Что такое развивающей среды в доу. Понятие предметно-развивающей среды в доу

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает такое общение– это разновозрастная мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху.

Принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Одну из стен - рисовальную предоставляют в полное распоряжение детей. Например: «Стена творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей.Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. В ДОУ желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. Иметь материалы активизирующие познавательную деятельность.

Принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости («мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею» и т.д.).

- принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах- центрах; (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.).

Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал.

- принцип эмоциогенности среды,индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее семейной части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;

Принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.

Принцип учета половых и возрастных различий детей (Гендорный) - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной принадлежности (образовательная область «Социализация» № 655), так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми. А,следовательно, и разную предметно-развивающую среду:

1.Младший возраст.

В возрасте от двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность(я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов).

Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики».

2. Средний возраст.

С четырех до пяти лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной роли. (Я- девочка, и мне это очень нравиться. Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно-развивающей среды группы является поддержание у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала (уголок ряженья, где присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков)

3.Старший возраст.

Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола (мальчик с девочкой). В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые контакты. Надо организовать среду так чтобы девочки играли с мальчиками.

В работе Е.О. Смирновой «Дошкольное воспитание» №4, 2010 «Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды» автор указал 3 блока для оценивания:

1 блок - общий дизайн помещения; эстетика оформления, желательно единый стиль, «воздух» в помещении. Наличие разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности.

2 блок – организация пространства жизнедеятельности детей. Наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов.

3 блок – оценка игрушек и материалов, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность.

2.3 При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы: По материалам ФГАУ "ФИРО"

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2.Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

3.Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Организация развивающей среды в ДОУ

Организация центров активности в группе детского сада

Автор: Фролова Наталия Александровна воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» г. Серпухов
Назначение работы: данная публикация предназначена для воспитателей ДОУ педагогов дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по организации развивающей среды в группе детского сада
Цель :создание зоны комфортного пребывания ребенка в детском саду
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая, способствует установлению оптимального контакта с детьми. Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать, научится писать, строить и многое другое.
В группе все устроено для ребенка. Малыш найдет много удивительных предметов, игрушек, книжек, пособий и игр. Играя, ребенок станет большим и самостоятельным
Режим дня соответствует ритмам и темпам жизнедеятельности организма. Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка, не соблюдающего режим. В первом случае малыш более уравновешен, активен, у него преобладают положительные эмоции. Во втором - он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живущего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пищи, отдыха, активности.
Режим дня в нашем дошкольном учреждении соответствует всем основным требованиям:
-Прогулки организуются 2 раза в день (в летний период): в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - перед уходом детей домой (прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 20С и скорости ветра более 15 м/с);
- Домашние задания воспитанникам не задаются;
- В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся (организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивать продолжительность прогулок);
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.



Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.


Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.


В группе эстетически оформлены центры:

Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями: «Познание», «Коммуникация»


«Чтение художественной литературы»
Задачи: Формировать знания и интерес к изменениям в природе, учить отличать времена года по их характерным признакам, определять временные отношения (день – неделя – месяц), развивать зрительную и слуховую память, воображение, проявлять фантазию, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, развивать мелкую моторику рук.
Физическое направление представлено образовательными областями: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Центр оснащен оборудованием: обручи, мячи, скакалки, кегли, массажные дорожки, мат, лесенка, туннели.
Цель : Формирование потребности в ежедневной двигательной активности



Календарь природы, посезонное оформление центра: альбомы с картинками, папка-передвижка, стихи, приметы, поговорки; полочка с поделками и рисунками детского творчества, книжки-самоделки, комнатные растения, коробки с природным материалом (ветки, шишки, листья, песок, камни), разновидности круп, увеличительное стекло; напольные конструкторы (лего, пазлы, мозаика)



Социально-личностное направление представлено образовательной областью: «Социализация».



Задачи: Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные и нравственные способности, учить играть группами, развивать речь.



Настольный, пальчиковый, театр перчаток, театр вязаной игрушки, театр картинок, резиновая игрушка, ложковый, кокошники.


Художественно – эстетическое направление представлено образовательной областью «Художественное творчество»
Карточки для индивидуальной работы, баночки с цветными карандашами и фломастерами, трафареты, раскраски, альбомы с разными техниками изобразительного искусства, печатки, детское творчество.
Цель: Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.


