Как происходит формирование характера ребенка.

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4-5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник - добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик - спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема - это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик - очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик - ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент - это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка - этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное - это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5-6 лет требует другого отношения, чем малыш 2-3 лет.

Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.


Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

Характер ребёнка зависит от Вас

(Консультация для родителей)


Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент . Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера , которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

Еще в раннем возрасте можно заметить, что один ребенок отличается от другого не только визуально – рост, вес, цвет глаз. Дети различаются по типу темперамента. Темперамент не приобретается с возрастом, а является врожденной особенностью человека, поэтому его сложно изменить или скорректировать. Но знать темперамент ребенка необходимо - это позволит правильно понять малыша и считаться с его особенностями.

Темперамент – это психологические характеристики человека. У уже сформирована нервная система, индивидуальные особенности которой в будущем повлияют на развитие психики и эмоционального характера у ребенка. Кроме того, темперамент определяет, как быстро и правильно ребенок усваивает новую информацию, усидчив ли он, какие у него предпочтения и к какому виду деятельности он больше склонен.

Передается ли темперамент от родителей

Темперамент ребенка зачастую схож с темпераментом одного из родителей. Переходит ли темперамент по наследству или же просто дети копируют поведение своих родителей - однозначного ответа нет. Но многие дети наследуют темперамент и от родственников, которых даже никогда не видели. Такое наследие проявляется не только в отношении темперамента, но и во внешнем сходстве. Порой ребенок наследует темперамент от обоих родителей в равной степени. Этим объясняется появление в семье разнотипных по темпераменту детей.

Когда проявляется темперамент ребенка

В первые годы жизни, по мере роста и развития ребенка, приобретения им новых знаний и умений, его темперамент меняется и влияет на адаптируемость к окружающей среде, а также на эмоциональное самовыражение. По достижении школьного возраста характер ребенка и его темперамент уже более сформирован и очевиден для близких ему людей, поэтому в дальнейшем уже не должен кардинально меняться. Врожденные характеристики человека не зависят от педагогических навыков родителей. Но все же поведение ребенка дошкольного возраста должно периодически подвергаться деликатной корректировке со стороны родителей.

Многие ученые считают, что основные свойства характера и темперамента ребенка, проявляются в период становления личности – с 2 до 3 лет. Но определить тип темперамента можно только после 3-4 лет. Нельзя сказать, что человек является представителем одного типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик). Разделение на 4 вида носит условный характер. Психологи утверждают, что одному человеку могут быть характерны все четыре типа темперамента, только один все равно будет лидирующим.

Характер человека определяет не только темперамент

Характер формируется в ребенке в результате взаимодействия темперамента, данного ему природой, и среды (наибольшее влияние оказывают родители). Темпераментом называют особенности функционирования нервной системы человека, проявляющиеся в его движениях и темпе речи, а также эмоциональности и подвижности. Он дается каждому малышу при рождении, и изменить его нельзя. От темперамента во многом зависит отношение ребенка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и рано или поздно вы поймете, к какому типу относится темперамент вашего ребенка. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, что облегчит и вашу жизнь (будет проще понять малыша и договориться с ним), и жизнь ребенка (он будет чувствовать, что его понимают, меньше нервничать и капризничать).

Определяем, к какому типу относится темперамент ребенка

Всего выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. В чистом виде они встречаются крайне редко. Обычно в человеке смешаны черты нескольких типов, но характерные особенности одного из них в ребенке можно заметить с рождения.

1 Холерик

Легко «вспыхивает», успокоить его непросто. Такие дети легко возбудимы, энергичны, вспыльчивы, беспокойны, впечатлительны, раздражительны, непоседливы, неуравновешенны и очень чувствительны. Ребенок-холерик не будет молча терпеть любой дискомфорт. Таким малышам больше, чем другим детям, необходимы постоянное присутствие мамы и тактильный контакт с ней. Холериков нельзя «избаловать руками», это является для них жизненной необходимостью. Воспитание такого малыша требует от родителей терпения и спокойствия. Не следует критиковать ребенка за избыточную подвижность. Постарайтесь дать ему возможность реализовывать энергию – больше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, попытайтесь увлечь кроху развивающими играми. Большинство холериков испытывают трудности при засыпании, поэтому для них необходимо выработать определенные ритуалы, которые помогут успокоиться. Кроме того, перед сном нужно стараться избегать интенсивного общения и проявления излишней активности.

2 Сангвиник

Подвижный и любознательный ребенок, который, в отличие от холерика, имеет жизнерадостный и уравновешенный характер. Такой малыш легко привыкает к новым людям и ситуациям.
Сангвиники любят игры и новые занятия, они легко переключаются. Однако такие малыши очень подвижны, чем доставляют своим родителям массу хлопот. Когда кроха начинает ползать, а затем ходить, его нельзя оставлять без присмотра. Заранее позаботьтесь о безопасности дома. Если ваш ребенок сангвиник, вам придется научиться делать домашние дела, одновременно развлекая кроху. Например, он может находиться в слинге, а вы будете рассказывать, что сейчас делаете. Из-за своей активности сангвинику трудно дается режим, часто он не доедает и не досыпает. Приучая ребенка к режиму, будьте мягче и не заставляйте его жить по графику «от и до».

3 Меланхолики

Кажутся очень чувствительными детьми, которым трудно справиться с любыми жизненными испытаниями. Такие малыши часто пребывают в плохом настроении и плачут без особых причин. Обычно ребенок-меланхолик медленно набирает вес, часто просыпается ночью. На ваши улыбки он реагирует вяло, легко пугается, тяжело переносит разлуку с мамой и очень не любит отлучаться от дома. Воспитывая меланхолика, не следует забывать о его сверхчувствительности. Такие дети сильно переживают любую критику, неприятное слово или событие способно надолго вывести их из спокойного состояния. Малыш-меланхолик нуждается в спокойной атмосфере в доме, материнской ласке, постоянном тактильном контакте и похвалах. Нельзя применять в отношении таких детей силу и грубость. Меланхолики быстро устают, поэтому в раннем возрасте их лучше оградить от просмотра телевизора, громких звуков и обилия ярких впечатлений. Они должны расти в окружении домашнего уюта и маминой заботы.

4 Флегматики

Малоподвижны, уравновешенны, терпеливы и очень спокойны. Такие дети очень любят поспать — нередко первые месяцы они спят целыми днями. По мере развития малыш будет спокойно играть, не требуя чрезмерного внимания, редко плакать и стойко сносить любые неприятности. Характер флегматика имеет как плюсы, так и минусы. Такой ребенок требует мало внимания, однако его придется постоянно «расшевеливать». С флегматиком нужно регулярно заниматься, поддерживая в нем интерес к окружающему миру. При этом не стоит надеяться на проявление энтузиазма с его стороны. Такие дети нуждаются в постоянных похвалах и поощрениях.

Изменить темперамент ребенка невозможно. Об этом следует помнить и выстраивать жизнь крохи с учетом его особенностей. Это поможет вам вырастить здорового, счастливого и психологически благополучного малыша.

Однако характер человека определяет не только темперамент. На жизненное восприятие ребенка влияет и среда (сначала семья, затем — сад, школа, родственники и друзья). В зависимости от окружения одно и то же качество ребенка может развиваться по-разному – так, упрямство может перерасти в целеустремленность, а может обернуться косностью и упертостью.

Как сформировать характер ребенка

Для того, чтобы вырастить благополучного и счастливого ребенка родителям необходимо:

1. Определить цели

Идеал, к которому стремятся родители, должен совпадать с особенностями ребенка, данными ему при рождении. Не пытайтесь вырастить лидера из тихого мечтателя, скорее всего это приведет к беспрерывной борьбе и ломке природы крохи. Постарайтесь превратить процесс воспитания в поиск золотой середины между направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту. Необходимо направить силы на сглаживание «слабых» сторон характера малыша и взращивание его достоинств.

2. Научиться понимать ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно применить ко всем детям фразы: плохо брать ребенка на руки, как только он заплачет, – избалуется; не брать на руки плачущего малыша тоже плохо – он может вырасти букой. Некоторые дети рождаются готовыми выпорхнуть из объятий родителей, и гиперопека будет приносить им лишь вред; другие малыши очень нуждаются в маминой заботе и любви, и недостаток внимания может оказать на их психику разрушительное воздействие.
Разработать единую методику воспитания для всех детей невозможно. Даже один и тот же ребенок требует постоянной корректировки способов воздействия на него – то, что вчера работало и давало результаты, сегодня может оказаться непригодным. Задача родителей – ежедневно наблюдать за малышом и учитывать все его потребности.

Вне зависимости от темперамента для формирования таких качеств, как оптимизм и уверенность в себе, нужно полностью удовлетворять потребности крохи. Что необходимо младенцу? Конечно же, мама, ее внимание и любовь, которая выражается в ласке и своевременном удовлетворении нужд малыша. Если ребенок получает материнское тепло в достаточном количестве, он растет с доверием к окружающему миру и получает возможность «улучшать» темперамент, данный ему природой.
Например, малыш родился меланхоликом, а его с пеленок начали воспитывать «настоящим» мужчиной. Ранимость тонкой и чувствительной натуры будет постоянно наталкиваться на непонимание и отказы в утешении, ведь «мужики не плачут». В результате у малыша разовьется невроз, а затем полная душевная закрытость. В итоге мама и папа вряд ли будут слышать в свою сторону нежные слова от собственного ребенка.

Другой пример. Холерика решили воспитывать по-спартански и не брать на руки, когда он плачет. В силу своего темперамента такой малыш все равно будет орать, пытаясь добиться своего. В дальнейшем истеричность крохи может стать одной из черт его характера. Чтобы избежать такого исхода, важно изначально увидеть особенности темперамента малыша и в раннем возрасте полностью удовлетворять его потребность в контакте с матерью. В результате свои душевные силы малыш будет тратить не на борьбу с окружающим миром, а на взаимодействие с ним. С возрастом ребенка-холерика нужно научить сдерживать себя, переключаться на игры и спокойно ожидать, когда мама сможет подойти к нему.

