Бог есть любовь. Укравшая царя

История битвы на Косовом поле — 1389 год
Битва на Косовом поле — крупная битва, которая состоялась 15 июня 1389 г. В ней принимали участие объединенное войско сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Сражение произошло на Косовом поле, в 5 км от современной Приштины.
Что предшествовало битве
Вторая половина XIV столетия стала не только временем крушения монгольской власти в покоренных монголами государствах. В эту эпоху на арене истории появилась новая держава, которая была создана потомками кочевников. Это турецкая Османская империя. К середине столетия турки-османы смогли овладеть большей частью Малой Азии, после чего начали наступление на Европу.
1354 год — они захватили Галлипольский полуостров на европейском берегу Дарданелльского пролива. Потом турки проникли в Восточную Фракию, которая стала опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные правители балканских держав, вели сражение с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавая друг друга, а порой и прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, чем способствовали реализации стратегических османских интересов.
Турецкое государство в те времена было сильным, у него была многочисленная, хорошо организованная армия, состоявшая как правило из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. 1329 год — у турок появился пехотный корпус янычар, который окончательно сформировался в 1362 г. Обычно он составлял ядро боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.
Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV столетия, в особенности в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 гг. османы овладели Фракией, затем заняли Адрианополь и стали развивать наступление на юго-западную часть полуострова. После того как в 1371 г. турки смогли разбить войско македонцев, их опустошительным набегам начали подвергаться болгарские, а потом сербские и боснийские земли. Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель начали стремиться к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы.

Политика князя привела к некоторому укреплению внутреннего положения в государстве. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство. Однако как раз в этот момент сербам довелось столкнуться с победоносными османами. Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад I в 1382 г. напал на Сербию и захватил крепость Цателицу. Не имея достаточно сил для отпора, Лазарь был вынужден откупаться миром и даже принять на себя обязательства в случае войны давать султану 1000 своих воинов.
Вскоре сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Турки хотели большего. 1386 год — Мурад захватил важный сербский город Ниш. В свою очередь, у сербов еще была надежда разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военное приготовление турок Лазарь объявил о начале общего восстания. 1386 год — сербский князь одержал победу над турецкими войсками у Плочника. Вместе с этим он усилил дипломатическую активность: наладил отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань), удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, который направил в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем.
Соотношение сил
Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также смог получить поддержку от владетелей Герцеговины и Албании. Таким образом, в составе союзных войск были сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тыс. человек. Слабой стороной войск союзников было отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.
Турецкое войско под началом Мурада насчитывало от 27 до 30-ти тыс. человек.

Накануне битвы
Решающая битва между сербами и турецким войском состоялась 15 июня 1389 г. на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, вблизи города Приштина, с 2-х сторон окруженной горами и прорезанной посередине рекой Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, были проведены военные советы. Многие из турецких военачальников предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их видом привести в замешательство сербскую конницу (лошади боятся верблюдов). Но Баязид, сын султана, был против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это могло бы означать неверие в судьбу, до того благоволившую оружию османов, а во-вторых, верблюды и сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан был согласен с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.
На совете союзников многие были за ночное сражение с турками. Но одержало верх мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном бою. После совета сербским князем был устроен пир, во время которого вновь выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности.

Ход битвы на Косовом поле
В 6 часов утра 15 июня началось ожесточенное сражение. Сначала сербам удалось потеснить турок и к двум часам дня уже начали одолевать их, однако потом стратегической инициативой смогли прочно завладеть турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре был сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана), центром собирался командовать сам Мурад.
Сербский воевода Милош Обилич смог пробраться в стан турок, назвавшись перебежчиком. Ему удалось убить османского султана в самом начале сражения. Милош заколол Мурада ножом, и охрана султана схватила его. Баязид I возглавил турецкое войско. Принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании говорилось, что султан Мурад отдает новые приказы. Когда Якуб прибыл его задушили по приказу Баязида. Теперь принц Баязид после убийства своего старшего брата стал единственным наследником Мурада.
Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Бранкович, который раньше обвинял свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по сути изменил общему делу, отступив со своим отрядом за реку Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязида. Потом Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командование на себя брали все его девять сыновей. Они также героически сражались, но пали в неравном бою.
Князь Лазарь бился насмерть. Но когда он отъехал переменить взмыленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди и думая, что он убит, дрогнуло. Попытка князя восстановить порядок ни к чему не привела. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем. Сербы, потеряв своих доблестных вождей, и отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение.

Последствия
Баязид, став султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву. Так была утрачена государственная независимость Сербии, которая превратилась после поражения в вассала Турции. 1459 год — государство было окончательно включено в состав Османской империи и, таким образом, попало под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не смогло оставить такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле. Но и туркам победа досталась дорогой ценой: они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве серьезные неурядицы.
В дальнейшем Баязид I, который был прозван Молниеносным, продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393-1396 гг.), Македонию, Фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394 г.) и Венгрию (1395 г.) Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396 г.) войско крестоносцев, Баязид смог подчинить Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.
Так или иначе, Косово поле является символом всесербского сопротивления турецкому завоеванию, которое означало 5 столетий рабства под властью Османской империи. Именно потому этот топоним и эта область занимают особенное место в сербском коллективном сознании, в сербской народной поэзии, литературе и искусстве.

Иуда и Фамарь

В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.

И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.

Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.

И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.

И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.

И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.

Фамарь – женщина сильная, настойчивая, решительная, обладающая неким даром, с помощью которого она распознала божественную избранность рода Иуды. Она пожелала, чтобы дети ее непременно стали звеном в великой цепи. Вначале ее преследуют неудачи. Ир, первенец Иуды и муж Фамари, умирает, не оставив детей.

Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.

Чем Ир был неугоден Господу точно неизвестно. Но можно предположить, что Ир был бесплоден. Это совершенно не устраивало Фамарь: ей непременно надо иметь детей от рода Иуды. Поэтому есть вероятность, что она сыграла некоторую роль в смерти Ира.

У Иуды есть еще сын Онан:

И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему.

Скорее всего, Онан заподозрил Фамарь в смерти своего брата, и причина «излияния семени на землю» заключалась не в том, что семя будет не ему, а его покойному брату, а в том, что он решил воспрепятствовать желанию Фамари стать матерью ребенка рода Иудиного. Но Авраам, во исполнение завета Господа, запретил использовать драгоценное семя на что-либо иное, кроме как на рождение детей. Иначе – это грех. За этот грех поплатились Содом и Гоморра. И поэтому Онан наказан.

Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

[Быт 38:10].

У Иуды остался последний сын – Шел. Но уже сам Иуда заподозрил нечто неладное и под разными предлогами отказывал взять Фамарь в жены Шелу.

Но Фамарь не унимается. И она идет на хитрость.

И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.

И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лицо свое.

Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?

Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?

Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него».

[Быт 38:14-18]

Когда же Иуда отправил козленка, с тем чтобы вернуть оставленный залог, посланец никого не обнаружил.

Иуда вскоре забыл об этой истории. Но…

Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.

Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.

Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.

[Быт 38:24-26].

И родила Фамарь близнецов и дали имена им: Фарес и Зарра. От Фареса пошла ветвь до царя Давида. Но прежде был Моисей.

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему Иуда, сын Иакова, приказал сжечь свою невестку Фамарь, а затем отменил приказание? Вначале Иуда взял Фамарь в жены старшему сыну Иру, но тот умер, оставив жену бездетной. Следуя старинному закону, Иуда велел второму сыну Онану взять Фамарь в жены. Онан знал, что по

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Фамарь Когда сыновья Иакова выросли, один из них, Иуда, женился на некой ханаанеянке. Она зачала и родила ему сына, которому нарекли имя Ир. Потом родила второго сына, и дала ему имя Онан. И ещё родила третьего, которого назвали Шелла. В жёны своему первенцу Иуда взял женщину

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

38:1–30 Фамарь посрамляет Иуду Внезапно прервав историю об Иосифе, автор Бытия удерживает нас в напряженном ожидании. Мы должны немного потерпеть, прежде чем узнаем, что произошло с ним в Египте. Но история Фамари и Иуды отнюдь не выпадает из основной линии повествования. Во

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира, 2. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней Эпизод из жизни Иуды, рассказ о котором в 38 гл. прерывает повествование об Иосифе, стоит

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Фамарь и ее два сына 6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал, что

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал, что семя будет не ему, и

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

11. И сказал Иуда Фамари, невестке своей (по смерти двух сыновей своих): живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал (в уме своем): не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего Хотя возможно, что Шела

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

13. И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. 14. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. 15. И увидел ее Иуда и

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

24. Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена Как приговор Иуды (единоличный) над невесткой (обрученною Шеле) по подозрению в блуде характеризует

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Из книги автора

Иуда и Фамарь 1 Иуда в то время оставил братьев и поселился у одного человека из Адуллама по имени Хира. 2 Там Иуда встретил дочь хананея, которого звали Шуа. Он женился на ней и стал с ней жить; 3 она забеременела и родила сына, которого назвали Ир. 4 Она вновь забеременела и

