История мужской одежды. Как менялся мужской костюм с течением веков

Вот уже несколько столетий кряду классический мужской костюм представляет своего хозяина во всей красе, выигрышно подчеркивая сильные стороны и маскируя недостатки сложения. Стройность, элегантность и комфорт – главные приоритеты классической мужской одежды . Несмотря на прихоти быстро меняющейся моды, мужской костюм всегда актуален и по-прежнему на высоте.

Костюм не роскошь

В 20 веке мужской костюм перестал быть признаком, определяющим классовую принадлежность своего господина. И аристократия, и буржуа, и пролетарии получили возможность носить деловой костюм. Другое дело, что при этом одежда существенно отличалась в зависимости от социального статуса ее владельца. Таким образом, расслоение общества никуда не исчезло, а просто трансформировалось в другую плоскость - стиль и манеру носить костюм.

Безумные двадцатые - это годы, захлебывающиеся стилем, утопающие в новизне, положившие в сокровищницу моды сотни новаторских идей, которые стали вечными ценностями. Для мужчин в это время самым нарядным считался смокинг или мягкий двубортный пиджак темного цвета в паре с очень просторными, широкими брюками. Пижоны утюжили на брюках стрелки спереди и сзади, порядочные граждане – строго по бокам.

Наиболее удачными оказались модели тридцатых годов, силуэты которых и по сей день обыгрываются домами высокой моды.

Во второй половине ХХ века костюмы стали подбираться в соответствии с их целевым предназначением. Появились пиджачные пары для торжественных церемоний и для работы: дневные, вечерние, прогулочные, ритуальные, свадебные и т.п. Различие между ними было небольшое, в основном акцент был сделан на аксессуары – шляпы, перчатки, галстуки, часы, запонки, нагрудные платки и т.п. Семидесятые славились фланелевыми костюмами-тройками, в восьмидесятых приветствовался шик, напоминающий современный стиль Fashion item.

Типы и разновидности костюмов прошлого века

Английский костюм

Правила кроя и шитья английского костюма весьма консервативны и берут свое начало с начала 19 века. Может быть, поэтому английский костюм – самый яркий представитель классических образцов.

В ХХ веке в моду вошел очень приталенный силуэт, идеально повторяющий очертания фигуры. Количество пуговиц однобортного пиджака достигает трех, двубортного – четырех или шести. Аккуратные отрезные лацканы и расстегивающиеся пуговички на манжетах стали отличительной чертой английского направления. А фасон пиджака с тремя боковыми карманами на клапанах не утратил своей актуальности и в наши дни.

Американский костюм

В начале прошлого столетия возникает так называемый американский костюм. Его основополагающей чертой является удобство, и все остальные детали подчинены только ей.

Однобортный или двубортный пиджак без подплечников придает линии плеч округлую мягкость, а слегка укороченная длина оставляет больше свободы для передвижений. Легкая приталенность пиджака и прилегание нижней его части вокруг бедер сделали образ более выразительным. Простоту и вальяжность усилили широкие лацканы и сравнительно большое расстояние между пуговицами.

Американский костюм не отличается ни чопорностью, ни чрезмерным изяществом, однако был оценен по достоинству любителями прогулок и встреч в неформальной обстановке.

Европейский костюм

Для европейского костюма конца ХХ века характерен удлиненный пиджак без разрезов и шлиц, с нарочито широкими плечами и зауженной частью в области бедер, в комплекте со свободными брюками.

В это время итальянцы создали элегантные, комфортные и стильные мужские костюмы , разнообразие которых радовало глаз обилием фактур, цветов, паттернов и тканей. Представительные пиджачные пары были ловко пригнаны по фигуре и умело подчеркивали индивидуальность. Брюки – ровные, зауженные, пиджаки – приталенные, двубортные, однобортные: выбрать итальянский костюм на любой вкус не составляло проблем. До сих пор итальянские модели считаются лучшими во всем мире.

Практичные немцы ценили в костюмах комфорт больше, чем красоту. В результате пройма кроилась более широко, чем в итальянских пиджаках, а о приталенности не могло быть и речи. Просторные брючины не сковывали движений, хотя и выглядели несколько мешковато. Отсутствие крутых изгибов и простота кроя не мешали пиджачной паре быть исключительно выверенной и пропорциональной.

Немецкие костюмы обладали уникальным свойством, которое сделало их весьма популярными. Тонкая шерстяная нить ткани в процессе изготовления подвергалась многократному скручиванию и измятию, благодаря чему изделия из такого материала становились абсолютно немнущимися. Свернутый костюм даже через неделю, развернувшись, восстанавливал свою первоначальную форму.


Для французского мужского костюма той поры считался необходимым классический покрой, добротный пошив и изящный лоск. В отличие от итальянских костюмов, они содержали гораздо меньшее количество декоративных элементов и мелких деталей. Наиболее модным во Франции становится короткий однобортный пиджак с закругленными лацканами, сужающийся книзу, без ярко выраженного акцента на линии плеч. Пару дополняли слегка зауженные брюки, которые в сочетании с укороченным пиджаком визуально вытягивали силуэт.

В нашей стране самым ярким воспоминанием о мужских костюмах могут похвастаться лихие девяностые, когда возникла мода на двубортные малиновые и темно-зеленые пиджаки с блестящими пуговицами в сочетании с шелковыми брюками свободного кроя. Массивные украшения из драгоценных металлов, преимущественно золота и платины, завершали образ удачливого бизнесмена тех лет.

Не смотря на привычность и понятность современного мужского классического костюма - его история складывалась несколько столетий.

Кто был предком современного мужского костюма?

В 14 веке, в разгар крестовых походов, в Западную Европу начали проникать восточные кафтаны. Эта одежда была очень непривычной для знати, но сразу же пришлась ей по вкусу. Крестоносцы возвращались и привозили с собой интересную заморскую одежду из дорогих тканей, а представители высших слоёв общества с удовольствием её носили. Благодаря такой «экспансии» уже к концу 14 века в Европе имелся традиционный костюм, который выделял знать среди простолюдинов, а также среди равных, ведь восточные кафтаны шились из самых разнообразных тканей (как по цвету, так и по структуре). Постепенно они улучшались и дополнялись и стали представлять собой новый вид одежды - фрак.

В 17 веке, следуя моде и требованиям окружающей среды (ведь одежда тогда носила явно прикладной характер) в Англии и во Франции, в признанных сейчас городами моды, а на тот момент наиболее сильными государствами этой части материка - в обиход вошли сюртуки. Главным их плюсом была теплота и удобство при носке. Ближе к 18 веку они стали двубортными.

К этому времени мода на фраки стала уходить, после цветного бума, который охватил всех модников в начале века - теперь их выбор стал более спокойным и в моду вошли чёрные фраки.

Развитие костюма этого времени также примечательно тем, что начало появляться распределение по сфере применения. Если до этого новая и красивая одежда была праздничной, а вся остальная - повседневной, то теперь те же фраки различались на домашние, повседневные, для визитов и бальные. Начал появляться дресс-код, по которому было просто неприлично появляться в обществе в неподходящем для ситуации наряде.

Классические дома моды и революции

К началу 19 века за столицами Англии и Франции утвердилось негласное наименование центров моды: Лондон - мужской, а Париж - женской.

Костюмы, к тому времени уже начали приобретать единый крой, за счёт появления мануфактурного производства, также начали вырабатываться правила носки этого типа одежды. Большое влияние оказали и войны, которые тоже требовали единой формы и вида мундиров. Так что именно в 17 веке начало появляться унифицированное производство одежды с одинаковым кроем и фасоном.

Период конца 18 - начала 19 века очень интересен тем, что в это время по костюму, ткани, из которого он пошит и по манере одеваться можно было безошибочно определить профессию человека, его положение и социальный статус. Это особенно касалось центров тогдашнего общества - Парижа, Вены, Лондона, Берлина, Петербурга. Окружающие «читали» информацию о пришедшем на приём человеке, будто бы на костюме была нашивка с подробными данными.

