Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей. Игры для развития речи малышей

Игры по развитию речи. Старшая группа детского сада.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Лошадь – жеребёнком
Корова – телёнком
Дуд – жёлудем
Рыба – икринкой
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей

Хлеб – мукой
Шкаф – доской
Велосипед – железом
Рубашка – тканью
Ботинки – кожей
Сильный – слабым
Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Развивающие и обучающие игры для детей от 3 лет

"Кто кем (чем) будет?"

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.

Обратно. "Кто кем был?":

Лошадь - жеребенком


цветок - семенем

Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц.


Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А муха - это кто?"

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.


Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.


Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.


В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.


Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.


Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Жили-были...

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.


Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.


Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.


Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".


"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"


"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".


"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"


"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.


Детям 3-5 лет условия более простые.


Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.

ДВА КРУГА.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).


Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».


Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.



Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.


Что бывает длинным?(коротким)


Что бывает широким (узким)?


Что бывает круглым (квадратным)?


В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.


С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.


Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.


Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Живое - неживое.

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".


Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.


Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И.т.д.

Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.


Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.


1 вариант:

Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.


Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Распространение предложений.

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составление предложения с несколькими данными словами.
Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.


Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.

В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.

Рецепт раствора мыльных пузырей . Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь : мягкая игрушка (например, мишка).

◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Необходимый инвентарь : карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

◈ Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

◈ Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь : кукла или мягкая игрушка.

◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

◈ Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

◈ Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

◈ По очереди изображайте звонок телефона.

◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

◈ Меняйтесь ролями.

◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

◈ Потом меняйтесь ролями.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

◈ Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

◈ Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

◈ Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

◈ Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

◈ Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

◈ Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

◈ Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.

Одним из эффективных способов развития речи являются игры, которые должны сопровождать ребенка с момента его рождения. Их выбор огромен, а мы постарались систематизировать занятия, способствующие речевому развитию ребенка, по возрастным группам: для раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

В своем речевом развитии каждый ребенок проходит несколько этапов, на каждом из которых осваивает определенные умения и навыки:

  • Предречевой этап
  • Этап образования звуков и становления активной речи
  • Этап обогащения словарного фонда
  • Этап сознательного усвоения речи с практическим использованием всех языковых средств

Для каждой возрастной категории детей на соответствующем этапе в качестве естественной стимуляции речевого развития можно использовать разнообразные речевые игры. Они способствуют формированию и совершенствованию следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Игры для развития речи у детей раннего возраста

От 1 до 6-ти месяцев

На предречевом этапе ребенок еще только готовится к овладению речью, но на голос он начинает реагировать уже со второй недели после рождения. Нужно ласково разговаривать с малышом во время купания, переодевания, кормления, убаюкивая петь ему колыбельные песенки. В течение первого месяца жизни младенец начинает следить за движущимися предметами. Внимание ребенка можно привлечь яркой игрушкой, а медленно перемещая ее из стороны в сторону развивать навык зрительного слежения.

Начиная со 2-го месяца с малышом можно играть в такие простенькие, но очень полезные игры, как «Откуда звук» и «Ку-Ку». Их основной задачей является развитие зрительного и слухового внимания. Звучащей игрушкой — погремушкой или пищалкой — издавать звуки на разном расстоянии и с разных сторон от ребенка, приговаривая: «А что это/где это у нас гремит/пищит?» Примерно так же играют в «Ку-Ку», каждый раз появляясь в разных местах и прячась, как только малыш находит объект взглядом.

От 6-ти месяцев до 1 года

Месяцев с 6-ти, когда у ребенка начинают образовываться первые звуки, можно играть с ним в такие общеизвестные народные игры для развития речи с движениями, как «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гули-гули, полетели», «Идет коза рогатая». В них рифмованные словосочетания сочетаются с различными движениями ручек и пальчиков, формируя чувство ритма, развивая общую и мелкую моторику, активизируя подражательные способности.

Когда ребенок начнет лепетать, постарайтесь добиться от него самостоятельных звукосочетаний и звукоподражаний, играя вместе в игрушки, занимаясь повседневными делами, гуляя на улице. Таких как НА, ДАЙ, БАХ, ТОП-ТОП, КУП-КУП, МЯУ, АВ-АВ, ЛЯ-ЛЯ и прочих. Разговаривать с ребенком нужно обычными полными словами и развернутыми предложениями, но подобные коротенькие слова повторять в подходящих ситуациях постоянно. Малышу легко их запомнить и воспроизвести. Именно они становятся его первыми словами.

От 1 года до 3-х лет

На 2-м году жизни игры для развития речи усложняются, в них появляются более сложные звукокомплексы, которые нужно воспроизводить, сопровождаемые скоординированными движениями:

  • Игра «Кто где?» тренирует голос и произношение некоторых звуков. Взрослый говорит: «Собачка – во дворе, гуси – на траве, коровка — травку жует, лошадка – тележку везет», а ребенок воспроизводит, как животные подают голос и двигаются.
  • В игре «Заинька беленький под елочкой сидит» малыш должен показать и рассказать, как зайчик замерз и дрожит (БР-БР-БР), скачет под елочкой (ПРЫГ-СКОК), убегает от волка (ОЙ-ОЙ-ОЙ) и прячется в «домике» (складывает ручки над головой, приговаривая ВОТ ТАК, ВОТ ТАК).

В раннем возрасте нужно обязательно читать малышу такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», а также разные детские стишки, потешки, прибаутки, рассматривать вместе с ним яркие картинки в книжках. По просьбе взрослых ребенок показывает, что нарисовано, повторяет слова, словосочетания, затем простые предложения.

Для детей раннего возраста, они просты в исполнении, легко запоминаются, улучшают общую координацию движений, и замечательно развивают детскую речь:

  • С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»
  • И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»
  • О.И.Крупенчук « Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»

Игры для развития речи у младших дошкольников

В возрасте от 3-х до 5-ти лет основной целью проведения речевых игр является накапливание словарного запаса наряду с активным формированием лексико-грамматического строя языка.

Игра «Узнай по описанию». Взрослый достаточно простыми словами описывает один из 5-7 реальных предметов – игрушек, посуды, овощей, фруктов, или картинку с нарисованными животными, птицами, которые лежат перед ребенком на столе: этот овощ растет в огороде, он красного цвета, круглый по форме, на вкус кисло-сладкий, его можно нарезать в салат; это домашнее животное с мягкой шерсткой и длинным хвостом, которое умеет мяукать и ловить мышей.

Выслушав описание, ребенок показывает и называет угаданный предмет. Если он уже достаточно хорошо разговаривает, пусть сам описывает что-то из лежащих перед ним предметов, а вы должны будете догадаться, о чем он говорил.

Для развития речевого дыхания очень полезно пускать , делать «бурю в стакане» — дуть в коктейльную трубочку, помещенную в стакан с водой, пускать кораблики в небольшом тазу, сдувать с ладошек снежинки из бумаги или кусочки ваты. Для формирования правильного произношения существуют специальные чистоговорки и скороговорки на разные звуки, их можно подобрать на любом логопедическом сайте в интернете.

Повторяя за вами какой-то стишок или озвучивая персонажа сказки, ребенок может по просьбе говорить громким или тихим голосом, в быстром или медленном темпе, с разной высотой голоса: грубо, как медведь, тоненько, как мышонок. Это прекрасно развивает силу голоса, помогает нормализовать темп речи, когда ребенок говорит слишком быстро или медленно.

Игры с конструкторами, выкладывание мозаики или пазлов, совместное изготовление , аппликаций, раскрашивание картинок, в первую очередь полезны для развития мелкой моторики рук, развития пространственного мышления и воображения. Но подобная деятельность ребенка очень благоприятно влияет и на развитие его речи. Поэтому формированию ручной умелости нужно уделять как можно больше внимания.

Игры для развития речи у старших дошкольников

Возраст от 5-ти лет и до поступления ребенка в школу является очень важным для формирования правильного произношения всех звуков речи, развития связной речи, подготовки к обучению чтению и письму.

Формированию звуковой культуры речи способствуют игры:

  • «Поймай звук» — взрослый перечисляет разные звуки, слоги, слова, ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук;
  • « Назови 5 слов» — ребенок придумывает слова на заданный звук;
  • «Найди нужные словечки» — ребенок объединяет картинки в несколько стопок по заданным звукам;

Развитию связной речи и обогащению словарного запаса помогают игры:

  • «Путаница» — взрослый говорит предложения, в котором слова перепутаны местами, ребенок исправляет ошибки;
  • «Я знаю 5 предметов» — взрослый говорит какое-то обобщающее слово: овощи, мебель, посуда, учебные принадлежности, а ребенок перечисляет 5 относящихся к ним предметов;
  • «Скажи наоборот» — взрослый называет слово, ребенок подбирает к нему противоположное по значению;
  • «Найди лишнее слово» — взрослый перечисляет по 4 слова, например: морковь, банан, помидор, огурец. Ребенок объясняет, почему слово банан «лишнее»;
  • «Сочини сказку» — взрослый называет несколько слов, например: слон, прогулка, собачка, друг, а ребенок придумывает с ними коротенькую сказочную историю;

Очень полезны загадки, они развивают логическое мышление, расширяют знания об окружающем мире и значительно обогащают словарный запас.

Игры, которые подготавливают к овладению чтением:

  • «Придумай слова на звук…»
  • «Посчитай, сколько звуков в слове»
  • «Придумай предложения по картинкам»
  • «Сосчитай, сколько слов в предложении»
  • «Найди такую же букву»
  • «Какие буквы нарисованы неправильно»

Своевременно и полноценно развитая речь является основным средством общения и способом познания окружающего мира. Существует огромное количество игр, которые сделают процесс ее развития увлекательным, познавательным, в которые можно играть дома, на прогулке, на специально организованных занятиях. Они помогают решить множество сопутствующих речевых задач: воспитать звуковую культуру речи, сформировать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Не ленитесь играть со своим ребенком, уделяйте больше времени его развитию, не перекладывайте эти функции на компьютер и телевизор. И тогда он вырастет грамотным, общительным, позитивным человеком, умеющим самостоятельно преодолевать любые трудности.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама