Почему недоношенный ребенок часто. Недоношенный ребёнок — определение, созревание, условия выхаживания

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ , отитам , на фоне чего может развиваться тугоухость .

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла , признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

Диспансеризация недоношенных детей

После выписки дети, рожденные недоношенными, нуждаются в постоянном наблюдении педиатра в течение первого года жизни. Осмотры и антропометрия проводятся еженедельно в первый месяц, 1 раз в две недели – в первом полугодии, 1 раз в месяц - во втором полугодии. На первом месяце жизни недоношенные дети должны быть осмотрены детским хирургом , детским неврологом , детским травматологом-ортопедом , детским кардиологом , детским офтальмологом . В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.

Много лет работающие в Центре коррекции развития недоношенных детей научно-исследовательского клинического института педиатрии и занимающиеся научными исследованиями о росте и развитии этих детей, в настоящее время консультируют в клинике Чайка. Елена Соломоновна выпустила пособие для родителей о том, что предстоит пережить семье недоношенного ребенка и как сохранить любовь и дружбу. Мы публикуем его продолжение.

Физическое развитие недоношенного малыша (прирост веса и роста)

Первой заботой родителей недоношенного ребенка являются проблемы нарастания массы тела. И действительно это имеет первостепенное значение как основной показатель физического благополучия малыша.

Следует учесть, что темпы прироста физических показателей (массы тела, длины, окружности головы и груди) у недоношенного ребенка будут существенно отличаться от таковых у его доношенных сверстников. По крайней мере, до 6-9 месяцев ваш малыш будет более «мелким», и основное значение в это время приобретает обязательный контроль веса: в первые недели и месяцы жизни ежедневный (при этом необходимо учесть правильность ежедневного взвешивания ребенка, которое, необходимо проводить в одно и то же время, предпочтительно перед первым утренним кормлением или вечером перед купанием), а затем ежемесячный.

Что должно вас настораживать в первую очередь? Это падение массы тела или отсутствие ее прибавки (малыш «стоит» в весе).

Причины могут быть как достаточно серьезными, так и обусловленные погрешностями вскармливания, недостаточным количеством грудного молока у матери. Естественно, что в любом случае вам необходимо проконсультироваться с ведущим ребенка врачом, чтобы уточнить причины и устранить их. Повторюсь, при разовой консультации педиатра состояние ребенка, родившегося недоношенным и очень отличающегося от доношенных сверстников, может быть оценено как более тяжелое, чем есть на самом деле

Проблемы пищеварения у недоношенного ребенка

Основными проблемами со стороны пищеварительной системы у недоношенного малыша, с которыми сталкиваются практически все родители, являются:

Кишечные колики

Колика – происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Колика – приступообразные боли в животе, сопровождающиеся выраженным беспокойством ребенка. Приступ, как правило, на¬чинается внезапно, ребенок громко и более или менее продолжи¬тельно кричит, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напря¬жен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. При¬ступ иногда заканчивается только после того, как ребенок пол¬ностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает после отхождения кала и газов.

Недоношенные дети особенно предрасположен¬ы к коликам, при этом у некоторых младенцев отмечаются частые и интенсивные приступы, которые по силе проявления можно сравнить с родовой болью, и непременно требующие медикаментозного вмешательства. По-видимому, основной причиной этих страданий малыша является незрелость нервно-мышечного аппарата и ферментативной системы кишечника и в силу этого склонность к повышенному газообразованию. В результате чего усиливается давление на стенку кишки и возникает мышечный спазм.

Причиной дискомфорта и вздутия живота так же может быть нерациональное вскармливание. Некоторые продукты, особенно с высоким содержанием углеводов, могут способствовать чрезмерному брожению в кишечнике. Кишечная аллергия также вызывает плач ребенка, обусловленный чувством дискомфорта в животе.

Но причины ко¬лик не ограничиваются этими состояниями. Важно своевременно диагностировать заболевания, требующие хирургического вмешательства. Поэтому при отсутствии эффекта от обычных мероприятий, направленных на устранение колики (специальные ветрогонные травяные чаи, препараты симетикона Саб/Симплекс, Эспумизан, очистительная клизма, применение газоотводной трубочки, массаж живота, сухое тепло на область живота), ребенок должен быть тщательно обследован в медицинском учреждении.

Синдром срыгиваний

Синдром срыгиваний также может беспокоить родителей недоношенного ребенка. Наиболее частой причиной этого является незрелость и временная (проходящая) гипотония гладкой мускулатуры желудка – так называемый «дуодено-гастральный рефлюкс». Чаще всего это возникает у недоношенных детей, питавшихся длительное время через зонд. Также возможной причиной срыгиваний может быть аэрофагия (когда младенец с жадностью глотает воздух вместе с пищей). Массы при срыгиваниях выглядят обильными за счет связывания их с воздухом и обычно никак не изменяют самочувствия малыша. В таком случае нужно набраться терпения и подождать, когда желудок малыша «дозреет», соблюдая при этом рекомендации по правильному вскармливанию, удерживанию ребенка после кормления вертикально в течение 10-15 минут. Лекарственные препараты лучше давать ребенку перед кормлением. Однако существуют ситуации, при которых необходима срочная консультация специалиста: если в срыгиваемых массах присутствуют прожилки крови, если срыгивания настолько обильны, что ребенок плохо прибавляет в весе, если при срыгиваниях самочувствие малыша нарушается – не медлите, обращайтесь к врачу!

Поносы и запоры

Диспепсии (поносы и запоры), изменение структуры стула, появление слизи и примесей у недоношенного ребенка – явление частое и волнующее родителей и педиатров. Необходимо определить, что не должно вызывать тревогу родителей.

При грудном вскармливании у ребенка стул может быть после каждого кормления вместе с газами (пенистым) и достаточно жидким. У детей, получающих смеси, стул более редкий – 3-4 раза в сутки. Изменение качества и цвета стула происходит также при позднем становлении ферментов кишечника у недоношенного ребенка, затруднении переваривания жиров или углеводов.

Самой частой проблемой недоношенного ребенка является временное отсутствие стула или задержка эвакуации стула. Стула нет несколько дней, ребенок безрезультатно тужится. Когда же происходит дефекация, стул в целом не изменен по консистенции, что не позволяет назвать это запором в общепринятом смысле слова.

Придется какое-то время облегчать ребенку дефекацию, в этом нет ничего страшного, если делать это с ведома и под контролем врача.

Причиной всех нарушений функционального состояния желудочно-кишечного тракта является незрелость.

Однако правильное вскармливание – это лучшее и естественное лечение. Грудное молоко – это, пожалуй, самое лучшее, что может дать мама своему малышу. При рождении недоношенного ребенка молоко как бы приспосабливается к незрелому кишечнику, так чтобы необходимые и поступающие от мамы гормоны, и активные метаболиты, защитные вещества и ферменты способствовали более быстрому созреванию всех органов.

Поэтому грудное молоко и возможность естественного вскармливания необходимо стараться сохранить всеми силами. Однако, если все же молока недостаточно, и вы были вынуждены заменить его смесью, то наиболее целесообразно использовать специальные смеси для недоношенных. В любом случае важно согласовать применение смесей с вашим педиатром.

Главным критерием того, что все наблюдаемые вами изменения со стороны желудочно-кишечного тракта не являются заболеваниями, требующими срочного проведения лечебных мероприятий, является достаточная прибавка массы тела ребенка и отсутствие у ребенка выраженного болевого синдрома

Анемия недоношенных

Практически у всех недоношенных детей отмечается падение гемоглобина, которое называется анемией. Причиной анемии является все та же незрелость. У недоношенных детей длительнее определяется так называемый «плодовый» гемоглобин, который быстрее разрушается, а способность образовывать новый снижена. Вместе с тем, гемоглобин переносит кислород, который необходим для функционирования всех клеток и их созревания. Контроль за уровнем гемоглобина является очень важным.

Недоношенному ребенку необходимо проводить профилактику анемии и вовремя проводить лечение, если гемоглобин снижается до 100г\л.

Рахит недоношенных

Рахит – это дефицит образования витамина D в организме и поступления в клетки кальция, необходимого для роста костной ткани и формирования нервно-мышечной регуляции.

Дефицит образования витамина D и всасывания кальция связаны с незрелостью. При этом замедляется развитие ребенка. Малыш становиться более раздражительным, потливым, нарушается сон, выпадают волосы, замедляется рост и прибавка массы. Кости становятся «слабыми» и могут искривляться. Недоношенному ребенку требуется обязательное профилактическое применение препаратов витамина D, а при клинически явных проявлениях рахита лечение витамином D и препаратами кальция.

Состояние костной системы и суставов

Явления морфофункциональной незрелости у недоношенного ребенка часто распространяются и на опорно-двигательный аппарат. Несовершенство нервно-мышечной регуляции, слабость связок, избыточная подвижность суставов могут приводить к изменениям правильного положения конечностей, головы и позвоночника ребенка.

Часто младенец удерживает голову в фиксированном положении на одну сторону. Причиной этого может быть врожденное укорочение мышцы шеи с одной из сторон, травматическое поражение позвоночника или шейных мышц при выведении головки в родах или всего лишь «привычное» положение головы, то есть ребенок именно в этом положении «лежал» большую часть времени в матке. Правильный диагноз всегда устанавливает врач, и чем раньше это произойдет, тем эффективнее будет лечение.

Недоношенность, особенно в сочетании с неправильным внутриутробным положением плода, как правило, сопровождается недоразвитием тазобедренных суставов или «дисплазией». Наиболее тяжелым вариантом этой патологии является вывих тазобедренного сустава. Диагноз устанавливается вскоре после рождения ребенка и требует раннего начала лечения, основанного на отведении ног в тазобедренном суставе. В настоящее время эффективным методом в выявлении отклонений развития суставов является ультразвуковое сканирование, которое обязательно проводится всем детям в первые месяцы жизни.

Для недоношенных детей диагностически наиболее достоверным является срок 3-4 месяца скоррегированного возраста для оценки состояния тазобедренных суставов. В более ранние сроки очень велик риск ошибки в связи с естественной их незрелостью.

Заболевание глаз недоношенных

Ретинопатия недоношенных (РН) – заболевание глаз недоношенных детей, которое может привести даже к безвозвратной потере зрительных функций.

Возможность развития РН связана со сроком и массой тела при рождении, наличию тяжелых изменений дыхательной, кровеносной и нервной систем, а также с адекватностью проводимых мер по выхаживанию младенца

Это заболевание впервые выявлено у недоношенного ребенка в 1942 г. Тогда оно называлось как ретролентальная фиброплазия. До сих пор причины возникновения, прогрессирования и самопроизвольного регресса заболевания полностью не ясны и только изучаются.

На данном этапе развития офтальмологии бесспорным считается тот факт, что развитие ретинопатии происходит именно у незрелого младенца, как нарушение нормального образования сосудов сетчатки (которое завершается к 40-ой неделе внутриутробного развития, т.е. к моменту рождения доношенного ребенка). Известно, что до 16 недель внутриутробного развития сетчатка глаза плода не имеет сосудов. Рост их в сетчатку начинается от места выхода зрительного нерва по направлению к периферии. К 34-ой неделе завершается формирование сосудистой сети в носовой части сетчатки (диск зрительного нерва, из которого растут сосуды, находится ближе к носовой стороне). В височной части рост сосудов продолжается до 40 недель. Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, т.е. при офтальмологическом осмотре выявляются более обширные бессосудистые, или аваскулярные, зоны (если ребенок родился до 34-ой недели, то соответственно аваскулярные зоны сетчатки выявляют на периферии с височной и носовой сторон). После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы: внешняя среда, свет, кислород, – которые могут привести к развитию ретинопатии.

Основным проявлением РН является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Рост сосудистой и вслед за ней молодой соединительной ткани вызывает натяжение и отслойку сетчатки.

Как было сказано ранее, наличие аваскулярных зон на периферии глазного дна не является заболеванием. Это лишь свидетельство недоразвития сосудов сетчатки, и, соответственно, возможности развития ретинопатии в дальнейшем. Поэтому, начиная с 34-ой недели развития (или с 3-ей недели жизни) ребенка, необходимо, чтобы вашего ребенка осмотрел офтальмолог, специалист по ретинопатии недоношенных, который имеет специальное оборудование для осмотра сетчатки глаза. Такой контроль необходим всем детям, рожденным до 35 недель и с массой тела при рождении менее 2000г.

При выявлении признаков РН осмотры проводят каждую неделю (при так называемой стадии «плюс»-болезни – каждые 3 дня) до момента развития пороговой стадии (на этой стадии решается вопрос о проведении профилактического хирургического лечения) или полного регресса заболевания. При регрессе патологического процесса осмотр можно проводить 1 раз в 2 недели. Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка, с применением специальных детских векорасширителей, чтобы не оказывать давление пальцами на глаз.

Чаще всего пороговая стадия РН развивается к 36-42-ой неделе развития (1-4 месяцам жизни), поэтому родители недоношенного ребенка должны знать, что в этот период он должен быть осмотрен специалистом (окулистом, имеющим специальное оборудование и знающим о признаках активной ретинопатии).

Активная ретинопатия – это стадийный патологический процесс, который может завершиться регрессом с полным исчезновением проявлений заболевания или рубцовыми изменениями.

Согласно международной классификации, активная ретинопатия подразделяется по стадиям процесса, его локализации и протяженности:

1 стадия. Появление разделительной линии на границе сосудистой и бессосудистой сетчатки.

2 стадия. Появление вала (объемная линия) на месте разделения.

Следует подчеркнуть, что в 70-80% случаев при 1-2 стадиях РН возможно самопроизвольное излечение заболевания с минимальными остаточными изменениями на глазном дне.

3 стадия характеризуется появлением роста сосудов сетчатки в стекловидное тело в области вала. При небольшой протяженности процесса, так же как и в первых двух стадиях, возможен самопроизвольный регресс, однако остаточные изменения при этом более выражены.

Когда рост сосудов внутрь глаза распространился на достаточно обширной области, такое состояние принято считать пороговой стадией РН, когда процесс прогрессирования РН становится практически необратимым и требует срочного профилактического лечения.

Эффективность профилактической лазерной и криокоагуляции бессосудистой сетчатки колеблется в пределах 50-80%. Своевременно проведенное лечение позволяет значительно уменьшить число неблагоприятных исходов заболевания. Если операция не выполняется в течение 1-2 дней после диагностики пороговой стадии ретинопатии, то риск развития отслойки сетчатки резко возрастает. При этом следует отметить, что при развитии отслойки сетчатки проведение крио-, лазеркоагуляции не возможно. Дальнейший прогноз по развитию зрения на таком глазу крайне неблагоприятный.

Операцию чаще проводят под наркозом (реже применяют местную анестезию) во избежание глазо-сердечных и глазо-легочных реакций. Оценку результатов лечения проводят через несколько дней для решения вопроса о повторе процедуры. Об эффективности профилактического лечения можно судить через 2-3 недели после формирования рубцов на месте вала. Если лечение не было проведено или не было достигнуто эффекта после проведенного лечения (тяжелое течение РН), развиваются терминальные стадии.

4 стадия. Частичная отслойка сетчатки.

5 стадия. Полная отслойка сетчатки.

Даже если процесс достиг 4 и 5 стадии, необходимо проведение целого спектра терапевтических и хирургических мероприятий, направленных на профилактику тяжелых рубцовых изменений.

Отдельно выделяется «плюс»-болезнь, как наиболее неблагоприятная форма активной ретинопатии. Заболевание начинается рано, не имеет четко определяемых стадий, быстро прогрессирует и приводит к отслойке сетчатки, не достигая пороговой стадии. Патологический процесс характеризуется резким расширением сосудов сетчатки, выраженным отеком стекловидного тела, кровоизлияниями по ходу сосудов, расширением сосудов радужки, часто с невозможностью расширения зрачка. Эффективность лечения при «плюс»-болезни пока остается низкой.

Если активный процесс достиг в своем развитии 3 и более стадий, то после его завершения (с профилактическим лечением или без него) на глазном дне формируются рубцовые изменения различной степени выраженности.

1 степень – минимальные изменения на периферии глазного дна;

2 степень – дистрофические изменения в центре и на периферии, остатки рубцовой ткани;

3 степень – деформация диска зрительного нерва, со смещением центральных отделов сетчатки;

4 степень – наличие складок сетчатки, сочетающихся с изменениями, характерными для 3-ей стадии;

5 степень – полная, чаще воронкообразная, отслойка сетчатки.

При первой и второй степени может сохраняться достаточно высокая острота зрения, при развитии третей и более степеней происходит резкое, часто безвозвратное снижение остроты зрения.

Показания к хирургическому лечению рубцовых стадий РН строго индивидуальны, определяются степенью и локализацией отслойки сетчатки, а также общесоматическим состоянием ребенка. В любом случае, функциональная и анатомическая эффективность операций ощутима только до 1 года жизни, когда возможно получение повышения остроты зрения и создание условий для роста глаза.

Однако при достижении 5-ой стадии рубцовой РН патологический процесс может продолжаться и приводить к развитию осложнений в виде помутнения роговицы и вторичной глаукомы. Поэтому при развитии контакта роговицы и радужки необходимо безотлагательное хирургическое лечение с целью сохранения глаза (в данном случае речь не идет о повышении остроты зрения).

Следует отметить, что если ребенок перенес даже легкие стадии активной РН или у него имеются невыраженные рубцовые изменения, то считается, что у таких детей не происходит формирование полноценной сетчатки. В дальнейшем у таких детей высокий риск развития близорукости, дистрофии и вторичных отслоек сетчатки. Исходя из этого, дети, перенесшие РН, должны наблюдаться у офтальмолога не реже 2 раз в год до достижения 18-летного возраста.

Успешное выхаживание и последующее развитие недоношенных детей, в том числе сохранение зрительных функций, является хотя и сложной, но вполне выполнимой задачей. Достижение хорошего реабилитационного результата зависти от совместных усилий неонатологов, офтальмологов и психологов.

Формирование слуха и речи

Нет данных, что у недоношенных детей чаще, чем у доношенных, отмечаются тяжелые формы нарушения слуха. Однако у многих из них формирование слуховой функции замедленно. Оценить наличие слуха можно аппаратной методикой, которая сейчас широко распространена и называется отоакустическая эмиссия или аудио-тест. С учетом особенностей недоношенного ребенка достоверно судить о прохождении теста можно только в возрасте 4-х месяцев скоррегированного возраста. До этого времени будет множество ложноотрицательных результатов, которые объясняются все той же незрелостью ребенка, но вызывают огромное число лишних волнений. Позднее становление слуховой функции приводит и к более позднему началу гуления, сложностью с речью ребенка в дальнейшем. Комплексные особенности приводят к тому, что ребенок позже начинает говорить и множество звуков произносятся неправильно (возможно ребенок их так и слышит). Все это постепенно нормализуется, но большинству недоношенных детей потребуется помощь логопеда и желательно начинать занятия раньше, чем рекомендуют доношенным детям, например, в 2.5-3 года, в зависимости от общего развития ребенка.

Что происходит с иммунной системой недоношенного ребенка?

Обязательно ли он будет часто болеть простудными заболеваниями?

Многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом развеяли предубеждение о «слабости» иммунной системы недоношенного ребенка. Так же, как и у доношенных детей, она формируется в первые три года жизни и по показателям отличается незначительно. Так же, как и доношенные дети, при вскармливании грудным молоком, формирование иммунной системы проходит более быстро и активность ее выше, но не настолько, чтобы сказать, что без грудного молока ваш ребенок совсем не защищен.

Почему же недоношенные дети чаще и тяжелее болеют? Здесь есть несколько объяснений: недоношенные дети чаще посещают медицинские учреждения, где высок риск инфицирования. Недоношенных детей очень охраняют родители, нередко перегревают и этим тормозят развитие иммунной системы. Недоношенные дети при заболеваниях часто развивают бронхоспазм, дыхательную недостаточность, их чаще госпитализируют и чаще назначают антибиотики, что также ослабляет формирование иммунной защиты. Все это определяет подходы и тактику, которым должны следовать родители недоношенного ребенка, и научить этому должен врач, который знает особенности ребенка и, самое главное, не боится того, что он родился недоношенным.

Надо ли делать недоношенным детям прививки?

Надо и обязательно! Собственно, прививки именно для них. Так как крепкий и сильный ребенок, скорее всего, легко перенесет любую инфекцию, а вот для «незрелого» и мало защищенного недоношенного ребенка любая тяжелая инфекция может стать фатальной.

Раньше врачи-неонатологи делали отвод для недоношенного ребенка до года. Сегодня эта концепция пересмотрена во всем мире. Доказано, что иммунная система именно в первые месяцы жизни больше готова к выработке антител. Посудите сами: любой ребенок рождается совершенно «стерильным» и уже с первых секунд сталкивается с множеством вирусов, которые распространены вокруг нас, да и с бактериями, которые населяют поверхности и наши тела. Однако он с достаточной легкостью защищает себя, кроме ситуации сверх массированных воздействий (отделение реанимации, значительные скопления больных детей и взрослых).

Однако ограничения все же есть – это и острые состояния, которые являются временными, но абсолютными противопоказаниями к прививанию, и некоторые хронические состояния: и это, прежде всего, поражение центральной нервной системы. К таковым относятся абсолютные противопоказания – декомпенсированная гидроцефалия и судороги.

И все же только лечащий врач может сказать, готов ли ваш ребенок к проведению прививок, подробно объяснить вам, какие прививки и от каких заболеваний требуются вашему малышу, нужны ли какие-то обследования, например, ЭКГ или ЭЭГ. Это очень важное решение, требующее больших знаний врача, уверенности в своих силах и вашем ребенке. С другой стороны, важность этого решения состоит в том, чтобы максимально защитить вашего ребенка от возможных тяжелых инфекций, которых, к сожалению, предостаточно в любом обществе, понимая, как трудно будет переносить эти заболевания недоношенный ребенок.

Что такое профилактика респираторно-синцитиальной вирусной инфекции и зачем ее проводить?

Одним из серьезнейших заболеваний недоношенного ребенка на 1-ом году жизни является РСВ инфекция. Это очень распространенное заболевание. В сущности, практически все дети до 2-х лет хотя бы однократно переносят эту вирусную инфекцию.

Протекает эта инфекция как простуда, но особенностью ее является поражение нижних отделов дыхательных путей, по типу пневмонии или, терминологически, альвеолита. Альвеолит – это воспаление самых конечных участков дыхательных путей – альвеол, где и происходит газообмен. Таким образом, если воспаляются альвеолы, то человек начинает задыхаться от недостатка кислорода и накопления в организме углекислого газа. Особенно тяжело протекает эта инфекция у недоношенных детей, у которых и так очень незрелое бронхо-альвеолярное дерево, у многих имеются признаки бронхо-легочной дисплазии. В тяжелых случаях дети требуют госпитализации, проведения реанимационных мероприятий, ИВЛ, антибиотикотерапии и т.д., не говоря уже о тяжелой психологической травме у малыша и у всей семьи.

С течением времени, сталкиваясь с этим вирусом, ребенок вырабатывает антитела и после 2-3 лет вирус становиться практически не опасным и заболевание протекает как обычное ОРВИ.

Но! Эти 2 года надо прожить. В последние годы был разработан, создан и широко распространен препарат, который представляет собой очищенные антитела к респираторно-синцитиальному вирусу. Введение этих антител предохраняет ребенка от заболевания, но не только этим вирусом, но и другими схожими вирусами и ребенок в целом начинает меньше болеть.

На сегодня в стране есть препарат СИНАГИС, очень дорогой по цене, так как является сверхочищенным моноклональным антителом. Для эффективного предохранения от вируса требуется 3-4 введения с промежутком в 30 дней в наиболее опасный эпидемиологический период – примерно с ноября по март. Введение препарата является не вакцинацией, а пассивной иммунизацией: когда не организм ребенка вырабатывает антитела, а они вводятся уже готовыми. Поэтому требуется неоднократное введение в течение первого года со строго выдержанными промежутками.

В ближайшее время, возможно, в стране будут и другие препараты подобного действия, скорее всего, более дешевые и доступные. Но это еще требует проверки.

Мы попытались в доступной форме рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах первого года жизни недоношенного ребенка. Все они требуют внимания, наблюдения и своевременного лечения.

Еще раз повторим, зачем нужно следить на первом году жизни недоношенного малыша:

  • Развитие ребенка, становление его психо-моторных функций требует ежемесячной оценки одним специалистом. Вы должны внимательно наблюдать за малышом, чтобы как можно правдивее и объективно рассказать врачу о поведении ребенка.
  • Прибавка массы, что указывает на достаточность всасывания и усвоения питательных веществ. Для недоношенных детей свойственно снижение аппетита, и иногда это большая проблема накормить такого ребенка. Чем более не доношен ребенок, тем в большей степени выражено нарушение усвояемости питательных веществ и хуже прибавка массы. В этом случае использование специальных препаратов, улучшающих энергетическое состояние клеток, могут помочь справиться с этим.
  • Профилактика или при необходимости лечение рахита.
  • Профилактика и при необходимости лечение анемии.
  • Облегчение ребенку «кишечных колик», контроль за состоянием желудочно-кишечного тракта, коррекция срыгиваний. Рациональное вскармливание. Обязательная консультация для решения вопроса о своевременности введения прикорма.
  • Контроль состояния нервной системы, своевременное проведение специальных обследований для определения созревания структур мозга, для контроля проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии (если у вашего малыша было кровоизлияние или перивентрикулярная лейкомаляция, если он перенес менингит или энцефалит).
  • Контроль состояния дыхательной системы, особенно если ребенок более 3-х суток был на аппарате искусственной вентиляции легких. Помните, что в случае формирования у ребенка бронхо-легочной дисплазии необходимо внимательно наблюдать за окраской кожи ребенка и его дыханием (ребенок начинает дышать «тяжело» и часто), так как возможны периоды обострений (при каждом сомнении лучше обратиться к наблюдающему вашего малыша врачу). Если такой малыш заболеет, у него часто развивается «обструктивный синдром», который требует срочного лечения.
  • Контроль состояния сердца, особенно у детей с бронхо-легочной дисплазией. Таким детям особенно важно контролировать физическую нагрузку, дозированно назначать массаж и физические методы реабилитации.
  • Контроль состояния опорно-двигательного аппарата, в частности тазобедренных суставов, так как нарушение развития этих суставов не позволит ребенку правильно сесть, встать и ходить.
  • Контроль состояния органов зрения
  • Контроль состояния органов слуха.

Таким образом, проблем очень много. Одновременно лечить все практически невозможно – малыш просто не выдержит такой нагрузки. Поэтому при оценке состояния ребенка необходимо определить первоочередную задачу, которая в большей степени нарушает нормальное развитие малыша и требует срочной коррекции. Только специалист может решить это.

Счастья, здоровья и удачи вам и вашим малышам!

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Рождение ребенка - большая радость в семье. И не нужно делать трагедии, если событие произошло раньше срока. Конечно, развитие недоношенного ребенка по месяцам в первые годы жизни будет отличаться от обычного, но не во всех случаях эта разница будет колоссальной.

Рожденные раньше времени

По устоявшейся традиции, недоношенными считаются дети, родившиеся на 37-й и ранее неделе беременности. Американская академия педиатрии сейчас пересмотрела этот срок до 39, но пока остальной мир придерживается прежней классификации.

Наиболее распространенный срок, когда рождается недоношенный ребенок - 7 месяцев, поэтому в обиходе таких детей часто называют семимесячными.

При определении необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья малыша, больше ориентируются не на время его появления на свет, а на степень развития. За основной критерий принимается вес, который не превышает 2,5 кг. В зависимости от этого показателя, рожденные раньше срока детишки и разбиваются на категории:

  • I степень - 2 - 2,5 кг.
  • II степень - 1,5 - 2 кг.
  • III степень - 1 - 1,5 кг.
  • IV степень - до 1 кг.

В первых двух случаях говорят об умеренной недоношенности, в остальных - о глубокой и экстремальной.

Современная медицина достигла столь высокого уровня, что способна сохранить жизнь даже полукилограммовому младенцу - но это, к сожалению, не стало триумфом науки. Практически все эти дети имеют огромные проблемы со здоровьем, и общество оказалось перед большой нравственной и этической дилеммой.

На постсоветском пространстве шансы выжить появляются у малышей, вес которых при рождении не менее 800 г, а с увеличением этого показателя тревога за дальнейшее благополучие крохи уменьшается.

По статистике, около 80% преждевременно рожденных детей имеют минимум проблем и считаются практически здоровыми. Если вес недоношенного ребенка - 2 и более кг, для него и стандартный календарь прививок не пересматривается, и в целом уход не особо отличается.

Существенные отличия

Если проводить сравнительные характеристики, следует иметь в виду, что, кроме веса, который у доношенного малыша составляет более 3 кг, есть ряд других отличий, характерных для ребят, родившихся раньше срока:

1. Состояние кожи: не розовая и упругая, а дряблая, полупрозрачная, с желтоватым или красноватым оттенком.

2. Практически полное отсутствие подкожного жира.

3. Слабо развитые безусловные рефлексы - сосание, глотание и т. д.

4. Вместо громких требовательных воплей - тихий, иногда и вовсе беззвучный плач.

5. «Повышенная лохматость» (впрочем, доношенные дети тоже рождаются с пухом).

6. Иные пропорции тела - голова больше, ножки короче, пупок не по центру живота, а ближе к лону.

Конечно, различия не ограничиваются внешними признаками. Незрелая печень, слишком эластичный и проницаемый кишечник, малый объем желудка, недостаточная секреция (пищеварительные соки, слюна, слезы) - все эти незаметные глазу, но весьма существенные особенности недоношенных детей диктуют свои условия по уходу за ними.

Маму, разумеется, в первую очередь интересует не состав и количество ферментов, а вполне конкретные вопросы: как гулять, кормить, одевать, купать - в общем, как с ним жить?

Шубы-грелки-одеяла

При глубокой (менее 1,5 кг) и экстремальной (менее 1 кг) степени недоношенности первые недели жизни ребенок проведет в больнице, в отделении реанимации и/или интенсивной терапии. Функции организма крохи, родившейся на таком раннем этапе развития, очень ограничены. Он не может самостоятельно есть, сохранять тепло, дышать и т. д.

Когда персонал лечебного учреждения сочтет состояние малыша удовлетворительным для того, чтобы ограничиться домашним уходом, мама получит самые подробные инструкции по обращению с ним. Надо сказать, что зачастую эти инструкции бывают несколько противоречивыми - тут уж придется ориентироваться на собственный здравый смысл.

В первую очередь нужно иметь в виду, что, поскольку весят недоношенные дети мало, а подкожного жира у них нет, то способность к сохранению тепла у них минимальна. Таких малышей действительно нужно поначалу греть и кутать. В стационаре режим температуры и влажности поддерживают в специальных боксах - кувезах, либо греют малышей с помощью источника лучистого тепла (лампы).

В домашних условиях будет достаточно грелок и одеял. Рекомендуемая температура воздуха в спальне - 25 градусов. Если ребенок тепло одет и укрыт, а его вес перевалил за 2,5 кг, есть смысл эту температуру постепенно уменьшать - до 20-22 градусов. Известный доктор и телеведущий Е. Комаровский вообще рекомендует класть ребенка спать при температуре 16-18. Для малыша, который достиг 3,2 кг веса, это совершенно нормально, и уж конечно, не должен постоянно находиться в шубе и купаться в кипятке недоношенный ребенок (7 месяцев).

Следует уделить особое внимание и влажности помещения, особенно когда в нем тепло: гигрометр должен показывать не менее 50-60%. Слюнные железы у родившегося раньше срока малыша работают плохо или не работают вообще, слизистые оболочки недостаточно развиты. Ничего хорошего от их пересыхания ждать не приходится, поэтому лучше его не допускать.

Попытаться наладить грудное вскармливание

Опытные родители часто смеются над собой в прошлом: «У нас только и было, что две проблемы: замерз или голодный». Разобравшись с первым пунктом, хорошо бы решить вопросы и со вторым.

Мировое медицинское сообщество определилось с главной рекомендацией: лучшей едой для новорожденного ребенка является материнское молоко. Точка.

Никакая смесь, даже самая дорогая и «специально разработанная», не способна его заменить, и кормление недоношенных детей не является исключением. Пользу и удобство грудного вскармливания невозможно переоценить.

В делах питания на первое место выходит недостаточность рефлексов (сосание, глотание), общая слабость и недостатки пищеварительной системы. Крайне редко матери разрешают приложить недоношенного ребенка к груди сразу после его появления на свет.

Обычно первое кормление крохи происходит через 4-6 часов после рождения - и тут важно содействие персонала в организации естественного вскармливания. Если молоко в груди есть, не нужно в спешке предлагать новорожденному смесь для недоношенных детей: лучше сцедить и накормить маминым - через зонд или бутылочку.

В первые десять дней необходимую дозировку молока рассчитывают по формуле Роммеля: число дней жизни + 10 = количество молока на 100 г веса. Потом будет проще: дитя съедает за день приблизительно одну пятую от своей массы.

Вовремя успокоиться

Прикладывать к груди сильно недоношенного ребенка (1,5 кг при рождении) рекомендуют лишь на третьей неделе жизни. Опытные мамы скажут, что в большинстве случаев это бесперспективно: привыкший к бутылочке ребенок может «перейти на маму» только ценой невероятных усилий, на которые не каждая женщина способна.

Причина заключается в том, что из груди молоко надо еще добыть, а недоношенный малыш устает очень быстро. Отчаиваться не нужно: миллионы детей выросли на искусственном вскармливании и стали здоровыми, умными и красивыми. Если ребенок отказался от груди, сцеживания не приносят результата или молока вовсе не было - нужно приобрести специальную смесь для недоношенных детей (или любую другую, но качественную) и успокоиться на этом. Спокойная и счастливая мама намного важнее любой, даже самой полезной еды.

В первый месяц преждевременно рожденные детишки могут плохо набирать вес, зато потом темпы растут так, что только держись: такое впечатление, что им прекрасно известно, что нужно наверстывать упущенное. Следить за прибавкой в весе, росте, окружностях грудной клетки и головы нужно обязательно. Для этого достаточно каждый месяц посещать участкового педиатра. Особо нервным мамам можно порекомендовать приобрести (а лучше - взять напрокат) специальные весы. Родительницы смогут взвешивать детеныша самостоятельно, и душа их будет спокойна.

Гуляние

Малыша, родившегося раньше срока, берегут еще неистовее, чем остальных. Нельзя сказать, что все бесконечные меры предосторожности идут и тем и другим на пользу. Да, недоношенного малыша не надо бросать в прорубь и часами держать на морозе (как и самого обычного), но некоторые рекомендации о том, что «гулять с недоношенными детьми можно только при температуре не менее 25 градусов» выглядят не только странно, но и безответственно. Официальная педиатрия ответственно заявляет, что детеныш весом от 2,8 кг вполне может гулять при морозе не более 10 градусов.

Участковые педиатры, как правило, осторожничают: по «минус пять» на каждый месяц жизни.

Так что если родился недоношенный ребенок в ноябре, не нужно сидеть в четырех стенах, ожидая первых весенних гроз - после того как первый страх прошел, а необходимая жировая прослойка появилась, нужно постепенно приучать его дышать свежим воздухом - сначала на балконе, по 2-3 минуты, по 5, по 10. Если на дворе - 5-10 градусов мороза, существуют разные решения: организовать прогулки на застекленном балконе или тесно прижатым к маминому телу (есть такие специальные костюмы). В общем, гулять - полезно, а сидеть взаперти - вредно. Исходя из этого постулата и следует планировать пребывание на свежем воздухе.

Купание

Купание новорожденного - процедура необходимая и с точки зрения гигиены, и с позиции закаливания. В этом отношении следует ориентироваться на реальное развитие недоношенного ребенка по месяцам: если оно соответствует полугодичному возрасту, сколько бы ни было «по паспорту», не имеет значения.

Поначалу детишек купают в теплой воде и теплом (25-28 градусов) помещении. Для экстремальных и глубоких степеней недоношенности в течение первых трех месяцев рекомендуется кипяченая вода. К этому врачи относятся по-разному, но в целом это не повредит.

Закаливающие процедуры должны присутствовать обязательно, как только ребенок наберет достаточный вес и достигнет уровня развития «обычного» новорожденного. Снижать температуру воды от теплой до прохладной следует постепенно.

Отставание в развитии не критично

Как правило, развитие недоношенного ребенка по месяцам происходит в той же последовательности, что и доношенного. Единственное отличие - отставание на более или менее продолжительный срок. В среднем это - 1,5-2 месяца, если речь идет о детях с умеренной степенью недоношенности.

Так, если обычный детеныш начинает держать головку в 2 месяца, то родившийся раньше срока - в 4, вертеться - к 5 и восьми соответственно и т. д. Чем старше малыш, тем быстрее ситуация будет выравниваться. Для этой категории нередкой считается ситуация, когда недоношенному ребенку год - и он уже практически ничем не отличается от годовалой детворы. Конечно, если дитя родилось намного раньше срока, ему понадобится больше времени, чтобы догнать сверстников, но очень отрадно, что к моменту окончания стандартного декретного отпуска абсолютно все будут в порядке - в том числе и те, которые родились полуторакилограммовыми.

Конечно же, развитие недоношенного ребенка по месяцам сильно зависит от родительских усилий. Все, что рекомендовано для «обычных» малышей, для преждевременно родившихся - обязательно. Говорить, прикасаться, правильно кормить, адекватно одевать.

Эффективные вспомогательные средства: массаж и гимнастика

Одними из них способов ускорить процесс роста и развития и догнать ровесников справедливо считаются массаж и гимнастика. Важно подчеркнуть, что экстремальными и глубокими степенями недоношенности должны заниматься профессионалы. В этом случае к домашним занятиям не рекомендуется приступать ранее, чем ребенку исполнится полгода (календарных).

В остальных случаях начинать массаж можно на 2-3 неделе жизни, а физкультуру - с одного-полутора месяцев.

Массаж новорожденного включает в себя все элементы - поглаживания, постукивания, растирания и разминания, только исполняется все это намного осторожнее (особенно когда объектом являются недоношенные дети). Сначала нужно просто гладить - без нажима, минуя суставы и позвоночник, потом - приступать к более интенсивным прикосновениям.

Движения должны быть направлены снизу вверх. Мышцы аккуратно и бережно разминаются, по ребрышкам постукивают кончиками пальцев. Каждая смена элементов предваряется поглаживанием. Поначалу массаж будет продолжаться не более 2-3 минут. Со временем продолжительность нужно увеличить до 10 и более (тут уж как воспринимает малыш - заставлять не нужно).

Приобщая детеныша к физкультуре, следует призвать на помощь рефлексы. Когда мама, массажируя крошечные ступни, нажмет на подушечку под пальцами, она сможет изумленно наблюдать, как сожмутся пальчики крохи. А если по внешней стороне стопы провести от пятки к мизинцу - они смешно растопырятся.

Можно воспользоваться и рефлексом ползания: уложить детеныша на живот и подставить под ступни ладонь. Он будет довольно ощутимо отталкиваться - важно следить, чтобы прямо по курсу не было стены или стол внезапно не закончился: удивительна способность некоторых детей преодолевать значительные для них расстояния таким способом.

Полезен будет и хватательный инстинкт - попробуйте подсунуть в ладошку палец: малыш его обязательно попробует ухватить. Если проделать подобное с двумя руками одновременно, можно умиляться, как он тщится приподняться над поверхностью стола.

На первых порах нужно ограничиться безобидными упражнениями. Не следует активничать, интенсивно сгибать, крутить и т. п. Важность и польза массажа и гимнастики давно доказана - чтобы подстегнуть развитие недоношенного ребенка до года, их часто назначает педиатр, и родители вынуждены договариваться со специалистом или посещать в строго установленное время поликлинику.

Пусть профессионалы делают свое дело, но ежедневный массаж в исполнении матери имеет неисчислимые преимущества, поэтому ему обязательно стоит научиться.

Важные моменты

Ничего особенно трагичного в рождении ребенка раньше срока нет, и это не должно быть источником постоянного стресса и самоедства для молодой матери. Случается всякое, главное - он жив, здоров и обязательно догонит своих товарищей.

Для того чтобы не пропустить ничего тревожного в процессе развития крохи, необходимо тесно сотрудничать с квалифицированным специалистом. Роль врача тем более значима, чем серьезнее степень недоношенности ребенка. И в этом случае не нужно уповать на небеса. Если участковый педиатр по объективным причинам не устраивает родителей, будет гораздо лучше, если они воспользуются своим законным правом и выберут другого врача.

Особенно тщательным образом должно отслеживаться возможное возникновение проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются недоношенные дети: последствия раннего появления на свет, к сожалению, имеют место.

Нервная система, зрение, слух, опорно-двигательный аппарат должны пребывать под постоянным наблюдением. Раннее обнаружение недостаточного развития зрения, слуха и др. даст возможность максимально скорректировать недостаток и минимизировать дальнейший ущерб.

17 ноября — Международный день недоношенного ребенка, который был учрежден в 2009 году по инициативе Европейского фонда заботы о новорожденных пациентах.

Осталась позади беременность — пора радостного и, вместе с тем, тревожного ожидания. Наконец-то долгожданный малыш появился на свет, но, увы, раньше предполагаемого срока. Разумеется, вы волнуетесь и задаетесь массой вопросов.

Ведь вам предстоит столкнуться с множеством проблем, поскольку кроха поторопится появиться на свет, а его организм не готов к самостоятельной жизни. Поэтому малыш требует к себе повышенного внимания и бережного ухода.