В это время модный крой меняется в каждом сезоне, но общие тенденции остаются едиными. Также закрепляется понимание одежды для определённого случая, например, на бракосочетание, на похороны, на работу и на приём носятся различные костюмы, хотя до этого они и были одинаковыми.

Эпоха перемен

К средине 19 века, с унификацией одежды, стали важны детали гардероба, а точнее то, как носится костюм. Например, бытовала фраза, что истинного джентльмена отличают детали, пуговицы на его рукавах могут застёгиваться и расстегиваться, но вы никогда этого не заметите, ведь они всегда идеально застёгнуты.


К 20 веку фактически сложился тот образ джентльмена, который до сих пор является эталонным для нас. Его основные признаки - аристократизм, аккуратность и умение правильно подать себя. Такое понятие как дресс-код, которое возникло в связи с разделением одежды по сферам применения, значительно усилило отличие правильно одетого мужчины от иных представителей общества.

В это время складываются три основы правильного классического мужского костюма - покрой, цвет и ткань. Такой порядок установлен по важности. Наиболее значим покрой - он определяет костюм, в нём важна естественность, а также акцент на свойства фигуры. Цвет важен относительно событий и места использования одежды. А ткань - ситуативные свойства, плюс показатель статуса владельца.

В 1930 году появилось понятие хорошей формы, которая и до сих пор определяет тот самый правильный крой одежды.


Наше время

Бурное развитие костюмов во второй половине 20 века начало обуславливаться национальной спецификой, а также несовпадением заимствований и историческими особенностями развития государства. Так, например, в 70е годы появились фланелевые костюмы-тройки. А в 80е - верхом «шика» была одежда на показ, выпячивание её дороговизны. Это происходило в тогдашних социалистических странах, в то же время миновав спокойно развивающийся рынок капиталистических классических костюмов.

После всплесков моды на невнятный крой, большие подплечники, а также яркие цвета - начала возвращаться классическая мода, соответствующая дресс-коду, принятому ещё в первой половине 20 века.


Современный представляет собой разнообразие вариантов кроя и цвета. Оставаясь верным классическим канонам, он, за счёт цветовых решений или новых вариантов использования аксессуаров, всё больше приобретает черты индивидуальности в рамках строгого кроя.


В соответствии с требовании моды, сложившейся веками, джентльмен в своём гардеробе обязательно должен иметь следующий перечень элементов: сорочка; официальный и не официальный костюм; классическая спортивная одежда; пальто и плащ; трикотажная одежда; одежда для свободного времени; одежда для дома и белье; аксессуары.

История мужского костюма стара как мир. Эта неотъемлемая часть мужского гардероба прошла долгий путь эволюции от шкур, которые носили первобытные люди, до элегантно-удобных Brioni или Kiton, которые носят знаменитости, бизнесмены и политики. Но, привычный для нас вид костюм приобрел лишь в XIX веке, а до этого шла его постоянная трансформация.

Сегодня сложно представить мужчину, у которого нет хотя бы одного костюма. Брюки, пиджак, жилет - это эталон современного делового человека, это привычный стиль одежды для деловых встреч и официальных мероприятий.

Бытует мнение, что хорошо подобранный костюм способен полностью изменить внешний вид мужчины - сделать его более стройным, импозантным, серьезным. И с этим сложно поспорить. Но так было не всегда. Первые костюмы были уж очень далеки от привычного нам образа. В разные эпохи мужчины носили пестрые камзолы, широкие либо узкие панталоны и другие детали гардероба.

Историки уверяют, что основные компоненты мужского костюма - пиджак, жилет, брюки - появились в эпоху Возрождения. Но их объединение в один ансамбль произошло в середине ХІХ века.

