Сценарий «Медовый Спас» народное гуляние. Сценарий праздника «Медовый Спас

Сценарий развлечения «Пришёл Спас…»

Цель:

Приобщение детей к русским народным традициям.

Задачи:

Познакомить детей с православным праздником «Яблочный спас».
Создать радостную атмосферу праздника.

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания.

Атрибуты к празднику :

Аудио запись русской народной музыки

Яблонька (искусственное дерево)

Корзина с фруктами (орехи, яблоки, груши, виноград)

Декоративные тарелочки (2шт)

Стулья (2шт)

Д/и «Сложи яблоко»

Костюмы для Скоморохов и ведущей.

Ход развлечения

Дети-малыши рассаживаются на спортивной площадке (по группам). Дети старшего дошкольного возраста приглашаются в зал.

Звучит звон колоколов («Суздальские колокола»)
В зал входят дети в русских народных костюмах.

Ведущий:
Снова праздник открываем,
Новый спас мы отмечаем.
Яблочный, а не медовый,
Празднику вы все готовы?

Дети: Готовы!

Дети по-очереди:

1 ребёнок : В это яблочное лето
Закрома полным-полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2 ребёнок : Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далёко грусть,
Возит яблоки лошадка
Пахнет яблоками Русь!
3 ребёнок : Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.

4 ребёнок : На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит

Группа девочек исполняет песню «К нам гости пришли», музыка А.Александрова

Ведущий: Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных

праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый

Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. В этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освящают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко - символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник-Ореховый Спас, празднуется он 29 августа.

Видеоклип - «Преображение Господне»

Дети старшего дошкольного возраста выходят на спортивную площадку.

Звучит весёлая народная музыка.

Ведущий 1: С праздником вас, детушки – малолетушки!

И большие озорные да веселые такие.

Пусть звучит тут звонкий смех,

Праздновать зову я всех.

Ведущий 2: И мы тоже скучать не станем

Лучше танцевать все станем

Эй, веселый народ,

Заводи-ка хоровод!

Исполняется хоровод «На горе-то калина» (русская народная песня), исполняют дети старшего дошкольного возраста.

Ведущий 1 : Спасы праздновали как прощание с летом.

Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!

Звучит шелест листвы.

Что это? Я слышу шелест листочков. Смотрите, да это к нам

сама Яблонька пожаловала.

На площадку вносят дерево – Яблоню.

Ведущий 2 : Да как много наливных яблочек на ней: краснобоких,

аппетитных, сочных да спелых. А вот какие загадки было

принято загадывать на праздник Яблочного Спаса.

Ведущий вызывает по одному детей из разных групп, которые «срывают» яблочки с загадками с дерева. Ведущий зачитывает загадки (на яблочках), дети отгадывают.

1.Круглое, румяное

С дерева упало -

Любое в рот попало (яблоко)

2. Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко (яблоко)

3.Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (яблоня)
4.В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу на букву «Я»
Он начинается друзья (яблоко)
5.Белым цветёт
Зелёным висит
Красным падает (яблоко)
6.Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь. (яблоко)
7. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

8.Зеленое да красное,

Кислое да сладкое,

Здоровье деткам обещает,

Во второй спас угощает (яблоко)

9.Вот ещё для вас загадка,

И отгадка у ней сладка.

Начинается на «я»

И кончается на «я».

А на каждой ветке – детки.

Детки тоже с буквы «я». (Яблоня, яблоки)

Ведущий: Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь,
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Ну-ка, сколько нарожала?
Будем кушать до весны.

Игра «Кто быстрее перенесёт яблоки» (по цепочке)

Дети делятся на четыре команды. Впереди на расстоянии от команд стоят корзинки (по одной для каждой команды) с одинаковым количеством яблок. Даётся старт. Дети (первые) берут по одному яблоку и передают его по цепочке последующим детям, а сам игрок (первый ребёнок) бежит и садится на место. Кто быстрее перенесёт яблоки, тот и выиграл.

Появляется девочка Машенька из сказки «Маша и медведь»

Машенька: Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы весело проводите время.

(звучит музыка из этого мультфильма «Ты варись, моё варенье»)

А варенье вы умеете варить? (Ответ детей). Я мишке уже

Ведущий: Машенька, наши ребята хорошо помогают своим мамам, и сейчас

могут сварить дружно компот.

Дети становятся в круг.

У мамы (или) в кастрюле кипела вода (взявшись за руки, быстро идут по кругу)

И фрукты прыгали прямо туда.

Эй, яблочко,(груша, слива, персик, вишня, черешня), в кастрюлю скорее ныряй, (ребенок- соответствующий «фрукт» заходит в круг)

А мама, компот, варить продолжай. (На повторении дети идут в другую сторону).

Проводится игра «Варим компот»

В конце игры угощают Машеньку компотом.

Машенька: А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками, а с яблоками

Да грушами, картошкой да морковкой. Только чтобы нам

поиграть, нужно мои корзиночки разобрать!

Проводится игра «Разложи по корзиночкам фрукты и овощи. (Играют дети младшего-среднего возраста).

Машенька прощается и уходит.

Звучит весёлая русская пляска, под которую на площадке появляются скоморохи.

Конопатый скоморох: Я, ребята, скоморох,подходи поближе.

На моём лице горох появился рыжий.

У кого веснушки есть, и окрас, ох, ярок,

Мы тому подарим здесь яблочный подарок.

Рыжий скоморох: Я скоморох, скоморох,рыжий скоморошка.

На твоих щеках горох, на моих - морошка.

Здравствуйте, гости званные,

Дорогие и желанные.

Конопатый скоморох: Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Рыжий скоморох: Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Конопатый скоморох: На столе в стакане сок –

Дети: Яблочный.
Конопатый: Выпекается пирог –

Дети: Яблочный.
Рыжий скоморох: Аромат плывет в садах –

Дети: Яблочный.
Рыжий скоморох : И румянец на щеках –

Дети: Яблочный!
Оба скомороха: Кто румяней всех на свете?
Все: Это яблоки и дети!

Конопатый: Молодцы, ребята!

Рыжий: А сейчас мы так поиграем:

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

  1. 1. Если на Яблочный Спас сухой день – то осень будет

Дети: сухой,

Если дождливый – то зима будет

Дети: суровой.

Конопатый: 2.Пришел Спас – всему час:

Дети: плоды зреют.

Рыжий: 3. Какой второй Спас – такой и

Дети: январь.

Конопатый: 4. Яблочный Спас – встреча

Дети: осени

Рыжий: 5. Яблочный Спас - всему час:

Дети: шубу припас.

Конопатый: 6. Второй Спас – держи рукавички

Дети: прозапас.

Рыжий: Второй Спас –

Дети: яблочко припас .

Рыжий: Погоди, это что ж получается: всё у нас про яблочный

спас, да про яблочный спас?

Конопатый: Ага. А ты знаешь почему? (Рыжий скоморох мотает головой.)

Рыжий скоморох: А давай у ребят спросим?

(Ответы детей.)

Рыжий: Яблочный Спас издревле на Руси считался главным

праздником лета. С этого дня можно срывать спелые

Конопатый (обращает внимание детей на мольберты):

Вот так яблоня! Сама

Протянула ветку: «На!»

Только яблоки поспеют,

Раздаёт их, не жалеет.

Яблоню просить не надо,

Угостить любого рада.

Рыжий : А где же яблоки?

Конопатый: Да вот же, на дереве.

Рыжий: Дерево вижу, листья вижу, а яблок не вижу.

Конопатый (удивлённо): Ой, и правда, яблок нет. (Плачет.)

Рыжий: Не расстраивайся, дружок. Было бы дерево, а яблоки и нарисовать

Эстафета «Дорисуй яблочки» (проводят Скоморохи)

Конопатый : Вот какие чудные яблоньки у нас получились.

Праздник яблок объявляем

Спелых, сочных, наливных.

Что на ветках поспевают,

Кто из нас не любит их?

Рыжий: Ребята, а что можно приготовить из яблок? (Ответы детей.)

А я очень люблю яблочный сок. Давайте наш урожай яблок отвезём

на консервный завод, где нам сделают яблочный сок, а зимой мы

будем его пить.

Эстафета «Отвези урожай на завод».

Ведущий: Яблок урожай большой

Всё для нас сей час с тобой

За плетнем высоким нашим

Мы сейчас его покажем!