Недоношенный ребенок: основные понятия

Сразу после рождения определяется, насколько недоношен малыш, так как от этого зависит дальнейшая тактика лечения и создание условий для выхаживания.

При этом учитывается два основных критерия: масса тела при рождении и гестационный срок или возраст (количество полных недель беременности к моменту родов).

Степени недоношенности

Первая степень недоношенности — роды на сроке 34-36 недель и шесть дней. Вес при рождении — от 2001 до 2500 граммов. Прогноз благоприятный, как правило, без создания особых условий для выхаживания. За исключением случаев, когда имеются другие состояния либо заболевания — например, инфекция, родовая травма, длительный безводный период.

Вторая или средняя степень недоношенности — ранние роды на сроке 31-33 недели и 6 дней. Вес при рождении — от 1501 до 2000 граммов. Прогноз благоприятный при оказании своевременной медицинской помощи, а также в условиях оптимального вскармливания и ухода.

Третья или тяжелая степень недоношенности — очень ранние роды на сроке 28-30 недель. Масса тела при рождении — от 1001 до 1500 грамм. Прогноз не совсем благоприятный, хотя многие из этих детей выживают. Однако в последующем они длительно находятся на выхаживании и получают лечение в связи с различными заболеваниями.

Четвертая степень или глубокая недоношенность — экстремально ранние роды на сроке до 28 недель. Вес при рождении — до 1000 грамм (экстремально низкий вес). Согласно статистике на этом сроке каждый пятый малыш рождается живым.

Однако прогноз неблагоприятный. Малыши, которые родились живыми до 26 недель, к сожалению, в 80-90% случаев погибают к месячному возрасту, а из тех, кто родился на 27-28 неделе — около 60-70%.

К тому же у глубоко недоношенного малыша в силу незрелости всех органов и систем возможно развитие многочисленных патологических состояний и заболеваний. Поэтому вопрос о дальнейшей судьбе малыша рекомендуется решать совместно с акушером-гинекологом, неонатологом и мамой ребенка. При этом родителям объясняются все последствия и необходимость длительного выхаживания.

«Постконцептуальный возраст» или «постконцептуальный период»

В медицине применяются эти понятия, когда указывается возраст ребенка либо период после рождения согласно сроку беременности, если бы она еще продолжалась.

Поэтому характеризуя недоношенного ребенка (внешний вид, особенности развития и другие признаки), обычно приводятся недели в соответствии с гестационным возрастом.

Рожденный раньше срока: как выглядит недоношенный ребенок?

Конечно, недоношенный кроха внешне отличается от доношенного малыша, но многое зависит от гестационного возраста.

Основные внешние отличительные признаки недоношенных детей

Умеренная недоношенность: I-II степень

* Мышечный тонус несколько понижен, но в основном малыш активный.
* Кожа розового цвета, а подкожно-жировой слой умеренно истончен.
* Пушковые волосы (лануго) отсутствуют коже на лица с 32-33 недели, а начиная с 35-37 недели — обычно уже на всей поверхности кожи.
* Соски и околососковые области (кожа вокруг сосков) хорошо заметны и пигментированы (окрашены).
* Первые изгибы на ушных раковинах возникают на 35-37 неделе.
* Обычно телосложение пропорциональное: размеры головы и длина конечностей (рук, ног) относительно туловища имеют нормальные размеры.
* Пупок располагается ближе к центру живота, но все равно — несколько ниже, чем у доношенных малышей.
* Ногти, как правило, достигают краев пальчиков (ногтевого ложа).
* Наружные половые органы развиты неплохо. У девочек половая щель практически закрыта. У мальчиков яички находятся у входа в мошонку (в верхней трети), но иногда имеется односторонний крипторхизм (одно яичко не опускается в мошонку).

Глубокая недоношенность: III-IV степень

* Из-за пониженного тонуса мышц ребенок лежит с вытянутыми руками и ногами.
* Кожа темно-красного цвета, тонкая и морщинистая (как у старичка), нередко отечная, обильно покрыта пушковыми волосами.
* Подкожно-жировой слой истончен.
* У малыша несколько непропорциональное телосложение: размер головы большой по отношению к длине тела, а конечности короткие сравнительно с туловищем.
* Пупок располагается в нижней трети живота.
* Соски и околососковые области слабо пигментированы и плохо видны.
* Ушные раковины мягкие, не имеют извилин и бесформенные, прижаты к голове и расположены низко.
* Ногти у крохи недоразвиты и обычно не достигают до кончиков пальцев.
* Черепные швы открыты, малый, большой и боковые роднички имеют большие размеры, а кости черепа мягкие.
* Наружные половые органы недоразвиты. У девочек большие половые губы не прикрывают малые половые губы, поэтому половая щель зияет (раскрыта). У мальчиков яички обычно еще не опустились в мошонку.

Однако следует помнить, что не всегда у одного и того же малыша все признаки недоношенности проявляются одинаково четко и ярко в соответствии со сроком гестации. Нередко бывает так, что одни из них более выражены, а другие менее.

Жизнь вопреки всему…

Касательно недоношенных детей имеется общая тенденция : частота заболеваемости, смертности и инвалидности увеличивается по мере уменьшения срока гестации.

Однако прогноз остается всего лишь прогнозом и не является гарантией или приговором . Поскольку одни недоношенные малютки наперекор всем мрачным оценкам борются, выживают и растут здоровыми детьми. Тогда как другие малыши тяжело выхаживаются, а иногда даже погибают, хотя, казалось бы, изначально имеют более благоприятные данные.

Почему так происходит? Вопрос лучше адресовать Матушке Природе. Увы, ответ на него мы, скорее всего, не получим. Однако, пожалуй, можно объяснить этот феномен стремлением некоторых малышей цепляться за жизнь любыми способами.

Отсюда вывод: с каждым прожитым днем шансы выжить у малютки значительно повышаются.

Поэтому в следующем материале мы поговорим об особенностях физиологии недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста на момент рождения. Напрямую с ними связано успешное выхаживание, приспособление к жизни вне утробы матери и здоровье недоношенного малыша.

врач-ординатор детского отделения