Век экспериментов и перемен

Нужно отметить, что вплоть до ХІХ века такой вид одежды, как мужской костюм, был доступен только аристократии и знати. Отсюда и пошла пышность первых нарядов. Мужской костюм ХVII века для современного человека, вполне оправданно, кажется слишком напыщенным.

В одеждах аристократов непременной частью гардероба были рубашки с широкими рукавами, украшенные гофрированными оборками, кружевом спереди и на манжетах. Роль пиджака выполняли колеты - приталенные куртки без рукавов. Образ мужчины дополняли панталоны - узкие ровные штаны до середины икр, украшенные вышивкой по бокам и кружевными оборками снизу.

Такой вид убранства в разных его вариациях можно было увидеть как на знати, так и на военных, например на мушкетерах. Во второй половине ХVII века в моду вошло более пестрое убранство, на что повлиял полудетский облик малолетнего короля Людовика XIV.

Костюм этого периода состоял из сорочки, богато отделанной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов по колено.

В конце века появляется новый вид придворной одежды — жюстокор. Костюм короля и высшей знати. Это одежда прилегающего, расширенного книзу силуэта, с поясом-шарфом на линии талии, длиной до колена, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Воротника у жюстокора не было, его заменял галстук из белой ткани с кружевными концами. С жюстокором носят кюлоты - узкие до колен штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку.

Это и были первые прообразы мужского костюма, к которому мы привыкли сегодня.

Век элегантности

В ХVIIІ веке законодательницей мужской моды по праву считалась Франция. Поэтому самым распространенным видом мужского костюма стало «платье по-французски». Такую одежду носили представители дворянства и зажиточный средний класс.

В эту эпоху мужской костюм состоял из многочисленных деталей. На тело надевалась длинная сорочка с жабо и подштанники длиной до колена на завязках. Мужчины из высшего и среднего класса носили кюлоты традиционно черного цвета.

В первой половине XVIII века на сорочку надевался длиннополый камзол, или весткоут, как правило, с длинными рукавами, в тон верхнему платью или контрастирующий с ним по цвету.

К середине XVIII века камзол утрачивает рукава, но сохраняет длину до середины бедра. Во второй половине XVIII века камзол превращается в жилет. В отличие от более поздних моделей, жилеты XVIII века имели стоячий воротничок. Из-под камзола или жилета выпускалось жабо либо отделка сорочки. На камзол надевалось верхнее платье — жюстокор - приталенный кафтан.

Постепенно жюстокор приобретает более простой вид. Однако в светском костюме его полностью заменяет аби — узкий однобортный кафтан, короткий спереди, с длинными полами сзади. Костюм второй половины XVIII века мог быть любой расцветки: однотонный или пестрый. В таком виде аби остается в моде вплоть до первых десятилетий XIX века.

Начало эпохи современного костюма

В начале XIX века главным представителем мужского костюма стал фрак. Его носили не только как придворный костюм и мундир, но и просто в обиходе. На фрак всегда нашивались пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда в 30-х годах он был узким и так плотно прилегал к талии, что вдавливал бока и заставлял выступать бедра.

В 40-х годах фрак окончательно исчез из ежедневного обихода, сохранив за собой до настоящего времени роль парадной одежды. На смену фраку пришел сюртук.

Мужчины также носили белые рубашки с высоким крахмальным воротничком, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом.


В начале и в конце XVIII столетия карманы брюк и панталон делались прямыми спереди. Эта мода возобновилась и в 70-х годах XIX столетия. В большинстве же случаев карманы прорезывались теперь сбоку по шву. Впоследствии форма брюк постоянно менялась, становясь то очень узкой, то слишком широкой.

Интересная особенность старого костюма заключается в том, что вплоть до конца XVIII века брюки приходилось надевать с подтяжками, поэтому они не подгонялись по фигуре и не имели никаких складок. Лишь в конце XVIII века, когда они составили пару с фраком, их стали кроить так, чтобы точно соответствовать особенностям фигуры. Тогда на брюках появились складки, благодаря которым они прилегали к талии.

