Экология 2 мл гр. Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №12

«РОМАШКА» г. ИЛОВАЙСКА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Методического Протокол заседания педагогического

совета Управления образования совета Дошкольного

администрации города Харцызска образовательного учреждения №12

«Ромашка» г.Иловайска

Донецкой Народной Республики Донецкой Народной Республики

от __________ № ___ от __________ № ___

Программа

работы профильной группы

«Войди в природу с другом»

младшего дошкольного возраста

на 2016-2017

(кол-во часов 8,5 или 34 занятия)

Иловайск

2016

РЕЦЕНЗИЯ

« Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими объектами постоянно перестраиваются. В связи с этим, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить и охранять природу

Для формированию экологического сознания дошкольников была разработана профильная программа «Войди в природу с другом». Через программу дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы; обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях; это и у них бережное отношение к природе, желание знать больше и развивает образное и конкретное мышление, зрительную и слуховую память, речь, внимание, восприятие.

Программа «Войди в природу с другом» предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи соответствуют достижению общей цели программы.

Каждый структурный компонент программы логически, последовательно раскрывает идею и взгляд на современное экологическое образование детей , которое должно быть нацелено на формирование стремления у детей не только к познанию окружающей природы, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний.

В программе раскрыта конкретная технология экологического воспитания младших дошкольников в условиях детского сада, планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям. Материал данной программы построен с учетом возрастных особенностей дошкольников 3-4 лет и рассчитан на 1 год. Структура программы предусматривает занятия по экологии во 2 младшей группе с сентября по май по 1 занятию в неделю продолжительностью 15 минут в первой половине дня. И опытно - исследовательская деятельность во второй половине дня.

Таким образом, профильная образовательная программа экологической направленности может быть рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей.

Заведующий ДОУ № 12 О.Н.Мандра

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В основу содержания программы легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» и программы Николаева С. Н. «Юный эколог»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачами программы являются:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,

воспитание духовно богатой личности.

Основные направления. :

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.) .

3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Методы, используемые для реализации программы:

Наглядные методы:

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ;

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов.

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты взаимодействия с детьми:

1.Развить у детей экологические представления о растениях и животных в природе, выделять характерные признаки.

2. Закрепить знания о разных объектах живой неживой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

3.Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

4.Сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

5. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

6. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Учебно – тематический план программы

Диагностика знаний и умений детей.

До свидания лето. Цветы на клумбе

Неживая природа осенью

Осень наступила: листопад

Овощи, фрукты

октябрь

Золотая осень: Деревья и кустарники осенью

Растения уголка природы

Грибы, ягоды

Перелётные птицы

ноябрь

Кот Мурлыка и его друзья

Поздняя осень

Золотая рыбка

Кто в лесу живет

декабрь

Птицы зимой

Водичка-водичка

Ёлочка – зелёная иголочка

январь

Волшебница зима

Секреты Снеговичка

Чудо - пузырьки

февраль

Жизнь на подоконнике

Жизнь под снегом

Домашние животные и детеныши

Конец зимы

Март

Весна в неживой природе»

Кругом вода

Секреты глины и песка

Я – человек

апрель

О растениях весной

В весеннем лесу

Комнатные цветы

Дети природы: цветы

Май

Поздняя весна

Насекомые – маленькие помощники

Чудо – огород

Береги живое!

Мониторинг знаний и умений

СЕНТЯБРЬ

«До свидания лето. Цветы на клумбе»

Цель: Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Неживая природа осенью»

Цель: Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва.Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми

«Осень наступила: листопад»

Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках. Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.

«Овощи, фрукты»

Цель: Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Расширять представления о выращивании овощных культур.

1. «Узнаем, какая вода»
Цель:
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель:
познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель:
познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

ОКТЯБРЬ

Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью»

Цель. Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники.

«Растения уголка природы»

Цель. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

«Грибы, ягоды»

Цель. Дать понятие о грибах и ягодах. Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Закрепить правила безопасного поведения в природе.

«Перелётные птицы»

Цель. Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель:
обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель:
познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель:
познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

НОЯБРЬ

«Кот Мурлыка и его друзья»

Цель: Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются, какую пользу приносят. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

«Поздняя осень»

Цель: Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

«Золотая рыбка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить называть вуалехвоста, отличать его от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки рыбок. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

«Кто в лесу живет»

Цель: Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Волшебные дощечки»
Цель:
определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель:
показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель:
определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

ДЕКАБРЬ

«Птицы зимой»

Цель . Дать элементарные представления о жизни птиц зимой, вызвать желание оказать птицам посильную помощь. Закрепить представления детей о целевом назначении и функции некоторых предметов зимней одежды. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.Формировать желание подкармливать птиц зимой.

«Водичка-водичка»

Цель. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Цель. Показать хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к кра соте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кус тарникам. Формировать эмоцио нальную отзывчивость на общение с живыми существами

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Горячо-холодно»
Цель:
научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель:
познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель:
выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

ЯНВАРЬ

«Волшебница зима»

Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

«Секреты Снеговичка»

Цель. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла

«Чудо - пузырьки»

Цель. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Игры с соломинкой»
Цель:
дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель:
познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель:
познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

ФЕВРАЛЬ

«Жизнь на подоконнике»

Цель. Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям.

«Жизнь под снегом»

Цель. Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому.

«Домашние животные и детеныши»

Цель. Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

«Конец зимы»

Цель. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель:
познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель:
познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

МАРТ

«Весна в неживой природе»

Цель. Показать особенности весеннего неба.

Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

«Кругом вода»

Цель. Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

«Секреты глины и песка»

Цель. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы

«Я – человек»

Цель. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрану и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Плавает-тонет»
Цель:
учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель:
научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель:
уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

АПРЕЛЬ

«О растениях весной»

Цель. Показать изменения, про исходящие с деревьями в ве сенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадки овощей. Формировать желание любоваться появившейся зе леной травкой и первоцветами.

«В весеннем лесу»

Цель. Знакомить с характерны ми особенностями весенней погоды. Расширять пред ставления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

«Комнатные цветы»

Цель. Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями. Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

«Дети природы: цветы»

Цель. Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель:
дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель:
наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель:
дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

МАЙ

«Поздняя весна»

Цель. Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.

«Насекомые – маленькие помощники»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы.

«Чудо – огород»

Цель. Дать представление о семенах растений. Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями.

«Береги живое!»

Цель. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе.

Опытно-исследовательская деятельность

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель:
расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель:
познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель:
учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Литература:

    Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

    Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

    Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

    Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.

    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.-631/

    Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.

    От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: 2015.

    Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика к программе «Войди в природу с другом»

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

    1 балл – ребёнок не ответил

    2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

    15 – 22 баллов – низкий уровень

    23 – 35 – средний уровень

    36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа № _____

Конспект занятия по экологии

во второй младшей группе

на тему «Путешествуем зимой»

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Задачи:

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;

Расширять представления о лесе и его обитателях;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;

Познакомить со свойствами льда и снега;

Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.

Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;

Беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных;

Чтение сказок о животных;

Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»;

Работа с родителями - вместе с детьми сделали кормушки;

На прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия .

Воспитатель . Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети . Зима.

Воспитатель . А как же вы догадались, что именно зима?

Дети . На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель . Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети . Широкая.

Дети парами проходят по дороге.

Воспитатель . Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети . К реке.

Воспитатель . Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети . Рыба.

Воспитатель . Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети . Холодно.

Воспитатель . Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель . Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети . По узкому.

Воспитатель . Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону.

Дети друг за другом проходят по мосту .

Воспитатель . Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес.

Он укутан белым снегом. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой... (Раздаётся храп медведя).

Воспитатель . А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети . Медведь.

Воспитатель . Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети . Спит в своей берлоге.

Воспитатель . А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети . Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель . Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети . Дикие.

Воспитатель . Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети . Синицы, снегири.

Воспитатель . Правильно, к нам прилетают синицы, снегири.

Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса.

Хозяйка леса. Здравствуйте ребята!

Дети . Здравствуйте.

Хозяйка леса . Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель . Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них - голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса . Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу .

Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

Воспитатель . Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка лес а. Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети . Берёза.

Хозяйка леса. А что есть у берёзы?

Дети . Ствол, ветки.

Хозяйка леса . Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети . Ёлка...

Хозяйка леса . А что есть у ёлки?

Дети . Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)

2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса. Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса. Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети . Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса . Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети . Холодный, мокрый.

Хозяйка леса. Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети . Ничего.

Хозяйка леса . Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети . Красную бумагу.

Хозяйка леса. Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель . Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса . Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель . Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия.

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Катя что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель. Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие окончено.

Наталья Цыганова
Конспект занятия (по экологии) в младшей группе. Тема: «Путешествие в лес»

Конспект занятия (по экологии) в младшей группе.

Тема: «Путешествие в лес»

Цель: закрепление у детей понятия «дерево», «кустарник» – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист, есть и различия – у дерева один стебель (ствол, а у кустарника много.

Задачи

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь у детей,

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе,

Способствовать формированию коммуникативных навыков, вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предварительная работа.

На прогулках рассматривать деревья и кустарники, выделять их части, строение.

Оборудование: игрушка Медвежонок, макет леса, разрезные деревья и кустарники, иллюстрации деревьев (береза, дуб, рябина, клен, ель, запись музыки «Звуки леса», панно, модели строения дерева и кустарника (корень, стебель – ствол, лист).

Словарная работа: дерево, кустарник, лист березы, лист кленовый, лист дубовый, лист осиновый, лист ивовый, лист тополиный

Ход занятия:

(Звучит музыка: «Звуки леса»)

Воспитатель :- Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Как вы думаете, куда мы пойдем? Правильно, в лес. Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Дети : - Правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Воспитатель : Мы пойдем по этой лесной дорожке. Посмотрите, как красиво кругом! (Стихотворение «Лес» С. Погореловского)

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(Слышен чей-то плач).

Воспитатель : -Наверно кто-то плачет? Кто это? (Воспитатель достает из-за макета дерева игрушку Медвежонка). Почему ты плачешь?

Медвежонок :- Надомной все лесные жители смеются: вырос ты большой, а не знаешь, где дерево, а где кустарник. А я еще маленький. Помогите мне.

Воспитатель : Поможем, ребята?

Воспитатель предлагает детям научить Медвежонка различать деревья и кустарники. Дети располагаются на коврике перед панно. Воспитатель на панно закрепляет картинки дерева и кустарника и спрашивает у детей, что изображено на картинках (дерево и куст, и предлагает объяснить, как они узнали, что это дерево (куст).

Дети называют и показывают на картинки корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель выясняет у детей, сколько стволов – много или один, закрепляет рядом с деревом соответствующую модель.

Аналогичным образом дети объясняют, как они узнали кустарник. Объясняют, что у дерева – один ствол, а у кустарника – много, закрепляют рядом с кустарником соответствующую модель.

Воспитатель предлагает детям подумать, чем ещё не похожи дерево и кустарник. Сравнивают их по высоте. (Дерево высокое, а кустарник низкий).

Медвежонок : -Теперь я понял. Но не пойму, почему на деревьях листочки разные?

Воспитатель : -Слушай Медвежонок

Игра : «Чьи детки с ветки?» (Дети называют листья к картинке-дереву.) Лист березы - к берёзе

Лист кленовый - к клёну

Лист дубовый - к дубу

Лист осиновый - к осине

Лист ивовый – к иве

Лист тополиный – к тополю

Медвежонок : -Спасибо, ребята.

Воспитатель : -А теперь давайте поиграем с Мишуткой.

Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.

Команды встают друг против друга.

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев. Стараемся дышать правильно.

Физкультминутка.

(Движения вокруг макета березки, раздать детям листочки из картона).

Мы вокруг березы весело пойдем.

Разные листочки дружно подберем.

Руки вверх поднимем, покружимся слегка.

И подбросим листья вверх, под облака.

Пусть летят, как бабочки!

Медвежонок : Спасибо за все ребята! Вы мне понравились.

Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину.

Приходите еще в гости. До свидание.

Воспитатель : До свидание Мишутка. А нам пора в детский садик.

Рефлексия.

Куда мы с вами ходили?

Кто нам встретился?

Чему мы научили Мишутку?

(Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.)

Воспитатель : -УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам экологии во второй младшей группе «Путешествие в сказочный лес» 2 младшая коррекционная группа Дата: ___ Образовательная область: Познание Раздел: Основы экологии Тема: Сказочный лес.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе для родителей. Тема: «Путешествие на сказочную полянку» Виды детской деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная. Цели: Закрепить знания знакомых сказок. Задачи: 1. Обучающая:.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Образовательные задачи: - Продолжать учить разгадывать загадки; - Продолжать учить осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо; - Повторить.

Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Волшебный цветок» Тема: «Волшебный цветок» Интеграция областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «здоровье». Цель: воспитание дружного коллектива.

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес». Путешествие в осенний лес. Цель: дать детям представление.

Ольга Ильина
Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным»

Тема: "В гости к лесным животным".

Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, образная игра.

Цель: формировать представления о животном мире, учить узнавать и называть животных, живущих в нашем лесу.

Программное содержание:

Воспитательное: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.

Развивающие: развивать внимание, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Образовательное: формировать представление о времени года (Осень). Учить различать животных живущих в лесу (где живут? какие). Уточнять представление о том, чем питаются дикие животные.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Планируемые результаты: - принимает активное участие в продуктивной деятельности, играх;

Узнаёт животных, называет их;

Различает цвета (красный, зелёный, жёлтый, называет их и находит в ближайшем окружении.

Сравнивает предметы по величине (большой, маленький).

Методы и приёмы: Сюрпризный момент. Создание мотивации. Познавательные вопросы, Исследовательская деятельность. Физ. минутка.

Наглядные средства обучения: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, норка, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи, другая корзина с свежими яблоками; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; музыкальный центр.

Организация детей: фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная работа: дидактические игры "Дикие животные". Рссматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Использование на занятиях демонстрационного материала "Деревья".

Предварительная работа: занятия по ознакомлению и закреплению цвета, формы; понятия (один, много, большой, маленький). Создание условий для систематического проведения занятий, для самостоятельной деятельности детей, сотрудничества с семьями воспитанников.

Стуктура НОД: 15 минут.

1 часть- введение в игровую ситуацию-2 мин.

2 часть- мотивация, "Помощь животным в подготовке к зиме"

Выполнение заданий (помощь белке)- 3 мин.

Разминка-1 мин

Выполнение заданий (помощь зайчику)- 2 мин.

Игра с Мишкой- 2 мин.

Выполнение заданий- 3 мин.

3 часть- заключение- 2 мин.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к зверятам. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. Как мы их называем. (Дикие животные). Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение зверятам.

А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

(Перед детьми ширма, оформленая деревьями, ёлочками,пеньками, на полу шишки, да грибочки).

Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья кружаться и падают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). Какие деревья здесь вы видете? (Ответы детей).

Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.

С ветки на ветку

Быстрый как мяч

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Как вы думаете это кто (Ответы детей).

Да, дети в нашем лесу живут белки. А где живёт белка? А какая белка по цвету (Ответы детей).Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?

Белочка (выглядывает из дупла): А-ап-ап-чхи!Ой, здравствуйте ребятки! Вы меня узнали?

Воспитатель: Что случилось с тобой белочка, ты заболела?

Белочка: Да нет, не заболела, в своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.

Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, дай нам корзинки для шишек да грибов, мы тебе поможем навести порядок. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).

Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!

Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).

Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)

Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Серенький, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Зайчик: Да меня никто не обижал, я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.

Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету (Большие и маленькие, красные, жёлтые, зелёные). (Дети берут по яблоку и описывают).

Заяц: Спасибо вам ребята!

Большой хозяин он лесной

Просыпается весной.

Ребята кто это? (Мишка). Он у нас какой? (Большой, косолапый).

Медведь: Здравствуйте ребята, да я Мишка большой, косолапый и неуклюжий, но я добрый! Слышал, что вы в гости к нам пришли. А получилось так, что вы помогли животным подготовиться к холодной зиме. Ай, да молодцы! Всё вы знаете, умеете, а научите меня в какую-нибудь игру играть? У меня есть друзья, я их научу.

Проводится логоритмика" Три медвежонка"

Медведь: Хорошо поиграли!

Воспитатель: Ребята, Мишка тоже готовится к зиме. Что любит Мишка кушать? Давайте ему поможем, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).

Медведь: Вот спасибо,я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. Я вам тоже приготовил корзину с подарками, сладкие яблоки от всех жителей нашего леса. До свидания, ребята!

Воспитатель: Ну ребята нам пора в детский сад.

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости лес!

Говорим волшебные слова.

Ра, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в детском саду, ты, окажись!

3. Подведение итогов.

Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к диким животным» Задачи: 1. Дать представление о диких животных,об их образе жизни,повадках,питании жилищах; 2. Расширить словарь за счет имени существительных.

Конспект комбинированного занятия в младшей группе «В гости к лесным жителям» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Конспект комбинированного занятия во второй младшей группе Подготовили воспитатели:.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным зверятам» В гостии к лесным зверятам Конспект НОД по сенсорному воспитанию второй младшей группы Разработано и проведено: Воспитателем Суховой Е. В.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «В гости к лесным жителям» Цели: Образовательные: Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать.

Программное содержание: Расширять представления о диких животных: заяц, медведь, белка - характерные для нашей местности. Способствовать.

Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе.

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель:

1. Закрепить знания детей о животных и птицах, о весенних цветах; вспомнить с детьми первые признаки весны.

4.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Формы работы:

словесная

работа по подгруппам

разные этапы игры -переход от одного объекта к другому.

Предварительная работа:

разучивание песни о солнышко.

Ход занятия:

Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в лесу мы очутились»

Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы - свои!

Дети, но почему-то в лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там плачет. (подошли поближе).

Ты кто такой? и почему ты плачешь?

Лесовик: зовут меня Лесовичок. Я хозяин леса. У меня в лесу случилась беда. Пришла весна, а лес не просыпается, и я с этим не могу, справиться. И теперь в моем лесу темно, холодно и грустно.