Художественно – эстетическое направление представлено образовательной областью «Музыка»
Музыкальные игрушки (металлофоны, дудки, бубны, погремушки, гитара), картотека песен.
Цель: Знакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием, воспитывать интерес к музыке.
Центр коррекционной работы


Цель: восстановление утраченных функций глаз
Центр по правилам дорожной безопасности


Задачи:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие
Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление
Воспитывать грамотного пешехода.

Методическая разработка воспитателя ДОУ

ТЕМА: «Организация предметно игровой среды в дошкольном учреждении»

Содержание.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические обоснования необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в ДОУ.
4. Организация предметно - игровой среды и её влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Вывод.
6. Список используемой литературы.

1. Введение.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. Однако предметно-игровая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но обстановка, подход к организации среды остается тем же.
На современном этапе в педагогическом процессе, игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребёнка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Особое требование предъявляется предметно-игровой среде (что она отображает), поскольку среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта. От этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Содействовать развитию дошкольника может предметно-игровая среда, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребёнка к положительным действиям. А также может отображать орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующее агрессию, разрушительное поведение, травмирующую психику дошкольника. Даже может формировать у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.Т. Стрелкова и др.). Все вышесказанное доказывает актуальность темы данной работы.
Цель: Изучить теоретические основы построения предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие предметно-игровой среды.
2. Определить условия построения предметно-игровой среды.

2. Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды.

Образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребёнком и окружающим его миром. Ребёнок находит совою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребёнок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребёнка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого самоанализа личности (А.Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это - и условия жизнедеятельности ребёнка (В.С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П. Буева, Н.В. Гусева); это - и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Формирование «образа среды» является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.
Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через этическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребёнка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.
В дошкольном возрасте поведение ребёнка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребёнка к предметам и другим людям. Ребёнок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребёнком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребёнка, служит основой всех новообразований личности ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков - процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваиваются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Это действенное средства обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребёнка (А.В. Запорожец, С.Н. Новоселова).
Предметный мир, осознаваемый ребёнком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребёнка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребёнок, а также и другие окружающие его предметы.
Для ребёнка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребёнок, осваивающий окружающий его мир, - это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребёнок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребёнка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребёнку весь процесс осуществления действия, и он начинается выполняться самостоятельно.
Всякое предметное действие, производимое ребёнком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребёнку, которые могут возникнуть в ходе или в конце выполнения действия.
В ходе выполнения предметных действий ребёнок прежде всего усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общим назначением, и лишь зачем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условия осуществления действий с ним.
А.П. Усова считает, что деятельность ребёнка в игре развивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т.д.). Изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строительный - возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребёнок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё), и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком («мама», «продавец» и т.д.).
Усова также отмечает, что процесс освоения предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-, четырёхлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее играют в игрушки.
Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. По мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предметно-пространственная среда должны ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребёнка предметно-пространственная среда соответственно обновляется (Г.Ю. Максимова).
Е.А. Лазарь определяет следующие типы взаимодействия со средой, влияющие на характер самоопределения личности. Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни. Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде.
Предметно-пространственная среда - это условие рассмотрения возможностей ребёнка в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития, заданного самим ходом культурно-исторического процесса. Одна из задач педагогики развития - выработка у ребёнка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой исторически очерченных сфер человеческой культуры.
Предметно-пространственная среда - это одно из условий разворачивания психического развития ребёнка изначально как процесса саморазвития.
Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребёнок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н.Н. Поддъяков, В. Кудрявцев).
Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина); другие - что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребёнка (В. Кудрявцев).
Авторы программы «Истоки» характеризуют среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.
Изучая вопрос организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.
Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития (типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. представляют «ключ» к освоению действительности, законов ее организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы - это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств.
Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребёнка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребёнка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его потребности, стремления и способности.
Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) - мелки, краски, кисти, сангины, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань - позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.
Для правильно организованной развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрельникова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают концепцию построения развивающей среды в ДОУ. Авторы концепции убедительно доказывают, что окружающая ребёнка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должны обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействий между людьми.
Мощным обогащающим фактором детского развития, утверждает С.Л. Новоселова, является социокультурное окружение и его предметные среды. В концепции развивающей предметной среды С.Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Обогащающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. В концепции определены требования к развивающей предметной среде ДОУ:
1. система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других её видов);
2. соответствие предметной среды возможностям ребёнка, т.е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский);
3. соответствие среды структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков);
4. предметная среда, в которой действует ребёнок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Таким образом, психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых ХХ столетия: Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина и др.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребёнка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ.

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребёнка, утверждал Л.С. Выготский.
Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребёнка.
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных способностей.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиями.
Разработанные В.А. Петровским и его коллегами принципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
Рассматриваемая данный вопрос, С.Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребёнка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а времени на игру сокращается. Свобода достижения ребёнком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Принцип систематичности предполагает сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. Самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребёнка.
В последнее время во многих ДОУ компонентами предметно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т.д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая среды в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребёнка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять.
В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. В программе «Истоки» развивающая предметная среда определяется как «система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и ее личности»; авторами программы «Детство» развивающая предметная среда представлена как «развивающая материальная среда», организация которой заключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т.д.; в программе «Радуга» «предметно-развивающая среда» рассматривается как «серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для формирования у ребёнка правильных, неискаженных представлений о мире» и т.п. Проведенный анализ программных и методических материалов по дошкольному образованию позволил установить, что хотя в них в той или иной степени рассматривается развивающая предметная среда, однако вопросу ее организации уделяется недостаточно внимания.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.
В настоящее время рынок игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребёнка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства (возможность обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству.
Многие теоретики считают, что игра для ребёнка - это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель придумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т.к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность).
Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности.
В психологии и педагогике доминируют идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

4. Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.
При проектировании предметно-игровой среды в старших группах мы, прежде всего необходимо ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходить из сущности требований современной педагогики, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе.
Предметно-игровую среду в старшей группе организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации предметно-игровой среды учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы можно разработать примерную тематику сюжетно-ролевых игр например: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия», «Автосалон» и т.д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на север» и др.), игры по сказкам.
Для каждой темы игры определить цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержание этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн, постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.
Больше внимания уделялять организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация «Билайн», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк». Можно спланировать пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности должно быть более детализирована. Например, для игры «Экологи» можно предлагать детям планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория», паспорта на различных животных и растений и т.д., а для «Дизайнерской студии» - альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовать по коробкам, сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовать для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволит детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должен соответствовать эстетическим требованиям.
При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке провести анализ характера их игрового взаимодействия: выявить свои минусы и плюсы, обсуждать проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимать их правильные решения.
После проявления самостоятельности детей в играх: знаний правил; умения организовывать обстановку для игры; умения распределять роли и выполнять их; умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации; умения согласовывать свои действия друг с другом.
Дети будут принимать активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере использования предметно-игровой среды.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
целенаправленной организацией предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости - открытости учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребёнка;
реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка;
обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
представлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка;
ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
учитывать закономерности развития игровой деятельности,
соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов;
носить развивающий характер,
соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

6. Список использованной литературы.

1. Епончинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ / автореф. дис. конд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2001. 23 с.
2. Зайцев С.В. Школа оценки дошкольной среды / разработана в соответствии с программой «Сообщество». М., 2000. 12 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник. 6-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 416 с.
4. Коменик Н.П. Самовоспитание детей старшего в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф. дис. на соиск. учен. степ. конд. психол. наук. М.: МПГУ, 2000. 18 с.
5. Максимова Г.Ю., Русова Л.Г. Предметно-пространственная игра в контексте отечественной педагогики развития (в дошкольном проекте программы «Сообщество»). Актуальные проблемы педагогики: сб. научных трудов. Вып. 4. Владимир: ВГПУ, 2000. С. 35-40.
6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.Уголок театральной деятельности у детей первой младшей группы

Основные принципы организации предметно-развивающей среды в семейном детском саду

Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Правильно организованная предметно-развивающая среда в семейном детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с другими детьми, понимать и оценивать их чувства и поступки. При создании игрового пространства дома необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития и интересы каждого ребенка.

