Когда грудничка можно ставить на ножки, во сколько месяцев - Ребенок не опирается на ножки. Во сколько месяцев ребенок осваивает новые умения

Почему малыш любит подпрыгивать, когда его поддерживают за ручки? Потому что весь его организм готовится к вставанию на ножки. Пока кроха еще не может самостоятельно стоять, происходит тренировка мышц тела во время такого детского танца. А когда ребенок начинает вставать на ножки самостоятельно? Узнаем об этом из статьи.

Наблюдательные мамы замечают, как грудничок с пяти месяцев начинает тренировать стопы, делая самостоятельно самые настоящие гимнастические упражнения: крутит стопы ножек вправо/влево восьмеркой, лежа в кроватке.

Затем, в шесть месяцев малыш становится на четвереньки и раскачивает корпус вперед-назад, весело произнося свои любимые звуки: да-да-да, ма-ма-ма. Что это такое? Это укрепление мышц спины, подготовка к вставанию на ножки. Укреплению мышц спинки способствует и ползание на четвереньках.

В это же время малютка шести/семи месяцев обожает подпрыгивать, когда родители поднимают его за ручки и держат в положении стоя. Ребенок не хочет просто стоять: ему нужно весело прыгать и лепетать свои первые детские слова, понятные только маме и ему самому. Это упражнение тренирует сгибательные и разгибательные мышцы.

На этом физкультура крохи не заканчивается: он хватается ручонками на кроватку и, дрожа всем тельцем, пытается встать на ножки самостоятельно! Причем делает это с завидным упорством, постоянно. Значит, пришло его время! Он встает, отпускает ручки, падает на попку и вновь поднимается. Не мешайте ему этим заниматься!

И это еще не все: ребенок пытается перемещаться вдоль кроватки, держась за перильца. Ему очень нравится такое занятие. Кроха с упоением может гулять по кроватке, сопровождая свои действия веселым лепетом, — сколько угодно!

Раннее вставание

Некоторые мамы с тревогой думают, а не повредит ли ребенку раннее вставание на ножки? Если малютка сам проявляет стремление вставать, значит, не повредит. Даже если мама будет от страха запрещать малышу вставать, он все равно будет это делать: когда останется один в манеже или кроватке. Стоит маме отвернуться — а он уже встал на ножки.

Педиатры едины в утверждении, что малютке в четыре месяца стоять на ножках категорически запрещено из-за неразвитой костной системы.

Однако когда ребенок уже самостоятельно садится и весело подпрыгивает с поддержкой мамы, его физическое развитие позволяет начинать стоять.

Для успокоения мам: инициируйте ползание малыша, если переживаете за раннее вставание. Во время ползания у малютки отлично укрепляется опорно-двигательный аппарат и развивается мышление. Если вы будете чаще стимулировать ползунка, привлекая его яркими игрушками, проблем с кривой спинкой и ножками не будет.

Ходунки и хождение на цыпочках

Что думают педиатры о таком детском тренажере, как ходунки? Многие родители стремятся научить малютку ходить с помощью данного приспособления. Доктор Комаровский настоятельно не рекомендует тренировать ребенка в ходунках. Причина простая: физическое развитие должно быть естественным.

Малыш на ходунках находится в «подвешенном» состоянии: он не чувствует вес своего тела. Согласитесь, подобная тренировка к хорошему не приведет: ведь при ходьбе человек должен ощущать вес собственного тела, а опорно-двигательный аппарат — выдерживать этот вес.

Еще одним недостатком ходунков является привыкание касаться пола пальчиками ног. Кроха не достает до пола всей стопой, потому что висит на сиденье: в результате неправильно формируется мышечный тонус. Вы сами пробовали ходить в подвешенном состоянии? В дальнейшем ему будет трудно переучиваться ставить ножку на полную стопу: так и будет бегать на цыпочках.

