Что нового в пенсионной реформе года. Пенсионная реформа в россии

МОСКВА, 23 дек — Прайм. Пенсионная реформа 2013 года по своим масштабам и непредсказуемости станет, пожалуй, одним из самых запоминающихся событий уходящего года в России.

Обнуление накопительной пенсии "молчунов", мораторий на перечисление накоплений, принятие пенсионной формулы и изъятие пенсионных накоплений за 2014 год в пользу распределительной системы — все это вызвало шок и бурную дискуссию в обществе.

В соответствии с реформой, с 2015 года страховая часть пенсии будет рассчитываться по пенсионной формуле не в абсолютных цифрах, а в пенсионных баллах, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Величину этого балла будет определять правительство. Таким образом, самим россиянам становится фактически невозможно подсчитать размер своей будущей пенсии.

Пенсионные накопления граждан за 2014 год, независимо от их желания, будут направлены в распределительную систему, что будет компенсировано опять же пенсионными баллами, зачисленными в страховую часть. Эта мера стала самой непопулярной из всех предлагаемых и вызвала шквал критики со всех сторон, не исключая и некоторых чиновников правительства.

С 2014 года также вводится мораторий на перечисление пенсионных накоплений от Пенсионного фонда РФ (ПФР) в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом пенсионные накопления "молчунов" с 2014 года сокращаются до нуля, но у россиян продлевается право выбора УК или НПФ до конца 2015 года.

Как все начиналось

Пенсионные системы в разных странах За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование. Подробности - в подборке РИА Новости.

Безусловно, реформирование пенсионного рынка приведет к уменьшению количества УК и НПФ. Из-за повышения требований к деятельности НПФ процедуру акционирования смогут пройти не все фонды, а ЦБ в ходе своих проверок может "отсеять" еще часть неблагонадежных игроков.

По оценке экспертов, через 2-3 года с российского рынка уйдет более половины ныне работающих фондов. При этом активизируются процессы слияний и поглощений, начавшиеся в этом году.

"Чистка" управляющих компаний уже началась. ПФР в этом году не перезаключил договоры на управление средствами пенсионных накоплений на следующие пять лет с 17 из 51 частных УК. Более того, ПФР разрабатывает бенчмарк, по которому с 2014 года будет оцениваться работа управляющих компаний. Одним из главных критериев станет результат управления пенсионными накоплениями за отчетный период.

В свою очередь, первый зампред ЦБ, руководитель службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов в интервью агентству "Прайм " заявлял, что управляющие компании, которые "сильно отклоняются от средней доходности как в ту, так и в другую сторону, будут объектами пристального внимания регулятора".

Власти рассчитывают, что в итоге на рынке останутся только крупные, надежные и технологичные игроки, которые смогут обеспечить гражданам РФ достойную пенсию. Самим же россиянам остается надеяться, что пенсионная система будет меняться не столь часто и не столь шокирующе, как в уходящем году.

Устройство пенсионной системы РФ

Российская Федерация получила в наследство от СССР практически не функционирующую пенсионную систему, которая абсолютно не вписывалась в реалии рыночной экономики. В связи с чем, правительством было принято решение разработать новую систему, отвечающую современным реалиям.

Полностью отказаться от распределительной системы не удалось – ее 30-летняя деятельность прочно «засела» в умах граждан, в момент «превратившихся» из советских в российских. Кроме того, распределительная система начислений продолжала действовать в большинстве цивилизованных стран и, поскольку Россия «переметнулась» в капиталистический лагерь, вместо отказа от системы ее решили дополнить. Результатом стала распределительно-накопительная система, запуск которой произошел в начале 2002 года.

Согласно системе, пенсионные начисления теперь складывались из трех составляющих:

  1. Базовой части
  2. Страховой части
  3. Накопительной части

Базовая часть пенсии представляет собой фиксированную сумму, размер которой зависит от правительственных решений (в 2002 – 450 р., в 2013 – 3610 р).

Страховая часть пенсии рассчитывается индивидуально, на основе таких параметров как:

  • Трудовой стаж;
  • Размер зарплаты;
  • Количество отчислений в ПФР.

Здесь стоит отметить, что после распада СССР был создан самостоятельный орган ПФР (Пенсионный Фонд России), занимающийся решением пенсионных вопросов.

Накопительная часть пенсии стала особенностью новой системы – влияние рыночных взаимоотношений. Данная часть предполагает хранение и накопление средств на личном счете. Естественно, размер накопительной части зависит напрямую от заработной платы, если не брать во внимание возможность самостоятельного пополнения накопительного счета. Из 22 процентов, которые платит в ПФР работодатель, лишь 6% идут в «копилку» на личном счете.

Таким образом, размер будущей пенсии зависит от суммы трех частей (базовой, страховой, накопительной). При расчетах будущей пенсии в основном принимают во внимание лишь страховую и накопительную части, поскольку размеры базовой части, как правило, ниже прожиточного минимума.

Схожесть российской модели и советской заключается в том, что по-прежнему работник не производит выплат из зарплаты на свой пенсионный счет. Вместо него платит работодатель. С 2002-2010 годы работодатель выплачивал Единый Социальный Налог (ЕСН), часть которого (в зависимости от значений на данный момент) шла на личный пенсионный счет работника. Высчитывался налог исходя из значения годовой зарплаты работника, от которого брался определенный государством процент (20-40%).

С 2010 года ЕСН отменили, но вместо него ввели другой налог – Страховой взнос. Из важных изменений стоит отметить смену адресата - если раньше ЕСН направлялся в федеральный бюджет, то с приходом страхового взноса отчисления направляются в пенсионный фонд (ПФР).

Пенсионная реформа 2012-2013 гг.

При создании пенсионного фонда (ПФР) предполагалась полная самодостаточность органа, способного, исходя из поступающих налогов, в полном объеме выплачивать пенсии населению. Однако справится с поставленной задачей фонд не в состоянии до сих пор. Из государственного бюджета по-прежнему выделяются средства на погашение фондом задолженности перед населением. Цифры дадут более ясное представление о проблеме – ежегодное «спонсирование» ПФР составляет 600 миллиардов в год. Эти деньги берутся из налогов, которые выплачивают уже не работодатели, а работающее население. Таким образом, здесь уже можно говорить о модели солидарности поколений, которая в полную силу заработала не в советское время, а в эпоху рыночных отношений.

В связи с наличием ярко выраженных проблем, государством была предпринята попытка по преобразованию системы. В 2012 году пенсионная реформа пережила новый виток развития, который вылился в ряд существенных дополнений.

В первую очередь видоизменилась страховая часть пенсии. Она теперь рассчитывается на основе коэффициентов (своеобразных баллов), которые учитывают такие параметры как:

  • продолжительность службы в армии;
  • количество детей;
  • время, отведенное на уход за ребенком;
  • трудовой стаж;
  • продолжительность работы после наступления пенсионного возраста.

За каждый параметр будет начислено определенное количество баллов. Когда подойдет время пенсионных начислений, правительство определит стоимость одного балла, которая будет исходить не из средней заработной платы (как сейчас), а основываясь на показателе инфляции +2%.

Из вышеперечисленных параметров внимание стоит уделить продолжению рабочей деятельности после наступления пенсионного возраста - на государственном уровне решили стимулировать поздний выход на пенсию. К примеру, если мужчина обратится за пенсией в 70 лет, то пенсионные выплаты увеличатся в 1.5 раза, если в 75, то увеличение произойдет в 2 раза. Однако не стоит забывать о данных по средней продолжительности жизни в России (мужчин – 62, женщин - 73).

Стоит отметить и изменения, коснувшиеся накопительной части пенсии. Сейчас размер накопительных отчислений составляет 6% от страхового взноса, однако, с начала 2015 года планируется снизить значение до 2%. Это снижение грозит «личной копилке» потерей в 4%, которые пойдут на страховую часть пенсии, а значит, подпадают под балльную систему. Сколько будет стоить один балл в будущем, не известно никому.

Двухпроцентный «ограничитель» будет устанавливаться по умолчанию. Поэтому, если есть желание оставить накопительную часть на уровне 6-и процентов, следует подать соответствующее заявление в ПФР или заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Если государственный пенсионный фонд не получит от человека заявление о сохранении 6-и процентного порога, то размер накопительной части автоматически переводится на уровень в 2%.

Большинство независимых экспертов, консультируя граждан по пенсионному вопросу, дают советы, заключающиеся в одной фразе «Помоги себе сам». Практические советы сводятся к самостоятельному накоплению средств, предварительно инвестированных в какое-либо дело или недвижимость. Некоторые советуют доверить свою пенсию негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Расчетная формула, представленная на портале Пенсионного фонда РФ, выглядит слишком сложной и запутанной. Цель нашей пошаговой инструкции – упростить расчет пенсионных начислений.

Внимание! При расчете использованы параметры, которые действительны на 2013 год. Данный расчет носит ознакомительный характер и может отличаться от реального размера пенсионных выплат в будущем.

Следуйте пронумерованным подсказкам:

Необходимые действия Пример
1. Умножьте Вашу зарплату на 12. 20 000 х 12 = 240 000
2. Поделите полученное число на 100. 240 000/100 = 2400
3. Умножьте полученное число на 22. 2400х 22 = 52 800
4. Поделите полученное число на 100.

52 800/100 = 528

«Y» .

5. Умножьте полученное число на 14. 528 х 14 = 7 392
6. Умножьте полученное число на 6 7 392 х 6 = 44 352
7. Разделите полученное число на 12

44 352 / 12 = 3696

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Х» .

8. Умножьте число Y на 2.

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Z» .

9. К числу Xприбавьте число Z, затем прибавьте 3650.

Полученное значение будет являться Вашей пенсией.

3696 + 1056 + 3650 = 8402

Ваша пенсия!

(Расчет носит ознакомительный характер)

Пенсионная реформа 2013

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов.

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях. Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения. В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Целью пенсионной реформы 2002 года было создание многоуровневой системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни после завершения трудовой деятельности. Распределительная система была дополнена накопительной частью пенсии.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы.

Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии (Пенсионный Фонд РФ).

Пенсионная реформа 2013 года

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях . Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения.

В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Если рассматривать предыдущую пенсионную реформу как цветочки, то, что можно сказать о пенсионной реформе 2013 года?

Декларируемая причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна - забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым якобы катастрофически не хватает.

С другой стороны, рьяными оппонентами идеологам новой пенсионной реформы выступают Минфин, Минэкономразвития, различного рода финансовые посредники (ВЭБ, управляющие компании, НПФы).

Итогом этих жестких баталий, в которые вмешались даже и президент и премьер, явился принятый 23 ноября 2012 года Госдумой закон под ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования».

Ключевым элементом, скрытым за множеством других ничего не значащих поправок в законодательные акты по действующей пенсионной реформе, является вопрос о перераспределении тарифа страхового взноса, который в настоящее время в рамках пенсионной реформы 2002 года отчисляется в накопительную часть пенсий.

Очевидно, что пока в стране будет два пенсионных закона («О трудовых пенсиях» для основной массы тружеников и закона «О государственных пенсиях»), никакой пенсионной реформы в интересах рядового пенсионера не будет.

При этом следует обратить внимание, что все пенсионные реформы касаются исключительно трудовых пенсий. «Закон о трудовых пенсиях» принимают и совершенствуют те чиновники и депутаты, кому пенсию будут начислять по совсем другому закону - о государственных пенсиях.

