Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение. Техника "активное воображение"

Каким бы действенным не был метод анализа сновидений, в юнгианской традиции это не единственная практика. В обычной ситуации нет метода лучше анализа сновидений, который позволяет понять, что происходит у вас в глубинном бессознательном, однако в ситуациях наплыва в бодрствующее сознание бессознательных содержаний необходимы более быстрые меры.

Таким методом и является активное воображение, которое очень чётко различается с пассивным фантазированием невротика. Активное воображение - это процесс, требующий должной концентрации и осознанности.

Юнг называл активное воображение «западным аналогом йоги» и придавал ему очень большое значение. Отличие метода Юнга от йоги и любых других духовных практик весьма существенно. В активном воображении мы активируем бессознательное и работаем с теми образами, которые рождаются спонтанно в нашем сознании; тогда как практически в любой духовной практике главная задача - концентрация на конкретных и заранее заданных образах (что также важно для развития и можно назвать направленным воображением).

Первым шагом активного воображения является концентрация на актуальном симптоме. Это может быть страх, навязчивая идея, чувство тоски и любая другая негативная эмоция. По мере того, как мы наблюдаем за ней, мы обретаем над ней власть силою логоса, о чём мы говорили в предыдущих лекциях. Эта концентрация должна приводить к тому, что симптом оформляется в некий образ, который имеет свои конкретные описываемые черты. Здесь нет никаких инструкций и предписаний - у каждого бессознательное выдаёт свои символы и образы, с которыми впоследствии мы и будем работать. В некоторых случаях в воображении начинают разыгрываться целые баталии. Как только мы добиваемся персонификации симптома, нетрудно заметить, что общий тонус начинает повышаться. Это происходит потому, что задавленная энергия, получив возможность выразиться через образ, освободилась и стала более осознанна. Произошла некоторая разрядка.

Однако на этом не следует останавливаться. На следующей ступени мы активно взаимодействуем с появившимися персонажами нашего воображения. Ни в коем случае не стоит пытаться что-либо им навязывать искусственно, в противном случае связь с актуальными образами прекратится, и активное воображение превратиться в пассивное фантазирование. При этом необходимо пытаться раскрыть образ как можно более подробно и в рамках воображаемой реальности работать на то, чтобы исход был бы позитивнее. То есть в воображаемой ситуации вы должны по мере возможностей пытаться реагировать так же, как реагировали бы в физическом мире. Юнг приводил пример молодого человека, который увидел в воображении, что тонет его невеста, и никак не отреагировал на это. Такой подход признаётся неправильным, ибо отличие активного воображения от сна - в возможности влиять на процессы бессознательного. В практике активного воображения необходимо избегать обеих крайностей - как полностью пассивного принятия образа (как в сновидении), так и искусственного привнесения образов, не имеющих отношения к данной динамике. Во втором случае искусственно создаваемые образы, конструируемые сознанием, оказываются тусклы и лишены жизненности, и теряется связь с актуальными образами бессознательного. Необходимо помнить, что у бессознательного есть принципиально свой вариант решения, и от нас требуется изрядное терпение, чтобы найти это решение.

В приведенной ниже цитате дано максимально чёткое и ясное изложение сути метода активного воображения: «Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно» (Юнг «МС», пар. № 749).

Далее я приведу пример из собственной практики. Три года назад мои пути полностью разошлись с путями моего бывшего учителя и аналитика С.Б., и он, желая воспрепятствовать моей дальнейшей самостоятельной психоаналитической деятельности, разгласил некоторую информацию обо мне, которая, как я был уверен, на корню уничтожала мою репутацию. В первый момент, когда я узнал, что он нарушил принцип неразглашения тайн, полученных во время психологического анализа, я испытал шок. Мне казалось, что я погружаюсь на предельную глубину депрессии и безнадёжности. Придя домой от гостей, я решил попробовать метод активного воображения и сконцентрировался на своих чувствах. Через минуту перед моим внутренним взором появилась картинка - зимнее замёрзшее озеро и под стеклом льда - утонувший, но ещё живой мужчина, из последних сил пытающийся пробить лёд. Как только появился первый образ, я почувствовал себя несколько лучше. Затем я сосредоточился на картинке и попытался ввести какие-нибудь позитивные образы, в частности, я пытался призвать Аниму, чтобы она вытащила его из-под льда. Однако любые позитивные образы выглядели поверхностными и неестественными - реальной выразительностью обладал только человек под льдом.

