Кораблик русская народная сказка. «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем

По морю плыл кораблик. Обычный такой кораблик – с белыми парусами, якорем, кормой и трюмом, ну и вообще всем, что полагается иметь приличным кораблям.

И плавать бы ему, конечно, как всем остальным. Но кораблик был маленький, несмышленый совсем. Непонятно даже, кто его такого выпустил-то в открытое море. Поэтому как-то раз захотелось ему поиграть в подводную лодку. Нырнул он мачтой вниз и поплыл, как заправская субмарина. Плывет себе, фырчит, барахтается, пузыри пускает – все как надо. Плыл так, плыл, да и сам не заметил, как доплыл до той стороны мира.

А с той стороны мира все так страшно и непонятно, что просто жуть. Буря бушует, с громом и молниями. Ветер так свищет, что того и гляди подхватит кораблик и унесет его куда-нибудь на скалы, да так что одни только щепки и останутся. Тем более что кораблик-то маленький, разбить его проще простого.

Испугался кораблик, нырнул снова на дно. Решил спрятаться и переждать некоторое время – вдруг на той стороне мира погода переменится. Залег он на дно да и уснул – еще бы, утомился бедняжка от всех переживаний. Ведь на ту сторону мира заплыть – это вам не просто так, на такое не каждый решится.

И вот спит себе кораблик и видит, что никакой он будто бы не кораблик, а большая белая птица. И летит эта птица высоко-высоко над водой – так плавно, так красиво и стремительно, что кораблик ей (то есть собой) просто не мог не залюбоваться.

А потом кораблик проснулся. И решил выглянуть – как там погода наверху. Высунул краешек мачты на поверхность – а там без изменений. На той стороне мира, если хотите знать, вообще всегда такая погода. Взгрустнул было кораблик, но тут вспомнил свой сон. И подумалось ему – а что если попытаться взлететь, как та птица? Кораблик был совсем молоденький и оттого бесстрашный (он только крыс боялся). И вот он поднял все паруса, собрался духом – и вынырнул.

Ветер тут же подхватил его и закружил. Странно, - только и успел подумать кораблик, - это совсем не так как во сне. В этот момент его тоненькая мачта жалобно хрустнула и переломилась пополам. А вскоре и паруса, его красивые белые паруса превратились в клочья. А когда ветру наскучила новая игрушка, он швырнул ее на скалы и полетел дальше. И от кораблика остались одни щепки.

В тот же вечер на этой стороне мира пьяный боцман одного из судов выхватил револьвер из-за пояса и застрелил альбатроса, приняв его за привидение своей покойной матушки, божье ей царствие. Птица издала протяжный пронзительный крик, похожий на скрежет, и рухнула вниз. Боцман перекрестился и пошел пить дальше. А волны сомкнулись, и уже невозможно было различить – что это белеет, тело птицы или пена морская.

Короткий рассказ Сутеева «Кораблик» любят слушать и младшие детки, и ребята постарше. Главные герои сказки Цыпленок, Муравей, Жучок и Мышонок не умеют плавать, а Лягушонок смеется над ними. Друзья вместе собрали материалы, смастерили кораблик и отправились в путешествия. А Лягушонок остался сам. В сказке показывается, как дружно можно решить любое дело, и что не стоит смеяться над другими.

Сказка Кораблик скачать:

Сказка Кораблик читать

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…

в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем ; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».

Предварительная работа:


  • Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

  • Обсуждение нравственных поступков героев произведения.

  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пришли на речку.

Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул , хотел еще посмеяться , а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3. Содержательный и языковой разбор текста

Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке , Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Педагог: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Педагог: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Педагог: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Педагог: А его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу , дружить, заботиться друг о друге.

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке . Среди них есть схемы , которые не подходят к данной сказке ).

Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Педагог: Найдите эту схему.

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

Педагог: Отберите схему.

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Педагог: Отберите схему.

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Задание воспитателя

Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.