Передается ли тупость по наследству. Наследуется ли интеллект детьми

Вокруг этой темы столько споров, домыслов и ожиданий, что хочется узнать мнение специалистов. Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует Надежда Зырянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М. В. Ломоносова .

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Миф второй

Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.

Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Кстати

Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением структуры питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растет.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

Многие встречали в интернете заметки, что интеллект передается только от матери, а гены отца в этом никак не участвуют. Команда а решила разобраться с этой дискриминацией и выяснить, что такое интеллект, можно ли его измерить, и как он наследуется.

Мама Альберта Эйнштейна Паулина была образованной женщиной и талантливой пианисткой. Когда Альберту исполнилось 5 лет, Паулина пригласила в дом учительницу музыки, чтобы научить мальчика игре на скрипке.

Что такое интеллект

Интеллект - способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К ней относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента - всё это проявления интеллекта.

Различают также эмоциональный интеллект (EI) - способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.

Как измеряют интеллект

Интеллект многогранен, поэтому измерить его - непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.

IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта - значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто. Если у ребенка в возрасте 10 лет умственные способности 12-летнего, то его IQ будет 120.

Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл.

Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями. Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека.

Наиболее известный тест для определения IQ - тест Айзенка . Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера : они считаются наиболее объективными. На сегодня нет единого стандарта тестов IQ.

Какие гены влияют на интеллектуальные способности

На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов - клеток нервной системы.

Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов (место контакта между двумя нейронами). Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге.

Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями. Люди с определенным типом гена KIBRA лучше запоминают информацию, чем остальные.

С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка - наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.

Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Вероятность, что у ребенка уровень IQ будет таким же, как у его родителей в том же возрасте, составляет 25–40%. Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

  1. Физическая активность и правильное питание
    Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
  2. Самоконтроль
    Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками - каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
  3. Близкие и доверительные отношения
    Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
  4. Творчество
    Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

Подробнее о том, как спорт и творчество влияет на интеллект и процесс обучения расскажет в следующем материале.

Источники:
Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence . Nature, 22 May 2017.

Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes . University of Cambridge, 7 June 2017.

The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review . NCBI, 22 Apr 2016.

Темой интеллекта люди занимаются давно. Разум – это сложный комплекс особенностей, которые в значительной степени определяют индивидуальность каждого человека. Интеллектуальные люди часто слышат, что их способности – это дар от Бога. С другой стороны, менее удачливые лица утверждают, что не имели возможности развить свой ум. Как обстоят дела на самом деле? Насколько верна теория наследственности интеллекта?

Роль генов

Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.

По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.

Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.

Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Интеллект развивается главным образом у детей, имеющих прочную связь с матерями.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Происхождение интеллекта

Смелая мысль о том, что разум наследуется по женской линии, берет свое начало в текущих исследованиях, направленных на изучение темы от кого ребенок наследует интеллект. Как пишет журнал «New Scientist», группа немецких биологов впервые обнаружила, что средний интеллект у мужчин и женщин примерно одинаковый, но для первых характерен более широкий диапазон уровней , среди них больше умственно отсталых, но, в то же время, больше гениев.

Другим примечательным фактом является то, что от матерей чаще, чем от отцов, дети унаследуют психические отклонения. 30 лет назад американский биолог Роберт Лерке (Robert Lehrke) пришел к выводу, что многие «гены интеллекта» сосредоточены именно на женской половой хромосоме X.

Это мнение поддержали исследователи Университета Ульма У. Зехнер и Х. Хеймистер, опубликовав результаты своих работ в журнале «Trends in Genetics». Согласно ним, древние женщины, выбирая отцов для своих детей, активировали эволюционный процесс, приведший к фундаментальному развитию мышления, росту человеческого мозга. Только благодаря ним люди отдалились от других себе подобных из животного мира.

IQ меняется на протяжении жизни

Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования. Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е. речь не идет о существенных изменениях.

Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.

Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей

Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей. Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей. Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.

Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.

