Обучение младенца. Обучающие и развивающие методики для детей

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.

Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомиться с методикой Павла Тюленева — социолога, педагога, президента Ассоциации педагогов-новаторов. Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду начиная с рождения. Главная составляющая названий всех методик Тюленева — «раньше, чем ходить». Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить. Система Тюленева — одна из самых молодых развивающих методик.

Итак, раннее обучение, по Тюленеву, начинается с первых дней жизни ребенка. Каждая минута бодрствования младен-ца должна использоваться для его развития. Вы, родители, должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающим миром, стимулировать движения и активность.

Убрать бесполезные украшения с кроватки, избавить кроху от рассматривания унылых обоев, позаботиться, чтобы его не отвлекали бессмысленные яркие узоры, рисунки на пеленках, шторах, коврах и мебели.

Сделать маршруты для глаз. Память ребенка рассматрива-ется как фотопленка. Все, что попадает в его поле зрения, остается на ней навсегда. Поэтому на стенах вокруг кроватки до двух с половиной месяцев должны висеть узнаваемые портреты родителей, изображения треугольников, окружностей, квадратов.

Начинать ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией.

С трех месяцев стены комнаты и кроватки — одно из самых важных обучающих пространств для ребенка, а значит, не-обходимо организовать самостоятельное развитие ребенка, развесив на них картинки. Например, вместо монотонных обоев — репродукции множества картин, и малыш всегда будет прекрасно разбираться в живописи и любить ее. Можно не ограничиваться картинами. В частности, Тюленев пишет: «Вот уже почти двести лет известно, что, если вы закрепите на стенах в детской комнатке сотни формул вузовского курса математики, он и это все запомнит и ма-тематика в вузе будет для него любимым предметом. Это и занятиями трудно назвать». Таким же образом можно поступить и с изображениями букв алфавитов, показанными различными шрифтами, иероглифов, математических сим-волов и т. п. для создания рабочей среды вокруг ребенка. Картинки с изображениями животных, растений и т. д. нужно снабдить понятными подписями.

Несколько позже дать ребенку возможность привыкать к изображениям инструментов, архитектурных сооружений, пейзажей и т. п. — многое из этого есть в больших настенных календарях. Можно помещать в комнате ребенка карты с очертаниями материков, схемы с изображениями круговорота воды или углерода в природе, математические, химические, логические и другие формулы и т. д. Такое разнообразие материала поможет малышу вырасти любо-знательным и легко учиться в школе.

В 5—7 месяцев организовать рассматривание большого числа открыток, которые надо давать ребенку в кроватку перед пробуждением или после еды. Воспользовавшись этими рекомендациями вовремя, вы избавитесь, в частности, от проблем, связанных с работоспособностью ваших детей, например, в начальных классах школы и при выполнении домашних заданий.

Приобрести магнитную азбуку и с пяти месяцев ежедневно давать малышу играть этими буквами: перебирать, ощупывать, прикреплять их к металлической поверхности. Необходимо оставлять азбуку утром в кроватке на 1—2 часа, при отсутствии других игрушек. Через две-три недели после знакомства с азбукой вы вручаете ребенку букву, несколько раз громко произнося звук, который она обозначает. Одновременно просите и забираете вчерашнюю букву или обмени-ваете на новую букву (если малыш согласится). На каждую букву надо повторить такое трехминутное занятие по утрам, от нескольких (например, трех) дней до одного дня к концу алфавита. Все это относится и латинским буквам.

Интеллектуальному развитию ребенка очень помогает прослушивание песен — не детских, а взрослых. Такая песня должна быть серьезной, содержать какую-то задачу, проблему и иметь ярко выраженный сюжет. Вести дневник ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращать в картинку с подписью. Так у ребенка впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Учиться читать. На глазах у ребенка вы должны прикреплять к стене буквы из азбуки, складывая их в слова. Через некоторое время малыш будет указывать пальчиком на эти слова в тексте, а в некоторых случаях по просьбе родителей находить и те слова, с которыми его не знакомили. Обучать ребенка читать не по целым словам, а по буквам. Причем очень рано: раньше, чем ходить, а значит, и раньше, чем говорить.

С момента рождения учить ребенка иностранному языку. На вопрос родителей: «Не вредно ли заниматься несколькими языками сразу?» — Тюленев отвечает следующее: «Опыт многих столетий показывает, что это не только не вредно, но и полезно, так как ребенок становится на порядок умнее. В прошлом и позапрошлом веке любой гувернер обязан был одновременно давать ребенку от трех лет по два-три языка. Вспомните, Евгения Онегина и его «родителя», А.С. Пушкина. Л.Н. Толстой одновременно изучал четыре языка, А.С. Грибоедов к совершеннолетию знал девять языков. Сюда входила и латынь, открывавшая путь в науку... Она тогда играла роль нынешней математики, которая в общем виде тоже является специализированным языком. Кроме того, гувернеры и родители спокойно изучали с детьми философские тексты и многое другое. Потому что только малышам все это интересно. Перечитайте «Евгения Онегина»: учили, так сказать, «всему шутя» и «без принужденья, в разговоре»».

С шести месяцев два-три раза просматривать картинки, карточки и книги — своеобразное «чтение» во время питания. Павел Тюленев рекомендует карточки с надписями на двух-трех языках от простого к сложному, от близкого к далекому, от малого количества образов к большому

. «Маленький Моцарт». С пяти месяцев рядом с кроваткой надо установить синтезатор или другой музыкальный инструмент так, чтобы ребенок мог дотянуться до клавиш. Через год хаотичные звуки превратятся в мелодичные. А ес-ли вы при этом будете сами ему играть и давать прослушивать простую мелодичную музыку, которую он в скором времени сможет воспроизвести, то к 3—4 годам малыш станет проводить домашние концерты.

Научить ребенка играть в игру «Ньютон». В возрасте 4—5 месяцев малыши с удовольствием роняют и выбрасывают из кроватки игрушки. Надо превратить это в полезное занятие: поставьте перед кроватью корзину и учите ребенка кидать разные игрушки именно туда. Ребенок одновременно будет стараться соизмерять расстояние и начнет различать звуки падения игрушек из разных материалов.

Физически развивать малыша. Для этого нужно стимулировать раннее ползание (оно способствует стремительному расширению кругозора ребенка), выполнять упражнения на развитие пальцев рук посредством деревянной палочки с помощью взрослых.

Выполнять с малышом упражнения на канате. Для этого необходимо повесить в комнате горизонтальный и вертикальный канаты, на которых можно висеть и качаться. Они прекрасно заменяют перекладины, брусья, кольца и лесенки обычных спортивных комплексов.

Физическое развитие может сочетаться с обучением ребенка нотам. Вот одно из упражнений, описанных у Тюленева. Девочке 9 месяцев, она уже быстро ползает по квартире и знает некоторые ноты, нарисованные на карточках. «Дочка, — говорит мама, — принеси мне из коридора ноту «ре». Девочка, быстро перебирая ногами и руками, ползет в коридор и приносит оттуда из стопки ноту "ре"». Мама хвалит дочку и воспроизводит ноту на пианино: «Это нота "ре", послушай, как она звучит».

Уважаемые родители! Если вас заинтересовала методика Павла Тюленева, то будьте готовы к полной самоотдаче, ведь к ребенку вам следует относиться как к маленькому гению, время которого стоит очень дорого и его нельзя тратить впустую.

Тест. Для родителей, которые не согласны с Павлом Тюленевым в том, что необходимо учить своего ребенка чтению сразу же после рождения, напоследок предлагаем небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?

Способен ли он их пересказать?

Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?

Знает ли ваш малыш буквы, просит ли вас научить его читать?

Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

Когда вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

У вашего ребенка богатый словарный запас?

Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?

Если ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?

У вашего малыша нет логопедических проблем?

Спросите ребенка: ЖУК и ШУК — одно и то же слово? Различает ли он похожие звуки?

Обычно он говорит распространенными предложениями?

Он знает много стихов и песен?

Результаты теста

От 0 до 5 очков . Если вашему малышу меньше пяти лет, то поводов для беспокойства нет. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать его процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А может быть, ему понравится книга про себя любимого, иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков. На этот момент можно говорить о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно, интеpec к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие», «большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков. Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

Регулярные умственные и/или физические занятия помогли многим больным детям догнать сверстников в развитии и даже перегнать их. Поняв, что при помощи этих методик можно ускорить развитие или обучение детей, их стали применять и на здоровых детях.

То есть методики, которые, по сути, были лекарством для детей с отставанием в развитии, применили к нормально развивающимся детям. Но разве нужно здоровым детям лекарство? То, что лечит больного, здорового калечит. Из этого можно сделать вывод, что здоровым детям не только не нужно систематическое раннее обучение - оно может негативно отразиться на развитии ребенка.

Конечно, родители чаще всего учат детей с хорошими намерениями, но иногда это обучение нужно больше им, чем ребенку. Некоторым родителям важно, чтобы их совесть была спокойной («мы тебя учили с рождения»), чтобы было чем похвастать перед друзьями и близкими («вот он какой умный у нас», «мы не ленимся учить ребенка», «мы не жалеем денег на обучение»). При помощи раннего обучения детей эти родители просто удовлетворяют свои амбиции. Я и сама, будучи беременной, мечтала о том, что буду учить ребенка читать уже в два года. Мне тоже очень нравится заниматься с ребенком и не терпится начать обучать его всему, что я знаю сама. Мне тоже интересно читать и хочется поскорее иметь возможность обсуждать прочитанное с ребенком, но... меньше всего я хочу торопить время.

Когда появилась мода на раннее обучение, родители кинулись покупать детям всевозможные книги, обучающие карточки, кубики, аудио- и видеопрограммы. Например, очень популярны до сих пор обучающие фильмы Бэби Эйнштейн (Baby Einstein). Но, как оказалось, эти фильмы не являются развивающими или обучающими - соответствующее заявление сделала фирма-производитель и отозвала свою продукцию с возвратом денег покупателям.

Обучение при помощи видео оказалось не только не полезным, но, возможно, и вредным. В частности, исследование воздействий видео Baby Einstein и Brainy Baby на развитие детей, проведенное Фредериком Циммерманом и Димитрием Кристакиом, показало, что учебные программы для малышей приносят больше вреда, чем пользы - они фактически задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаше дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети нуждаются в обучении с глазу на глаз.

Дети, проводящие много времени перед мониторами, вполне возможно, имеют задержки речевого развития из-за недостатка живого общения. К тому же видеопрограммы воспитывают поколение «чрезмерно стимулированных» детей, так как изображение на экране очень быстро мелькает, Меняется, они привыкают к такому ритму, и обычная жизнь начинает казаться им серой и скучной. Чем больше дети смотрят видео, тем меньше они смогут затем концентрироваться на каком-то занятии, в том числе - при обучении.

Кстати, просмотр телевизора и просиживание за компьютером, даже если ребенок смотрит мультфильмы или обучающие программы, так же негативно сказывается на развитии. К мультфильмам, например, ребенок привыкает очень быстро, поэтому чем позже он с ними познакомится, тем лучше. Он ничего теряет, а, наоборот, сохраняет способность искать и находить себе более увлекательные и подвижные занятия, чем простое созерцание двигающихся рисунков на мониторе. Для того чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером, нужно, чтобы и другие члены семьи не делали этого, ведь ребенок будет брать с них пример.

Очень часто методики раннего обучения называют методиками раннего развития, но суть их различна. Точно так же есть разница между развивающими и обучающими игрушками. У нас дома сохранились «развивающие» разноцветные кубики, шарики и даже карусель для детской кроватки (не использовали, кстати, ни то ни другое). Мне теперь просто смешно, что мы их купили специально, поскольку любой предмет, который попадает в руки ребенку, способствует его развитию. Учитывая то, что для ребенка практически любая вещь является развивающей, - она для него новая, отличающаяся по цвету, размеру, назначению и возможностям, - продажа дорогих «развивающих» игрушек - все равно что продажа воздуха. Ребенок может сколько угодно изучать окружающий мир, но ни один ребенок долго не играет «развивающими» игрушками.

Естественное развитие всегда последовательное и умеренное, ребенок учится постепенно, двигаясь от простого к сложному. Если же взрослые пытаются его обучать тогда, когда он еще не готов к этому, то все происходит с точностью до наоборот.

Специалисты, работающие с детьми, считают, что ранее обучение, в частности:

  • ведет к перегрузке организма и его истощению;
  • может «убить» познавательный интерес у ребенка на много лет вперед;
  • может испортить отношения между ребенком и родителями, если они учат ребенка вопреки его желанию;
  • из-за слишком раннего развития логического мышления у ребенка может пострадать развитие эмоциональной сферы.

Вред от раннего обучения не всегда очевиден, но иногда он более чем реален. Общая длительность монотонных занятий с детьми, согласно рекомендациям ВОЗ, не должна превышать 10-20 минут вдень в раннем возрасте, 45 минут в день -до пяти лет и одного часа в день - до семи лет. Речь идет о любых монотонных занятиях, даже подходящих по возрасту: рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте или другие. При раннем обучении эти нормы многократно превышаются, из-за чего дети слишком устают. Если заниматься с детьми мало - результата не будет, если заниматься много - будет, но, возможно, в виде болезней, депрессий или страхов. Сложно увидеть здравый смысл в раннем обучении, поскольку слишком много факторов нужно учитывать, чтобы не навредить детям.

Некоторые дети не выдерживают учебных нагрузок, и у них появляются психологические либо другие проблемы со здоровьем. Но есть дети, которым раннее обучение может нанести ощутимый вред с большей вероятностью, чем другим.

Многие дети сначала очень хорошо и с интересом учатся, но через несколько лет интерес к учебе пропадает. Дети, которых начали обучать с пеленок, с возрастом в лучшем случае сравниваются в знаниях и навыках со своими сверстниками (если говорить о формальных навыках), а в худшем - теряют интерес к учебе и начинают учиться хуже них. К сожалению, этого не знают родители, которые сначала не загадывают так далеко вперед, а когда обнаруживают отдаленные во времени негативные последствия раннего обучения, то уже поздно что-то менять.

Умение решать однотипные задачки и отвечать на стандартные тесты - ничто по сравнению с умением общаться, разбираться в людях, а ведь именно этих способностей часто не хватает вундеркиндам. И если рано или поздно все дети сравниваются в умении писать, читать и считать, то те, у кого ранее были эмоциональные проблемы, вынуждены жить с ними всю жизнь.

Обычно раннее обучение начинают с обучения чтению.

Чтение кажется взрослым очень простой и обыденной вещью, но это сложный логический процесс! Отдельные буквы ребенок любого возраста запоминает легко, так как большинство детей до 5-6 лет воспринимают буквы только как рисунки, которые ничего для них не значат. Самостоятельное чтение может быть для них преждевременным. Есть смысл учить читать ребенка, когда он понимает, что речь можно «рисовать», передавать слова в письменном виде, и когда сам ребенок уже умеет говорить. То есть когда у него уже достаточно развита логика.

В возрасте одного-двух лет большинство детей не понимают даже того, что можно рисовать вещи, и тем более не понимают, что можно «рисовать» речь. Учить чтению в раннем возрасте просто бессмысленно. Когда мы рисовали с моим годовалым сыном и я предлагала ему нарисовать что-то конкретное с натуры и ставила перед ним игрушку, например, мячик и говорила «давай нарисуем мячик», то он понимал это как «давай разрисуем мячик».

Очень часто маленькие дети, читающие слоги или целые слова, не умеют складывать буквы в слоги. Это кажется неважным, но на самом деле это важно, так как если ребенку легко дается складывание слогов, это значит, что он уже готов к чтению и у него уже достаточно развито логическое мышление. Если же нет, то это не чтение, а квазичтение. То есть «как бы чтение», но не чтение. Дети имеют отличную механическую память и просто запоминают целые слоги или слова, но если они не способны складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это пока не настоящее чтение.

Почему раннее обучение стало таким популярным? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одной из причин его популярности может быть бытовавшее ранее в научном мире мнение, что «левое полушарие мозга доминирует, а правая половина мозга играет подчиненную, второстепенную роль. Другая причина - желание производителей заработать, продавая, по сути дела, воздух: методики раннего развития, обучающие и развивающие игрушки, образовательные услуги для младенцев и дошкольников и т. п.

Исследований на тему вреда раннего обучения пока очень мало, но ажиотаж вокруг него уже слегка поутих. Проводить подобные исследования часто просто некому. Производители в них не заинтересованы - они могут потерять доходы, а родители или специалисты, которые заинтересованы, не имеют возможности, в первую очередь финансовой, их проводить. В то же время я все чаще встречаю статьи практикующих детских психологов и педагогов, пишущих о том, что раннее обучение может принести вред здоровью ребенка, и описывающих реальные случаи из своей практики. Надеюсь, миф о необходимости раннего (ускоренного) обучения с их помощью когда-нибудь будет окончательно развеян.

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.


На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.


Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.


Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.


Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.


Принцип наглядности - ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.


Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.


Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа - усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.


Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.


Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.


Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.


Обучение чтению по Зайцеву
  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.


Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.