Из книги автора

Фамарь ложится под Иуду Фамарь покинула Иудин дом и стала жить у отца своего.Прошло много времени, и умерла жена Иудина. Иуда погоревал-погоревал да и утешился - время все лечит (то, что не калечит). И вот однажды пошел он в городишко Фамну, где жил тот давнишний его друган

Из книги автора

Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем (Мф.10.3). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14.22), называет

Из книги автора

Иуда и Фамарь В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.И зачала опять, и родила

Из книги автора

6. Фамарь и ее два сына. 6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал,

Библейская Фамарь, обманувшая патриарха Иуду и родившая от него двух детей, появление на свет которых было ознаменовано чудом, до сих пор остается одним из самых загадочных персонажей Ветхого Завета. И неудивительно. Благодаря тонкому женскому уму и житейской смекалке она не только стала членом семьи богатого домохозяина, но и вошла в историю человеческого спасения. Кем же была эта девушка?

В родословии Христа, приведенном евангелистом Матфеем, упоминаются четыре женщины: Фамарь, Раав, Руфь и «бывшая за Урией», то есть Вирсавия. И первая, пожалуй, самый противоречивый из них и самый интересный персонаж не только библейского повествования, но и церковного Предания. Чем замечательна именно эта героиня? Почему в первых строках евангельского текста звучит ее имя, а не прародительницы Евы, Сарры, которой Бог даровал радость материнства по вере ее мужа, прекрасной Рахили или хитроумной Ревекки?

Присутствие того или иного мужчины в родословии Христа не означает, что данный персонаж обладал особыми душевными или духовными качествами. Например, о большинстве иудейских царей, упомянутых в генеалогии, нельзя сказать, что они были образцами нравственности или мудрости. Другое дело женщина. Если она попала в список предков Господа, то только за определенные «заслуги». За какие же? Чем отличилась Фамарь? Ведь с точки зрения христианской морали она совершила явно неблаговидный поступок! Чтобы разобраться в этом, обратимся сначала к евангельскому тексту


Почему о женщинах упоминает только Матфей?

Родословие Христа в версии евангелиста Луки (Лк. 3, 23-38) существенно разнится с родословием, составленным евангелистом Матфеем (Мф. 1, 1-17). Во-первых, в отличие от последнего, Лука возводит генеалогию Христа не к Аврааму, а к Адаму и его Творцу, то есть охватывает историю не только еврейского народа, но и всего человечества. Во-вторых, если список предков от Авраама до Давида практически идентичен в обеих версиях, то от Давида до Христа, напротив, содержит всего четыре общих имени. Это обусловлено тем, что Матфей ведет род Христа через наследника Давида Соломона, то есть по линии царского рода, тогда как Лука — через малоизвестного сына царя-песнопевца — Нафана. Наконец, в то время как Лука перечисляет предков только Иосифа Обручника и только мужчин, Матфей упоминает несколько «посторонних» персонажей и среди них — женщин.

Последнее можно объяснить тем, что евангелисты брали за основу различные ветхозаветные генеалогии, где в некоторых упоминаются особенно замечательные женщины, а в других — нет. Однако важно отметить, что оба списка предков Христа — это не родословия в обычном смысле, поскольку формально они являются двумя версиями генеалогии Иосифа. Поэтому и в случае стремящегося к точности фактографии Луки, и в случае менее строгого Матфея составленные ими родословия имеют не историческое, а богословское значение. Значит, и присутствие женских имен оправдано именно богословскими соображениями.

Для Луки было важно подчеркнуть вселенский характер боговоплощения: от внутреннего единства человеческого рода и до единства его с Богом, что и было целью творения и осуществилось в рождении Христа. 77 имен генеалогии евангелиста Луки символизируют 11 недель всемирной истории, а 12 неделя — это завершение и цель исторического процесса — Иисус Христос. Парадоксально, что скрупулезного историка Луку вообще не интересует в генеалогии историческая конкретика и, в частности, — судьба еврейского народа: не считая Соломона предком Христа, он явно полемизирует с иудейской мессианской концепцией этого наследника Давида как прообраза Христа (ср. Деян. 7, 47-53).

Евангелист Матфей ставит перед собой иную задачу. Он показывает, как замысел Бога о соединении с человеком осуществляется в конкретном народе и в конкретных личностях. Поэтому он указывает на самые значительные эпизоды еврейской истории: разделение на 12 племен (1, 2), возникновение монархии (1, 6) и вавилонский плен (1, 11-12). Желая продемонстрировать, что монархическая идеология именно этой нации была предвестием рождения Иисуса из Назарета, Матфей ведет родословие Христа через законного сына Давида Соломона, живого и деятельного образа грядущего мессианского царя (Пс. 71). Евангелисту важно показать, что Промысл Божий взаимодействует со свободной волей конкретных героев еврейской истории, которая началась благодаря тому, что Авраам нашел в себе силы на ничем не обусловленный поступок, и закончилась (не хронологически, а метафизически) — свободным выбором Богородицы. По той же причине евангелист включил в родословие женщин. Они являются предшественницами Богородицы в том, что их волевые поступки изменили ход истории богосозданного народа.


Что говорит Библия

Евангельский текст гласит: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома...» (Мф. 1, 3). Кроме Фамари, здесь звучит имя еще одного «лишнего» героя — Зары. Его присутствие, казалось бы, сложно объяснимо с точки зрения общей историософской установки Матфея. Действительно, аналогичные персонажи (вроде Измаила или Исава) — личности, на первый взгляд более значительные, но они в списке Матфея отсутствуют. Для чего же здесь упомянут Зара, который только тем и известен, что он родился? Впрочем, не стоит забегать вперед.

38-я глава Книги Бытия повествует о хананейской девушке, которую патриарх Иуда взял в жены для своего первенца Ира. После того как Ир за свои грехи был умерщвлен Господом, Иуда повелел своему среднему сыну Онану продолжить род старшего брата. Однако Онан не исполнил повеления отца, и его также постигла Божья кара. Когда Иуда попытался уберечь младшего сына Шелу от «несчастливой» партии, Фамарь решила прибегнуть к хитрости. Притворившись блудницей, она вступила в связь со своим свекром, который к тому времени и сам овдовел. Через три месяца стало известно, что Фамарь беременна. Иуда, узнав об этом, приказал ее сжечь. Однако девушка открыла ему правду, и патриарху пришлось признать свою ошибку: Фамарь должно было отдать в жены младшему сыну. Девушка ждала двойню. Во время родов случилось так, что из утробы показалась рука одного из младенцев, и повитуха повязала ее красной нитью в знак первенства. Однако Зара, младенец с красной нитью на руке, уступил первенство Фаресу, который стал предком Давида, а значит, и Христа (Быт. 38, 6-30).


Продолжение рода во исполнение воли Божией

Современные комментаторы, рассматривая данный «прецедент» в свете правовых норм Пятикнижия, некоторые из которых, видимо, бытовали среди народа Божия и ранее (Быт. 26, 5), видят в этой истории своеобразную юридическую коллизию. Иуда приказал предать Фамарь смерти в соответствии с тем законом, который предписывал покарать неверность невесты в течение помолвки (Втор. 22, 13-21). Однако оказалось, что поступок смелой девушки подпадает под совсем другую норму — по предписаниям Книги Левит сожительство свекра и невестки наказывалось смертью не только для женщины, но и для мужчины (Лев. 20, 12; ср. 18, 15). Последнее обстоятельство, видимо, подействовало на Иуду. Однако он был радикальнее в перемене своей позиции. Он не объявил себя неправым наравне с Фамарью, а признал грех только за собой, при полном оправдании будущей матери Фареса и Зары. Почему? Мнимая блудница стремилась не преступить право, а защитить его, принуждая Иуду к исполнению не только своей обязанности (Втор. 25, 5-10; ср. Мф. 22, 23-27), но и своего обещания (Быт. 38, 11). Фамарь добивалась законного левиратного брака, который гарантировал бы ей не только продолжение рода покойного мужа, но и социальную и юридическую защищенность (ср. Руфь 3). И она добилась «простого женского счастья»: впоследствии «дом Фареса» считался образцом семейного благополучия (Руфь 4, 12).

Однако автор Книги Бытия вовсе не преподносит историю Иуды и Фамари как только житейский, бытовой рассказ. Наряду с патриархом, его детьми и прочими родственниками, в повествовании действует Сам Бог, наказывающий Ира, Онана и Иуду, преступающих Его волю, и награждающий чудесным потомством Фамарь — единственную, кто эту волю распознал. Описание чудесного рождения Фареса и Зары дает понять, для чего Фамарь совершила свой поступок. Она надела покрывало блудницы, чтобы младенец с красной нитью на руке уступил первенство младшему брату. Фамарь и Зара — каждый по-своему — осуществляли замысел о продолжении рода, творимого из «подручного материала» самим Богом. Знали ли эти «сотрудники» Божии, в чем состоит этот замысел? Библейский автор об этом умалчивает. Однако история Иуды и Фамари на этом не заканчивается. Их образы продолжают жить в толкованиях последующей интеллектуальной традиции.


От блудницы до праведницы

В иудейской литературе мы не находим ни малейшего осуждения поступка Фамари. Например, Книга Юбилеев (II век до н.э.) считает, что вина лежит прежде всего на жене Иуды. Будучи хананеянкой, она препятствовала своим детям строить полноценные семейные отношения с Фамарью, которая была иноземкой — «дочерью Арама». Поэтому, считает неизвестный автор, у Ира не было детей и он умер, наказанный Господом, а Шела долго оставался холостым: и не Иуда, а именно его жена препятствовали браку младшего сына с Фамарью. Вина Иуды, с точки зрения Книги Юбилеев, не так велика: он совершил прелюбодеяние по неведению, искренне раскаялся, долго просил Господа простить его и не делал более ничего противозаконного. В другом тексте II века «Завете двенадцати патриархов» мы находим уже оправдание Фамари, хотя и довольно двусмысленное. Книга сообщает о том, что по некоему ханаанскому обычаю вдова должна была некоторое время после смерти супруга «сидеть блудницей у городских ворот», что и делала Фамарь. Иуда, опьяненный вином, не понял, кто перед ним, и потом признал, что «не лукавила она, взяв у другой женщины (т.е. блудницы) этот знак», и что все происшедшее совершилось по воле Божией. Невинность Фамари особенно отчетливо высветлена на фоне незадачливого свекра и все той же злокозненной жены Иуды, которая не только запрещает Шеле жениться на Фамари, но и находит ему другую партию.

В новозаветное время в I в. н.э. мы обнаруживаем еще более уважительное отношение иудейского богословия к нашей героине. Псевдо-Филон в своих «Библейских древностях» передает речь отца Моисея Амрама. Он обращается к израильскому народу, напуганному угрозой фараона убить всех еврейских мальчиков, а девочек отдать в жены египтянам, с призывом не отступать от воли Божией и продолжать зачинать и рожать детей, подобно матери Фамари, которая вступила в связь с Иудой не ради блуда, а от нежелания отделиться от народа Божия. Отец Моисея приводит якобы сказанные Фамарью слова: «Лучше мне умереть из-за общения с моим свекром, чем иметь общение с язычниками». Речь Амрама и его призыв следовать примеру Фамари были угодны Господу, и Он сделал его отцом спасителя народа — Моисея. Последний в эллинистической иудейской литературе был прообразом Мессии. Интересно, что младенец Иисус в первых главах Евангелии от Матфея — это «Новый Моисей» израильского народа. И, возможно, что Фамарь присутствует в евангельском тексте в качестве не столько физиологического, сколько духовного предка Его отца — «Нового Арама» Иосифа.


От праведницы до пророчицы

Образ Фамари в иудейском предании обогащался все новыми чертами. Причем, как правило, положительными. Так, раввины Вавилонского Талмуда задаются вопросом: «Не лучше ли человеку быть преданным огню, чем публично смутить ближнего?» И отвечают: «Надо брать пример с Фамари, ибо она сокрыла, что ждет ребенка от Иуды, даже под угрозой сожжения». В другом толковании утверждается, что «всякая девушка скромная в доме своего свекра заслуживает того, что от нее произойдут цари и пророки». И образцовой невесткой объявляется... Фамарь, которая из смирения покрыла себя покрывалом. Талмуд также уподобляет ее Аврааму, поскольку Фамарь, как и праотец, «святила имя Господне через управление домом». В агадическом толковании на Книгу Бытия «Берешит Рабба» (IV век) Фамарь предстает потомком благочестивого Сима (Быт. 9, 23) и тем самым противопоставляется окружающим Израиль жителям Ханаана (потомкам Хама). По словам иудейского толковника, она, зачав от Иуды, пророчески возвестила всем, что положила начало мессианскому роду.

Это возвышенное представление было воспринято и полемически переосмыслено святым Ефремом Сириным, известным своими литературными баталиями с авторитетами иудаизма. Его Толкование на Книгу Бытия составлено практически в то же самое время, что и «Берешит Рабба». Как и еврейский трактат, оно содержит своеобразное для христианского автора учение о том, что Фамарь пророчески предузнала и даже «возлюбила» Того, кто должен произойти от нее, и ради этого сознательно пошла на нарушение юридических и моральных норм своего общества. Святой Ефрем излагает явно апокрифическую версию событий. Фамарь рассудила, что ни воздержание, ни даже брак с Шелой не позволят ей получить сокрытое в еврейском народе благословение. Тем самым она могла приобрести его, только вступив в брак с Иудой. Однако она опасалась, что тот, распознав это намерение, предаст ее смерти. Поэтому Фамарь просила у Бога, чтобы патриарх сам «вошел к ней». Так и случилось. Пока она стояла на молитве, рядом с ней оказался Иуда. Фамарь в испуге накинула на себя покрывало, но затем поняла, что это и есть Божие знамение, о котором она просила. Она оказалась праматерью Господа, оставаясь вдовой, и тем самым показала, что желала познать не мужа, а «Ходатая, имеющего по преемству произойти чрез нее».


Все-таки блудница?

Точка зрения святого Ефрема тем более удивительна, что Отцы Церкви в целом довольно прохладно относились к Фамари как историческому персонажу. Например, Тертуллиан, рассуждая о том, сколь пагубно для женщины увлекаться внешними украшениями, ссылается на разбираемый нами эпизод Книги Бытия. По его мнению, Иуда заключил о роде занятий Фамари из ее внешнего вида: она была красиво одета и богато украшена. Римский апологет с некоторой иронией подчеркивает: «Опыт вскоре показал ему, что он не ошибся». Другой латинский писатель — Блаженный Иероним — впервые высказывает мысль о том, что Матфей включил в родословную Христа четырех женщин именно потому, что они были грешницами. По мнению Иеронима, евангелист тем самым подчеркивает, что Господь воспринял нашу природу целиком со всеми ее болезненными искажениями.

Эта точка зрения, насколько можно судить, стала расхожей в христианской письменности. Ее придерживался такой великий отец Церкви, как Иоанн Златоуст. Последний приводит несколько аргументов в пользу включения грешниц в генеалогию. Во-первых, если обычному человеку свойственно скрывать свое недостойное происхождение, то для Богочеловека это невозможно. Во-вторых, если Христос не устыдился быть распятым, почему он должен стыдиться своих предков — и то и другое показывает его безмерное человеколюбие. В-третьих, Христос тем самым учит нас, что нужно думать не о достоинстве предков, а о собственном благочестии. Наконец, присутствие грешников в родословии говорит о невозможности для человеческого рода самому победить грех и, следовательно, вопиет о необходимости пришествия Христова. В целом Иоанн Златоуст, как и многие другие христианские писатели, полагает, что не стоит торопиться осуждать поступки тех людей, через которых Бог производит нечто полезное для нашего спасения.


Образ Церкви

Однако библейский герой — это не только исторический персонаж. Для христианских авторов, прибегавших к аллегорическому методу толкования, Фамарь была еще и символом... Церкви. По мнению святого Кирилла Александрийского, история мнимой блудницы является прообразом обращения к Богу язычников. Бог («Иуда») после духовной смерти первой и законной жены, то есть еврейского народа, соединяется с блудницей — церковью языческой, «крайне одичавшей от эллинских обычаев и установлений». Схожее толкование можно найти в «Вопросах и недоумениях» святого Максима Исповедника. По его мнению, в 38-й главе Книге Бытия иносказательно повествуется о том, что Господь Иисус Христос, направляясь к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), свернул с пути, чтобы спасти церковь языческую, соединился с ней и даровал «трость, перевязь и перстень, то есть смерть на кресте, благочестивое понятие о сущем и благодать Духа. Проще говоря, деятельное, природное и богословское знание» (перевод Г.И. Беневича).

Писатель II века святой Ириней Лионский, полемизируя с ересью гностиков, которые противопоставляли Ветхий и Новый Завет, говорит, что многие библейские образы (и в частности история рождения Фареса и Зары) свидетельствуют скорее в пользу единства Заветов. Так, по мнению Иринея, Фамарь символизирует веру «Авраама и прочих праведников, угодивших Богу прежде обрезания», от которой произошли два народа: народ благодати (новозаветная Церковь), должный выйти на историческую сцену первым, но на время уступивший первенство народу Закона (евреям). В определенное время старший народ выступит из тени своего младшего брата и будет опознан по красной нити, то есть по вере патриархов и крестной смерти Спасителя. Трактовка Иринея Лионского получила довольно широкое распространение: ее придерживались наиболее известные православные экзегеты — Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.

Кем бы ни была «историческая» Фамарь — хитроумной арамеянкой, стремящейся во что бы то ни стало обзавестись семьей, или мудрой пророчицей, как ее изображает Ефрем Сирин, надо помнить, что над ней, словно стремительное и величественное солнце Палестины, поднимается лик родившегося Спасителя мира, освящая все пространство истории еврейского народа. Именно в Его свете христианские писатели древности старались оценивать поступки библейских персонажей. И первым из них был евангелист Матфей, который по неизвестным нам до конца (надо смириться с этим) соображениям включил в родословие Спасителя девушку, чьи помыслы навсегда останутся покрытыми покрывалом тайны.