Я не успокаивался и концентрировался на этом образе дальше. Где-то через пять минут я почувствовал нежелание работать - этот феномен известен в психологии как «сопротивление», и поскольку тогда я уже имел некоторые представления о психологической работе, я поборол это чувство и продолжил концентрацию.

В этом состоянии необходимо как можно более чутко реагировать на сокрытые токи бессознательного. И точно - примерно через десять минут я почувствовал некий внутренний ритм, словно мерные удары кузнеца. Вернувшись к образу, я обнаружил, что он сменился, и теперь я видел небольшой круг мрачных мужчин в тулупах, бьющих огромными молотами по замёрзшему льду. Я обрадовался изменению и продолжил сосредоточение. Мне казалось, что теперь-то можно внести туда свои образы спасения, однако воображение действовало, точно заевшая на одном месте пластинка - в течение следующих десяти минут оно проигрывало всё тот же внутренний ритм, который в какой-то момент даже стал действовать на мой спинной мозг, гипнотизируя единым ритмом.

И только через десять минут напряженного внимания я наконец-то достиг следующей смены образа - я увидел спасённого, которого положили на санки, укрыли и замотали в тулупы и везли куда-то к самолёту.

Закончив сеанс активного воображения, я с удовлетворением отметил, что хотя объективно ничего не изменилось, моё психологическое состояние повысилось на насколько пунктов и дошло до нормального состояния. Даже больше - я чувствовал некоторый энергетический подъём: если мне придётся начинать всё с начала - я готов к этому, в конце концов, путь, который был проделан до этого, гораздо труднее, и с моим нынешним опытом начать с нуля будет не так трудно. Как оказалось, этого не понадобилось, и публичное обнародование моих комплексов моим же аналитиком практически не подействовало.

Я с уверенностью могу определить этот опыт как сеанс предельно правильной практики активного воображения. Однако теперь пришло время поговорить о том, что не является активным воображением.

Самая большая ошибка, которую Юнг определял, как «пассивное фантазирование», - самонаркотизация фантазией. То есть предаваться красивым и несбыточным фантазиям, уходя от реальности. Помните - образы воображения всегда должны носить характер, быть отражением актуального состояния. Если бы придя домой я стал предаваться приятным фантазиям о смерти господина С.Б., то всё, что я бы получил - это подавление конфликта и уход в фантазии.

В этой главе я нахожу необходимым более подробно поговорить об опасной стороне бессознательного. В юнгианской традиции принято выделять прежде всего позитивный аспект бессознательного - как бесконечного источника энергии и знания. Однако это только половина истины, которая у настоящих юнгианцев уравновешивается знанием опасной стороны бессознательного. Например, Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания» подчёркивал, что Самость зачастую бессознательна и нуждается в человеческом эго, чтобы увидеть себя в зеркале. В одной из прошлых лекций мы говорили о всесвязности, которая может вызвать некоторый восторг у неподготовленного человека, предполагающего абсолютную благость единого бытия. Эту иллюзию активно поддерживало большинство ранних мистиков. Однако предельное бытие не является ни добрым, ни злым, оно просто стоит по ту сторону добра и зла в своей творческой игре, порождающей и то, и другое. Самой удачной аналогией в мировой литературе будет «Солярис» Лема - сила мыслящей планеты, с которой столкнулись люди, одних доводила до самоубийства, тогда как главному герою дала возможность глубочайшего самопознания. Все элементы бытия, включая и зло, входят в эту причудливую игру единого, находящегося по ту сторону любых противоположностей.

Сознание и бессознательное образуют взаимодействующую диалектическую пару, и от ориентации сознания зависит то, как будет проявляться по отношению к нему бессознательное. Знать об опасных сторонах взаимодействия с бессознательным необходимо, ибо путь индивидуации - это путь льва, ослы же должны остаться жевать колючки традиционных религий.

Во тьме бессознательного сокрыты совершенно разные силы, соприкосновение с которыми может привести к различным результатам. Эрих Нойманн в превосходной работе «Происхождение и развитие сознания» определял то, против чего приходится противостоять сознанию, как «Великую мать», которая желает обратить эго назад к состоянию зависимого ребёнка. «Невротик стремится вернуться в детство» - вот формула любой постыдной слабости сознания. Очевидно, Алистер Кроули считал Иисуса Христа чёрным магом за коварную фразу «будьте, как дети», которая даёт оправдание различной инфантильной сентиментальности.

Начав взаимодействовать с бессознательным, мы должны знать, что там нам придётся встретиться с силой, которая направлена на возвращение нас в детство и отказ от Эго. Здесь Арго нашего сознание должно проплыть между Сциллой и Харибдой. «Сними шляпу, поклонись, но не вставай на колени» - этот девиз должен стать ключевым для всякого, кто активно исследует глубины психики. Вставший на колени мгновенно теряет себя. Вы, вероятно, встречали множество представителей разного рода псевдооккультных организаций, наблюдая за которыми возникает ощущение какой-то двухмерной плоскости их психической жизни. В нашем кругу подобные существа определяются как «кастратики», и, кстати говоря, весьма метко. Обращённый обратно в детство становится лишен пола, у него нет полноценных страстей, его чувственность смазана, а то и вовсе растворена и, кажется, само его бытие лишено полнокровия. Разумеется, человек, всецело одержимый неконтролируемыми страстями, находится в положении не намного лучшем, чем «кастратик», однако у него по крайней мере остаётся возможность для развития Эго. Кастратики же находятся в цепких объятиях материнского бессознательного, так что их дальнейшее развитие маловероятно. Нойманн в «Происхождении и развитии сознания» рассматривал кастрацию, исходящую от Великой матери, как символ лишения сознания и уничтожения индивидуального я. Думаю, что Юнг в «Тавистокских лекциях», говоря о «головах с крылышками», имел в виду примерно то же.

Мы можем определять, сколь заслуживает внимания конкретная традиция, по её отношению к сексуальности. Те, кто призывают к «умерщвлению страстей», по сути, дают оправдание невротикам, устрёмлённым назад в детство. Кстати говоря, Алистер Кроули разочаровался в ордене Золотой Зари и полностью порвал с ним всякие отношения именно потому, что почувствовал общий антижизненный настрой.

В бессознательном находится сила, способная поглотить, унести в другие миры, лишая малейшей связи с земным (эту опасность поэтически великолепно отразил Бродский в стихотворении «Осенний крик ястреба»), и это никогда не следует недооценивать. По-настоящему сильный мастер может позволить себе отдаться потоку, но обычно это происходит на очень высоких ступенях развития. Мы должны помнить, как аксиому: задачей является не бегство в миры духа, а посильное объединение духовного и материального.

Что роднит аналитическую психологию Юнга и учение Телемы Кроули - так это возможная и посильная ориентация на объединение противоположностей, которое и является целью индивидуации. Разумеется, в теоретическом плане эта идея не нова: начиная от Лао Цзы и заканчивая Николаем Кузанским высшая Самость определялась как объединение противоположных начал в парадоксальное единство, однако только Юнг и Кроули перевели эту мистерию объединения в сферу практического применения.

Активное воображение является одной из действеннейших практик, позволяющих объединить противоположности, но неправильное применение этой техники приводит к ещё большей регрессии. Подобное существо я наблюдал на анализе у С.Н. - одна женщина была не способна говорить о своих детских комплексах прямо и пользовалась огромным набором защитных символизаций.

Без сомнения, сталкиваясь с невротиком, не стоит рекомендовать ему технику активного воображения, на первых порах достаточно ограничиться анализом сновидений и самым внимательным разбором детства со всеми фрейдистскими и адлеровскими мотивами. И лишь потом, в случае, если оный успешно пройдет этот уровень, рекомендуется осторожно приступать к активному воображению.

Основные инструменты юнгианской терапии, названые самим К.Г. Юнгом – это анализ сновидений (методом амплификации, а не свободных ассоциаций) и метод активного воображения. Что мы знаем об этом методе? Не так уж много.

Отголоски этого метода мы находим в арт-терапии, даже в телесно-ориентированный практиках. Однако, этот метод значительно глубже и… опаснее. И даже отдает магией, алхимией и шаманскими практиками мексиканских индейцев.

К тому же этот метод с одной стороны доступен всем для самостоятельной работы, поскольку, суть его в том, что психолог вмешивается наименьшим образом в ход этого процесса, который происходит в уме анализанда, с другой стороны он недоступен из-за своей специфики. Это как медитация. Она доступна, вроде бы всем, но кто ее практикует? А из тех, кто практикует, кто уверен, что делает ее правильно ? Отчетом о «правильности» может быть внутренняя удовлетворенность и убежденность в этом. Как говорится, успех – вот твое доказательство. Субъективное, однако.

Активное воображение — путь к индивидуации, говорят юнгианцы. Почти никто не понимает что значит это слово. Как слово «самоактуализация» у А. Маслоу. Я приведу несколько цитат Марии Луизы Фон Фран, ученицы и духовной дочери К.Г. Юнга, которые прольют свет на практику активного воображения и его роль в развитии и исцелении личности с точки зрения К.Г. Юнга. Ниже есть цитата с определением «индивидуации» самого мэтра.

«Кроме своего защитного качества, активное воображение является даже в большей степени проводником того, что Юнг назвал процессом индивидуации. То есть полной и сознательной самореализации индивидуальной целостности». [М.Л. Фон Франц Психотерапия ]

Что же такое метод активного воображения? Это -путь для установления связи с бессознательным.

Сознательно установить связь с содержанием своего бессознательного можно различными способами арт-терапии. Юнг говорит о рисовании и лепке, реже танце. Связь происходит преимущественно за счет описания внутренних явлений. Однако, что часто остается «за кадром» арт-терапии, так это беседы с внутренними фигурами .

«В отличие от снов, которые представляют собой чистый продукт бессознательного, активное воображение дает выражение психическому фактору, который Юнг назвал трансцендентной функцией. (Это та функция, которая осуществляет синтез сознательной и бессознательной личности)» , — пишет М.Л. Фон Франц в «Психотерапии».

Активное воображение часто путают с пассивным, так называемым внутренним кино. С медитацией, грезами и мечтами.

«Но активное воображение, которое Юнг также с долей скептицизма называл «скрытым психозом», отличается от этих форм фантазирования тем, что человек полностью сознательно входит в событие. [Там же]. И «Фантазии, наполненные исполнением желаний, имеют менее, чем ничего общего с активным воображением.» [Там же]

«Не всегда можно порекомендовать использование активного воображения для анализандов. Оно ограничено уже тем фактом, что довольно много людей просто не могут преодолеть свое сопротивление по отношению к нему. Более, того, в случае латентного психоза или пограничных состояний это очень опасно. Использование активного воображения показано либо когда есть усиливающееся давление бессознательного. То есть, когда сновидений или слишком много, или когда эта часть жизни блокирована и нет потока».

«Элемент быстрого, результативного самоосвобождения от навязчивых аффектов и идей делает активное воображение особенно важным инструментом для самого врача. К.Г. Юнг даже полагал, что аналитику совершенно необходимо освоить данную медитативную технику. Как мы знаем, сильные эмоции очень заразны, и для аналитика трудно, хотя об этом обычно не говорят, избавиться от их пагубного влияния. Это особенно важно, если в тот же самый день должны прийти другие анализанды; в конце концов, их нельзя принимать в таком нарушенном состоянии, распространяя таким образом заразу еще дальше. Однако, всегда можно поместить себя в короткое активное воображение — в таких случаях редко требуется больше 10 минут — и освободиться таким путем» [Там же].

Как же выполняется активное воображение? М.Л. Фон Франц приводит 4 фазы этого процесса с различными уточнениями и предостережениями о возможных ошибках. В целом, процесс выглядит следующим образом:

Фазы активного воображения.

  1. Остановить внутренний диалог. Здесь как раз поможет рисование, песочная терапия и прочее творчество, захватывающее мысли.
  2. Позволить образам из бессознательного проникнуть в область внутреннего восприятия. При этом не следует как концентрироваться на образе, так и «запускать внутренне кино», находясь абстрагированным свидетелем.
  3. Третья фаза состоит в том, чтобы дать внутренним фантазиям форму. То есть, нарисовать, вылепить, станцевать свои восприятия. Первый тип ошибок в этой фазе в том, что результату деятельности придается слишком эстетическая форма, уводящая от сути, второй тип – в том, что работа выполнена совсем небрежно.
  4. Основная фаза, которая упускается в большинстве техник на основе воображения. Это – моральная конфронтация с тем материалом, который был произведен.

