Игра где игрушка ориентировка в пространстве. Ориентировка в пространстве с помощью игр

Наталья Черникова

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Игра «Найди клад»

Воспитатель-ведущий, он заранее прячет какой-нибудь предмет и сообщает детям, что им предстоит отправиться на поиски клада. Можно спрятать новую игрушку или игру.

Воспитатель направляет детей словами: «Надо пройти 5 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 2 шага прямо» и т. д. Дети выполняют инструкции последовательно.

Можно организовать поиски клада по принципу игры «12 записок». Когда дети идут по маршруту, находят схематичное обозначение дальнейшего пути на каждом пункте.

На последнем этапе, когда дети находятся у пункта назначения, но не видят предмет, можно использовать слова «тепло»-«холодно». Когда дети находят новую игрушку, можно предложить им поиграть с ней.

Дети старшего возраста могут принять на себя роль ведущего и направлять детей во время поиска клада.

Игра «Составь рассказ по картинке»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с изображением предметов, сюжетные картинки. Предлагает составить рассказы, уточняя местонахождение предметов относительно других предметов. Рассказ дети могут составлять по очереди, а также все вместе по одному предложению.

Игра «Отгадай, какой предмет загадал»

Для игры понадобятся сюжетные картинки с изображением предметов, животных, людей. Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и начинает описывать его местонахождение относительно других предметов на картинке. Задача детей – догадаться, о каком предмете идёт речь.

Игра с мячом «Ловкие движения»

Для игры понадобятся мячики небольшого размера на каждого ребёнка.

Все встают в круг, воспитатель в середине круга, он руководит игрой, проговаривает слова, дети выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.

В правую руку мячик возьми.

Над головою его подними.

Перед грудью его подержи,

К правой ступне своей положи.

За спину спрячь

И затылка коснись.

Руку смени и друзьям улыбнись.

Левого плечика мячик коснётся,

И ненадолго за спину вернётся.

С правой коленки да к левой ступне.

А потом на живот.

Игра с мячом «Лови, не урони»

Для игры понадобится мяч большого размера.

Дети стоят в кругу. Воспитатель в середине круга, мяч у него в руках.

Воспитатель бросает мяч любому ребёнку, затем даёт команды, дети выполняют их.

Например: «Маша передай мяч вправо любому мальчику», «Саша, бросай мяч прямо», «Миша передай мяч влево рядом стоящему ребёнку» и т. д.

Игра «Расскажи, где находится предмет»

Для игры понадобятся картинки с изображением предметов. Можно использовать картинки в соответствии с лексическими темами. Воспитатель раскладывает картинки для детей младшего возраста в ряд, для детей старшего возраста в 2 ряда.

1 вариант

Воспитатель предлагает отыскать предмет по условиям. Например: «Это животное находится справа от лисы». Если ребёнок затрудняется, можно дополнить: «Он находится между зайцем и волком. Кто это?»

«Эта птица находится над синицей, справа от воробья. Назови птицу»

2 вариант

Воспитатель загадывает загадку, ребёнок отгадывает и называет местонахождение предмета в ряду, используя слова «справа», «слева», предлоги над, под, около. Дети проверяют правильность ответа.

Игра «Выполни команду»

Детей надо разбить на пары. Один ребёнок будет выполнять действия относительно другого ребёнка. Воспитатель даёт команды, например: «Займите место напротив друга», «Встаньте слева от него, справа», «Спрячьтесь за друга», «Встаньте перед ним», «Положите правую руку другу на правое плечо» и т. д.

Игру можно повторить, дети в парах при этом меняются местами.

Публикации по теме:

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников Игры и задания на ориентировку в пространстве и на собственном теле для дошкольников Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Игры на ориентацию в пространстве «Какой игрушки не стало?» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве "Прятки" Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом.

Игры-путешествия во времени и пространстве (уточнить качественные изменения на каждом этапе развития) Цель: 1. Формировать познавательный интерес, аналитическое способности. 2. Используя фотографии детей, родителей и карточки с литературными.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Игры на формирование ориентировки «на себе»,

на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве , на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов», на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов, на ориентировку в пространстве в процессе передвижения, на ориентировку в микро-пространстве, на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития пространственной ориентировки

Игры на формирование ориентировки «на себе»

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

«Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся… (называет местонахождение)!». Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

«Дорога в школу».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

«Бег к реке»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

«Всадник»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

«Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

«Автогонки»

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера и способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.
Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

«Скок-перескок»

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Игры на ориентировку в микро-пространстве

«Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

«Волшебный сундучок»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микро-пространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

«Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

«Путешествие по азбуке»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

«Стреплан»

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие «право», «лево», активизировать в речи предлоги, стимулировать глазо-двигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие «Стрелоплан».

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

«Астрономы»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграфе, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микро-пространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.

«Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план



Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Ориентация в пространстве – важнейшее приобретение дошкольного возраста. В 3-4 года дети учатся правильно употреблять предлоги в, на, за, под, около, между, за, перед. Успешнее всего малыши овладевают ориентацией в пространстве в увлекательных играх. Игры для развития мышления, речи, внимания и для усвоения предлогов ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ из моей игровой копилки – в этой статье!

Игры с предлогами за, перед, между – это уже второй шаг нашей помощи ребенку по развитию ориентации в пространстве. Самыми первыми из всех предлогов дети трех лет начинают осваивать слова в, на, под и около. О том, какие игры помогут Вашему малышу к 4 годам не путаться в этих словах, Вы можете узнать в статье . Поиграв с малышом в эти первые игры, можно переходить к играм данной статьи.

Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов
за, перед, между для детей 3-4 лет

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это».

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками? Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Развивающая игра для развития ориентации в пространстве «План комнаты» (разработана Л.А.Венгером)

Несмотря на то, что слово «план» так по-взрослому звучит, поиграть в эту игру очень полезно уже с трехлетним малышом .

Соорудите небольшую комнату для мишки (или любой другой игрушки — зайчика, куклы и т.д.). Можно использовать готовый кукольный домик и готовую игрушечную мебель или взять комнату и мебель из картонного набора для детского творчества.

Если же готового домика нет, то организовать такую комнатку довольно просто из подручных материалов. Сделайте ее вместе с малышом.

  • Пол обозначаем квадратным или прямоугольным лоскутом ткани (можно использовать старую ткань или клеенку, обои и т.д.
  • На пол ставим кукольную мебель (не менее 3 предметов). Можно соорудить мебель из конструктора. Но тогда лучше, чтобы каждый предмет мебели был своего цвета (например, стул желтый, стол синий, шкаф коричневый, табуретка зеленая, тумбочка белая).
  • Обозначаем окно и дверь. Можно вертикально поставить лист обоев и вырезать в нем окно и дверь. Можно нарисовать окно и дверь на листочке и поставить на нужное место.

Расскажите малышу, о том, что мишка (зайка или другая игрушка, для которой Вы соорудили комнату) купил новую мебель, и мы помогли ему красиво ее расставить. Назовите вместе, что где находится. Например: «В середине – стол. За столом – стул. Около окна – шкаф. Около двери – тумбочка» (перечень зависит от той «мебели», которую Вы поместили в комнату). Порадуйтесь вместе с мишкой новой комнате и пригласите гостей!

Поиграйте с ребенком в такой сюжет. К мишке (зайке), приходят гости, играют, рассматривают мебель, приглашают мишку на чай и т.д. Пришел в гости утенок (игрушка) и очень ему понравилась комната Мишки. Говорит утенок: «Я тоже хочу такую комнату себе сделать, но не умею. Может быть, ты мне поможешь (ребенку)?»

Начните с ребенком помогать утенку расставлять мебель в комнате утенка. Комната утенка будет у нас на листе бумаги из альбома. А вместо мебели мы будем расставлять в этой «комнате» геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Эти фигурки должны по цвету соответствовать нашей «мебели» в комнате мишки. Например, если у мишки в комнате мы поставили круглый желтый стол, то, значит, у утенка в комнате это будет желтый круг. Если у мишки в комнате стоит коричневый шкаф, то у утенка в комнате это будет коричневый прямоугольник и т.д. Спросите малыша: «Что же в комнате утенка будет столом? Точно, круг. Вот какой желтый круг. А что будет вместо шкафа?».

  • Нарисуйте на листе бумаги черточкой, где находится окно и дверь.
  • Очень важно, чтобы лист, на котором ребенок делает план, располагался абсолютно так же как игрушечная комната мишки (например, дверь справа, окно слева), иначе он запутается!
  • Предложите малышу расставить «мебель» (т.е. геометрические фигурки – заменители мебели) в комнате утенка. Подсказывайте ему, задавая наводящие вопросы и сравнивая вместе с ним две комнаты: «Что стоит около окошка? Что стоит между окном и столом?» и т.д.
  • Когда комната утенка будет готова, можно ее украсить дополнительными предметами.

Когда ребенок освоится с этой игрой, можно будет предложить ему противоположную задачу с новой игрушкой – по плану, который Вы выложите на альбомном листе, расставить игрушечную мебель в комнате.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит. Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку. На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

С четырехлетним малышом после проведения первых игр с планом, можно усложнить задачу. И в этом усложнении есть несколько очень интересных вариантов.

1.Мы также как и раньше отметим на плане место, где спрятали сюрприз, но… перевернем план кукольной комнаты вверх ногами и введем новое правило, что переворачивать план нельзя! Малышу придется « в уме» перевернуть план комнаты, сориентироваться по окну и дверям, где что находится. Это отличная умственная зарядка для ребенка!

2. Мы скажем, что наш мишка купил новый диван (или пианино, или буфет и т.д.) – красивый и удобный, и его надо поставить в комнату. Дадим малышу прямоугольник, обозначающий этот предмет, и попросим его найти ему место в комнате. Для этого малышу придется передвигать фигурки на плане и учесть некоторые обстоятельства. Например, диван не поставить у двери, т.к. в комнату будет не зайти. Неудобно поставить диван у окна, т.к. будет дуть. Малыш находит вариант расположения дивана в комнате на плане, а затем можно «установить» диван из конструктора в игрушечной комнате.

3. Начертите реальный план Вашей комнаты простым карандашом в альбоме, спрячьте предмет и отметьте на плане, где спрятан Ваш сюрприз. Дайте план в руки малыша. Ему придется сориентироваться, как повернуть план в руках. Сначала ребенку надо взять в руки план так, чтобы место плана с дверью совпало с местом двери в комнате. Потом – понять, где он находится сейчас. А затем уже искать предмет.

4. Таким же образом поиграйте с ребенком 4 лет на кухне, в коридоре, на даче. Это поможет ему научиться быстрой ориентации в пространстве.

3. Речевая игра для развития ориентации в пространстве «Не ошибись!»

Эта игра учит малышей быть внимательными и различать предлоги за, между, перед.

Вариант 1. Играет группа детей (можно поиграть всей семьей). Выбирается ведущий (взрослый), который дает команды. Все игроки встают в затылок друг другу «паровозиком». Если игрок ошибается, он переходит в команду ведущего. Задача – как можно дольше остаться в команде игроков.

Примерные команды ведущего (степень сложности команд зависит от возраста детей. Для детей старше 4-5 лет можно давать сложные команды, для малышей 3,5 — 4 лет самые простые):

  • Все, кто стоит перед Леной, похлопайте в ладоши!
  • Тот, кто стоит между Петей и Игорем – покружитесь!
  • Все, кто стоит за Ксюшей – сядьте. А теперь кто сидит перед Петей – встаньте (при этом должны встать не все дети, а те, кто стоит за Ксюшей перед Петей). Это пример сложной команды.
  • Тот, кто стоит за Таней – покукарекайте
  • Тот, кто стоит между Таней и Ваней — попляшите и т.д.

Если ребенок ошибся, он выходит из игры и встает рядом со взролсым-ведущим, выполняя абсолютно все его команды и путая этим игроков, оставшихся в игре.

Когда ребенок ошибается, обязательно обговариваем ошибку: «А ты разве перед Леной? Ты ведь за Леной!»

Победителям, оставшимся в игре, аплодируем и гордимся ими от всей души!!! Обязательно надо поблагодарить за игру и тех детей, которые ошиблись – они ведь Вам помогали!

В одной игре с малышами не должно быть много команд (примерно 5-6 команд). Если никто не ошибся, искренне и восхищенно порадуйтесь и удивитесь! Скажите, что даже не ожидали, что все будут такими внимательными!!! Малышам очень нравится, когда их хвалят (ласковое слово ведь и кошке приятно, правда?)

Вариант 2. Игра с одним ребенком. Предложите малышу поиграть в цирк. Вы с малышом будете дрессировщиками, а игрушки будут артистами в цирке. Поставьте артистов на «арене» друг за другом и начните «выступление».

Сначала Вы даете команды, а малыш действует той игрушкой, которой дана команда. В данном варианте игры действие производит одна игрушка! Пример: «Артист, стоящий перед львом! Прыгните в этот горящий обруч!», «Артист, стоящий между жирафом и обезьяной, спойте зрителям песню», « Артист, стоящий за тюленем! Покажите, как Вы пляшете».

Затем обязательно предложите малышу самому придумать задания для артистов. Помогите ему!

4.Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Все дети по-разному учатся правильно употреблять предлоги. У кого-то всё получается быстро, у кого-то есть сложности с конкретным предлогом.

Если есть сложности, то их можно быстро разрешить с помощью этой игры. В этой игре используйте именно те предлоги, в которых малыш еще путается.

Игра очень простая. Мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части).

Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).

5. Игры со стихами

Игры со стихами и интересными заданиями, помогающими детям 3-7 лет освоить правильное употребление предлогов, Вы найдете в статье

А сейчас для читателей «Родной тропинки» — ребус. Конечно же, это ребус с предлогами!

Спасибо всем, кто ответил на ребус и даже прислал в ответ свои ребусы:).

Еще о развивающих играх, помогающих ребенку научиться ориентироваться в пространстве и точно употреблять предлоги:

Статья 1. Статья об играх, которые знакомят детей с планом и картой, учат различать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади» «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве»

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки