 24 ингредиентов;

  • Micallef : флаконы с драгоценной жидкостью, источающей нежнейшее омбре, расписываются вручную и отделываются камнями.

В состав парфюма может входить самое разное количество компонентов. К примеру, La Maisondela Vanille представлен запахом ванили, Les Parfums de Rosine имеет одну-единственную нотку розы, а в древесно-пряный Comme des Garcons входит сразу 9 ингредиентов. Причем в композициях могут использоваться не только натуральные нотки, так и нетрадиционные синтетические.

Совет! Парфюмерная композиция нишевого бренда с первого раза может не понравиться лишь потому, что этот запах не свойственен обычным духам или воде, то есть не является цветочным или фруктовым. Иногда на то, чтобы разобраться, подходит ли он именно вам, требуется несколько проб.

Нишевые бренды парфюмерии: где купить?

Эту продукцию невозможно найти в модных каталогах или привычных магазинах. Ее реализацией занимаются специальные точки, причем в мире их не более 250. Расположены они лишь в крупнейших городах. Так как такие предприятия не занимаются саморекламой, в них приходят лишь те, кто действительно заинтересован в необычной покупке.

В России бренды нишевой парфюмерии реализуют Рив Гош, Л’Этуаль и некоторые интернет-магазины. Ознакомиться с новинками селективного парфюма можно только на двух международных выставках, приводящихся дважды в год, весной и осенью. Первая под названием Esxence проходит в Милане. Вторая (Pitti Fragranze) проводится во Флоренции.


Совет! При выборе парфюмерной композиции никогда не следует торопиться. Ведь сразу после нанесения слышны лишь начальные (верхние) нотки. Постепенно запах изменяется, и вперед выдвигаются ароматы-ноты «сердца», держащиеся достаточно долго. Конечный аромат, называемый базовым, проступает лишь в самом конце.

Библиотека ароматов Л’Этуаль

Если вы перепробовали запахи всех известных ароматов, но вас так ничего и не зацепило, возможно, пришло время воспользоваться необычными вариантами. Но, так как выбрать аромат по описанию и отзывам просто невозможно, предлагаем воспользоваться вам их «библиотекой».

Парфюмерно-косметическая сеть Л’Этуаль осенью 2016 года предоставила своим покупателям поистине уникальный сервис – полное собрание самых необычных и дерзких мировых брендов. Причем эта необычная коллекция постоянно пополняется. Воспользоваться подобным сервисом можно в 138 крупнейших городах России. Владельцы сети утверждают, что уже в ближайшее время эта цифра возрастет.

Консультанты корнера Летуаль, предлагающие бренды нишевой парфюмерии, знают, что такой парфюм не терпит скоропалительных решений. Большинство из них являются самыми настоящими психологами, поэтому, прежде чем рекомендовать тот или иной запах, они подобно узнают о привычках, образе жизни и даже хобби будущих покупателей.

Интересно! Одной из новинок нишевых брендов являются специальные ароматы для детей. Их основное отличие – отсутствие спирта.

Bluebell Penhaligon`s

Чаще всего цветочно-зеленые ароматы этого производителя выбирают женщины. Запахи жасмина, ландыша, гиацинта или розы в них тонко переплетаются с цитрусовыми нотками и корицей и гвоздикой.


Незатейливые, на первый взгляд, ароматы этого английского производителя схожи с дыханием весны, запахами сырой земли, ароматами знойного лета или благоуханием осени. Несмотря на отсутствие излишней резкости, запах свежести остается на коже весь день.

Средняя цена: 3200–4700 р.

Интересно! Родиной нишевой парфюмерии считается Франция. Ведь идея создания первого необычного аромата принадлежит именно парфюмеру Людовика XVIII.

Jo Malone

Британка Малон, будучи когда-то обычным косметологом, увлеклась однажды смешиванием ароматов. Один из них ей так понравился, что она раздарила несколько флакончиков постоянным клиенткам. Сегодня ароматы Малон входят в список брендов лучшей нишевой парфюмерии.


Несмотря на то что этот бренд назван именем мужа создательницы и относится к группе унисекс, его ароматы больше тяготеют к женским. В состав могут выходить липовый цвет, цветки лилии, орхидеи, ваниль, мускус, какао, всевозможные специи, к примеру, кардамон, лаймовое масло и пр. Причем Малон уверяет, что вся ее продукция совместима – то есть при смешении содержимого двух или даже трех разных флакончиков вы сможете получить абсолютно новый аромат.

Средняя цена: 3500–8300 р.

Etro

В каждой стране есть собственные парфюмерные традиции. Если английские бренды просты и понятны, французские запахи отличает особая изысканность, то основной особенностью итальянской парфюмерии является необычайная яркость и самобытность.


Etro – бренд итальянской нишевой парфюмерии, способен привлечь самых неординарных личностей. Представлен он только моноароматами масел ладана, сандала, мирры, пачулей и пр. Вторая их особенность – высочайшая стойкость.

Средняя цена: 3600–7700 р.

Bond No 9

В Америке селективный парфюм начали производить относительно недавно. Одним из пионеров в этой области стала фирма Bond No 9. Любопытно, что название бренда совпадает с ее адресом!


Причем и свои ароматы производитель посвящает самым разным местам родного города Нью-Йорка. Но многие из них больше напоминают восточные: нотки амбре, мускуса, табака, смолы и кожи в них перекликаются с цветочным благоуханием. Производитель предлагает и целые наборы ароматов, состоящие из 18 оригинальных флакончиков.

Средняя цена: 1500–5600 р.

M. Micallef

По всей видимости, судьба однажды свела потомственного банкира француза Жоффрея Ньюмана и владелицу салона красоты Мартину Микалефф не напрасно. Самый же первый аромат под названием «Хрустальная линия» тут же принес этой паре известность.


Секрет ароматов заключается в предельной простоте и выверенной дозировке. В состав очень редко включается большое количество ингредиентов: их чаще всего не более 5–6. Амбра, табак, какао и ладан перекликаются в них с пачули, шафраном и розой.

Средняя цена: 7200–29 000 р.

Le Labo

После запаха цветов и ягод ароматы кожи, дыма и дегтя, пожалуй, кому-то покажутся непонятными. Впрочем, Le Labo предлагает и чуть более привычные композиции, запах корней и стеблей лилий, ириса, мандаринов или ванили. Однако это не приторно-сладкие наборы, а поистине волшебные запахи с легкой примесью коры деревьев и неповторимого запаха свежескошенного сена и аромата, исходящего от земли.


Кстати, несмотря на то что продукция эта стоит недешево, упаковывается она в простейшие флаконы с незамысловатой этикеткой. Так как парфюмерия выпускается ограниченным тиражом, они обязательно пронумеровываются.

Средняя цена 8 000–29 000 р.

Продукция парфюмерной индустрии уже давно вошла в жизнь каждого человека в наше время. Помимо духов, это разнообразные косметические средства, и так необходимое в ежедневном обиходе мыло или всяческие крема, способствующие бережному уходу за кожей.

Но большинство из нас знает только одну, потребительскую сторону парфюмерной индустрии - известные бренды духов, одеколонов и других косметических средств. Но что представляет собой технологический процесс? В этой статье попробуем охватить столь обширную тему как можно полнее и сделать технологический процесс производства немного понятнее.

Технологический процесс производства парфюмерной продукции делится на несколько этапов. Оговоримся, что прежде чем приступить к процессу непосредственного создания парфюмерной композиции, происходит подбор компонентов, в которые входят эфирные растительные масла и жиры животного происхождения, по заранее разработанной формуле.

На первом этапе находится приготовление парфюмерной композиции (подготовка настоя или парфюмерной жидкости). Парфюмерная жидкость состоит из определённой в процессе изготовления парфюмерной композиции, воды и ректификованного спирта. Прежде чем продолжать процесс производства, парфюмерную жидкость помещают в специальную ёмкость из нержавеющей стали, где она находится длительное время (в среднем этот период может длиться от трёх недель до нескольких месяцев - всё зависит от композиции), за которое продукты растительного происхождения расщепляются и смешиваются с другими компонентами.

В процессе отстаивания, происходит настаивание парфюмерной жидкости определённое количество времени. Это довольно сложный процесс, в ходе которого взаимодействуют разные части парфюмерной компоненты композиции, становясь единым целым и приобретая устойчивый гармоничный аромат. После того как процесс настаивания завершён наступает очередь фильтрации. На этапе фильтрации, удаляется тот осадок, который появился во время отстаивания. После того, как первичный осадок отфильтрован, жидкость помещают в особую установку, где она охлаждается, в процессе чего снова выпадает осадок. Далее жидкость проходит заключительный процесс фильтрации, подогревается до комнатной температуры и становиться продуктом, готовым к фасовке. Её разливают по стерильно-чистым флаконам, которые потом завальцовываются специальной помпой. Этот процесс называется «укупоркой», который, проще говоря, по действию сходен с процессом пастеризации. Потом на флакон надевают крышку, соответственно упаковывают целофанируют.

Добросовестный производитель поддерживает к своему товару и производству в целом, высокие технические требования. Чтобы сохранять своё имидж любая парфюмерная компания обязана контролировать качество выпускаемой продукции по международным стандартам и отсеивать брак на каждом производственном этапе.

В первую очередь парфюмерная композиция и сырье, из которого оно изготовлено должно быть качественным - экологически чистым и безопасным в применении. Таким образом, на конечном этапе, отфильтрованная жидкость должна получиться чистой и прозрачной, без лишних примесей и осадка. Если вы вдруг заметили, что на дне флакона есть какой-либо осадок или частицы неизвестного происхождения, то, скорее всего, вам попался бракованный товар от недобросовестного производителя или вовсе подделка, выданная за оригинал.

Также должна находиться в идеальном состоянии и - от флакона до самой упаковки. Всё должно быть герметично запечатано и не повреждено.

Производитель, который заботится как о потребителе, так и собственном имидже не допустит оплошностей и поэтому старается поддерживать международные стандарты от технологии производства, до выпуска готовой продукции. Как правило, в цехах по производству парфюмерной продукции работают высококлассные специалисты и люди, чётко соблюдающие требования технической безопасности. Внутри помещений также должен царить не просто порядок, а стерильная чистота, без присутствия посторонних запахов и чужеродных элементов.

Этим, предприятие, выпускающее парфюмерную продукцию очень похоже на то, что изготавливает столь важный для каждого человека товар, как медицинские препараты. Рабочие хорошей парфюмерной фабрики, как и на предприятиях, которые , обычно одеты в специальную стерильную форму белого цвета. Поэтому отдавая предпочтение той или иной парфюмерной продукции, важно заранее поинтересоваться, насколько хорошо она зарекомендовала себя на рынке. От качества выбранного вами парфюма может зависеть не только стиль, но и здоровье.

В современной парфюмерии используется огромный ассортимент ароматических веществ, как традиционных для этого вида искусства, так и экспериментальных современных. В состав одной парфюмерной композиции может войти до трёхсот компонентов! В распоряжении мастера парфюмера - сотни натуральных веществ растительного и животного происхождения и тысячи химически синтезированных, разнообразие которых вообще потенциально не ограничено.

Попытаемся дать краткий обзор того, с чем и как работает парфюмер.

Основой производства духов исторически являются душистые вещества растительного происхождения. Извлеченные из растений концентраты пахучего вещества носят общее название эфирных масел (в отличие от жирных масел нелетучих, почти не имеющих собственного запаха). Их извлекают из свежих или высушенных частей эфирномасличных растений: плодов, листьев, цветов, коры, корней и т. д. В современной парфюмерии большую часть композиции составляют синтезированные в лабораторных условиях ароматические вещества: как идентичные натуральным, так и не встречающиеся в природе.

Что представляют собой эфирные масла?

Если вглядеться в корку апельсина, можно заметить светлые точки на оранжевом фоне. Это капсулы, в которых заключены летучие ароматические вещества - эфирные масла, подвижные соединения, всегда готовые вырваться наружу.

Эфирные масла различных растений насыщают воздух весеннего дня, летнего сада, густого осеннего леса, волшебной южной ночи. Букет скромных полевых цветов в простом стеклянном ведёрке может наполнить благоуханием всю комнату. Люди ради собственного удовольствия разрушают жилища этих ароматных "джиннов", лишая их естественной обители. Но взамен даруют им "хрустальные дворцы" - чудесные флаконы, надолго сохраняющие капельки "жидкого солнца", их благоухание, "душу" растений. В ансамбле с эфирными маслами других растений и различными душистыми веществами они в виде парфюмерных изделий доставляют людям немало радости и наслаждения.

Итак, эфирные масла являются продуктами жизнедеятельности растений и плодами науки, которая помогла извлечь их ароматное содержимое путем более или менее сложных манипуляций.

Четыре промышленных способа получения эфирных масел

  1. Механический отжим масел с помощью пресса из кожуры и цедры плодов цитрусов и фруктов (масла апельсина, мандарина, лимона).
  2. Дистилляция . Возгонка эфирных масел с водяным паром (розовое, гераниевое, мятное или кориандровое масла).
  3. Анфлераж . Традиционный метод, исторически использовавшийся для растительных эссенций. Этот способ использовался еще в Древнем Египте более 5000 лет назад и именно он описан в знаменитом романе Зюскинда.

    Этот способ основан на способности эфирных соединений, выделяемых растениями, после перехода в газовое состояние абсорбироваться жирами или твердыми сорбентами. Этот трудоемкий и дорогостоящий процесс происходит следующим образом.
    Стеклянные подносы смазывают очищенным свиным или говяжьим жиром. На него раскладывают лепестки свежесрезанных цветов. Жир начинает впитывать летучие эфирные масла. Увядшие на подносах растения заменяют свежими. Процесс продолжается несколько дней - до тех пор, пока жир уже будет не в состоянии поглощать масло. После чего жир собирают и очищают от фрагментов растений. Полученный продукт называется помадой, которую затем растворяют в спирте и трясут на виброплатформах в течение двадцати четырех часов, чтобы отделить жир от эфирного масла.
    Полученный таким образом абсолю – это, как правило, высоко-концентрированная вязкая жидкость. Но, например, абсолю розы имеет твердую или полутвердую консистенцию и твердеет при комнатной температуре, а если флакон погреть в руке, то он приобретает жидкую консистенцию.
    Для достижения одинакового ароматического или терапевтического эффекта требуется гораздо меньше абсолю, чем эфирного масла, полученного дистилляцией.

  4. Извлечение эфирных масел с помощью летучих и нелетучих растворителей (масло розы, жасмина, иланг-иланга и т. д.).

    Экстракция - извлечение эфирных масел летучими растворителями. Этот метод впервые был опробован в 30-х годах XIX века, а через шестьдесят лет получил широкое распространение. На сегодня – это самый перспективный из промышленных способов.

    После отделения растворителя от масла-экстракта, получают так называемый конкрет - смесь эфирного масла, восков, смол и жиров. Двадцать пять граммов конкрета эквивалентны примерно килограмму качественной помады, полученной методом анфлеража. Из конкрета, обработкой его спиртом и дальнейшей отгонкой спирта, получают абсолю - абсолютное масло. На современном производстве для экстракции могут использовать жидкий бутан или жидкую углекислоту, которые не портят даже самые тонкие ароматы.

    Основные производители конкретов и абсолю розы – Франция, Болгария и в гораздо меньших объёмах, Марокко. В этих странах конкрет производят из Rosa centifolia L., дающей очень малый выход эфирного масла при дистилляции.

    Мацерация (настаивание) - получение масел с помощью нелетучих растворителей - применяется для извлечения масел из цветов растений, содержащих незначительное количество масел (фиалка, жасмин, ландыш, резеда и др.)

Качество, свойства и парфюмерная ценность масел зависят от процентного содержания в них основных «целевых» компонентов, способов обработки сырья и производства масла. Имеют значение климатические условия произрастания растений, время сбора, условия хранения и транспортировки как сырья так и самого масла.

Спиртовые настои и растворы для духов получают из наиболее душистых частей растений: листьев (пачули), семян и плодов (многие пряности), корней, а также некоторых лишайников и мхов. В качестве фиксаторов аромата, продлевающих период сохранения запаха духов используют сложные смеси органических соединений называемые смолами и бальзамами.

Сырье животного происхождения.

В отличие от цветов и пряностей, запах мускуса, амбры или бобровой струи едва ли можно назвать приятным. В XVIII веке верили, что запах полости мускусной косули мог убить охотника, если он не заткнёт нос, разделывая добычу…Поэтому животные компоненты духов очень аккуратно дозируются. Их включают в композиции в малом соотношении с другими компонентами и спиртом.

Синтетические ароматы в духах

Это весьма обширная группа органических соединений, получаемых химическим путём из растительных продуктов или синтезируемых из химсырья. Оригинальные ароматы, полученные путем химического синтеза, называют синтетическими душистыми веществами. Они вплетаются в ткань парфюмерной композиции, придавая запаху духов новые оттенки и усиливая стойкость аромата.

Среди синтетических ароматов:

  • Спирты. Например, гераниол («роза»), терпинеол («сирень»), линалоол («ландыш»);
  • Углеводороды. Лименон («лимон»);
  • Простые эфиры. Такие как «гвоздичный» эвгенол, «черёмуховый» и «фруктовый» метиловые эфиры;
  • Сложные эфиры. Составляют основную массу синтетических ароматов. Пример - бензилацетат («жасмин») или кумарин с запахом свежего сена;
  • Альдегиды. Отдельная группа сложных эфиров. Пример - хорошо известный всем ванилин;
  • Нитросоединения ароматических производных. (e.g. мускус амбровый);

Реалии современной парфюмерии таковы, что она уже не может больше развиваться на основе только натурального сырья. По экономическим и техническим причинам роль химии в парфюмерии стала сегодня преобладающей.

Однако, при описании духов по-прежнему используются преимущественно «природные» эпитеты. Так, мы можем прочитать об ароматах, составленных, например, из нот влажного, нагретого солнцем мха, лесного ландыша, восточного мускуса и сандалового дерева, грасского жасмина, египетской герани, и нежных нарциссов Прованса. И это при том, что начиная с середины 20 века все духи класса «масс-маркет» включают в свой состав до 80%, если не больше, химических продуктов.

Впрочем, желание придерживаться природных красок вполне объяснимо. Потребитель едва ли раскошелится на фееричный парфюмерный аккорд на основе фенилуксусного альдегида, линалилацетата или бензилсалицилата. Поэтому так важны и незаменимы описания духов, вызывающие яркие ассоциации и навевающие приятные воспоминания.

Но, невзирая на лирику, приходится признать колоссальный вклад химии в парфюмерию. Она не только открыла новые резервы сырья, но и подарила парфюмерам почти неограниченные возможности для поисков и сотворения нового.

А природа остаётся и будет оставаться основным источником вдохновения и эталоном для мастеров высокого искусства парфюмерии. Природные компоненты парадоксально разнообразны и редки одновременно. Они становятся материалом для создания по-настоящему уникальных и дорогих ароматов, рассчитанных не на массового, а на нишевого потребителя.

Теплота и живая сила природного сырья, стойкость и относительная дешевизна сырья химического - очень эффективный тандем для современной парфюмерной промышленности. И пусть каждый найдёт для себя тот аромат, который соберёт для него в одном флаконе лучшие ассоциации и самые желанные эмоции, создавая прекрасное настроение с каждым своим прикосновением.