Не переоценивается ли наследственность интеллекта?

Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.

Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.

Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.

Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.

Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.

Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия. Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции. В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.

Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.

В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью. Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции. При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.

Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.

Прочла сейчас очень интересную статью. Согласна с ней, и даже если дело не в хромосомах, огромная доля истины в этом есть. Много раз подмечала, что мальчики по характеру похожи больше на мам, а девочки на отцов и т.д. Остальное поймете в статье! рекомендую!!! Ссылку где взяла, писать понятное дело не буду, а то за спам меня «закроют». X-хромосома - вместилище ума и характера
X-хромосома - вместилище ума и характера (отрывок из статьи доктора биологических наук Н.Ю.Сахаровой «Чем мы обязаны маме», опубликованной в журнале «Химия и жизнь» N4, 2001). И вот тут-то в социальные вопросы вмешиваются биологические поправки. Я попробую рассказать об удивительных и пока еще до конца не понятых вещах, которые происходят на уровне генома, но при этом определяют основу нашей умственной и социальной деятельности. Поговорим о хромосомах и о таком поразительном явлении, как хромосомный, или, лучше сказать, геномный, импринтинг. Для того чтобы родилась девочка, в оплодотворенной яйцеклетке должны быть две Х-хромосомы (одна от матери, другая от отца), мальчик же получает в наследство от матери X- хромосому, а от отца Y-хромосому. Группа британских ученых из Института здоровья детей во главе с доктором Д.Скьюзом исследовала умственные и социальные возможности Стрессы могут наследоваться негенетически, а свойства ума и характера закодированы в генах больных с нарушением строения Х- хромосом. Им удалось определить, в каком именно локусе (участке) X-хромосомы находятся гены, определяющие познавательные способности человека и его социальное поведение. В мужской Y-хромосоме этих генов нет. Так как сын получает только одну Х-хромосому, от матери, получается, что умственные и социальные возможности мужчины определяются в первую очередь его материнской наследственностью. То, на что способен сын, чего он достигает в своей жизни, - это воплощение нереализованных возможностей матери. Горькая истина - женщина никогда не сможет стать гением. На протяжении всей истории человечества не было ни одной женщины, способной сравниться с Ньютоном, Лобачевским, Леонардо да Винчи. По-видимому, женские гормоны не позволяют полностью реализоваться всем генетическим программам; но, как только эти программы переходят в мужской организм, они получают возможность для реализации. Таким образом, наличие у мужчин одной Х-хромосомы автоматически означает, что многие свойства мужского ума и характера наследуются от матери. А как обстоит дело с дочерьми, которые в дополнение к материнской Х-хромосоме получают еще и отцовскую? Ведь в обоих Х-хромосомах находятся гены, ответственные за ум и характер! Логично предположить, что если мама «глупая», а папа «умный», дочка будет не такой «глупой», как мама, но и не такой «умной», как папа. Или если у мамы спокойный характер, а у папы взрывной, то характер дочери будет представлять собой нечто среднее? Вероятнее всего, это не так. Здесь в силу вступает механизм геномного импринтинга: одна из копий генов, определяющих интеллект и социальное поведение, будет «выключена» в зависимости от того, пришла ли она от отца или от матери. Этот механизм сейчас активно изучается. Есть доказательства, что «работающие» копии генов, определяющих социальное поведение девочек, находятся на отцовской Х-хромосоме, а материнские копии в дочернем организме «молчат». Это очень ярко проявляется при такой болезни, как синдром Тернера. У девочек с синдромом Тернера лишь одна Х-хромосома. Если она получена от матери, девочка среди других аномалий социально не контактна, ее поведение более характерно для маленького мальчика. (Согласно результатам тестов, нормальные мальчики в возрасте от 6 до 18 лет менее контактны, чем нормальные девочки.) По утверждению Скьюза, если предполагаемый локус экспрессирует ген (или гены) с Х-хромосомы отцовского происхождения, мы можем ожидать, что нормальные женщины обладают более высоко развитой способностью к социальной адаптации, чем мужчины («Nature», 1997, т.387, с.705-708). Если же девочка получает Х-хромосому от отца, ее поведение близко к нормальному поведению девочки. Как пишет сотрудник британского Университета зоологических и микробиологических наук Марк Пейджел в своей статье «Мать и отец в удивительном генетическом согласии», «маленькие девочки - действительно „папенькины“ дочки» («Nature», 1999, т.397, с.19-20). Оказалось, что организм девочки выключает гены на одной из хромосом. Информация о социальном поведении женщины должна храниться в отцовской Х-хромосоме, которая всегда передается дочерям. Информация же, которая хранится в материнской Х-хромосоме и проявляется у сыновей, не будет «считываться» в организме дочери. А вот интеллект, по-видимому, и девочки, и мальчики получают от матери. Показано (E.B.Keverne et al., «Proc.R. Soc. Lond.», 1996, т. 262, с.689-696), что материнские копии некоторых генов активируют рост коры головного мозга, а отцовские гены, напротив, замедляют. Возможно, именно материнские гены обеспечили быстрое увеличение мозга млекопитающих в ходе эволюции: наследование материнского интеллекта могло быть благоприятным условием выживания детенышей у социальных видов животных (млекопитающих) и залогом того, что их познавательные способности помогут им лучше приспособиться к той среде, где жила их мать, и они сами смогут выжить до того времени, когда у них самих появится потомство. (Ведь детеныши у большинства видов живут, пока не вырастут, с матерью, а не с отцом.) Исходя из этих данных, можно поразмышлять о том, какими должны быть взаимоотношения мужчин и женщин, биолого-социальных существ, образующих единое общество, в высоком смысле - Человечество. Женщина не может полностью реализовать заложенные в ней способности, но это не значит, что женщина - существо второго сорта. Просто надо смотреть правде в глаза. Женщина не может быть настоящей женщиной, если она не отдает часть себя своим близким. И как высшая награда или как высшая справедливость, а может, просто потому, что это необходимо для человечества как вида, - свои умственные способности она передает детям и более далеким потомкам. А мужчина, получив от матери ее наследственные качества, может реализоваться как творческая личность гораздо полнее. Но вряд ли его сыновья будут точной его копией в отношении интеллекта и социального поведения. Они, не получив от отца соответствующих генов, не передадут их и своим потомкам. (Напомним, что сын получает от отца Y-хромосому, а в ней этих генов нет.) Зато общие привычки и взаимопонимание у отца с дочерью - это вполне реально. Может быть, в механизме наследственной передачи этих качеств и кроется объяснение факта, который образно определяется фразой «природа отдыхает на детях гениев». Зачастую у великих мужей сыновья - обыкновенные люди; но вот среди их потомков по женской линии появление знаменитостей вполне возможно. Хорошо известно, что матери многих великих людей были незаурядными женщинами и дочерьми замечательных отцов. Если бы нам удалось дополнить генетическое согласие, о котором пишет Марк Пейджел, еще и социальной гармонией, быть может, возникло бы общество без социального неравенства и противопоставления по половому признаку, такое общество, где мужчины реализуют свои творческие возможности, отдавая себе отчет, что этим они обязаны женщинам, а женщины не страдают комплексом неполноценности, не стремятся доказать, что они не хуже мужчин, а живут согласно своему представлению о счастье, в душевном комфорте, который обеспечил бы рождение здоровых детей. А значит, и появление новой генерации человечества.

Жизнь каждого из нас начинается во время слияния двух половых клеток мужчины и женщины, так называемых, гамет содержащих в себе ДНК. Иными словами ДНК каждого человека это гены, которые передались от отца и матери, они перераспределяются абсолютно случайным образом, формируя новые сочетания. Вот так и получаемся мы, совершенно непохожие друг на друга.

Пожалуй, все мамы с самого рождения малыша просто мечтают вырастить настоящего вундеркинда. Да и я была не исключением. Когда родилась моя дочь я перерыла очень много разной информации в интернете о раннем развитии детей, о разных упражнениях и прочих системах. Все это было довольно интересно, и я много чего узнала. Да и к тому же меня сильно вдохновили броские заголовки: «таблица умножения с 3 лет», «Обучение разным языкам с 2 лет» и так далее. Но когда я начала делать глубокий анализ методов раннего обучения таблице умножения или английскому языку я поняла, что все это бред и они совершенно не помогут.

Моей дочери сейчас уже 6 лет и 4 года назад у меня не было возможности глубже проникнуть и изучить материал по развитию детей от 2 лет, поскольку в то время я вышла на работу, а дочь пошла в детский сад. И, что самое странное, общаясь со знакомым доктором-нейропсихологом, я стала понимать, насколько разные способы раннего развития несовершенны, а в некоторых случаях даже могу иметь обратную сторону. Но, несмотря на все это, моя дочь стала довольно умной для своего возраста и моя мама говорит, что она пошла в меня: так же рано начала ходить и разговаривать, рисовать и делать разные поделки.

Моя дочь с 3 лет ходила на кружок рисования и ей это нравилось. Она каждый день рисовала, а потом садилась рядом со мной и рассказывала про свой рисунок. Только вот теперь я почему-то немного не могу понять, почему уроки труда и рисования в обычной школе нам даются с трудом? Я была просто уверенна в том, что у нас в школе не будет не каких проблем, но вот к примеру с математикой все хорошо: примеры до 10 она решает всегда правильно.

Особенности развития детей

Получается, что в детстве мы плохо развивали мелкую моторику. И на вопрос, почему у нас все так складывается с уроками труда и рисования, я нашла ответ у своего знакомого доктора нейропсихолога. Теперь попробую вам пересказать его слова: мозговая деятельность детей проявляется совершенно по-разному все зависит от возраста малыша. Вот, к примеру, в 3 года у ребенка должна быть развита только небольшая часть мозга, а уже к 7 годам должна начинать развиваться остальная часть головного мозга. По этой причине опытные врачи-психологи не рекомендуют заниматься чтением и решением сложных математических задач до 5 лет. Поскольку от 2 до 5 лет нужно развивать сенсорику.

А для этого малышу просто будет достаточно играть и больше двигаться, общаться со сверстниками, гулять с родителями в парке, трогать траву и деревья, по возможности больше рисовать. А для этого родителям совершенно не обязательно иметь какое-либо педагогическое образование, нужно просто иметь желание, ну и, конечно, немного свободного времени, чтобы уделить внимание своему малышу. И только теперь я это поняла.

Многие родители благодаря негативному влиянию моды на раннее развитие своего чада, начинают его обучать уже с 2-3 лет. Конечно, можно вместе со своим чадом собирать пазлы или конструктор, тем самым развивая мелкую моторику. Но важно знать, что до 5 лет не стоит пытаться обучить его чтению или решать с ним математические примеры, поскольку мозговая деятельность еще совсем к такому не готова. В ином случае можно только навредить своему малышу.

Каждая часть головного мозга малышей развивается в определенный период и поэтому для каждого возраста есть определенные параметры обучения. И поэтому, если в этот момент мозг готов только к тому, чтобы малыш взял карандаш и начал рисовать свои художества, то чтение рассказов будет совсем неуместно. В ином случае вы будете развивать одни способности в ущерб другим необходим в его возрасте. Не забывайте об этом. Если ваш малыш не склонен к тому, чтобы стать гением и если мама с папой имеют средний уровень интеллекта, то ваш ребенок будет точно таким же, не нужно над ним издеваться.


От кого передается интеллект?

