Схемы мнемотаблицы для дошкольников. При заучивании стихотворений

Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

Что такое мнемотехника?

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают связывающие их между собой.

В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

  1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
  2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
  3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
  4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
  5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.
Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
  5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С появлением все более и более новых методик развития детей, родители сталкиваются с новыми задачами. Сегодня мы с вами обсудим одну из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти – мнемотехнику. Также рассмотрим мнемотаблицы для дошкольников в картинках и научимся ими пользоваться.

1. Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина - завершение);

Обогащает словарный запас;

Помогает развивать мышление;

Развивает фантазию;

Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Различают такие мнемотаблицы:

Для стихов, загадок или сказок;

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Для запоминания правил;

Для рассказов.

На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самый разный вид и тему.

1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Пересказ

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Вывод:

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении,

помогут вам в развитии речи дошкольника.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

2. Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

    Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

    Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

    Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

    Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

    Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

    Составление рассказа по картинкам;

    Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

3. Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:

Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.

Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников — грамотная, четкая, красивая речь. Именно в дошкольном возрасте самые благоприятные условия для закладывания основ богатого словарного запаса и красноречия. По мнению специалистов, использование специально разработанных методик и приемов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться.

Синонимы, образность, умение ярко и грамотно описывать, происходящее, у современных дошкольников встречаются, к сожалению, достаточно редко. В разговоре детей зачастую присутствует множество дефектов.
Основные проблемы, которые встречаются у дошкольников:

  • Односложная речь, состоящая только из простых предложений.
  • Неумение построить грамматически правильное распространенное предложение.
  • Маленький словарный запас.
  • Использование нелитературной лексики.
  • Неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы.
  • Отсутствие логики выводов и утверждений.
  • Неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе. неспособность пересказать историю своими словами.
  • Плохая дикция.
  • Отсутствие культуры речи (ребенок не умеет регулировать громкость голоса, изменять темп, делать интонационные акценты).

Вместе с этим ищут и читают:

Мнемотехника в процессе обучения


Задача взрослых — научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.

Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод называют также сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами, предметно-схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа. Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания». Мнемотехника — это система приемов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.

Что развивает мнемотехника?

    • Мышление посредством ассоциаций.
    • воображение.
    • слуховую и зрительную память.
    • внимание (зрительное и слуховое).

Видео:Живые мнемотаблицы

Мнемотехника: в чем секрет


Ученые утверждают, что «язык» мозга — это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой-либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом), мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается.

Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для легкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуковыми или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет.

Мнемотаблица для развития речи


Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, четкими, насыщенными деталями.
Мнемотаблица — это, прежде всего, некая схема, которая отображает определенную информацию. Она служит дидактическим материалом во время формирования речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц необходимо для:

  • наращивания словарного запаса.
  • обучения составлению различных рассказов.
  • пересказов художественных произведений.
  • отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
  • заучивания стихотворений.
  • улучшения разговорных навыков.

Особенности создания мнемотаблиц


Чтобы изготовить такие картинки, педагогу не нужны особые художественные способности. Для создания мнемотаблиц достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ. Детей младшего и среднего дошкольного возраста заинтересуют больше цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зеленая елочка и прочие).

Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). К примеру, лису иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя — коричневым кругом. Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов. Существуют специально созданные специалистами модельные схемы для дошкольников, которые упрощают задачи педагога во время подготовки к занятиям. Тем не менее не всегда готовые схемы могут подойти по содержанию, поэтому лучше брать их за основу, дополняя, совершенствуя, уточняя необходимыми символическими изображениями.

Использование моделирования способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приемов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребенок с легкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.

Удобство в работе с художественной литературой


Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определенной последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребенка и взрослого.

Если на первом этапе педагог предпочел дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребенку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации кроха и педагог выступают в роли равноправных партнеров. Взрослый должен незаметно помочь малышу выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.

Особенности работы с мнемотаблицами


Следует отметить, что дошкольников на первых этапах может затруднять подобного рода работа, поскольку нелегко следовать предложенному плану той или иной модели мнемотаблицы. Часто первые повествования по моделям получаются достаточно схематичными. Чтобы облегчить задачу, в содержание нужно вводить задания по обогащению и активизации словарного запаса. Одновременно с этой работой нужно использовать речевые игры. Также эффективно для детей совмещать с мнемотаблицами настольно-печатные игры. Они помогают малышам научиться систематизировать предметы, развивать зрительное восприятие, внимательность, наблюдательность, заинтересованность окружающей действительностью, логическое, образное мышление, речь, а также навыки самопроверки.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.


  • подготовить дополнительный увлекательную и полезную информацию, расширяющий кругозор ребенка.
  • обсудить с малышом проведенные перед уроком интересные факты, наблюдения за явлениями природы или особенности литературных произведений.
  • прослушать аудиозапись.
  • подобрать приемы, с помощью которых педагог сможет заинтересовать детей во время урока.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности малыша к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать ее и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР (общим недоразвитием речи). Приемы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков малышей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, четко и красиво разговаривать. Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.

Наталья Байнова
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми : старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста , пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи , умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения : подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение . Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей , для общения, для выражения своих мыслей.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам ?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем , что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи .

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти .

Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Как применять мнемотехнику в детском саду ?

Методика мнемотехники - несложный прием для развития речи , облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема , в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать» , используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи :

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти , внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики .

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Мнемотаблицы :

Являются дидактическим материалом по развитию речи ;

Их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи ;

использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному» :

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы , построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания.

Затем мнемотаблицы усложняют .

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

3. Величина.

4. Из чего состоит (детали?

5. Из какого материала сделана игрушка?

6. Как с этой игрушкой можно играть?

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Алгоритм :

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой , что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения :

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу .

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу .

Пересказ с помощью мнемотаблиц

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм :

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы ;

3. Ответы на вопросы по содержанию :

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице .

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц

Практическое задание

Составьте зарисовки на загадки :

1. «Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками.»

2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка.»

3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи , наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику .

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Что дает мнемотехника ?

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты :

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников .

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника .

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок