Физкультурно-оздоровительная работа в доу в летний период. «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» - методические рекомендации

Плесковская Е. В., воспитатель

МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»

Планирование и организация физкультурно - оздоровительной работы в летний период

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Не у всех родителей есть возможность выезжать из района с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных.

Регламентирующие нормативные документы.

Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют следующие нормативные документы:

Приказ по ДОУ «О подготовке и организации летней оздоровительной работы».

Успех летней работы определяется прежде всего тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада. Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.

Заведующий:

Разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду (далее ЛОП),

Распределяет обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН,

Проводит инструктажи с педагогами и обслуживающим персоналом

Завхоз:

Планирует работу по подготовке территории ДОУ к ЛОП,

Осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.

Старший воспитатель:

Разрабатывает план работы на ЛОП с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом,

Готовит наглядную информацию для педагогов и родителей,

Осуществляет контроль.

Медицинская сестра:

- планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний,

Планирует закаливающие мероприятия,

Инструктаж, препараты первой помощи.

Педагоги:

Разрабатывают перспективные планы,

Проводят инструктаж с воспитанниками,

Готовят оборудование для закаливания,

Готовят оборудование для питьевого режима.

Организация ЛОР в ДОУ строится по трем направлениям:

    Укрепление здоровья воспитанников (различные виды закаливающих процедур, использование здоровьесберегающих технологий)

*Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику проводить на свежем воздухе.

*Режим дня (откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в пищеблоке – график выдачи пищи);

*Гимнастика после сна. После тихого часа проводить «побудки» в группах, используя дорожки здоровья и разработанные комплексы.

*Физкультурные занятия . Физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.

*Закаливание. Регулярно проводить закаливающие мероприятия: воздушные ванны, босо хождение по коррекционной дорожке, водные процедуры в соответствии с индивидуальными показаниями.

*Подвижные игры. В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Двигательная активность детей в летний период состоит в основном из подвижных игр, спортивных игр, спортивных упражнений.

*Прогулки. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности на пргулках: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др.

В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумаго пластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).


*Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, происходит разучивание пословицы и поговорки о труде.

*Проводить работу с родителя. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы и экскурсии помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

2.Организация питания в летний оздоровительный период. Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. При организации питания детей в первую очередь, в рацион включены продукты содержащие белковый компонент, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты. Согласно плану работы на ЛОП дети ежедневно получают соки, фрукты, витамины. С-витаминизация третьего блюда. Вводится второй завтрак.

3.Планирование (план летней оздоровительной работы имеет следующую структуру) :

1.Анализ заболеваемости (анализ состояния здоровья детей, % детей, нуждающихся в дополнительных оздоровительных мероприятиях)

    Создание условий

    Цели и задачи на летний оздоровительный период

    Методическое обеспечение интеллектуальной и двигательной деятельности

    Режим двигательной деятельности

    Инструктивно-профилактическая работа

    Контроль и руководство оздоровительной работой

    Работа с родителями

Принципы планирования оздоровительной работы в ДОУ

При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:

Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, а также их непрерывное проведение;

В плане преимущественно использование немедикаментозных средств оздоровления;

Использование простых и доступных технологий оздоровления;

Формирование положительной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

Должна быть прослежена интеграция программы профилактики закаливания в семью;

Повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Таким образом, четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера обеспечивает необходимый уровень физического и психического развития детей. Также удовлетворяется потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, а так же укрепление здоровья.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.

1. Административно-хозяйственные вопросы

Наименование мероприятий

Ответственные

    Разрабатывается план подготовки ДОУ к ЛОП

    Распределяются обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных и физкультурных площадки в соответствии с СанПиН.

3. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно)

4. Подготовить огород, цветник

5. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп

6. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов

7. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

2. Методическая работа

Наименование мероприятий

Ответственные

1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом

2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету

4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях.
б) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них.
г) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений.
д) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве.

3. Работа с родителями

1.Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада;

2.Организовать консультации на медико-педагогические темы;

3.Подготовить информационно-справочный раздел для родителей как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

Примерная тематика:
1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Вариативность утренних гимнастик на данный период
Организация подвижных игр
Проведение праздников и досугов
Игры для похода или прогулки в лес
Игры на воде
2. Мир природы
Календарь сезонных наблюдений, явлений
Природа края, в котором мы живём
Организация работы в цветнике и огороде
Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
Требования к проведению экскурсий
Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
3. Игра
Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
Организация разных видов игр в летний период
4. Изобразительная деятельность
Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
Развитие детского творчества
5. Летние праздники и досуги
Знакомим детей с русскими народными праздниками
Основные требования в организации праздника
Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
Инструктажи
Изучаем правила пожарной безопасности
Организация работы «Внимание, дорога!»
7. Краеведение
Проведение экскурсий к памятным местам
Тематика конкурсов детского творчества
8. Организация работы с родителями
Дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность, экскурсии, походы, спортивные соревнования

Ольга Рудометкина
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период . Презентация.

Цель :Обеспечить сохранение,приумножение,развитие и укрепление здоровья детей в летней оздоровительной компании.

Задачи :Создать оптимальные условия для летнего отдыха и оздоровления детей.

Формировать правильное отношение детей к двигательной деятельности,закаливающим мероприятиям, проводимым на свежем воздухе. Увеличить двигательную активность детей на воздухе. Осуществлять комплекс закаливающих процедур,максимально используя природный фактор. Продолжать закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Поддерживать с родителями тесную связь,привлекая их к участию в закаливающих процедурах,развлекающих мероприятиях.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период -режим дня всех ДОУ это максимальное пребывание на свежем воздухе.

Особо уделять внимание обеспечению достаточной двигательной активности детей в течении всего дня.

Эффективность двигательного режима зависит от объема,времени,интенсивности двигательной активности детей. В режиме дня используют физические нагрузки различной интенсивности :10-15% всего времени двигательной активности. В средней интенсивности проводятся все физические упражнения летом.

Специфика работы летом .

Прием детей и утренняя гимнастика на воздухе. Организованная двигательная деятельность на воздухе (оздоровительная ходьба,бег,двигательные разминки,дыхательная гимнастика,основные упражнения,подвижные игры,развлечения,общеразвивающие упражнения.)

Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями.

Прогулка в первой и второй половине дня (подвижные игры,элементы спортивных игр,катание на самокате) .

Летний оздоровительный период состоит из :

Питьевого режима,двигательного режима,организации питания,закаливающих процедур,оздоровительной работы с детьми ,работа с семьей .

Закаливающие мероприятия включают в себя :

Воздушные и солнечные ванны,гимнастика пробуждения,босохождение,игры с водой и песком.

Двигательный режим в летний период включает в себя :

Прием детей и гимнастика утром на свежем воздухе. Организовать двигательную деятельность детей на улице (Ходьба и бег оздоровительные,дыхательная гимнастика,двигательные разминки,подвижные игры,развлечения).Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями. Прогулки в первой и второй половине дня (подвижные игры) .

Работа с семьей .

Организованная двигательная деятельность детей совместно с родителями.

Участие родителей в физкультурно -оздоровительных мероприятиях организованных ГДОУ. Просветительская работа (выставки,информационные стенды,консультации,беседы,собрания) .

Оздоровительная работа с детьми .

Организованная образовательная деятельность по здоровому образу жизни (дни и недели здоровья) Витаминизация,соки,напитки. Профилактика плоскостопия,укрепление осанки.

Публикации по теме:

Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома» Анкета: «Физкультурно-оздоровительная работа дома». Цель: Выяснить: - понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;.

Физкультурно-оздоровительная работа. Будь здоров! Физкультурно- оздоровительная работа. Будь здоров! ДОУ № 10 гр. «Ромашка» младшая группа. Воспитатель: Пантелеева А. А. ФОРМЫ РАБОТЫ обеспечивающие.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью.

Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни». Гимнастика после сна «Озорные ножки» Сгибание и разгибание ног Ножка,.

Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками распределяется на весь период дневного пребывания ребенка в детском саду. Этой работе.

Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа» (часть 2). Переоценить значение хорошей осанки и походки трудно: это не только основа стройности и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого.

Ирина Редькина

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Большое внимание с раннего детства уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств : быстроты, ловкости, выносливости, силы и др., а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

По данным статистики за последнее время число здоровых детей уменьшается. Эти данные заставляют направить все свои усилия на повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе «Фантазеры» .

Учитывая то, что лето самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей, наш детский сад стремиться в полной мере, использовать благоприятные условия летнего времени. Планируя летнюю оздоровительную работу , я стараюсь увеличить и разнообразить двигательную активность детей.