Следует отметить, что понятие «Пенсионная реформа» относится только к получателям так называемой трудовой пенсии, которых у нас в стране большинство.

В настоящее время в рамках действующей пенсионной реформы работодатели за своих работников отчисляют 22% от зарплат в Пенсионный фонд России. Из них для работников 1967 г.р. и моложе 16% идет на распределительную часть трудовой пенсии (для содержания нынешних пенсионеров), а 6% - на накопительную часть трудовой пенсии, которой либо управляет государство в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), либо частная управляющая компания, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Вокруг этих 6% сейчас и разгорелся весь этот сыр-бор.

В пенсионной реформе 2002 года, которая разделила трудовую пенсию на страховую и накопительную части, несмотря на все ее недостатки, просматривалась вполне понятная логика.

При негативной демографической динамике распределительная пенсионная система (когда накоплений нет, а пенсионеров содержат за счет своих налогов работающие граждане) работать не будет.

Пенсионная реформа России пройдет в несколько этапов, первый из которых начался уже 1 января 2013 года.

У Пенсионного фонда сейчас два главных направления работы. Это бюджет (фонда) и ход пенсионной реформы. Если не принять решения по пенсионной реформе, Россия пойдет по инерционному пути. У нас действительно начнут падать ключевые параметры: коэффициент замещения и соотношение пенсии к прожиточному минимуму пенсионера.

Следует отметить, что Минфин сделал ПФР несколько предложений по оптимизации бюджета на 2013 год, в частности ведомство предлагает пропустить одну индексацию социальных пособий, материнского капитала, а также занизить индексацию пенсий. Однако, правительство это не устраивает, оно предлагаем меры, которые позволят сохранить соответствующие индексации. Действительно, на 2013 год не предусмотрены индексации социальных пособий: ежемесячных выплат пенсионерам, социального пособия на погребение, родового сертификата, материнского капитала и других. Фактически это будет означать снижение реальной цены этих выплат с учетом инфляции.

Следует добавить, в соответствии с предложениями профильных ведомств в 2014 году предполагается индексация социальных пособий только по уровню инфляции. Это тревожный момент, который может вызвать социальную напряженность. Серьезную озабоченность у депутатов вызывает и снижение уровня жизни пенсионеров. В частности, речь идет о коэффициенте замещения: если в 2010 году он составлял 38,4%, то в планах на 2014 год - 35%. То же самое происходит и с соотношением пенсий к прожиточному минимуму пенсионера. Если в 2010 году это соотношение составляло 178,2%, то в 2011 году оно снизилось до 175,1%. Несмотря на то, что снижение кажется небольшим, данное соотношение было доведено до уровня 2,5 раза.

Новая пенсионная реформа предусматривает существенное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд для самозанятых граждан с 2013 года.

Самозанятое население - индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и т.д., которые в настоящее время платят взносы в пенсионных фонд в размере около 1 тыс. рублей в месяц.

Платить самозанятые граждане теперь будут 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ (с 1 января 2013 года МРОТ увеличится с 4611 до 5205 рублей) это будет составлять 2,7 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, благодаря решению депутатов, взносы в Пенсионный фонд вырастут до 32 479 рублей 20 копеек в год, то есть почти в два с половиной раза. В 2012 году ИП платят в Пенсионный фонд 14,3 тысячи рублей за год.

Также предпринимателям, как и прежде, придется заплатить взнос в фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку МРОТ вырастет, это взнос увеличится тоже. Сумма этого платежа составит 3185 рублей 46 копеек.

До конца 2013 года предусмотрено реформировать систему досрочных пенсий в той ее части, которая касается работников.

Досрочно выходящих на пенсию должно стать меньше. Сегодня каждая третья пенсия назначается досрочно. Для врачей, учителей и творческих работников предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста одновременно с уровнем зарплат.

Также намечено поэтапное повышение с 2013 года взносов в Пенсионный фонд тех работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми или вредными условиями труда.

