Национальный головной убор франции. Национальный костюм Франции: описание, разновидности и фото

Изучать культуру различных стран и эпох – это довольно-таки интересное и увлекательное занятие. Известно, что народный костюм может многое рассказать о стране и об обычаях. Кому, как ни нам знать, что во все времена женщины любили наряжаться и оригинально украшать одежду. Поэтому в каждой стране имеется свой народный костюм, который передает дух и традиции своих граждан.

Французский народный костюм

Женский народный костюм Франции состоит из широкой юбки длиной до середины голени, декорированной различными складками и оборками, а также кофты с длинными рукавами застегивающейся у ворота. Обязательный элемент – светлый передник длиной чуть короче юбки. На плечи можно набросить косынку или платок, связав концы спереди. Традиционным считается чепец, поверх которого можно надеть шляпу или платок.

Крестьянская одежда производилась в основном из серых, коричневых или белых тканей. Французская элита предпочитала носить голубую, красную, сиреневую, а также черную одежду.

История французского народного костюма

Основные черты французского народного костюма сложились еще в XVII веке. В те времена крестьяне носили одежду из холста и шерстяной ткани. Рубахи и кофты шили из сукна с добавлением хлопчатобумажной нити.

После Великой французской революции появились праздничные костюмы, которые различались по типу одежды провинций. Бретонские женщины ввели в моду кружевные наколки, корсажи и приталенные лифы. Отличительной чертой фламандцев была клетчатая шаль с бахромой. У каталонцев в традиционной одежде присутствовали манготы – это ажурные нарукавники от локтя до запястья, также они предпочитали яркие и пестрые расцветки.

Как и у любого другого народа у фрнацузов есть не только своя уникальная кухня, культура и традиции, есть еще то, что объединяло их всех несмотря на годы междоусобиц и революций, и это ни что иное как французский национальный костюм.

Конечно Франция и мода неразлучны уже ни одно столетие. Если взглянуть на метаморфозу, которые претерпевал внешний облик знати и буржуа, то сразу понятно, что все основные веянья в стиле и манере одеваться пришли именно из Франции. Но это касается только одежды богачей, а ее, как и любую роскошь нельзя назвать национальной. Национальный костюм любого народа – то, что носили крестьяне и обычные горожане в повседневной жизни, та удобная и практичная одежда, которую носили большинство французов, в течение многих веков.

Одежду шили обычно из самых дешевых материалов – холщовых тканей или сукна. Более тонкий материал шел на праздничную одежду, а также нижнее белье, а более грубый – на повседневную, причем бывало и так, что рубаха и штаны крестьянина и вовсе были сшиты из одного и того же материала. Цвета в основном использовались натуральные, ткань очень редко красили, поэтому в основном французская национальная одежда была серых и коричневых оттенков. Более зажиточные крестьяне и горожане, а потом и большинство населения смога позволить себе красить ткани дешевой краской, так в повседневный костюм француза стали входить одежды красных, голубых и желтых цветов. Одежду французов никогда не украшала вышивка или цветной рисунок, однако со временем пришла мода на одежду в полоску, а еще чуть позже появилась популярная до сих пор клетка.

Интересно, что обувь французы носили одинаковую, что мужчины, что женщины. Это были удобные и практичные башмаки, которые были выдолблены из цельного дерева, иначе их называли сабо. Такие башмаки до сих пор носят рабочие на некоторых крестьянских хозяйствах, так как это практичный и удобный вид рабочей обуви.

Мужской национальный костюм претерпевал множество изменений. Поначалу это была рубаха, куртка, штаны по колено и гетры, которые шились из того же материала, что и сами штаны. Ворот рубахи обязательно покрывал шейный платок – наверное поэтому образ настоящего француза невозможно даже сейчас представить без этого аксессуара. Позже рубаха прошла ряд трансформаций – ее рукава и ворот сначала завязывались тесемками, а спустя время их сменили пуговицы, также костюм француза был дополнен плотным жилетом. Городские жители перестали носить короткие брюки, им на смешу пришли узкие длинные штаны. На голове французский крестьянин всегда носил головной убор, но если сначала это была необычной форму треуголка, то потом ей на смену пришли знаменитые французские широкополые шляпы.

Женщины во Франции одевались куда скромнее. Французская крестьянка носила длинную блузу, чьи рукава и ворот по обыкновению завязывались веревочками, а также длинная широкая юрка, доходящая примерно до щиколоток. Юбка обязательно носилась с таким же длинным светлым передником, который был обычно немного короче, чем сама юбка. На плечах крестьянки обычно лежала тонкая шаль или платок, а голова всегда была покрыта. Причем основной головной убор, который француженки носили, не снимая, был чепец. А уже поверх него женщина могла повязать платок, надеть шляпу и так далее. Костюм горожанки практически ничем не отличался от одежды крестьян, разве что ее одежда в основном шилась из более тонких, фабричных материалов, иногда даже использовался шелк.

Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего в сельской Франции, сложились в XVII в.

До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала:
холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для
праздничной одежды (рубах, кофт) и белья, грубый - для повседневной
одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто с добавлением холщевой нитки
или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно вошли в обиход
ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за обед,
кров и определенную плату.

Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны, гетры, рубаха, жилет
и куртка, шейный платок.До середины XIX в. (примерно до 30-х годов)
крестьяне носили штаны до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными,
или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми
или красными. Гетры шили часто из того же материала, что и штаны.


В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной
воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и
манжеты; позже воротник и манжеты стали застегивать на пуговицы. Ворот
рубахи был обычно закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые,
закрытые, с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх жилета надевали
куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную сзади басками.


В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно вошла
в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною
до середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили
поверх куртки. Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из
деревни она перешла в город и после революции 1830 г. стала одеждой
ремесленников и рабочих в противовес буржуа, которые носили пальто.


Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян, ее надевали во время
народных церемоний, праздников "братств". В конце XIX и начале XX в.
блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась у
пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимой и в холодную
погоду пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры
или грубой шерсти. Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.

Головной убор французского крестьянина в XVIII в. - треуголка, которую
пожилые люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа
с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители побережий
(в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак), конец которой,
украшенный помпоном, спускался сзади. По форме этот головной убор похож
на знаменитый фригийский колпак.

Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки (sabot).
Сабо носили и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас
как рабочую обувь.

Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками,
доходящей до середины голени, просторной кофты с длинными рукавами,
застегивающейся у ворота, свободно спадающей на юбку; на талии кофту
стягивали тесемкой передника, который был короче юбки. На плечи
набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же
закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью
праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его
носили и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости
платок или шляпу.

Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей
фабричного производства были белый, серый и коричневый. Женская одежда
была более разнообразной по расцветке: корсажи носили коричневые,
голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые, серые, красные,
голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые, черные.

После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли
большие изменения, что было вызвано повышением благосостояния
крестьянства и появлением на рынках товаров фабричного производства
(сукна, шелка).


Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние городской
моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми по всей Франции,
формы головных уборов, покрой корсажа, форма передника и расцветка
тканей отличали костюмы одной провинции от другой, и внутри каждой
провинции можно было выделить несколько комплексов одежды. Так,
например, различались по типу одежды такие области, как Бретань , Эльзас, Прованс, баскские области. Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии, Лимузена, Бреса, Оверни и др.


В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм.
Только наиболее устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись
долгое время неизменными и бытуют еще в настоящее время в некоторых
местностях: в долинах Альп, в глухих районах Центрального массива, в
Руссильоне, в Бретани.


В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции,
устраивают празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм;
особенно популярны празднества провансальцев, бретонцев и савойяров.
Отличие костюмов одной провинции от другой сзаключается в отделке
костюмов красочной вы­шивкой, различной, порой причудливой формой
чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнооб­разием
тканей.


В настоящее время традиционный костюм надевают в основном члены
танцевальных коллективов, участники фольклорный федераций,во время
фестивалей, в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать
самобытность культуры своего народа.








В современном французском городском костюме общеевропейского типа,
несомненно, чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций,
формы, характерное для традиционной одежды. По-видимому не случайно
Франция на протяжении веков была законодательницей моды, так как имеет
богатый источник народного французского костюма.

В каждом регионе на традиционная одеждая очень разнообразна. Об этих особенностях я расскажу в других постах.

На основе текста из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Первые предпосылки для французского национального костюма появились в 17 веке. Французские крестьяне изготавливали свою одежду из холста, шерсти, сукна с использованием хлопчатобумажной нитки. В годы окончания Великой французской революции начали появляться праздничные варианты национальных костюмов.

В каждой провинции костюмы создавались со своими особенностями:

  • Бретон – корсажи, кружево и приталенные лифы.



  • Фламандия – шаль в клетку, декорированная бахромой.


  • Каталонии – манготы (нарукавники из ажурной ткани) и яркие цвета.


Обувь была у всех одинаковая и у женщин, и у мужчин. Она представляла собой деревянные сабо. Нужно отметить, что и по сей день, деревянные сабо носят во французской деревне для работы.



Мужская одежда

До 18 века французские мужчины в провинциях носили обычную рубаху, которая сменилась удлиненной широкой блузой из того же холста, что и ее предшественница. Такие блузы модно было надевать поверх куртки.

Если до революции это такой вариант одеяния считался праздничным, то после ее окончания так стали одеваться городские ремесленники и рабочие. Буржуа предпочитали куртке пальто.

Популярные блузы стали носить и пастухи, которые надевали поверх нее шерстяную накидку или плащ из козьих шкур. Нужно сказать, что некоторые художники и сегодня предпочитают этот стиль.

А уже к началу 19 столетия в моду у французских крестьян вошли штаны до колена в сочетании с гетрами или чулками, завязывающихся под коленями. К ним полагались рубаха, жилет, куртка и шейный платок. Затем, ближе к середине столетия, мужская мода разнообразилась узкими длинными штанами.


Потерпел трансформацию и ворот рубахи. Отложные манжеты и воротник, затягивающиеся тесемкой заменяются пуговицами, а верх рубашки стали прикрывать платком.

Жилет был закрытым на двух рядах пуговиц. Вся эта конструкция закреплялась укороченной курткой, иногда удлиненной сзади.

В 18 веке головным убором каждого крестьянина была треуголка, а в конце 19 века ее стали носить пожилые мужчины. Со временем треуголка сменилась шляпой с круглыми полями.

Для изготовления зимнего варианта шляпы использовали фетр, для летнего – солому.

На побережных провинциях крестьяне носили колпак из шести, украшенный помпоном.

Женская одежда

Женский национальный костюм был намного проще. Он состоял из широкой юбки, декорированной оборками или плиссировкой и кофты. Все это дополняли передник и платок, который завязывали на плечах.

Голову украшал чепчик. Он считался домашним вариантом, а для выхода из дома на него надевалась шапка или платок.


По цветовой палитре определялся статус человека. Крестьяне шили свою одежду из материалов серого, коричневого, белого цвета. Буржуа отличались голубыми, красными или сиреневыми одеждами. А иногда и черного цвета.

В праздники к обычному варианту костюма добавлялся корсаж.


В каждой провинции, некоторые национальные костюмы отличались вышивкой, формой головных уборов или цветом передника.

Позже в моду вошли женственные платья, похожие на туники. Их подвязывали высоко под грудью. Через несколько лет платья стали длиннее с многослойными юбками внизу.

Из аксессуаров можно отметить зонтики, маленькие шляпки с вуалью, муфты и шарфы.



Детский костюм

Дети ничем не отличались от взрослых и их костюмы были уменьшенной копией взрослой национальной одежды.

Девочки носили юбки немного короче взрослых, в остальном все было как у женщин – чепец, рубашка, фартук.

Одежда мальчиков с точностью повторяла мужской костюм.

Великая французская революция

После окончания Великой французской революции, крестьянский национальный костюм претерпел кардинальные изменения. Так сложилось из-за повышения благосостояния крестьян. А на рынки стали пополняться фабричными тканями – шелком и сукном.

Другим стал и праздничный вариант костюма. На него наложила отпечаток мода города. Во всей Франции национальные костюмы были похожи друг на друга и заключались в одних и тех же элементах. Но особенности каждой провинции повлияли на форму головных уборов и корсажей, крой и расцветки. Историки моды выделяют несколько комплектов одежды того времени.


Городской костюм вошел в моду только в конце 19 века. На протяжении долгого времени не менялись только головные уборы. Некоторые из них популярны в быту до сих пор. Например, в Альпах, Руссильоне и Бретонии.



Национальный костюм Франции в 21 веке

Сегодня патриоты пытаются возродить старые традиции и организовывают костюмированные праздники и карнавалы, в которые включены конкуры на лучший костюм. Особой популярностью такие мероприятия пользуются в Провансале, Бретонии, Савойяре.


Национальные костюмы также популярны у танцевальных коллективов, которые их шьют для своих выступлений.


Чувство красок, пропорций и форм – все это воплотилось в современном французском городском костюме. Наверное, поэтому Францию и считают законодательницей моды.


Костюм времен барокко

Рубеж 16-17 века стал успешной страницей в истории Франции. Страна вошла в круг ведущих держав и поправила свое экономическое положение. Для всей Европы Франция стала законодательницей и эталоном модных веяний и придворной культуры.

Страна начинает выпуск куклы Пандоры и ее гардероба. Кукла выпускалась в двух размерах большая кукла, облачалась в верхнюю одежду, а маленькая – демонстрировала нижнее белье. Стоила такая кукла непомерно дорого и продавалась в другие страны Европы.