Следующее усовершенствование — двусторонняя складка — была заложена на брюках лишь в 20-е годы XIX века. Существует легенда, что складки придумал один предприимчивый английский торговец. Он хотел, чтобы брюки не сминались при перевозке.

На самом деле стрелку на брюках придумал лондонский портной Ларсен. Один из заказчиков, не отличавшийся стройностью ног, попросил мастера замаскировать этот недостаток. Тот заложил складки, которые придали фигуре стройный силуэт. Однако новинка пришлась по вкусу не сразу. Лишь после того как брюки превратились в самостоятельный элемент одежды, ее необходимость была признана всеми.

Пиджак как элемент костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. Ношение застегнутых пиджаков обусловило изменение и других составляющих костюма. В частности, от рубашек с накрахмаленными жабо произошел постепенный переход к рубашкам с небольшими отложными воротничками и цветными галстуками. С пиджаком хорошо сочетался жилет. Уже к середине XIX века вместо белых пикейных или шелковых жилетов пришли более практичные модели, согласующиеся по цвету с пиджаком.

Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма — тройку. В нем все элементы — брюки, жилет и пиджак — были сшиты из одной материи. Как дань традиции, подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком.

Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу 90-х годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужского гардероба предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.

В 1901 году пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его Величество даже издал специальный указ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках.

После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку.

В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно. В конце столетия модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.

Костюм - второе «я»

В наше время костюм приобрел такую популярность, что в мире появилось огромное количество различных брендов. И несомненное лидерство в изготовлении современного мужского костюма занимает Италия.


Костюмы этого бренда характеризуют как вторую кожу - они чрезвычайно комфортны, одев один раз Kiton, вы не захотите носить ничего другого. Отличительная их черта: после нескольких носок костюм сам ложится по фигуре владельца, подчеркивая ее достоинства и скрывая недостатки.

Популярность Kiton в мире очень большая, его носят мировые лидеры, звезды Голливуда, успешные бизнесмены. И не удивительно, ведь это одна из старейших и уважаемых торговых марок. Костюмы шьют вручную. При фабрике функционирует портновская школа. Здесь будущие мастера годами постигают азы. К примеру, чтобы научиться правильно пришивать пуговицы, уходит до 2 лет. А на изготовление одного костюма уходит 25 часов ручной работы и труд 45 работников.

Отсюда и качество. Те, кто хотя бы раз надел костюм Kiton, становится поклонником бренда на всю жизнь. И, к слову, достаточно высокую цену одежды этой марки с лихвой компенсируют ее качество и долговечность, это костюмы на всю жизнь. Даже через десять лет такой костюм остается модным и выглядит, будто только с витрины. Эксперты мира моды называют этот феномен своеобразной магией, которую еще никому не удалось повторить.

Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде

Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам — классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.

До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.

Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена). Wikimedia Commons

Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» Джон Харви. Люди в черном. М., 2010. .

Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780-1790 годы Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции — шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги — кюлоты. Wikimedia Commons

Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.

Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака. Wikimedia Commons

Психолог Джон Карл Флюгель, описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода , назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом» . Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.

По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.

Модник. Около 1895 года pinterest.com

Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на велосипеде , а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.

Модели мужских костюмов. 1940-е годы New York Public Library

В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами. 

История мужского костюма берёт своё начало из очень давних времён. Тем не менее, мужской деловой костюм в современном понимании был изобретением английской моды 19 века. Изначально классический костюм был по карману немногим, и его носили лишь состоятельные люди, да и то по особым случаям: например, на воскресную церковную службу. Постепенно стали возникать различные варианты костюмов. Так появился смокинг, мужской костюм-тройка и многие другие.

В первоначальном его виде классический костюм родился в Англии в XIX веке. Кроме брюк, пиджака и жилета, который сегодня, скорее факультативен, джентльмен ранее обязательно надевал головной убор и перчатки. Мода менялась, цилиндры уступали место котелкам, фетровым шляпам, перчатки для мужчин в скором времени утратили свое историческое значение, и сегодня мы имеем то, что имеем - брюки и пиджак, иногда жилет, а также галстук, сорочку и туфли, завершающие образ стильного джентльмена нашего времени. С началом 1 мировой войны основная масса светских «премудростей» и условностей касательно экстерьера, особо в Европе, отходят на 2 проект. Политическая обстановка во всем мире занимает умы во много раз более, чем ранее, жизненный темп со временем убыстряется, что вносит собственные коррективы и в мужской гардероб. Покрой костюма становится наиболее независимым, пиджаки до бедер бесповоротно вытесняют длинные модели. Кроме того чувствуется воздействие военной формы, к примеру, в моду входят френчи и брюки-галифе. Податливые фетровые шляпы вытесняют неуместные шляпы-цилиндры.

20-е годы - период в популярной ситуации довольно спорный. На пике моды лакированные туфли и часы на цепочке. Хотя в тоже время усиливается спортивное воздействие на моду. В первую очередь, бывают замечены первые костюмы с рисунком - легендарная английская клетка. Костюм отныне соединяют не столько с сорочкой, но и с трикотажем. Непосредственно на стыке 20-30 годов знаменитая Коко Шанель совершает переворот в моде, предлагая носить модели из джерси в виде верхней одежды. Как мы знаем, мужчины не преминули пользоваться идеей, предназначавшейся, в целом, для представительниц слабого пола. Впрочем, не взирая на направленность к упрощению и свободе в одежде, практически до Великой Депрессии мужчины любят костюмы-тройки. Жилет - неотъемлемый спутник изящного и респектабельного мужчины в 20-е годы.

В 30-е годы, не взирая на финансовые потрясения, затормозить прогресс уже не имеет возможности ничто. Очень быстро растут скорости, бывают замечены первые «поточные» автомашины, бурно развивается индустрия развлечений, например, законодателями мод становятся не светские салоны, а голливудские звездные небеса. Киноиндустрия романтизирует образ гангстеров. Черный костюм в контрастную белую полосу с широким острым лацканом на пиджаке и прямыми брюками комбинируют с белой рубашкой и легендарным белым шарфом, шелковым либо кашемировым. Но даже это не ненароком - высокая контрастность костюма практически постоянно дает образу жесткости порой в том числе и агрессивности. Кроме того, надлежит отметить, что костюм в эти годы становится двубортным. Данному также есть несложное обоснование - такой костюм практически постоянно делает мужчину наиболее совершеннолетним и значительным. Галстук еще не говорят неотъемлемым атрибутом делового костюма.

40-е годы - очень грустная и трагическая эра в ситуации человечества, дабы вести беседу о моде и стиле. Европа была превращена в тотальный театр военных поступков, и обслуживание германской военной машины стало основным направлением становления технологий на длительное время. В следствии этого Франция перестает быть и считаться законодательницей мод, на передний проект выходит компания немецкая HugoBoss, поставляющая одежду и обмундирование для германской армии. Одежда становится строже, бывают замечены плащи-френчи, входят в моду составляющие стиля «милитари» - хлястики, погоны, накладные карманы, воротники-стойки и т.п. В общем, важных перемен в мужском образе в это время не случается.