· полифункциональности – возможность гибкого вариативного использования игрушек и материалов в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка;

· дидактической ценности – возможность использования в качестве средства обучения детей;

· эстетической направленности – возможность для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства (в помещении должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво; хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного);

· эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – каждому ребенку, независимо от возраста в семейном детском саду должно быть обеспечено личное пространство, малышу: манеж и кровать, старшему: кровать и шкаф для одежды, место для хранения игрушек, личных вещей;

· учета половых и возрастных различий детей.

Кроме того, создание предметно-развивающей среды в семейном детском саду должно предусматривать условия для двигательной, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, коммуникативной, продуктивной, трудовой деятельности детей. Особое внимание уделяется также оснащению и освещенности помещений семейного детского сада.

Организация предметно-развивающей среды в семейном детском саду

Создание предметно-развивающей среды в семейном детском саду должно предусматривать условия для двигательной, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, коммуникативной, продуктивной, трудовой деятельности детей.

Так, для организации двигательной деятельности детей в квартире может быть оборудован спортивный уголок со шведской стенкой, кольцами, турником, массажной дорожкой и другими атрибутами. Для малышей от года до трех будут полезны игрушки-двигатели (каталки, коляски), а также каталки на палочке и веревочке как напольные, так и настольные. Для детей от 4-х лет и старше – кольцебросы, кегли, дартс, настольные игры: бильярд, футбол, хоккей и т.п. Организуя двигательную деятельность с детьми разного возраста, можно использовать предметы мебели и подручный материал, например стулья для подлезания, предметы для перешагивания. Необходимо иметь корзину для хранения мячей разных размеров, кеглей, наборов для спортивных игр на улице. Во время прогулок следует выбирать детские площадки, оснащенные различным спортивным оборудованием, качелями. Необходимо также уделять внимание релаксации, снятию психоэмоционального напряжения детей. Для этой цели необходимо иметь комплект дисков с релаксационной музыкой, звуками природы (пение птиц, шум моря и пр.), небольшой декоративный фонтанчик с водой, пуфики (кресла) или кресло-грушу с наполнителем.


Для организации игровой деятельности необходимо иметь свободное пространство, в пределах которого будут организовываться игры. В данном пространстве желательно разместить короба на колесиках для хранения игрушек и возможного использования их в различных сюжетах, предметы детской мебели (два-три стула, стол), складную ширму с набором карточек с различными названиями («Магазин», «Больница», «Кафе» и т.п.), а также игрушки, соответствующие возрастным и полоролевым особенностям детей, их интересам и склонностям. Предметы детской мебели также можно использовать для разыгрывания сюжетов. Пол должен быть застелен ковровым покрытием, для игр можно использовать подушки, покрывала и пр. Важно избегать избытка игрушек и материалов.

Для детей раннего возраста (от года до 3-х лет), принимая во внимание, что их ведущий вид деятельности – это действия с предметами, и учитывая характер игровой деятельности (игра не вместе, а рядом; отражение в игре непосредственно окружающего ребенка мира – сюжетно-отобразительная и предметно-игровая деятельность), желательно иметь реалистичные игрушки для самостоятельных простых сюжетных действий (большие куклы, лучше «говорящие», с набором одежды, постельных принадлежностей и «средствами гигиены», набор кукольной посуды – пластмассовый, набор овощей и фруктов, набор для игры в Доктора, наборы животных, транспортные игрушки – крупный самосвал, грузовик), а также предметы-заместители и вспомогательный материал: дощечки, коробки, веревочки и пр.

Для детей дошкольного возраста (с 3-х лет), учитывая то, что ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра и тот факт, что они часто объединяются для игр в пары, тройки, желательно иметь различные игровые наборы как для мальчиков, так и для девочек: «Маленький доктор», «Салон красоты», «Кафе», «Няня», «Автосервис», «Парковка», «Маленький мастер» и т.п., а также куклы различной половой, возрастной и национальной принадлежности, разных профессий с наборами одежды по сезонам; наборы посуды, небольшую кухонную плиту, игровые принадлежности для стирки белья, тематические машины средних и маленьких размеров, а также различные атрибуты (фартуки, халаты, шапочки и пр.) и предметы-заместители (картонные карточки («деньги»), кусочки бумаги, фольги, каштаны, желуди и пр. (еда в кафе), ленточки и т. п.). Необходимо также иметь несколько настольно-печатных игр с различными сюжетами, наборы для режиссерских игр (солдатики, фигурки животных, людей разных профессий и пр.), действиями которых ребенок руководит, режиссирует сюжеты.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности необходимо хорошо освещенное пространство, оборудованное детскими столами (2 шт.), стульями (4-5 шт.), местом для хранения коробочек с различными природными материалами, кусочкам бумаги различной фактуры. Желательно также иметь место для выращивания цветов и растений.

