На какой праздник сползаются змеи. Где зимуют змеи? сентября: приметы и поверья

Когда змея впадает в спячку и как змеи готовятся к зиме Вы узнаете из этой статьи.

Когда змеи впадают в спячку?

Период, когда змеи собираются в клубки, чтобы впасть в спячку, зависит от погодных условий окружающей среды. Если осень холодная и ранняя, то пресмыкающиеся впадают в анабиоз в сентябре. Если же погода стоит теплая, то в октябре. Согласно народным приметам, эти животные впадают в спящее состояние 27 сентября — на великий праздник Воздвиженье.

Где спят змеи?

Чтобы выжить холодными, долгими зимами теплолюбивые змеи собираются вместе и впадают в сон. Они особенно тщательно подыскивают теплое местечко и засыпают. Таким местом, куда деваются змеи зимой, может служить глубокая яма или нора с подстилкой из листьев, а также дупло пней. Пресмыкающиеся могут спать как небольшими группами, так и в одиночку. Они просыпаются, когда воздух достаточно прогреется после зимы. Чтобы сохранить свое тело в тепле, змеи за лето стараются накопить побольше подкожного жира.

Когда просыпаются змеи после зимы?

Точно ответить, в каком месяце просыпаются змеи нельзя. Ведь зимовка пресмыкающиеся не имеет четко обозначенного срока годности. С уверенностью можно сказать, что животные будут находиться в спящем состоянии до наступления тепла. И как только солнце своими лучами достаточно прогреет землю, они проснутся и выползут из зимних укрытий. Но согласно народным приметам, день, когда змеи выползают погреться на солнышке – это 22 марта.

Полное название праздника, который верующие в 2017 году будут отмечать 27 сентября, называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день христиане вспоминают о вечной борьбой добра и зла, о движении, которое и является самой жизнью всего, что есть на земле.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспоминаются два главных события: обретение в 326 году в Иерусалиме Креста и его возвращение из персидского плена в VII веке греческим императором Ираклием. Эти события объединяло то, что оба раза Крест воздвигали (поднимали) перед народом, обращая его при этом ко всем сторонам света, чтобы все желающие могли ему поклониться и разделить друг с другом радость обретения святыни.

В старину этот день называли «Ставровый». Верующие собирались и шли крестным ходом вокруг сел и городов, для того, чтобы защитить их от бед, врагов и болезней. Жители деревень, желая получить богатый урожай на будущий год, обходили крестным ходом поля. Кстати, именно на праздник Воздвижения с полей забирали последний сноп. Это был своего рода знак о завершении сбора урожая и о начале подготовки к зиме.

На праздник Воздвижения запрещалось ходить в лес, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к наступлению зим. Существовало поверье, что в этот день особой агрессией отличаются змеи, сползающиеся на зимовку в одну нору. А еще в этот день, те, кто отправлялся в лес, могли ненароком потревожить всякую нечисть, которая также прощалась друг с другом и отправлялась спать. Нарушителям их покоя лешие и кикиморы могли навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Чего нельзя делать Воздвижение

Помимо того, что на праздник Воздвижения нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить его обитателей, в этот день не начинали никаких важных дел, потому что считали, что тем самым отдыхающей природе, подарившей людям блага и богатый урожай, наносится оскорбление. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и не приносило никого результата.

А еще в этот день было принято соблюдать один из самых строгих постов, а потому под запретом находилось употребление мяса и рыбы и всех разновидностей молочной продукции.

В Воздвиженье обязательно отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где сельские жители хранили пшеницу. В этот день в овине нельзя было работать и топить печи. На полу расстилали праздничные полотенца и раскладывали угощения для домового.

Также в этот день готовили всевозможные блюда из исконно русского продукта – капусты. Пирогами с капустой и самолепными варениками угощались не только домочадцы – часть приготовленных блюд относили к церкви, где раздавали нищим.

Приметы на праздник Воздвижение

- На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.

- В этот день змеи в норы прячутся.

- На Воздвижение Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.

- На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

- У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.

- В Воздвижение с поля последняя копна движется.

- С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

- В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

- Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

- Кто увидит последний птичий отлет, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

-Осень в это время передает свои права зиме: если дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

Ещё в детстве мне моя бабушка, Анастасия Дмитриевна Власенкова(Гришина), рассказывала разные истории из своей жизни. Однажды она поведала про то, как её отец ходил за грибами в осеннюю пору и было это на православный праздник, который в народе называют - сдвиженье, а по-православному - это праздник Воздвижения Креста Господня и отмечают его 27 сентября. И этой истории уже больше ста лет...

