Кораблик русская народная сказка. «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем
По морю плыл кораблик. Обычный такой кораблик – с белыми парусами, якорем, кормой и трюмом, ну и вообще всем, что полагается иметь приличным кораблям.
И плавать бы ему, конечно, как всем остальным. Но кораблик был маленький, несмышленый совсем. Непонятно даже, кто его такого выпустил-то в открытое море. Поэтому как-то раз захотелось ему поиграть в подводную лодку. Нырнул он мачтой вниз и поплыл, как заправская субмарина. Плывет себе, фырчит, барахтается, пузыри пускает – все как надо. Плыл так, плыл, да и сам не заметил, как доплыл до той стороны мира.
А с той стороны мира все так страшно и непонятно, что просто жуть. Буря бушует, с громом и молниями. Ветер так свищет, что того и гляди подхватит кораблик и унесет его куда-нибудь на скалы, да так что одни только щепки и останутся. Тем более что кораблик-то маленький, разбить его проще простого.
Испугался кораблик, нырнул снова на дно. Решил спрятаться и переждать некоторое время – вдруг на той стороне мира погода переменится. Залег он на дно да и уснул – еще бы, утомился бедняжка от всех переживаний. Ведь на ту сторону мира заплыть – это вам не просто так, на такое не каждый решится.
И вот спит себе кораблик и видит, что никакой он будто бы не кораблик, а большая белая птица. И летит эта птица высоко-высоко над водой – так плавно, так красиво и стремительно, что кораблик ей (то есть собой) просто не мог не залюбоваться.
А потом кораблик проснулся. И решил выглянуть – как там погода наверху. Высунул краешек мачты на поверхность – а там без изменений. На той стороне мира, если хотите знать, вообще всегда такая погода. Взгрустнул было кораблик, но тут вспомнил свой сон. И подумалось ему – а что если попытаться взлететь, как та птица? Кораблик был совсем молоденький и оттого бесстрашный (он только крыс боялся). И вот он поднял все паруса, собрался духом – и вынырнул.
Ветер тут же подхватил его и закружил. Странно, - только и успел подумать кораблик, - это совсем не так как во сне. В этот момент его тоненькая мачта жалобно хрустнула и переломилась пополам. А вскоре и паруса, его красивые белые паруса превратились в клочья. А когда ветру наскучила новая игрушка, он швырнул ее на скалы и полетел дальше. И от кораблика остались одни щепки.
В тот же вечер на этой стороне мира пьяный боцман одного из судов выхватил револьвер из-за пояса и застрелил альбатроса, приняв его за привидение своей покойной матушки, божье ей царствие. Птица издала протяжный пронзительный крик, похожий на скрежет, и рухнула вниз. Боцман перекрестился и пошел пить дальше. А волны сомкнулись, и уже невозможно было различить – что это белеет, тело птицы или пена морская.
Короткий рассказ Сутеева «Кораблик» любят слушать и младшие детки, и ребята постарше. Главные герои сказки Цыпленок, Муравей, Жучок и Мышонок не умеют плавать, а Лягушонок смеется над ними. Друзья вместе собрали материалы, смастерили кораблик и отправились в путешествия. А Лягушонок остался сам. В сказке показывается, как дружно можно решить любое дело, и что не стоит смеяться над другими.
Сказка Кораблик скачать:
Сказка Кораблик читать
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек.
Мышонок - ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…
в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем ; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку про дружбу:Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).
II. Основная часть.
1.Подготовка к восприятию текстаПедагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пришли на речку.
Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул , хотел еще посмеяться , а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке , Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Педагог: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Педагог: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Педагог: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Педагог: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу , дружить, заботиться друг о друге.
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята.
4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем(Педагог показывает серию опорных схем к сказке . Среди них есть схемы , которые не подходят к данной сказке ).
Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Педагог: Найдите эту схему.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Педагог: Отберите схему.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Педагог: Отберите схему.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
III. Подведение итогов занятия
Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.