Тимур Щукин
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

11,13,24) невестка Иуды. Ее первый муж был Ир, старший сын Иуды, который, по словам бытописателя, "не угодил Господу и потому умертвил его Господь" (ст. 7). Вследствие сего Фамарь была выдана замуж за брата покойного мужа, Онана, который также за свое гнусное противоестественное беззаконие подвергся той же самой гибельной участи (ст. 10). Посему Иуда объявил Фамари, что если она останется вдовою в доме своего отца, пока подрастет третий сын его, Шела, то она сделается женою последнего. Видя, что Иуда не исполнил своего обещания, Фамарь употребила хитрость, чтобы уловить самого Иуду в свои сети, и настолько успела в этом, что даже получила от него печать, перевязь и трость из рук его, сохраненные ею до того самого времени, как Иуда осудил было ее за блудодеяние на сожжение. Таким образом тайна от кого она сделалась беременною разъяснилась (ст. 12, 26). Дети ее от Иуды были Фарес и Зара (ст. 27, 30); первый из них занимает место в родословии Господа Иисуса Христа (Мат.1:3).

б) (2Цар.13:1) дочь Давида и сестра Авессалома, обесчещенная братом ее Аммоном. По Иосифу Флавию (Древ. , кн. VII, гл. 8, §1) матерью ее была Мааха, мать Авессалома, но в свящ. повествовании нет достаточного подтверждения относительно означенного факта. О подробностях означенного гнусного преступления и о его печальных последствиях, сопровождавших оное, см. 2Цар. 13.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Фамарь" в других словарях:

    - (евр. Тамар, пальма): 1) жена Ира, к рая, оставшись вдовой, родила от свекра Иуды (см. Иуда), принявшего ее за блудницу, близнецов Фареса и Зару (Быт 38; Мф 1:3); 2) дочь Давида, сестра Авессалома. Она была обесчещена своим сводным братом… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - «Иуда и Фамарь», неизвестный художник школы Рембрандта Фамарь (ивр. תָּמָר, Тамар «финиковая пальма» … Википедия

    Фамарь - Тамар Фамарь, т.е. пальма. 1) Хананеянка, которую Иуда взял в жены своему сыну Иру, а после его смерти Онану и которую он, когда те оба умерли бездетными, обещал дать в жены третьему сыну Шеле, когда тот вырастет. Однако он не исполнил своего… … Словарь библейских имен

    Имя трех библейских личностей: 1) Ф., жена Ира, первенца Иуды, сына патриарха Иакова, невестка Иуды. Лишившись своих мужей в ранних летах и обманутая обещанием свекра выдать ее за младшего его сына, Ф. решилась сойтись с самим свекром и имела от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. пальмовое дерево) 1) невестка Иуды, сына Иакова (Быт. 38); 2) … Словарь церковнославянского языка

    Фамарь - Фам’арь (пальма) а) (Быт.38:6 ,11,13,24; Руф.4:12 ; 1Пар.2:4 ; Мат.1:3) жена Ира, первенца Иуды, которая, став вдовой и не получив другого мужа, соединилась обманным путем с самим Иудой и родила ему Фареса и Зару; б) (2Цар.13:1 ,2,4… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Фамарь - 1. Невестка Иуды, четвертого сына Иакова, и мать его сыновей близнецов. Быт.38 2. Дочь царя Давида, обесчещенная своим сводным братом Амноном. 2Цар. 13 … Подробный словарь библейских имен

    Фамарь - А. Жена сыновей Иуды Ира и Онана: Быт 38:1 10 обманула Иуду: Быт 38:11 26 родила двойню: Быт 38:27 30 одна из прародителей Иисуса: Мф 1:3 Б. Дочь Давида, сестра Авессалома: 2Цар 13:1 обесчещена своим сводным братом Амноном: 2Цар 13:2 21 бесчестие … Библия: Тематический словарь

    Фамарь - – имя 3 х жен, упоминаемых в Библии. Из них: 1) Ф. жена Ира, сына патриарха Иакова, невестка Иуды; 2) дочь Давида; 3) дочь Авессалома, жена Ровоама, сына Соломона и мать Авии … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • На страже веры (комплект из 24 книг) , Рожнева О. (сост.). Комплект книг "На страже веры" включает в себя жизнеописания людей, в суровые и трудные для Русской Православной годы сумевших сберечь и укрепить и веру, и церковь: . Митрополит Петр…

ФАМАРЬ - БЛУДНИЦА, ИЛИ ГЕРОЙ ВЕРЫ?

Урок за сегодня призывает нас ответить на вопрос: кем же была Фамарь, и за что ее имя внесено в родословную Иисуса Христа. Как известно, в родословную вносили только имена мужчин, и выдающихся женщин. Так что же выдающего совершила Фамарь?