Для детей раннего возраста необходимо подобрать игрушки из материалов разной фактуры с различными наполнителями, выполненные из разных цветов, издающие различные звуки (шуршащие, звенящие и пр.), стимулирующие зрительное и слуховое сосредоточение. Для детей от 2-х до 4-х месяцев – это звучащие игрушки, погремушки, застежки на ручку, музыкальные карусельки и пр. Для детей от 3 до 6 месяцев – различные игровые музыкальные игрушки, мягкие обучающие игрушки (из различных материалов, с разными наполнителями). Для детей от 6-ти месяцев хорошо иметь пирамиды из различного материала (мягкие из ткани, пластмассовые), разного цвета (цвета основного спектра, яркие), наборы формочек, детский музыкальный центр с кнопочками. Для детей от года можно использовать простые заводные игрушки, игрушки с вкладышами.

Для детей младшего дошкольного возраста можно продолжать использование вкладышей, но в усложненном варианте, включать пирамиды с большим числом колец (6–10 эл.), рамки-вкладыши, матрешки.

Для развития мелкой моторики , восприятия и внимания необходимо иметь мозаику (диаметр 15–20 мм – для детей младшего дошкольного возраста, 5–10 мм – для детей среднего и старшего дошкольного возраста), шнуровки (деревянные и картонные) разной степени сложности, наборы деревянных кубиков (из 4–8 частей), разных геометрических фигур (разноцветных, разного размера, из пластмассы, дерева). Также необходимо иметь игрушки, различные по звукоизвлечению (колокольчики, барабан, бубен, игрушки-пищалки и пр.). Для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста помогут игры: лото, домино различной степени сложности, головоломки, парные, разрезные картинки, пазлы, стимулирующие способность к обобщению, классификации, а также настольно-печатные игры, сюжет которых предполагает усвоение и закрепление знаний об окружающей действительности, а также активизацию поисковых действий.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста в силу растущей познавательной активности важно иметь материалы для обследования и измерения предметов (лупа, магнит, линейки, бинокль, весы с гирьками, разнообразный бросовый материал, наборы семян, плодов, камешков, кора деревьев и пр., горшочки для высаживания растений, леечки, баночки и пр.), которые можно хранить в коробках с метками (например, зеленый лист – природные материалы; синяя гиря – измерительные приборы и т. п.). Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать специальные, адаптированные для дошкольников наборы для экспериментирования, а также видеофильмы о различных свойствах и характеристиках окружающего мира. Для прогулок важно иметь наборы, включающие в себя: лейки, грабли, совочки, сито, ведра различных размеров для знакомства с различными свойствами песка и воды.

Для организации чтения необходимо иметь комплект детской литературы, в который должны входить иллюстрированные сказки и рассказы для детей дошкольного возраста, рекомендованные образовательной программой дошкольного учреждения, а также детские журналы. Следует обращать внимание на реалистичность и красочность иллюстраций. В квартире нужно выделить хорошо освещенное место для детского чтения и рассматривания иллюстраций, а также небольшой стеллаж (лучше на колесиках с фиксаторами) для книг, которые были бы доступны для использования детьми. Можно использовать детский столик со стульчиками, а также небольшой детский диванчик или кресло для организации чтения детям.

Для организации музыкально-художественной деятельности желательно иметь или изготовить самим складную ширму, наборы кукол би-ба-бо, кукол-перчаток (можно по мотивам детских сказок), детские театральные костюмы или шапочки и манишки (изображающие разных персонажей), разные атрибуты (платочки, ленточки, перчатки, бусы и пр.), предметы русского народного творчества, комплекты репродукций художников, а также детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубен, металлофон, гармонь, кастаньеты и пр.). Для кукольных представлений можно использовать прямоугольный стол, накрытый тканью. Необходимо иметь декоративные элементы, картинки, шарики для украшения стен во время театрализованного представления, а также искусственные цветы для выступающих. Необходимо привлекать детей к декоративному оформлению помещений. Кроме того, обязательно должны быть в наличии комплект кассет или дисков с записями музыкальных произведений для детей, комплект видеокассет с записями концертов, представлений, соответствующих возрасту, а также по возможности – настоящий музыкальный инструмент (гитара или гармонь).