Воспитатель: Не плачь Лесовичок, наши дети помогут тебе разбудить лес. Правда, дети. Поможем Лесовику.

Дети: Да!

Воспитатель: А для того, чтобы разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны. Лесовичок, а ты знаешь приметы весны?

Лесовик: Забыл.

Воспитатель: . Дети давайте напомним Лесовичку приметы весны.

Дети: (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, одели легкую одежду, дует теплый ветер, прилетают птицы),

Воспитатель: Молодцы! Правильно! солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, дует теплый ветер, и прилетают птицы.

Воспитатель: Дети приметы весны мы с вами назвали, а в лесу все также холодно, темно. Как вы думаете почему?

Дети: Солнышко нет.

Воспитатель: Правильно!. Солнышко нет. Спит у нас солнышко и не хочет просыпаться. А чтобы солнышко проснулось, давайте мы с вами споем песенку. (Песня)

Воспитатель : Ой, дети посмотрите! Солнышко проснулось. Услышало оно нашу песенку и проснулось. И в лесу сразу стало светло и тепло. (музыка птиц ). Дети слышите, кажется и птицы проснулись.

Воспитатель: Вот мы, какие молодцы! Солнышко разбудили и птицы проснулись. Дети, ну, а нам надо идти дальше. Встаньте друг за другом мы отправляемся.

вот как мы умеем -топ, топ, топ.

Воспитатель : Вот мы и попали с вами на полянку.

Лесовик : здесь мне ребята помогите разбудить животных.

Воспитатель: Лесовичок, конечно поможем. Для этого у нас есть игра «Сложи картинку». Дети вам надо собрать картинки половинки, и назвать каких животных вы разбудили. Давайте мы с вами разделимся на две группы и будем собирать картинки. (стоят два пенёчка и на этих пеньках дети собирают картинки половинки).

Воспитатель: Дети, кого мы с вами разбудили?

Дети: Медведя, ежа.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Дети, а каких диких животных вы еще знаете?

Дети : Волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель : Молодцы! Вот мы и с вами вспомнили диких животных. Ну, а наше путешествие продолжается.

Зашагали ножки -топ, топ. топ,

по большой дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,

вот как мы умеем -топ, топ. Топ.

.Воспитатель : Ой, дети еще одна полянка.

Лесовик : Это цветочная поляна.

Воспитатель: Ой,а где же цветы?

Лесовик : Цветы никак не могут проснутся потому, что я забыл как они называются.

Воспитатель: Не переживай Лесовичок, мы тебе напомним.

Дети, чтобы разбудить цветы, вам надо отгадать одну загадку.Слушайте.

«Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …(одуванчик)»

Дети: Одуванчик.

Лесовик: Вспомнил, вспомнил одуванчик.

Воспитатель: Правильно, одуванчик.

Лесовик : Держите, я поделюсь с вами, этими цветочками (раздаёт детям по одному цветку).

Воспитатель: . Дети, а какого они цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Правильно, жёлтого. Даша сколько у тебя цветочков? (один)

А у тебя Ваня? (один)

А у Сони сколько цветочков? (один)

У вас у всех по одному цветку, а если мы подойдём поближе друг к другу и вытянем руки вперед (дети образуют плотный кружок и протягивают руки друг к другу), сколько получилось всего цветочков?

Дети: Много.

Воспитатель: правильно, много.

Воспитатель: дети, а теперь давайте мы понюхаем, наши цветы как они пахнут.

Физминутка - дыхательная гимнастика: «Аромат цветов».

Воспитатель : через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!» Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне).

Воспитатель: Дети посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. А на что похожа, стала поляна?

Дети: На солнышко.

Воспитатель: Правильно на солнышко.

«Уронило солнце лучик золотой

Вырос одуванчик первый, молодой

У него чудесный золотистый цвет

Он большого солнца маленький портрет.»

Воспитатель: Дети, а какие еще весенние цветы вы знаете?

Дети: подснежники, мать- и- мачеха.

Воспитатель: Правильно!.

Дети посмотрите как в лесу сало красиво, светло и тепло. Мы с вами помогли Лесовичку разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовик : Спасибо ребята вам большое. Приходите ко мне в гости. Я всегда рад вас видеть. За то, что вы мне помогли, я вас угощу орешками. Это мне их белочка дала.

Воспитатель: Спасибо тебе лесовичок. До свиданья!

Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в детском саду мы очутились»

Итог: Понравилось вам путешествовать? Дети сколько добрых дел мы сегодня с вами сделали. Солнышко разбудили, птиц разбудили, животных, и цветочки тоже разбудили. Вы у меня молодцы! А сейчас мы с вами пойдемте в группу, и я вас угощу орешками.