Национальный костюм венгров. Венгрия

      Венгерские женщины обычно носили короткие рубахи, но были и длинные. У плеча они были часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильная вышивка на рукавах очень украшала женскую рубаху.
      В восточной Венгрии носили пендей (нижняя юбка, сшитая из полотна) одинаковой ширины вверху и внизу. На западе и на севере пендей внизу были более широкими. Женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом. Один из нижних углов ткани закалывали так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей.
      У женщин было широко распространено ношение различных безрукавок, чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Безрукавки (пруслики) украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. Пруслик часто выкраивали вместе с юбкой, он напоминал сарафан. Непременной частью одежды был фартук.
      Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен, который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу, короткую, до талии, обычно коричневого цвета.
      Головными уборами служили разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо интересным был убор пача. Делали его из белого полотна. Парта – старинный девичий головной убор. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. На парту нашивали по 5, 7 или 9 рожков. В настоящее время парту носят очень редко. Пожилые женщины и теперь стараются не ходить с непокрытой головой.
      Мужские рубашки шили короткими, часто с широкими рукавами. Позднее мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки, и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка.
      Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили губа (пальто чрезвычайно простого покроя). Рукава губу были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную – мужчины.
      Был распространен и сюр (исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ). Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра – большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник украшали вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна.
      Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи носили широкополые шляпы, у свинопасов они были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями.
      Народная мужская обувь называлась бочкоры. Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне.
      Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом.
      Прошли годы, народный костюм сильно изменился, стал менее популярен. Предпочтение стали отдавать промышленным изделиям, постепенно отказываясь от традиционной одежды. Но не сразу она стала музейной. Еще и сейчас полный народный костюм пожилые люди надевают в дни больших праздников.


Венгерка - короткая куртка, отделанная шнурами на груди . Этот предмет одежды постепенно проникал в Россию. И прежде чем русские гусары надели форму, в которой одержали победу в 1812 году над Наполеоном, венгерка прошла путь в Россию, начиная с XV- XVI вв.


Национальная венгерская одежда сформировалась на основе взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Несколько сот лет на территории Венгрии происходили непрерывные военные столкновения Запада и Востока. Турецкий гнёт, многочисленные войны опустошали и разоряли страну. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и другие варианты – средневековый европейский костюм и восточный. Именно восточные элементы в дальнейшем были использованы венграми и вошли в их национальные костюмы.


Элементы кроя, застёжки на груди в виде рядов декоративного шнура с воздушными петлями и кисточками, головные уборы с султанами, меховая отделка – все эти элементы стали обязательной частью национальной одежды венгров. Уже в XV веке эти элементы стали принадлежностью мундира офицера венгерской лёгкой кавалерии. Это и были гусары, которые отражали атаки турецкой конницы.


Затем отличительные особенности венгерского костюма стали распространяться и в Европе. Тем более что значительная часть венгерских воинов, как правило, молодых, искали лучшие средства существования в других странах. При приёме на военную службу принимались во внимание не только как воинов, но и их внешний вид, и красочный национальный костюм.



Венгры служили во многих странах. Попав в королевскую стражу Людовика XIV, венгры своим блестящим и живописным видом придавали особую торжественность выходу короля.



Гусарские полки в Русской Армии появились в середине XVIII века, примерно в 1751 – 1760 гг. Их униформа значительно отличалась от униформ других родов кавалерии. Это объясняется её происхождением. В то время многие, состоявшие в гусарских полках, были выходцами из Сербии, Венгрии и славян, выходцев из австрийских владений между Бугом и Днепром.


Именно они и принесли с собой такой вид одежды, близкий национальному венгерскому костюму. Он состоял из следующих основных предметов: доломан, ментик, чакчиры (рейтузы), ботики, кивер, кушак. Ментик был верхней курткой, обшитой мехом по воротнику и бортам, с горизонтальными рядами шнуров на груди.



Портрет сверху - Денис Давыдов
Портрет снизу - Лермонтов



Доломан – тоже куртка , украшенная рядами шнуров и спереди, и сзади, на неё надевался ментик. Ментики в летнее время носили наброшенными на левое плечо, а в зимнее – надетыми в рукава поверх доломанов. Чакчиры, или гусарские рейтузы, были с узором из шнура. Форма понравилась в России своей необычностью и нарядностью. В течение столетия она видоизменялась, но при этом основные черты её сохранялись.


Исходя из происхождения гусарской формы, становится понятно, почему куртки – доломаны и ментики стали называть венгерками. Но одновременно существовала и другая венгерка – штатская. Это был чаще всего синий кафтан, расшитый на груди шнурами. Эта одежда напоминала кафтан допетровских времён. Её любили носить русские помещики.



Популярность гусарской формы и одновременно штатской венгерки продолжалось почти до конца XIX века. Во второй половине XIX века в моду вошёл женский вариант гусарской куртки или венгерки – это был короткий шерстяной жакет с отделкой тесьмой или .


Сегодня же на подиумах часто появляются интересные модели женской одежды в стиле милитари, а потому можно увидеть элементы венгерки и русской военной формы. Современных дизайнеров вдохновляют национальные костюмы, ведь красота вечна.



Фото сверху - Balmain
Фото снизу - Alessandra Rich


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Изучение этимологии названий пищевых продуктов у венгров позволяет решить некоторые вопросы ранних стадий этногенеза этого народа. Названия некоторых молочных продуктов венгров - угорского происхождения ( vaj - масло, tej - молоко), другие заимствованы из тюркских языков (sajt - сыр, Шгб - творог, iro - пахтанье). Много слов славянского происхождения в венгерском языке дали названия зерновым культурам и блюдам из них ( hajdina - греча, pohanka - гречиха, kasa - каша и пр.). Славянского же происхождения венгерское слово « kalacs » (калач).В некоторых областях праздничные калачи, особенно свадебные, сохраняют еще и сейчас круглую форму, принятую у славянских народов. Через посредство какого-то славянского языка перешло в венгерский итальянское слово « komposta » (квашеные овощи). Вместе со способом закваски овощей венгерское слово «kdpuszta » (капуста) стало общеупотребительным столетий пять тому назад. В XVIII в., судя по источникам, капуста стала одним из привычных блюд венгерской народной кухни.

В XV-XVIII вв. венгры переняли от балканских славян и румын некоторые разновидности пищи, а также и способы ее приготовления, заимствованные из Персии, Турции и Греции. Таковы, например, paprika - красный перец, szdrma - квашеная капуста, начиненная мясом и кашей, tarhonya - высушенное на солнце мелко нарезанное тесто. Это кушанье было широко распространено среди крестьян Алфельда и Задунайского края; из тархоньи варили супы и каши. Название тархоньи происходит от персидского слова «tarxana », с некоторыми фонетическими изменениями встречающегося также у турок, болгар, греков, румын, сербов.

От турок перешла к венграм культура кукурузы (в Трансильвании ее называют torokbuza -«турецкаяпшеница»). Все более распространяясь, кукуруза постепенно вытеснила другие крупяные блюда, принимая при этом порой их название; например, лепешки, испеченные из проса, назывались еще в XVIII в. male , но во второй половине XIX в. так повсюду стали называть кукурузные лепешки.

У всех венгров издавна был известен способ заготовки впрок мяса (главным образом свинины и домашней птицы), а в деревнях, расположенных вдоль рек,- и рыбы. Сваренное в небольшом количестве воды с острыми пряностями мясо высушивали на солнце. Такое сухое мясо обычно брали с собой уходившие на заработки сельскохозяйственные рабочие, пастухи. Таким способом сушили мясо многие степные кочевые народы.

В тех областях Венгрии, где было развито плодоводство, сушили на солнце или в печи овощи и фрукты.

На зиму заквашивали репу и капусту. Приготовляемые из квашеной капусты и копченого мяса блюда были хорошо известны и в городе и в деревне.

В средние века, судя по раскопкам и по данным письменных источников, венгры мололи муку преимущественно на ручных мельницах; в некоторых областях (на северо-востоке и на западе Венгрии) их иногда употребляют и теперь - например, когда нужно перемолоть крупу на корм скоту. Из ранних венгерских грамот известно, что для помола муки сооружались на запрудах водяные мельницы. С XVI в. в Трансильвании выходцы из Голландии стали строить ветряные мельницы, в XVIII и особенно в XIX в. много их появилось и в Венгрии.

Хлеб в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XV в. начинается постепенное вытеснение его дрожжевым хлебом. Пресный хлеб сейчас пекут преимущественно по праздникам. При выпечке хлеба наиболее часто употребляется закваска из отрубей.

Чрезвычайно разнообразны и многочисленны у венгров хлебо-булочные изделия. Часть их была известна еще со средних веков.

В XVIII-XIX вв. городские пекари научились выпекать по немецким кулинарным рецептам.много новых для Венгрии разнообразных булочных изделий (булки, рожки, баранки и пр.), которые позднее, уже под венгерскими названиями, перешли и к жителям деревни.

Основной пищей населения Венгрии издавна были различные супы, приготовляемые из овощей, круп и мяса. Тушеное мясо с острыми приправами - раньше перцем, а в последние 150 лет преимущественно с паприкой - характерно для кухни городских жителей и для венгерских ресторанов. Хорошо известны в Европе острое, похожее на суп, рагу перкель ( perkely ) и гуляш (gulyas ) - судя по названию, пастушеского происхождения.

Сельская беднота питалась большей частью супом из пшеничных отрубей с хлебной закваской, заправленном пряностями, овощами, иногда молоком. И сейчас еще в деревнях часто варят различные мучные супы.

Наряду с супами, с давних пор широко были распространены в народной, особенно крестьянской, кухне различные каши, сваренные на молоке или на воде. За последнее время каш стали есть меньше, до некоторой степени их заменили мучные блюда, прежде всего клецки (в Задунайском крае и Алфельде) и галушки. Способы их приготовления указывают на славянские и центральноевропейские, в первую очередь немецкие, связи.

Распространены также и различные картофельные блюда; кроме того, картофель у венгров служит основным гарниром к мясу и рыбе.

Широко практикуются в Венгрии острые приправы к пище. С распространением паприки остальные приправы все более и более отодвигаются на задний план. Одновременно совсем исчезает приготовление подслащенных мясных блюд, которые раньше составляли одну из характерных черт и народной и дворянской кухни.

Из напитков в средние века больше всего пили пиво, в последнее время его стали ппть намного меньше. Совсем исчез кумыс, который был широко распространен еще в XIII в. В настоящее время, пожалуй, больше всего пьют виноградное вино, без которого не обходится ни один праздник. Почти все венгерские вина - отличного качества, что зависит от особенностей почвы и климата, благоприятствующих созреванию винограда. В Венгрии вплоть до последнего времени как в городе, так и в деревне совсем не пили чай, да и сейчас пьют его очень редко. Зато много пьют кофе, особенно в городах.

Провизию хранили в глиняных сосудах и корзинах различной формы и величины, сплетенных из коры, лозы, соломы, лыка.

Разнообразны были и формы кухонной посуды - чугунных котлов, горшков, сковородок, колосниковых решеток.

Наиболее примитивная посуда и способы приготовления пищи дольше сохранялись у сельскохозяйственных рабочих и пастухов, которые длительное время находились далеко от дома. Например, они жарили жаркое на вертеле, птицу на углях и пр.

Изменения в типах очага, в формах и материале кухонной посуды, происходившие особенно быстро в течение последних 150 лет, привели к значительным переменам в меню, вкусе отдельных блюд.

После установления в Венгрии народно-демократической власти, с повышением материального благосостояния народа Пищевой режим широких народных масс улучшился, меню стало более разнообразным. Резко выросло потребление мяса, молока, сахара. Традиционные блюда венгерской кухни, которые раньше были мало доступны для бедноты, стали потребляться широкими слоями населения.

Одежда

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya ); у кан- дашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тцсы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Женская одежда

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey - нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстя- ной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом ( katrinca ). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik ), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon ), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку - шубу (suba ) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики - от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача ( pacsa ). Делают его из белого полотна. Старинный девичйй головной убор - parta . С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли - p " apucs . Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления - город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Мужская одежда

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечъе часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba - чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр ( sziir ) - исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon ), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса,20-25 см шириной, которые называются «тюсе» ( tiisze ). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконь- ских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями.

Народная мужская обувь называлась «bocskor ». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин).

Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и вепгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промШп- ленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

Венгерская женская одежда прошла тернистый путь, но во все времена были люди, которые ценили, хранили национальное достояние. Был период, когда костюм был всего лишь праздничным нарядом и одевались всего два раза на коронацию и на собственную свадьбу. Но обо всем по порядку.

В те времена одежда знатных дам и крестьянок практически ничем не отличалось. Они носили вышитые блузки и юбки с фартуком и традиционный шнурованный жилет. Головной убор у замужних женщин был чепец, а у молодых девушек парта (кокошник).

Ткань, из которой шили платья дворянкам, была атласная или бархат. Отделку делали золотой, жемчужной нитью и кружевами. Они стоили не малых денег и передавались, как правило, по наследству.

Даже императрица Мария Терезия облачалась во все венгерское по национальным праздникам мадьяр. И аристократы ко двору приходили в национальных костюмах, усыпанных драгоценными камнями.

Главная героиня роман Дугонича Этелка была символом, примером для подражания молодого просвещенного дворянства. Ее скромная одежда и гладко зачесанные волосы вошли в моду, олицетворяющая венгерскую нацию.

Венгерский женский народный костюм состоит из короткой и очень широкой юбки, одеваемой на пышный подъюбник, сделанный из нескольких юбок. В ансамбль входили вышитые короткие рубашки с широкими рукавами, но также, были и длинные рубашки, поверх которых одевается яркий пруслик (безрукавка) из бархата. Безрукавка, плотно прилегающая по талии, напоминающая мужской жилет. Часто делали выкройку пруслика и юбки вместе, что напоминало с виду сарафан. Также женщины Венгрии носили пендей - нижнюю юбку, сшитую из полотна, обертывали куском цветной шерстяной тканью и укрепляли ее на талии поясом из шерсти.

Одежду украшали шнуровкой, вышивкой и металлическими петельками и поверх юбки надевали фартук – обязательный атрибут костюма. На голову повязывали платки, и надевали чепцы различной формы. Девушки украшали голову разнообразнее: широкой пестрой лентой, украшенный бусами и стеклярусом особый твердый обруч.

В зимний период времени женщины одевали поверх костюма на плечи сложенный треугольником шерстяной или шелковый платок, перевязанный на груди. Заменой зимнего пальто стал кедмен, сшитый из овчины и короткий до пояса. А женщины из высшего сословия надевали из меха накидку – короткая коричневого цвета шубка до талии. Головными уборами зимой были разного вида чепчики – самые простые полотняные, вышитые серебряными и золотыми нитями, до высоких, сложных.

Из грубого шерстяного сукна, у которого длинная ворса напоминала овчинку, шили пальто очень простого покроя (губа). Так повелось, что сшитое новое пальто носили женщины, а мужчины донашивали его, накинув на плечи.

По истечению многих лет народный костюм перестал быть популярным и за эти годы изменился. В настоящее время венгры не шьют национальные костюмы и давно уже не носят, а отдают предпочтение промышленным изделиям.

К сожалению, сегодня национальную венгерскую одежду можно увидеть только в музее или на ежегодных фестивалях и праздниках.