Естественно, эти фазы активного воображения легче описать, чем совершить в реальности. Несмотря на то, что если прочитать и освоить материал полностью и помнить обо всех ошибках. Это как с медитацией (повторюсь). Даже те, кто открывает для себя, что интуитивно они входили в состояние медитации, и пребывали в нем, то пытаясь сделать это по описанию в книгах у них ничего не получалось, потому что это – совсем другая, практически невыполнимая история.

«Новый (или, скорее очень давний) подход к активному воображению описан в книгах Карлоса Кастанеды. Это – метод шамана ДонаХуана, который он назвал сновидением. За ним стоят древние традиции мексиканских индейцев-шаманов. Ходят слухи, что многое в этих книгах было придумано Кастанедой, хотя и на основе подлинного материала шаманов. «Сновидение» — несомненно часть этого подлинного материала. Оно- исключительно индейское и никогда не могло бы быть изобретено белым человеком. «Сновидение достигается при помощи внешних явлений природы. Учитель Дон Хуан берет Кастанеду на прогулку в дикие пустынные места. В вечерних сумерках Кастанеда думает, что видит темную фигуру умирающего животного. Испуганный до смерти, он хочет бежать прочь, но затем вглядывается более пристально и видит, что это всего лишь сухая ветка. После всего Дон Хуан говорит: «То, что ты сделал, - это отнюдь не триумф. Ты зря растратил прекрасную силу - силу, вдохнувшую жизнь в сухой хворост. Ветка действительно была зверем, реальным зверем, и этот зверь был жив, когда сила коснулась ветки. И поскольку сила делала его живым, весь фокус состоял в том, чтобы, как в сновидении, сохранять образ зверя как можно дольше» [К. Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»].

То, что Дон Хуан называет здесь силой, - это мана, мулунгу и т.д., другими словами, энергетический аспект коллективного бессознательного. Из-за обесценивания своей фантазии вследствие рационального её рассмотрения, Кастанеда растратил силу и упустил шанс «остановить мир» (это выражение Дона Хуана для приведения эго-мышления к остановке). Дон Хуан также называл такое сновидение «контролируемой глупостью », что отсылает нас к замечанию Юнга о том, что активное воображение является «добровольным психозом ».

Такая разновидность активного воображения с использованием внешних природных объектов напоминает об искусстве алхимиков, которые проводили своё активное воображение с металлами, растениями и камнями, но с одним отличием: у алхимиков всегда был сосуд. Сосуд был их imagination vera et non fantastica или их theoria. При этом они не теряли себя, но обладали неким «пониманием» событий в буквальном смысле, нечто вроде религиозной философии. Дон Хуан также обладал таким пониманием, но он не мог передать его Кастанеде и всегда был вынужден занимать лидирующую позицию.

Как мы уже упоминали, ритуалы, сопровождающие активное воображение, чрезвычайно эффективны, но также опасны. В этом случае часто констеллируется большое количество синхронистичных событий, которые легко интерпретировать как магию. Люди, находящиеся под угрозой превращения в психотиков, также часто ошибочно интерпретируют такие события очень опасным образом.» [М.Л. Фон Франц Психотерапия»]

Поэтому, прежде чем самостоятельно осваивать какие либо практики, удостоверьтесь в том, что вы имеете на это основания. Как в этой притче:

Жил-был в одной стране король, и было у того короля множество слуг и еще больше подданных. А еще в его правительстве было много министров.

И вот дошли как-то до короля слухи, что один из его министров пользуется тайными знаками, да еще бормочет какие-то странные заклинания.

Потребовал король от своего министра объяснений, и тот охотно все рассказал. Он поведал, что действия его направленны на овладение духовным миром.

Король был ужасно озадачен и обеспокоен. Как же так? Оказывается, существует целый мир, который ему не подвластен!

Мучась сомнениями, хитрый король выслушал своего министра, который чистосердечно рассказал ему все, что мог. Однако, когда король потребовал от министра научить его пользоваться этими знаками и заклинаниями, тот ответил: «Нет, Ваше Величество, к сожалению, это невозможно. Я не имею права посвящать Вас в эти знания».

Король, испугавшись, что он может утратить свою власть, и не желая, чтобы министры заметили это, отправил гонцов во все концы своей страны на поиски знающих людей,

И нашел-таки человека, которого ему удалось заставить научить его пользоваться знаками и мантрами.

Встретив через некоторое время министра, он с гордостью продемонстрировал ему знаки, сопроводив свои действия произнесением заклинаний, и в заключение спросил его, все ли правильно он сделал.