3. Найти индивидуальный режим и придерживаться его

Все младенцы нуждаются в упорядоченной жизни – регулярность происходящего и определенный порядок дают им спокойствие и уверенность. Однако режим ребенка должен учитывать не только его индивидуальные особенности, но и нужды мамы и других членов семьи.
Упорядоченность, предсказуемость и последовательность поведения мамы, ее забота и ласка способствуют психическому благополучию малыша, обеспечивая ему ощущение безопасности окружающего мира. Создав такие условия, вы имеете все шансы сформировать «легкий» характер — уравновешенный, спокойный и уверенный в себе.

Беспорядок, отсутствие режима, недостаток внимания, непредсказуемость и негативное эмоциональное состояние мамы формируют в ребенке неуверенность в себе, подозрительность и повышенную тревожность.
Ребенок первого года жизни не умеет капризничать, своими криками он просто пытается добиться удовлетворения каких-то потребностей. При этом интенсивность и форма требований зависит от темперамента крохи, один может быстро успокоиться, другой будет просить до последнего. Лучший способ избежать истерик малыша — научиться предугадывать желания ребенка, распознавая знаки, обозначающие его потребности. Также следует приноровиться к личному ритму крохи и научиться определять, когда он активен, когда хочет есть, а когда спать, когда предпочитает общение, а когда его можно оставить в одиночестве. Своевременное удовлетворение элементарных потребностей ребенка обеспечит «не капризного» малыша, сохранив вам силы и нервы.

4. Показывать на собственном примере

Обычно ребенок делает не то, что ему говорят, а повторяет то, что делает его родитель. В результате формируется «социальная» часть характера малыша, во многом она зависит от поведения мамы и папы. Дети копируют не только поведение взрослых, но и их реакцию на происходящее. Поэтому различные объяснения, нотации и прочие беседы играют в воспитании второстепенную роль. В первую очередь, родитель должен показывать ребенку правильное поведение на собственном примере. Важно, чтобы слово и дело у мамы и папы не расходились друг с другом. Если все члены семьи трудолюбивы и вежливы, скорее всего, их ребенок вырастет трудолюбивым и вежливым. Малыш, растущий в семье, где любят животных, не нуждается в нотациях о том, что мучить зверей плохо. Душевное состояние родителей не может не отразиться на их ребенке. Если папа или мама излишне нервны и тревожны, постоянно пребывают в плохом настроении, существует большая вероятность, что их кроха вырастет мрачным и нервным человеком. Поэтому, воспитывая детей, обратите внимание на собственное поведение и займитесь работой над собой.

5. Научиться переживать кризисы

Обычно наступление возрастного кризиса становится неожиданным сюрпризом для родителей. Поведение ребенка может резко поменяться не в лучшую сторону. Если смена поведения крохи связана с возрастным кризисом, важно реагировать на нее особым образом.

Возрастной кризис (обычно бывает в 1, 3 и 7 лет) — это переломный момент, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития ребенка и наступлении следующего. Успешно пройдя кризис, малыш выходит на новую ступень. При этом он выносит с собой определенные плоды – психологическое отделение от матери, становление самостоятельности и прочее. Чтобы ребенок вышел из кризиса с приобретениями, родителям важно вести себя правильно в переломные моменты в жизни чада.

Например, в 1 год ребенок постепенно отдаляется от мамы, пытаясь отделиться от нее как психологически, так и физически. Он осваивает новые пространства и убегает. Обычно родители воспринимают это как непослушание и, не желая рисковать безопасностью крохи, кричат ему: «Не ходи туда!», «Не лазь, а то упадешь/разобьешься!». Такая реакция родителей, несмотря на то, что она вызвана благими побуждениями, приводит к неблагоприятным последствиям. Малыш, пытающийся освоить новые пространства, фактически слышит, что мир страшный, что безопасно лишь рядом с мамой и ему нужно всегда находиться вместе с ней. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок до старости будет прятаться за маминой юбкой, не сможет стать самостоятельной личностью и добиться в жизни определенных успехов.

Как правильно преодолеть кризис и помочь годовалому ребенку выйти на следующий этап с необходимым багажом знаний?

Важно предоставлять малышу поле для активности, поощрять его самостоятельность. И только тогда вы можете надеяться, что у вас вырастет активный и целеустремленный человек. Переживая кризис первого года, постарайтесь научить ребенка договариваться, понимать и принимать запреты и разрешения. При этом относитесь к крохе с уважением, давайте ему понять, что вам важно его мнение и желания. Это будут ваши первые шаги к развитию «счастливого» характера ребенка.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Самые Важные ЗНАНИЯ, которые Нужно Дать малышу в первые 3 года Жизни!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Сравнение современного воспитания детей и воспитания у наших предков

Советы родителям

Просмотрено

3 ошибки родителей, которые они совершают в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Советы родителям

Просмотрено

Пересмотрите мультфильмы, которые любят Ваши дети!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Не хочу обуваться!