Организовать коммуникативную деятельность детей можно, создавая коммуникативные ситуации с помощью различных игрушек и предметов, например, в игровой деятельности при проигрывании сюжета с игрушками, в театрализованных постановках при разыгрывании костюмированной роли или с куклами би-ба-бо, в трудовой деятельности при распределении обязанностей и т.д. Для организации общения можно расположиться на диванчике или креслах, можно организовать обсуждение за столами, изучая свойства предметов при познавательно-исследовательской деятельности.

Чтобы организовать продуктивную деятельность детей, необходимо выделить специальное место для хранения материалов для рисования, лепки, аппликации, дизайна (бросового и природного материала, красок, кистей, карандашей, пластилина, глины, разнообразной бумаги и картона и пр.). Данный вид деятельности можно осуществлять за столами или на полу, используя большие рулоны бумаги для создания коллективных работ. Можно также иметь различные игровые наборы для создания поделок, несколько видов конструкторов с различным скреплением деталей для конструктивно-проектировочной деятельности детей. Кроме того, в комнате следует выделить полку, а также место на стене для выставок детских работ.

Для организации трудовой деятельности необходимо иметь предметы-орудия (молоток, лопатка, совочек и пр.), которые будут способствовать формированию простых трудовых действий у детей младшего дошкольного возраста, уменьшенные орудия труда, такие как щетки, метла, тряпки, лейки, совочки и пр., детские фартуки и перчатки для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которые будут храниться в специально отведенном месте (можно использовать специальный пластмассовый ящик) и применяться для осуществления посильных трудовых действий детей. Для знакомства детей с разными видами труда необходимо использовать иллюстрации, видеофильмы и живые примеры из жизни.

Необходимо отметить, что многие игрушки, оборудование и предметы можно использовать для обеспечения нескольких видов деятельности. Например, складную ширму можно использовать и для игровой, и для музыкально-художественной, и для коммуникативной деятельности. Складную палатку-тоннель можно использовать и для игровой, и для двигательной деятельности. Детский столик со стульями будет использоваться и для игровой, и для познавательно-исследовательской, и для коммуникативной, и для продуктивной деятельности. То же касается и игрушек, например, "говорящую" куклу с комплектом одежды можно использовать и для игровой, и для познавательно-исследовательской, и для коммуникативной деятельности, и для музыкально-театрализованной деятельности. Большую роль в создании благоприятных условий для воспитания и развития детей в условиях семейного детского сада играет умение воспитателя творчески подойти к организации пространства и соответствующей детской деятельности в его рамках.

ВОПРОС

Какие условия на участке должны быть созданы для проведения прогулки в зимний период?

ОТВЕТ

Для обеспечения качественной организации прогулки детей в зимний период необходимо соблюдение определенных требований и создание необходимых условий на территории дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Так, снег с середины участка следует сгребать, создавая из него снежные валы по периметру. Из снежных валов можно сформировать горки, валы для игр в прятки и снежки, сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа и др.

Главное требование при создании снежных построек – безопасность воспитанников. Поэтому постройки должны быть устойчивыми, не иметь острых торчащих частей (при наличии каркаса). С целью украшения снежных построек следует использовать красящие вещества растительного происхождения (пищевые красители, свекольный или морковный сок и др.).

Также на территории ДОО (спортивной площадке) сооружаются снежный лабиринт (с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м), стенка-мишень (шириной 30 см, высотой в рост ребенка), тоннели для лазания, подлезания (длиной 2–2,5 м), дуга-воротца, ледяные дорожки на участках или по периметру территории ДОО. Если позволяет территория, на спортивной площадке могут быть организованы небольшой каток, хоккейная коробочка. Любые сооружения на участках ДОО должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников той или иной группы, отвечать требованиям правил и норм техники безопасности.

При организации деятельности детей на участке в зимний период используются разные формы работы, направленные на обеспечение полноценного активного отдыха воспитанников, развития у них движений, положительных эмоций.