Утреннюю гимнастику и прием детей летом , провожу на участке, так как именно в теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Кроме этого физкультурные занятия также проводятся на свежем воздухе, на спортивной площадке. Наш участок оборудован необходимыми пособиями для развития основных движений : яма с песком для прыжков в длину; гимнастическое бревно; полоса препятствий; сенсорная дорожка. Это позволяет детям охотно пользоваться ими как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности с целью закрепления навыков в основных видах движений и развития ловкости.

В летний период в течение дня я предусматриваю сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, среди которой преобладающей выступает игра. В теплое время года может быть проведено более 50 подвижных игр и различных вариантов. Особенно детям интересны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты. Наряду со спортивными упражнениями : упражнениями в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм мы закрепляем классы по «Школе мяча» . Имея на территории детского сада футбольное поле, площадку для волейбола и баскетбола в летний период мы продолжаем обучать детей этим спортивным игр.

На участке нашего детского сада есть дорожки для езды на велосипедах и самокатах. Детям предлагаются задания с постепенным усложнением : езда по прямой, по кругу, друг за другом, по извилистой дорожке, по дорожке с различным грунтом и т. д. Значительный интерес у них вызывают игры-забавы : «Не задень» , «Змейка» ,»Восьмерка», «Заезд парами медленным ходом» , эстафеты и велопробеги.

Особое место в нашей физкультурно-оздоровительной работе мы отводим таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги . Такие мероприятия у нас всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Пребывание на свежем воздухе, игры с водой, разнообразная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, обогащению двигательного опыта детей , что позволяет повысить интерес детей к движениям. При организации летних праздников мы знакомим детей с русскими народными праздниками с особенностями их проведения. Ну и конечно без внимания не остаются и родители, которые принимают активное участие в «Веселых стартах» и «Летних олимпийских играх» .





Публикации по теме:

Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома» Анкета: «Физкультурно-оздоровительная работа дома». Цель: Выяснить: - понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;.

Физкультурно-оздоровительная работа. Будь здоров! Физкультурно- оздоровительная работа. Будь здоров! ДОУ № 10 гр. «Ромашка» младшая группа. Воспитатель: Пантелеева А. А. ФОРМЫ РАБОТЫ обеспечивающие.

Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни». Гимнастика после сна «Озорные ножки» Сгибание и разгибание ног Ножка,.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста Период раннего детства (от года до 3-х лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе,.

Данная работа используется в комплексно-тематическом планировании «Быть здоровыми хотим» (физическое развитие). В рамках долгосрочного проекта.

Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками распределяется на весь период дневного пребывания ребенка в детском саду. Этой работе.


Евдакова Т.Ю., старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» города Губкина Белгородской области
В летний период образовательный процесс в детском саду характеризуется большой свободой творчества, широкой вариативностью форм и методов работы с детьми, образовательного содержания, которое в силу времени года и особой ситуации развития для детей насыщено событиями, экспериментами, наблюдением и двигательной активностью. Для педагога это время выполнять то, что в течение учебного года запланировать и сделать сложно, ввиду недостатка времени.
Лето дает возможность проводить мероприятия с детьми по самым различным темам и видам деятельности. Все зависит от целей, которые ставит перед собой педагог. План мероприятий на летний период составляется примерно за месяц до июня, обсуждается на педагогическом совете, если необходимо конкретизируется, и заверяется заведующим ДОО, приобретая вид документа, с помощью которого регламентируется большая часть педагогов и специалистов.

Учитывая. Что большая часть мероприятий организуется на свежем воздухе, необходимо продумывать место их проведения, эстетическое оформление, организовывать пространство детской площадки, готовить дидактические и выносные материалы, игровые и прочие атрибуты, заранее подбирать музыкальный материал.
При планировании работы ДОО на лето особое внимание необходимо обратить на различные формы мероприятий: прогулки, экскурсии, досуги, спортивные праздники, вечера развлечений, конкурсы и выставки детских работ и др.
Физкультурно-оздоровительная работа, прежде всего, заключается в соблюдении режима дня. Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных методик, например, таких как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем и водой. Одежда дошкольника должна быть удобной, легкой, соответствовать температуре воздуха на улице (головной убор обязателен). Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце чередовать их пребывание на солнце и в тени.
Важная роль отводиться питьевому режиму, который осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры в соответствии с нормативами. Следует помнить, что питье детей ограничивать нельзя.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет старшая медицинская медсестра ДОО: проверяет выполнение режима дня, проветривания, питьевого режима, закаливающих мероприятий, состояние одежды, обуви, наличие головных уборов.
В обобщенном виде задачи образовательной области физическое развитие в летний период в соответствии ФГОС ДО предполагают:
- формирование и обогащение опыта двигательного поведения у дошкольников;
- развитие основных движений (ходьба, бег, мелкие прыжки, повороты в обе стороны);
- развитие физических качеств (координации. Гибкости, равновесия), крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование опорно-двигательной системы организма;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- формирование начальных представлений о некоторых видах сорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Сейчас мне хотелось бы рассказать об особенностях работы по физическому развитию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе. Рассмотрим их.
Ребенок четвертого года жизни отличается высокой потребностью в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Основной задачей для работы с детьми данного возраста становиться освоение новых движений, обогащение и прирост двигательного опыта, стремление освоить основные элементы спортивных упражнений и спортивных игр, повышенный интерес к подвижным играм.
Формирование целенаправленной двигательной деятельности связанно с умением ребенка реализовывать двигательные умения в различных видах деятельности, становлением культуры движений, созданием необходимой развивающей среды.
В этом возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по развитию таких физических качеств, как ловкость. Быстрота, гибкость, сила и выносливость.
Ребенок пятого года жизни характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием, возрастающей потребностью в двигательной активности, совершенствованием физических умений и качеств. Основная направленность занятий физической культурой с детьми заключается в дальнейшем пополнении арсенала уже освоенных движений и подготовке к активному освоению более сложных упражнений. В развитии физических качеств целенаправленной работы требует ловкость, гибкость., быстрота реакции.
На мой взгляд, следует обратить внимание на способность ребенка активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, понимать указания взрослого, образно интерпретировать их.
В этом возрасте расширяются задачи приобщения детей к физической культуре как составной части общечеловеческой культуры. Совершенствуется функциональные возможности организма, обеспечивающие гармоничность телосложения, физическую и умственную работоспособность.
Несмотря на возрастающие физические возможности ребенка к шестому году жизни, его двигательную активность характеризуют непосредственность, подвижность, застенчивость. Уже наблюдается отличия в движении мальчиков и девочек, общей конфигурацией тела в зависимости от пола ребенка. Движения мальчиков более порывисты, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные.
В этот возрастной период особое внимание уделяется осанке детей, правильной манере держаться, укреплению мышц и связок посредством целенаправленных и систематических занятий физическими упражнениями.
Обращается внимание и на равномерную прибавку в весе как один из показателей здоровья детей.
В организации режима двигательной активности детей шестого года жизни хотелось бы обратить внимание на развитие быстроты и выносливости, силы. Выносливость включает в себя способность ребенка достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а силовые качества заключаются в способности применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени. Продолжаем формировать культуру движений. Создаем условия для самостоятельного использования ребенком двигательного опыта в разнообразии детских видов деятельности, в совместной деятельности со сверстниками.
Как и в предыдущие возрастные периоды, на седьмом году жизни у ребенка продолжается дальнейшее развитие и усложнение двигательных способностей, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления и о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуется ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движении рук и ног, координация.
В этот возрастной период дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног. Могут выполнять разнообразие сложных упражнений на равновесии на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель.
Итак решая задачи и содержание образовательной области физическое развитие реализовывается в определенных видах возростосообразной деятельности: репродуктивно-игровая и предметно-образная совместная двигательная деятельность воспитателя с детьми преимущественно младшего дошкольного возраста; образно-игровая, игровая совместная двигательная деятельность (специалиста) воспитателя и детей среднего и старшего дошкольного возраста по мотивам фольклорных и литературных произведений, на основе народных подвижных игр и игр-эстафет, игр-аттракционов, например, на основе календаря праздников или возникающих детских инициатив и интересов; тренировочно-игровая совместная деятельность взрослого и ребенка по освоению спортивных игр, с использованием спортивных комплексов и тренажеров; интегрированные игровые занятия в старшей и подготовительной группе.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
  • Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

1. Административно-хозяйственные вопросы

Наименование мероприятий Срок Ответственные
1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно)
2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке
3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник
4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп
5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов
6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

2. Методическая работа

Наименование мероприятий Срок Ответственные
1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др.
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях
b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них
c) Подготовить календарь русской природы
d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений
e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве

3. Работа с родителями

  1. Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
  2. Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
  3. Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

ИЮНЬ

  • Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
  • Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
  • Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
  • Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде

ИЮЛЬ

  • Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
  • Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
  • Конкурс детского рисунка «Бережем природу»

АВГУСТ

  • Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
  • Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
  • Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
  • Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»