Абсолютно другое дело - конец 40-х - начало 50-х годов. Непосредственно в это десятилетие деловой костюм бесповоротно становится таким, каким мы пристрастились видеть его в настоящий момент. В первую очередь, однобортные модели практически всецело вытесняют двубортные. У пиджаков того периода, в большинстве случаев что касается широкие плечи и немного акцентированная зауженная талия. Лацкан пиджака остается широким и длинным. Это также призвано зримо немного расширить плечевой пояс. Входят в моду брюки с отворотами. Эти модели зрительно очень значимо укорачивают ноги, в следствии этого их комбинируют с туфлями на не очень большом каблуке. Жилет деловому мужчине на ежедневно более не необходим, но несмотря на все вышесказанное неотъемлемым атрибутом становится галстук. Нагрудный платочек из атрибута ежедневного костюма преображается в составляющую, какой потребуется лишь для парадных случаев. Бесповоротно складывается допускаемая для деловой среды цветовая палитра. Как это того понятия делового дресс-кода пока нет, впрочем элитные компании и значительные портные выделяют все оттенки серой и синей гаммы. С тех пор общеизвестно, что для самых сознательных встреч деловому мужчине надлежит подбирать темно-синие и графитовые костюмы. Для меньше официальных событий абсолютно подойдет светлая цветовая гамма - дымчато-серые и голубовато-синие оттенки.

Было бы неправильным считать, что 50-е предлагают особое многообразие рисунков. В большинстве случаев, костюм того времени однотонный, изредка встречаются модели в деликатную неконтрастную полосу. Принципиальная перемена мужского вида связано, в том числе и не с костюмом. Головные уборы необязательны и призваны предположительно уберечь от мороза, чем подчеркнуть статус владельца.

В 60-е и 70-е перемены прикасаются, как правило, молодежной моды, составные части делового костюма меняются, не имеет большого значения. К примеру, в 70-е в угоду текущим популярным направленностям брюки становятся клешеными от колена.

80-е стоят в популярной ситуации коттеджем. В деловой мужской моде бывают замечены костюмы с ярким светом. Не дискотечные пайетки, естественно, и все же. Бывают замечены рубашки в контрастную яркую цветную полоску. Силуэт становится довольно независимым - важны пиджаки прямого кроя и широкие брюки.

С середины 90-х годов деловой мужской костюм все более ощущает воздействие моды дамской. Художники предлагают мужчинам зауженные книзу брюки, порой довольно обтягивающие. Пиджак становится компактным и приталенным, а лацкан - узким и вытянутым. Кроме того бывает не слишком большая «революция» с рисунками тканей. И уже допустимы неритмичная полоса - разной ширины и цвета, рисунок «в косичку», объемные жаккардовые рисунки. Припомню, что мы говорим о деловых костюмах. В одежде для независимого времени практически никаких табу, как говорится, нет. С деловым костюмом, возможно, одеть рубашку с интересным рисунком, к примеру, растительный орнаментом либо восточным мотивом. Потому что главная направленность на крупных подиумах - романтизм, входят в моду нежные пастельные оттенки - сиреневый, пепельно-розовый, мятно-зеленый. Радует, что основная масса мужчин вводят эти цвета в гардероб в минимальном процентном отношении. Не вдаваясь в пространные рассуждения, носят сорочки, но не костюмы. Кроме того, в последнее время набирает мощь направленность к некоему упрощению делового дресс-кода. Так, не считавшийся раньше допустимым для делового мужчины коричневый костюм в настоящий момент абсолютно «легализован».

Деловой костюм показывает, какие перемены происходят в обществе. Впрочем все выше описанное в большей степени объективно для мировой моды. Отечественная ситуация во много раз наиболее скудная. К примеру, практически никакой «эпохи джаза», точно также как и «гангстерской» темы, у нас ни разу не было. Практически до 50-х годов делового костюма у нас не было - потому, как не было истинно деловых людей. А начиная с 50-х костюм ассоциируется у основной массы предположительно с бюрократическим аппаратом, чем с респектабельными мужчинами. Знаменитые «малиновые пиджаки» эпохи необузданного капитализма, к превеликой радости, сдали собственные позиции. Впрочем, увлеченности наших мужчин костюмами в полоску, как и прежде не может не волновать. Кроме того мужчины очень неохотно «разбавляют» цветовую гамму своих гардеробов. Основная масса уверена, что безукоризненная классика - это черный костюм и белоснежная сорочка.

Таким образом, история делового мужского костюма началась очень давно, еще в 20-е годы и развивается по сей день. В современное время деловой мужской костюм ощущает на себе воздействие женской моды.