В ответ министр рассмеялся от всей души. «Нет, не правильно, — ответил он. – Хотя, конечно, это правильные знаки и правильные мантры. Но у Вас, Ваше величество, нет права ими пользоваться».

Тогда король потребовал он него пояснений, что все это значит. В отчет на это министр подозвал слуг и повелел им: «Арестуйте Короля!»

Слуги отказались выполнять такой приказ, и, сколько министр не настаивал, его приказ так и остался невыполненным.

Королю надоело наблюдать это представление, оно показалось ему весьма глупым, и он отдал приказ слугам: «Арестуйте этого министра!»

И слуги тотчас заковали министра в цепи.

Хохоча во все горло, министр сказал королю: «Вот Вы и получили ответ на свой вопрос.»

«Каким образом?», — удивился король.

И министр ответил: «И приказ, и исполнители были одни и те же, а вот право отдавать такой приказ есть не у каждого. Когда приказ отдал я, никто и не подумал его исполнять, а вот когда его отдали Вы, Ваше величество, он был исполнен немедленно.

Как у короля, у Вас есть власть над Вашими подданными, а у меня есть власть над этими знаками. Для того, чтобы знаки и слова начали действовать, нужно получить власть над ними.

И король понял то, что хотел сказать ему министр.

Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий Зеленский Валерий Всеволодович

Активное воображение

Активное воображение

Активное воображение представляет технику, разработанную Юнгом для работы с пациентами с целью развития отношений последних со своим бессознательным материалом, особенно с внутренними фигурами, возникающими в фантазиях и снах. С помощью активного воображения Юнг стремился к тому, чтобы индивид был восприимчивым и одновременно активным во взаимодействии и конфрон-тировании с разнообразными бессознательными архети-пическими элементами внутри своего психического. Работа активного воображения принципиально отличается от процесса сновидения, который, по мнению Юнга, просто протекает. В то же время активное воображение не является и направленной фантазией, в которой индивид управляет мыслями и желаниями своего Эго. В том виде, в каком техника активного воображения развита Юнгом, она направлена на колеблющуюся границу между пассивным рецептивным осознанием внутреннего бессознательного материала и активной избирательной ответной реакцией на этот материал в любой форме.

В свете юнговских идей о природе и функции психического активное воображение представляется естественным следствием того взгляда, что целостность есть результат превращения бессознательного в сознательное и что психическое является целенаправленным явлением. Активное воображение - один из способов непосредственной встречи с бессознательными устремлениями нашей внутренней жизни, поддерживающий одновременно, насколько это возможно, и наше сознательное ощущение самости, и нашу способность к информированному, этическому действию.

Как и многие другие понятия Юнга, активное воображение проще понять через непосредственное переживание, а не путем чтения, поскольку Юнг написал сравнительно мало о концептуальных основах самой техники. Следует начать чтение со статьи «Трансцендентная функция», где Юнг описывает, каким образом сознание и бессознательное работают в паре над корректировкой психической односторонности. В этом контексте Юнг продолжает объяснять, как активное воображение или фантазия могут помочь преодолеть или исцелить типичное расщепление между этими двумя противоположными психическими сферами. Кроме того, рекомендуется познакомиться со второй частью пятой тавистокской лекции Юнга. В ответ на вопрос о технике активного воображения Юнг подробно объясняет цель и результаты ее использования и дает небольшую презентацию материала фантазии пациента. Более детальное рассмотрение темы активного воображения связано с различными интерактивными отчетами, которые Юнг получал от пациентов в процессе своей клинической работы, - отчетами подробными и живыми, насыщенными разнообразными деталями, позволяющими понять, как Юнг использовал свою технику и каких результатов он достигал.

Литература

Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. - СПб.,

1998. Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации // Юнг К. Г.

Тэвистокские лекции. - М.; Киев, 1998. С. 211–283. Юнг К. Г. Психология и алхимия.-М.; Киев, 2003. С. 57–238. 70 кг К. Г. Терапевтические принципы психоанализа // Юнг К. Г. Критика психоанализа. - СПб., 2000. С. 119–171. Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Юнг К. Г. Синхрония. - М.;

Киев, 2003. С. 13–40.

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Активное воображение: осознанное использование способности к воображению Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

3. Активное Воображение

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

3.2 Активное Воображение как путешествие в миф Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Активное воображение: обращение к архетипам Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Активное принятие Когда директор компании, которого я консультировал, проявил интерес к семинару о лидерстве, я обратился за помощью к одному из своих друзей, эксперту по лидерству и превосходному оратору. Вместе с ним мы запланировали семинар и затем распределили между

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Активное слушание Еще Плутарх говорил: «Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Разные люди в разной степени умеют это делать: про одних говорят, что они «умеют слушать», о других, что они «не умеют». Существенно, что первые -

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Сны, активное воображение и внутренние голоса Достижению целостности в юнгианском смысле также способствуют сновидения и «активное воображение» с этими сновидениями, помогающие нам вступить в диалог с нашими внутренними голосами и отвергнутыми сторонами. Для меня

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

§38. Пассивное и активное воображение В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

Активное слушание Станьте активным слушателем, научитесь придавать значение тому, что говорят окружающие. Внимательно слушая, вы почерпнете немало информации и найдете ключ к чужой личности. Будьте внимательны к тому, что говорится, и демонстрируйте это словами: «Да,

Из книги автора

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание подразумевает принятие услышанного. Вы осознанно стремитесь вникнуть в сказанное ребенком – не оценивая, не пытаясь ничего изменить. Затем вы сообщаете ему то, что услышали – таким образом, чтобы ребенок заметил вашу

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание – это попытка вникнуть в эмоциональное сообщение ребенка и показать ему, что вы стараетесь его понять. В ответ вы не посылаете ему собственное сообщение и ничего не интерпретируете, вы просто озвучиваете свое восприятие того, что

Из книги автора

Активное слушание При помощи активного слушания мы пытаемся понять чувства подростка, суть его слов. На практике это означает на время забыть о собственных догадках, предположениях и теориях и направить все свое внимание на эмоциональное сообщение девушки или юноши,

– один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.

Просмотров: 4070
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Активное воображение - одна из лучших практик самосовершенствования и самопознания. Это не что иное, как общение с различными частями нашего «Я», живущими в бессознательном. Можно интерпретировать это и так: с помощью активного воображения вы общаетесь со своими проекциями из других пространств. Данную практику можно рассматривать как разновидность медитации.

Существует несколько вариантов включения в активное воображение. Можно просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится. Как писательница Э. Блайтон:

«На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим - и тогда... мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: «Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого». А потом подумала: «Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?» Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: «Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой. На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу». Интуитивными людьми методики активного воображения успешно применялись в бизнесе и жизни. Есть упражнение «Внутренний локатор». Сразу опишу его в действии, и вы сами поймете принцип применения. «Пока Дебби слушала уверения спонсора о преимуществах сотрудничества с ним, внутренний локатор стал подавать сигналы опасности. Она не могла этого объяснить. Но она испытывала сверлящее чувство в желудке и видела образ черного ворона. При следующих встречах она услышала четкий голос: «Берегись! Берегись! Не работай с этим человеком, ты будешь иметь неприятности». Проект был заманчивый, она не могла отказаться от него только по указке внутреннего голоса, поэтому решила навести справки. Внутренний голос оказался прав». «Иногда я представляю себе, что сижу перед экраном компьютера. Я формулирую вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить словами «да» и «нет». Я задаю вопрос и жду. Иногда на экране появляется написанное слово, иногда цвет (зеленый - да, красный - нет). Иногда слово звучит как сигнал в голове. Если я не получаю четкого ответа, я повторяю попытку через несколько часов, иногда формулирую вопрос по-другому. Если полученный ответ не удовлетворяет и не соответствует желаемому, следует принять его. Если начнете переспрашивать, подсознательное даст вам то, что вы желаете услышать, но жизнь показывает, что только первый ответ является правильным и то при условии, что вы изначально настроены его принять». Один бизнесмен после семинара по развитию интуиции и воображения каждый рабочий день начинал с того, что записывал внутренние образы и ощущения, а затем давал их секретарше - напечатать. Секретарша смеялась над ним. Однажды он записал образ кролика, который спускался быстро на лыжах с горы, а затем начал медленное восхождение на более высокую гору. После этого перед его внутренним взором возникла рука с пятью растопыренными пальцами. По внутреннему ощущению он ассоциировал образ кролика с компанией по производству садового инвентаря, акции которой он собирался скупать. Спрос на акции был так велик, что он опоздал - акции были скуплены более расторопными компаниями, а концу дня их цена взлетела на 25 % от первоначальной. Тут он вспомнил, что кролик скатывался с горы вниз. Действительно, через некоторое время спрос на акции стал резко падать. Цена упала ниже первоначальной. Все потеряли интерес к акциям этой компании. Аналитики охарактеризовали положение компании как крах. Но тот бизнесмен, помня, что после спуска кролика он видел восхождение на более высокую гору, продолжал наблюдать за курсом акций.

