Что умеет делать 5 месячный ребенок. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

В этой статье:

К пяти месяцам ребенок немного прибавляет в весе и подрастает примерно на 15-18 см. При этом он продолжает активно развиваться и расти, его организм заметно укрепляется. А чтобы 5 месячный ребенок был крепким и здоровым важно его правильно развитие.

Двигательная активность

В этом возрасте ребенок может похвастаться хорошей подвижностью и гибкостью всех конечностей. Он может даже самостоятельно делать, сам того не ведая, «гимнастику». Стоит положить ребенка на животик он начинает поднимать головку, разводить ручки в стороны, а ножки поднимает вверх. При выполнении таких упражнений мышцы шеи и спины ребенка тренируются и укрепляются.

А поскольку ребенок очень подвижный и легко может переворачиваться со спины на животик и наоборот, то его не стоит оставлять одного на кровати во избежание его падения.

С каждым днем координация и точность движений у ребенка улучшается. Игрушки для 5 месячного ребенка полезно разложить вокруг него. Это будет стимулировать его ползать и переворачиваться.

В пятимесячном возрасте каждый ребенок норовит что-нибудь схватить. Такое действие является жизненно необходимым, чтобы можно было манипулировать с различными предметами.

Но кроме того что ребенку хочется все потрогать и пощупать, ему еще не терпится это и попробовать на вкус. Не зря многие советуют убирать все мелкие предметы подальше, в противном случае ребенок может ими подавиться.

Однако пощупать и потрогать малыш старается не только предметы, но и еду, погрузив, к примеру, в пюре или кашу свои пальчики и с удовольствием их вылизав.

В этот период жизни ребенок развивает свои ручки, сжимая и разжимая различные предметы. Не стоит ругать его за то, что он выбрасывает свои игрушки с кровати. Пусть это будет очередная веселая игра. Конечно, если у мамы уже нет сил, то следует переключить внимание малыша на какую-нибудь новую игрушку.

Все время, пока ребенок бодрствует, можно посвятить играм или совместной игровой гимнастике. Любой педиатр может отметить пользу от проведения гимнастики. Достаточно уделять этому всего 10 минут в день, а результат будет очевиден. Обычно упражнения очень просты и их выполнение доставляет малышу большое удовольствие: развести ручки в стороны, а затем скрестить их на груди; приподнять малыша за локотки, стимулирую его подняться на коленки, а затем на ножки. Можно придумать и свои упражнения, либо посоветоваться с врачом, а после сделать массаж. Полезно будет малышу устроить и водные процедуры.

Физиология и психология ребенка

Особенностью любого ребенка 5 месяцев от роду является большая любознательность. Он страстно желает изучить окружающий его мир, а в некоторых случаях может проявлять инициативу в общении с незнакомыми людьми.
Конечно, самым дорогим человеком для любого ребенка в таком возрасте являются его родители, поскольку они большую часть времени проводят вместе: кормят его, играют с ним, купают его и укладывают спать.

Однако любая мама может запросто «потерять» своего ребенка, если будет уходить на работу ранними утрами и постоянно оставлять свое чадо на попечении родственников, либо нанятых нянечек. Несмотря на то, что именно она его родила, родным человеком для малыша будет именно тот, кто большую часть времени проводит с ним. О таком факте привязанности своего малыша должна знать каждая женщина.

В таком возрасте дети очень любят, когда с ними играют его родители: от простой щекотки до подбрасывания вверх. Однако здесь нужно соблюдать меру и сильно не увлекаться. Стоит помнить, что переход от состояния, когда ребенку весело, а потом становится страшно, практически незаметен, что может нарушить психику малыша.

Игры конечно должны быть веселыми и энергичными, однако не стоит слишком активно играться перед сном, так как ребенок еще долгое время будет в возбужденном состоянии и ему трудно будет успокоиться, не говоря о том, чтобы уснуть.

Слух, зрение и речь

В пятимесячном возрасте у ребенка слух становится лучше. Он без проблем может узнать, с какой стороны исходят звуки. Может при этом выражать свои эмоции: если что-то не нравится, то он может заплакать или закричать; однако если ему что-то понравилось, то улыбка и смех тому подтверждение.

Стоит заметить, что для любого грудничка 5 месяцев самый приятный и желанный голос – мамин. Родителям стоит по возможности уделять больше внимания своему малышу, разговаривать с ним, называть окружающие предметы для обогащения его словарного запаса.

Проверить слух своего ребенка не сложно. Для этого на расстоянии 5-6 метров от ребенка можно хлопнуть в ладоши или сказать что-нибудь не громко. На любой изданный звук ребенок отреагирует, повернув головку в сторону источника звука, а найдя вас глазами, весело заулыбается. Однако если слух ребенка вызывает беспокойство, то следует обратиться к специалисту.