Отца моей бабушки звали Дмитрий Тарасович. Человеком он был смелым и потому меньше всего верил разным приметам и байкам и всегда по-доброму подшучивал над суеверными людьми. Накануне 27 сентября, когда семья села ужинать, он объявил о своём желании и решении идти утром в лес с кем-либо из старших детей. Двое из шестерых детей были уже подросткового возраста. Мать моего прадеда и его жена всполошились.

Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. В этот день змеи собираются все в одно место. И встречаться с ними крайне опасно для жизни... И стали уговаривать его отказаться от задуманной затеи. Но всё было напрасно.

Прадед мой был человеком упрямым. Тогда они сказали, что пусть он идёт один, а ребят не берёт с собой. И настроены женщины были более чем решительно. В конце концов так и порешили.

И вот утром, едва солнце выглянуло из-за горизонта, он наскоро перекусив, чем Бог послал, обувшись в сапоги, взял корзину и отправился в лес. Поначалу всё было хорошо. Грибы ему попадались и корзина уже была наполовину с грибами, но ему попадались ещё и... змеи, которые все ползли куда-то в одном направлении.

Моему прадеду стало интересно и отправился следом за ними. Вскоре он
понял, что змеи направляются к большому оврагу. Их число становилось всё больше и больше. Это его не остановило, а только распалило интерес.

Вскоре он подошёл к тому самому оврагу, к которому ползло змей уже видимо -невидимо. Откуда столько их взялось? Со всех сторон слышался уже не только шорох от движения этих ползучих гадов, но и их шипение, словно бы они разговаривали между собой.

И тут моему прадеду стало по-настоящему страшно, потому как ступить уже было некуда. Везде были змеи... Он воскликнул:"Господи, спаси и сохрани меня!" - и бросился опрометью назад, где-то наступая на ползущих змей, которые, как ни странно, в эти минуты не обращали на него никакого внимания.

Говорят, что этот день считается днём змеиных свадеб*. Происходит спаривание змей, а потом они расползались по своим норам и впадали в спячку до весны, когда травка зазеленеет и солнце станет прогревать землю. Потому они и спешили на зов своей змеиной природы.

Домой прадед прибежал, не помня самого себя, бледный и дрожащий. Потом, когда он успокоился, то сказал, что больше никогда не пойдёт в лес в этот день и всем своим родным и близким закажет также не ходить. Ещё он сказал, что глянул он в этот овраг, а там змеи то сплетались в клубки, то расплетались, и шум от их шипения был таким, что ничего не было слышно...

Через два дня он пошёл опять в лес, где и нашёл свою корзину с грибами неподалёку от большого оврага. Всё было как обычно. Щебетали птицы, осенний ветерок поигрывал кронами деревьев... И вокруг ничего не напоминало о тех жутких минутах, которые пережил мой прадед 27 сентября 1906 года.

* Самец, который обычно значительно крупнее самки, агрессивно преследует ее, пытаясь схватить зубами за спину или шею. Когда ему это удается, он обвивается вокруг ее тела и спаривается. В течение месяца спаривания повторяются неоднократно. К концу этого срока все тело самки бывает покрыто многочисленными укусами и ссадинами. Кроме того, у самцов змей есть два половых органа, причем довольно внушительных размеров. У королевских змей, длина которых около полуметра, половой член может достигать 7-10 см! При спаривании змеи постоянно пользуются одним органом, правым или левым. Второй - запасной. Органы расположены в хвостовой части и вылезают в отверстие - клоаку
И ещё одна заметка с форума в интернете: У них процесс спаривания происходит так: самка (как правило, сначала одна, потом подтягиваются ещё штук 10-20) раскрывает своё "хозяйство" нараспашку и выделяет призывный секрет: "Налетай! ". Я ранее отмечал - у змей суперобоняние: на запах секрета слетаются все самцы Ужа, которые есть поблизости. И начинается самый настоящий группен-секс. Самцы выделяют свою бесценную жидкость и начинают втирать её в самок. Трутся часами друг об друга. Таким образом, втиранием, и происходит оплодотворение.
Люди часто, без труда обнаруживают по характерным звукам эти змеиные свинг-вечеринки - отсюда и идут поверия, что змеи "в клубках" собираются. При приближении человека эти греховодные змеи разбегаются в панике - тикают веером во все стороны, в том числе и в направлении потревожившего их гражданина. Из-за этого говорят: при клублении змеи бросаются, атакуют человека - караул!! !
Обычно в одном таком "агрессивном" кублЕ от 40 до 150 змей. Это, надо признать, производит впечатление: всё в клубке движется, мокрое, липкое, шипящее - фу-у-у, жуть. Тут стороннему наблюдателю не до точного определения, кто участвует в оргии: гадюки или Ужи. Вот и приписывают эту сомнительную славу гадюкам (так выглядит более устрашающе и романтично, что ли) .
Источник: http://talks.guns.ru/forummessage/80/212651-6.html

Рецензии

Здравствуйте! Писал рассказ о встрече со змеей и забил в поиске Сдвижение,что бы уточнить бабушкины рассказы. И нашел, помимо прочего, Ваш рассказ.
Здорово написано! Нужно к вам в гости зайти - еще почитать. А это мой новый рассказ о давнем событии www..
Заходите в гости!

Добрый день, Валерий!
С праздником Вас!
Спасибо, что зашли ко мне на страницу и оставили свой положительный отзыв!
Обязательно загляну в гости к Вам.
С уважением,

И Вас с праздником! Заходите - всегда рад гостям. У меня там немного пока рассказов, но на разные темы, и все на основе реальных случаев в далекие времена. Воспоминания то есть.Есть про людей,животных, родные места. Есть даже эротическая проза, хотя это вовсе не она, а просто далекие пикантные детские воспоминания.

С уважением,Валерий.

День 27 сентября является одним из самых значимых в народном календаре. С ним связано множество . Считалось, что с этого дня осень начинает двигаться к зиме – пора готовит шубы и шапки. Именно в этот день медведи залезают в берлоги, а птицы готовятся улетать на юг – значит, пора утеплять дом. Но при этом многие люди не знают, например, почему нельзя ходить в лес 27 сентября. А ведь этому суеверию тоже есть объяснение.

27 сентября - православный праздник Воздвиженья

Красным в календаре этот день является потому, что знаменует собой один из самых важных церковных праздников – Воздвижение Животворящего креста Господня Согласно библейской легенде, Иисус Христос был распят на горе Голгофе на косом кресте, который после казни был зарыт на этом же месте. Спустя много лет город Иерусалим атакованный войском римских солдат был разрушен, а священное место казни срыто до основания. Император Адриан повелел обустроить на нем языческое капище. И лишь через несколько веков после этого события императору Константину было явлено чудо – христианский крест с победной надписью, благодаря которому удалось одержать множество важных побед. Благочестивый правитель, стремясь исполнить волю Господнюю, повелел своей матери, царице Елене, отыскать тот самый крест, на котором был распят Спаситель. Очень долго это не удавалось, но в конце концов святыня была найдена. С ее помощью удалось воскресить недавно умершего человека, поэтому крест и был назван Животворящим. В его честь в возрожденном к тому времени Иерусалиме был заложен Храм Вознесения Господня. И сам день обретения святыни стал широко отмечаемым религиозным праздником.

Народная же традиция соединила 27 сентября с природным явлением – воздвижением осени навстречу зиме. Отсюда и появление многих, связанных с этим днем примет и , имеющих мало общего с церковным праздником. Хотя все равно на Руси старались именно на Воздвижение освещать вновь построенные храмы и начинать строительство часовен. В деревнях в этот день нередко проводились крестные ходы по близлежащим полям, а хозяйки начинали рубить и квасить капусту.

Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?

У русского народа существует множество запретов, связанных с праздником Воздвижения. Один из самых известных – запрет на посещение леса. На вопрос о том, можно ли ходить в лес 27 сентября, ответ всегда был однозначно отрицательным. И это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, считалось, что в этот день активизировалась вся лесная нечисть. Православный праздник для леших, кикимор, оборотней почему-то был не указ, не обращая на него внимания, они устраивали последнюю сходку перед зимой. Лесовик проверял свои владения, готовность зверей к зимовью. Наткнуться на него человеку в этот момент было крайне опасно. Во-вторых, считалось что 27 сентября отворяются двери в вирий для всех ползучих гадов, в который они спешат на зимовку, сбиваясь в огромные клубки. Наткнуться на них в лесу – быть укушенным. А еще человек мог и под землю провалиться – через те же открытые ворота вирия, и провести там много месяцев до весны вместе со змеями.

Что еще нельзя делать 27 сентября?

Согласно народному поверью, 27 сентября не только нельзя ходить в лес, но и делать некоторые другие вещи.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве: