Первый муж моей второй жены. Откровения второй жены

Было время, когда я считала многоженство уделом только фанатичных мусульманок, которые в угоду Богу способны наступить себе на горло и терпеть других жен мужа, называя их сестрами.

Я и сама мусульманка, но меня всегда смущал закон шариата, позволяющий мужчине быть женатым на четырех женщинах одновременно. Я, как и многие, не верила в «других жен», воспринимая их существование как измену, предательство, сердечную боль. Но к моменту, когда мне предстояло решить, быть или не быть второй женой, я думала уже иначе.

Я росла вдали от родины, но воспитывалась в строгости чеченских традиций. И учеба в Москве не изменила меня: я не приобрела плохих привычек, сторонилась парней, уйдя с головой в книги.

Но однажды я полюбила. Наивная, я идеализировала наши отношения, лишенные физической близости. Как барышня давно минувших дней, я довольствовалась беседами, письмами, прогулками, наше общение представлялось мне возвышенным и чистым, я не могла иначе. А он мог… Мое негодование из-за того, что возлюбленный удовлетворяет свои «потребности» на стороне, вскоре сменилось спокойствием. Я сказала себе, что по-другому быть, наверное, и не может: ведь мы пока не женаты. Это «пока» растянулось на несколько лет...

Я знаю, этот человек любил меня, но женился он не на мне. Все во мне перевернулось, когда он сообщил о своем решении. Я была готова, я знала, что у нас нет будущего, и все же оберегала эти тлеющие угли.

Кто же она? Он с ней не знаком, видел только фотографию, но мать рекомендовала ее как девушку очень религиозную, он сказал, что в будущем женится еще раз, и всех это устроило. Мне он не предлагал ничего. Значит, я, по его мнению, была из тех, кто на такое не согласится. И он был прав. Тогда он был прав.

Многоженство для мужчины - это не только средство «ублажить» свою полигамную сущность, но и бремя ответственности

Я пережила два очень тяжелых года. Абсолютно ни в чем не чувствовала уверенности, боялась ступить шаг вперед, потерявшись, запутавшись, утратив все смыслы существования.

Но Москва, что «слезам не верит», не раз бросая меня в эти слезы, постепенно открывала глаза на многие вещи. Она подарила общение с людьми, столь разными, что я навсегда отказалась от категоричности суждений. Многое дал и университет, где я изучала культуры разных народов. Мои курсовые работы и диплом были посвящены народам Кавказа. Для меня было важно понять свои корни.

Тема многоженства возникала нередко, и мне приходилось признать рациональность этого явления. К примеру, по обычаю, распространенному когда-то у некоторых кавказских народов, женатый мужчина брал в жены вдову своего брата, дабы женщина не оставалась одна. По сути, многоженство для мужчины - это не только средство «ублажить» свою полигамную сущность, но и бремя ответственности: осчастливить нескольких женщин гораздо труднее, нежели одну.

Более того, многоженство, по крайней мере в теории, исключает из семейной жизни такие вещи, как ложь, предательство, измена. Ведь одно дело, когда мужчина тайно «ходит налево», и совсем другое, есть законное основание открыто пойти к своей другой семье. В пользу многоженства свидетельствовала и статистика: мужчин просто меньше, чем женщин, не говоря уже о регионах, где недавно была война.

Но всякий раз, когда я пыталась примерить роль «не единственной» на себя, доводы рассудка вступали в спор с чувствами. И я попробовала разобраться в чувствах. Что движет женщиной, отрицающей многоженство? Безграничная любовь к своему мужчине? Чувство собственности? Но не означает ли эта неспособность делить мужчину с другой твою собственную слабость, твою зависимость от него? Если твое счастье целиком основано на одном человеке, то не потому ли, что в тебе самой нет иного содержания?

В нем было столько жизнелюбия, отзывчивости, заботы, мужской готовности оберегать и защищать свою женщину

Но ведь помимо мужчины в жизни столько радостей: дети, работа, друзья, творчество, путешествия… И в конце концов, кто я такая, чтобы привязывать к себе человека? Возносить его, а потом требовать от него такого же преклонения? Я пришла в этот мир, чтобы насладиться им, разве я хочу тратить свое время на боль, которую может причинить мне мужчина своими изменами?

А потом в мою жизнь вошел этот человек. Нет, ворвался как стихия. Бросив свою машину посреди улицы, он чуть не километр пробежал за мной, чтобы познакомиться. Он не вписывался в мое представление о мужчине, за которого, как я считала, я выйду замуж: он не был кандидатом наук, интеллектуалом, любителем музеев, он чуть не заснул в планетарии, куда я силком его потащила. Но… Он всегда был рядом, когда был нужен. И в нем было столько жизнелюбия, отзывчивости, заботы, мужской готовности оберегать и защищать свою женщину.

Его веселый нрав, неумение унывать, несмотря на все, что он пережил, на ужасы войны и потери, - я была покорена этой его жаждой жить. Конечно, он не сразу сказал мне, что женат, хотя это был чуть ли не первый вопрос, который я ему задала. А к тому времени, когда признался, он стал мне уже очень дорог. Да, я обиделась, хотела вычеркнуть его из жизни, какое-то время избегала. Но вдруг поняла, что стала уважать его гораздо больше: этот человек и в самом деле не боится ответственности, он готов на любые трудности, лишь бы не потерять ни свою семью, ни меня.

Многоженство подходит не для каждой женщины и даже не для каждого мужчины. Это касается и народов Кавказа, и мусульман. «Двойные стандарты» я ощутила, что называется, кожей, когда мои близкие отказывались принять мое замужество. То есть да, конечно, мы мусульмане, мы соблюдаем все предписания, но «вторая жена» - это же немыслимо! Больше всего ранил меня упрек матери: «Я всегда считала тебя человечной и доброй девушкой, умеющей сострадать. А ты подумала о его первой жене? Что чувствует она?»

Я пришла не рушить эту семью, а стать этой семьей, завоевать ее доверие. Я дала себе шанс быть счастливой рядом с тем, кого люблю

Да, я думала, и не раз. И это была единственная причина, по которой я так долго не давала ему согласия. Я не хотела стать той, кто внесет разлад в семью, ранит женщину, которая прошла с ним и огонь и воду. Но его убеждение было сильнее, он не уставал повторять: «Она поймет, она простит. Я люблю ее и никогда не оставлю, она часть меня. Но и ты теперь часть меня. Вы обе нужны мне. Ты еще находилась в чреве матери, а тебе уже было предписано быть моей женой».

Он свято в это верил. А я - не верила, но уже не могла ничего сделать со своим чувством к нему. И еще я понимала, почему та, другая женщина так преданно его любит и столько ему прощает. Рядом с ним хотелось жить, несмотря ни на что.

И я решила пройти вместе с ним этот трудный путь. Я молюсь, чтобы его жена простила нас обоих и поняла, что она дорога ему и нет смысла перечеркивать все хорошее, что у них было. Я искренне верю, что все хорошее еще впереди. Для всех нас. Сейчас его жена живет в Чечне, и я не раз думала о том, какой будет наша с ней первая встреча.

Пусть она начнет рвать на мне волосы, кричать - я все ей позволю, только бы она поняла: я не отбираю у нее мужа. Я пришла не рушить эту семью, а стать этой семьей, завоевать ее доверие. Я дала себе шанс быть счастливой рядом с тем, кого люблю. Да, я выбрала нелегкий путь, но оно того стоит. В моих самых светлых мечтах мы, две женушки, сидим на кухне, щелкая семечки, и перемываем косточки нашему любимому мужу…

Что может требовать женщина от будущего мужа, согласившись стать его второй женой (например, собственное жилье, хорошее материальное обеспечение). Или разрешается только самое необходимое?

Брачный контракт со второй женой невозможен. Как по законодательству РФ, так и по законодательству Таджикистана браками признаются только те, которые заключены в органах гражданского состояния. Остальное - это сожительство. Подобный контракт в современном светском государстве незаконен, он не имеет юридической силы, а потому вторая жена по факту остается без прав и не может претендовать на имущество мужа. Как ей тогда быть?

Отвечая, хочу обратить внимание читателей на два важных момента. Мы живем в обществе, где религиозные нормы (как должно быть по шариату) могут отличаться от юридических (как может быть в соответствии с местным законодательством). Это надо учитывать при рассмотрении данного вопроса. Если у мужчины с двумя и более женами конфликтов на основе имущественных прав не возникает, то он регулирует имущественное положение двух и более жен согласно кораническим правилам (абсолютная справедливость и равенство в материальном обеспечении, внимании, уделяемом времени и в вопросе деления наследства после своей смерти) , а если существует риск возникновения конфликтной ситуации (первая жена не захочет делить имущество семьи со второй или в будущем может отсудить у второй жены имущество, переданное супругом ранее), то тогда второй жене лучше обезопасить себя с помощью гражданско-правовых сделок.

Как по шариату?

Вторая жена может попросить следующее: обеспечение жильем, идентичным тому, в котором живет первая семья, с полноправной пропиской в нем и правом собственности, а также соответствующее возможностям мужа ежемесячное материальное обеспечение и еженедельное внимание, которые будут равны тому, что и у первой семьи.

В Коране сказано:

«А если боитесь вы [мужья, благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к двум женам, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении ], то — [у вас есть право жениться лишь] на одной» (см. ).

Как может быть в реальности в соответствии с местным законодательством

Коранические правила можно соблюсти и одновременно защитить материальное положение второй жены, если использовать определенные гражданско-правовые сделки. Если их не использовать, тогда права второй жены с учетом светских законов равны нулю. В случае возникновения конфликта с мужем ни один суд не поможет в защите ее прав.

Следует напомнить, что брачный договор со второй женой можно заключить лишь при условии наличия официальной регистрации в ЗАГСе. Если было совершено только религиозное бракосочетание (никях), то в этом случае заключить брачный договор не представляется возможным, он не будет иметь юридической силы.

Мнение адвоката, старшего партнера Юридической компании «ЮниЛоерс» Тимура Зарипова

Брачный договор в соответствии с Семейным кодексом РФ регулирует имущественные правоотношения супругов. Именно поэтому в нем нельзя прописать такие обязанности супруга, как еженедельное внимание, развитие своего кругозора и т. д. Целью брачного договора является изменение или установление определенного правового режима собственности супругов. Данное условие позволяет изменить правило, согласно которому общее имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью супругов и при разводе вся собственность делится пополам. Так вот, брачным договором можно изменить данное соотношение. Также брачным договором определяются права и обязанностей супругов по взаимному содержанию, закрепляются способы участия супругов в доходах друг друга, определяется порядок несения семейных расходов, закрепляется за каждым из супругов определенное имущество, которое достанется им в случае расторжения брака. То есть брачный договор касается не только уже нажитого имущества, но и собственности, которая будет приобретена в будущем, а также содержит другие положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Кроме брачного договора общее имущество супругов можно разделить соглашением о разделе общего имущества. И брачный договор, и соглашение о разделе общего имущества имеют письменную форму, удостоверяются у нотариуса и без такого заверения юридическую силу иметь не будут.

Если между супругами брачным договором имущественные отношения не урегулированы, то действует законный режим совместной собственности и общее имущество делится между супругами поровну. При этом право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

В случае если между супругами отсутствует согласие о порядке раздела совместного нажитого имущества и один из супругов считает, что его права при этом нарушены, то в этом случае раздел имущества производится в судебном порядке.

В случае если был заключен религиозный брак (никях), то имущественные отношения между супругами можно урегулировать гражданско-правовыми договорами. Так, например, свадебный подарок (махр) можно оформить в виде договора дарения.

Мнение юриста Юлии Ратман

Полигамия, как вариант создания семьи, разрешена в Исламе, поэтому некоторые мусульмане заключают повторные браки. Рассмотрим, о чем нужно знать женщине, которой поступило предложение стать второй женой.

При таком развитии событий заключение второго брака может происходить при следующих обстоятельствах:

1. Мужчина заключил официальный брак со своей первой женой.

2. Мужчина заключил только религиозный брак (никях) со своей первой женой.

В первом случае, согласно нормам Семейного кодекса РФ, браком признается союз одного мужчины и одной женщины (ст. 14 СК РФ), поэтому защитить свои имущественные права в суде сможет только та женщина, которая заключила брак с мужчиной в органах ЗАГСа (ст. 8 СК РФ). При этом имущественные вопросы между супругами решаются в соответствии с семейным законодательством, в соответствии с которым имущество, приобретенное в период брака, признается общей совместной собственностью супругов (ст. 34 СК РФ).

Со второй женой мужчина сможет заключить только религиозный брак (брачный договор), который не подлежит оспариванию и расторжению в светском суде. Соответственно, даже если по указанному брачному договору второй жене передается какое-либо имущество, у женщины не будет реальных способов потребовать исполнения условий этого договора.

Мужчина может передать второй жене имущество по гражданско-правовому договору, однако нужно выяснить, является ли это имущество собственностью мужчины или общей совместной собственностью его и его первой жены.

Мужчина может подарить в качестве свадебного дара второй жене то имущество, которое он приобрел до заключения первого брака, или имущество, приобретенное на его денежные средства после заключения первого брака.

Также второй жене может быть передано в дар имущество, которое является долей мужчины в общей совместной собственности его и его первой жены, после выделения этой доли. Например, в период брака были приобретены две квартиры, которые являются общей совместной собственностью мужчины и его первой жены, потом он выделил свою долю в общем имуществе, которой является одна из квартир, и подарил ее второй жене. Тогда каждая из жен будет обеспечена жильем, и они не смогут претендовать на раздел жилья друг друга.

Часто бывает, что мужчина не ставит в известность первую жену о заключении второго брака и что часть общего имущества и денег идет на содержание второй жены. В этом случае вторая жена очень рискует, так как если первая жена узнает о наличии второй семьи и не одобрит эту идею, она (первая жена) в судебном порядке может потребовать выделить ее долю в имуществе, переданном в дар второй жене.

Потенциальной второй жене также есть смысл ознакомиться со светским брачным договором (ст. 40 СК РФ), если мужчина заключил его с первой женой. Однако нужно иметь в виду, что, какова бы ни была редакция договора на момент заключения второго брака, впоследствии в любой момент условия этого договора могут быть изменены, чего вторая жена проконтролировать не сможет.

Во втором случае мужчина заключает и с первой, и со второй женой религиозный брак, тогда светским законом защищены только дети, женщины же находятся в равном положении. Имущество, приобретенное мужчиной, признается его собственностью, и он сам решает, что и кому передавать в дар. Несмотря на то что формально равенство между женами соблюдается, в случае развода женщина не может претендовать на имущество мужчины, скажем, на жилье, даже если она прожила в нем двадцать лет.

Для получения части имущества женщине потребуется обращаться в суд и признавать свой незарегистрированный союз с мужчиной браком со всеми вытекающими юридическими последствиями. Сделать это возможно, но без доказательств и услуг адвоката не обойтись. Положительный результат рассмотрения дела в суде также никто гарантировать не может.

Кроме того, мужчина, находясь в двух религиозных браках, в любой момент может зарегистрировать брак с одной из жен, что будет иметь негативные последствия для другой жены, о чем она даже не будет знать.

Таким образом, если женщина намерена выйти замуж второй женой, ей нужно узнать, каковы отношения мужчины с его первой женой, каково финансовое положение мужчины и его первой семьи, каким образом будут регулироваться ее отношения с ним, и в любой сложной ситуации, прежде чем заключать брак, нужно обращаться за консультацией к юристу.

В противном случае вторая жена не будет уравнена в правах с первой женой ни с религиозной точки зрения, ни с точки зрения светского законодательства.

Как видно из вышесказанного, вопрос соблюдения прав женщин в полигамном браке - сложный вопрос, в условиях постоянно меняющегося законодательства и судебной практики решение его предсказать трудно, что противоречит установлениям ислама, которые предусматривают гарантию финансовой и любой другой безопасности женщины в браке, независимо от того, моногамный это брак или полигамный.

Завершая данную тему, учитывая все ранее изложенное, а также мое высшее религиозное образование и личный опыт работы имамом на протяжении 20 лет (с 1997 года), напоминаю, что в Коране прямым текстом сказано:

«А если боитесь вы [мужья, благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к двум женам, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении], то — [у вас есть право жениться лишь] на одной» (см. ).

После приведенных профессиональных мнений о законодательстве Российской Федерации (как и большинства современных государств), а также учитывая реальное положение дел с правами второй жены (она их просто не имеет), можно утверждать о том, что создание второй семьи в государстве, которое на законодательном уровне не закрепляет права второй в полной мере равными правам с первой, канонически недопустимо - вступает в прямое противоречие с текстом Корана и полностью игнорирует права и свободы женщины, которая имеет в Исламе равные наряду с мужчинами права .

Лекция на тему материала:

Мужчины и женщины встречаются, влюбляются, выходят замуж, женятся, рожают детей. А потом разводятся. Случается и такое и, к сожалению, нередко. Затем чаще всего появляется другая семья. Но от первого брака остаются дети, и обычно обижены в результате внутрисемейных отношений остаются все: жены/мужья по первому браку, по второму и, конечно же, дети. Бывает, что дети от первого брака являются причиной распада второй семьи.

Обычно причиной натянутости внутрисемейных отношений является ревность. Первая жена не слишком радуется, когда у бывшего мужа появляется новая семья. К тому же, женщина, оставшаяся одна с детьми, беспокоится о будущем больше – ведь ей нужно теперь одной растить детей, а это требует не только душевных сил, но и самых банальных финансовых расходов. Детей нужно одеть, накормить, купить им игрушки, позаботиться об образовании (а в России, к примеру, уже идет речь о том, что платным будет не только высшее, но даже и среднее образование). Естественно, что бывшая жена настоятельно требует от отца детей, чтобы он обеспечил отпрысков всем необходимым. А если бывший муж – не алкоголик, не тунеядец и так далее, то от него требуют еще и участия в воспитании детей (далеко не всегда мать может сама решить воспитательные вопросы, особенно, когда речь идет о воспитании мальчиков – тут требуется участие мужчины).

Редко попадаются вторые жены, которые с пониманием относятся к тому, что муж регулярно навещает бывшую семью. Нет, многие женщины все понимают – на словах, но продолжают ревновать, то есть, понимания как такового нет. Все дело в их неуверенности в собственной значимости для мужа. Присутствует и страх, что бывшая жена как-то ухитрится вернуть «свою собственность» - манипулируя мужчиной, используя в качестве меры воздействия детей. Подобные страхи особенно сильны, если в новой семье еще нет детей. В такой ситуации обычно используются три пути решения проблемы.

Путь первый . Вторая жена категорически запрещает мужу навещать детей от первого брака. Она постоянно устраивает скандалы, считает каждую копейку, потраченную мужем на детей сверх обязательных алиментов, контролирует каждый его шаг – а вдруг он воспользуется часом свободного времени, чтобы навестить детей. Путь порочный, ведущий к развалу новой семьи. Мужчина, справедливо считающий, что развелся он с женщиной, но никак не с детьми, желая сохранить мир в новой семье начинает навещать детей тайком, утаивать от новой жены деньги, чтобы иметь возможность помогать детям. Начинается двойная жизнь: одна в семье, другая – за ее пределами. Назвать такое существование нормальной семьей никак нельзя.

Часто новая жена оправдывает свое поведение тем, что, оформляя развод, муж полностью отказался от всего, связывающего его с первой семьей. Она искренне считает, что с момента развода и дети не имеют к нему никакого отношения (ну, разве что требуется платить алименты, установленные в законодательном порядке). Более того, она дистанцируется от прошлой жизни своего мужа, не желая иметь с ней ничего общего, и не позволяя ему даже вспоминать о том, что когда-то была другая жена и, соответственно, дети. «Сейчас все иначе!», - декларируется практически вслух. – «О прошлом нужно забыть». Однако, это прошлое включает в себя не только оставленную женщину, но и детей. И порядочному мужчине забыть об этом сложно. Если же его продолжают подталкивать к избирательному склерозу, его высокое мнение о новой жене, любовь, которая послужила причиной нового брака, могут и испариться. А вместе с ними – и сам брак.

Путь второй лучше всего описывается словами «Меня это не касается!». Новая семья полностью дистанцируется от всего, что связано с первым браком, в том числе и от детей. Вторая жена делает вид, что никаких других детей, кроме общих, у ее мужа просто не существует. В оптимальном случае может быть достигнута договоренность: раз в неделю муж навещает детей от первого брака, жена в это время занимается своими делами (к примеру, встречается с подругами – такая договоренность очень удобна, если муж не одобряет подруг жены), и обязательно назначается день, который муж проводит со своей новой семьей. В худшем варианте вторая жена просто игнорирует все проблемы мужа, связанные с детьми от первого брака, даже отказывается разговаривать на эту тему, мотивируя отказ тем, что ее это не касается, все это – чужие проблемы. И она даже не замечает того, что в разряд «чужих» попадают не только проблемы первой семьи мужа, но и его собственного, человека, который по определению чужим являться для нее не должен. Более того, мужчина постепенно привыкает к мысли, что у него есть жизнь, отдельная от семьи, что его проблемы – только его собственные, что поддержку от семьи ждать не приходится. Все это отнюдь не улучшает семейную обстановку и только способствует отдалению супругов друг от друга.

Путь третий – дружба. Некоторые жены ухитряются все же или избавиться от чувства ревности, или по крайней мере спрятать его понадежнее, и стараются подружиться с детьми мужа от первого брака. Иногда мужчины протестуют против такого развития событий, желая полностью разделить две жизни: первый брак и второй. Но большинство довольно тем, что не нужно скрывать свою любовь к детям, что можно обсудить возникающие проблемы в семье, получить совет и поддержку. Такой путь хорош, но довольно сложен.
Возникают неизбежные проблемы: дети от первого брака не слишком рады появлению мачехи, они обвиняют ее в том, что лишились отца, иногда даже в том случае, если первый брак и второй разделяют годы (зачастую первая жена поддерживает детей в подобном мнении, со всеми чувствами оскорбленной женщины раздувая неприязнь к новой жене отца и к нему самому).

Кроме того, ребенку от первого брака очень сложно в чем-то отказать. Ведь может последовать обвинение: «Это потому, что ты мне не мама! Ты чужая!». Попытки воспитания приводят к фразе: «А мама говорит, что все совсем не так!», - и далеко не все решаются сказать, что мама тоже может ошибаться, да, к тому же, подобное заявление может послужить причиной вспышки враждебности со стороны ребенка.

Сложности усугубляются, когда в новой семье появляются общие дети. Часто дети от первого брака, подсознательно возмущенные появлением «чужака» и «конкурента», удваивают свои требования, неосознанно пытаясь обделить сводного брата или сестру, лишить их чего-либо так, как этот ребенок лишил их отца. И тут не только мачеха, но и отец оказывается в затруднительном положении: отказ детям от первого брака приводит к их мнению: «Нас больше не любят! Все – ему (или ей, имея в виду ребенка от второго брака)!», потакание же необоснованным требованиям может привести даже к финансовым сложностям в семье.

Женщина, избравшая путь дружбы с детьми от первого брака, испытывает постоянное психологическое давление. Ведь ей ни на минуту не позволяют забыть о том, что раньше у мужа была другая семья, есть другие дети, требующие его любви и внимания. Иногда даже кажется, что эти любовь и внимание отнимаются у их общих детей. Однако, этот вариант отношений в результате оказывается самым выигрышным, даже если не удается наладить контакт с детьми мужа. В конце концов, главным для второй жены являются отнюдь не плоды первого брака мужа, а ее семья, и ее отношения с мужем не омрачаются ни скрытностью, ни подозрительностью. Правда, чтобы следовать по такому пути, нужно быть убежденной в собственной ценности для мужа, в его любви. Тогда становится ясным, что каждый занимает свое место: жена на своем месте, дети – на своем, и все это не пересекается. И любовь мужчины к собственным детям вовсе не уменьшает его любви к жене.

Тем же, кто не уверен в своей терпимости (а также в своей ценности для данного мужчины «с прошлым»), лучше хорошенько подумать, прежде, чем заключать брак. Ну а если брак уже заключен, то не стоит обвинять мужчину в любви к детям, в его желании оказать им максимальную поддержку.
Иногда случается, что мужчина, чувствуя вину перед бывшей семьей, начинает уделять детям от первого брака слишком много внимания. Дети от второго брака оказываются на вторых ролях (мотивация – «У них же и так все есть! Главное – у них есть оба родителя!»). Что характерно, в этом случае обделенными оказываются дети от второго брака, ведь их отец может вовсе перестать принимать участие в воспитании, будучи убежденным в том, что достаточно его регулярного присутствия в доме.

Если возникают подобные проблемы, или если вторая жена начинает чувствовать к детям от первого брака патологическую неприязнь, лучше обратиться к профессиональному психологу, занимающемуся именно проблемами семьи и брака. В подавляющем большинстве случаев после семейных консультаций проходит и ревность со стороны второй жены, и чувство вины у мужчины, и налаживается нормальная семейная жизнь, не омраченная «скелетами в шкафу».

Мужчина в России воспринимается как «дефицитный товар» - о том, как это проявилось во время чемпионата мира по футболу, The Insider . Но есть и другое проявление этого правила: в России действует формально запрещенное многоженство. Нередко мужчины (особенно мусульмане), вместо того, чтобы заводить тайную любовницу, заводят себе вторую жену (пусть не оформляя второй брак официально). The Insider выяснил, чем жена лучше любовницы, как выглядят отношения в полигамной семье и почему женщины на это соглашаются.

Руслан

Мне 40 лет, предприниматель, живу в Москве. Жены мои - самые замечательные и образованные, им около 30 лет. Одна работает детским врачом, другая занимается общественной деятельностью.

У меня две жены, и, на мой взгляд, именно многоженство - это возвращение к традиции, потому что полигамия дольше практикуется человечеством, нежели моногамные браки. Например, у Соломона было 500 жен, у Владимира Ясно Солнышко до крещения было вообще 800 жен <по преданию, у князя Владимира было несколько жен и 800 наложниц - The Insider> . Я по вероисповеданию мусульманин, и моя религия ограничила количество жен до четырех.

Многоженство в исламе в современном мире уже является скорее исключением, чем правилом. Большинство мужчин имеют одну жену, а мужчины с несколькими - в меньшинстве, потому что самое главное - это дороговизна всего процесса. Я вам скажу, это хлопотное дело - нести материальную ответственность, обеспечивать несколько семей. Это только в традиционном моногамном браке жена обеспечивает своего бездельника-мужа. Я беру на себя обязанности и ответственность: мужчина должен обеспечивать всех - не только жен, но и детей, - всем необходимым.

В таком укладе есть множество плюсов. Например, живут мужчина и женщина в браке, а жена не может родить. Что происходит в традиционных семьях? Некоторые смиряются с этим, другие усыновляют, но и зачастую происходит третье - развод. А ведь можно завести вторую жену, и это не будет чем-то новым, потому что то же самое произошло с пророком Авраамом: когда его жена Сара не смогла родить, то по ее собственной рекомендации он женился на ее служанке.

Кроме того, подобная форма семьи оберегает мужчину от случайных, сомнительных связей. В традиционных семьях, если муж испытывает неудовлетворенность от интимных отношений, он заводит любовницу. На вид все прилично и по канонам - одна жена, - но зато есть куча любовниц - это лицемерие.

Но у меня, как и у других мужчин в таких семьях, есть и трудности. В исламе есть обязанность одинаково справедливо относиться к женам, но одинаково относиться невозможно. Можно хорошо относиться к обеим, но по-разному. И р евность никто не отменял. Даже в мусульманских странах, где дети с детства привыкли, что у папы две жены, и это является для них нормой, человеческие инстинкты - злоба, обида - дают о себе знать. Жены ревнуют друг к другу, некоторые даже идут дальше и строят козни.

Моим двум женам сложно бороться с чувствами, у них женская ревность друг к другу, куда от нее деться. А я со своей стороны со своими чувствами справляюсь, ведь действительно можно двух женщин любить, по-разному, конечно. Это как разные цветы: кто-то любит розы, кто-то гвоздики, а кто-то - и то и другое, ведь они разные. В некоторых семьях есть два или три автомобиля. Есть джип для зимы, есть спортивный автомобиль, есть городской автомобиль. И к каждому автомобилю владелец имеет свои чувства. В традиционных семьях мужчина может создать лишь видимость того, что она единственная, и иметь кучу любовниц. А в таких семьях, как моя, мужчина честен и открыт.

В моей семье женщина знает, что если муж не дома, то он у второй жены, и ей не приходится и переживать. Мои жены в целом меня понимают. То есть на 80% каждая из них меня поддерживает, но 20% - в них играет недовольство, всегда есть надежда, хочется быть одной-единственной.

Но на планете достаточно много племен - в Тибете, в Индии, также на Маркизских островах, - где существует обратная практика, женщины имеют там 2, 3, 4 мужей. Бывают и групповые семьи.

Очевидно, что мы двигаемся в сторону большей свободы. Если посмотреть на развитые страны, например, на Швецию, у них институт брака теряет статус. Они практикуют несколько видов сожительства, а из 100% зарегистрированных браков 80% распадается <на самом деле 47%, в то время как в России - 62% - The Insider> . Институт моногамной семьи переживает кризис, на мой взгляд, потому что в браке двух людей слишком жесткие правила: мы живем вдвоем, если нам что-то не нравится, если мы друг друга не удовлетворяем или в постели, или психологически, то у нас есть два варианта: мы вынуждены терпеть друг друга или развестись. Сейчас люди долго не терпят - это уже не наши родители, дедушки и бабушки.

Большинство людей, которые меня окружают - в основном либо мои единомышленники, либо мои единоверцы. И многоженство не то что осуждения не вызывает, а некоторые высказывают не то чтобы зависть, но одобрение. Говорят: «Ты перешел на новый уровень, ты сумел это сделать, а мы еще не созрели. Не то что сдвумя, а с одной не созрели».

Я проводил небольшой соцопрос, и многие говорили, что у них были такие плохие отношения с женой, когда она была одна, а потом, когда появилась вторая, наладились отношения с первой. Это мужчина, у него другой мир, чем у женщины. Паззлы в своем мировоззрении он складывает по-своему: если каких-то паззлов не хватает, женщина ему не дает полную картину, он эти недостающие паззлы ищет. Есть два варианта: брать их в аренду, восполнять их временно, а потом появляться перед своей единственной, или найти эти недостающие паззлы надолго, в другой семье.

Я родился и вырос в селении Анди Ботлихского района, Дагестан. В 22 года поступил в Дагестанский государственный университет в Махачкале. С тех пор живу и работаю здесь. В данное время у меня две жены, ищу третью. Разница между двумя женами и женой и любовницей в том, что жена есть жена, и неважно, какого она счета или номера. Она для меня несравнимо выше, чем любовница или любимая девушка. Жена - это благо для мужчин, так как бог создал женщин и мужчин взаимодополняющими и нуждающимися друг в друге. А блага должно быть много и с запасом.

Сама природа людей показывает, что мужчина в состоянии быть опорой для женщины не только физически или умственно, но и, не менее важно, - психологически. Поэтому многомужество противоречит самой природе людей и их отношений. А я за естественное, и даже продукты питания предпочитаю натуральные и естественные.
Мои жены не работают, а выполняют домашнюю работу, ухаживая за мужем, рожая и воспитывая детей, как это принято испокон веков. Создают уют дома. Я в принципе не против, если они будут работать, но заставить их я не имею права.

Про многомужество я вообще не слышала, даже говорить не хочу. Это вообще грязь, неприемлемо для меня и, думаю, для всей России. Женщина должна быть культурней, чем мужчина, чище, потому что она мать, она должна рожать детей, наследников.