На формирование интеллекта влияет множество факторов, от доступа к информации до генетических особенностей. На последних и сосредоточились исследователи. Вот несколько важных факторов из мира генетики, которые выявили ученые. Изучив их, вы будете точно знать, как передается интеллект от родителей к ребенку, будучи в утробе:

  1. Ген интеллекта не переходит от отца к сыну, то есть если у вас интеллект выше среднего, то с вероятностью 100% того, что ваш наследник будет иметь средний уровень интеллекта.
  2. Идиотизм также не передается по наследству от отца к сыну.
  3. Ум передается от отца только дочери, да и то только на 50%.
  4. Унаследовать 80% интеллекта сын может только от своей матери, который, в свою очередь, передался ей от своего отца.
  5. Дочери вундеркиндов будут иметь только половину их ума.

Вот по этой причине в нашем мире так много гениев мужчин и единицы гениальных женщин. Но так же много мужчин-тупиц, вот отсюда и выходит не очень хорошая статистика. Нобелевские лауреаты, в большинстве своем, мужчины, но и алкоголики и тупицы также могут быть мужчинами.

Выводы для мужчин и женщин по данной ситуации

Наш мир генетики – это просто чудо-наука, регулярное изучение которой очень сильно помогает миру не только успешно лечить многие заболевания, но и определить внешность и уровень интеллекта своего ребенка.

Современные ученые-генетики стоят на самом пороге научных открытий, которые в будущем значительно помогут уменьшить процесс старения людей и которые позволят увеличить жизнь человечества.

Выводы для мужчин:

  • Чтобы хоть немного узнать о будущих способностях своего сына мужчина должен посмотреть на отца своей жены и, если он занимает хорошую должность, то сын будет сильно на него в этом похож.
  • Ваша дочь получит по наследству ровно половину вашего ума, но и приобретет точно такую же половину глупости. По интеллекту она будет очень близка к вам, как и ее сын. Если вы умный и хотите такое же поколение — мечтайте о дочерях, а если не отличаетесь умом — о сыновьях
  • Все твои интеллектуальные способности приобретены от папы твоей мамы.

Выводы для женщин:

  • Если у вас родился сын, то он будет просто копией твоего отца, так что ругать его за то, что он «тупой»не стоит.
  • Твоя дочь будет воспитана также как и ты, а вот ум у нее будет от вашего мужа.


Негенетические причины высокого уровня интеллекта у ребенка

Опытными врачами психологами давно доказано, что ум к детям напрямую передается от Х-хромосом, то есть от матери. Но ведь уровень интеллекта у детей будет зависеть не только от умственных способностей матери, но и от того, как он будет развиваться. На формирования определенного склада ума непосредственно влияют следующие важные факторы:

  1. Окружающая среда, в которой растет ваше чадо, методы воспитания и прочие условия, влияющие на развитие интеллекта.
  2. Довольно важным моментом считается развитие интеллекта на первых этапах, то есть с 3 лет, но это значит, что нужно сразу садиться за научные диссертации или прочие наукообразные книги.
  3. Использование методов развития умственной деятельности в комплексе – это будет результативнее.

Методы раннего развития малыша

Когда малыш еще не родился, врачи рекомендуют, по возможности, слушать больше классической музыки начиная с 6 месяца беременности, поскольку именно в этот момента малыш начинает все тонко слышать благодаря активной стимуляции нейронов головного мозга. Классическая музыка благоприятным образом влияет на будущий уровень интеллекта и умственные способности.

Кроме того не меньшее влияние на ум оказывает то, чем питается ребенок, поэтому, будучи еще беременной, старайтесь придерживаетесь правильного питания и здорового образа жизни в целом. Французские ученые, после ряда больших исследований, доказали, что грудное молоко благоприятно воздействует на интеллектуальные способности, даже если вы кормили грудью всего пару месяцев. Данный факт хорошо влияет на успешность ваших детей в школе и дальнейшей жизни.

Также немалое влияние на развитие оказывает окружающая среда, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, но если он всегда находится в наряженном состоянии, часто плачет без причин, то это повод начать переживать. Во время постоянных стрессовых ситуаций интеллект у любого человека способен понижается, не говоря уже о детях.