Да, для поверхностного читателя Библии история с Фамарью и Иудой выглядит, как "дешевый роман". К сожалению, по неизвестным причинам, наш урочник не раскрывает правду о том, что в действительности сделала Фамарь.

Ведь Бог не удостоил внимания трех царей Израильских, имена которых не значатся в родословной Иисуса Христа, таких как Иоас, например, о котором сказано: "И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. " 2Пар. 24:2 Что?! Добродетельный царь вычеркнут из родословной Иисуса Христа, а блудница Фамарь с ее "дешевым романом" с Иудой вошла в родословную?

Неужели Бог это сделал для того, чтобы подчеркнуть Свою милость к грешнику? Тогда за какие грехи там оказался Авраам? Напротив, мы читаем в Писании, что Авраам удостоился находиться в родословной Христа не за грехи, а за свою праведность:

"благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос." (Гал. 3:16)

Так что же выдающегося совершила эта женщина, переодевшаяся блудницей? Писание говорит, что блудники Царства Божьего не наследуют (1Кор. 6:9; Еф.5:5; Откр. 22:15) А значит, ни Фамарь, ни Иуда не могли быть записаны в книге жизни у Агнца со своими грехом блуда. Иуда, вошедший к блуднице, и не подумал раскаяться до тех пор, пока Бог, как и в случае с Вирсавией и Давидом, через беременность, не открыл его греха. Но, если младенец, рожденный во грехе, от Давида с Вирсавией умирает (чтобы не войти в родословную), то младенец, рожденный от Фамари, входит в родословную, чтобы продолжить родословную цепь патриархов Иисуса Христа. Почему?

Во-первых, мы находим в этой истории любопытную подробность: "И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему" (Быт. 38:8) После смерти нечестивого Ира, первенца Иуды, Иуда поражает нас тонкими познаниями "левитского" закона. Ведь закона то самого еще не было! Заповедь из Втор. 25:5-10 будет написана Моисеем лишь 400 лет спустя!

"Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: `деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне"; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: `не хочу взять ее", тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: `так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]"; и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого. "

Откуда же Иуда ее знает, что так легко рассуждает с Фамарью на эту тему?! А оттуда, откуда и Ной знал "чистых и нечистых" животных, которых нужно было приносить в жертву, и, разумеется, есть. (Быт. 7:8;8-:20), хотя закон о пище появился в письменном виде только после потопа, после исхода евреев из египетского рабства. (Лев. 11 гл. Втор. 14 гл.)

Оттуда, откуда Каин знал, что убийство - это грех, потому что Бог свободно рассуждает с ним на эту тему, а ведь закон, которым познается грех, был записан двумя тысячелетиями позже. (Быт. 4:6-7; Исх. 20 гл.; Рим. 3:20) Оттуда, откуда Адам и Ева в раю знали заповедь: "помни день субботний, чтобы святить его" (Быт. 20:6-11)

Оттуда, откуда Авраам знал все законы Иеговы, соблюдая которые и был удостоен войти в родословную Иисуса Христа за "действенную веру "благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) Итак, что же такого особенного сделала Фамарь, что Бог Небесный дал ей те же самые благословения, что и Аврааму за его послушание законам Всевышнего?!

Не то же ли самое она сделала, что и Авраам, который "соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5)?!!! Не о том ли ревновала она, переодевшись блудницей, чтобы "восстановить семя брату своему" (Мф. 22:24) При этом очень удивляет легкомысленное отношение Иуды к этому вопросу. Ведь без активного вмешательства Фамари, учитывая грех блуда этого патриарха, вряд ли от него протянулась бы в дальнейшем родословная мессианская цепочка. Бог не имеет ничего общего со грехом. Он, просто бы, избрал себе другого патриарха, от которого и родился бы Христос, к примеру, Иосифа, "наилучшего из братьев своих" Втор. 33:16

То, что сделала Фамарь, обличило Иуду в его собственном грехе и неправоте перед Богом: "Иуда узнал и сказал: она правее меня" (Быт. 38:26) а Писание говорит, что "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. " (Иак. 5:20) Вот что сделала Фамарь!!! Почему Иуда избегал ее столько лет? Не потому ли, что винил ее в том, что она была причиной смерти его детей? Однако, после своего покаяния в блуде, Бог открывает глаза Иуде не только на его грех, но и на грехи его детей Ира и Онана, которые названы в Писании нечестивыми. Фамарь, таким образом, была оправдана, да и Бог в Своих действиях против нечестивых детей Иуды, тоже был оправдан, благодаря усилиям этой женщины. Поэтому ее история - это не дешевый роман, а подвиг веры, за который эта женщина и получила такое же благословение, как и праведный Авраам!!!


Создан 31 мар 2016