Русская народная игра «Плетень» (команда девочек и команда мальчиков – руки у обеих команд переплетаются «как плетень» становятся в шеренги друг против друга.

1.Под русскую народную песню один плетень подходит ко второму,

кланяется и отходит. То же делает 2-ой плетень.

2.«Плетень» рассыпается – дети пляшут где (выполняют любые

танцевальные движения). По окончанию пляски надо быстро собрать свой

Конопатый : Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод « По малину в сад пойдем», музыка А.Филиппенко, исполняют дети старшей и подготовительной группы

Рыжий: Скажи, а мы яблочки только зимой есть будем? Может, хоть одно

осталось? Так яблочка хочется.

Конопатый : Ну ладно, вот тебе немного, угости ребят.

Ведущий: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

Аттракцион «Кто быстрее съест угощения!»(играют дети средней группы)

(Кусочки фруктов на тарелке под салфеткой. Двое помощников держат тарелки перед играющими. Нужно, не притронувшись руками к кусочкам, съесть их.)

Рыжи й: Собирайся, детвора!

Ждёт нас новая игра!

Игра «Собери яблоко»

Игра «Накорми друг друга»

Конопатый: Наш праздник яблочный на славу,

Друзья, сегодня удался!

Все - победители по праву,

Кто лучше и сказать нельзя.

Рыжий: Ох, яблочный Спас,

Начинаем перепляс!

Танец с платочками, исполняет группа девочек.

Ведущий: Со спасом ВеликимЯблочным

Всех поздравляем,

Здоровья, веселья

Мы всем пожелаем!

Ведущий: А сейчас своих друзей

Приглашаем поскорей

На празднике поплясать

Свою удаль показать.

Пляска «Калинка», русская народная мелодия, исполняют все дети в кругу по показу музыкального руководителя.

Ведущий: На нашем празднике сегодня присутствует священник, Отец

Алексий. Он сейчас расскажет откуда пришёл к нам праздник

Яблочный Спас.

Проповедь Священнослужителя.

Батюшка окропляет святой водой яблоки и детей.

Всех детей и гостей угощают Яблоками.

(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 768

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Ход развлечения:

Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)

Август устали не знает, заглянув во все сады,

Он в корзины собирает золотистые плоды,

Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,

А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.

Собираем в августе

Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.

Самуил Маршак

Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)

Знаете ли вы – что август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Есть первый Спас – Медовый,

Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).

Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.

(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Хозяйка пасеки:

Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)

– Где цветок, там и медок.

– В добром доме и вода что мёд.

– Был бы мёд, а мухи найдутся.

– На красивый цветок и пчела летит.

И пчела не на себя работает.

– Трудится, как пчела.

Одна пчела много мёду не наносит.

– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.

Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Мёда принесёт в свой дом.

Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок один найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

Хозяйка пасеки:

А теперь мы поиграем.

Игра «Собери цветок»

У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.

Хозяйка пасеки:

На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.

Хозяйка пасеки:

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (Оса.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (Шмель) .

Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Хозяйка пасеки:

Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».

Выбираем ласточку считалкой:

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).

Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.

Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

Ирина Харук

Сценарий фольклорного праздника для двух старших и двух подготовительных групп. В празднике отражены традиционные, обрядовые,народные игры свойственные только для этого празднества .

Спас – всего про запас !

Сценарий для старшего дошкольного возраста.

Цель : ознакомление детей с народным праздником – Спасом : Медовым , Яблочным, Хлебным (Ореховый) . Показать красоту праздника , познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Воспитывать любовь к русской культуре.

Ведущий 1 :

В августе у мужика три заботы : и косить, и пахать и сеять. В августе отмечают : Медовый , Яблочный, и Хлебный (Ореховый) спас . Сегодня мы покажем как русские люди отмечали праздник спаса .

Ведущий 2 :

А почему их было три?

Ведущий 1 :

Все дело в том, что Спас –это праздник сбора урожая , а как известно, разные плоды поспевают в разное время. Вот и получилось из одного целых три праздника .

Ведущий 2 :

И вот на нашем празднике –ярмарке мы представим их все. Встретим хозяев праздника .

Песня : «К нам гости пришли» .

1 Зазывала : Привет детвора! Как у вас дела?

2 Зазывала : Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас !

1 Зазывала : Эй, народ не зевай, пятками доставай!

2 Зазывала : Пляши,гуляй, только рот не разевай!

Ведущий 1 : И так первый «Медовый спас » . Начинали качать мед. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку. Пчелки всех медом угощают , ведь он помогает от всех болезней.

Давайте посмотрим игру «Пчелы» в неё играли дети в старину.

Игра «Пчелы»

1 Зазывала : Яблоки ранет, яблоки! Кому яблоки!

Яблоки ранет, каких на свете лучше нет!

2 Зазывала : Кому яблоки продать? Кому дешево отдать? Грушевый! Ананас! Купи дочка про запас !

Ведущий 2 : А следующий спас называется –Яблочным.

А назывался он Яблочным потому, что с этого дня начинался сбор и заготовка яблок. Есть яблоки до этого дня нельзя было, в этот день яблоки несли в церковь и освещали. Только после этого вся семья садилась во дворе своего дома под развесистой яблоней. И чего только не бывало на этом столе –яблоки во всех видов : печеные, медом политые , фаршированные, яблочные пироги, оладьи, лепешки, яблочный квас, компот –вкусно и весело.

Ребятишки забавлялись –яблоки с горки катали –чьё дальше укатится.

Игра «Катание яблок с горки»

Считалка «Катилось яблочко»

Хоровод «Веселый хоровод»

Веселей, хоровод! Все ребята рады!

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из саду придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Песня : «Яблочко»

I.Яблочко, яблочко соку спелого полно.

Ой люли, ой, люли, соку спелого полно.

II.Так свежо и так душисто, так румяно золотисто.

III. Будто медом налилось видны семечки на сквозь.

Вот так справлялся медовый спас !

Зазывала : Вот орешки! Вкусные орешки.

Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Отгадайте загадку : Маленький мужичок –костяная шубка!

(это орех)

А это подоспел Ореховый Спас !

Заходят дети : Чики –чики –чикалочки

Едет Ваня на палочке

Дунька на тележке

Щелкает орешки.

Игра «Орехи» .

Загадка :

В лесу на полянке стоит орешник в зеленом кафтане.

Богач и невелик

А орешками наградит.

В день праздника орехи , свежее выпеченный хлеб несли в церковь для освещения, и только после освещения разрешалось все это есть. Деревенские ребятишки весь день грызли орехи и играли с ними.

1 Зазывала : Глядите, не моргайте, рот не разевайте.

Ворон не считайте, подешевле покупайте.

2 Зазывала : Давай, давай! По дешёвке выбирай

Небывалого случая три года ждут!

В этот день –Орехового Спаса на горе крестьяне продавали холсты, полотенце. Отсюда и название –«Спас на полотне » .

Игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы холста, свернутого жгутом. С возгласами «Тени холст будет толст» . Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

1 Зазывала. Все ли песни перепели! Пели –не напелися

Пели –не напелися, сели разревелися! Ой

2 Зазывала. Я иду по коридору, гуси серые за мной.

Здесь на ярмарке, веселой, как нам весело с тобой!

Ой подруга дорогая не пора ли нам сплясать

1 Зазывала. Гармонист играть нам станет, а мы будем танцевать. Два медовых пирожка , картошку рассыпучую.

Общая русская пляска

Песня «Будьте здоровы»

Ведущий 1 : Вот так разумно, мудро в старину у русских крестьян сочетался труд и отдых. Они умели потрудиться на своих полях и садах, взрастить плоды своего труда,а потом, когда был собран урожай –они умели словно повеселиться

Ведущий 2 : Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал весной и летом –теперь долгая зима была не страшна.

Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о старинном русском празднике Спаса , о трех Спасах : Медовом , Яблочном,да Орехово –Хлебном. И теперь вам будет понятно русская поговорка.

Первый Спас –на меде стоит .

Второй Спас –яблоки едят .

Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают.

А теперь милости просим к нашему столу!

(подводим детей к трем столам. Ну –ка попробуйте угадать, на каком столе от какого спаса угощения ) Дети

На первом столе –мед, медовые пряники , медовый квас .

На втором столе –яблочные пироги, яблоки.

На третьем столе –булочки, домашний хлеб, орешки.