Если ребенка не держали в ходунках, а он все равно стоит на цыпочках в кроватке, значит, у малютки гипертонус мышц. Педиатр посоветует, как и когда делать массаж ножек, чтобы привести мышцы в нормальный тонус. Некоторые детки до 1,5 лет ходят на цыпочках, а потом все нормализуется.

Вы знали, что в интернет-магазинах можно совершать покупки со СКИДКАМИ ДО 70% круглый год!? Узнайте где прямо сейчас действуют скидки на детскую одежду , а также на многие другие детские товары!

Учимся стоять

Что делать мамам, детки которых пока не умеют стоять на ножках? Обидно, если соседский малыш в семь месяцев уже разгуливает по манежу, а собственный кроха пока еще только сидит. Причины позднего вставания могут быть скрыты в:

  • большом весе крохи;
  • флегматичном характере;
  • особенностях развития;
  • наследственности;
  • низком тонусе мышц.

Если у малыша в восемь или девять месяцев нормальная весовая категория (по возрасту), он хорошо кушает, но на ножки не встает, — обратитесь к ортопеду и невропатологу. Возможно, причина имеет неврологический характер.

Если кроха в девять месяцев не проявляет интереса к вставанию, попробуйте его раззадорить: поднимайте за пальчики, пытайтесь расшевелить. Активные детки с шести месяцев прыгают, даже сидя у мамы на руках. Поднимая малыша за ручки, попробуйте поворачивать его тельце в разные стороны.

Положите в манеж яркие игрушки, которые будут вызывать интерес малютки. Но сделайте так, чтобы игрушки были недосягаемы. С помощью такой игры можно научить ленивого малыша в девять или десять месяцев вставать. Проявите смекалку! Детки обладают большим любопытством, им всегда хочется потрогать интересующий предмет ручками и попробовать «на зубок».

Чем еще помочь крохе, который не собирается вставать? Если малыш любит только ползать по полу, устройте ему «зоны препятствий»: расставьте на пути следования подушки, большие игрушки, какие-нибудь валики. Все эти преграды будут стимулировать и побуждать делать разнообразные движения, чтобы преодолевать препятствия. В один чудесный день ребенок научится стоять на ножках.

Важно! Если ребенок в десять месяцев активно ползает, сидит и переворачивается — не переживайте. Рано или поздно он встанет и пойдет сам.

Сколько ждать этого события? Наберитесь терпения.

Как избавиться от растяжек после родов?

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Точно ответить, во сколько месяцев ставить кроху на ножки, нельзя. Врачи могут указывать усредненные сроки и давать общие рекомендации, но каждый ребенок индивидуален.

Когда можно ставить ребенка на ножки

Торопиться с этим процессом не стоит. Если ребенок здоров, он обязательно пойдет, не важно, будет это в 10 мес. или в 1,5 года. Нет ничего страшного, если он еще некоторое время будет ползать или сидеть.

Когда ставите ребенка на ножки, он должен опираться на стопу, а не на носки

Когда малыш опирается на ножки, на позвоночник оказывается огромная нагрузка. Если мышцы еще слабые, это может привести к искривлению или другим проблемам с опорно-двигательным аппаратом.

Готовность крохи к ходьбе можно определить по таким факторам:

  • Наследственность. Необходимо учесть, когда пошли родители. Дети обычно повторяют подвиги мамы и папы.
  • Физическое сложение. Худые дети быстрее становятся на ножки, нежели полные.
  • Зрелость нервной системы. От состояния ЦНС зависит умение держать равновесие в вертикальном положении. Дети с неврологическими нарушениями идут позже своих здоровых ровесников.
  • Фазы развития. Интеллектуальное развитие чередуется с физическим. Дети развиты умственно, могут вставать на ножки позже.
  • Мотивация. Когда ребенок понимает, что быстрее добраться до игрушки на двух ногах, нежели на четвереньках, он будет проявлять инициативу.

Правильным будет, если младенец сначала научится ползать, затем самостоятельно сидеть, а потом вставать. Насильно ставить его нельзя.

Во сколько месяцев опирать на ножки грудничка, у которого проблемы со здоровьем

Ребенок с гипертонусом мышц может пытаться встать в полгода, до того, как научиться сидеть. Допускать такого нельзя. Отвлекайте кроху любыми способами, чтобы он сел или лег. Длительное нахождение в вертикальном положении приведет к деформации стоп.

Можно ставить кроху на ножки, начиная с 10 мес. До этого времени обязательно поддерживайте его под подмышками, чтобы он едва касался стопами поверхности.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш сделает первый шажок. И всеми силами стимулируют, помогают и поощряют активность крохи. Некоторые даже специально пытаются ставить его на ножки. Но насколько верно такое поведение? И в каком возрасте можно позволять ребёнку самостоятельно стоять на ножках и ходить?

Что думают педиатры?

Развитие детей не идёт по единому сценарию, всё индивидуально. Некоторые малыши пытаются ходить в 9 месяцев, кто-то едва-едва встаёт в 11. И это нормально. Каждый ребёнок развивается так, как в нём заложено природой. Но есть некоторые общие рекомендации врачей, к которым следует прислушаться.

Педиатры не советуют создавать вертикальную нагрузку на ножки до 10-11 месяцев. Дело в том, что кости и суставы ещё недостаточно окрепли, чтобы выдержать вес ребёнка. Из-за слишком раннего вставания могут появиться проблемы с позвоночником (различные искривления, боли и пр. в более позднем возрасте). Ножки могут выгнуться и принять форму буквы «О» или «Х». Такой изгиб в районе коленей и таза обусловлен тем, что суставы ещё не окрепли, связки не могут удержать голень и бедро в правильном положении. По этой же причине вертикальная нагрузка может привести к уплощению и деформации стопы. Чтобы избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом в будущем, не стоит слишком рано ставить ребёнка на ножки. Оптимальный возраст для первых попыток ходить – минимум 10 месяцев. К этому времени малыш достаточно окрепнет.

При этом нельзя запрещать малышу пытаться встать, когда он начинает самостоятельные попытки. Если младенец проявляет интерес к новому положению тела, то такое стремление нужно поддерживать. В противном случае кроха быстро «перегорит», и, когда придёт пора, его будет сложно заставить даже чуточку приподняться. И сколько бы родители не стремились ставить ребёнка на ножки, он всё равно будет пытаться ползать!

Проблемы раннего вставания

Иногда малыш начинает сразу стоять, пропуская фазу сидения. Обычно это происходит, если у младенца гипертонус мышц. Если эта проблема возникает у ребёнка младше 6 месяцев, то его нужно отвлекать от опасной затеи, поддерживать под мышки, чтобы снизить нагрузку на суставы и позвоночник. Нельзя допускать, чтобы грудничок долго стоял или приподнимался на носочки от усталости.

Некоторые родители специально стимулируют детей, ещё не достигших положенных 10 месяцев. Например, они стремятся ставить их на ножки, когда те не проявляют к процессу какого-либо интереса. Этого делать не рекомендуется. Малыш сам начнёт вставать, когда будет готов к этому. Даже если в возрасте года его попытки стоять очень робкие и редкие – не стоит торопить развитие событий. Кроха сам до всего дойдёт. Задача родителей – только помочь и подстраховать от падений, сделать процесс безопасным.

Стоит обратить внимание на шаговые рефлексы, которые сохраняются у грудничков до 3 месяцев. Это ещё не попытки ходить! Скелет и мышечный корсет у карапуза слишком слабые и не готовы к такой нагрузке.

Что должны делать родители?

Чтобы у ребёнка не возникло проблем со вставанием, его организм развивался гармонично, мышцы и суставы крепли день ото дня, родители должны выполнять несколько пунктов:

  • Заинтересовывать малыша ползаньем. Это оптимальный до 10 месяцев тип нагрузки. К тому же такое упражнение укрепляет все мышцы, суставы и позволяет правильно развиваться позвоночнику, не перегружая его.
  • Выполнять с малышом гимнастику. Можно дополнить её специальными упражнениями, подготавливающими к вставанию.
  • Как можно больше гулять с младенцем на улице, проводить солнечные и воздушные ванны. Эти процедуры обладают общеукрепляющим эффектом.
  • Делать ребёнку массаж. Такая стимуляция очень полезна и не приносит никакого вреда.
  • Играть с младенцем.
  • Следить за рационом крохи, чтобы не допустить возникновения дефицита витаминов (особенно D) и микроэлементов (особенно кальция). Их недостаток может привести к развитию рахита.
  • Помогать и страховать, когда малыш будет предпринимать первые попытки самостоятельно встать.
  • Учиться ходить и держать корпус в вертикальном положении кроха должен босиком, в противном случае могут возникнуть проблемы с неправильно сформированным сводом стопы.
  • Любить, ухаживать и заботиться о ребёнке.

Упражнения для развития мышц и подготовки малыша к стоянию

Многие мамы считают, что самое главное для малыша, пытающегося встать, – сильные руки, чтобы он могу крепко взяться за опору и подтянуться. Но для полноценного вставания одних развитых рук мало. Ребёнок должен удержаться в вертикальном положении. Да и подниматься потом он должен без дополнительной опоры. А для этого нужна крепкая спина, сильные мышцы плеч и бёдер. Чтобы проработать все необходимые мускулы, можно выполнять следующие упражнения:

  • Уверенно сидящего кроху можно разместить на несильно надутом фитболе. Такое «кресло» будет постоянно уходить из-под малыша, и ему нужно будет держать равновесие. Это один из самых необходимых навыков для вставания.
  • Когда ребёнок освоится с простым сидением, задачу можно усложнить. Карапуза нужно будет специально раскачивать из стороны в сторону, вперёд и назад, подтягивать к себе за ручки и потихоньку отпускать. Конечно, во время таких упражнений необходимо поддерживать и страховать кроху.
  • Когда малыш научится вставать у опоры, нужно будет поощрять и стимулировать использование этого навыка.
  • Когда и это упражнение ему будет легко даваться, можно будет ещё усложнить задачу. Теперь малыша можно ставить перед собой, усаживать на корточки и заставлять подниматься полностью самостоятельно, не придерживаясь за опору. Сначала ему будет трудно, поэтому ребёнка на первых порах необходимо страховать.

Самое главное – подбадривать кроху и хвалить за успехи в этом непростом деле, сколько бы попыток ему ни понадобилось. И, конечно, нельзя терять бдительность, т. к. велика вероятность падений и прочих неприятностей.

Иногда лучше повременить

Есть ряд случаев, когда попытки встать или лучше отложить. В этих ситуациях при намерении малыша принять вертикальное положение, лучше его отвлекать и переключать на более безопасные виды деятельности. Ставить малыша на ножки или разрешать ему это делать самостоятельно недопустимо по следующим причинам.

  • Причина № 1 – ранний возраст. Некоторые малыши пытаются ходить в 3 месяца. Но, как уже было сказано, такая нагрузка может привести к различным проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
  • Причина № 2 – рахит. Проблема предполагает, что кости у ребёнка слабые и могут деформироваться. Чтобы не допустить заболевания, нужно заниматься профилактикой: следить за сбалансированностью питания, за тем, чтобы ребёнку хватало кальция и витамина D. Последний вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей. При рахите можно позволить малышу стоять только после 11 месяцев.

Не стоит пугаться, если ребёнок пытался ходить, а потом забросил это занятие. Ставить его на ноги и настойчиво требовать движений не надо. Так бывает. Малыши развиваются циклично. Фаза высокой активности сменяется её снижением. Такие тайм-ауты крохи берут, чтобы подкопить сил, осмыслить полученный опыт и с новым рвением приняться за решение сложной задачи. Но если пауза затянулась, необходимо дополнительно простимулировать малыша: показать уже ходящих детей или поставить интересную игрушку так, чтобы карапуз мог до неё дотянуться только в вертикальном положении, встав на ножки.