В результате владельцам подобных производств придется или платить больше взносов, чтобы компенсировать затраты государства на досрочную пенсию своих работников, или улучшать условия труда.

Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.

Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы.

Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа.

В соответствии с новой Пенсионной реформой, произойдет перераспределении тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с 2014 года.

Отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии.

При этом перераспределение накопительного тарифа будет добровольным - те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части.

Для клиентов негосударственных фондов и управляющих компаний, не написавших соответствующего заявления, не изменится вообще ничего. Для них не будет необходимости подтверждать собственный выбор в том или ином виде в 2013 году. После вступления в силу Пенсионной реформы, имеющиеся накопительные 6% за прошлые годы останутся в частном управлении, новые 6% платежей будут к ним прибавляться.

К слову сказать, 75 млн. человек имеют накопительные счета, 15 млн. из них уже перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды.

В случае, если гражданин в течение следующего года не сделает свой выбор, 4% платежа в 2014 году уйдут в солидарную часть на выплаты текущих пенсий, а 2% так и останутся в управлении «Внешэкономбанка».

Новая пенсионная реформа ставит будущих пенсионеров перед выбором: какую пенсию они хотят получать - «государственную», формирующуюся за счет отчислений других работающих, или «личную» - за счет собственных накоплений за период трудовой деятельности.

Очевидно, отказ от накопительной части трудовой пенсии будет выгоден для малооплачиваемых граждан.

А вот для работников сферы бизнеса и финансов, как и для всех граждан, у которых доходы выше среднероссийских, эта мера приведет к уравниловке при расчете будущей пенсии.

Пенсионная формула - это алгоритм, по которому рассчитывается размер пенсии для каждого конкретного человека. Сейчас она выглядит очень просто - расчетный пенсионный капитал делится на период дожития (сколько лет будет выплачиваться пенсия, сейчас составляет 19 лет).

Новая пенсионная формула, скорее всего, будет многокомпонентной и очень сложной.

Именно в этой «тайной пенсионной формуле» россиян и должны поджидать самые неприятные сюрпризы.

Пока предложенные варианты пенсионной формулы сводятся к следующему:

Ш предлагается перейти к системе с установленными выплатами, то есть размер пенсии будет рассчитываться по стажу и зарплате в течение всей трудовой жизни. Сейчас действует система с установленными пенсионными взносами (22% от зарплаты), накопленный к моменту выхода на пенсию пенсионный капитал делится на период дожития (228 месяцев);

Ш вводится понятие «нормативный стаж для получения полной трудовой пенсии по старости». Его величина окончательно не определена. Предполагается - 35 - 40 лет, чтобы получать пенсию в размере 40% от средней зарплаты в стране;

Ш Минимальный трудовой стаж предполагается увеличить с нынешних 5 до 10-15 лет. Пока также окончательно не согласован.

Итак, 2013 год для граждан является годом выбора-то есть они могут перевести свои страховые пенсионные взносы в накопительную или солидарную часть трудовой пенсии.

Единственно о чем можно говорить с полной уверенностью, так это то, что государство делает все, чтобы переложить заботу о пенсионном обеспечении граждан на них самих.

И это не из-за того, что власть такая плохая. Нет. Это объективная реальность. Это касается не только нашей страны. В какую бы другую страну Вы не переехали, Вам придется думать о своем пенсионном будущем.

И чем быстрее это осознать и самим начать предпринимать шаги для улучшения своего пенсионного обеспечения, тем больше будет шансов на пенсии ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ.

По моему личному мнению, необходимо повысить свою пенсионную и финансовую грамотность, чтобы, с одной стороны повышать пусть и небольшую, но все-таки стабильную государственную пенсию, достаточную для ВЫЖИВАНИЯ, и с другой стороны создавать свой пенсионный капитал, который бы позволил на пенсии уже не ВЫЖИВАТЬ, а ЖИТЬ.