Когда цена акций упала до цены пяти долларов, он вспомнил о пяти пальцах, увиденных в воображении вместе с кроликом, и начал постепенно скупать акции. На следующий день он разместил крупный заказ на покупку акций. Акции медленно начали расти. Он продолжал скупать акции. Через несколько месяцев цена акций достигла первоначальной и продолжала расти. В конечном итоге, когда он продал акции на новом пике их спроса, он завершил самую крупную сделку в своей жизни. Секретарша перестала смеяться.

Молодого человека уже несколько лет беспокоило хроническое воспаление колена. Колено очередной раз начало распухать. «Оно раздувалось как воздушный шар, и я ковылял на костылях. Я отправился к местному доктору, и он решил отправить меня в Гейнсвилл, медицинский центр при университете Флориды, где мне бы вырезали коленный сустав целиком, прокипятили его в течение 24 часов, потом заморозили на 30 дней и затем вставили обратно. Понятно, такие слова не придали мне энтузиазма. Я попросил антибиотиков для временного облегчения и сказал, что подумаю над этим.

Я вернулся домой. Двигаться было тяжело, и я лежал в постели. Колено распухло до размеров волейбольного мяча. Я не мог натянуть на него штаны. Я начал размышлять: я действительно верю в метод Сильва (одна из известных методик, использующих активное воображение. -А.Н.)?

Я вспомнил, как мне говорили о том, что белые кровяные клетки способны бороться с остеомиелитом. Начав с пальцев ног, мысленно созывал белые кровяные клетки, чтобы они двигались к колену. Я рекрутировал армию, воображая, как она движется к полю боя. Когда я собрал всю эту армию в правом бедре, то мысленно усадил своих воинов на белых коней, вооружил их белыми мечами и белыми щитами. Когда все собрались и были готовы, я скомандовал: «Вперед!» - и представил, как эти создания волнами бросились в зону болезни, размахивая мечами и убивая все плохие клетки. Плохие клетки я визуализировал тощими, не слишком эффективными. Я посылал волну за волной и действительно увлекся.

Потом у меня создалось впечатление, что мы все- таки не побеждаем, а просто удерживаем свои позиции

(выделено мной: очень важно отмечать сопротивления и неудачи, а не игнорировать их и не давить на них визуализацией. - А.Н.). Я подумал: «Что делает врач?» Он выскабливает. Поэтому я решил ввести в дело лазерный луч, точно такой, какой видел в «Звездных войнах». Я запрограммировал лазерный луч таким образом, чтобы он поражал только возбудителей болезни, не трогая белые кровяные клетки. Я повернул лазерный луч вниз и нацелился на инфицированный участок.

Я так увлекся этим, что ожидал боли в колене, когда направил на него лазерный луч, но боли не было (важно: человек хорошо отождествился с миром воображения. С помощью чисто позитивной волевой визуализации этого не добьешься - необходимо на некоторых этапах следовать за внутренними энергиями, даже если они негативные; не только создавать желаемое, но и принимать то, что есть. - А.Н.). Я поворачивал луч туда-сюда, обходя весь коленный сустав, совсем как делал бы это врач, выскабливая инфекцию. Потом я отключил луч. Я так устал от боли и усилий, что сразу же уснул (важно: уснул - вошел сразу же после работы в состояние доверия и неопределенности, способствовал квантовому переходу. Сама потребность уснуть являлась показателем правильно проведенной работы. - А.Н.). На следующее утро я проснулся и увидел, что на колене образовался гнойник размером в половину мячика для гольфа. К полудню того же дня он прорвался, и гной вытек. Колено продолжало идти на поправку. С тех пор проблем с коленом у меня не было». (Сильва Хозе, Стоун Роберт).

Парню повезло. Он обладал достаточной интуицией и хорошим воображением, чтобы самостоятельно понять и пройти те тонкости, которые я отметил. Большинству людей это надо объяснять. 7.