Многие знают о том, что у моего мужа есть первая жена, но я об этом даже не разговариваю ни с кем, нет времени. Есть люди, которым нечем заняться, кроме сплетен. Они, наверное, говорят за спиной, но я к этому не прислушиваюсь. Когда меня спрашивают, я деликатно даю понять, что этот разговор для меня неприятен.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Я Лолла, мне 20 лет. Я музыкант-инструменталист. В 2015 году я пошла работать в ансамбль, где и встретила мужчину, в которого сейчас влюблена. Его зовут Биржан. Он старше меня на 11 лет. Я думаю, это ничего, возраст не самое главное. Мы мусульмане, близки к религии (просто к факту).

До недавнего времени, пока он не признался мне в любви, я не могла подумать о том, что я могу влюбиться в женатого мужчину (жена и двое детей). Примерно 2 месяца назад он признался, что полюбил меня и в течение 2 лет скрывал, потому что думал или боялся, что я его отвергну. Он отличный мужчина, я знаю, что он умеет заботиться, любить.

Ну и вот, его признание, честно говоря, меня шокировало, я подумала: «Но как??» и кроме этих мыслей меня ничто не настигало. Мы поговорили. Не скажу, что у меня не было к нему чувств, просто все это время я твердила себе, что нельзя влюбляться в женатых мужчин, это причинит боль не только мне, но и его жене, ведь последствия могут быть непредвиденными.

Он просил меня стать его второй женой (по шариату это дозволено), я не отвечала, думала, что же мне делать, как мне быть. За эти два месяца я успела с ним сблизиться, узнать его получше, и у меня даже появились к нему чувства. Я не хочу быть второй женой, я хочу быть единственной женой, но и потерять его я не могу. Он говорит, что его первая жена не будет против, если он возьмет еще одну женщину, они об этом говорили.

Вчера мы с ним поговорили, я спросила Биржана, любит ли он свою жену. Я не скажу, что ждала отрицательного ответа, «Ну я взял ее в жены, потому что полюбил» - скованно ответил он. Именно этот его ответ немного сломал меня изнутри, мне было больно, очень больно. Я спросила: «А разве можно любить сразу двоих?», на что он ответил: «Да, можно. Даже если я буду любить одну из вас больше, чем другую, я не должен этого показывать, ведь по шариату это неправильно».

Я задумалась, надо ли мне это: страдать потом, когда он будет уходить от меня к своей первой жене, приходить от нее?! Мне же будет плохо. Если сейчас мне так плохо просто слышать о том, что он ее любит, то что будет тогда, когда я буду видеть их вместе, или если они уйдут вместе в гости, если он возьмет свою первую жену на свадьбу родственников?? Как я с этим справлюсь??

Все эти вопросы не дают мне покоя, но когда я рядом с ним, мне становится спокойно, уютно, беззаботно. Я не могу описать это чувство, когда душа просто наслаждается лишь присутствием человека. Это любовь, я это знаю.

Иногда ему звонит его жена, когда он со мной сидит. Когда я вижу это, сердце что-то сразу колит, но я молчу. Просто молчу.

Я не говорила об этом родителям, потому что думаю, что они не разрешат мне быть второй, хотя я и сама не хочу. Я просто не знаю, с кем мне посоветоваться, боюсь, что если кому-либо расскажу, то они могут посмотреть на меня осуждающе, ведь в современном мире быть второй женой - это «неприемлемо».

Пожалуйста, дайте мне совет, как мне быть? Какова эта ситуация с вашей точки зрения? Любовь всегда важнее всего, но если я соглашусь стать второй, не пострадаю ли я сама от этого? Ведь видеть любимого мужчину с другой, это мучение. Дайте мне совет, я разрываюсь...

На вопрос отвечает психолог Андрианова Анжелика Викторовна.

Здравствуй, Лолла

Если рассматривать с точки зрения житейской проблем и религии, то есть два пути развития событий:

1. стать второй женой и периодически ревновать мужа ко второй жене и давить чувство обиды в глубине души, то есть страдать от неполноценной любви.

2. расстаться с этим мужчиной и переживать о потере любви.

Если рассмотреть с точки зрения своих чувств и ощущений (души), то важно понять и разобраться в своих чувствах.

Эти слова: когда я рядом с ним, мне становится спокойно, уютно, беззаботно, говорят о том, что этот человек стал для вас открывателем новых чувств, которые ты раньше не испытывала. Естественно автоматом считаешь, что он дает тебе такие чувства и поэтому не хочешь этого человека терять, чтобы не ушли эти прекрасные чувства. Но это не любовь, любовь не приходит и не уходит с человеком, она присутствует всегда. Многие приятные чувства люди принимают за любовь.

Психологически допусти, что такие приятные чувства есть у тебя, просто ты ими не пользовалась или не обращала внимания так, как с детства не научена. Позволь этим приятным чувствам проявиться в твоей жизни благоприятно для тебя. Ты заметишь перемены в своей жизни, так как будет принятие своих способностей.