Ребенок в возрасте 5 месяцев уже способен заметно фокусироваться на том предмете, который ему показывают родители. Причем даже если водить им в разные стороны, малыш будет сопровождать его взглядом. Чтобы развивать глазные мышцы полезным будет одно упражнение: на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка расположить предмет яркого оттенка и водить им вверх-вниз, вправо-влево несколько минут, пока не надоест малышу.

Кроме того пятимесячный ребенок начинает издавать больше звуков, причем его личный звуковой запас постоянно пополняется.

Любопытный факт! Учеными было замечено одно характерное явление: вне зависимости от пола ребенка, его национальности и места проживания – они все издают идентичные звуки. Причем даже дети с ограниченным слухом.

Прогулки

Прогулки очень важны для любого подрастающего малыша. При этом мама может заметить, что он стал меньше спать, его больше стало интересовать все то, что происходит вокруг него: порхающие снежинки либо падающие капли дождя; бегающие по делам туда-сюда люди, машины; шелестевшая листва на деревьях; поющие птицы и многое другое.

Для малыша каждая прогулка – это новые впечатления, эмоции и настроения, поэтому очень важно включать в режим дня по возможности как можно большее количество прогулок. Особенно это касается летнего периода времени, поскольку зимой долго погулять вряд ли получится.

Прогулки хороши не только новыми впечатлениями, но положительным образом сказываются на здоровье ребенка: с каждой прогулка мозг насыщается очередной свежей порцией кислорода. Гуляя с малышом, каждой маме следует обо всем ему рассказывать и примечать для себя, на чем он заостряет внимание.

Сон

Как правило, сон 5 месячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, причем 10 часов из них – это ночной сон. Остальное время распределяется в течение всего дня. Обычно первый сон приходится после первого утреннего кормления и прогулки.

Второй раз малыш может заснуть после 13 часов, как раз после обеденной трапезы. Зачастую малыш может уснуть во время второй прогулки, что даже полезнее.

Третий раз ребенок может уснуть в промежутке от 17 до 19 часов.

Режим

Режим для 5 месячного ребенка очень важен, поскольку сказывается на его дальнейшем развитии. К тому же соблюдаемый порядок удобен и для самой мамы, которой также необходим отдых и силы.

Режим дня может выглядеть примерно так :

  • С 6 до 8 часов отводится на утренние процедуры и кормление;
  • С 8 и до 10 часов малыш может поспать;
  • С 10-10:30 до 11 часов начинается второе кормление;
  • С 11 и до 13 часов осуществляется дневная активность: можно заняться массажем, гимнастикой или пойти на прогулку;
  • С 13 до 14:30 показан второй дневной сон, который желательно проводить на открытом воздухе;
  • С 14:30 до 15 часов начинается третье кормление;
  • С 15 до 16:30 часов самое время поиграть с ребенком в активные и развивающие игры;
  • С 16:30 до 18:30 часов приходятся на третий сон, который желательно также проводить на свежем воздухе.
  • С 18:30 до 19:00 осуществляется четвертое кормление;
  • С 19:00 до 22:00 активное время для малыша;
  • С 22:00 до 22:30 последнее пятое кормление;
  • С 22:30 до 6 часов утра ночной сон.

При составлении режима дня для 5-месячного ребенка необходимо учитывать следующее:

  • Дневной и ночной сон должен быть 14-16 часов.
  • В дневное время ребенок может спать 2 или 3 раза, все зависит от его индивидуальных особенностей.
  • Ежедневно ребенок должен получать молока, молочной смеси либо прикорма в количестве от 360 до 1000 мл в течение всего дня.

Каждая мама сможет сама установить режим дня своему малышу с тем расчетом, чтобы и ей и ему было удобно.

Полезное видео о развитии ребенка в 5 месяцев

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся различать знакомые лица

Игра 1. «Семейный альбом»

В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных изображений помогает научиться различать знакомые лица за доли секунды.

Вам понадобятся

5 цветных фотографий лиц родственников размером 10х15 см, 2 листа картона или плотной бумаги, 5 коктейльных трубочек, клей, скотч и ножницы.

Как сделать игрушку

Вырежьте из листа картона карточки размером 10х15 см и наклейте на каждую из них по фотографии. Затем скотчем с задней стороны каждой карточки с фотографией прикрепите верхний конец коктейльной трубочки. У вас получилось 5 табличек с портретами родственников, которые мы можете показывать малышу.

План игры

1. Посадите малыша в кресло-переноску или расположите у себя на коленях таким образом, чтобы вы могли видеть его выражение лица. 2. Покажите один из портретов на расстоянии 30 см и удивлённо спросите: «Кто это?» 3. Дождитесь, пока ребёнок узнает лицо на портрете и улыбнётся, и подтвердите его правоту: «Да, это дедушка!» Если малыш не узнает родственника, улыбнитесь сами и скажите: «Это же дедушка!» 4. Повторите то же самое с остальными портретами. Обратите внимание, на какие лица малыш реагирует слабее всего, и постарайтесь сделать так, чтобы он чаще общался с этими родственниками.

Родителям на заметку

1. Портретов может быть больше, однако лучше включать в игру фотографии тех родственников, которых малыш видит чаще всего. 2. Не прикрывайте своё лицо чужим портретом во время игры. Это может запутать или даже напугать малыша. Смотрите на портрет вместе с ним. 3. По тем же причинам не используйте свой портрет во время игры – пусть это делает кто-то другой из родных. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7-8,4 кг при росте 63,8-68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1-7,8 кг и 61,8-66,2 см*.

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики. Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

У ребенка тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.

Возможно, малыш уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в “слова”, которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.

Самые шустрые дети уже отлично ползают, другие освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе - бессвязным лепетом. В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента.

Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки. Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки.

Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения. Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает.

Мама и папа - любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.

Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.

Питание

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается. Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800-900 г.

Если ваш врач принял решение о добавлении в детский рацион прикорма, то пришла пора угостить малыша фруктовым пюре. Начать лучше с небольшой порции (не больше 5 г) яблочного пюре, потом разнообразить меню пюре из банана, сливы, груши и персика. Если ребенок хорошо перенес введение фруктового прикорма, то количество пюре можно постепенно увеличить до 30 г. Также можно добавить в рацион малыша каши и овощное пюре.

Соблюдайте нормы потребления продуктов для детей этого возраста: овощное пюре - 50-100 г, каши - 50-100 г, фруктовое пюре - 5-30 г. На завтрак можно приготовить малышу гречневую или рисовую кашу и развести ее грудным молоком (или детской смесью при искусственном вскармливании). За один прием пищи ребенку можно выпить не более 50 мл сока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.

Уход за ребенком

Для пятимесячного малыша каждое купание - настоящее приключение. Повзрослевший ребенок умеет бить по воде ладошками и устраивать водопады из брызг. Играя, он учится реагировать на изменение окружающей среды: если вода летит прямо в глаза, кроха жмурится или отворачивает лицо.

Все движения в воде даются гораздо легче, поэтому ваш малыш с удовольствием будет учиться сидеть и ползать на животике.

Когда вы вытираете ребенка полотенцем, обязательно называйте вслух все части его тела, до которых дотрагиваетесь.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Пришло время спустить вниз игрушки, которые украшали манеж или кроватку, и на которые раньше малыш мог только смотреть. Простого наблюдения ему теперь не достаточно: каждую вещь нужно схватить, потрясти, повертеть и рассмотреть поближе. Если игрушки не предназначены для контактных игр, лучше уберите их совсем. В этом возрасте ребенку важно потрогать все, что его интересует.

Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.

Протягивайте руки к малышу и говорите “Оп!”, перед тем, как взять его на руки. Скоро малыш начнет тянуться ручки к вам навстречу.

Смотритесь вместе в большое зеркало: ребенок будет не только любоваться своим отражением, но и сравнивать его с вашим.

Когда малыш бодрствует, можно разложить рядом с ним несколько небольших игрушек. Со временем, он начнет различать их и выберет себе любимую.

Продемонстрируйте ребенку, как правильно произносить звуки «на ощупь». Положите его маленькие пальчики себе на губы и повторяйте за ним звуки, чтобы малыш ощущал вибрацию, когда вы их произносите.

Посадите ребенка к себе на колени и начните читать веселые стишки или петь веселую песенку. В конце каждого куплета или строфы устраивайте сюрприз: выделяйте голосом какое-нибудь слово или вставляйте в песню имя малыша в тот момент, когда он с вашей помощью подпрыгивает у вас на коленях.

Помогите крохе научиться принимать самостоятельные решения: дайте ему игрушку сначала в одну руку, потом в другую. Постепенно малыш сам научиться пользоваться обеими ручками по очереди.

Сон

Пятимесячные малыши спят около 16 часов в сутки*. Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее, но без ночного кормления пока не обойтись.

Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу и ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.

Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова - это тоже поможет ему быстрее успокоиться.

Колыбельная - проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно - мамин.

В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть закреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.

У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские прорезыватели из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).

Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.

7 голос, средняя оценка: 3,14 из 5

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Отправить

Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы – с одной стороны веселую, а с другой – печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

(1 оценили на 5,00 из 5 )